Содержание
Трактор МТЗ-80 — самый популярный в СССР и России
Трактор МТЗ-80 — уникальная машина с широчайшим спектром работ. Несмотря на солидный возраст, 40 лет, он пользуется повышенным спросом у фермеров и…
Трактор МТЗ-80 — уникальная машина с широчайшим спектром работ. Несмотря на солидный возраст, 40 лет, он пользуется повышенным спросом у фермеров и коммунальных организаций. Цена техники, произведенной Минским тракторным заводом, остается доступной, а качество многих удивляет: тракторы МТЗ-80/82 безотказно работают годами в совершенно разных климатических условиях.
В IV квартале 1973 года был собран 21 трактор МТЗ-80, в 1974 году — 80, к концу 1975 года выпуск МТЗ всех модификаций достиг 14 250 штук в год. Первый сверхплановый трактор «Беларус» МТЗ-80 сошел с главного конвейера 21 января 1975 года. В то же время предыдущую модель, МТЗ-50/52, ставшую основой нового трактора, еще долгие годы не снимали с заводского конвейера — так потребители продукции МТЗ ценили превосходные эксплуатационные качества этих машин.
По таким показателям, как производительность, универсальность, область применения, удельная материалоемкость, конструктивная масса, условия работы оператора, трактор МТЗ-80 находился на высоком мировом техническом уровне своего времени.
В 1960-х годах в связи с ориентацией на выполнение сельскохозяйственных работ на повышенных скоростях, до 9-15 км/ч, возникла необходимость в более мощной технике. Конструкторы МТЗ путем модернизации трактора МТЗ-50 создали трактор мощностью 75-80 л. с. тягового класса 1,4 и присвоили ему марку МТЗ-80/82. Трактор МТЗ-80 имеет привод только на задние колеса, а МТЗ-82 — полный привод. В конструкцию базовых моделей, МТЗ-50 и МТЗ-52, было внесено немало усовершенствований. Главное из них — модернизация двигателя Д-50 с тем, чтобы повысить его мощность до 75-80 л. с.
Технические усовершенствования
Модернизацией двигателя занимался Минский моторный завод. Общая координация работ и проектирование новых узлов шасси осуществлялись конструкторским бюро шасси трактора МТЗ-50 с привлечением других специализированных КБ.
В конструкцию заложили ряд прогрессивных технических решений, обеспечивающих высокий технический уровень машины. Мотор имел две модификации с запуском от электростартера. Повышение мощности до 80 л. с. и улучшение топливной экономичности было получено за счет непосредственного впрыска топлива, объемно-пленочного смесеобразования в камере сгорания, перенесенного в поршень, частоты вращения коленчатого вала до 2200 об/мин. Усовершенствованный двигатель обеспечивал эксплуатационную надежность, долговечность и экономичность.
В коробке передач был установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач, то есть было 18 передач переднего и 4 заднего хода. В муфту сцепления введены демпфирующие пружины, изменена конструкция маховика двигателя: он стал плоским, что улучшало вентиляцию всего отсека муфты и очистку полости от продуктов износа трущихся поверхностей.
Еще одно новшество — узел-ходоуменьшитель. Это шестеренный редуктор, обеспечивающий расширение скоростного диапазона трактора. Машина может работать и на замедленных технологических скоростях — менее 1,3 км/ч. Ходоуменыиитель смонтирован в отдельном корпусе, который присоединяется сбоку коробки передач, и им управляют с помощью наружного рычага. Автоматическая блокировка дифференциала (АБД) заднего моста своей конструкцией и местом расположения принципиально отличалась от аналогичного механизма трактора МТЗ-50. Теперь блокировку можно было производить на ходу, и это способствовало повышению производительности агрегата. Изменения конструкции привода заднего вала отбора мощности (ВОМ) дали возможность использовать две частоты вращения вместо одной.
Гидронавесная система
Гидронавесную систему оснастили гидроувеличителем сцепного веса (ГСВ), силовым и позиционным регулятором. Грузоподъемность системы увеличилась с 1500 до 2000 кг за счет повышения давления в системе до 160 кг/см2 (с 130 кг/см2). Для этого применен насос улучшенной конструкции ОНШ-32-2. В 1990 году грузоподъемность гидронавесной системы трактора МТЗ-80 довели до 2500 кг. Кроме того, добавили систему позиционного и силового регулирования.
Для работы с прицепными машинами были предусмотрены: жесткое регулируемое прицепное устройство, гидрофицированный прицепной крюк, буксирное устройство с амортизатором, автоматическая сцепка, пневмосистема, измененный привод компрессора (присоединенный к двигателю, а не к трансмиссии), дополнительные балластные грузы на задних колесах и на переднем брусе полурамы. При необходимости можно было установить съемный полугусеничный ход трактора МТЗ-50.
Новая кабина
Трактор МТЗ-80 получил новую кабину, более современной конструкции. Ее разработали в специальном КБ, созданном по указанию министерства с целью проектирования унифицированных кабин для всех пропашных колесных тракторов класса 0,9-1,4. Она отвечала отечественным и зарубежным стандартам.
По мнению механизаторов, такая кабина не менее комфортабельна, чем автомобильная. Она защищает тракториста от шума, вибраций, атмосферных осадков, солнечного излучения, загазованности, пыли. Кабина установлена на резиновых амортизаторах, снижающих передачу вибрации остова трактора на кабину. Внутри стенки покрыты тепло-, шумоизоляционными и звукопоглощающими материалами. С помощью блока отопления и охлаждения воздуха можно добиться оптимальной температуры в кабине в любое время года.
