Дотации для сельского хозяйства: Как получить грант начинающему фермеру

Меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей

ФГИС «ЗЕРНО»

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТОВАРНЫХ И ЗАКУПОЧНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЯХ НА РЫНКЕ ЗЕРНА

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ КРЕСТЬЯНСКИХ-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ (КФХ, СПК)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ПЕСТИЦИДОВ И АГРОХИМИКАТОВ (ФГИС «САТУРН»)


Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в виде предоставления субсидий за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части произведенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в текущем финансовом году.

Правительством Рязанской области утверждены:

  • Постановление 52 от 16.03.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий»;
  • Постановление 53 от 16.03.2021 г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях реализации отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление 54 от 16.03.2021 г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях реализации отдельных мероприятий подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление 94 от 20. 04.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе»;
  • Постановление 99 от 27.04.2021 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий в целях реализации мероприятий подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса»;
  • Постановление №28 от 13.02.2013г. «Об утверждении порядков предоставления субсидий на государственную поддержку в сфере АПК Рязанской области».

Данные Постановления определяют требования к заявителям, сроки, перечень и формы документов, необходимых для получения бюджетной поддержки в 2023 году:

  1. Субсидии по возмещению части затрат производителям зерновых культур на производство и реализацию зерновых культур
  2. Субсидии, направленные на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам в АПК.
  3. Субсидии, направленные на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам ( кроме льготных ) на проведение сезонных полевых работ.
  4. Субсидии на поддержку отдельных подотраслей животноводства.
  5. Субсидии на поддержку племенного животноводства
  6. Субсидии на возмещение части затрат на проведение агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а так же повышение плодородия и качества почв
  7. Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями, в том числе на раскорчевку выбывших из эксплуатации многолетних насаждений
  8. Субсидии на поддержку отдельных подотраслей растениеводства
  9. Субсидии на гидромелиоративные мероприятия
  10. Субсидии, на проведение мероприятий в области известкования кислых почв на пашне
  11. Субсидии на возмещение части затрат предприятиям хлебопекарной промышленности на производство и реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий
  12. Субсидии на возмещение части затрат производителям муки на закупку продовольственной пшеницы
  13. Субсидии на возмещение части затрат на обеспечение технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства
  14. Субсидии на возмещение части затрат на обеспечение прироста объема молока, переработанного на пищевую продукцию
  15. Субсидия на возмещение затрат по заключенным ученическим договорам и договорам о целевом обучении с обучающимися в образовательных организациях
  16. Субсидия на возмещение затрат, связанных с оплатой труда и проживанием обучающихся, привлеченных для прохождения практики
  17. Субсидии на возмещение части затрат на поддержку элитного семеноводства
  18. Субсидирование расходов по проведению агрохимического обследования земель
  19. Субсидии на поддержку производства картофеля и овощей открытого и защищенного грунта

Федеральная поддержка

  • Главная
  • Меры государственной поддержки АПК
  • Федеральная поддержка

Субсидии на поддержку племенного животноводства

Размер субсидии:

1. На племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных:

    — на условную голову.

2. На племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества:

    — на голову.

3. На искусственное осеменение сельскохозяйственных животных:

    — на искусственно оплодотворенную голову.

4. На приобретение племенного молодняка КРС (кроме бычков молочных, комбинированных пород и специализированных мясных пород):

    — % от стоимости.

5. На приобретение племенного молодняка овец и коз:

    — % от стоимости.

6. На приобретение племенных быков-производителей и племенных бычков:

    — % от стоимости.

Размер ставок определен приказом министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 18.01.2022 № 16.

Базовые условия по данной форме поддержки: 

Получатели на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, должны соответствовать следующим требованиям:

— у получателей должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет, а также в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных, в том числе, в соответствии с иными правовыми актами;

— получатели — юридические лица не должны находиться в процессе ликвидации, в отношении их не должна быть введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатели — индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

— получатели не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

— получатели не должны получать средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании иных нормативных правовых актов на аналогичные цели;

— в отношении получателя не должны быть выявлены факты нарушения условий, установленных при получении бюджетных средств, и их нецелевого использования. Данное ограничение не распространяется на получателей, устранивших нарушения либо возвративших средства в соответствующий бюджет;

— получатель своевременно представил отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса на последнюю отчетную дату в порядке, установленном министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

— отсутствие в году, предшествующем году получения субсидии, случаев привлечения получателей к ответственности за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».

