Реклама 17 века примеры: История рекламы в России

История рекламы в России

Публикации раздела Образование

Аудиоверсия: История рекламы в России

В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики, читайте в материале портала «Культура.РФ».

Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки

Лубок «Веселый подъедала». 1858. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск

Ералаш. Иллюстрация к книге Дмитрия Ровинского «Русские народные картинки». Санкт-Петербург: Типография Академии наук, 1881

Литографская мастерская П.И. Глушкова. Раек «Всемирная косморама» (фрагмент). 1878. Государственный исторический музей, Москва

Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные ответы на выкрики зазывал:

Меж долами, меж горами
Сидит баба с пирогами.
Она недорого берет,
А кто купит — того рвет.

Первая письменная реклама появилась позднее — в XVII веке. В коммерческих целях стали использовать лубочные картинки, которые еще называли фряжскими, или потешными, листами. Такие рисунки печатали на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивали от руки. Рекламировали как российские товары, так и иностранные. Для зарубежных перерисовали и переводили на русский язык уже готовые лубки, которые использовали в других странах. С помощью подобных рисунков собирали и пожертвования для церквей. На них изображали храмы и монастыри. Исследователь и собиратель лубков Дмитрий Ровинский писал: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение, и посылались в подарок от архимандрита или строителя тароватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?»

В XVIII веке с помощью лубков торговцы рекламировали европейский образ жизни, западную моду и новые предметы быта. Однако со временем их использование ограничили. Петр I ввел указ, по которому такие картинки могли печатать только в типографиях и по специальному разрешению, а с 1822 года на них стала распространяться цензура.

Коммерческая пресса, газетные объявления и «листки»

Справочный листок для Нижегородской ярмарки №41. 31 августа 1860. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург

Константин Чеботарев. Афишная тумба у здания художественно-технического института. Из альбома «Любимый город — Казань». 1951. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Самарский листок объявлений. Лист №216. 1903. Музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск

В том же XVIII веке появилась первая реклама в прессе. Уже в петровских «Ведомостях» — первой российской газете — начали публиковать небольшие объявления о купле и продаже товаров, расположении магазинов: «У купца Якова Далмена на большой улице против Зимнего дворца продаются самые свежие устерсы, цитроны и каштаны повальною ценою, о чем через сие объявляется». Как правило, рекламу размещали на последней полосе. Печатали объявления и о продаже крепостных, покупке земли, поиске гувернантки. В основном рекламные сообщения давали мужчины, исключением были объявления иностранок. Например, в газете «Московские ведомости» в 1786 году девушка писала: «Недавно приехавшая мадам Франтуе делает самое лучшее и новомодное дамское платье и обучает девок, живет на Ильинке против музыкальной лавки».

Во второй половине XIX века в крупных городах Российской империи появились ярмарочные «листки». Так называли сезонные газеты, которые печатали накануне и во время ярмарок и распространяли бесплатно. Например, в Нижнем Новгороде с 15 июля по 1 сентября каждого года издавался «Справочный листок для Нижегородской ярмарки». В нем помещали рекламу товаров и информацию о купцах, а также правительственные распоряжения о торговле.

Существовали и «постоянные» листки, которые выпускали большими тиражами. В казанском «Листке объявлений» писали: «Рассылается бесплатно, через особо нанятых рассыльных, во все частные дома, во все присутственные места, в магазины, кафе-рестораны, номера для приезжающих, гостиницы, вагоны и станции конно-железной дороги, во время навигации на все пристани и мимо Казани идущие пароходы, во все прочие подобные общественные места и наклеивается на многих публичных местах города». Кроме рекламы товаров и услуг в «листках» печатали и брачные объявления. В 1906 году в Москве начали издавать «Брачную газету», которая целиком состояла из таких сообщений.

В XIX веке появились и исключительно коммерческие газеты и журналы: «Торговля и жизнь», «Комиссионер», «Деловой бизнесмен». Подобные издания печатали в Москве и Петербурге, а также в провинциальных городах. Кроме рекламных материалов в них помещали статьи, в которых рассказывали о новых способах продвижения товаров. Например, рекомендовали устанавливать специальные афишные тумбы, на которые можно было бы наклеить сразу несколько плакатов. Одними из первых такие конструкции стали использовать для рекламы владельцы Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона.

