Содержание
УАКИ. Часть третья: память древних имен
В ПОИСКАХ КОРНЕЙ КАЗАХСКИХ РОДОВ
Bolatyn eldiń balasy birin biri: «Batyr!» der
Имена народов и имена племен – это не просто реликтовые слова. Каждый, казалось бы, уже подзабытый, даже ветхозаветный антропоним продолжает жить и несет свою легенду, в которой зашифровано происхождение имени и его сокровенные смыслы.
Титульная память древних народов проходит через историю Степной Евразии как имена древних тюркских царей, тюркских племен и их родовых подразделений. Одно из таких исторических имен – Уаки.
Казахский род уак занимает особое положение в золотоордынской и казахской историографии. Само имя Уак принадлежит политической культуре Золотой орды, происходит из ее истории тохтамышевского времени. Ввиду этого имя этого рода – относительно молодое, что никак не отменяет древности его прародителей. Ведь нет в нашем народе рода без предка, а родовая память уаков – очень древняя. И как мы выяснили в предыдущих публикациях, древними предками уаков были имперские тюрки шато и онгуты чингисхановского времени.
Сразу скажем, что имя Уак вызывает интерес тем, что его синонимичные роды существуют только среди тюркских народов и только в золотоордынском ареале. И, действительно, одноименные казахам уаковцы представлены только среди прямых ордынских потомков: уак (увак) в составе ногайских кыпчаков и уактамгалы (увактамгалы) в составе узбекских найманов. Это прямо соотносит зарождение имени уаков к золотоордынскому суперэтносу и велико-кыпчакскому культурному ареалу.
Итак, первоназванность имени Уак в Тохтамышевское время свидетельствует о том, что имя Уак есть золотоордынская прерогатива.
Эмир, имя и улус Уак
Первоначально род уак в Золотой орде не фигурировал в числе 92 «кыпчакских родов» времен Узбек-хана. Но затем при Тохтамыш-хане этот улус проявился как мощная военная сила, причем возглавляемая высшим карачи-беком орды. Предводительство карачи-беком указывает на то, что этот улус был опорой ханской власти, его гвардейским подразделением. Карачи-беки и раньше фигурировали в орде еще со времен Джучи как предводители племенных объединений. Но после военно-административной реформы Узбек-хана племенные подразделения были раздроблены, раскассированы без учета родовых приоритетов. Войска были переформатированы в 92 ордынских полка (очевидно, тысячного состава). Эти полки в своей базовой основе, скорее всего, оставались родовыми, но были перемешаны, вне зависимости от племенного происхождения, сведены по четыре в 23 «межплеменные бригады», которые в свою очередь согласно еще джучиевой традиции составляли четыре улусные полевые армии, очевидно разного состава.
Именно по результатам этой реформы некоторые «кирме» были поименованы по имени основного рода улуса, то есть какие-то роды, вошедшие в «отдельные бригады» и в улусы, изменили свои дореформенные имена. А некоторые вновь образованные получили имена возглавлявших их эмиров. И тогда онгуты и иже с ними стали именоваться уаками по имени «ближнего» карачи-эмира Тохтамыш-хана «седоголового вождя» Уака, сына Акбалтыра.
В эпосе «Едиге-батыр» упоминаются «ближние» эмиры хана Тохтамыша: «седоголовые вожди» Шуак (Чуак), сын Мунджира, и интересующий нас Уак, сын Акбалтыра. Исходя уже из самих имен главных эмиров, они согласно тюркской традиции называния братьев «перекликающимися» именами могли являться родственниками. Причем Уак был старшим братом, поскольку именно его имя стало названием целого племени. И судя по тому, что хан приглашал их в свой шатер и от них ждал совета, то Уак-эмир являлся одним из карачи-беков, в подчинении которого состояло прочие эмиры со своими смешанными родовыми подразделениями. И очевидно, что именно Уак и стал самоидентификацией и родовым именем одного из корпусных или гвардейских подразделений орды. Грубо говоря, на запрос: «Кто идет», – отвечали: «Уак»!
