Трактор нати 04: СТЗ-3 — первый серийный советский трактор с керосиновым двигателем

Кириндас Александр Михайлович: Артиллерийский тягач СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Трудяга Великой Отечественной

Артикул: p6043608

Купили 71 раз

О товаре

Основными типами тракторов, выпускавшихся в СССР накануне Великой Отечественной войны, были колесные «Универсал» и «Интернационал», а также гусеничные «Сталинец» и СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Первые три машины являлись в основном копиями американских прототипов. СХТЗ-НАТИ, наоборот, создавался силами советских конструкторов как первая отечественная конструкция гусеничного трактора для массового производства. Кроме сельскохозяйственного назначения этот трактор должен был отвечать требованиям Наркомата обороны для использования по мобилизации в качестве артиллерийского тягача. Именно в таком качестве СХТЗ-НАТИ применялись в Советско-финляндской войне 1939—1940 гг. В начале 1941-го они составляли почти пятую часть от общего парка механической тяги артиллерии Красной Армии. СХТЗ-НАТИ использовались для буксировки орудий весом до четырех тонн, главным образом в артиллерийских полках стрелковых дивизий. По количеству сделанного этим тягачом для Победы на тяжелейших фронтовых дорогах и бездорожье его по праву можно назвать настоящим ТРУДЯГОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.

Эта книга впервые во всех подробностях рассказывает об истории создания, модернизациях, службе в довоенное и послевоенное время, а также боевом применении артиллерийских гусеничных тягачей СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3).

Издание иллюстрированно уникальными фотографиями и чертежами, значительная часть которых публикуется впервые.

Характеристики

Автор:
Александр Кириндас

Серия:
Война и мы. Танковая коллекция

Раздел:
Военная техника

Издательство:
Эксмо, Редакция 1

Возрастное ограничение:
16+

Год издания:
2021

Количество страниц:
144

Переплет:
Твердый (7БЦ)

Формат:
200×270 мм

Вес:
0. 55 кг

Дарим до 50 бонусов за отзыв

Григорий Трифонов

Отзыв о покупке
на book24.ru

Очень радует, что Александр Кириндас продолжает серию монографий об отечественных тракторах. Кто знаком с его монографиями о тягачах Коминтерне и Сталинце, те знают стиль подачи материала.
Очень подробный экскурс в историю тракторов СССР, с широким обзором прототипов и зарубежных аналогов. Много подлинных чертежей, уникальные фотографии. Книга будет интересна всем неравнодушным к истории отечественного наземного транспорта. Ждём дальнейшего развития темы!

Андрей Павлов

Отзыв о покупке
на book24.ru

Наконец то ребята из Эксмо -Яуза продолжили тему артиллерийских тракторов Красной Армии ! Очередная интересная книга интересного автора по истории отечественной мехтяги 30-40 гг Наверное мало кто из нынешних читателей знает что тягач СТЗ-3 был первой отечественной разработкой универсального трактора,а не являлся копией иностранных образцов Книга закрывает этот пробел в истории отечественных тягачей И хотя СТЗ не отличался не особой мошностью ,ни скоростью ,он был на втором месте по численности в арт полках РККА на 22 июня 41 года и выпускался до начала Сталинградской битвы ,да и после войны тоже и сумел повоевать как в РККА так и в Вермахте ,где кстати немцы дали ему неплохую оценку как тягачу И в заключении отзыва ,этот невзрачный трактор внес немалый вклад в дело Победы нашего народа на нацистами и он достоин подробной книги как эта!

«Артиллерийский тягач СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3).

Трудяга Великой Отечественной», Кириндас А.М. — Торговый Дом «Библио-Глобус»