Читайте также:

  • История одного здания: фабрика-кухня в Самаре
  • Самые культурные городки и деревни России
  • Фарфор в авангарде революции

«Реклама — двигатель торговли»

Обертка от шоколада «Война грибов». «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей». Москва, конец XIX века–начало XX века. Музей-заповедник «​Александровская слобода», Александров, Владимирская область

Лист рекламный Товарищества парфюмерного производства «А. Ралле и Ко». Начало XX века. Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова, Свердловская область

Лист рекламный «Товарищество Эйнемъ». Москва, 1906–1914 годы. Курский областной краеведческий музей, Курск

Во второй половине XIX века реклама в России стала разнообразнее. Появились специальные бюро, которые занимались продвижением товаров, улучшилось техническое оснащение типографий. Вывески и листовки стали более красочными и качественными. Этого добились благодаря технологиям гелиогравюры и фототипии. Тогда же стали популярны шрифтовые вывески, которые делали из металла или дерева. Процесс изготовления таких вывесок был долгим. Чтобы добиться специального эффекта матовости художники использовали технологию воронения металла. Сначала заготовки на длительное время опускали в специальный химический раствор, затем покрывали льняным маслом, а только потом красили. Французский писатель Теофиль Готье вспоминал: «Нигде, может быть только еще в Берне, вывеска не выглядит так восхитительно, как здесь [в Москве]. Услужливая вывеска… очень наглядно изображает те предметы, которые продаются в магазине». В витринах появились реалистичные муляжи товаров, а на улицах вывешивали большие плакаты с рекламной информацией. На них художники часто изображали сказочных персонажей. Так они подражали авторам лубочных картинок.

В 1878 году в России открылось первое рекламное агентство — «Центральная контора объявлений». В отличие от рекламных бюро оно помогало частным лицам и компаниям размещать объявления в прессе. Сотрудники агентства связывались с работниками газет и типографий и договаривались о печати рекламы. Людвигу Метцелю, создателю «Центральной конторы объявлений», приписывают фразу «Реклама — двигатель торговли».

В эти же годы в Российской империи увеличилось число иностранных предпринимателей. Они первыми стали использовать новые способы рекламы, адаптировать их под российский рынок. Владелец кондитерской фабрики «Эйнемъ» Юлиус Гейс распорядился тщательно прорабатывать дизайн упаковок и оберток конфет: он приглашал известных художников, в том числе Михаила Врубеля, Льва Бакста, Ивана Билибина. А для оформления изделий кондитерского товарищества «Абрикосов и сыновья» его владельцы приглашали немецких художников, которые до этого работали с иностранными фабриками.

В магазинах «Эйнемъ» кроме шоколада, конфет и других сладостей продавали и рекламную продукцию — посуду, столовые приборы с фирменными логотипами. В коробки конфет вкладывали открытки и коллекционные карточки с текстами об искусстве или истории. Тем, кто собрал полный набор, дарили подарки — сувениры, редкие почтовые марки. Помимо открыток, в коробках можно было найти игральные карты, ноты. Специально для фабрики «Эйнем» композитор Карл Фельдман написал так называемые «шоколадные» мелодии — композиции «Кекс-галоп», «Танец какао», «Вальс-монпансье» и «Шоколадный вальс».

Парфюмерная фабрика «А. Ралле и Ко» в 1893 году выпустила бесплатный иллюстрированный календарь со страницами для заметок. На его последней странице составители поместили рекламу ассортимента компании — туалетного мыла, рисовой пудры, духов и одеколонов.

Рекламу крупных предприятий Российской империи — торгового дома «С.И. Чепелевецкий и сыновья», фабрик «А. Ралле и Ко», «Брокар и Ко» — помещали не только в газетах. Их объявления печатали на театральных программках, расписании поездов, географических картах. Рекламу расклеивали даже в дирижаблях и воздушных шарах.

Реклама в СССР: от агитационных плакатов до телевизионных роликов

Дмитрий Моор. Ты записался добровольцем? 1920. Севастопольский военно-исторический музей-заповедник, Севастополь

Александр Миллер. Всем попробовать пора бы как вкусны и нежны крабы (фрагмент). 1938. Российская государственная библиотека, Москва

Александр Родченко и Владимир Маяковский. Эскиз профсоюзного плаката «Члену Союза нэпач нипочем…». 1924. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

После Октябрьской революции частную рекламу запретили. Практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. В них призывали участвовать в Гражданской войне, бороться с белогвардейцами. Среди известных работ — плакат художника Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?».

Советское правительство разрешило торговую рекламу только в 1922 году. В газетах вновь стали печатать объявления о купле и продаже товаров, на улицах — развешивать плакаты. В 1920-х возникли рекламные конторы «Рекламтранс», «Промреклама», коммерческое агентство «Связь». Они продвигали товары государственных предприятий. Рекламные плакаты и слоганы для них в эти годы создавали поэт Владимир Маяковский и художник Александр Родченко.