Зачастую так и случалось в истории: тот же имперский суперэтнос османы назывался по имени основателя династии… О такой же именной традиции в истории Золотой орды говорится в «Шаджарат ал-Атрак» («Родословная Тюрков»):
А когда каждого из тех людей, которые вместе с… Султан-Мухаммед-Узбек-ханом выступили в поход и шли (в Мавераннахр), спрашивали, кто эти идущие, то они избирали (для ответа) имя предводителя и царя своего, которое было Узбек. По этой причине с того времени пришедшие люди стали называться узбеками…
А вот как это бывало с племенами. Согласно В.П. Юдину («О родоплеменном составе могулов Могулистана и Могулии…»): могульский хан «Туглук-Тимур возвеличил тех лиц, которые помогали ему в пути; от них пошли новые могульские племена». Так, например, «аймак Канглы» при могульском хане Туглук-Тимуре был переименован в «Бекчик», однако после воссоединения с казахами племя возродило свое исконное наименование канлы.
Расшифровка имени Уак – титул и сакрализация
Существуют интересные гипотезы о происхождении имени Уак, связывающие его с огузским племенем «йива, йивак» (что требует дополнительного изучения) или с именем Атсыз ибн Уак ал-Хорезми, в 1076 году взявшего Дамаск. И к сему вопрос: «уак» – это тюркизм, калькированный на «йивак», или же это арабизм?! В качестве ремарки упомянем здесь тюменского хана Ибак-хана, по имени которого возникает вопрос к лингвистам, возможен ли «диалектальный» переход ибак–ивак–увак–уак.
Кроме того, имеется простонародное объяснение этнонима «уак» как «усак» («мелочь, остаток»). Это объяснение даже на мой нелингвистический взгляд никак не совпадает с именем «Уак» и сводится к принижению (недооценке) своих же казахских братьев. К сему напоминаю: Bolatyn eldiń balasy birin biri «Batyr» der.
Тем не менее, разберем и это объяснение. Согласно объективным данным, а именно, рапорту генерал-поручика И. Шпрингера по состоянию на 1770 год: В «Увакской волости имеетца киргисцов мужеска полу… которыя действительно службу исправлять могут до пяти тысяч человек…». В то же время мы располагаем данными батыра Букенбая и А. Тевкелева на сопоставимый период времени, а именно на 1750 год о том, что Средняя орда казахов могла выставить порядка тридцати тысяч войска. Тем самым, каждый шестой воин Средней орды, состоящей из шести родов, был уаковец. Ну какой же тут «усак»!?
А теперь вернемся к новообразованному роду и его имени «уак». Оно возникло в связи с реформой орды при Узбек-хане, проведшем в орде реорганизацию родовых войск в территориальные формирования. Эту реформу Узбек-хан провел наряду с фундаментальной мусульманизацией всей жизни и самих природных имен орды?! И также обратим внимание на то, что «уак» в переводе с арабского означает «защитник» (араб. «уакина»). Такая этимология как бы сигнализирует, что уаки – защитники ставки, гвардейский тумен?!
Помимо такой этимологии, в слове «уак» выявляется также некое закодированное послание. Есть необъяснимое простонародным «усаком» созвучие имени «Уак» и святого для каждого казаха понятия «Аруак»! Аруак как термин даже поверхностно не расчленяется как «ару»+«ак» (красивый белый!?). Тут скорее угадывается «ар»+»уак» («благородный хранитель-защитник»)!
Ергенекты
Еще одно зашифрованное послание от предков сокрыто в имени уакского подразделения ергенекты. Одноименное подразделение имеется и у казахских найманов. Кроме того, помимо уакских и найманских ергенекты, согласно шежире от К. Батишулы, род иргенекти есть среди четырех сыновей Уйсуна, сына Акарыса (журнал «Айкап» за 1911 год, № 1). И это историческая загадка, ведь, согласно алашевцу, такой род был в Большой орде, а в современном шежире его нет?! Но сейчас и спросить не у кого, ведь старейшины-шежиреши были уничтожены советской властью, наряду со всей казахской элитой.
У казахских ергенекты есть сородичи и среди других племен золотоордынского ареала: род эргенекли в составе ногайских кипчаков, род ирганаклы в составе узбекских уйшунов, род ергенеклы в составе узбекского племени юз (иргеначлык-юз). У имени «Уак» опять же подтверждается золотоордынский ареал жизненного проявления!
