Г бельцы республика молдова: Бельцы. Описание города

Бельцы. Описание города

Общая информация

Описание города

Бельцы расположены на севере Молдавии, в 130 км к северо-западу от Кишинёва, на холмистой равнине (Бельцкая степь), в месте впадения в Реут реки Реуцел.

Реут пересекает город с северо-востока на юго-запад, Реуцел — с юго-востока на северо-запад. Общая длина этих рек на территории Бельц составляет 17 км. Через город протекают также речки Копачанка и Флэмындэ — притоки Реута. Все реки относятся к бассейну Днестра. На территории Бельц есть несколько искусственных озёр: Городское, Комсомольское, Кирпичное. Слово «бэлць» (ед. ч. — ба́лтэ) в буквальном переводе означает «болота» (другое значение — «лужи»). Считается, что город получил такое название, потому что расположен в болотистой местности.

Достопримечательности

Аэропорт Бельцы-Город (Beltsy City Airport)

Аэропорты

0оценки гостей

0Рекомендуют

2 Туриста
Нет отзывов
0Фото
Нет экскурсий

Аэропорт Бельцы-Город — один из двух аэропортов города Бельцы, который, в отличие от международного Бельцы-Лядовены, был региональным аэропортом. На сегодняшний день аэропорт не работает, а на его месте располагается специальная экономическая зона (ограниченная территория с особым юридическим статусом).

Раньше аэропорт с его площадками использовался для внутренних полетов между городом и соседними молдавскими городами. Во время Второй мировой войны он был важнейшим аэропортом в этом …

Национальный театр им. Василе Александри (National Theatre «Vasile Alecsandri»)

Театры

3.75оценки гостей

1Рекомендуют

3 Туриста
Нет отзывов
0Фото
Нет экскурсий

Датой основания этого национального театра является 16 мая 1957 года. Изначально он был молдавской труппой, которая дополняла русский театра, работавший в городе Бельцы с 1947 года.

В мае 1990 года театр получает новое название и становится Национальным театром имени Василе Александрии. Здание было открыто 16 мая этого же года, в нем расположились два зала, подразделяющиеся на малый и большой, а также, круговая сцена. Проект разработан архитектором Янина Гальперина.

За все время театр …

Собор Константина и Елены в Бельцах

0оценки гостей

1Рекомендуют

1 Турист
Нет отзывов
3Фото
Нет экскурсий

Собор действует.
Престолы: Константина и Елены
Год постройки: Между 1924 и 1933.
Архитектор: Adrian Gabrielescu
Адрес: Республика Молдова, г. Бельцы, ул. Независимости (бывшая Ленина), 55
strada Independenei, 55, oraul Bli, Republica Moldova
Координаты: 47.754607, 27.920042

Бельцы. Часть 1: центр: varandej — LiveJournal

Бельцы в Молдавии называют «Северной столицей» — после отделения Приднестровья город с населением 149 тыс. человек стал в стране вторым с очень большим отрывом от третьего (собственно, следующие за ним Кагул, Унгены и Сорока уступают Бельцам примерно втрое каждый). История Бельц для Молдовы сверхтипична: как село известен с 1421 года, с 1620 — владение ясского монастыря Святого Спиридона, а с 1766 года — братьев-купцов Александра, Константина и Иордакия Панаите. Последние в 1779 году пригласили сюда евреев, превратив село в торговое местечко, под Россией повышенное до уездного города… причём уезд до 1887 года назывался Ясским. В 1894 году сюда пришла железная дорога, и самое главное — в отличие от Кишинёва, город развивался и при румынах, разросшись в межвоенное время в три раза (до 35 тысяч человек)… и потому при вполне обычной истории, архитектура Бельц для бывшего СССР нетривиальна — пожалуй, это второй после Черновцов заповедник румынской межвоенки, а по церквям — я бы даже сказал, что первый. Молдавская история и румынская архитектура тут сочетаются ещё и со славянской современностью: молдаван в Северной столице страны чуть больше половины (54%), а ещё 42% составляют украинцы и русские. И в общем, местами Бельцы неуловимо напоминали мне областные центры Казахстана. .. по крайней мере историческая среда здесь организована так же: несколько десятков интересных зданий, распылённых в общей серости. Однако материала о Бельцах у меня всё-таки набралось на 2 больших поста — в первом осмотрим большую часть центра, а во втором — университет и два железнодорожных предместья.

