Доля россии на рынке зерна: доля России в мировом экспорте пшеницы может составить 20% – Агроинвестор

Доля России в мировом экспорте пшеницы в текущем зерновом сезоне составит 19,3%

Доля России в мировом экспорте пшеницы в текущем зерновом сезоне составит 19,3%

  • Все материалы

    Новости

    Интервью

    Комментарии

    Мнения

    Обзоры
    Исследования
    5o’clock
    Куда поехать

  • ЖД Транспорт Новости ИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • АвтоНовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Водный транспорт НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Логистика НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Авиация Новости Интервью КомментарииМненияОбзоры

  • Разное
    Новости
    Интервью
    Комментарии
    Мнения
    Обзоры
    Статистика

    Новости
    Интервью
    Комментарии
    Мнения
    Обзоры
    Статистика

  • Спецпроекты
  • Справочник
  1. Главная
  2. /

  3. Логистика
  4. /

  5. Интервью
  6. /

  7. Доля России в мировом экспорте пшеницы в текущем зерновом сезоне составит 19,3%

27. 01.2020 14:02:18

Логистика / Интервью

По итогам 2019 года на сети Российских железных дорог было погружено 21,7 млн т  зерна, что на 20,1% меньше, чем за 2018-й. Экспорт зерна из России в 2018/2019 сельскохозяйственном году составил 43,3 млн т, в том числе 35,2 млн т пшеницы, что также меньше показателей 2017/2018 сельхозгода. О том, чего ждать от экспорта в текущем зерновом сезоне, мы спросили у директора аналитического департамента Российского зернового союза Елены Тюриной.

 Елена Борисовна, итоги года оцениваются, прежде всего, по динамике показателей экспорта. Прошлый год стал первым годом реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Каковы результаты этой работы?


– Из России экспортируется 40% выращенных зерновых и зернобобовых культур, на долю которых в 2018 году пришлось 42% от экспорта продукции АПК в стоимостном выражении. В 2019-м данный показатель сократился до 32%.

Валовой сбор зерна в прошлом году составил 120,7 млн т, это больше, чем годом ранее, на 6,5%, или 7,5 млн т. На долю пшеницы пришлось 61,6% российского урожая зерна. Ее валовой сбор составил 74,3 млн т. Это больше, чем годом ранее, на 3%.

По оценке Российского зернового союза, экспортный потенциал зерновых культур в текущем сезоне составляет 47 млн т, что на 10%, или 4,3 млн т, больше, чем в прошлом сельхозгоду. Основной прирост экспорта ожидается по кукурузе и ячменю.

В июле – декабре 2019 года из России экспортировано 25,8 млн т зерновых культур, что на 12%, или 3,6 меньше млн т, чем в аналогичном периоде прошлого сезона. Исходя из оценки баланса производства и потребления зерновых культур России, в январе – июне 2020 года на мировой рынок должно быть поставлено 22 млн т зерна, что на 56%, или 8 млн т, больше, чем в прошлом сезоне. 

 Сохранит ли Россия в текущем зерновом сезоне первое место в мировой торговле пшеницей?


– Да, ее доля в мировом экспорте составит 19,3%. Экспортный потенциал российской пшеницы в этом сельхозгоду, так же как и годом ранее, составляет 35 млн т. В первой половине текущего сельхозгода мировым импортерам поставлено 21,8 млн т, то есть в январе – июне 2020-го объем экспорта может составить порядка 13,7 млн т, что больше показателя аналогичного периода прошлого сезона на 30%. Низкая ценовая конкурентоспособность российской пшеницы в начале сезона 2019/2020 года стала причиной сокращения количества стран-импортеров с 100 до 79, а также уменьшения объемов закупок зерна странами – постоянными покупателями. 

Во второй половине текущего зернового сезона ожидается восстановление объема продаж пшеницы ключевым странам-импортерам, прежде всего, Судану, Нигерии, Индонезии, Ливану, Кении, Израилю.

Увеличение предложения российского зерна на мировом рынке в январе – июне 2020 года произойдет на фоне снижения экспортных потенциалов стран-конкурентов, которые распродали свои основные объемы в первой половине текущего сельхозгода, и повышения мировых фьючерсов на пшеницу в конце декабря 2019-го на 4–5%. Это должно оказать поддержку российским экспортерам. 

По прогнозам Минсельхоза России, в рамках реализации федерального проекта «Экспорт продукции АПК» годовая выручка от экспорта зерна к 2024 году должна составить не менее $11 млрд.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН прогнозирует, что мировое потребление зерновых к 2024 году увеличится на 10% относительно текущего уровня, также ожидается, что рост мировой торговли зерновыми культурами составит порядка 35 млн т, в том числе пшеницы – 13 млн т. Лидерами по увеличению потребления зерновых культур станут Китай, Саудовская Аравия, Иран, Вьетнам.

