Польская уния: 450 лет назад была принята Люблинская уния – государственный союз Польши и Литвы

450 лет назад была принята Люблинская уния – государственный союз Польши и Литвы

450 лет назад была принята Люблинская уния, объединившая Королевство Польское и Великое княжество Литовское в единое государство – Речь Посполитую. В результате заключения союза русское православное население Литвы подверглось насильственной полонизации и обращению в католическую веру, а древние памятники культуры уничтожались. Русское царство приобретало на западных границах сильного противника.

1 июля 1569 года на созванном в Люблине общем сейме польских и литовских депутатов был утвержден подписанный тремя днями ранее акт унии – государственного союза между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. Согласно Люблинской унии, на карте Европы появлялось единое государство – Речь Посполитая, занимавшее части территорий современных Польши, Литвы, Украины, Белоруссии, России, Латвии и Молдавии. Вновь образованная страна сходу превратилась в одну из крупнейших и сильнейших на континенте. Ее население составляло примерно 7,5 млн человек, и за два столетия выросло почти в два раза.

Сближение Литвы и Польши началось с заключения в 1385 году Кревской унии.

Последующие унии подтвердили условия династического союза. В обоих государствах власть монарха была ограничена общегосударственным сеймом и сословно-представительным органом – радой в княжестве, сенатом – в королевстве. Функции этих органов были похожими. В политической жизни двух стран господствовала шляхта. В Литве она, недовольная монопольным влиянием магнатов, надеялась получить в результате унии с Польшей такие же права, какими пользовалась польская шляхта. Это привилегированное сословие стремилось получить новые земли и должности в Литве. В свою очередь, католическая церковь намеревалась распространить влияние на украинские, белорусские и русские земли.

Неудачи Великого княжества Литовского на первом этапе Ливонской войны также подталкивали стороны к объединению. Иван Грозный взял Полоцк, опустошил половину Литовского княжества и угрожал дальнейшими завоеваниями. В прежние времена литовская знать сама охотно шла под московскую власть. Теперь же литовцы боялись и ненавидели Ивана Грозного за его жестокости против бояр и не желали ему подчиняться в страхе перед опричниной. Элита княжества искала защиты от Москвы у Польши, а та использовала ситуацию в своих интересах.

Как отмечал знаменитый русский историк XIX – начала XX вв. Василий Ключевский, «чтобы упрочить династическую связь Литвы и Польши, польское правительство с духовенством во главе предприняло усиленную пропаганду католицизма среди православной Литовской Руси». Благодаря этому уже в конце XV века начался распад Литовского княжества: православные русские и даже литовские князья начали отходить от Литвы на службу к московскому великому князю.

Реформация принесла в Польшу протестантское влияние, что ослабило энергию католической пропаганды и в Литве.

В связи с этим православное население литовских земель перестало боязливо или враждебно относиться к польскому правительству. Поворот в народном настроении сделал возможным политический союз Литвы с Польшей, заключал Ключевский.

«Пока католическая пропаганда, покровительствуемая польским правительством, действовала в Литве очень напряженно, православное литовско-русское население не хотело и думать о продлении союза. Поднимался тревожный вопрос о дальнейших отношениях Литвы к Польше, — писал историк. – Но благодаря веротерпимости или благожелательному индифферентизму Сигизмунда-Августа православные перестали пугаться этой мысли. Противодействия продлению унии можно было ожидать только от литовских вельмож, которые боялись, что их задавит польская шляхта, родовое дворянство, а литовско-русское дворянство именно потому и желало вечного союза с Польшей».

Пользуясь затруднительным положением Литвы, потерявшей Полоцк, и страхом литовского панства перед Иваном Грозным, король и поляки стали настойчиво проводить мысль о вечной унии на общих сеймах литовской и польской знати и шляхты. 10 января 1569 года в Люблине собрался сейм для решения вопроса о продлении унии. Сначала делегация от Великого княжества Литовского заседала отдельно от поляков. Польская сторона стремилась к включению соседей в свое королевство. Литовские магнаты выступали за заключение военного союза двух стран с сохранением суверенитета государств. Поляки потребовали от короля заставить послов Литвы заседать на сейме совместно.

1 марта делегация Великого княжества в знак протеста покинула сейм. В их отсутствие 5 марта великий князь литовский Сигизмунд II Август принял решение о включении в состав Польши богатых земель Литвы (территории современной Украины).