1719 ₽

под заказ



Отсутствует в торговом зале

Оформить заказв интернет-магазине


Издательство: Эксмо

Год издания: 2021

ISBN: 978-5-04-157729-2

Основными типами тракторов выпускавшихся в СССР накануне Великой Отечественной войны были колесные «Универсал» и «Интернационал», а также гусеничные «Сталинец» и СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Первые три машины являлись в основном копиями американских прототипов. СХТЗ-НАТИ, наоборот, создавался силами советских конструкторов как первая отечественная конструкция гусеничного трактора для массового производства. Кроме сельскохозяйственного назначения этот трактор должен был отвечать требованиям Наркомата обороны для использования по мобилизации в качестве артиллерийского тягача. Именно в таком качестве СХТЗ-НАТИ применялись в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг. В начале 1941-го они составляли почти пятую часть от общего парка механической тяги артиллерии Красной Армии. СХТЗ-НАТИ использовались для буксировки орудий весом до четырех тонн, главным образом в артиллерийских полках стрелковых дивизий. По количеству сделанного этим тягачом для Победы на тяжелейших фронтовых дорогах и бездорожье его по праву можно назвать настоящим ТРУДЯГОЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.
Эта книга впервые во всех подробностях рассказывает об истории создания, модернизациях, службе в довоенное и послевоенное время, а также боевом применении артиллерийских гусеничных тягачей СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3).
Издание иллюстрированно уникальными фотографиями и чертежами, значительная часть которых публикуется впервые.


Дополнительная информация:
















Артикул: 3361321
ISBN: 978-5-04-157729-2
Тип переплета: твердый
Тираж: 800
Название: Артиллерийский тягач СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3). Трудяга Великой Отечественной
Место издания: Москва
Издатель: Эксмо
Дата издания: 2021
Количество страниц: 144
Серия: Война и мы. Танковая коллекция
Высота, см.: 27
Ширина, см: 20
Толщина, см: 1,4
Вес в граммах: 548
Возрастная категория: 16+

Импровизация в промышленных масштабах

Импровизированные бронированные машины появились во время Первой мировой войны, но по-настоящему обыденным явление стало во время Гражданской войны в Испании. Наиболее распространенным типом транспортного средства был импровизированный бронированный автомобиль, но строились и бронированные тягачи. Менее подвижные, чем колесные бронеавтомобили, они не пользовались повышенным спросом в испанских условиях. Вторая мировая война вызвала возрождение самодельной бронетехники. В СССР было построено наибольшее количество бронетракторов, и один из них, ХТЗ-16, был принят в производство и построен в промышленных масштабах. 20 июля этому автомобилю исполнилось 75 лет.

Все для фронта, все что угодно


Немцы нанесли Красной Армии сокрушительный удар за первые три недели операции «Барбаросса». За короткое время армия потеряла более половины своих танков. Большинство из них считались устаревшими, а их замена только поступала в производство. Однако в числе погибших были и новенькие танки КВ и Т-34. Производственные планы были радикально увеличены практически сразу после начала войны. Проблема заключалась в том, что планы выглядели хорошо на бумаге, но увеличение производства было трудным делом, особенно с легкими танками. По довоенным планам основным легким танком Красной Армии должен был стать Т-50. Однако производство только начиналось, и ситуация с двигателями для этих танков была далека от идеальной.

Двигатель Т-50 произведен на заводе №75 в Харькове. Здесь же располагался завод №183, основной производитель танка Т-34. Рядом располагался Харьковский тракторный завод (ХТЗ), крупный производитель сельскохозяйственных тракторов. С 1937 года здесь строился трактор СХТЗ-НАТИ, разработанный в 1935 г. Научно-исследовательским институтом сельскохозяйственного тракторостроения (НАТИ). Эта машина также использовалась в качестве артиллерийского тягача. Используя конструкцию СХТЗ-НАТИ, советские конструкторы создали нестандартный транспортный тягач, серийно выпускавшийся под индексом СТЗ-5.

Несмотря на схожее с танковыми заводами назначение, ХТЗ не рассматривался для производства танков в 1941 году. Не рассматривался и с началом войны, так как завод пришлось коренным образом переоборудовать для выпуска легких Т-50. Тем более что, как было сказано выше, проблемы с производством двигателей ограничивали доступность этого танка. Постановление ГКО № 124 от 13 июля 1941 г. предписывало все оборудование нового завода на ХТЗ отправить в Сталинград для установки на Сталинградском тракторном заводе.

Трактор СХТЗ-НАТИ, шасси для ХТЗ-16.

Тем временем сотрудники ХТЗ и НАТИ нашли способ помочь Родине в трудную минуту. Неизвестно, была ли это инициатива сотрудников НАТИ/ХТЗ или военных. Скорее всего, предложение исходило от завода.

НАТИ начал работу над проектом по возрождению идей начала 1930-х годов. На базе тракторных шасси было разработано семейство гусеничных бронемашин, в том числе САУ. Дизайнеры пошли по тому же пути. Руководил работами В.Я. Слонимский, бывший руководитель проекта СХТЗ-НАТИ, и Е.Г. Попова, который позже изобрел трактор НАТИ Д (Я-11). ЯВЛЯЮСЬ. Черепин и А.В. Сапожников тоже участвовал в проекте. Последний был трактористом-испытателем.