Для естественной вентиляции открываются крыша и заднее окно. Лобовое стекло очищает электрический стеклоочиститель, а заднее — стеклоочиститель с ручным приводом. Остекление кабины обеспечивает хорошую обзорность. Кабина двухдверная, с поручнями и подножками. В ней есть место для термоса, аптечки и вешалки для одежды. Сиденье водителя мягкое, одноместное, с торсионной подвеской и гидравлическим амортизатором. Положение сиденья регулируется по росту и массе тракториста, а также по высоте, наклону спинки. Можно изменить жесткость подвески сиденья.
В кабине удобно размещены все органы управления трактором и контрольные приборы, рулевая колонка вместе с рулевым колесом может откидываться вперед, регулируется положение рулевого колеса по высоте.
На мировом уровне
Производительность трактора МТЗ-80 по сравнению с МТЗ-50 повысилась на 30-35 %. Значительно расширилась область применения машины. Ее можно использовать на самых различных работах, с навесными, полунавесными, прицепными и стационарными машинами и орудиями. Количество агрегатируемых с трактором машин и орудий увеличилось до 230 наименований.
Высокая скорость (до 35 км/ч) дала возможность более рационально использовать трактор на транспортных работах. Он успешно может конкурировать с грузовыми автомобилями, особенно в тяжелых дорожных условиях. В тракторе МТЗ-80 установлен понижающий редуктор, удваивающий число передач, сокращающий разрыв между скоростями на двух смежных передачах и облегчающий подбор наиболее рациональной скорости во всем диапазоне технологических, основных рабочих и транспортных передач.
Подготовительные работы
По плану развития народного хозяйства на 1971-1975 годы перед коллективом завода стояли следующие задачи: увеличить объем продукции, повысить эффективность производства и технический уровень тракторов, увеличить выпуск запасных частей и др. Кроме того, начать изготовление нового трактора, МТЗ-80, было необходимо без остановки производства и снижения темпов выпуска продукции.
Предстояло завершить строительство высотной части механического цеха — МЦ-5, смонтировать и отладить оборудование, освоить производство деталей по цехам, наладить изготовление крупных штампов на Харьковском заводе специального инструмента и техоснастки (СИ и ТО). Все подготовительные работы планировали завершить в сентябре 1973 года и начать изготовление тракторов новой модификации.
Для организации работ образовали оперативный штаб. В 1973 году продолжили наращивать производственные мощности завода: приобрели 2765 единиц оборудования, из них смонтировали и ввели в эксплуатацию 2603. На участке обработки корпуса коробки переключения передач (КПП) был применен обходной вариант автоматической линии ЛМ-113, в механическом цехе № 1 смонтирована автоматическая линия для доработки промежуточной шестерни 50-1701056, в механическом цехе № 7 установлена автоматическая линия для изготовления валика переключения редуктора 50-1702063 и др.
В том же году был достроен и введен в эксплуатацию механический корпус № 5 производственной площадью 40 тыс. кв. м, пешеходный переход через улицу Козлова проходимостью 12 тыс. человек в час, централизованный склад заводского пищеблока, расширено производство товаров народного потребления за счет перемещения цеха на новые производственные площади, сдан в эксплуатацию участок изготовления пресс-форм при цехе точного стального литья (500 кв. м), смонтированы два венгерских склада № 44 для готовых узлов и деталей (912 кв. м) и для огнеупорных материалов (1556 кв. м), склад жидкого стекла (216 кв. м). В результате производственные мощности увеличились на 1 тыс. тракторов и на 1 января 1974 года составили 82 тыс. машин в год.
В добрый путь
Утром 5 ноября 1973 года на главном конвейере МТЗ было многолюдно — на 10 часов запланирована сборка трактора МТЗ-80. У ленты конвейера — конструкторы, спроектировавшие машину, специалисты, разработавшие технологический процесс ее сборки, слесари-сборщики цеха опытного производства, рабочие других цехов. Перед началом смены коллективы, которыми руководили мастера М. Д. Садовский и М. В. Гончаров, провели летучку и решили вести сборку первой партии не нарушая ритма основного производства.
В 10 часов утра конвейер на мгновение замер. Сборщик И. Кетри под аплодисменты присутствующих, под вспышки фотокамер установил на ленту полураму трактора МТЗ-80. Ветераны цеха Л. Б. Александрович и А. Лукашонок закрепили на ней мотор. Трактор обрастал все новыми узлами и деталями. Установили на остов кабину.
Эту непривычную для главного конвейера операцию (на МТЗ-50 ее устанавливали после сборки трактора) четко выполнили слесари-сборщики из цеха опытного производства Дакутько, Горностаев, Денисевич и мастер Голод. Первый «Беларус» МТЗ-80 вывел из цеха лучший тракторист-обкатчик С. Н. Кононович.
Испытания с пристрастием
В августе — сентябре 1973 года трактор «Беларус» МТЗ-80 проходил испытания в университете штата Небраска (США). Погода была очень жаркая, как никогда в последние 25 лет в Северной Америке, но даже при высокой температуре двигатель показывал хорошие результаты.
Первый этап, на треке № 1139, почти без перерыва продолжался до 11 часов ночи. На другой день в 5 утра МТЗ-80 вошел на трек, который хорошо знают специалисты. К трактору присоединили тормозную динамометрическую установку, датчики, боры. После этого этапа, после проверки, еще одной и перепроверки даже скептики убеждаются, что это не колдовство и одобрительно отзываются о машине. Испытания продолжались: трактор без снижения нагрузки круг за кругом ходил по треку. Даже за рулем испытатели менялись так, чтобы ни на секунду не прервать режим работы. Ведущий испытания ученый с мировым именем профессор Ларсен одобрительно улыбался, испытатели пожимали руки, хлопали по плечу: «Очень хорошо, отлично!».