Уже стемнело, площадь освещали яркие фонари, горела пестрая реклама на крыше Политехнического музея: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», «А я ем повидло и джем», «Нужен вам гостинец в дом? Покупай донской залом». Это все идея Микояна, курировавшего также и внутреннюю торговлю. Он приглашал знаменитых поэтов придумывать броскую рекламу наподобие Маяковского: «Нигде, кроме как в Моссельпроме».

Вплоть до начала перестройки частная торговля была запрещена, а право на рекламу оставалось только у государства. В прессе, в том числе в журнале «Новые товары», сообщали о новинках советской промышленности, государственных лотереях, сберкассах. К подписным изданиям добавляли буклеты, в которых рекламировали книжную и печатную продукцию. В магазинах раздавали листовки с рецептами, в которых использовали новые продукты.

На телевидении и радио СССР не было рекламных пауз. Однако небольшие ролики с информацией о товарах иногда вставляли в эфир перед фильмами. Первой рекламой такого типа стало видео о кукурузе, которое выпустили в 1964 году.

А в 1972 году сценарий для ролика «Шоколад» написал Никита Михалков. Режиссер Сергей Бондарчук вспоминал: «Первый рекламный ролик сняли в Ленинграде аккурат 1 апреля 1972 года. Гражданам Страны Советов предлагали отведать только появившийся воздушный шоколад».

Во второй половине XX века на крупных предприятиях появились специальные подразделения, которые отвечали за рекламу. Среди сотрудников таких отделов распространяли бюллетень «Новости рекламы», куда помещали информацию о состоянии рекламного рынка.

После начала перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. На телевидении заняли свое место рекламные паузы. В газетах и журналах публиковали объявления кооперативов, частных предприятий и иностранных компаний. Возникли негосударственные рекламные агентства, первые частные издания, среди которых были «Независимая газета» и «Коммерсантъ». Свои подразделения в СССР создали иностранные рекламные корпорации, в том числе Ogilvy & Mather и Hubert Burda Media.


Автор: Анастасия Войко

Теги:

СССРДореволюционная РоссияИздательское делоXIX векXVIII векИсторияОбразованиеПубликации раздела Образование

Ещё

Развитие наружной рекламы

Наружная реклама появилась далеко не вчера. Ее история берет начало с древнейших времен. Есть множество видов и форм современной «наружки», с которыми знаком практически каждый из нас. Однако не все знают об интересных этапах развития этой сферы.

Содержание:

  • Как всё начиналось
  • Развитие наружной рекламы в европейских странах и США
  • Развитие наружной рекламы в России
  • Роль наружной рекламы в современном мире

Как всё начиналось

История наружной рекламы уходит своими корнями еще в период до нашей эры. Разумеется, в то время существовали лишь ее простейшие формы.

Один из первых рекламных носителей, дошедших до нас, — папирус из Египта, сообщающий о продаже раба. Сообщения рекламного характера активно рисовали и на скалах вдоль торговых путей. К образцам древнейших форм уличной рекламы также относится надпись, высеченная на камне, который ученые обнаружили в развалинах древнего Мемфиса. Она гласит: «Я, Рино с острова Крит, занимаюсь толкованием сновидений по воле богов».

Самой распространенной формой «наружки» в ранние периоды истории человечества были надписи на стенах, нацарапанные или написанные краской. Так, в Помпеях при раскопках обнаружили около 1,5 тысяч настенных надписей с рекламными сообщениями. В более цивилизованных древнегреческих и древнеримских городах рекламные объявления размещали на медных и костяных досках, а затем зачитывали в местах, где собиралось много людей.

Информационные сообщения, которыми люди пользовались еще в древние времена, представляют собой вполне сформированные формы рекламной деятельности. В основе рекламных образов лежали наборы слов, звуков и изобразительных приемов. Целью такой рекламы было привлечение внимания возможных потребителей путем воздействия на их психику и побуждения совершить выгодные для рекламодателя действия.

В Средние века уличную рекламу в основном представляли вывески и настенные плакаты. В городах широко применялись вывески-знаки из металла, подвешенные на кронштейнах: они играли роль указателей и содержали изображения предметов изготовления и продажи. Объемная форма, вынесенная из плоскости фасада здания, обеспечивала отличное восприятие вывески издали.

В эпоху Возрождения приоритетным средством «наружки» по-прежнему оставались вывески. Большая часть населения не умела читать, поэтому вывески были без текстов, зато графика постоянно совершенствовалась.

Совершенно новый скачок в истории развития наружной рекламы вызвало появление книгопечатания.