Технический проект бронированного тягача на платформе СХТЗ-НАТИ выполнен и представлен на утверждение наркому среднего производства В. А. Малышев, в середине месяца. Предложение было одобрено, и Малышев направил Сталину проект постановления ГКО о заказе производства 2000 машин. Имеются сведения о постановлении ГКО № 019 «О накладном бронировании легких танков и бронировании тягачей». Якобы производство бронированных тягачей оно поручило ХТЗ и СТЗ, но это не соответствует действительности.

Начнем с того, что постановление ГКО от 20 июля 1941 года имело номер 219сс (совершенно секретно) и озаглавлено «О производстве 2000 бронированных тягачей». Он также никогда не упоминал СТЗ. Бронетрактора должны были производиться исключительно в Харькове. Согласно установленным срокам, первые 50 тракторов должны были быть изготовлены в августе, затем 850 в сентябре и 1100 в октябре. Кроме того, в постановлении говорилось не о разработке трактора, а о его постановке на производство.

Информация о том, что якобы один трактор из четырех выбран в августе. Постановление ГКО № 219ss четко описывает не только шасси (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетягача. Машина была вооружена 45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом ДТ. Лобовая броня составляла 30 мм, бортовая — 13,5 мм. Трактор будет развивать максимальную скорость 18-20 км/ч по дорогам и до 10 км/ч по бездорожью.

Месяц без брони

Индекс ХТЗ-16 уже использовался в начале августа 1941 года. К тому времени НАТИ и ХТЗ начали работу по постановке бронетрактора в серийное производство. Главный конструктор М.С. Сидельников возглавил работу со стороны ХТЗ. Ожидалось, что к 12 августа будут готовы два прототипа, но в действительности был готов только один. Из-за отсутствия 13-мм бронелистов борта имели толщину 10 мм. Остальной корпус был сделан вовсе не из брони, а из котельного листа.

Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 г.

К моменту выхода опытной машины на испытания ХТЗ уже вовсю работал над изготовлением шасси от бронированного тягача. Есть упоминания о том, что СТЗ-3 служил шасси для ХТЗ-16, но эта информация неверна. В техническом описании машины четко указывалось, что она создана на базе сельскохозяйственного трактора СХТЗ-НАТИ. Однако для использования его в качестве бронированного тягача пришлось внести изменения в 27 компонентов. Это неудивительно, так как СХТЗ-НАТИ не подходил для боевой машины из-за своей носовой компоновки и тесного боевого отделения. Необходимо было изменить компоновку и перепроектировать несколько компонентов.

Во-первых, мощность двигателя 1-МА увеличена с 52 до 58 л.с. Это немного, но масса выросла с 5,1 до 8,6 тонны, а каждая дополнительная лошадиная сила была необходима. Коробка передач также была изменена, чтобы справиться с дополнительной массой и мощностью двигателя. Раму удлинили, тележки расположили как на СТЗ-5, а направляющие колеса вынесли вперед. Конструкторы также использовали траки от СТЗ-5, так как они больше подходили для боевой машины. Топливный бак сместили влево, освободив место для механика-водителя впереди и правее его прежнего места. Эти перестановки освободили место для боевого отделения, в котором разместились еще два члена экипажа.

Передняя бронеплита крепилась болтами для облегчения обслуживания.

На шасси установлен бронекорпус с максимально наклоненной броней. Это было возможно лишь частично, так как СХТЗ-НАТИ был не очень большим (3451 мм в длину без рукоятки стартера). ХТЗ-16 был ненамного крупнее своего предшественника, 3830 мм в длину, 1870 мм в ширину, 2300 мм в высоту. Лобовой бронелист (перед двигателем) имел толщину 30 мм при наклоне 20 градусов. Броневой лист в передней части боевого отделения имел наклон в 25 градусов. Спереди трактор был защищен от крупнокалиберных пулеметов и автопушек. Этого было недостаточно для защиты от противотанковых орудий, но другие советские легкие танки, кроме Т-50, имели более тонкую броню.

Несмотря на тракторное шасси, ХТЗ-16 нельзя было назвать архаичным. Вопрос наблюдения был решен как нельзя лучше, корпус сварен, хорошо решен вопрос с люками. 45-мм пушка и пулемет ДТ соответствовали требованиям, предъявляемым к легким танкам того времени. Проблема заключалась в том, что к 1941 году орудие уже устарело.