И если убрать суффиксы, то мы видим, что корневым словом для родового имени является «ергенек». В этом корневом слове явно сокрыто закодированное послание от предков: налицо связь терминов и понятийных феноменов Тюркской цивилизации сознания и их понимания в связке: «ергенек-ты»–«ергене(к)-кон». Тут мы выходим на корневое слово «ергенек» – «дверь», тогда как термин «кон» («коне») означает исконный, исходный, древний (становище). Тогда «ергене(к)» и «кон(е)» вкупе дают словосочетание «исконные (исходные, древние) двери-врата» («исконное становище»)?! Исходя из этого, родовое наименование «ергенекты» можно истолковать как параллельное (возможно, табуированное), но собственно тюркское название выходцев из древних (Железных) врат (горных теснин), перешедшее в наименование стражников Древних врат (древней стены), калькированное в онгут! Тогда логично, что, возможно, при полутюркской династии Тан племя носило тюркское имя «ергенекты», которое при Цзинь было калькировано на чжурчженьский лад в «онгут»…
И тут интересна одна мысль: род ергенекты зафиксирован, помимо ногайских кипчаков и узбекских уйшунов и юзов, сразу у двух казахских племен (этносов): у уаков и найманов. Причем и те, и другие расселены в Прииртышье и Большом Алтае (былом Тюменско-Сибирском ханстве – последнем улусе хана Тохтамыша). Получается, там и расположен коренной ергенектинский Юрт, на который до последнего момента опирался свергнутый ордынский хан?! Возникает естественный вопрос, а откуда они там появились: возможно, они там и располагался со времен кимаков. И в качестве рабочей гипотезы предполагаю, что воины-Хранители, да еще из родственного Чингисхану клана, расселились там после похорон кагана, но род разделился между двумя племенами: уаками и найманами?!
И тут необходимо ответить еще на один вопрос. Все казахские (и тюркские) племена в большинстве являются сложносоставными. Так, например, у тех же найманов обнаружены разные гаплогруппы. Это объяснимо тем, что средневековые найманы образовали самое сильное, то есть самое многочисленное ханство Монголии. Это же говорит о том, что с древности найманы составляли не один род, а федерацию нескольких родов. И для ответа на вопрос о праотце уакских и найманских ергенекты необходимы обширные исследования, причем, не по родам-племенам, а по их подродам. Этот вопрос пока оставим генетикам, надеясь на их более масштабные исследования, в которых требуются гораздо более многочисленные выборки именно по подродам, порядка 50-100 образцов по всем подродам?!
И возвращаясь к тому, что специальный отряд воинов был расквартирован поблизости его могилы… Кому же еще доверить охрану священного захоронения, как не Хранителям Врат, наследным хранителям Стены: потомкам шато и онгутов…
Между прочим, там же находится один из трех проходов из Западного в Восточный Туркестан, главный из которых – Джунгарские ворота – гораздо южнее. А вот эти проходы через Алтайские горы – труднодоступные перевалы Бурхат, Акколь, Карсулу, через которые еще нужно перейти (пробиться). И там же может находиться Ергенекон, та самая легендарная Железная гора с пещерой, из которой вышли тюркуты, и та гора, которую позднее растопили предки Чингисхана… И к которой он, возможно, и вернулся?!
Священный Ергенекон
Как известно по источникам монголоведения, Чингисхан считал свой род вышедшим из Эргунэ-куна, который по правилам современного монгольского языка расшифровывается как «крутой косогор». Относительно недавно возникла и такая тюркская трактовка термина: «Үркін күн (Ürkün kün) – время массового беспорядочного бегства», что в принципе соответствует описанию Рашид-ад-Дина:
У того племени, которое в древности называли монгол, случилось распря с другими тюркскими племенами… Над монголами одержали верх другие племена и учинили такое избиение (среди) них, что (в живых) осталось не более двух мужчин и двух женщин. Эти две семьи в страхе перед врагом бежали в недоступную местность.
Собственно говоря, чингисхановская легенда повторяет древнетюркский сюжет Ашина. Есть два различия в легендах. Первое формально-численное различие чингисхановской легенды от древнетюркской легенды состоит в том, что в Ергенеконе укрылись не две семьи, а 10 потомков мальчика Ашина и волчицы. Второе различие заключается в олегендаренном способе выхода из укрытия: плавильщики-кузнецы Ашина вышли из пещеры, а нируны расплавили гору. А вот самая главная разница этих двух легенд состоит в том, что древнетюркская легенда старше чингисхановской более чем на полтысячи лет! Так кто кого «родил»?!