Члены ученого совета университета рассматривали результаты придирчиво, скрупулезно, цифру за цифрой, изучали представленный отчет, расспрашивали о советских тракторах, которые они видели на полях Европы, Азии, Африки. Испытания завершились: советский трактор получил высокую оценку зарубежных специалистов.
Модификации
На базе тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 были созданы модификации специального назначения:
МТЗ-82Р — колесный рисоводческийтрактор;
МТЗ-82Н — универсально-пропашной трактор, с полным приводом и пониженным клиренсом (400 мм), сиденьем с возможностью отклонения от продольной оси для поддержания вертикальной посадки тракториста на склонах до 16°;
МТЗ-82К — крутосклонный универсальнопропашной трактор, с полным приводом, бортовыми качающимися редукторами, гидравлической системой автоматической стабилизации и выравнивания положения остова для работ на склонах до 20°; МТЗ-80Х/80ХМ — хлопководческий трак-с одним управляемым колесом;
Т-70В/С — универсально-пропашной гусеничный трактор, класса 2 т, В — для возделывания винограда, С — сахарной свеклы, с двигателем пониженной мощности — Д-241 Л (70 л. с.), заблокированной в КПП 9-й передачей, измененной гидросистемой;
МТЗ-80/82В — универсально-пропашные тракторы с реверсивным редуктором; МТЗ-82Т — овощебахчевая модификация, с повышенным клиренсом за счет установки дополнительных колесных редукторов; Т-80Л — лесохозяйственная модификация, для трелевки древесины, лесовосстановления, работ с агрохимией и противопожарных мероприятий.
Подпишись на наш Telegram-канал
Фордзон-Путиловец: первый массовый советский трактор
В то время как в других странах в сельском хозяйстве все большую роль стала играть механизация, в начале 1920-х Советский Союз все еще оставался страной гужевого транспорта. Чтобы переломить ситуацию, требовалось организовать массовое производство простых и дешевых тракторов. Дело осложнялось тем, что из-за недостатка необходимых компетенций, наладить такого рода производства собственными силами и в разумные сроки не представлялось возможным. Как следствие руководством СССР было принято наиболее очевидное решение — закупить лицензию за рубежом. Так на свет появился первый массовый советский колесный трактор — Фордзон-Путиловец.
Fordson F
Генри Форд со своим творением
Фирма Fordson была основана в 1916 году известным американским промышленником Генри Фордом. Талантливый бизнесмен хорошо понимал, что наравне со всеобщей автомобилизацией, настала эпоха моторизации промышленности и сельского хозяйства. Следуя своим принципам, Форд разработал простой, удобный в управлении и доступный колесный трактор, приспособленный для массового серийного производства.
Трактор получивший обозначение Fordson F, имел двухосную компоновку с ведущими колесами увеличенного диаметра сзади, и управляемыми колесами спереди. Первенец Fordson — это первый в мире безрамный трактор. Картер его двигателя, корпус коробки передач и заднего моста представляли собой единую конструкцию. Двигатель карбюраторный, четырехцилиндровый мощностью 20 л.с. работал в паре с 3-ступенчатой коробкой передач. Подвеска как таковая отсутствовала. Колеса стальные, с мощными грунтозацепами, в целях экономии крыльями не накрывались, отчего для тракториста были крайне травмоопасны. Кабина отсутствовала, из удобств — стальное сиденье без спинки.
Технический коллектив завод Красный Путиловец и двухтысячный Фордзон-Путиловец
Большинство недостатков Фордзон, перекрывала его цена. По мере наращивания производства, стоимость трактора постоянно снижалась. Если в 1917 году за него просили 900 долларов, то в 1921-м уже 625. Для сравнения Ford T аналогичного года выпуска стоил 300 долларов. Помимо небольшой цены, Fordson славился своей универсальностью и простотой освоения. Его мощность на крюке достигала 9 л.с., а рабочий диапазон скоростей варьировался от 2,3 до 10,8 км/ч.
Фордзон-Путиловец
Фордзон-Путиловец
Таким образом для советской программы начальной коллективизации, Fordson F обладал наиболее оптимальным набором характеристик. Вскоре советское правительство и Генри Форд подписали лицензионное соглашение об организации производства трактора на территории СССР. В нашей стране машина получила наименование Фордзон-Путиловец, от имени завода изготовителя — Красный Путиловец. В техническом плане советский Фордзон от американского ничем не отличался. Серийный выпуск Ленинградский завод освоил в октябре 1924 года. Поначалу трактор выпускался из американских комплектующих, но постепенно путиловцы полностью локализовали производство.
Фордзон-Путиловец в работе
В СССР Фордзон-Путиловец был чрезвычайно востребован. На тракторе обрабатывали огромные пахотные площади. Причем зачастую механизаторы работали в несколько смен. Кроме того Фордзон часто применялся для привода стационарных машин: мельницы, генератора, насоса, механической пилы и т.д. В таких сложных условиях моторесурс трактора не превышал 200-300 часов. Тем не менее именно Фордзон-Путиловец стал тем необходимым подспорьем в коллективизации и основой тракторостроения СССР.
Всего с 1924 по 1932 год завод Красный Путиловец выпустил 49598 тракторов.
Последняя советская экономика Европы приближается к своему «расплатному часу»
Андрей Сусленков, директор по идеологической работе Минского тракторного завода, с гордостью демонстрирует преимущества, которые его компания предлагает бесплатно или за небольшую плату более чем 30 000 рабочих и пенсионеров . В поликлинике завода 560 врачей и сотрудников используют элегантное западное оборудование для оказания помощи от плановых осмотров до операций, включая лазерную коррекцию зрения. Дворец культуры напротив богато украшенных сталинских ворот включает в себя плюшевый театр со светом и звуком. Здесь как раз прошел концерт в честь «Дня машиностроителя». За пределами столицы лесной санаторий обеспечивает лечение, отдых и летние лагеря для 300 детей сотрудников одновременно. «В то время они были умными профессионалами, которые создали эти социальные службы», — говорит Сусленков, добавляя, что он проверил систему, которую советские планировщики создали для завода, и не нашел «лишнего», чтобы его сократить.