Развитие наружной рекламы в европейских странах и США

В 1450 году был изобретен печатный станок, что стало началом зарождения эпохи СМИ. В результате этого развитие рекламы перешло на качественно новый этап. Если раньше написание текстов отнимало много времени и сил, то теперь материал подготавливался в разы быстрее.

В 1472 году в Европе появилось первое напечатанное рекламное объявление. Надпись на наружной двери одной из лондонских церквей сообщала прихожанам, что в продаже есть молитвенник. Во второй половине XV века типографии распространяются по всей Европе.

В 1630 году врач Теофраст Ренодо, которого впоследствии признают основателем печатной рекламы в европейских странах, основал первую в современном понимании газету.

Уже позже стали появляться первые объявления о продаже продуктов питания. Первоначально они просто информировали потребителя о наличии тех или иных продуктов. Со временем образ, тон, стили таких сообщений начали меняться — для их создания стали использоваться сюжетные линии и различные оформительские приемы.

С изобретением печатного станка по всей Европе появляются печатные плакаты рекламного характера, наклеенные на стенах городских домов. Прообразами современных транспарантов-растяжек стали плакаты, установленные в расщепленном конце палки. В XVIII веке в Париже были в ходу листовки с предложениями услуг недорогих кабаков.

В середине XVIII века в Англии, а через полвека — и в Америке началась индустриальная революция. Производители товаров поняли ценность рекламы как средства завоевать новые рынки сбыта продукции и услуг, получения максимальных прибылей. С этого времени каждый год история развития наружной рекламы претерпевала значительные изменения:

  • В 1839 году появилась фотография, ставшая прекрасным дополнением к рекламным текстам. С помощью фотографических материалов текстовой информации придается большая достоверность.
  • В 1884 году изобрели телеграф. Теперь распространять рекламную информацию можно было даже в самые отдаленные регионы. Это превратилось в один из методов конкуренции.
  • Появляются первые рекламные агентства — фирмы с разветвленной сетью представительств. Формируются специальные отделы крупных торговых и промышленных компаний, задача которых — активно заниматься рекламой.

Тогдашние рекламные агентства специализировались в основном на скупке рекламных площадей и их последующей перепродаже рекламодателям с высокой наценкой. Тексты, как правило, подготавливали сами рекламодатели. Только по прошествии времени подготовкой текстов занялись рекламные агенты. Постепенно агентства стали предлагать рекламодателям расширенный спектр услуг.

В XIX веке к рекламе начали относиться как к области искусства. Создателем рекламного плаката в том виде, в каком мы его знаем, считается француз Жюль Шере, который в 1866 году основал литографию в Париже. Он первым сформулировал главные принципы плаката, действующие до сих пор: броскость, лаконичность, мгновенное восприятие смысла.

Новый виток в истории развития уличной рекламы пришелся на конец XIX века, когда было открыто рекламное агентство «Айер и сын». Это агентство предложило своим клиентам разработку, планирование и выполнение рекламных кампаний полного цикла, т. е. полностью брало на себя ответственность за содержание рекламы, став эталоном профессии.

Расцвет «наружки» произошел в ХХ веке и значительную роль в нем сыграли США — именно эта страна стала лидером в рекламной сфере. В начале и середине века ни одно агентство Европы не могло конкурировать с американскими.

Сегодня на центральной улице Нью-Йорка Мэдисон-авеню расположены штаб-квартиры крупнейших рекламных агентств, в которых работает около 30 тысяч человек. Всего в США более шести тысяч агентств, причем в каждом американском городе есть хотя бы одно рекламное агентство.

Развитие наружной рекламы в России

До XVIII века

Начало истории наружной рекламы в России приходится на X–XI вв, когда российские купцы начали применять различные приемы предложения продаваемых товаров. Активно работали зазывалы, стоявшие у торговых лавок и громогласно оповещавшие прохожих о достоинствах товара и его продавца.

В XVII в. появились народные картинки-лубки, которые внесли немалый вклад в становление рекламной деятельности в России. Лубки забавляли народ и в доступной форме доносили до потребителей информацию и идеи, реализованные в красочных изображениях. Преобладающее место в таких листках занимала рекламная информация.

XVIII век — эпоха расцвета уличной рекламы в России

С середины XVIII века в российских городах активно использовались наглядные средства рекламы в виде изображений. Население преимущественно было безграмотным, поэтому художникам и заказчикам приходилось создавать картинки, чтобы любой прохожий понимал, что именно предлагает магазин, мастерская или постоялый двор. Возможно, такие изображения не были образцами хорошего вкуса, поскольку с 1749 года стало действовать распоряжение камер-коллегии о прекращении «малевания». Надзорный орган предписал ограничиться скромными текстовыми вывесками.