Дополнительные условия по данной форме поддержки: 

Для получателей субсидии на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных и на племенных быков-производителей, оцененных по качеству потомства или находящихся в процессе оценки этого качества:

— включение получателя в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей для предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства, утверждаемый Минсельхозпродом по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Перечень). Порядок включения в Перечень утверждается Минсельхозпродом.

Для получателей субсидии на приобретение племенных быков-производителей и племенных бычков:

— получатель является организацией по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;

— получатель включен в Перечень.

Законодательство:

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (Приложение № 7)

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области № 57 «Об утверждении ставок субсидий на возмещение части затрат на поддержку племенного животноводства в 2023 году»

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области № 375 «О внесении изменений в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Нижегородской области, осуществляющих мероприятия по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота, утвержденный приказом министерства сельского хозяйства продовольственных ресурсов Нижегородской области от 30 декабря 2020 г. № 271″

Приказ министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области № 56 «Об утверждении перечня сельскохозяйственных
товаропроизводителей для предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства на 2023 год»

Информация о формах документов на возмещение части затрат на поддержку племенного животноводства в соответствии с приказом министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 27.01.2021 № 28 «Об утверждении форм документов, предусмотренных постановлением Правительства Нижегородской области от 13 марта 2020 г. № 207 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

Контакты министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области:

— отдел финансирования: 8 (831) 439-09-94, 439-09-81

сельскохозяйственных субсидий | Национальная сельскохозяйственная библиотека

  1. Дом
  2. Экономика, бизнес и торговля
  3. Сельскохозяйственные субсидии

Правительство предоставляет сельскохозяйственные субсидии — денежные выплаты и другие виды поддержки — фермерам или агропредприятиям. В то время как некоторые субсидии предоставляются для продвижения конкретных методов ведения сельского хозяйства, другие сосредоточены на исследованиях и разработках, методах сохранения, помощи при стихийных бедствиях, маркетинге, помощи в области питания, снижении рисков и многом другом.

На этой странице вы найдете законодательство, программы USDA , историческую информацию, данные и другие соответствующие ресурсы.

 

Публикации, данные, графики и часто задаваемые вопросы по сельскохозяйственной политике США , положениям Закона о фермерских хозяйствах, управлению рисками и другим темам.

Ссылки на программы и формы USDA , информацию о тарифах, уведомления и правила, а также отчеты о ценах.

Инструменты, контакты и информация о программах и ресурсах USDA , относящихся к Кредиты USDA , помощь при стихийных бедствиях, управление рисками, сохранение и многое другое.

Внешние ссылки, относящиеся к сельскохозяйственным субсидиям

  • Закон о фермах 2018 г. (farmers.gov)

    Информация, брошюры и инструменты для фермеров, владельцев ранчо и лесных хозяйств, описывающие доступные программы USDA по охране природы, помощи при стихийных бедствиях, сельскохозяйственном производстве, кредитах, управлении рисками и т. д.

  • Агентство сельскохозяйственных услуг Министерства сельского хозяйства США

    FSA предоставляет доступ к капиталу для финансирования сельскохозяйственных операций, помощь в снижении рисков, ресурсы для аварийного восстановления и другие программы и услуги для сельскохозяйственных предприятий.

  • Служба охраны природных ресурсов Министерства сельского хозяйства США

    NRCS предоставляет финансирование и техническую помощь, чтобы помочь землевладельцам и сельскохозяйственным производителям внедрять методы сохранения для улучшения своих земель.

  • Агентство по управлению рисками USDA

    RMA помогает сельскохозяйственным производителям получать и использовать инструменты для управления сельскохозяйственными рисками, включая федеральные полисы страхования сельскохозяйственных культур и домашнего скота в Соединенных Штатах.