Назовите это исключением для Беларуси. Спустя почти 28 лет после распада Советского Союза, эта чрезвычайно осторожная нация с населением 9,5 миллионов человек, пережившая столетия из-за войн Москвы с другими частями Европы, сохранила многие промышленные рабочие места и социальные экосистемы, которые когда-то централизованно планировали фабричные бюджеты. поддерживается во всем блоке.
На Западе Беларусь, вероятно, наиболее известна как «последняя диктатура Европы». Менее признано, что переход от административно-командной экономики к полурыночной, осуществленный со скоростью трактора по грязи, по некоторым экономическим показателям сделал эту страну лучшим местом для жизни, чем любая другая бывшая советская республика, за исключением трех прибалтийских государств, которые присоединился к Европейскому Союзу. Беларусь имеет лучшие показатели по неравенству, чем любая страна ЕС (включая такие страны, как Дания), и имеет меньший процент людей, живущих менее чем на 5,50 долларов США в день, показатель бедности Всемирного банка, чем любая другая часть того, что когда-то было Советским Союзом. , половина из 28 государств-членов ЕС или 9 США.0003
Вместо выбоин на дорогах, ветхих зданий и депопуляции, характерной для некоторых других бывших советских республик, 65-летний президент Александр Лукашенко превратил Минск в нечто вроде советского тематического парка. Это видение того, как, по его мнению, все могло бы быть без краха коммунистической империи в 1991 году. Статуи Ленина и других большевистских героев по-прежнему доминируют в городских пейзажах. Сталинские дома и бульвары безукоризненно ухожены и покрашены; парки ухожены, тротуары подметены. После визита Лукашенко на тракторный завод в 2015 году руководители восстановили фризы коммунистической эпохи, снятые во время кампании против «архитектурных излишеств», последовавшей за смертью Сталина, в 1919 году.53.
«Я думаю, что у Беларуси действительно есть уникальный путь», у которого есть некоторые недооцененные преимущества, такие как стабильность, — говорит Александр Пивоварский, региональный менеджер ЕБРР, в интервью в своем офисе в центре Минска. «Но мы считаем экономическую модель Беларуси неустойчивой».
Действительно, исключение Лукашенко сейчас находится под угрозой по той же причине, по которой другим было бы трудно подражать: это стало возможным благодаря фактическим ежегодным российским энергетическим субсидиям на миллиарды долларов в виде большого количества сырой нефти. нефть, которую Беларусь покупает со скидкой. Россия отзывает эти субсидии с помощью так называемого налогового маневра, который устранит льготу, которой воспользовалась Беларусь. Его нефтеперерабатывающие заводы уже платят 80% мировой цены за российскую нефть — по сравнению с 50% пять лет назад — и в результате изменения налога они будут платить полную цену к 2025 году при стоимости, по словам правительства, более 10 миллиардов долларов. те шесть лет. (Беларусь также платит за российский природный газ всего в два раза меньше, чем страны Западной Европы. Переговоры о сохранении этой скидки продолжаются.)
Без компенсации этих потерянных субсидий Беларуси, возможно, придется реструктурировать свои унаследованные государственные заводы, потеряв многие рабочие места и системы социального обеспечения, которые они поддерживают. «Вы должны помнить, что Беларусь — это нефтяная экономика. Он не похож на экспортера нефти, но он им является, потому что все время получал дешевую нефть из России», которую затем перерабатывает для реэкспорта в Европу, говорит Сергей Гуриев, бывший главный экономист Европейского Банк Реконструкции и Развития. «Это вот-вот изменится, и у нас есть час расплаты».
Кремль делает любую компенсацию, чтобы смягчить удар, в зависимости от сделки по интеграции двух стран. Это вынуждает Лукашенко сделать выбор, которого он давно пытался избежать: заключить сделку с Россией, рискуя быть замеченным в жертвовании суверенитетом, или поставить тяжелую промышленность страны на коммерческую основу и обратиться за поддержкой к Западу, рискуя возмездием со стороны Москвы. . Соглашение, ставшее результатом многомесячных напряженных переговоров, должно быть подписано 8 декабря.
До сих пор Лукашенко вел дела с Россией так, как не удавалось другим бывшим республикам. Отчасти благодаря полученной стабильности валовой внутренний продукт Беларуси на душу населения в долларовом выражении примерно в два раза выше, чем в других бывших республиках Грузии, Молдове или Украине. Эти три страны больше экспериментировали с рыночной экономикой, демократией и проевропейским курсом, что привело к столкновениям с Москвой. Вместо дешевой энергии они получили российские санкции, политическое вмешательство и территориальное расчленение. Цена, которую белорусам пришлось заплатить за эту стабильность в виде потери защиты прав человека и политических свобод, была непомерной. Служба внутренней безопасности до сих пор называется КГБ. В отчете Организации Объединенных Наций за 2018 год упоминаются нарушения, которые варьируются от полицейских пыток до ограничений свободы выражения мнений.
Однако многое изменилось с тех пор, как белорусы проголосовали на референдуме за сохранение Советского Союза с перевесом 84% против 16%, незадолго до его распада в 1991 году. Придя к власти, Лукашенко, бывший директор колхоза, воспользоваться этой ностальгией, чтобы повернуть время вспять по либеральным реформам, проведенным после распада Советского Союза. Среди прочих мер он отменил некоторые прямые местные выборы, ограничил право покупать и продавать сельхозугодья и восстановил русский язык в качестве официального. Он также перенес День независимости в ознаменование советского освобождения Минска от нацистской оккупации в 1919 г. 44 вместо декларации о суверенитете Беларуси от Советского Союза в 1990 году.