 Какие страны сегодня заинтересованы в закупках качественной российской пшеницы, несмотря на высокий уровень цены предложения?


– Закупки российской пшеницы Турцией в первой половине сезона 2019/2020 выросли на 43%, Бангладеш и ОАЭ – на 5%, Азербайджаном – в 2,8 раза, Арменией – на 28%. В 3,5 раза вырос экспорт российской пшеницы в Бразилию, вдвое – в Анголу. Активно растут поставки на новые рынки для России рынки Гамбии, Либерии, Бенина. 

Наиболее подвержены изменениям мировой ценовой конъюнктуры зернового рынка такие значимые для российских экспортеров страны, как Египет, который сократил закупки пшеницы из России в начале сезона на 38%, Нигерия (42%), Судан (32%), Кения (13%), Индонезия (65%). 

 Что должно стать главным направлением увеличения экспорта зерновых?


– Выход на новые рынки сбыта и рост продаж на рынках присутствия. Российская пшеница занимает лидирующее положение на рынке Египта, где ее доля составляет 41% от общего объема импорта страной, Турции – 43%, Йемена – 39%, Судана – 36%. В 2018 году доля российской пшеницы в импорте Вьетнама составила 67%.

По нашей оценке, значительным потенциалом роста поставок пшеницы обладают страны, где доля России в настоящее время составляет от 2 до 15%. К ним относится Индонезия. Главными конкурентами российских экспортеров на рынке Индонезии являются Австралия, Украина и Канада. К числу приоритетных рынков сбыта пшеницы относятся также Алжир, Бразилия, Филиппины.

– А какова ситуация с рынком Китая?


– Рынок Китая также является привлекательным для роста экспортных поставок российской пшеницы. Китай ежегодно закупает около 3,5 млн т зерна, при этом на долю поставок из России приходится всего 1,6%. Главными поставщиками пшеницы на китайский рынок являются Канада, Казахстан, Австралия и США. Нам придется конкурировать с этими странами.

 Какие барьеры на пути роста экспорта пшеницы?

– Это ограничения и по регионам экспорта, и по качеству, и по фитосанитарным требованиям, и по логистике. Экспорт пшеницы в Китай сдерживается ограниченным количеством регионов, с которых снят запрет на экспорт. Поставлять зерно могут предприятия из Челябинской, Новосибирской, Омской и Амурской областей, а также из Красноярского и Алтайского краев.

Для увеличения поставок российского зерна на мировой рынок и рынки целевых стран также необходимо постоянно проводить ситуационный анализ и мониторинг состояния рынка. Например, в текущем году зафиксировано сокращение валовых сборов пшеницы и, соответственно, объемов экспорта из Казахстана. Потенциально российское зерно может занять освободившиеся ниши на рынках импортеров зерна из Казахстана, в число которых входят Узбекистан и Таджикистан.

 Что является конкурентным преимуществом стран-экспортеров зерна на мировой рынок помимо цен предложения?


– Стоимость фрахта, качество логистики и также уровень интеграции на зерновом рынке. В настоящее время мы отмечаем снижение стоимости фрахта для экспорта зерновых культур.

В прошлом десятилетии мы наблюдали активные интеграционные процессы на рынках мяса и молока. Сегодня лидеры рынка свинины, мяса птицы и молока имеют высокий уровень вертикальной и горизонтальной интеграции, что позволяет им получать как качественное, так и ценовое преимущество, а также доступ к льготным видам господдержки.

Кроме того, в 2018–2019 гг. начался процесс консолидации активов, связанных с экспортом, хранением и транспортировкой зерна. На рынке формируются крупнейшие компании, в том числе с госучастием, которые заинтересованы в увеличении доли в российском экспорте зерновых за счет сокращения логистических затрат и заключения прямых контрактов с компаниями – импортерами зерна. 

Добавлю, что стратегии развития компаний владельцев зерновых портовых терминалов предусматривают рост инвестиций в увеличение мощностей перевалки и единовременного хранения в 1,5–1,7 раза. 

Таким образом, очевидно, что проблемы с дефицитом мощностей по отгрузке зерна на экспорт будут решены в скором времени. Кроме отечественных инвесторов на рынок торговли зерном России планируют выйти крупные компании из Китая и Саудовской Аравии. Инвестиционная активность зерновых трейдеров понятна: они ориентируются на рост мировой торговли зерном и экспортные возможности России.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Авто

Операторы притормаживают переход автоперевозчиков в цифру

ЖД Транспорт

Вагонопотоки требуют грамотного регулирования

ЖД Транспорт

Три станции у моря требуют развития

Авто

Депутат ГД: автоперевозчикам выгодно нарушать закон

ЖД Транспорт

РЖД переводят на ИТ-технологии международный грузооборот, но от человеческого фактора отказаться не могут