XIX век

В середине XIX столетия роль «наружки» в нашей стране возросла, она стала украшением городов. В это время появляются календари-прейскуранты, которые раздавали мальчишки возле лавок и магазинов.

Темпы развития рекламной индустрии особенно ускорились в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе. Многочисленные мастерские по изготовлению вывесок выпускали эффектные шрифтовые композиции, которые часто дополнялись живописным изображением. Вывески создаются из жести, стекла, древесины, олова. С появлением газовых фонарей эти конструкции стали оснащаться подсветкой газовыми лампами.

Вывеска ресторана, например, содержала сведения о меню и имени владельца заведения. В моде были конструкции, дополненные изображением двуглавого орла. А для некоторых видов бизнеса (например, для аптек и кабаков) наличие орла на вывеске было обязательным.

Вывески устанавливали на фасадах зданий, между витринами или по сторонам от входа. Владельцы мелких магазинчиков писали вывески прямо на стенах.

В этот период в Европе были очень популярны кованые кронштейны с изображениями товаров. Но в России их использовали в то время мало: лишь в Санкт-Петербурге конца XIX в. можно было встретить такие кронштейны, на которых изображались перчатки — «фирменный» знак химчисток.

Наружная реклама в Советский период

После революции 1917 года задачи и само содержание рекламы значительно изменились. С тех пор реклама в России стала монополией государства, поэтому предприниматели не могли расширять свое дело за счет рекламных средств. Право публикации рекламных материалов отныне имел только Совет рабочих Советского правительства.

Бурное развитие «наружки» в стране началось в период НЭПа. Ярким событием в истории наружной рекламы в России выступают стихи В. В. Маяковского, который своим метким слогом привлекал внимание потребителей к качеству товаров торговых предприятий. В 1925 году В.В. Маяковский и художник А. М. Родченко были удостоены серебряных медалей на парижской выставке мастеров рекламы.

Широко популярными стали текстовые вывески, а вместо живописных изображений стал использоваться фотомонтаж. В 1923–1925 годах на советских улицах появились рекламные плакаты, которые в темное время суток освещались прожектором.

В 1960–1970 годы основаны крупные рекламные организации, в том числе «Росторгреклама», «Союзторгреклама», «Главкоопторгреклама» и другие. Для контроля и координации рекламной деятельности создаются советы по рекламе. Насчитывается более 200 оформительских цехов, оказывающих услуги по рекламному оформлению торговых лавок и магазинов.

Однако в СССР роль уличной рекламы сильно недооценивалась. Считалось, что реклама — средство обмана покупателя и нельзя навязывать населению излишние потребности, пропагандируя негативные явления экономики капитализма. Расходы на ненужную рекламу, по мнению советской власти, приводили к обнищанию трудящихся, поэтому на рекламную сферу выделялось не более 0,04–0,05% розничного товарооборота. Неудивительно, что уровень качества рекламы в России был очень низок, а рекламные сообщения оставались примитивными.

Конец XX века

Ситуация с рекламной деятельностью кардинально изменилась с переходом на рыночную экономику. Теперь «наружка» стала выступать звеном, связывающим производство и потребление.

Однако во время перехода на рыночные отношения в истории наружной рекламы лидируют недобросовестная рекламные сообщения, вводящие потребителей в заблуждение в отношении рекламируемого товара. Рекламы становится всё больше, причем в основной массе она — неэтичная, скрытая и ложная. Особенно часто недостоверные рекламные сообщения касаются импортной продукции.

Иностранные производители широко используют оружие рекламы, чтобы завоевать российский рынок. Появляется наружная реклама импортных товаров на трамваях и троллейбусах, стенах вагонов метро. При этом российская продукция рекламируется скупо и неумело.

Наружная реклама в современной России

В 2006 году в России был принят Закон о рекламе. Основное его требование — достоверность и добросовестность рекламы, а также отсутствие изображения процессов употребления курения и алкоголя.

Сегодня уличная реклама в нашей стране приобретает причудливые формы, рекламные агентства соревнуются в разработке оригинальных идей, которые легко воплощаются в реальность с помощью современных компьютерных технологий и хорошей производственной базы.интереснее.

Рекламные баннеры появляются на труднодоступных поверхностях, для чего к их монтажу привлекаются альпинисты, используется множество световых форм рекламы, рекламные конструкции превращаются в феерическое шоу.

Российские мастера рекламы известны во всем мире. Свидетельством креативности и талантливости отечественных специалистов в области рекламы становятся ежегодно привозимые ими награды престижного фестиваля «Каннские львы».