Не стеснялся он и своих взглядов на частное предпринимательство. «Через 10 лет я пожму руку последнему предпринимателю», — сказал он в 1995 году, согласно сообщениям местных СМИ. «Предприниматели — паршивые блохи, в них нет нужды!» Четыре года спустя он подписал соглашение с Россией о слиянии политических и экономических институтов двух стран, чтобы сформировать частично воссоединенное государство, которое, за несколько дней до прихода к власти в Москве Владимира Путина, казалось ему жизнеспособным кандидатом на пост главы.
Сегодня Лукашенко накалывает медали на грудь предпринимателям и позиционирует себя как защитник суверенитета Беларуси. Около 50% экономики находится в частных руках. В центре Минска среди городских зданий сталинской эпохи появилось множество баров, ресторанов и частных магазинов, а ряд магазинов до сих пор рекламируют свои товары в советском стиле как просто «Обувь», «Книги» или «Продукты». ». И несмотря на все свое нежелание приватизировать крупных государственных работодателей, Лукашенко использовал целевые налоговые льготы и регулятивные послабления для поощрения роста активного частного технологического сектора. Это помогло создать создателям всемирно известной видеоигры World of Tanks , а также ИТ-аутсорсинговая компания Epam Systems Inc., зарегистрированная на Нью-Йоркской фондовой бирже с рыночной капитализацией более 11 миллиардов долларов.
«Это настоящие истории успеха, — говорит Гуриев, ныне профессор экономики парижского Института политических исследований Sciences Po. Тем не менее, обе технологические компании перенесли свои штаб-квартиры за пределы страны, как только они разрослись, — Epam в Нью-Йорк, а Wargaming Group Ltd. — на Кипр. «Предприниматели не защищены от КГБ, — говорит Гуриев.
Что отличало Беларусь от ее соседей, так это отказ Лукашенко от приватизации экономики в 1990-х годах, что предотвратило появление могущественных так называемых олигархов, которые расхватали огромные государственные активы в Украине и России, по словам Павла Данейко, генерального директора Бизнес-школа ИПМ в Минске. Вместо того, чтобы приобретать компании с советскими корнями, такие как Минский тракторный завод, известный как МТЗ, потенциальные предприниматели в Беларуси должны были создавать предприятия с нуля в новых секторах, таких как информационные технологии и розничная торговля. Владелец сети супермаркетов ООО «Евроторг» теперь претендует на звание крупнейшей частной компании страны по количеству сотрудников.
Долгое время враждебное отношение Лукашенко к частному предпринимательству затрудняло это развитие. «В 2005 году КГБ сказал мне уехать из страны на пару лет, — говорит Данейко. Бизнес-школа, которой он руководил в то время, была вынуждена закрыться. «Я поехал в Москву и подумал, что Россия — это своего рода рай для бизнеса по сравнению с Беларусью, — говорит он. С появлением относительно мягкой, свободной от олигархов, хотя и ограниченной формы капитализма Беларусь, по словам Данейко, изменила ситуацию.
Белорусы уже не так сильно хотят, чтобы ими управляли из Москвы. Недавний опрос общественного мнения, проведенный неправительственной организацией BAW, показал, что 75,6% респондентов хотели, чтобы Беларусь и Россия оставались независимыми и дружественными государствами. Пытаясь ограничить грядущую сделку с Кремлем экономической интеграцией, правительство также пытается подписать торговое соглашение с ЕС и укрепить торговые и инвестиционные связи с Китаем. «Беларусь всегда остро чувствовала дуновение геополитического ветра», — заявил министр иностранных дел Владимир Макей на октябрьской конференции в Минске. «В последнее время мы живем в условиях постоянной штормовой тревоги».
Проблема для Беларуси заключается в том, что «хотя они добились невозможного — сохранили все преимущества, которые у них были, — так что теперь у них есть будущее», эта стратегия сделала страну зависимой от России до такой степени, что торговые данные недооценивают Василий Кашин, специалист по обороне, старший научный сотрудник Московской Высшей школы экономики.
Например, МТЗ экспортирует более 90% из 32 000 производимых ежегодно тракторов, при этом Россия — безусловно, крупнейший рынок — покупает около трети из них. Другие крупные машиностроительные заводы Беларуси не менее зависимы. Тем временем четверть экспорта в Европу приходится на нефтепродукты, зависящие от дешевой нефти, поступающей из Москвы. «Россия может закрыть их все в течение нескольких месяцев; экономика рухнет», — говорит Кашин.
Растущий технологический сектор Беларуси, отчасти являющийся наследием специализации страны на производстве электроники на умном конце советской военной машины, гораздо меньше зависит от России. Правительство предлагает налоговые и нормативные льготы компаниям, принятым в виртуальный парк высоких технологий; эта помощь необходима именно потому, что конкуренция носит глобальный характер и исходит из таких стран, как Индия, а также Россия, Европа и США, говорит Юрий Пляшкоу, основатель и исполнительный директор IdeaSoft, небольшой ИТ-аутсорсинговой компании в Минске.
Однако технологий недостаточно. Экономика в целом росла черепашьими темпами после мирового финансового кризиса (в среднем 1,7% в год с 2009 года по сравнению с 7,5% в предыдущее десятилетие). По одной из оценок, этот спад совпал с падением российских энергетических субсидий до 5-10% ВВП Беларуси с докризисного максимума в 20% ВВП. Высокопоставленный чиновник государственной нефтяной компании «Белнефтехим» заявил в конце октября, что белорусские нефтеперерабатывающие заводы потеряли 250 миллионов долларов за первые девять месяцев этого года в результате последних изменений в налоговом кодексе России.