  1. Реформа сельскохозяйственной политики: новые подходы: роль прямых выплат доходов. Организация экономического сотрудничества и развития, 1994.   NAL  тел. номер: HD1415.A318 1994.
  2. Американское сельское хозяйство в ХХ веке: как оно процветало и чего стоило. Гарднер, Брюс Л. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2002. NAL номер телефона: HD1761.G2447 2002.
  3. Миллиард долларов в день: экономика и политика сельскохозяйственных субсидий. Петерсон, Э. Уэсли Ф. Молден. NAL  номер вызова: HD1415.P48 2009. [ПРИМЕЧАНИЕ. См. главу 6: «Сельскохозяйственная политика США: как не спасти семейную ферму».]
  4. Влияние субсидирования премий на спрос на страхование урожая.   О’Донохью, Эрик Дж. NAL  номер вызова: aHG9968.O36 2014.
    Читать онлайн
  5. Программы оплаты фермерских хозяйств: анализ и предложения по сокращению. Оддош, Роберт и Крис Винова, ред. Хауппож, Нью-Йорк: Nova Science; Lancaster: Gazelle [дистрибьютор], 2013 г. NAL , номер телефона: HD1415.F38, 2013 г.
  6. .

  7. Продукты питания, сельское хозяйство и устойчивость: чтения по сельскохозяйственному праву. Шнайдер, Сьюзан А. Экономическая поддержка сельского хозяйства: федеральные сельскохозяйственные программы, федеральное страхование урожая и помощь при стихийных бедствиях. NAL номер телефона: KF1682.S36 2016.
  8. Справочник по экономике сельского хозяйства. Гарднер, Брюс Л. и Гордон К. Рауссер, ред. Амстердам ; Нью-Йорк: Elsevier, 2001. NAL телефонный номер: HD1415.h413 2001.

Программы сельскохозяйственных субсидий — Econlib

Государственное вмешательство в рынки продуктов питания и волокна началось давно. Классическим примером субсидирования фермерских хозяйств через торговые барьеры являются английские законы о хлебе, которые веками регулировали импорт и экспорт зерна в Великобритании и Ирландии. Они были отменены в 1846 году. Современные программы сельскохозяйственных субсидий в Соединенных Штатах начались с Нового курса и Закона о регулировании сельского хозяйства 1933. Поскольку торговые барьеры для сельскохозяйственных товаров и всего остального уже существовали, этот закон дал правительству право устанавливать минимальные цены и предусматривал приобретение государственных запасов, простаивание земли и схемы сокращения поставок путем уничтожения скота. Простой земли и уничтожение скота иногда были обязательными, а иногда вызывались компенсацией (Бенедикт, 1953).

С начала 1930-х годов правительства более богатых стран мира использовали головокружительное количество схем для поддержки и субсидирования фермеров. В бедных странах, где большая часть населения занимается сельским хозяйством, правительства, как правило, облагают налогом и регулируют сельское хозяйство. По мере роста доходов и сокращения населения на фермах в таких странах, как Южная Корея и Тайвань, правительства этих стран перешли от наказания фермеров к их субсидированию и защите от импорта. Эти страны, наряду с Японией, в настоящее время имеют одни из самых высоких уровней субсидий и защиты в мире. Формы поддержки фермерских хозяйств также различаются в зависимости от страны и товара, и разные формы по-разному влияют на сельское хозяйство и остальную часть экономики. В этой статье рассматриваются некоторые из основных форм поддержки и описывается их влияние. Хотя я часто использую термины «поддержка» и «субсидия» взаимозаменяемо, большая часть государственной поддержки сельского хозяйства осуществляется не в форме прямых субсидий для доходов фермеров или прямых субсидий для производства, а носит косвенный характер.

Экономисты критикуют сельскохозяйственные субсидии по нескольким пунктам. Во-первых, сельскохозяйственные субсидии обычно переносят доход от потребителей и налогоплательщиков к относительно состоятельным владельцам сельскохозяйственных угодий и операторам ферм. Во-вторых, они наносят обществу чистые убытки, часто называемые безвозвратными потерями, и не приносят явной широкой социальной выгоды (Alston and James, 2002). В-третьих, они препятствуют движению к более открытой международной торговле сырьевыми товарами и, таким образом, создают чистые издержки для мировой экономики (Johnson, 1991; Sumner, 2003).

Сторонники сельскохозяйственных субсидий утверждают, что такие программы стабилизируют рынки сельскохозяйственных товаров, помогают фермерам с низкими доходами, повышают неоправданно низкую отдачу от инвестиций в фермерские хозяйства, помогают развитию сельских районов, компенсируют монополию на поставку сельскохозяйственных ресурсов и сельскохозяйственный маркетинг, помогают обеспечить национальные продукты питания. безопасность, компенсировать сельскохозяйственные субсидии, предоставляемые другими странами, и предоставлять различные другие услуги. Однако экономисты, пытавшиеся обосновать какое-либо из этих преимуществ, не смогли этого сделать (Gardner 19).92; Джонсон 1991; Райт 1995).