Отторжение этих частей заставило делегацию Литвы вернуться в Люблин.

1 июля акт унии был подписан. Политический союз обоих государств был признан навсегда неразрывным и по пресечении династии Ягеллонов. В процессе длительных обсуждений государство получило окончательное устройство. Польша и Литва соединялись как две равноправные половины единой державы, называвшиеся первая Короной, вторая Княжеством. Обе вместе они получили название Речи Посполитой. Это была республикански устроенная избирательная монархия. Во главе управления становился король, избираемый общим сеймом, которому принадлежала законодательная власть. Сейм состоял из двух палат – сената, в который входили высшие должностные лица государства и католические епископы, и посольской избы.

Постановление сейма об унии, помимо прочего, запрещало избрание великого князя литовского. Такой титул принадлежал отныне королю Речи Посполитой. Провозглашалась общая внешняя политика. Русское царство приобретало на Западе мощного конкурента.

Монеты в обеих частях государства должны были чеканиться одинакового веса, формы и пробы. Кроме того, постановление Люблинского сейма «дозволяло приобретать имения и владеть ими поляку в Литве, а литвину в Польше».

«Для истории Юго-Западной Руси всего важнее были те постановления Люблинского сейма, по которым некоторые области этой Руси, входившие в состав Литовского княжества, отходили к Короне: это были Подляшье (западная часть Гродненской губернии), Волынь и Украйна (губерния Киевская и Полтавская с частью Подольской и с частью Черниговской). При таких обстоятельствах состоялась Люблинская уния 1569 года. Она сопровождалась чрезвычайно важными следствиями, политическими и национально-религиозными, для Юго-Западной Руси и всей Восточной Европы», — резюмировал Ключевский.

Иными словами, южная половина Литвы была напрямую присоединена к Польше, остальная часть образовала унию с Короной.

В современной Белоруссии принято считать, что полного слияния двух государств в действительности не произошло. Литве удалось сохранить частичную самостоятельность: название, государственный аппарат, вооруженные силы, законодательство и судебную систему, язык и государственную печать. Сейм принимал отдельные законы для Короны и Великого княжества. Многие белорусские историки нашего времени считают Речь Посполитую федерацией.

Вместе с появлением нового государства оканчивалось правление в Литве династии Гедеминовичей и ее ответвления Ягеллонов. Ключевский в целом негативно оценивал пропольскую деятельность, которую они проводили в подвластных им землях и, в частности, разрушение многочисленных памятников старины.

После смерти Сигизмунда II Августа в 1572 году начался период избранных королей, первым из которых стал принц французского королевского дома Генрих Валуа. С его избранием были приняты два документа, ограничивающие власть короля, — пакта конвента, определявшая, на каких условиях каждый следующий монарх будет править страной, и генриховы артикулы, запрещавшие королю назначать себе преемника и лишавшие его законодательной и судебной власти.

«Поляки достигли, чего добивались почти 200 лет, вечного соединения своего государства с Литвой и прямого присоединения к Польше заманчивых по природным богатствам областей Юго-Западной Руси», — констатировал автор «Курса русской истории» Ключевский.

Передача русских земель от Литвы Польше и окончательное торжество польского порядка в Литве привела к тяжелым последствиям для русского населения Речи Посполитой и для всего государства,

отмечал русский и советский историк Сергей Платонов. Во-первых, после государственной унии возник вопрос о введении унии церковной: поляки не надеялись достигнуть народного единства без единства веры. Во-вторых, особенности польского шляхетского строя, распространяясь на все Литовско-Русские области, усилили бесправие и зависимость от шляхты простого народа. Как церковная уния, так и усиление крепостного гнета вызывали глубокое недовольство православно-русского населения и создали острое междоусобие в Речи Посполитой, констатировал член Российской академии наук.

Речь Посполитая просуществовала до третьего раздела в 1795 году, когда части государства отошли к Австрии, Пруссии и России.