Правительство влезает в долги, чтобы сохранить свою экономическую модель на плаву. Экономика также стала выглядеть менее эгалитарной, поскольку богатство концентрируется в высокотехнологичном Минске, в то время как большинство других регионов отстают. Международный валютный фонд прогнозирует, что, если Лукашенко не сможет получить компенсацию от Москвы, изменение российских налоговых правил для ее энергетических компаний будет стоить стране еще 5,2% от ее годового ВВП в 60 миллиардов долларов к 2023 году. Решение, по мнению фонда: либо реструктурировать, приватизировать или закрыть эти крупные советские заводы, чтобы сократить государственные расходы на субсидии, подобно тому, как это делалось в других местах в XIX веке. 90-е.
«Мы движемся к либерализации, но постепенно, мы не собираемся делать это ударным путем», — говорит пресс-секретарь МИД Анатолий Глаз. «Вы видите ситуацию в ряде стран, в том числе рядом с нами; социальная стабильность важна для нас». Глаз также выступал против всей концепции российских субсидий, утверждая, что Москва обязана продавать энергию белорусским компаниям по той же цене, что и российским, в соответствии с правилами интегрированного рынка Евразийского экономического союза, к которому принадлежат обе страны. «Это не субсидия, это вопрос равенства, равных цен. Это могут быть даже мировые цены, но они должны быть одинаковыми, иначе мы не сможем конкурировать на одном рынке».
На производственной линии МТЗ рабочие в настоящее время собирают 120 моделей и модификаций тракторов, по сравнению с четырьмя в советское время, от крошечных 8-сильных машин до 350-сильных компьютеризированных монстров, которые могут стоить более 120 000 долларов. Компьютеры распределяют необходимые детали и управляют 14-километровыми (8,7 мили) конвейерными лентами, которые питают производственные линии. По словам Сусленкоу, теперь это коммерческая операция, так как платные туристы проходят в главный производственный цех, а затем переходят к мучительному симулятору гонок на тракторах с ремнями и, наконец, к сувенирному магазину, где продается все, от игрушечных тракторов до фирменных топоров. Что касается пособий работникам, «мы заметили, что компании, которые закрыли свои социальные службы, теперь испытывают проблемы с удержанием работников», — говорит он. По словам главного врача, одна только медицинская клиника обходится МТЗ в 4 миллиона долларов в год.
Опубликованные годовые отчеты показывают, что МТЗ получает прибыль. Если это правда, то, вероятно, благодаря базовой модели трактора стоимостью от 12 000 до 14 000 долларов, которая остается популярной в бывшем Советском Союзе, Африке и Азии, потому что она недорогая и достаточно простая, чтобы фермеры могли починить ее сами. Другим унаследованным отраслям Беларуси сложнее сохранить рынки или найти новые.
Данейко, директор бизнес-школы, недавно был нанят для консультирования по плану реорганизации одного из них, государственного производителя зерноуборочных комбайнов ОАО «Гомсельмаш». По его словам, реструктуризация таких бывших советских гигантов неизбежно приведет к приватизации. А с этим может прийти конец постсоветской мечте Лукашенко.
Связаться с авторами статьи:
Марк Чемпион в Лондоне: [email protected]
Александр Кудрицкий в Москве: [email protected]
© Bloomberg L.P., 2019 г. Все права защищены. Используется с разрешения.
Практика советского планирования: от тракторов к территории
Социализация земли была одним из первых законодательных актов, принятых большевистским правительством в 1917, и это была мера, положившая начало лихорадочному периоду теоретизирования и построения новых пространственных моделей. Если капиталистический урбанизм был плотным, централизованным и эксплуататорским, задавались вопросом советские планировщики в области физического и экономического планирования, как могло бы быть иначе организовано социалистическое пространство, чтобы обеспечить справедливые экономические и социальные отношения? В то время как актуализированные социалистические города раннего советского периода, известные в свое время как социально-промышленные поселения, подвергались критике со стороны историков архитектуры за их неспособность воплотить в жизнь революционные формы, мое исследование устанавливает значение этих мест как жизненно важных узлов в сети живых существ. лаборатории для городских экспериментов. Я утверждаю, что ранние советские планировщики руководствовались не формой, а процессом — и, в частности, praxis , то есть критическое взаимодействие с существующими условиями, чтобы повлиять на системные изменения. Поселения, спроектированные этими практиками, должны быть исследованы как изменчивые исследовательские площадки, которые активно и итеративно производили знания о возможных траекториях социалистического урбанизма. В результате этих экспериментов возник систематизированный набор практик, которые направляли работу по планированию в СССР и на отдаленных территориях, находившихся под советской сферой влияния, на протяжении всего двадцатого века.
Чтобы показать развитие ранней советской практики планирования в широком и сравнительном плане, мое исследование охватывает период от социализации земли до завершения сталинской первой пятилетки национальной индустриализации (1917–1932). Социалистические поселения, которые я подробно исследую, расположены в трех советских республиках: Баку, Азербайджан; Магнитогорск, Россия; и Харьков, Украина. 1 Для целей здесь я буду следить за проектированием и строительством посёлка тракторного завода в Харькове с 19с 29 по 1931 г., чтобы продемонстрировать, что глубокий анализ материального артефакта — метод историка архитектуры — может раскрыть важные политические, экономические и культурные темы. В частности, этот фабричный поселок показывает, как американская модель промышленной стандартизации позволила и уполномочила Советы внедрить отчетливо социалистические городские модели.