Добавлен люк со стороны механика-водителя.

Уникальность ХТЗ-16 заключалась не только в его звании самого массового бронированного тягача в истории. Этот танк прошел полную программу испытаний, как подвижных, так и баллистических. По первоначальным планам ХТЗ-16 должен был пройти 500 км. Прототип проехал 470 км, из них 240 км по булыжной дороге, 69 км.по ровной грунтовой дороге, 139 км по проселочной грунтовой дороге и 22 км по другим дорожным условиям. Это очень много для эрзац-машины. Средняя скорость по шоссе 17 км/ч, запас хода 119 км. На бездорожье средняя скорость составила 8,9 км/ч, запас хода — 61 км.

Испытания показали, что двигатель, всасывавший воздух из боевого отделения, перегревался. В этом не было ничего удивительного, учитывая возросшую массу автомобиля и тот факт, что температура на улице была почти 30 градусов по Цельсию. Во время ходовых испытаний тягач преодолел уклон в 25 градусов, что неплохо для импровизированной машины. Максимальный угол наклона составлял 24 градуса. Трактор мог преодолевать ров глубиной 1,3 м, стену высотой 55 см и реку глубиной 0,6 м вброд. Двигатель глох на высоких оборотах, но эту проблему можно было решить, долив топливный бак. Были также случаи сломанных траков.

Доступ в боевое отделение осуществлялся через большой люк в корме.

Баллистические испытания также были большими по объему. Произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными снарядами. Точность орудия оказалась ниже расчетной, что объяснялось люфтом артустановки. Средняя скорострельность составляла 5 выстрелов в минуту. Нарекания вызвала маска орудия, так как она позволяла пулям и осколкам попадать в машину.

45-мм пушка и пулеметная установка ДТ на ХТЗ-16.

В целом бронированный тягач военным не понравился, что неудивительно. Были выдвинуты требования срочно начать производство соответствующих танков. Кроме того, 20 июля 1941 года было подписано постановление ГКО № 222, поручившее ХТЗ производство танков Т-60. Однако, как говорят в Одессе, желания и возможности – разные вещи. Кстати, бронетягач заимствовал некоторые детали от Т-60, в том числе его приборы наблюдения.

К 18 августа ХТЗ еще получал документацию на Т-60, но 329ХТЗ-16 находились в разной степени готовности. Однако ни на одном из них не было гусениц или электрооборудования. К 30 августа на заводе было 1037 шасси, но состояние было критическим. Шасси не оснащались бронекорпусами. Ворошиловградский и Новокраматорский заводы были поставщиками корпусов ХТЗ-16 и Т-60, но до конца августа не прислали ни одного корпуса. Задержку объяснили проблемами с усилением брони.

Проект по переделке СТЗ-5 в бронированный тягач. Эта идея инженеров завода № 264 Красильщикова и Немчинского не получила поддержки.

Ситуация была настолько ужасной, что первые 33 корпуса были изготовлены из мягкой стали. К 14 сентября поставлено 36 ХТЗ-16. К этому времени на ХТЗ было собрано 1528 шасси, из них 717 без гусениц, 1334 без топливных баков и 1304 без электрооборудования.

Первые ХТЗ-16, которые по переписке ГАБТУ также назывались Т-16, вышли с завода 7 сентября. Номера машин начинались с 16 (16-001 и т. д.). Поскольку серийный номер зависел от шасси, некоторые машины имели номера вроде 16-1672, хотя было выпущено всего 142 бронетягача. Постановление ГКО №681 об эвакуации ХТЗ в Сталинград было подписано 16 сентября. Производство ХТЗ-16 продолжалось и после этой даты, но далеко не на уровне 2000 единиц.

Подбитый ХТЗ-16. Автомобиль имеет камуфляжную окраску.

Кстати, о якобы производстве ХТЗ-16 в Сталинграде. Начнем с того, что ХТЗ полностью не эвакуировался в Сталинград. Часть оборудования для производства тракторов оказалась в Рубцовке Алтайского края. Что касается оборудования для производства танков, то оно было отправлено на завод №264, а не на СТЗ. В документах упоминается наличие 45-мм орудий и вопросы, что с ними делать. Завод № 264 не хотел заниматься бронетракторами, так как помимо корпусов Т-34 им было поручено производство Т-60.