Люблинская уния как источник многовекового польско-российского конфликта в свете польской историографии

скачать

Автор: Петкевич К. — подписаться на статьи автора
Журнал: История и современность. Выпуск №2(20)/2014 — подписаться на статьи журнала

Возникновение новой геостратегической системы в Восточной Европе вследствие решения люблинского сейма в 1569 г., а в результате формирование на долгие столетия польско-российских отношений является фактом. Нельзя рассматривать его однозначно, без определенных оговорок. Первая касается Люблинской унии, упомянутой в заголовке статьи, ибо речь не идет о самом акте так называемой реальной унии Польши и Литвы, образовавших новое общее государство – Речь Посполитую Обоих Народов, но, с сегодняшней (национальной) точки зрения, дело заключается в сопутствующем унии изменении границ, произведенном Сигизмундом Августом. Отсюда и история польско-литовской унии рассматривается в контексте польской восточной политики. Стоит согласиться с принятым в историографии взглядом, что Кревская уния, заключенная в 1385 г., была скорее стратегическим союзом, нежели фактической унией. В случае возникновения угроз можно было использовать потенциал обоих государств, как это было в борьбе с Тевтонским орденом. Однако ее существенной основой, как это убедительно доказал Оскар Халецки (Halecki 1923), был компромисс, завершающий открытую войну за правление Русью. Ибо перед заключением унии, с момента вторжения Польши на территорию Галицко-Волынского княжества, польские правители вели продолжительные войны с Литвой, реализующей программу захвата всей Руси. Компромисс, выработанный в 1385 г. и просуществовавший до 1569 г., создал одновременно и Польше, и Литве условия, благодаря которым Ягеллоны могли без опасений удара с тыла проводить экспансию в Чехии и Венгрии, а Великое княжество Литовское – до определенного момента эффективно подчинять себе очередные русские земли.

По мнению Ежи Топольского (Jerzy Topolski), до второй половины XVI в. уния Польши и Литвы имела персональный (династический) характер, хотя и она бывала под угрозой; например, после смерти Казимира IV в 1492–1501 гг. она формально не существовала. Лишь после избрания королем Польши Александр Ягеллончик вернул основы династической унии, которая просуществовала до 1569 г. В этот первый период унии имперская позиция Великого княжества Литовского в Восточной Европе медленно слабела. Захваты, которые дали Литве власть на территории до Смоленска и Черниговско-Северских земель на Востоке, доминирование над Великим Новгородом и Псковом на севере, на юге – Киевские земли и Подолье до Черного моря, прекратились после смерти Витовта в 1430 г. Во второй половине XV в. вместе с окончательным распадом Золотой Орды дает о себе знать Великое княжество Московское. Оно освободилось от татарской зависимости и начинает процесс собирания русских земель. Великий князь Московский Иван III в 1492 г. начал ряд московско-литовских войн, которые позволили Москве править Великим Новгородом, Черниговско-Северскими землями до Днепра и Смоленском.

Помимо огромных потерь, охвативших треть территории государства, Великое княжество Литовское в рамках союза с Польшей успешно охраняло свое своеобразие. В польских традициях эти тенденции получили название литовского сепаратизма. Однако фактически до прекращения династии Ягеллонов на Сигизмунде Августе (умер бездетным в 1572 г.) поддержка династического характера унии была в интересах Ягеллонов, имевших в Литве наследственную власть, в противовес выборной монархии в Польше. Великое княжество также эффективно охраняло свои русские имения от притязаний поляков, с 1385 г. постоянно требующих выполнения мнимых обязательств включения Литвы в состав Польши.

Очередная угроза Великому княжеству Литовскому возникает после начала Ливонской войны (1558–1570) и занятия войском Ивана Грозного Полоцка, что окончательно убедило литовскую сторону о необходимости тесного союза с Польшей. Однако только огромное давление короля – в 1564 г. Сигизмунд Август передает свои династические права на Литву в пользу Короны Королевства Польского, – а на сейме (упомянутом в заглавии статьи) в Люблине весной 1569 г. односторонняя передача Польше Подляшья и Волыни с восточным Подольем (Брацлавщина) и Киевщиной определили новую территориальную форму унии. Именно этот акт охвата Польшей всей южной Руси (Украины) вместе с Подляшьем является осью дискуссии о формировании польско-российских отношений Нового времени. Уже на сейме 1569 г. коронный Сенат обратил внимание, что Польша приобрела непосредственную границу с Москвой и приняла на себя всю ответственность по обороне Речи Посполитой от татар.