Роль наружной рекламы в современном мире

Современные улицы городов невозможно представить без наружной рекламы. «Наружка» стала неотъемлемой частью нашей жизни: она влияет на выбор покупателей, привлекает внимание, помогает узнать о новых товарах и услугах. Владельцы компаний используют разные виды и формы уличной рекламы для брендирования, поскольку они превосходят по эффективности телевидение и печатные источники.

Производственный процесс в успешных рекламных агентствах сегодня идеально отлажен. Новые технологии дают возможность создать дизайн, выделяющий компанию заказчика среди конкурентов. Опытные специалисты берутся выполнять заказы любой сложности, делают проект уникальным и добиваются желаемого заказчиком результата. Заказы выполняются в короткие сроки, которые согласуются с клиентом.

Кроме того, оформить заказ на услуги в сфере наружной рекламы теперь можно по телефону или через интернет, что существенно экономит время.

Как голландцы 17-го века помогли сформировать современную рекламную индустрию

Йохан Хойел, молодой человек в расцвете сил, был немного ниже ростом, чем большинство, но с крепким, худощавым телосложением. Хойел убил человека во время ссоры, возможно, после того, как слишком много выпил, и должен был быть казнен за свое преступление. Маргарита, 19-летняя горничная тюремщика с розовым румянцем, сжалилась над ним и влюбилась в его чары — несмотря на то, что Хойел был острижен и носил парик. Посреди ночи Магрит открыл дверь своей камеры, и в следующее мгновение они уже бежали, направляясь к границе.

Эта сенсационная драматическая история о двух молодых любовниках, избегающих власти закона, не была написана Александром Дюма и не является частью романа Mills & Boon. Вместе с юной Маргриет Йохан Хойель бежал из тюрьмы во Флиссингене в Нидерландах три с половиной века назад, 3 декабря 1668 года. Их описание вместе с огромной наградой за поимку было опубликовано в голландской газете через неделю после их бегства. . Это одна из старейших известных реклам сбежавшего беглеца и, безусловно, первая с романтическим уклоном.

Подобные исторические рекламные объявления — кладезь информации для историков. Они раскрывают элемент прошлого, который часто забывается и обычно не поддается изучению. Большинство людей почти не оставляют следа в исторических записях — их достижения, тревоги и повседневная борьба остаются незамеченными. Но, по крайней мере, для Йохана Хойела и его падающего в обморок сообщника, уже нет.

В течение последних шести лет мы систематически записывали всю информацию из 6000 старейших газетных объявлений, опубликованных в Нидерландах между 1620 и 1675 годами. и найденные жизни, разбитые горем, преступностью и войной, заключенные деловые сделки и открытые новые маршруты перевозки, наряду с бесчисленными распродажами и аукционами, которые снабжали дома книгами, картинами и предметами роскоши. Изучение этих необычных объявлений 17-го века раскрывает зачатки маркетинговых стратегий, которые в конечном итоге приведут рекламный мир в современную эпоху.

Объявление о пропавшей 12-летней девочке, которая была похищена или сбежала из дома в Амстердаме в 1642 году. Предоставлено автором. века, когда было опубликовано объявление о беглеце Йохане Хойеле. Первая газета появилась в Страсбурге в 1605 году, за ней вскоре последовал ряд названий в городах Германии и Нидерландов, а также в Париже и Лондоне. Эти газеты были очень непохожи на сегодняшние газеты: в большинстве из них было не более 2000 или 3000 слов, а некоторые не превышали двух узких страниц бумаги формата А4.

Они не содержали заголовков или иллюстраций, а их содержание состояло почти исключительно из иностранных новостей и коротких репортажей о дипломатических или военных событиях. Этот стиль они унаследовали от рукописных информационных бюллетеней под названием avvisi , элитного ресурса для государственных деятелей и торговцев.

Этот часто непонятный набор новостных сообщений был не совсем практичным для этих газет, которые стремились привлечь более широкую читательскую аудиторию, чем avvisi. Многие газеты закрылись вскоре после их появления, поскольку новое средство массовой информации изо всех сил пыталось закрепиться. Однако в Нидерландах, на родине конкурентоспособной новостной прессы, газеты пользовались исключительным успехом. Одной из ключевых причин этого успеха стало изобретение газетной рекламы.

Выпуск газеты Авраама Верховена, известной как Nieuwe Tijdinghen. Фото: Sint Anneke (CC BY-SA 4.0)

Реклама и коммуникации

Ровно 400 лет назад в голландских газетах начали появляться первые рекламные объявления, за десятилетия до того, как издатели в Англии, Франции и Германии осознали коммерческие возможности рекламы. Сначала это было направлено на книжную торговлю, чтобы информировать коллекционеров, книготорговцев и других издателей об публикуемых новых названиях. Это сработало настолько хорошо, что в течение десяти лет большинство голландских газет включали как минимум одну рекламу в каждый номер, а в некоторые выпуски приходилось гораздо больше.