Древность тюркской легенды удостоверяется летописными источниками, согласно которым тюркутов из Ергенекона вывел вполне исторический персонаж князь Асянь-шад. С момента своего выхода из Ергенекона тюркуты Ашина создали вполне верифицированную историю Евразии. А произошли тюркуты от хуннов, и «породили» они шато, и породили шатосцы онгутов, а от тюрков-онгутов произошли многие тюрко-монгольские племена …
Ергенекон тюрков остается культурно первородным для кочевнической цивилизации Евразии, он удостоверяет древнюю память великих народов хунну и тюркутов. Ергенекон запечатлен в культуре и в душах тюрков. Более того, Ергенекон – это библия тюркского народа. Собственно, он есть легендарная, но классическая фиксация первородного культурно-цивилизационного импульса, породившего тюркскую историю. И этот Ергенекон есть исходная точка для ментальной сборки всего суперэтноса.
Именные обереги казахских родов
Казахи говорят: «Каждый казах – единственный мой»! Продолжая эту мысль, надо сказать, что и каждый казахский род – «единственный мой» и даже бесценный.
В наших именах собственных и фамильно-родовых зашифрованы имена-обереги, данные нам от родителей и фамильных предков. Соответственно, в названиях наших родов и племен зашифрованы благословения наших пращуров. Эти имена хранят сакральные смыслы древней Евразии тюрков. Почти в каждом родовом имени тюркского Турана хранится память ста поколений предков, которые боролись и умерли для того, чтобы сегодня жили мы – Тюрки!
В каждом человеке заложена родовая и кармическая память. Каждый индивид передает ее своим потомкам как родовую программу. Поэтому нельзя порочить родовое имя недостойными делами. Только благими делами и мыслями можно заслужить родовое благословение!
Каждый казах – это не только имя личное или фамильное. Казах – это древняя память ста поколений предков, хранящаяся в родовых именах. Это – не просто тотем или родовой уран, это – Аруах предков и космическая энергия мирового информационного пространства, сформированного за все время жизни человеческой цивилизации сознания, в котором есть и наша уникальная матрица имен, смыслов, эгрегоров. И в этой матрице нет казаха – без аруаха, а без Аруаха – нет казаха!
P.S. В следующей части цикла «Уаки» проекта «Turanian» исследование вопроса об истории войска Золотой орды…
Средний жуз — история, ру, известные люди
https://ru.sputnik.kz/20220206/sredniy-zhuz-rody-kazakhstan-izvestnye-vykhodtsy-22558366.html
Средний жуз – где находился, какие роды входили, известные выходцы
Средний жуз – где находился, какие роды входили, известные выходцы
Кто из известных казахстанцев входит в Средний жуз
2022-02-06T09:25+0600
2022-02-06T09:25+0600
2022-02-07T14:07+0600
общество
справки
казахстан
история
казах
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://sputnik. kz/img/386/92/3869276_0:95:1201:770_1920x0_80_0_0_38bf440bb0ed5710c1e5b307b795311a.jpg
Предки современных казахов входили в три исторически сложившихся родоплеменных объединения – Старший, Средний и Младший жузы. По мнению историков, происхождение жузов могло быть связано с географическим фактором. Есть также роды, которые не входили ни в один из жузов — торе, ходжа, толенгит (о них мы подробнее расскажем в последующих публикациях).Sputnik Казахстан продолжает цикл публикаций, посвященных казахским жузам и предлагает ознакомиться с историей Среднего жуза и узнать, какие роды в него входят.Где находился Средний жузСредний жуз был самым крупным и охватывал огромную территорию — Центральный, Северный, Восточный и отчасти Южный Казахстан. При этом казахи Среднего жуза были широко представлены в Монголии, Джунгарии, Западной Сибири и Средней Азии.Казахи из этого жуза кочевали на следующих территориях:Кто входил в состав Среднего жузаОбщая численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX—XX веков составляла примерно 1,2-1,3 млн человек. С учетом казахов из Китая и Монголии (главным образом, кереев и найманов) эта цифра достигала более 1,5 млн человек. На момент переписи 1989 года их было около 3 млн, а если включить казахов России, Монголии, Китая и Средней Азии, то около 4 млн человек.Согласно шежире (генеалогическая родословная), казахи Среднего жуза состояли из следующих групп: кыпчак, аргын, найман, керей, конырат, уак и таракты.Самым крупным родом в жузе (да и вообще среди всех казахов) являлись аргыны. Они занимали огромную территорию от Тургайского плато на западе до Алтая на востоке. Основная их масса была сосредоточена в Павлодарском и Акмолинском уездах. Общая численность аргынов на рубеже XIX-XX веков составляла около 500 тысяч человек. Уран аргынов (боевой клич) — акжол, каракожа, аманжол.К тюркским истокам: кочевники, пастухи, юрты и сказания — колоритные фотоКак сообщает книга «История Казахстана: народы и культуры», еще одним крупным родом Среднего жуза были найманы, их в этот период насчитывалось более 400 тыс.