Согласно довольно синтетическому взгляду, выраженному Е. То- польским, который заимствовал главные тезисы, отраженные в обширных работах Юлиуша Бардаха (Juliusz Bardach), существенным мотивом Люблинской унии была необходимость общей защиты от Москвы, а также тот факт, что от унии получили пользу литовцы, Польша же многое потеряла, втянутая в непосредственный конфликт с Россией. Похоже, что главным в интересах Великого княжества Литовского было стремление Сигизмунда Августа к правлению Ливонией, граничащей с Литвой. Итогом стала Ливонская война, а затем возникли планы Батория, желающего использовать потенциал России для войны с Турцией и втянувшего Польшу в нескончаемый конфликт с Россией. Топольский и Бардах представляют характерный для польской историографии конца XX в. взвешенный взгляд на унию, однако критически оценивают исторический итог с точки зрения окончательного поражения от Москвы, которого можно было бы избежать (Topolski 1994: 175–176; Bardach 1988: 19, 23, 25, 64–65, 68). Уния с Литвой втянула Польшу в длительные и изнурительные войны с Россией. Власть над Поднепровской Украиной и Подольем вынуждала Польшу к охране южных границ от татар, а также способствовала различным конфликтам с Турцией (избрание турецкого вассала королем в лице Стефана Батория на короткое время нейтрализовало ситуацию). Польско-казацкие войны, повторяющиеся с конца XVI в., внутренне ослабляли Польшу. Их кульминацией явилось в 1648 г. восстание Б. Хмельницкого, это стало началом полосы военно-полити-ческих поражений в середине XVII в., ведущих к упадку мощи Речи Посполитой.

По мнению Ю. Бардаха, многовековые усилия Польши, направленные на экспансию Востока, закончились неудачей. В результате оказались растрачены огромные человеческие ресурсы, предприимчивость и политическая активность, которые, если направить их в сторону интенсификации внутренней жизни Польши или использования тридцатилетней войны XVII в. для возврата Силезии, могли бы – размышляя в гипотетических категориях возможностей – дать результаты, более положительные для будущего народа.

Подобного взгляда придерживается и Генрик Ловмянский, выразивший свою позицию сразу после второй мировой войны, после испытаний нацизмом (однако неизвестную до публикации в 1999 г.), настроенный решительно критически в отношении восточного направления польской политики. Подытоживая территориальные изменения, проведенные в Люблине, Ловмянский констатировал, что таким способом на закате ягеллонской эпохи свершился весьма значительный акт, который определил, можно сказать, на несколько столетий, на период после разделов Польши, направление польской политики, связывая ее с востоком. С этого времени должна была развиваться польская экспансия и все военные усилия должны были быть направлены на оборону этих территорий. Управление большими территориями без особых трудностей укрепило среди шляхты веру в собственные силы и родило надежду на дальнейшие успехи в будущем. С другой стороны, направление активной политики на восток означало отказ от простых постулатов национальных интересов Польши на западе. Если в польской политике еще когда-то поднимался вопрос о Силезии или Герцогстве Пруссии, то лишь теоретически. Это были отрицательные последствия Люблинской унии. Польша распространилась на чужие территории и все силы посвятила их удержанию, а собственные территории Пястов, захваченные чужеземцами, оставила без внимания (Łowmiański 1999: 628).

На другом полюсе находятся взгляды Оскара Халецкого и Людвика Коланковского, представителей историографии межвоенного периода. Оба ученых соглашаются с тезисом в том, что предпосылками унии со стороны Литвы были значительные потери, понесенные в войнах с Москвой, и что присоединение южнорусских земель к Короне означало принятие на себя всей тяжести по обороне Кресов и непосредственные столкновения с Москвой. Однако Речь Посполитая была обязана Сигизмунду Августу возвращением к северо-восточной политике, с явной целью приобрести преимущество на Балтике и сдерживать московский напор (Halecki 1923: 112–114). Столкновение же Польши со всей восточной проблемой, с представительной фазой эпохи короля Стефана и апогеем при династии первых Васов, будет на самом деле только эпилогом в работах Сигизмунда Августа. Так историография упоминаемого периода конструировала образ великодержавной позиции Речи Посполитой, которая фактически до второй половины XVII в. доминировала в Восточной Европе (Kolankowski 1991[1936]: 216–219). Ее символом был Стефан Баторий с легендой о его победах на востоке, а присутствие польской армии под Псковом будило воображение поколений, которые после Первой мировой войны отстраивали независимую Польшу.