ЖД Транспорт

Контейнеры пока не отделят от полувагонов

Логистика

Контейнерам прочат восстановление

Авто

Автоперевозчики ищут общий знаменатель, который выведет из серой зоны

Авто

Индустрия по восстановлению автозапчастей, бывших в употреблении

ЖД Транспорт

Импорт поддержал выпуск кассетных подшипников для вагонов

Новости

  • 15:04ТСМ Контейнеры, компания по продаже морских, железнодорожных контейнеров и рефконтейнеров
  • 14:36Объем перевозок скоропорта по железнодорожной сети вырос почти на 22%, до 7,6 млн тонн
  • 14:06Стоимость самолета МС-21 для российских компаний будет ниже рынка
  • 14:05«Кузбассразрезуголь» представил инновационную технологию ведения взрывных работ для снижения влияния на окружающую среду
  • 13:07Поезд Ласточка получит новое имя и новые тормоза от российского производителя
  • 13:02Квартальный контейнерооборот порта Роттердам снизился на 12%
  • 12:37Участники круглого стола обсудили актуальные вопросы обеспечения кадрами портовой отрасли РФ
  • 12:35Мировая логистика избавляется от перегрузок
  • 11:59Доходы Азербайджана от авиаперевозок грузов и пассажиров в 2022 году составили около $3 млрд
  • 11:25Добыча угля на Кузбассе сократилась в I квартале на 5,3%
  • 10:45Повысить качество автоперевозок транспортные компании могут сообща с клиентами
  • 10:28В морском порту литовской Клайпеды открылся углубленный до 15,5 м судоходный канал
  • 10:1323 мая Ташкент встречает Логистику Будущего: обсудим эпоху параллельного импорта
  • 09:29Весь май Аврора будет бесплатно перевозить участников и инвалидов Великой Отечественной войны
  • 09:00Минтранс РФ согласовывает проект об ужесточении штрафов за отказ взвесить большегруз
  • 24/04 18:00
    Автоперевозчики требуют свое министерство
  • 24/04 17:31
    Предприятия Башкирии в 2022 году сократили погрузку на железной дороге на 4,3% из-за уменьшения перевозки химпродукции
  • 24/04 17:06
    Компания Леруа Мерлен заявила, что не собирается продавать складские помещения в России
  • 24/04 16:42
    Цены разработчиков остановили автоматизацию на РЖД
  • 24/04 16:32
    Российские туроператоры попросят турецких отельеров снизить цены
  • 24/04 16:27
    Программа промышленного туризма «Свезы» отмечена на федеральном уровне
  • 24/04 16:22
    Объем грузоперевозок по МТК Север – Юг увеличится до 32 млн тонн
  • 24/04 15:29
    В Казахстане хотят продлить запрет на вывоз лесоматериалов
  • 24/04 15:08
    Объем грузоперевозок по водным путям между Россией и Казахстаном вырос на треть
  • 24/04 14:41
    Более миллиона заявок на бесплатную парковку внесли в Федеральный реестр инвалидов

Спецпроекты

  • Нефтяной разворот

    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности — в нашем специальном проекте по ссылке.

  • Итоги X Конкурса студенческих работ на тематику журнала

    На портале РЖД-Партнер.ру опубликованы работы победителей X Конкурса студенческих работ на тематику журнала. Напомним, что соревнование молодых специалистов состоялось в прошлом году, и его итоги по традиции были оглашены в Москве на пленарной сессии XX Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство». Материалы доступны по ссылке.

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов

    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.

НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ >>

КАЛЕНДАРЬ ОТРАСЛИ

Выставка
Конгресс
Конференция
Круглый стол
Премия
Саммит
Семинар
Форум
Дискуссионный клуб

Чтобы обеспечить лучшие Ваши возможности просмотра на веб-сайте rzd-partner.ru, мы используем файлы-куки (англ. cookies). Своё согласие на них Вы подтвердите оставаясь на веб-сайте для дальнейшего просмотра или нажимая «Я согласен».

Я согласен

В этом разделе разрешена авториразация не более, чем с 2-х разных устройств.

Председатель правления Союза экспортеров зерна: Для внутреннего рынка зерна нам точно хватит. Мы не пострадаем

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Экономика

05.06.2022 17:54

Поделиться

Татьяна Карабут

Из-за скрытых санкций Россия недоэкспортирует в этом сезоне 2-3 млн тонн зерна, хотя спрос на российское зерно в мире на максимуме. Страну пытаются «отменить» на зерновом рынке. Но это не получится сделать. Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин рассказал «РГ», как препятствуют экспорту нашей пшеницы и что будет с новым урожаем зерна в стране.

По данным Росстата, запасы зерна в апреле увеличились в сравнении с прошлым годом. Значит ли это, что наше зерно в мире стали покупать меньше? Если так, то чем это объясняется?