Хотя Бельцы — город насквозь железнодорожный, поездом отсюда до Кишинёва ехать порядка 6 часов, а прямых дизелей нет вообще — только через пограничные Унгены. Зато автобусов между двумя столицами курсирует немерено: и официальные маршрутки каждые 15-30 минут с Северного автовокзала (в том числе экспрессы, которые едут без остановок, преодолевая 130км за 2 часа — на разбитых молдавских дорогах скорость почти космическая), и — ещё один привет Казахстану! — частники по заполнению на минивэнах и легковушках. В Бельцах автовокзал находится на восточной окраине, у выезда на Флорешты, и густо оброс базаром. Собственно, автовокзала тут теперь и нет — несколько небольших кассовых павильончиков на крытом перроне, а в самом автовокзале теперь продают мебель:

2.

Обратите внимание, что надпись за окном по-русски — Бельцы в этом смысле очень резко контрастируют даже с Кишинёвом, не говоря уж про малые города. Русскую речь здесь слышишь на улицах намного чаще, чем молдавскую.

Город из конца в конец, с северо-востока (автовокзал) на юго-запад пересекает свой проспект Штефан чел Маре (Стефана Великого) — его длина здесь около 10 километров, то есть в 2 с лишними раза больше, чем у кишинёвского тёзки. Скорее всего, это самая длинная улица в Молдове. По нему и надо идти от автовокзала в центр:

3.

По дороге я случайно свернул на улицу 1 Мая, которая (меняя название на Киевскую) ведёт в привокзальную Слободзею, методом расспросов узнал, что последняя уж очень далеко, и в центр шёл уже дворами. Указатели в Бельцах вообще особая тема — например, по всему городу на них обозначена стрелка к отелю «Бельцы», и если верить этим стрелкам, отель «Бельцы» здесь повсюду.

4.

Бельцкий дворик:

5.

Особенности декора местных сталинок:

5а.

Наконец, я вернулся на проспект Стефана Великого, который входя в центр выглядит так:

6.

Колокольня впереди принадлежит кафедральному Никольскому собору, и является пусть и не аутентичным (снесена в 1965 году, воссоздана в 1990-е), но едва ли не уникальным образцом послевоенной архитектуры в этом жанре — изначальная колоколенка была разрушена в войну, и в первые годы после освобождения Бельц здесь каким-то образом ухитрились построить новую. Впрочем, это, ясное дело, не сталианс, а необрынковянский стиль, характерный для довоенной Румынии.

7.

Что же касается самого храма, то по архитектуре это типичный польский костёл 18 века, чего я, по правде сказать, здесь совсем не ожидал. На самом деле он и строился как армяно-католический собор в 1791-95 годах — тогда Иордаке Панаите решил пригласить в Бельцы (видимо, чтобы создать своим евреям здоровую конкуренцию) ещё и армян, но в итоге что-то не задалось, армяне так и не приехали, а храм в 1804 году освятили как православный. Однако его внушительный размер и предопределил бельцкую архитектуру — вплоть до 1920-х годов он вмещал всех городских прихожан, поэтому в Бельцах (кроме Слободзеи) нет ни одной церкви русской эпохи.

8.

Дверь была открыта, а внутри — совершенно пусто. Я расчехлил фотоаппарат, оставив сколько-то леев в ящик с пожертвованиями. Здесь меня постиг уже третий сюрприз — росписи:

9.

Да, в художественном плане они вопиюще слабы, на уровне иллюстраций к детским книжкам:

10.

Но это не главное — надпись у входа гласит, что собор был расписан в 1942-43 годах! Вдобавок, он не закрывался, поэтому росписи поновлялись в 1970-е годы.

11.

И хотя я объехал почти пять сотен городов, я первый раз вижу архитектурное наследие, созданное во время войны. Хотя, вру — ещё есть Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена. В общем, редчайший случай. Бельцкий собор — пожалуй, самая интересная неподземная церковь Молдавии:

12.

К собору примыкает площадь Независимости, которую явно хотели строить в сталинском стиле, но помешал Хрущов. Тем не менее, сталинка-примэрия (1958) для Молдовы тоже нетипична. А вот памятник Стефану Великому перед ней новый (2004):

13.

Пятиэтажка справа одним торцом глядит на Никольский собор, а другим — на опять же совсем не типичный для Молдовы костёл Михаила Архангела — современный, но очень красивый и явно самый большой в стране. Надписи в нишах на фасаде — на польском, и вообще можно подумать, что поляков в Бельцах хотя бы несколько процентов населения, но на самом деле их тут не больше, чем в любом другом 100-тысячном городе бывшего СССР. Что же касается костёла, то увидев фотографии в комментариях, очень пожалел, что поленился обойти его.

14.

Здесь же спуск в Городской парк:

15.