Генрик Виснер, соглашаясь с общим направлением новой польской историографии, представил очень интересную концепцию. Он выявил, что отношения возникшей в 1569 г. Речи Посполитой с Россией отличались не только войнами, но также стремлением к объединению, к расширению унии, и что во взаимоотношениях преобладали не только страх, презрение и враждебность, но одновременно и восхищение. Попытки объединения Речи Посполитой Обоих Народов и Москвы в одно государство продолжались в течение почти ста лет, со смерти Сигизмунда Августа в 1572 г., когда литовские магнаты проявили инициативу отдать престол Ивану IV, после заката правления Яна Казимира и избрания Михаила Корибута Вишневецкого в 1669 г. Очередные проекты представлялись всегда тем государством и обществом, которое было сильнее или считало себя таковым: Речью Посполитой до заключения Деулинского перемирия (1618 г.) и Москвой начиная со смерти Владислава IV (1648 г.), во время поражений Речи Посполитой и успехов собственных войск. По мнению Г. Виснера, неудаче в первом, польско-литовском, периоде способствовало стремление к открытию московского государства – новой Индии – перед Речью Посполитой; стремление к принятию московскими боярами польских прав и обычаев, к объединению христианства под эгидой Рима, а позже – проблема подчинения Украины, позиция Римско-католи-ческой церкви, воздействие империи Габсбургов и Франции. О неудаче всех этих проектов свидетельствует тот факт, что в двусторонних отношениях сильная сторона всегда была чрезмерно мощной, что вызывало очевидные опасения. Слабая сторона была в свою очередь достаточно сильной, чтобы отказаться от проекта.

В истории польско-русских отношений особое место в историографии занимает Смутное время и польская интервенция в России. Как говорилось выше, Г. Виснер смотрел на попытку возведения польских Васов на царский престол в контексте проектов объединения обеих стран. Анджей Андрусевич, автор фундаментальных польских исследований по этому вопросу, указал, что в Смутное время наступил пик польского “Drang nach Osten”. Поход на Восток не получился, но после него осталась легенда, которая заставляла верить, что полякам не были чужды намерения взять реванш за «историческое унижение». В польском сознании начал образовываться миф, согласно которому историческое своеобразие Литвы размазывалось или вообще отрицалось. Действительно, в 1611 г. войска Сигизмунда III захватили Смоленск и часть Северской земли, потерянные сто лет назад Великим княжеством Литовским, что считалось большим успехом и возвращением к великолепию ягеллонской эпохи. Однако возведение Васов на московский престол закончилось неудачей. В России победило убеждение, что только «народный царь» возродит страну. Москва была потеряна для Польши. Поход королевича Владислава в 1617–1619 гг. был, по мнению А. Андрусевича, наименее подготовленной военной операцией из всех, которые Речь Посполитая вела в XVII в. В этой игре в войну было что-то ужасное и одновременно беззаботное. «Большой Брат» с Запада собрался спасать «больного человека» Восточной Европы. Однако в итоге расклад сил изменился.

Сравнивая пути развития России и Польши, А. Андрусевич констатировал, что борьба со Лжедмитриями привела к преобразованию сознания общества в направлении православной теократии, зависимой от силы царя и православной церкви. Возникшее необыкновенно сильное национально-религиозно-патриотическое движение эффективно заблокировало чужим династиям доступ к престолу. Смутное время вызвало изменение стратегической ориентации Москвы. Русское государство, до сих пор расширявшее свои границы на Восток, отразив нападение со стороны Речи Посполитой и Швеции, повернулось на Запад, где столкнулось с цивилизациями и могучими католическо-протестантскими государствами. Одним словом, вышеупомянутый ученый имел в виду, что начался русский “Drang nach Westen”.

Целью первых шагов на внешнеполитической арене, в том числе военных действий, предпринятых Михаилом Романовым, был возврат утраченных земель, восстановление утерянного международного престижа и создание новых союзов. В изменившихся исторических условиях Россия стремилась к решению больших задач, которые ставил перед ней XVI в. Окончание Смутного времени совпало с великой европейской войной (1618–1648 гг.), разделившей континент на два вражеских лагеря: габсбургский, возглавляемый австрийским императором, и антигабсбургский, возглавляемый королем Франции. Сражающиеся друг против друга христианские лагеря беспокоились о своей безопасности на Востоке и конкурировали за вхождение на огромный российский рынок. Для России такая ситуация была полезной, так как это способствовало прекращению внешней изоляции путем вступления в различные политические и экономические союзы, возникавшие в охваченной тридцатилетней войной Европе, в которой православный Восток не участвовал.