Эдуард Зернин: Меньше зерна у нас точно покупать не стали. Сейчас экспорт тормозит не спрос (он на максимуме) и даже не столько сложная, дорогая логистика, а прохождение денежных расчетов. Наиболее распространенные барьеры — это блокировки банковских счетов и расчетов, заморозки кредитных линий и лимитов торгового финансирования, а также запрет на заход судов в российские порты. Говоря языком новомодной культуры отмены, российское зерно, похоже, решили попробовать отменить, несмотря на катастрофические последствия для мирового рынка.

Получится отменить?

Эдуард Зернин: Россия занимает слишком большую долю на мировом рынке зерна (пшеницы — около 16%), чтобы ее можно было безболезненно обнулить. У нас огромные резервы земель сельхозназначения, которые мы имеем сейчас и еще можем вовлечь в оборот (по некоторым оценкам, до 44 млн га). Этому также способствуют глобальные климатические изменения на планете.

Главное — не отставать в технологиях, подтягивать отечественную науку, не экономить и не стесняться скупать иностранную интеллектуальную собственность и мозги, как это делают наши китайские коллеги.

Но мы отдаем себе отчет в том, что агрессивные усилия наших бывших партнеров приведут к сжатию наших бизнес-возможностей. Это происходит прямо сейчас — при невероятном спросе на российское зерно наши экспортеры выбрали чуть более 70% экспортных квот от общего объема, в том числе порядка 60% по пшенице. Столь высокая невыборка обусловлена в первую очередь именно скрытыми санкциями.

В итоге в этом сезоне мы недопоставим 2-3 млн тонн зерна. Экспортеры ждут по два-три месяца денег, меняют банки, в платежках четко указано «зерно», продовольствие де-юре выведено из-под санкций, но платежи не проходят.

При этом скрытые санкции бьют прежде всего по малым экспортерам. Крупный бизнес работает на большом объеме, на собственном капитале и может жертвовать своей маржинальностью, чтобы поддерживать темп отгрузки. А небольшие предприятия работают от партии к партии. Если за партию затормозились расчеты, следующую они не могут купить.

Кто-то отказался от покупки нашего зерна? Топ основных покупателей изменился?

Эдуард Зернин: Нет, все те же — Турция, Иран, Египет, Саудовская Аравия, Азербайджан. Но надо понимать, что некоторые рынки завязаны на американское зерно и подвергаются давлению с той стороны: с нами не разрывают отношений, но от покупок российского зерна воздерживаются.

Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин: Для внутреннего рынка зерна нам точно хватит. Мы не пострадаем

В следующем сезоне урожай зерна будет примерно на 9 млн тонн больше, чем в этом. Тоже недовывезем?

Эдуард Зернин: Если ситуация не изменится, в следующем сезоне можем недоэкспортировать около 10 млн тонн при общем потенциале экспорта в 50 млн тонн зерна. Этого допустить нельзя. Считаю, что в ситуацию должна вмешаться Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). Ведь даже 2-3 млн тонн зерна — это годовая потребность многих стран.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Татьяна Карабут

Недавно Китай разрешил поставки нашей яровой пшеницы из всех регионов России (хотя раньше было только несколько не самых зернопроизводящих). Туда можно отправить недопоставленное?

Эдуард Зернин: Возможно, до конца года по сухопутной границе состоятся какие-то пробные, технические поставки на 100-150 тыс. тонн, не больше. И это будут поставки в первой половине сезона, поскольку во второй в России опять будет действовать квота на вывоз. Никому из экспортеров не захочется рисковать.

Звучат обвинения в адрес России в том, что мы развязываем «зерновую войну», провоцируя голод в беднейших странах. Есть в этих словах, кроме политики, доля правды? Мы кому-то отказали в покупке нашего зерна с конца февраля?

Эдуард Зернин: Это просто еще один способ давления на Россию. Мы — экспортеры зерна, а не политики. Мы забрали свою рыночную долю на мировом рынке в честной борьбе. У нас не было никогда ни административного, ни политического давления ни на одну страну, которая у нас покупает зерно. В отличие от американского зерна.

Против нас пытаются применить это оружие. Например, уход некоторых западных компаний, поставляющих на российский рынок семена, агрохимию и сельхозтехнику — это не что иное как попытка давления на мировой рынок продовольствия через снижение валового сбора зерна в нашей стране. Сейчас в России самообеспеченность зерном превышает 150%. Допустим, из-за ухода западных компаний производство снизится. Но для внутреннего рынка нам точно хватит, мы не пострадаем. Пострадают от недопоставок нашего зерна нуждающиеся страны. Уверен, ушедшие компании это осознают в полной мере.

В ситуации, когда и так существует много препон для вывоза зерна, зачем нужно сохранять экспортные квоты и пошлины?

Эдуард Зернин: Однозначно нужно. Красноречив пример Индии. Страна не вводила никаких ограничений, даже хотела заместить Украину на мировом рынке, а в итоге резко запретила экспорт зерна. Если бы мы не ввели ограничения, то мы могли бы, как индусы, столкнуться с проблемой нехватки зерна для собственных нужд. В определенный момент в Индии большие объемы зерна были выкуплены и уже готовились к вывозу международными спекулянтами. Зачем нам нужны такие проблемы?