Самые первые уведомления появились благодаря продвижению принципов саморекламы. Авраам Верховен, плодовитый писатель и издатель из Антверпена, издавал процветающую раннюю газету. Он был настоящим пионером в своем деле и первым, кто издавал иллюстрированную газету.

Одна из его уникальных маркетинговых уловок заключалась в том, чтобы вставлять короткие рекламные объявления в конце выпусков своей газеты, чтобы объявить, что вскоре он будет публиковать другие материалы, представляющие интерес для его подписчиков, такие как карты или брошюры. Партизанские политические репортажи Верховена, а также неудачный брак и проблемы с алкоголем привели к упадку его газеты в конце 1620-х годов. Тем не менее, там, где он указал путь — как своего рода пример 19-го века Нью-ЙоркаБезумцы 50-х — многие другие были готовы последовать за ними.

После того, как книжная торговля приобрела силу рекламы, другим торговцам и правительственным органам было предложено использовать газеты в качестве средства коммуникации. К середине 17 века газеты публиковали в каждом выпуске ряд заметок: школьные учителя рекламировали свои услуги, взволнованные горожане пытались вернуть потерянные часы или украшения, а родители призывали вернуть сбежавшего из дома ребенка. Это одни из самых трогательных заметок в газетах, горе семей слишком очевидно.

Уведомление о чудесном самоходном фургоне. Предоставлено: Артур дер Ведувен/Автор предоставил номер

. Эти личные объявления боролись за место с объявлениями об аукционах, продающих все, от канареек до табака из Вирджинии и тонкой шерсти и, конечно же, книг и картин. По мере увеличения количества рекламных объявлений росла и популярность газет. К 18 веку некоторые газеты отдавали рекламе половину площади; в Лондоне некоторые предприимчивые типографии продавали специальные рекламные листы, не содержащие ничего, кроме коммерческих объявлений.

За столетие реклама в газетах стала неотъемлемой частью медиасреды многих европейских стран. Все это шло на пользу газетной торговле. Рекламу приветствовали с финансовой точки зрения, хотя большинство издателей новостей зарабатывали гораздо больше от продаж, чем от доходов от рекламы. Возможно, самым важным эффектом рекламы было то, что она дала потенциальным читателям еще одну причину для подписки.

Изобретение рекламы помогло превратить газеты из трезвых и, откровенно говоря, довольно унылых политических новостей в полезные источники местных и местных новостей. В конечном счете, реклама проложила путь к открытому и основанному на участии обществу, в котором последние желанные вещи, а также успехи и невзгоды сограждан каждую неделю выставлялись на обозрение в колонках местной газеты. То, что последовало спустя столетия, было индустрией на миллиард долларов, которая теперь сталкивается с другой собственной революцией.

Артур дер Ведувен, научный сотрудник Школы истории Сент-Эндрюсского университета. Эндрю Петтегри, профессор истории Сент-Эндрюсского университета.

Эта статья впервые появилась на The Conversation.


Будем рады вашим комментариям на
письма@scroll.in.

Связанные

В тренде

Как голландские «Безумцы» 17-го века создали рекламную индустрию

Йохан Хойел, молодой человек в расцвете сил, был немного ниже ростом, чем большинство, но с крепким, худощавым телосложением. Хойел убил человека во время ссоры, возможно, после того, как слишком много выпил, и должен был быть казнен за свое преступление. Маргарита, 19-летняя горничная тюремщика с розовым румянцем, сжалилась над ним и влюбилась в его чары — несмотря на то, что Хойел был острижен и носил парик. Посреди ночи Магрит открыл дверь своей камеры, и в следующее мгновение они уже бежали, направляясь к границе.

Эта сенсационная драматическая история о двух молодых любовниках, избегающих власти закона, не была написана Александром Дюма и не является частью романа Mills & Boon. Вместе с юной Маргриет Йохан Хойель бежал из тюрьмы во Флиссингене в Нидерландах три с половиной века назад, 3 декабря 1668 года. Их описание вместе с огромной наградой за поимку было опубликовано в голландской газете через неделю после их бегства. . Это одна из старейших известных реклам сбежавшего беглеца и, безусловно, первая с романтическим уклоном.

Подобные исторические рекламные объявления — кладезь информации для историков. Они раскрывают элемент прошлого, который часто забывается и обычно не поддается изучению. Большинство людей почти не оставляют следа в исторических записях — их достижения, тревоги и повседневная борьба остаются незамеченными. Но, по крайней мере, для Йохана Хойела и его падающего в обморок сообщника, уже нет.