Очередным важным периодом в истории взаимоотношений был кризис Речи Посполитой в первой половине XVII в., начавшийся восстанием Богдана Хмельницкого в 1648 г., которое привело к конфликту с Россией в результате присоединения царем Алексеем Михайловичем Левобережной Украины в 1654 г. Этот период, завершившийся Андрусовским перемирием в 1667 г., по мнению польских историков, означал фактический раздел между Польшей и Россией восставшей Украины, желавшей стать третьей частью Речи Посполитой – Русским княжеством (Serczyk 2001; Jasienica 1967). По мнению Збигнева Вуйцика, власти России, наблюдая в 1653 г. уже значительный кризис Речи Посполитой, решили вернуться к идее объединения всей Руси. С началом войны с Польшей в 1654 г. царь присвоил себе титул государя всей «Великой, Малой и Белой России». Уже в начале войны русская армия взяла Смоленск, который навсегда вошел в состав русского государства, и обозначила свои границы на Днепре возле Киева.

Дальнейшее развитие взаимоотношений продвигалось в сторону укрепления России и ослабления Речи Посполитой. По мнению Г. Виснера, когда в польском обществе возникли первые симптомы тяжелой болезни, завершившейся гибелью государства, русское общество выздоравливало и начинало постройку империи. Это не король Польши стал царем России, но царь России стал королем Польши. Польша потеряла земли, захваченные на Востоке так же быстро, как раньше овладела ими.

Взаимоотношения обоих обществ определились различиями во внутренней ситуации. Это была цена, которую пришлось заплатить за модель государства, сформировавшуюся в управляемой самодержцами Российской империи и в Речи Посполитой Обоих Народов, которой завладела шляхетская анархия. Эта цена заключалась в переходе от необыкновенной свободы к также необыкновенному, завершившемуся потерей независимости падению, а следовательно, превращении граждан в жителей управляемого Романовыми Царства Польского, Привислинского края, западных губерний. Такой подход определяется памятью польской стороны. Что касается российской позиции, еще во второй половине XIX в. известный консервативный публицист Михаил Катков представлял репрессии после Польского восстания 1863 г. как справедливый реванш России за разрушения, нанесенные поляками в Смутное время. Из-за этого в современной публицистике, посвященной истории польско-русских отношений, преобладают старые обиды и предубеждения.

Литература

Andrusiewicz, A. 1999. Dzieje wielkiej smuty. Katowice.

Bardach, J. 1988. O Rzeczpospolitą Obojga Narodów. Dzieje związku Polski z Litwą do schyłku XVIII wieku. “Dzieje narodu i państwa polskiego”. z. I–10. KAW. Warszawa.

Halecki, O. 1923. Dzieje unii jagiellońskiej. t. 2. Warszawa.

Jasienica, P. 1967. Rzeczpospolita Obojga Narodów. t. 2. Warszawa: Calamitatis Regnum.

Kolankowski, L. 1991[1936]. Polska Jagiellonów: dzieje polityczne. Olsztyn.

Łowmiański, H. 1999. Polityka Jagiellonów. Poznań.

Serczyk, W. A. 2001. Historia Ukrainy, Ossolineum. Wrocław.

Topolski, J. 1994. Polska w czasach nowożytnych. Od środkowoeuropejskiej potęgi do utraty niepodległości (1501–1795). Poznań.

Wisner, H. 1995. Król i car. Rzeczpospolita i Moskwa w XVI i XVII wieku. Warszawa.

Польша

Обзор

Capital : Warsaw

Официальный язык ЕС (ы) : Польский

Страна ЕС : с 1 мая 2004 г.

Валюта : польский ZLOTY PLN. В настоящее время Польша готовится к переходу на евро.

Шенген : Член Шенгенской зоны с 21 декабря 2007 г.

Цифры : Географический размер – численность населения – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в ППС

Политическая система

Польша является парламентской республикой с главой правительства — премьер-министром и главой государства — президентом. Структура правительства сосредоточена на совете министров. Страна разделена на 16 провинций, в основном на основе исторических регионов страны. Административные полномочия на провинциальном уровне разделены между назначаемым правительством губернатором, выборным региональным собранием и исполнительной властью, избранным региональным собранием.