Кроме того, в прошлом году Минсельхоз США без видимых причин снизил прогнозы по урожаю российского зерна сразу на 12,5 млн тонн. Это вызвало резкий рост мировых цен, пшеница в черноморских портах подскочила в цене сразу на 20 долларов. Вполне вероятно, что расчет спекулянтов был на взлет внутренних цен, запрет экспорта и уход России с мирового рынка. От развития этого катастрофического сценария нас спас как раз ценовой демпфер, который защитил внутренний рынок от волатильности.

Поэтому мы не против подобных механизмов, они обеспечивают продовольственную безопасность страны. Другое дело, было обещано растениеводам, что деньги, собранные через пошлины, вернутся им обратно, но этого пока не произошло. Такие ситуации немного демотивируют. Надеюсь, что вопрос все же будет решен.

Насколько сейчас важен такой инструмент, как интервенционный фонд?

Эдуард Зернин: Интервенционный фонд — самый мягкий инструмент регулирования рынка. Сейчас будет идеальный сезон для формирования госфонда, поскольку ожидается большой урожай при сохранении проблем с экспортом. На таком рынке можно сразу выкупить все 3 млн тонн зерна — тот неснижаемый объем, которым планировалось заполнить фонд.

В новом сезоне, по признанию западных экспертов, единственным местом в мире, где ожидается высокий урожай зерна, будет Россия. Согласны с такой оценкой?

Эдуард Зернин: Очень на то похоже. Если погода не подведет, в России будет собран близкий к рекордному или даже рекордный урожай пшеницы и других культур. По оценке участников Всероссийского зернового форума, урожай зерна может составить 129,3 млн тонн, из них пшеницы — 83,7 (рекордный урожай зерна мы собрали в 2017 году — 133,5 млн тонн, из них пшеницы — 86 млн тонн).

Если погода не подведет, в России будет собран близкий к рекордному или даже рекордный урожай пшеницы и других культур

Хороший урожай — значит, низкие цены. Или в этот раз такая формула не будет работать?

Эдуард Зернин: Высокие переходящие остатки и ожидания рекордного урожая, конечно, будут давить на внутренние цены. Здесь как раз сыграет свою роль интервенционный фонд — выкупив часть зерна на старте сезона, внутренние цены удастся удержать на приемлемом для аграриев уровне. Не исключаю и дополнительных мер господдержки в случае негативного развития ситуации. На внешнем рынке мы видим устойчивый спрос. С учетом климатических проблем у наших конкурентов, можно ожидать, что часть их традиционных покупателей будет искать варианты поставок из России, вследствие чего цены на черноморское зерно могут вырасти даже выше сегодняшних и без того высоких цен.

На зерновом форуме глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев заявил, что планируется строительство флота для экспортеров зерна. Насколько острая в этом необходимость? Вы уверены, что верфи возьмутся за новые заказы с учетом того, что они не успевают строить рыболовецкие суда?

Эдуард Зернин: Сейчас у нас есть договоренности с отдельными партнерами о том, что они своим флотом забирают наше зерно (то есть работают на базе FOB). Острая проблема решена. Свои суда есть только у крупных экспортеров. Тут опять пострадал малый и средний бизнес. По факту они оказались отрезанными от мира: лодку они взять не могут, поскольку судовладельцам запрещено заходить в наши порты.

Да, у наших верфей сейчас сложилась пиковая загрузка. Но надо учитывать, что минпромторг работает с дружественными странами на этот счет — наши экспортеры строили много судов в Китае, там есть хорошие верфи, которые могут делать торговый флот. Также есть вторичный рынок.

Для нас главное — что для таких проектов может быть выделена господдержка. Если флот приравняют к сельхозтехнике и, тем более, если подключат соответствующую программу Росагролизинга, это будет прорыв.

В России уже много лет пытаются организовать биржевую торговлю зерном. Что не так мы делаем? И нужно ли вообще нам это?

Эдуард Зернин: Наверное, главная проблема была в острой конкуренции с западными провайдерами подобных услуг — биржевыми площадками и информационными агентствами. Сейчас, когда они буквально сбежали с нашего рынка, у отечественных игроков появился отличный шанс. У нас уже есть национальные ценовые индикаторы. Недавно Мосбиржа объявила о планах запустить на их основе расчетные деривативы. Главное, чтобы биржи и информагентства наладили контакт с рынком и предложили ему то, что будет действительно востребовано сельхозпроизводителями и трейдерами.