А от площади Независимости ответвляется длинная узкая площадь Василе Александри, больше местами похожая на пешеходную улицу:

16.

На ней много всего — крытый рынок, недостроенное офисное (?) здание, торговые комплексы, госучреждения, кинотеатр.. . но в первую очередь Национальный театр имени Василия Александри, построенный в 1990-91 годах:

17.

В том числе композиция на фасаде… Почему я не могу отделаться от ощущения, что у них в руках оружие?

18.

Ещё тут есть фонтан и паспортный стол с Советской Троицей:

19.

И ЗАГС, занимающий редкий в Бельцах домик царский времён — скорее всего, это была ещё какая-нибудь гимназия:

20.

По соседству — заброшенное кафе. Возможно, румынской эпохи.

21.

Кроме того, если пройти чуть-чуть за площадь — можно увидеть уже упомянутый отель «Бельцы» — кажется, это позднесоветская стилизация под румынский функционализм (!), ну или просто у молдавских архитекторов «почерк» такой:

22.

Если же пройти дальше вдоль отеля, то в скверике внезапно обнаружится Армянская церковь Святого Георгия (1910-14), уже вполне себе армяно-православная. Особенность бельцких церквей — все они очень маленькие и скрытые окрестными домами и дервьями, поэтому искать их бывает очень сложно:

23.

24.

Так что вернёмся пока на площадь, и снова выйдем к Проспекту: На перекрёстке — стенды с именами и краткими биографиями героев Великой Отечественной, как где-нибудь в Белоруссии, само же место очень оживлённое — пара десятков магазинов и палаток и главная остановка троллейбусов и маршруток:

25.

Напротив — румынское здание почты. У него интересен и второй фасад, но напрочь не поддаётся фотосъёмке из-за прилепившихся ларьков. Да и такой кадр снять непросто — обычно тут стоит, набирая пассажиров, очередной троллейбус:

26.

По проспекту я пошёл на юго-запад, удаляясь от собора и автовокзала. Озадачило вот это здание — скорее всего, неплохая стилизация под румынскую межвоенку (для которой такое вот широкое остекление было не характерно):

27.

А этот домик 1930-х годов напротив вполне аутентичен. Взгляд назад:

28.

Петропавловская церковь (1915-29) — ещё один образец румынской межвоенки. С трёх сторон храм окружает тюрьма:

29.

Домик на углу улицы Децебала, по которой мы ещё вернёмся сюда в следующей части — вроде и румынский, а в списке памятников архитектуры значится под 1956 годом. Ясно, что до и после войны тут строили одни и те же архитекторы, но такая терпимость к национальной архитектуре для послевоенного СССР очень неожиданна (есть, конечно, «этнический» вариант сталианса, но здесь явно не он, а что-то мелкобуржуазное):

30.

Ещё парочка румынских домиков. Ближний примечателен лепными наличниками, дальний (1934) — вот этой надменной ангелицей и тем, что занят дирекцией Днестровского института экономики и права (1995), чуть ли не первого в Молдове частного вуза:

31.

А вообще-то, тут всего хватает — и пленнонемецкие сталинки, облицованные котельцом:

32.

И царские казармы:

33.

И многоэтажки с декоративными элементами… Кстати, обратите внимание — хоть страна и самая бедная в Европе, а стеклопкетов в центре Бельц полно:

34.

Дальше улицы 31 Августа, соединяющей университет с Западным вокзалом, о которых я расскажу в следующей части, я уже не ходил. Последний кадр с проспекта — памятник жертвам Чернобыль апокалиптической расцветки:

35.

Правее бульвара — в основном прижелезнодорожная промзона за фасадами первых домов, а центр — левее. И центр тут, как уже говорилось, у меня ассоциируется с городами Казахстана типа Петропавловска или Семипалатинска — в основном предельно невзрачный, состоящий из многоэтажек и частного сектора, с отдельными вкраплениями старой застройки редко больше нескольких домиков подряд.

36.

В лучшем случае это выглядит так:

37.

Румынские домики на русский взгляд довольноо оригинальны, но в ансамбли как-то не складываются:

38.

39.

«Польский дом» — для меня так и осталось загадкой, почему в Бельцах такое ощутимое польское влияние:

40.

А вот о еврейском прошлом (ведь евери тут составляли до 70% населения) не напоминает вообще ничего — кроме бывшего Еврейского лицея на улице Лэпушниану (ныне краеведческий музей), который я так и не нашёл. Действующая синагога тут тоже есть — но в позднесоветском домике, выкупленном евреями в 1980 году. Но например мне показались похожими на бывшую синагогу вот эти руины на улице Мира:

41.