Расположение на карте ЕС

Торговля и экономика

Наиболее важными секторами экономики Польши в 2020 году были оптовая и розничная торговля, транспорт, услуги по размещению и питанию (24,9%), промышленность (24,2%) и государственное управление, оборона, образование, здравоохранение и социальная деятельность (15,3%).

Торговля внутри ЕС составляет 74% экспорта Польши (Германия 29%, Чехия 6% и Франция 5%), в то время как за пределами ЕС 6% приходится на Великобританию и 3% на Россию и США.

Что касается импорта, 67% приходится на страны-члены ЕС (Германия 27%, Нидерланды 6% и Италия 5%), в то время как за пределы ЕС 10% приходится на Китай и 4% на Россию.

Польша в ЕС

Европейский парламент

В Европейском парламенте 52 члена от Польши. Узнайте, кто эти депутаты Европарламента.

Офис Европейского парламента в Польше

Совет ЕС

В Совете ЕС национальные министры регулярно встречаются для принятия законов ЕС и координации политики. На заседаниях Совета регулярно присутствуют представители польского правительства, в зависимости от рассматриваемой области политики.

Председательство в Совете ЕС

Совет ЕС не имеет постоянного единоличного председателя (как, например, Комиссия или Парламент). Вместо этого его работой руководит страна, председательствующая в Совете, которая меняется каждые 6 месяцев.

В течение этих 6 месяцев министры из правительства этой страны возглавляют и помогают определять повестку дня заседаний Совета в каждой области политики, а также способствуют диалогу с другими институтами ЕС.

Даты президентства Польши:

июль-декабрь 2011 г.

Председатель Совета ЕС

Текущее председательство в Совете ЕС

Европейская комиссия

Комиссар, назначенный Польшей в Европейскую комиссию, – Януш Войцеховский, который отвечает за сельское хозяйство.

Комиссия представлена ​​в каждой стране ЕС местным офисом, называемым «представительством».

Представительство Комиссии в Польше

Европейский экономический и социальный комитет

Польша имеет 21 представителя в Европейском экономическом и социальном комитете. С этим консультативным органом, представляющим работодателей, работников и другие заинтересованные группы, проводятся консультации по предлагаемым законам, чтобы лучше понять возможные изменения в рабочей и социальной ситуации в странах-членах.

Европейский комитет регионов

Польша имеет 21 представителя в Европейском комитете регионов, ассамблее региональных и местных представителей ЕС. С этим консультативным органом проводятся консультации по предлагаемым законам, чтобы гарантировать, что эти законы учитывают точку зрения каждого региона ЕС.

Постоянное представительство в ЕС

Польша также поддерживает связь с учреждениями ЕС через свое постоянное представительство в Брюсселе. Как «посольство Польши в ЕС», его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить максимально эффективное соблюдение интересов и политики страны в ЕС.

Бюджеты и финансирование

Сколько платит и получает Польша?

Сумма, которую каждая страна ЕС платит в бюджет ЕС, рассчитывается справедливо в соответствии со средствами. Чем крупнее экономика вашей страны, тем больше она платит — и наоборот.
Бюджет ЕС не направлен на перераспределение богатства, а ориентирован на потребности европейцев в целом.

Данные о бюджете ЕС, доходах и расходах:

  • Бюджет ЕС
  • Расходы и доходы ЕС по годам и по странам
Проекты, финансируемые ЕС в Польше

программы и проекты во всех странах ЕС – например, строительство дорог, субсидирование исследователей и защита окружающей среды.

Узнайте больше о том, как Польша получает финансирование от ЕС.

Дополнительная информация

Солидарность | Определение, история и факты

Лех Валенса

Смотреть все СМИ

Дата:
22 сентября 1980 г. — настоящее время
Сферы деятельности:
коммунизм
Связанные люди:
Дональд Туск
Лех Валенса
Матеуш Моравецкий
Ярослав Качиньский
Лех Качиньский

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Солидарность , польский Solidarność , официально Независимый самоуправляемый профсоюз «Солидарность» или польский Niezależny Samorządny Związek Zawodowy «Solidarność» , польский профсоюз1980-х годов стал первым независимым профсоюзом в стране, входящей в советский блок. «Солидарность» была основана в сентябре 1980 года, была насильственно подавлена ​​польским правительством в декабре 1981 года и возродилась в 1989 году, став первым оппозиционным движением, принявшим участие в свободных выборах в стране советского блока с 1940-х годов. Впоследствии «Солидарность» сформировала коалиционное правительство с Польской объединенной рабочей партией (ПОРП), после чего ее лидеры доминировали в национальном правительстве.