Решающую роль в СССР в ходе выполнения первой пятилетки, 1928–1932 гг., сыграло физическое планирование. Чтобы достичь «социализма в одной стране», продукты питания и технологии должны были производиться в пределах советских границ, что требовало разумного использования огромных территорий, природных ресурсов и населения СССР. Авангардная пространственная теория и упорная экономическая стратегия объединились в полинуклеарной модели расселения, которая одновременно уменьшила скученность в дореволюционных городах, распределила экономическое развитие между многими местами и контролировала огромные территории, теперь находящиеся под советской властью.
Амбициозный график, установленный экономическими планами штата для Плана, не предусматривал периода внутренних архитектурных исследований и разработок. Прагматизм, навязанный графиком, привел Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) к детройтскому архитектору Альберту Кану, дизайнеру Генри Форда. В мае 1929 года советское правительство подписало контракт с фирмой Кана на проектирование и надзор за строительством единственного тракторного завода в Сталинграде, который будет производить 40 000 тракторов в год. Справочная карта Плана, отправленная в офис Кана, содержала описательный ключ, заполненный промышленными «типами» — электростанциями, сталелитейными комбинатами, тракторными заводами, — которые были разбросаны по Евразийскому континенту в виде огромного многоузлового созвездия. Многие из мест, предназначенных для тяжелой промышленности, были неосвоенными участками полезных ископаемых, далекими от существующей транспортной инфраструктуры. «Всплывающие» промышленные комплексы, которыми занималась американская экспертиза, согласовывались с советскими стремлениями к быстрому развитию обширных производственных площадок. [Рисунок 1]
Рис. 1: Пятилетний план экономического развития СССР, 1930 г. , неоднократно срывались из-за нехватки как своевременных чертежей и строительных материалов, так и квалифицированных мастеров для надзора и рабочих для строительства комплексов. 26 декабря 1929 г. два одновременных решения подтолкнули советскую строительную отрасль к модели национальной стандартизации. Совет Народных Комиссаров (СНК) издал декрет «О мерах по излечению болезней строительного дела», предписывавший немедленно рационализировать профессиональную практику. 2 В тот же день СНК подписал проект расширенного контракта с Albert Kahn, Inc. на руководство проектированием и надзором за строительством всех промышленных объектов в СССР сроком на два года. [Рисунок 2] В своем предыдущем контракте с советским правительством на проектирование завода в Сталинграде Кан сохранил за собой права на инструменты службы архитектора — чертежи, спецификации и интеллектуальную собственность, содержащуюся в проекте, — как это принято в Соединенных Штатах. Состояния. По новому соглашению фирма Кана должна была предоставить заказчику, ВСНХ, «типовые планировки завода, подробные чертежи, спецификации и другую техническую документацию, «типичную для архитекторов, работающих в Америке», — все это становилось законной собственностью ВСНХ. в конце срока. 3
Рис. 2: Консультанты советского правительства, 1930 г. срок действия соглашения нельзя недооценивать. Когда Кан подписал расширенное соглашение, прошло всего два месяца с «черного вторника», что поставило под сомнение будущее работы Кана в Соединенных Штатах. Близился к завершению и Сталинградский тракторный завод. 4 Хотя фабрика в Сталинграде была спроектирована в соответствии с ограничительным контрактом в американском стиле, после того, как было заключено соглашение о льготах для клиентов, чертежи Кана, похоже, попали под действие нового правового режима. Всего через девятнадцать дней после подписания контракта началось строительство нового тракторного завода под Харьковом, столицей Украинской Социалистической Республики.
Харьковский тракторный завод, построенный по проектам, разработанным детройтским офисом Кана для Сталинградского завода, дает представление о ранних стадиях архитектурной стандартизации в СССР. Харьков не был точной копией Сталинграда ни с точки зрения материалов, ни с точки зрения труда, и эти различия свидетельствуют о переформулировке американской промышленной практики, чтобы она соответствовала возможностям все еще развивающегося социалистического контекста. В игре здесь концепция traffic des saviors , в котором утверждается, что опыт — в данном случае архитектурный — расширяется и трансформируется за счет замкнутого взаимодействия специалистов в различных политических, экономических и культурных контекстах. 5 Американские техники использовались для целей, не предусмотренных их создателями, демонстрируя, возможно, гибкость и восприимчивость техник к служению различным мастерам.