Правительство США в значительной степени субсидирует зерновые, масличные культуры, хлопок, сахар и молочные продукты. Большинство других видов сельского хозяйства, включая говядину, свинину, птицу, сено, фрукты, лесные орехи и овощи (составляющие около половины общей стоимости производства), получают лишь минимальную государственную поддержку. В последние годы сельскохозяйственные программы США стоили около 20 миллиардов долларов в год из государственного бюджета. Но бюджетные расходы не являются особенно полезным показателем степени поддержки или субсидирования. Некоторые программы субсидирования, такие как тарифы на импорт, фактически генерируют налоговые поступления для правительства, но также влекут за собой издержки для потребителей, которые превышают прирост государственных доходов. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), средний уровень «оценки поддержки производителей» для товаров, пользующихся значительной поддержкой, в Соединенных Штатах колеблется от примерно 55 процентов стоимости производства для сахара до примерно 22 процентов для масличных культур. Для менее поддерживаемых товаров ставка обычно ниже 5 процентов.

Среди членов ОЭСР (группа стран с высоким уровнем дохода) ставки «оценки поддержки производителей» в среднем составляют около 31 процента от общего дохода для основных видов зерна, масличных культур, сахара и продукции животноводства. Эти оценки объединяют в единый индекс широкий спектр государственных программ, включая поддержку цен и торговые барьеры, которые передают выгоды производителям сельскохозяйственной продукции и землевладельцам. Этот индекс измеряет размер трансферта в денежном выражении, но не пытается оценить влияние программ на производство или чистую прибыль. Самый высокий средний уровень поддержки приходится на рис (около 80 процентов), где большая часть поддержки приходится на торговые барьеры и прямые платежи. Поддержка фермеров правительствами Японии и Кореи составляет большую часть общей мировой субсидии на рис. Самые высокие в среднем по стране эквивалентные ставки поддержки по всем основным сырьевым товарам предлагаются в Норвегии, Швейцарии и Исландии, где средние субсидии составляют около 65–75 процентов стоимости продукции, а также в Японии и Корее, где ставки поддержки составляют 60–75 %. 65 процентов. Самые низкие ставки субсидий (менее 4 процентов) наблюдаются в Австралии и Новой Зеландии. Средняя ставка поддержки в Европейском союзе составляет около 35 процентов от стоимости продукции.

Формы субсидий также различаются в зависимости от страны и товара. К основным формам субсидирования относятся: (1) прямые выплаты фермерам и землевладельцам; (2) ценовая поддержка, реализуемая за счет государственных закупок и хранения; (3) правила, устанавливающие минимальные цены в зависимости от местоположения, конечного использования или некоторых других характеристик; (4) субсидии на такие статьи, как страхование урожая, реагирование на стихийные бедствия, кредит, маркетинг и поливная вода; (5) экспортные субсидии; и (6) импортные барьеры в виде квот, тарифов или правил. Часто программы контроля над поставками, такие как требования о прекращении производства, производственные квоты или аналогичные схемы, сопровождают поддержку цен или другие программы. Кроме того, правительства наиболее богатых стран оказывают помощь в сельскохозяйственных исследованиях и разработках, продвижении и некоторой сельскохозяйственной и сельской инфраструктуре.

Воздействие субсидий зависит от их формы. Программы субсидирования фермерских хозяйств обычно переносят доход от потребителей и налогоплательщиков к операторам ферм, особенно к владельцам сельскохозяйственных угодий и других ресурсов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Факты ясно показывают, например, что сельскохозяйственные субсидии увеличивают арендную ставку на землю, с которой связаны права на получение этих платежей. Другими словами, субсидии сельскому хозяйству часто являются просто субсидиями землевладельцам. Рыночная стоимость активов, созданных государством, таких как производственные или маркетинговые квоты или земельные участки, полностью обусловлена ​​преимуществами государственных программ. Когда квоты ограничивают производство, цены на товары растут и повышают стоимость прав на производство, закрепленных за владельцами квот. Такие программы квот часто продолжались десятилетиями (шесть десятилетий в случае квоты на табак в США и более трех десятилетий в случае квот на молочные продукты в Калифорнии и Канаде). Интересно, однако, что цена актива рыночного квота, как правило, только в четыре раза превышает годовой доход от владения квотой (Джонсон 19).91). Это означает, что владельцы квот явно не уверены в том, что льготы по программе сохранятся.