В течение последних шести лет мы систематически записывали всю информацию из 6000 старейших газетных объявлений, опубликованных в Нидерландах между 1620 и 1675 годами. и найденные жизни, разбитые горем, преступностью и войной, заключенные деловые сделки и открытые новые маршруты перевозки, наряду с бесчисленными распродажами и аукционами, которые снабжали дома книгами, картинами и предметами роскоши. Изучение этих необычных объявлений 17-го века раскрывает зачатки маркетинговых стратегий, которые в конечном итоге приведут рекламный мир в современную эпоху.

Объявление о пропавшей 12-летней девочке, которая была похищена или сбежала из дома в Амстердаме в 1642 году.
Автор предоставил

Рождение газеты

Печатным газетам, серийным и периодическим новостным листкам исполнилось всего полвека, когда было опубликовано объявление о беглеце Йохане Хойеле. Первая газета появилась в Страсбурге в 1605 году, за ней вскоре последовал ряд названий в городах Германии и Нидерландов, а также в Париже и Лондоне. Эти газеты были очень непохожи на сегодняшние газеты: в большинстве из них было не более 2000 или 3000 слов, а некоторые не превышали двух узких страниц бумаги формата А4.

Они не содержали заголовков или иллюстраций, а их содержание состояло почти исключительно из иностранных новостей и коротких репортажей о дипломатических или военных событиях. Этот стиль они унаследовали от рукописных информационных бюллетеней под названием avvisi , элитного ресурса для государственных деятелей и торговцев.

Этот часто непонятный набор новостных сообщений был не совсем практичным для этих газет, которые стремились привлечь более широкую читательскую аудиторию, чем avvisi. Многие газеты закрылись вскоре после их появления, поскольку новое средство массовой информации изо всех сил пыталось закрепиться. Однако в Нидерландах, на родине конкурентоспособной новостной прессы, газеты пользовались исключительным успехом. Одной из ключевых причин этого успеха стало изобретение газетной рекламы.

Выпуск газеты Авраама Верховена, известной как Nieuwe Tijdinghen.
Синт-Аннеке, CC BY

Реклама и коммуникации

Ровно 400 лет назад в голландских газетах начали появляться первые рекламные объявления, за десятилетия до того, как издатели в Англии, Франции и Германии осознали коммерческие возможности рекламы. Сначала это было направлено на книжную торговлю, чтобы информировать коллекционеров, книготорговцев и других издателей об публикуемых новых названиях. Это сработало так хорошо, что в течение десяти лет большинство голландских газет включали как минимум одну рекламу в каждый номер, а в некоторых выпусках было гораздо больше.

Самые первые уведомления появились благодаря продвижению принципов саморекламы. Авраам Верховен, плодовитый писатель и издатель из Антверпена, издавал процветающую раннюю газету. Он был настоящим пионером в своем деле и первым, кто издавал иллюстрированную газету.

Одна из его уникальных маркетинговых уловок заключалась в том, чтобы вставлять короткие рекламные объявления в конце выпусков своей газеты, чтобы объявить, что вскоре он будет публиковать другие материалы, представляющие интерес для его подписчиков, такие как карты или брошюры. Партизанские политические репортажи Верховена, а также неудачный брак и проблемы с алкоголем привели к упадку его газеты в конце 1620-х годов. И все же там, где он указал путь — как своего рода образец 19-го века Нью-ЙоркаБезумцы 50-х — многие другие были готовы последовать за ними.

После того, как книжная торговля приобрела силу рекламы, другим торговцам и правительственным органам было предложено использовать газеты в качестве средства коммуникации. К середине 17 века в каждом выпуске газет было множество заметок: школьные учителя рекламировали свои услуги, взволнованные горожане искали потерянные часы или драгоценности, а родители призывали вернуть сбежавшего из дома ребенка. Это одни из самых трогательных заметок в газетах, горе семей слишком очевидно.

Уведомление о чудесном самоходном фургоне.
Артур дер Ведувен, автор предоставил

Эти личные объявления боролись за место с объявлениями об аукционах, на которых продается все, от канареек до табака Вирджиния и тонкой шерсти и, конечно же, книг и картин. По мере увеличения количества рекламных объявлений росла и популярность газет. К 18 веку некоторые газеты отдавали рекламе половину площади; в Лондоне некоторые предприимчивые типографии продавали специальные рекламные листы, не содержащие ничего, кроме коммерческих объявлений.

За столетие реклама в газетах стала неотъемлемой частью медиасреды многих европейских стран.