По мере развертывания строительства в Харькове между первоначальным заводом в Сталинграде и его зарождающимся двойником произошли существенные существенные изменения. Леон Сваджян, прораб из офиса Кана на обоих участках тракторных заводов, отметил: «Харьков [так в оригинале] должен был следовать проектам, сделанным для Сталинграда, но это оказалось невозможным. Импорт стали нужно было экономить, поэтому Харьковский завод был построен в основном из железобетона». 6 Советская история дополняет детали. Экономика и сроки Харьковского завода не позволяли импортировать всю готовую стальную продукцию из Соединенных Штатов, как это было в Сталинграде, и импорт не был устойчивым в долгосрочной перспективе. А зарождавшаяся советская сталелитейная промышленность была не в состоянии обеспечить идентичные сечения, предназначенные для Сталинграда, или даже необходимое количество арматурных стержней для полностью бетонного варианта. Как следствие, Харьковский тракторный завод был фактически перепроектирован как гибридный комплекс с тремя конструктивными системами: стальной, стальной поверх бетонного фундамента и железобетонный. 7
Долгосрочные последствия эксперимента по стандартизации тракторных заводов становятся более очевидными в масштабах Союза. Харьков был модельным проектом привязки системы типологического тиражирования, которая продолжалась и после того, как сотрудники Кана покинули СССР в 1932 году. в советском архитектурном контексте это стало означать модификацию стандартизированного проекта для соответствия конкретным условиям местности. Эта советская версия стандартизированного архитектурного производства предполагала, что потребуются стратегические корректировки исходной модели, изменения, которые позволили бы конечному продукту и его модели иметь семейное сходство, даже если материальные и трудовые условия, в которых они были созданы, резко различались. Как пишет историк техники Ив Коэн в своем исследовании, сравнивающем американскую и советскую версии тракторов «Форд», «если сравнивать бок о бок, «Фордзон» и «Фордзон-Путиловец» походили друг на друга, как братья… Я вовсе не хочу сказать, что стандартизированные продукты должны быть одинаковым. Наоборот: именно этот парадокс массового производства первым разрешил Генри Форд; чтобы быть идентичными на уровне законченного продукта, его составные части не обязательно должны быть идентичными». 8 Коэн отмечает, что в этом несовершенном процессе репликации важно контролировать допуск, разумное размерное расстояние между оригиналом и его копией, чтобы они действовали удовлетворительно одинаково. [Рис. 3]
Рис. 3 (по часовой стрелке сверху слева):
Трактор Fordson, завод Ford, Дирборн, Мичиган. Изображение предоставлено: Фонд Генри Форда
Сталинградский тракторный завод, Альберт Кан, Inc. Изображение предоставлено: Историческая библиотека Бентли, Мичиганский университет
Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Изображение предоставлено Головко Г.В. Нарысы Истории Архитектуры Украинской РСР, 1962
Трактор Фордзон-Путиловец, Путиловский завод, Ленинград СССР. Изображение предоставлено: www.novate.ru
Можно ли применить понятие толерантности Коэна к Сталинграду и Харькову? Комплексы сильно различаются по составу материалов, способам строительства и, наконец, даже внешнему виду. Но тщательное сравнение архитектурной ДНК каждой фабрики — плана — показывает, что проекты типологически связаны. Как в таком случае оценить допуск и в какой момент допуск превышен, чтобы сделать вторую итерацию настолько отличной, что ее уже нельзя считать репликой? Возможно, мы можем задать вопрос нашему главному герою. Стал бы Альберт Кан, хорошо разбирающийся в философии массового производства Форда, считать Харьков своим собственным проектом, несмотря на обильные изменения конструкции? На самом деле, он сделал. В 1939 Американская монография под названием Industrial Architecture of Albert Kahn, Inc. , разворот на две страницы иллюстрирует карту мира, усеянную городами, в которых проживает архитектура Кана. 9 Проекты Кана можно найти на всех шести обитаемых континентах, при этом в США и СССР наблюдается самая высокая плотность застройки. Сталинград и Харьков указаны как сайты Кана. В общей сложности документы офиса Кана подтверждают, что 531 завод на основе их чертежей и спецификаций был завершен в СССР к тому времени, когда их двухлетнее консультирование закончилось, и более 4000 советских технических специалистов были обучены руководством Кана в Детройте, Москве и в других городах. офисы по строительству спутников. 10 Количество неподтвержденных объектов, основанных на планах или деталях, разработанных офисом Кана, привязка копий к братскому сходству, вероятно, никогда не будет известна, но, вероятно, будет исчисляться тысячами.
Желание советских экономистов быстро тиражировать промышленные комплексы и жилые кварталы на обширных территориях увенчалось успехом за счет межскалярной стандартизации архитектурных деталей, стандартных типов зданий и предварительно спроектированных модулей поселений. Наконец, рассредоточенная схема социалистического поселения, оправдываемая цитатами из Маркса и Энгельса и продвигаемая социалистическими урбанистами-теоретиками, была воплощена в масштабном и смягченном акте архитектурного воспроизведения в американском стиле, но в модифицированном Советским Союзом архитектурном воспроизведении на евразийском континенте.
Кристина Э. Кроуфорд — аспирант и кандидат наук в области архитектуры и городского планирования Гарвардской высшей школы дизайна. Область научных интересов включает: историю и теорию градостроительства и архитектуры; дизайн в переходные периоды; и практики советского авангарда.
Примечания
- Хотя название города Харьков по-русски (написание, которое эпизодически использовалось в архивных документах), а Харьков в транслитерации стандарта Библиотеки Конгресса, здесь я использовал текущее украинское написание Харьков .
- Постановление было обобщено в «Правде» от 29 декабря 1929 года в статье под названием «Реорганизация и улучшение строительства». В перечень всех вопросов, затронутых в постановлении, входили необходимость механизации строительных работ, стандартизация, индустриализация строительных материалов, квалифицированные рабочие кадры, профессиональные обмены с другими промышленно развитыми странами, использование зарубежного технического опыта, организация производства в строительстве. работы, создание строительных фирм и филиалов, управление и планирование строительной отрасли, снижение себестоимости строительства. Эта директива также обсуждается в Кэтрин Энн Чичестер Кук, Город социализма (Кембридж: Кембриджский университет, 1974): 166–67.
- Соня Мельникова-Райх, «Советская проблема с двумя «неизвестными»: как американский архитектор и советский переговорщик запустили индустриализацию России, часть I: Альберт Кан», IA: Журнал Общества промышленной археологии 36, вып. 2 (2010): 62.
- «Строительство Советского Союза в 1930 году стоимостью 1 9000 000 долларов: Albert Kahn, Inc., получение контракта в качестве архитектора-консультанта в рамках пятилетней программы», New York Times , 11 января 1930 года.
- Отличное обсуждение как circulation des saviors, так и histoire croisée можно найти в книге Yves Cohen, «Circulatory Localities: The Example of Сталинизм в 1930-е годы», Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 11, no. 1, Зима (2010).
- Энтони С. Саттон, Западные технологии и советское экономическое развитие с 1930 по 1945 год , 3 тома, том.