человек. Уран найманов — каптагай.Кыпчаки локализовались главным образом в Центральном Казахстане от среднего и нижнего течения Сырдарьи на юге до бассейна реки Тобол на севере. Основные группы кыпчаков были расселены в Тургайском и Кустанайском уездах. Общая численность кыпчаков в дореволюционный период составляла примерно 150 тыс. человек. Уран кыпчаков — ойбас.Кереи были сосредоточены преимущественно в северном и северо-восточном Казахстане по бассейну среднего течения Иртыша и Ишима и в предгорной полосе Западного Алтая. Основная масса кереев располагалась в Петропавловском уезде. На рубеже XIX—XX веков в Казахстане насчитывалось 65—70 тыс. кереев. Помимо этого, значительная часть кереев, как и найманов, проживала в Китае и Монголии. Уран кереев — акжол, каракожа, ошибай.Другой род Среднего жуза – уак. Основные группы уаков были расселены в Семипалатинском уезде. В дореволюционный период общая численность уаков составляла около 55—60 тыс. человек. Уран уаков — жаубасар, бармак.Что кимешек мог рассказать о хозяйке: почему он был важен для казашек — фотоКоныраты проживали в основном по среднему течению Сырдарьи в Южном Казахстане.
Большая их часть располагалась в Чимкентском и Перовском уездах. Общая численность коныратов в Казахстане на рубеже XIX-XX веков оценивается примерно в 40-45 тыс. человек. Стоит отметить, что значительная часть коныратов проживала в Ташкентском и других уездах Средней Азии. Уран — алатау, мукамал.Еще один род таракты были буквально распылены на всей территории Среднего жуза и, как правило, проживали по соседству с аргынами. Самые большие группы таракты располагались в Каркаралинском уезде. Общая численность таракты в дореволюционный период едва ли достигала 6—7 тыс. человек. Уран таракты — жаубасар, жаукашар.Средний жуз и РоссияКазахи Среднего жуза начали входить в состав Российской империи в середине XVIII века, этот процесс продолжался до середины XIX века.В 1822 году обитателей Среднего жуза включили в сферу действия «Устава о сибирских инородцах» и «Устава о сибирских киргизах».Согласно реформам 1868 и 1891 гг. казахи Среднего жуза образовали в составе Российской империи:Кто происходит из Среднего жузаПо мнению историка Нурбулата Масанова, бесспорными интеллектуальными лидерами в дореволюционном Казахстана были торе и кожа – аристократы, стоявшие выше традиционной казахской генеалогии.
Любовь не имеет национальности: Байтурсынов, Букейханов, Сатпаев, Токаев и их жены»Но не меньшую, если не большую роль, играли выходцы из Среднего жуза, расположенного ближе к России и наиболее урбанизированного жуза. В начале XX века они явно доминировали в составе казахской интеллектуальной и политической элиты», — писал Масанов в своей статье.Так, например, первым казахским просветителем был представитель рода кыпчак Ибрай Алтынсарин, другие известные кыпчаки – поэт Мыржакып Дулатов, просветитель и публицист Ахмет Байтурсынов.Выдающимися поэтами и мыслителями были аргыны Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, общественные деятели Жусипбек Аймауытов и Султанмахмут Торайгыров.По сведениям Масанова, представители Среднего жуза преобладали в составе казахской элиты довольно долго и в советское время. Казахские писатели Габиден Мустафин, Сакен Сейфуллин, Ильяс Есенберлин, поэт Олжас Сулейменов – аргыны.Писатели Сабит Муканов и Габит Мусрепов – кереи, Беимбет Майлин – кыпчак.