Инженеры завода № 264 Красильщиков и Немчинский в середине августа написали письмо Сталину и Наркому судостроения с предложением наладить производство на заводе бронированных тягачей на шасси СТЗ-5. Ответ был отрицательным.

Короткий век бронетрактора

Согласно имеющимся документам, все ХТЗ-16 с корпусом из мягкой стали были отправлены в учебные части. Их отправили не только в Харьков: по одному бронетрактору отправили в школы Ульяновска, Армавира и Сталинграда. Первой частью, получившей тягачи с бронекорпусами, стала 12-я танковая бригада, получившая 14 ХТЗ-16. Восемь тягачей были отправлены в 14-ю танковую бригаду, один — в 13-ю танковую бригаду и пять — в 7-ю танковую бригаду. Больше всего ХТЗ-16 получила 133-я танковая бригада: всего 36 машин. 47-я танковая дивизия и 23-й резервный полк получили по восемь машин. Однако отправка бронированного тягача не означала, что он действительно прибыл. Например, 35-я танковая бригада получила 8 ХТЗ-16, но так и не получила их.

Подбитый и частично сгоревший ХТЗ-16. Машина имеет не только камуфляж, но и эмблему подразделения.

По понятным причинам первые бои ХТЗ-16 прошли в Харькове и его окрестностях. 22 сентября 12-й танковой бригаде было приказано овладеть Красноградом (Харьковская область). Согласно оперативным сводкам, тягачи воевали против итальянцев. 12-я танковая бригада несколько дней сражалась за Красноград, на его улицах велись ожесточенные бои. 27 сентября советские части были вынуждены перейти к обороне, так как бригада понесла большие потери в бронетехнике и личном составе. ХТЗ-16 также воевали при обороне Харькова. Один бронированный тягач поддерживал бой ополченцев у ЗУМа 24.10.1941. Трактор был подбит, а его экипаж сгорел.

Этот ХТЗ-16 пережил 1941 г. и был подбит только весной 1942 г.

Большинство ХТЗ-16 было потеряно осенью 1941 г. Однако небольшое количество дожило до 1941 г. Некоторые машины участвовали в боях в Харьков в мае 1942 г. Это было их последнее боевое применение. Тема боевых действий ХТЗ-16 в 1941-42 гг. требует дальнейшего изучения, что осложняется тем, что документов того времени осталось немного.

На этом изображении показаны два типа тракторов, которые построили немцы в Харькове. Разница не только в кабинах, но и в гусеницах.

Пока рано заканчивать рассказывать историю ХТЗ-16. Как упоминалось ранее, на заводе находилось более 1500 ХТЗ-16 в разной степени готовности. Эвакуированы не все. Документы перечисляют 809 шасси, оставленных на заводе. Бронированных тягачей немцы, конечно, не строили. Мало того, что корпусов для них не было, так они и не пользовались спросом. Однако немцы были очень заинтересованы в производстве гусеничных тягачей из-за того, что на распутицах могли ездить только танки и полугусеницы. Бронированные тягачи были переоборудованы обратно в обычные тягачи.

Их форма была очень разнообразной. Некоторые из них были построены по типу СХТЗ-НАТИ, с такой же кабиной, как у исходного трактора, другие имели более странную конструкцию. Гусениц СТЗ-5 не хватило на все машины, поэтому часть использовала гусеницы СХТЗ-НАТИ. Некоторые тягачи получили оригинальные кабины для орудийных расчетов. Большинство предметов этой обратной конверсии стали артиллерийскими тягачами.

АТЗ-3Т, артиллерийский тягач на шасси ХТЗ-16.

В заключение отметим еще одну машину, являющуюся прямым потомком ХТЗ-16. Как было сказано выше, часть оборудования ХТЗ была эвакуирована в Рубцовск. На этой технике был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ), главным конструктором которого был все тот же Сидельников. Свой первый трактор, получивший индекс АТЗ-НАТИ, завод выпустил в августе 1942.

А между тем стране нужны были трактора типа СТЗ-5, а не сельскохозяйственные. Конструкторское бюро АТЗ разработало такой трактор в 1943 году. Эта машина получила индекс АТЗ-3Т и использовала многие технические решения от ХТЗ-16, в том числе топливный бак слева и водитель справа. Это решение освободило место для небольшого кузова грузовика. Двигатель на этом тракторе также был форсирован до 58 л.с. Согласно документам, один опытный образец был построен летом 1943 года. Начальник ГАУ генерал-полковник Яковлев предложил АТЗ построить опытную партию тракторов 1 июля 1943 года. 43, но к тому времени уже был в производстве более совершенный трактор Я-11. На этом история этого автомобиля закончилась.