Продовольствие

Мировые цены на пшеницу и мясо птицы продолжают расти

В мае 2022 года мировые цены на продовольствие немного снизились (на 0,6%), прежде всего за счет резкого падения стоимости растительных масел. При этом зерно и мясо продолжили дорожать — сейчас цены на базовые продукты на 29,2% выше, чем год назад.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), год назад пшеница была дешевле в полтора раза, цены растут четыре месяца подряд, а в мае 2022 года прибавила еще 5,6%. Такой резкий рост в мае эксперты ФАО объясняют введенным Индией запретом на экспорт зерна, опасениями по поводу состояния урожая в нескольких ведущих странах-экспортерах и снижением объема экспорта со стороны Украины. По разным оценкам, речь может идти о 4,5-20 млн тонн, которые оказались заблокированными в украинских портах.

Цены на мясо оказались в мае всего на 0,5% выше, чем в апреле. Но это новый абсолютный рекорд стоимости в связи с «резким ростом мировых цен на мясо птицы, который с запасом компенсирует падение цен на свинину и баранину». Цены на мясо птицы росли из-за сбоев в товаропроводящих цепях на Украине и новых случаев птичьего гриппа. При этом со стороны Европы и стран Ближнего Востока наблюдался высокий спрос на это мясо. Мировые цены на свинину, напротив, упали: мяса было много, особенно в Западной Европе, а спрос оказался низким.

После установления абсолютного максимума в марте растительные масла дешевеют второй месяц, в мае — на 3,5%. Тем не менее сейчас цены заметно выше, чем год назад. Стоимость пальмового масла в мае снизилась незначительно: уменьшился спрос, а Индонезия сняла запрет на экспорт «пальмы». Котировки подсолнечного масла упали, так как на Украине его товарные запасы продолжают увеличиваться в связи с логистическими трудностями.

Молочная продукция за месяц подешевела на 3,5%: при небольшом предложении и спрос был невелик. Стоимость сахара после двух месяцев резкого роста снизилась на 1,1%: на рынке его было достаточно, а спрос оказался небольшим.

Даже западные СМИ все чаще приходят к выводу, что главной причиной роста цен на продукты являются санкции в отношении России. Например, об этом пишет ABC News. В ЕС подскочили цены на энергоносители, а за ними неизбежно выросла стоимость продуктов и многих других товаров. Ведь, чтобы выращивать овощи в теплицах, нужно их отапливать и освещать. Хлеб надо привезти в магазин, а цены на бензин на Западе заоблачные. А поскольку санкций в отношении России становится все больше, в Европе ситуация усугубляется все сильнее.

«Очередные преграды на пути российских товаров скажутся в том числе на поставках аграрной продукции. В конечном счете такие действия достигнут обратного результата — подорвут экономику и энергобезопасность ЕС. Ускорят надвигающийся глобальный продовольственный кризис, который Брюссель на словах стремится предотвратить», — ранее комментировали в российском МИД.

«Для того, чтобы в целом улучшить продовольственную безопасность в мире, оптимизировать продовольственную ситуацию, нужно отказаться от взаимных санкций, и тогда цены на продовольствие станут ниже», — такую точку зрения высказал зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Al Jazeera.

Российская газета — Федеральный выпуск: №120(8768)

Поделиться

АПКТовары и ценыВЭДЦены на продуктыЦены на хлеб и зерно

Вторжение в Украину угрожает мировым поставкам пшеницы

Бизнес|Вторжение в Украину угрожает мировым поставкам пшеницы

Реклама

Продолжить чтение основного сюжета

Россия и Украина вместе поставляют более четверти мировой пшеницы, и грядущие перебои могут привести к росту цен на продовольствие и социальным волнениям.

Фермеры собрали урожай пшеницы возле Тбилисской, Россия, в прошлом году. Фото… Виталий Тимкив/Associated Press

Российское вторжение в Украину угрожает прервать некоторые международные поставки пшеницы, что спровоцирует дефицит и приведет к росту цен на жизненно важный урожай, хотя сбои в цепочке поставок уже произошли отправил расходы на питание по спирали.

Фьючерсы на пшеницу на Чикагской товарной бирже выросли в четверг на 5,43 процента, опередив рост других товаров, таких как кукуруза и соевое масло.

Россия и Украина вместе экспортируют более четверти мировой пшеницы, кормя миллиарды людей хлебом, макаронами и фасованными продуктами. Страны также являются ключевыми поставщиками ячменя, подсолнечного масла и кукурузы, а также других продуктов.

В последние дни цены на сельскохозяйственные товары резко колебались, поскольку напряженность вокруг Черного моря угрожает нарушить глобальные поставки пшеницы, кукурузы и растительного масла. По словам аналитиков, сбои и рост цен на эти товары, а также стоимость топлива и удобрений, важных ресурсов для фермеров, могут еще больше ударить по мировым рынкам продовольствия и поставить под угрозу социальную стабильность.

Цены на продовольствие уже выросли во всем мире в результате сбоев в доставке, связанных с пандемией, роста затрат для фермеров и неблагоприятных погодных условий, и пшеница не является исключением. Согласно данным Международного валютного фонда, в период с апреля 2020 года по декабрь 2021 года цена на пшеницу выросла на 80 процентов. Это было наравне с ростом цен на кукурузу и выше, чем рост цен на сою или кофе.