Композитор Мукан Тулебаев – найман, певец Ермек Серкебаев и родоначальник казахского киноискусства Шакен Айманов – аргын.Историк отмечает высокую концентрацию среднежузовцев и в науке – президенты Академии наук Каныш Сатпаев, Шафик Чокин, Кенжегали Сагадиев (отец Ерлана Сагадиева – бывшего министра образования Казахстана), академики Алькей Маргулан, Жакан Ержанов, Малик Габдуллин.Три жены Абая: что дарил поэт любимым женщинам — фотоВесомым было представительство Среднего жуза и в советской партийно-хозяйственной номенклатуре. В частности, первый казах, ставшим первым секретарем ЦК Компартии Казахстана – это аргын Жумабай Шаяхметов.По информации из открытых источников, бывшие премьер-министры Казахстана Акежан Кажегельдин, Аскар Мамин также происходят из Среднего жуза.
https://ru.sputnik.kz/20220205/starshiy-zhuz-rody-istoriya-proiskhozhdeniya-i-izvestnye-vykhodtsy-22545177.html
казахстан
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Sputnik Казахстан
media@sputniknews. com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Новости
ru_KK
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
1920
1080
true
1920
1440
true
https://sputnik.kz/img/386/92/3869276_24:0:1175:863_1920x0_80_0_0_9e071f22224219775f9aff742605f4c1.jpg
1920
1920
true
Sputnik Казахстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Sputnik Казахстан
ру род казахстан средний жуз известные люди
ру род казахстан средний жуз известные люди
Предки современных казахов входили в три исторически сложившихся родоплеменных объединения – Старший, Средний и Младший жузы. По мнению историков, происхождение жузов могло быть связано с географическим фактором. Есть также роды, которые не входили ни в один из жузов — торе, ходжа, толенгит (о них мы подробнее расскажем в последующих публикациях).
Sputnik Казахстан продолжает цикл публикаций, посвященных казахским жузам и предлагает ознакомиться с историей Среднего жуза и узнать, какие роды в него входят.
Где находился Средний жуз
Средний жуз был самым крупным и охватывал огромную территорию — Центральный, Северный, Восточный и отчасти Южный Казахстан. При этом казахи Среднего жуза были широко представлены в Монголии, Джунгарии, Западной Сибири и Средней Азии.
Казахи из этого жуза кочевали на следующих территориях:
с запада на восток почти все пространство от рек Иргиз-Тургай-Тобол до Западного Алтая и Тарбагатая;
с юга на север — от среднего течения Сырдарьи, пустыни Бетпакдала и северной оконечности озера Балхаш до южных пределов Западно-Сибирской низменности.
Кто входил в состав Среднего жуза
Общая численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX—XX веков составляла примерно 1,2-1,3 млн человек. С учетом казахов из Китая и Монголии (главным образом, кереев и найманов) эта цифра достигала более 1,5 млн человек. На момент переписи 1989 года их было около 3 млн, а если включить казахов России, Монголии, Китая и Средней Азии, то около 4 млн человек.
Согласно шежире (генеалогическая родословная), казахи Среднего жуза состояли из следующих групп: кыпчак, аргын, найман, керей, конырат, уак и таракты.
Самым крупным родом в жузе (да и вообще среди всех казахов) являлись аргыны. Они занимали огромную территорию от Тургайского плато на западе до Алтая на востоке. Основная их масса была сосредоточена в Павлодарском и Акмолинском уездах. Общая численность аргынов на рубеже XIX-XX веков составляла около 500 тысяч человек. Уран аргынов (боевой клич) — акжол, каракожа, аманжол.
К тюркским истокам: кочевники, пастухи, юрты и сказания — колоритные фото
Как сообщает книга «История Казахстана: народы и культуры», еще одним крупным родом Среднего жуза были найманы, их в этот период насчитывалось более 400 тыс. человек. Уран найманов — каптагай.
Кыпчаки локализовались главным образом в Центральном Казахстане от среднего и нижнего течения Сырдарьи на юге до бассейна реки Тобол на севере. Основные группы кыпчаков были расселены в Тургайском и Кустанайском уездах. Общая численность кыпчаков в дореволюционный период составляла примерно 150 тыс. человек. Уран кыпчаков — ойбас.
Кереи были сосредоточены преимущественно в северном и северо-восточном Казахстане по бассейну среднего течения Иртыша и Ишима и в предгорной полосе Западного Алтая. Основная масса кереев располагалась в Петропавловском уезде. На рубеже XIX—XX веков в Казахстане насчитывалось 65—70 тыс. кереев. Помимо этого, значительная часть кереев, как и найманов, проживала в Китае и Монголии. Уран кереев — акжол, каракожа, ошибай.