Хотя вот это здание ещё более похоже, но в одних местах оно упоминается особняк некоего Хаджи Макараова 19 века, а в других — как бывшая примэрия межвоенной эпохи.

42.

42а.

В общем, блуждал по бельцким улицам я долго и многого не нашёл. На большей части центра пейзаж откровенно уныл, а улицы совсем не живописно запущены, и если не готовиться к экскурсия по Бельцам заранее — вероятность что-то найти невелика.

43.

Вот например на улице Щусева — я точно знал, что там есть ещё одна, самая дальняя от центра, церковь Михаила Архангела (1929-33) румынской эпохи. Мимо указанного адреса я прошёл пару раз — церковь очень маленькая, запрятана во дворе и снаружи почти не видна:

44.

А между тем одна из самых интересных бельцких церквей: ведь «национальное» ответвление межвоенной румынской архитектуры в основном обыгрывало мотивы средневековой Валахии. Здесь же стилизация явно под Молдавия 15-16 веков:

45.

Кроме того, церковь ныне ещё и старообрядческая. Староверы в Молдавии любят именно такие храмы — маленькие, подальше от оживлённых мест и с хитро запрятанным входом: ворота я нашёл лишь с третьей попытки.

46.

В том же районе ещё и баптистская церковь «Эммануэль» — баптисты в Бельцах вторая по величине конфессия (около 3000 человек), втрое опережая католиков. Впрочем, протестанты в Молдавии вообще очень активны:

47.

Напоследок —  ещё пара зарисовок из района меж старообрядческой и баптистской церквями:

48.

Ещё две румынские церкви, а также два вокзала и университет — в следующей части.

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Выше центра. Парки и кладбища.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны и Городиште.
Бельцы. От автостанции к центру.
Бельцы. Университет и предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.

Прославление мифа и промышленности в причудливых советских мозаиках на многоэтажках в Бельцах, Молдова

Майкл Бёрд

На въезде во второй по величине город Республики Молдова Бельцы огромные советские мозаики прославляют рай для пролетариата и крестьян

Гигантские мозаики украшают жилые дома, построенные в советское время в промышленном городе Бельцы на севере Молдовы.

Эти изображения сочетают в себе традиционный фольклор и социалистический реализм, чтобы вселить надежду в индустриальное будущее, основанное на мифах прошлого.

Вверху портрет советского пионера с красным шарфом коммунистического молодежного движения — рядом с повислой березой, священным символом России.

Спрятавшаяся за деревьями женщина в традиционной одежде убивает аиста, несущего виноград.

Отсылка к мифу 15-го века, во время войны миниатюрного молдавского лидера Штефана чел Маре против турок.

После долгой битвы с османскими войсками молдавская армия была истощена в плане продовольствия и припасов.

Тем не менее, жены и матери военнослужащих клали гроздья винограда в клювы аистов, которые летели солдатам на фронте.

Виноград дал мужчинам энергию и дух, чтобы выбить османов из их земли.

Эта легенда является возвышенной пропагандой, так как объединяет миф о молдавской изобретательности с национальными символами, такими как виноград, который питает винодельческую промышленность страны, и аист — вездесущий посетитель электрических столбов и дымоходов страны.

Прославляя индустриальное будущее Бельц, эта мозаика приветствует путешественников на выезде из Кишинева, а название города представлено почти устаревшим языком молдавской кириллицы.

Безликий пролетариат, работающий над металлом и огнем, не различает человека и инструмент.

Бэлць в большинстве своем говорит по-русски, и во время коммунизма был центром производства утюгов, телефонов и гидроакустического оборудования для советских военных подводных лодок.

После падения коммунизма он оставался центром переработки сельскохозяйственной продукции, но население сократилось, поскольку рабочие бежали в Россию и Украину в поисках работы.

Однако теперь индустриальное прошлое Бельц переживает возрождение, поскольку город становится центром производства автомобильных запчастей для Германии.

Элегантные линии этих портретов, оттеняемые бруталистскими многоэтажками, спустя десятилетия после их постройки, раскрывают углубляющийся контраст между маркетинговой стратегией социалистической утопии и реальностью жизни в разваливающейся квартире.



С благодарностью Елене Гуцану и Оксане Гредченко из
www.moldova.org за неоценимую помощь в написании этого короткого материала.

Эта статья поддержана «Укрепление независимости интернет-СМИ в Республике Молдова путем передачи ноу-хау из ЕС» — при поддержке «Европейского партнерства во имя демократии» и финансовых ресурсов от «Национальный фонд за демократию» (NED) .