Дэвид Лаборде, старший научный сотрудник Международного исследовательского института продовольственной политики, сказал, что кризис «вероятно, окажет непосредственное влияние на стабильность мирового рынка пшеницы». Но настоящим испытанием для мировых запасов продовольствия, сказал он, станут четыре месяца, когда начнется следующий урожай пшеницы.

«К тому времени, если фермеры не смогут собирать урожай из-за продолжающихся военных действий или если будут повреждены портовые сооружения и железные дороги, ситуация будет особенно мрачной», — сказал он. «Многие страны Северной Африки и Ближнего Востока особенно зависят от пшеницы из Украины и России и, вероятно, сильно пострадают».

Атмосфера неопределенности окружила мировые рынки в четверг, когда началось вторжение России в Украину с суши, воздуха и моря. S&P Global Platts временно приостановила публикацию сделок, предложений и других рыночных данных по погрузке или доставке товаров в Черном море.

Конфликт остановил грузовые суда и заставил авиакомпании отменить рейсы, что еще больше сократило возможности компаний, пытающихся доставлять товары по всему миру.

Судоходство в Азовском море у юго-восточного побережья Украины, по-видимому, было прекращено, поскольку конфликт развернулся в четверг утром, когда десятки судов стояли в очереди у входа в Черное море, по данным службы морской информации Lloyd’s List Intelligence. .

Россия, крупнейший в мире экспортер пшеницы, в прошлом году уже ограничила свои поставки пшеницы с помощью экспортной пошлины, предназначенной для сдерживания внутренних цен на продовольствие. Дальнейшие ограничения могут вызвать опасения по поводу социальных волнений в других странах, особенно в Турции, Египте, Казахстане и других частях Европы, которые импортируют пшеницу.

А поскольку рынки сельскохозяйственных товаров являются глобальными, любое сокращение предложения пшеницы может привести к росту спроса и цен на пшеницу, выращенную в других частях мира, включая Австралию, Аргентину и Средний Запад Америки.

Исход частично зависит от того, решат ли страны объявить санкции в отношении российских продуктов питания, или Россия ответит дальнейшими ограничениями на собственный экспорт или ответными санкциями на иностранные товары.

Пока неизвестно, будут ли другие страны вводить ограничения на торговлю сельскохозяйственной продукцией. Но чиновники Белого дома заявили, что их усилия направлены на то, чтобы наказать российских лидеров, военное и промышленное производство, а не население России. Они готовят дополнительный пакет санкций и экспортного контроля, который перекроет доступ России к передовым технологиям, таким как полупроводники и детали для самолетов.

Аналитики Rabobank сообщили в заметке, опубликованной в прошлую пятницу, что две трети российской пшеницы и ячменя в этом сезоне уже экспортированы, но если санкции в конечном итоге приведут к удалению остатков урожая с внешних рынков, это может привести к росту мировых цен на почти треть.

Воздействие на мировые цены на зерно будет частично зависеть от того, что решит сделать Китай, считают аналитики. Китай импортирует огромное количество кукурузы, ячменя и сорго для кормления животных с мировых рынков. Он мог бы покупать эти товары, а также пшеницу в России, а не в других странах. По их словам, в такой ситуации влияние санкций на мировые рынки зерна будет относительно небольшим.

В четверг Китай начал одобрять импорт российской пшеницы, который долгое время был заблокирован из-за опасений Пекина по поводу грибка и других загрязнителей. Страны объявили, что Китай начнет импортировать российскую пшеницу и ячмень 8 февраля, вскоре после визита президента России Владимира Путина в Китай в преддверии Олимпийских игр в Пекине.

Китай стал одним из сильнейших потенциальных торговых партнеров России в случае дальнейших санкций со стороны Запада. Китайские лидеры отказались осудить российское вторжение в Украину, хотя и призвали уважать национальный суверенитет.

Зерновая сделка: цены на пшеницу и кукурузу растут по мере выхода России


Лондон
Си-Эн-Эн Бизнес

Цены на пшеницу и кукурузу на мировых товарных рынках выросли в понедельник после того, как Россия вышла из соглашения, которое позволяло экспортировать часть жизненно важного зерна из Украины через Черное море, несмотря на войну.

Фьючерсы на пшеницу на Чикагской товарной бирже подскочили в понедельник на 5,5% до 8,74 доллара за бушель. Фьючерсы на кукурузу выросли на 2,3% до $6,9.6 бушель. По сообщению Reuters, торги фьючерсами на пальмовое масло в Малайзии также выросли из-за опасений по поводу потенциального влияния на экспорт украинского подсолнечного масла.