Фермерские субсидии стимулируют дополнительное производство товаров, пользующихся поддержкой государства, повышая стимулы к использованию скудных земель и талантов фермеров для производства одних продуктов, а не других. Специфика государственной программы определяет степень стимулирования производства; Реальные фермерские программы обычно намного сложнее, чем субсидии на единицу продукции или ценовая поддержка, описанные в учебниках. Отмена субсидии только на одну культуру приведет к гораздо большему падению производства этой культуры, чем если бы все субсидии были отменены одновременно. Поскольку большая часть сельскохозяйственных угодий останется в использовании, экономисты ожидают относительно небольших изменений в общем объеме сельскохозяйственного производства США, если все сельскохозяйственные субсидии будут отменены вместе, хотя некоторые изменения в ассортименте товаров произойдут.

Частично для ограничения увеличения производства, вызванного субсидиями, Соединенные Штаты однажды потребовали от фермеров простаивать часть своих сельскохозяйственных угодий в обмен на субсидию. Эта практика до сих пор используется в Европейском союзе и Японии. В последнее время в США одновременно применяются три сложные схемы оплаты за зерно, семена масличных культур и хлопок. Во-первых, фермеры получают «прямые платежи», которые не зависят от текущих рыночных цен и основаны главным образом на истории производства фермой конкретной поддерживаемой культуры. Существует ряд ограничений на использование земли, на которую поступают эти платежи, но фермеры получают платежи, даже если они сажают культуры, отличные от платных, или оставляют землю без дела. Во-вторых, фермеры получают «контрциклические платежи», которые обратно привязаны к рыночной цене платной культуры, но которые также обеспечивают гибкость при посадке. Эти две формы оплаты не требуют от фермера посадки определенной культуры в настоящее время. Однако, поскольку продолжение или увеличение выплат может зависеть от текущего производства этой культуры, они создают стимул для перепроизводства (Sumner 2003). Третья форма субсидирования, «льготы по кредиту на маркетинг», обратно пропорциональна текущим рыночным ценам и напрямую связана с текущим производством конкретной культуры. Трудно измерить степень стимулирования производства, связанную с этим сложным набором платежей; тем не менее экономисты согласны с тем, что без них производство субсидируемых культур сократилось бы.

Одним из наиболее противоречивых аспектов программ субсидирования фермерских хозяйств в последние десятилетия было их влияние на международную торговлю. Д. Гейл Джонсон (1950) поднял этот вопрос более пятидесяти лет назад. По мере роста глобализации барьеры и субсидии в торговле сельскохозяйственной продукцией, препятствующие получению сравнительных преимуществ в сельском хозяйстве, стали все более разрушительными для нормальных торговых отношений и торговых переговоров.

Программы сельскохозяйственных субсидий, которые используются в большинстве богатых стран, усложнили многосторонние торговые переговоры и поставили под угрозу широкое открытие рынка. В первые годы действия Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (1940-х и начале 1950-х годов) правительство США поставило свои программы субсидирования фермерских хозяйств вне досягаемости торговых переговоров и тем самым затормозило либерализацию сельского хозяйства на три десятилетия. В 1980-х годах правительство США начало сокращать стимулирование производства в рамках собственных сельскохозяйственных программ. На торговых переговорах он выступал за более свободную торговлю сельскохозяйственной продукцией и заявил о своей готовности устранить свои собственные импортные барьеры и искажающие торговлю сельскохозяйственные субсидии, если другие страны сделают то же самое. Европейские страны, Япония и Корея сопротивлялись. Тем не менее, соглашение ГАТТ 1994, который создал Всемирную торговую организацию (ВТО), начал скромный прогресс в направлении либерализации. Законодательство США о сельскохозяйственных субсидиях в 1996 году соответствовало постепенной реформе сельскохозяйственных субсидий. Однако с принятием в 2002 году новых и более искажающих программ субсидирования фермерских хозяйств Соединенные Штаты стали менее заслуживающим доверия участником переговоров в ВТО, и сокращение субсидий и торговых барьеров было отложено.