Оригинал статьи Юрия Пашолока.

В буйстве трактора, возвращение к знакомому и смертоносному методу террора против жителей столицы.

В результате нападения погиб один человек, Авраам Вальц, 29 лет., и ранили шесть человек в конце улицы Шмуэль Ханави, недалеко от отеля «Оливковое дерево» в Иерусалиме, когда водитель наехал на пешеходов и опрокинул почти пустой автобус.

Офицер полиции и сотрудник израильской тюремной службы подбежали к трактору и произвели залп по террористу, опознанному как Мухаммед Наиф эль-Джаабис, 23 года, когда он сидел в кабине, и убили его, согласно полиция.

Для жителей Иерусалима это нападение ознаменовало возвращение к слишком знакомому методу террора.

Получите The Times of Israel’s Daily Edition
по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости

Адрес электронной почты для новостной рассылки

Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями.

Инцидент, произошедший в понедельник, запечатленный на серии видеороликов с мобильных телефонов, напоминает аналогичное нападение в центре Иерусалима шестью годами ранее, когда водитель бульдозера буйствовал на Яффо-роуд, прежде чем был застрелен прохожий с ружьем запрыгнул в кабину.

Феномен использования бульдозеров для совершения терактов начался с инцидента в июле 2008 года, самого смертоносного из всех.

Автомобили разбросаны по Яффо-роуд после того, как террорист на тракторе устроил беспорядки в центре Иерусалима, июль 2008 г. (фото предоставлено Коби Гидеон/Flash90)

2 июля 2008 г. буйствовать по Яффо-роуд, разбив два автобуса, несколько автомобилей и пешеходов.

Водитель позже был идентифицирован как Хуссам Тайсир Дувейт, житель Восточного Иерусалима в Сур-Бахере.

Дювейт убил трех человек и ранил более 50. Жертвами, всеми жителями Иерусалима, были Элизабет (Лили) Горен-Фридман, 54 года; Жан Релеви, 68 лет; и 33-летняя Батшева Унтерман, чью маленькую дочь вытащили из машины незадолго до того, как ее раздавил бульдозер.

Архивное фото Авраама Вальца, убитого в понедельник в результате теракта в Иерусалиме после того, как 4 августа 2014 года его сбил тракторист (фото: Нати Шохат/Flash 90)

Всего несколько недель спустя, 22 июля водитель экскаватора рядом с отелем King David протаранил три автомобиля и автобус, ранив 24 человека.

Террорист, 22-летний Гассан Абу Тейр из Восточного Иерусалима, был убит сотрудником пограничной полиции и прохожим. Мероприятие проходило очень близко к отелю, где тогдашний кандидат в президенты Барак Обама должен был остановиться во время визита на Ближний Восток, и произошло всего за семь часов до того, как Обама приземлился в Израиле.

22 сентября 2008 г. 19-летний член ХАМАСа из района Джабель Мукабер в Восточном Иерусалиме по имени Кассем Муграби въехал на своем BMW в группу солдат, стоявших рядом с площадью Цахаль рядом с Яффскими воротами Старого города. По словам представителя полиции, солдаты застрелили водителя за считанные секунды. Он ранил 19 солдат.

Реклама

Офицеры израильской полиции и сотрудники службы экстренной помощи на месте, где террорист-тракторист врезался в автомобили в Иерусалиме, март 2009 г.. (фото предоставлено Yossi Zamir/Flash90)

5 марта 2009 г., менее чем через два месяца после окончания операции «Литой свинец», строитель въехал на своем тракторе в полицейский автомобиль рядом с торговым центром Malha Mall. Двое полицейских получили легкие ранения, а другие полицейские тут же убили водителя. Полиция опознала водителя как Марей аль-Радейде, строитель в возрасте около 20 лет, который жил со своей семьей в районе Бейт-Ханина в Восточном Иерусалиме.

Четыре года спустя, 17 октября 2013 года, брат ар-Радейде Юнис аль-Радейда протаранил трактором ворота военной базы к северу от Иерусалима. Один солдат получил легкие ранения. Солдаты тут же застрелили Юниса.