Другой род Среднего жуза – уак. Основные группы уаков были расселены в Семипалатинском уезде. В дореволюционный период общая численность уаков составляла около 55—60 тыс. человек. Уран уаков — жаубасар, бармак.
Что кимешек мог рассказать о хозяйке: почему он был важен для казашек — фото
Коныраты проживали в основном по среднему течению Сырдарьи в Южном Казахстане. Большая их часть располагалась в Чимкентском и Перовском уездах. Общая численность коныратов в Казахстане на рубеже XIX-XX веков оценивается примерно в 40-45 тыс. человек. Стоит отметить, что значительная часть коныратов проживала в Ташкентском и других уездах Средней Азии. Уран — алатау, мукамал.
Еще один род таракты были буквально распылены на всей территории Среднего жуза и, как правило, проживали по соседству с аргынами. Самые большие группы таракты располагались в Каркаралинском уезде. Общая численность таракты в дореволюционный период едва ли достигала 6—7 тыс. человек. Уран таракты — жаубасар, жаукашар.
Средний жуз и Россия
Казахи Среднего жуза начали входить в состав Российской империи в середине XVIII века, этот процесс продолжался до середины XIX века.
В 1822 году обитателей Среднего жуза включили в сферу действия «Устава о сибирских инородцах» и «Устава о сибирских киргизах».
Согласно реформам 1868 и 1891 гг. казахи Среднего жуза образовали в составе Российской империи:
Кустанайский и Тургайский уезды Тургайской области;
Омский, Акмолинский, Атбасарский, Кокчетавский и Петропавловский уезды Акмолинской области;
Семипалатинский, Зайсанский, Каркаралинский, Павлодарский и Усть-Каменогорский уезды Семипалатинской области;
Лепсинский и отчасти Копальский уезды Семиреченской области;
Часть казахов Среднего жуза включили в состав населения Перовского, Чимкентского и Ташкентского уездов Сырдарьинской области.
Кто происходит из Среднего жуза
По мнению историка Нурбулата Масанова, бесспорными интеллектуальными лидерами в дореволюционном Казахстана были торе и кожа – аристократы, стоявшие выше традиционной казахской генеалогии.
Любовь не имеет национальности: Байтурсынов, Букейханов, Сатпаев, Токаев и их жены
«Но не меньшую, если не большую роль, играли выходцы из Среднего жуза, расположенного ближе к России и наиболее урбанизированного жуза. В начале XX века они явно доминировали в составе казахской интеллектуальной и политической элиты», — писал Масанов в своей статье.
Так, например, первым казахским просветителем был представитель рода кыпчак Ибрай Алтынсарин, другие известные кыпчаки – поэт Мыржакып Дулатов, просветитель и публицист Ахмет Байтурсынов.
Выдающимися поэтами и мыслителями были аргыны Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Магжан Жумабаев, общественные деятели Жусипбек Аймауытов и Султанмахмут Торайгыров.
По сведениям Масанова, представители Среднего жуза преобладали в составе казахской элиты довольно долго и в советское время. Казахские писатели Габиден Мустафин, Сакен Сейфуллин, Ильяс Есенберлин, поэт Олжас Сулейменов – аргыны.
Писатели Сабит Муканов и Габит Мусрепов – кереи, Беимбет Майлин – кыпчак. Композитор Мукан Тулебаев – найман, певец Ермек Серкебаев и родоначальник казахского киноискусства Шакен Айманов – аргын.
Историк отмечает высокую концентрацию среднежузовцев и в науке – президенты Академии наук Каныш Сатпаев, Шафик Чокин, Кенжегали Сагадиев (отец Ерлана Сагадиева – бывшего министра образования Казахстана), академики Алькей Маргулан, Жакан Ержанов, Малик Габдуллин.
Три жены Абая: что дарил поэт любимым женщинам — фото
Весомым было представительство Среднего жуза и в советской партийно-хозяйственной номенклатуре. В частности, первый казах, ставшим первым секретарем ЦК Компартии Казахстана – это аргын Жумабай Шаяхметов.
По информации из открытых источников, бывшие премьер-министры Казахстана Акежан Кажегельдин, Аскар Мамин также происходят из Среднего жуза.
Старший жуз – роды, история происхождения и известные выходцы
Wack Определение и значение | Dictionary.
com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
1
[ wak ]
/ wæk /
Сленг.
Сохрани это слово!