Следуйте за нами

Бельцы, Молдова — Мой сайт

Вот подробная информация о Бельцах, тщательно изученная и представленная учащимися

старшей школы Иона Крянгэ, 12-й Б класс.
Благодаря Михалевски Мариане, куратору Музея истории и этнографии из Бельц, мы получили доступ к большому количеству информации о нашем городе и историях его улиц.

Николета Лупаску

первая пришла с общей презентацией о городе

Виктория Котос и Дойна Гобжила

рассказал о культурно-историческом наследии нашего города

Марин Руссу и Александру Зяришняк

сняли замечательное видео о главной улице нашего города —
улица Штефан чел Маре

Марина Москалу

описала главную пешеходную улицу в Бэлць
Улица Независимости

          Длина улицы Независимости составляет около 2 км. Он расположен параллельно главной магистрали Штефан чел Маре. Эта улица начинается с улицы Михая Витязула и заканчивается в зеленом районе городского озера. Улицу Независимости пересекает площадь Независимости напротив Ратуши и площадь Василе Александри перед одноименным театром. Сейчас она считается единственной пешеходной улицей города.


Наименование
На протяжении многих лет эта улица несколько раз переименовывалась. Сначала улица называлась Николаевской, затем улицей короля Фердинанда в честь короля Румынии, правившего в 1914-1927 годах. Позднее, в советское время, она получила имя Владимира Ленина – основателя Российской коммунистической партии, лидера большевистская революция и архитектор Советского Союза. С 22 августа 1991 года она носит название улицы Независимости. Через 5 дней, 27 августа, была провозглашена независимость нашей страны, и он стал национальным праздником, отмечаемым ежегодно 27 августа.


История

    В 1845 году эта улица впервые появилась на карте города. Много лет на улице стояли только одно- и двухэтажные дома с колоннами и большими окнами. Это был центр коммерческой жизни Бельц. Было много магазинов с одеждой, обувью, предметами роскоши, продуктами и т. д.


Во время Второй мировой войны многие из них были разрушены, и улица очень изменилась. Единственное здание, которое удалось восстановить и сохранить, — ЗАГС в доме помещика Бодеску.
После смерти хозяина он был продан и построен второй этаж. Сейчас здание современное и красочное.

В 1935 году на пересечении улиц Короля Фердинанда и Бертло был открыт Собор Св. Константина и Елены, символ бринковенской архитектуры.

В 50-70-х годах городские власти реконструировали улицу, особенно ее центральную часть, где были построены рынок, магазин «Детский мир», универмаг, фонтан и т. д.

Интересные факты

  • На этой улице проходят самые важные фестивали, концерты и выставки;

  • . ;
  • Здесь снимали фильм «Дмитрий Кантемир», где главную роль сыграл Михай Волонтир:

• здесь, на углу с улицей Пушкина, расположена наша школа;

Брабарош Влада и Кучук Анна

нашли интересную информацию о
ул. Пушкина

           Главной артерией нашего города является улица Пушкина. Он входит в состав центрального района города и является центром образования. История улицы начинается в конце XIX века и тогда это была улица, расположенная на окраине. В начале своей истории она также называлась улицей Пушкина. Но исторические условия изменили ее название на улицу Штефана чел Маре (Штефана Великого (1918-1944) — известный молдавский правитель. В 1945 году она снова получила название улицы Пушкина и с тех пор так и осталась. Наверное, это одна из немногих исторических улиц, у которых всего два названия. Его историческая функция заключалась в том, чтобы объединить два социальных места города — старое кладбище со скотным рынком, расположенным на другом конце города, охватывающим парк и всю центральную часть района.
          В межвоенный период на этой улице был открыт ряд колледжей и школ, предназначенных для обучения подрастающего поколения. Эта улица также связана с историей нашей школы. Хотя в 1906 она была создана как средняя школа для мальчиков, она останется в истории как средняя школа, признанная во всей стране как замечательное учреждение, которое обучало тех, кто стал знаменитостями. К сожалению, старое здание средней школы было разрушено, и теперь у нас есть только фотографии. Одновременно с этой школой была основана гимназия для девочек под названием Принцесса Илеана — Принцесса Румынии. Нередки случаи, когда мальчики и девочки из двух школ гуляли по Скверу, расположенному южнее этих двух школ (ныне парк Андриеша). Во время Второй мировой войны эти средние школы были переведены в Румынию, а затем закрыты. Время оставило положительный след на этих постройках. Они сохранились до наших дней, а с 1947 использовались как здания, где был основан Государственный педагогический институт «А.