После принятия в 2002 году в Соединенных Штатах законопроекта о фермерских хозяйствах и начала Дохинского раунда переговоров по ВТО субсидии фермерам стали важным вопросом для многих участников торговых переговоров из менее развитых стран. Они указали на то, что снижающие цены последствия сельскохозяйственных субсидий богатых стран поставили их фермеров в невыгодное положение. Хлопковые субсидии в США являются ярким примером. Некоторые из беднейших стран Западной Африки традиционно были экспортерами хлопка. В 2001 и 2002 годах мировая цена на хлопок колебалась от 35 до 45 центов за фунт. Тем временем производители хлопка в Соединенных Штатах, крупнейшем в мире экспортере, получали семьдесят центов и более за фунт за счет субсидий плюс рыночная цена. Экономисты подсчитали, что экспорт хлопка в США был бы значительно ниже, а мировая цена на хлопок была бы на 10-15% выше, если бы в этот период не было хлопковых субсидий США. Сокращение сельскохозяйственных субсидий в Соединенных Штатах и ​​других богатых странах помогло бы бедным производителям хлопка и другим фермерам в бедных странах и, кроме того, положило бы начало процессу экономического роста, в большей степени полагающегося на торговлю, а не на помощь. Налогоплательщики в богатых странах выиграют двумя способами: выплачивая меньшие субсидии своим фермерам и выплачивая меньшие субсидии людям в бедных странах. ВТО является ключевым форумом, на котором страны проводят реформы глобальной сельскохозяйственной политики, но этого форума может быть недостаточно.

В богатых странах, таких как Соединенные Штаты, сельскохозяйственные субсидии, хотя и велики в целом, являются относительно незначительными политическими проблемами для большинства избирателей. Причина в том, что затраты на одного избирателя в виде более высоких налогов и более высоких цен на продукты питания невелики. Однако для фермеров прибыль на человека велика. Следовательно, внутриполитическая сцена подготовлена ​​для продолжения передачи от широкого круга избирателей, которые уделяют мало внимания этому вопросу, к гораздо меньшей группе, для которой сельскохозяйственные субсидии жизненно важны для их краткосрочного экономического благосостояния. Эта дилемма не уникальна для сельскохозяйственных субсидий и фактически является центральной проблемой политической экономии (см. Политическое поведение). Тем не менее, поскольку в настоящее время этому вопросу уделяется всеобщее внимание, все больше людей готовы понять пагубные последствия сельскохозяйственных субсидий.


Об авторе

Дэниел А. Самнер — профессор Фрэнка Х. Бака младшего кафедры экономики сельского хозяйства и природных ресурсов Калифорнийского университета в Дэвисе и директор Центра сельскохозяйственных проблем Калифорнийского университета. Ранее он был помощником министра экономики в Министерстве сельского хозяйства США.


Дополнительная литература

 

Алстон, Джулиан М. и Дженнифер С. Джеймс. «Случай сельскохозяйственной политики». Глава 33 в Б. Л. Гарднер и Г. К. Рауссер, ред., Справочник по экономике сельского хозяйства. Том. 2. Амстердам: Elsevier, 2002. Стр. 1689–1749 гг.

Бенедикт, Мюррей Р. Сельскохозяйственная политика Соединенных Штатов, 1790–1950: исследование их происхождения и развития. Нью-Йорк: Фонд двадцатого века, 1953.

Гарднер, Брюс Л. «Изменение экономических взглядов на фермерскую проблему». Журнал экономической литературы 30 (март 1992 г.): 62–101.

Джонсон, Д. Гейл. Сельское хозяйство и торговля: исследование непоследовательной политики. Нью-Йорк: Джон Уайли и сын, 1950.

Джонсон, Д. Гейл. Мировое сельское хозяйство в беспорядке. 2-е изд. Лондон: Macmillan, 1973. 1991.

Организация экономического сотрудничества и развития. Сельскохозяйственная политика в странах ОЭСР: мониторинг и оценка. Paris: OECD, 2003.

Самнер, Дэниел А. «Последствия законопроекта о фермерских хозяйствах США от 2002 года для торговли сельскохозяйственной продукцией и торговых переговоров». Австралийский журнал экономики сельского хозяйства и природных ресурсов 47, вып. 1 (2003): 117–140.

Райт, Б. Д. «Цели и реалии сельскохозяйственной политики». В DA Sumner, ed., Реформа сельскохозяйственной политики в Соединенных Штатах. Вашингтон, округ Колумбия: AEI Press, 1995. Стр. 9–44.


 

Ссылки по теме

Сравнительное преимущество. Краткая энциклопедия экономики.

Распространение. Краткая энциклопедия экономики.

Давид Рикардо.