По данным сельскохозяйственной компании Gro Intelligence, на Украину и Россию вместе приходится почти треть мирового экспорта пшеницы. Они также входят в тройку крупнейших мировых экспортеров ячменя, кукурузы, рапсового и подсолнечного масла.

com/_components/paragraph/instances/paragraph_54D870A5-3BD8-EE6C-ABD5-2D2169E8CF2F@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
Россия приостановила свое участие в зерновой сделке на неопределенный срок в субботу, после того, как, по его утверждениям, украинские вооруженные силы нанесли беспилотный удар по Черноморскому флоту в крымском городе Севастополь. Украина обвинила Россию в шантаже и в придумывании «фиктивных терактов» на собственных объектах в Крыму.

СТАМБУЛ, ТУРЦИЯ — 07 АВГУСТА: Судно Rojen под мальтийским флагом, отбывшее из украинского порта Черноморск с 13 000 тонн кукурузы, проходит через Босфор после того, как Совместный координационный центр, состоящий из представителей Турции, Украины, России и ООН, проинспектировал судно к северу от Стамбула, Турция, 7 августа 2022 года. (Фото Эсры Билгин/Агентство Анадолу через Getty Images)

Эсра Билгин/Агентство Анадолу/Getty Images

Что означает выход России из зерновой сделки с Украиной для глобального голода?

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_7F95ABCA-FBFA-9195-E77A-2D9FFED682A1@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»>
Международный комитет спасения (IRC), организация по оказанию гуманитарной помощи, заявил, что последствия выхода России из зерновой сделки могут быть «катастрофическими» для бедных стран, многие из которых уже испытывают крайний голод.

Сделка при посредничестве Организации Объединенных Наций, которая была согласована 9 июля.0067 и обеспечил безопасный проход судов с зерном из Украины через Черное море, сыграл решающую роль в снижении мировых цен на пшеницу и другие товары.

Глобальный индекс цен на продовольствие Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, достигший рекордного уровня в марте, снижается семь месяцев подряд.

Сделка по зерну должна была истечь 19 ноября, но уже предпринимались усилия по продлению соглашения, поскольку росли опасения, что Москва выполнит угрозы о выходе.

Решение России приостановить свое участие «добавляет огромную волатильность мировым ценам на зерно», — сказала Трейси Аллен, стратег по сельскохозяйственным товарам в JPMorgan Chase.

По словам Аллена, глобальные поставки остаются ограниченными, поскольку экстремальные погодные условия влияют на урожайность. Хотя Соединенные Штаты могут немного увеличить экспорт пшеницы, они не смогут полностью заполнить этот пробел, если сделка развалится, лишив страны Ближнего Востока и Северной Африки ключевого источника.

По словам Аллена, вопросы о будущем сделки будут поддерживать рост цен на пшеницу и кукурузу.

В пятницу Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что возобновление Черноморской зерновой инициативы имеет решающее значение для предотвращения глобального продовольственного кризиса.

«Мы подчеркиваем настоятельную необходимость сделать это, чтобы внести свой вклад в продовольственную безопасность во всем мире и смягчить страдания, которые этот глобальный кризис стоимости жизни причиняет миллиардам людей», — говорится в заявлении.

По оценкам ООН, снижение цен на основные продукты питания в результате сделки косвенно спасло около 100 миллионов человек от черты крайней нищеты. По данным межправительственной организации, экспорт зерна и других продуктов питания в рамках инициативы превысил 9 миллионов тонн.

Из них 2,65 млн тонн все еще ожидают проверки, и неясно, что теперь будет с этими грузами, заявил в понедельник Уоррен Паттерсон, глава отдела товарной стратегии голландского банка ING.

По словам директора IRC по чрезвычайным ситуациям в Восточной Африке Шашвата Сарафа, любая приостановка экспорта зерна сильнее всего ударит по тем, кто «уже находится на грани голодной смерти» в таких странах, как Йемен.

«Как и Йемен, регион Восточной Африки зависит от России и Украины в отношении большей части импорта пшеницы, и, поскольку Сомали балансирует на грани катастрофического голода, дальнейшее нарушение экспорта критического зерна может поставить Сомали на грань, повлияв на доступность и доступность зерна в регионе», — говорится в заявлении Сарафа.

По прогнозам IRC, в этом году около 345 миллионов человек столкнутся с острой нехваткой продовольствия.

В понедельник уже предпринимались усилия по обеспечению движения зерна, несмотря на уход России, из-за чего более 200 судов не могут выйти из порта, говорится в заявлении, сделанном в воскресенье Министерством инфраструктуры Украины.

Двенадцать судов вышли в понедельник из портов Черного моря Украины, сообщил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков в Twitter. Суда перевозили 354 500 тонн зерна и другой сельхозпродукции, предназначенной для Африки, Азии и Европы, сообщается на странице Мининфраструктуры в Facebook.

Один из них, груженный 40 тысячами тонн зерна, направляется в Эфиопию, добавил Кубраков.

Ранее в понедельник ООН объявила, что договорилась с Украиной и Турцией, которые помогли заключить первоначальную сделку, о перемещении 16 судов через Черное море.