Происхождение Солидарности восходит к 1976, когда Комитет защиты рабочих (Komitet Obrony Robotników; KOR) был основан группой диссидентских интеллектуалов после того, как несколько тысяч бастующих рабочих подверглись нападениям и были заключены в тюрьмы властями в разных городах. КОР поддерживала семьи заключенных рабочих, предлагала юридическую и медицинскую помощь и распространяла новости через подпольную сеть. В 1979 году она опубликовала Хартию прав трудящихся.

Во время нарастающей волны новых забастовок в 1980 году против повышения цен на продукты питания Гданьск стал очагом сопротивления правительственным постановлениям. Около 17 000 рабочих на верфях имени Ленина устроили забастовку и забаррикадировались внутри завода под руководством Леха Валенсы, электрика по профессии. В середине августа 1980 в Гданьске был создан Межзаводской забастовочный комитет для координации быстро распространяющихся забастовок там и в других местах; в течение недели он представил польскому правительству список требований, которые в значительной степени основывались на Хартии прав трудящихся КОР. 31 августа соглашение, достигнутое между правительством и гданьскими забастовщиками, санкционировало свободные и независимые союзы с правом на забастовку, а также с большей свободой религиозного и политического выражения.

Солидарность официально основана 22 сентября 1980 г., когда делегаты 36 региональных профсоюзов встретились в Гданьске и объединились под названием «Солидарность». Впоследствии КОР распалась, ее активисты стали членами профсоюза, а Валенса был избран председателем «Солидарности». Отдельный сельскохозяйственный союз, состоящий из частных фермеров, под названием «Сельская солидарность» (Wiejska Solidarność) был основан в Варшаве 14 декабря 1980 года. К началу 1981 года «Солидарность» насчитывала около 10 миллионов человек и представляла большую часть рабочей силы Польши.

Всего 1981 правительство (во главе с генералом Войцехом Ярузельским) столкнулось с еще более сильной и требовательной «Солидарностью», которая нанесла серию контролируемых забастовок, чтобы поддержать свои призывы к экономическим реформам, к свободным выборам и к участию профсоюзов в принятии решений. изготовление на высшем уровне. Позиции «Солидарности» ужесточились, поскольку на умеренного Валенсу оказывали давление более воинственные профсоюзные активисты. Тем временем правительство Ярузельского подверглось жесткому давлению со стороны Советского Союза с целью подавления «Солидарности».

13 декабря 1981 года Ярузельский ввел в Польше военное положение, пытаясь подавить движение «Солидарность». Солидарность была объявлена ​​незаконной, а ее лидеры арестованы. Союз был официально распущен Сеймом (парламентом) 8 октября 1982 г., но, тем не менее, продолжал существовать как подпольная организация.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

В 1988 году по Польше прокатилась новая волна забастовок и рабочих волнений, и видное место среди требований забастовщиков было признание правительством «Солидарности». 19 апреля89 правительство согласилось легализовать «Солидарность» и разрешить ей участвовать в свободных выборах в двухпалатный польский парламент. На выборах, состоявшихся в июне того же года, кандидаты, одобренные «Солидарностью», получили 99 из 100 мест во вновь сформированном Сенате (верхняя палата) и все 161 место (всего 460), на которые кандидаты от оппозиции имели право претендовать в Сейме (нижняя палата). дом). В августе «Солидарность» согласилась сформировать коалиционное правительство с ПОРП, а давний советник «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий 24 августа стал первым некоммунистическим премьер-министром, управлявшим Польшей с конца XIX века.40с. В декабре 1990 года Валенса был избран президентом Польши после раскола с Мазовецким в споре о темпах перехода Польши к рыночной экономике. Раскол между Валенсой и Мазовецким помешал формированию поддерживаемой «Солидарностью» коалиции для управления страной после распада ПОРП, а прямая роль профсоюза на новой парламентской арене Польши сократилась, поскольку в начале 1990-х появилось много новых политических партий.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Майклом Рэем.