См. синонимы слова wack на сайте Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
существительное
странный, иррациональный или нетрадиционный человек; чокнутый
вещь или вещи, которые неудовлетворительны, бесполезны или низкого качества: Шоу в основном много дурацкого, с парой забавных моментов.
прилагательное
очень плохой или плохой: Песня отличная, но видео действительно дурацкое.
странный, иррациональный или нетрадиционный; чокнутый: Боюсь, соседи думают, что мы чокнутые!
очень хорошо: ребята съели то идиотское печенье, которое вы приготовили, и просят еще.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Также бей [wak, hwak] /wæk, ʰwæk/ .
Происхождение вака
1
Впервые отмечен в 1935–40 гг.; возможно обратное формирование от дурака; популяризирован в 1986 году благодаря фреске американского поп-исполнителя Кита Харинга (19 лет) против взлома.58–90), на котором был лозунг «Крек — это дурь»
Слова рядом wack
wabble, wabbly, wabi-sabi, Wac, Wace, wack, wacke, wacked-out, wack job, wacko, wacky
Другое определения wack (2 из 2)
wack 2
[ wak ]
/ wæk /
глагол (используется с дополнением или без него), существительное
whack 1 .
Dictionary.com Полный текст
Основано на словаре Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022 г.
Слова, связанные со словом wack
личность, идентичность, характер, карта, клоун, чудак, клиент, эксцентрик, урод, чокнутый, чокнутый, чудак, чудак, оригинал, чудак, роль, обличье, образ, человек, фигура
Как использовать wack в предложении
И он может перейти от разговора со своим Wack Pack к разговору с Джулией Робертс.
Энди Коэн рассказывает о своей мечте «Смотрите, что происходит в прямом эфире» Гости|Кевин Фэллон|16 июля 2014 г.|DAILY BEAST
К счастью, «мать Wack Packers» оправдала свою репутацию.
Моя ночь в шоу America’s Got Talent с Марианн из Бруклина|Кевин Фэллон|31 июля 2013 г.|DAILY BEAST
Одним из его самых известных был нью-йоркский рекламный щит, который он нарисовал слоганом «Crack is Wack».
Публика Кита Харинга, политическое искусство в парижском Музее современного искусства|Элис Кавана|19 апреля 2013 г.
|DAILY BEAST
Я выбрасываю грязь: (M) wapattikosch; (R) wacktóhsch (короткий wack).
Путешествия по внутренним территориям Северной Америки, 1832–1834 гг., Часть III (текст представляет собой главы XXVIII–XXXIII лондонского издания 1843 г., а Приложение представляет собой комбинацию приложений Лондонского и немецкого [Кобленца, 1839 г.] Издания)|Максимилиан, Принц фон Вид
Это также называют Падением Ту-лу-ле-вак или Ту-лул-мы-ак.
Путеводитель Бэнкрофта по Йосемити|А.Л. Бэнкрофт
«Сегодня вечером я принесу вам забавную игру в бинго», сказал Флерер.
Тайны Лондона, т. 1/4|Джордж В. М. Рейнольдс
Мы направились в магазин Уэка Стиллмана, излюбленное место встречи бездельников и бездельников.
Adventures in Many Lands|Various
British Dictionary definitions for wack
wack
wacker (ˈwækə)
/ (wæk) /
noun
Liverpool and Midland English dialect friend; приятель: используется в основном как адрес
Происхождение слова для wack
возможно, от диалекта wack или whack, чтобы поделиться, следовательно, тот, кто делится, друг
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition
© William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins
Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Wack Definition & Meaning — Merriam-Webster
ˈwak
сленг
: не на высоте : паршивый, хромой
а есть умелые моменты, есть и дурацкие Даниэль Смит
плохиши
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
этот фильм был wack , даже по меркам попкорна
Недавние примеры в Интернете
Поскольку стремление преподавать эту чепуху в государственных школах продолжается и по сей день, повторять эту идею широкой аудитории, даже в шутку, — это своего рода чушь .
Майлз Клее, 9 лет0236 Rolling Stone , 13 сентября 2022 г.
Чтобы узнать, сумасшедший ли у вас музыкальный вкус дурацкий , попробуйте A.I. бот для себя.
Дарлин Адерою, PEOPLE.com , 25 декабря 2020 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «ненормальный». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
вероятно изменение дурацкий
Первое известное использование
1984, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование wack было
в 1984 году
Посмотреть другие слова того же года
вахна
ненормальный
вакке
Посмотреть другие записи поблизости