Содержание
Как Иван Грозный боролся с церковным стяжательством / История / Независимая газета
Тэги: древняя русь, рпц, православие, царь иван грозный, церковь, собственность, земли, указ, памятник
Недавно памятник Ивану Грозному появился в Александрове, на очереди – Астрахань.
Фото со страницы музея-заповедника «Александровская слобода» в «ВКонтакте»
В Астрахани 20 января завершится опрос общественности по поводу установки в городе памятника русскому царю Ивану IV Грозному. Готовность частично профинансировать возведение монумента высказал бизнесмен Константин Малафеев, заместитель главы Всемирного русского народного собора, работающего под эгидой Московского патриархата. Впрочем, в Русской церкви отношение к Ивану Грозному далеко не однозначное. Царь не во всем жаловал духовенство. Взять хотя бы такой эпизод истории: 15 января 1580 года самодержец подписал так называемый «Приговор», согласно которому церковное землевладение отныне стало полностью подконтрольно государству.
Текст документа был сформулирован в ходе Земского собора (собрание представителей всех слоев населения) и продолжил политику Ивана по поддержке дворянства и ограничению роста церковных земель, которую он начал еще на Стоглавом соборе 1551 года. Тогда царь запретил церкви принимать новые земли и поместья в дар без своего разрешения, духовенству возбранялось давать деньги в долг, а за нарушение запрета на бесконтрольную передачу или продажу земель церкви они конфисковывались в пользу государства без какой-либо компенсации. Однако властителю этого показалось недостаточным.
В «Приговоре» за церковью, с одной стороны, закреплялось все то, что находилось в ее собственности к моменту принятия документа, с другой – уже с 15 января 1580 года монастыри не могли не только приобретать новые земли, но и составлять закладные на вотчины. «А от сего дни вперед, з генваря пятого на десять дня вотчинником вотчин своих по душам не давати, а давати за них в манастыри денги, которое село чего судит», – гласил текст. Если такие случаи становились известны, то наказание было одно – конфискация этих земель, считавшихся «незаконно полученными». Хотя церковники очень скоро нашли, как избежать суровой кары – закон не лишал права землевладельцев завещать свои наделы церкви. Земельное имущество поступало в распоряжение государства и использовалось для раздачи воинским чинам, а монастыри получали за это хорошее денежное возмещение из казны. Но это не касалось княжеских вотчин – их судьба в каждом отдельном случае определялась царем.
Отдельным положением был вынесен и вопрос о наделении церкви землей. Согласно «Приговору», отныне это становилось возможным лишь в случае непригодности церковной земли для ведения хозяйства или в случае ее отсутствия при учреждении, например, нового монастыря. Земли давались царем по челобитью со стороны заинтересованного духовенства, но вопрос о предоставлении наделов должен был решаться как Боярской думой, так и Освященным собором – собранием высших иерархов.
Историки полагают, что «Приговор» имел целью вернуть царю поддержку дворянства, разоренного войной и внутренней политикой Ивана III. При этом историк-славист Борис Флоря назвал документ «демагогическим трюком». Во многом поэтому, по мнению специалиста, ни одно из уложений Собора на практике так и не было применено. По утверждению археографа и профессора Московского государственного университета Сергея Веселовского, земельные вклады в монастыри продолжали поступать, в том числе и от князей. В том, что «Приговор» так и остался лишь на бумаге, по его мнению, виноват был государственный аппарат, «расшатанный опричниной и войной». Да и сам Иван Грозный к моменту Собора уже был тяжело болен, а после подписания текста прожил всего четыре года, а потому не успел в полной мере провести задуманную им церковно-земельную реформу.
Впрочем, в июле 1584 года, уже после кончины Ивана IV, «Приговор» об ограничении церковного землевладения 1580 года был практически полностью подтвержден на очередном Земском соборе, возглавил который младший сын Грозного царь Федор Иоаннович. Правда, в некоторых случаях поправки, внесенные в текст соборного уложения, существенно изменили смысл первоначальных норм. Так, в соответствии с «Приговором» 1580 года государство выкупало завещанные вотчинником земли у монастырей и передавало роду вотчинника независимо от дальности родства. Тогда как редакция 1584 года ограничила круг наследников лишь ближайшими родственниками.
«Царь Иван Грозный в последние годы своей жизни, окружив себя опричниной, творил дела беззаконные. Стремясь укрепить свою собственную личную власть, он расправлялся со всеми, кого подозревал в некой оппозиции. Море крови было пролито на Руси» – так говорил в 2009 году патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А уже в 2016 году глава РПЦ поддержал установку царю первого в истории памятника. Сейчас в стране уже три памятника Грозному. Второй после долгих передряг появился в начале декабре 2019 года в городе Александровe Владимирской области. Третий, при участии митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова), был открыт в Чебоксарах 26 декабря. Появится ли четвертый монумент царю-«беззаконнику» – покажет время. Согласно результатам опроса фонда «Общественное мнение», проведенного в 2016 году, более 70% россиян положительно оценивают роль Ивана Грозного в истории, а 65% одобрили бы установку памятника ему в своем родном городе.
Удаление от идеала | Мнения
Любовь и уважение, испытываемые мною к Русской православной церкви, заставляют меня отреагировать на поднявшуюся волну критики в ее адрес. Я не стану защищать Церковь от нападок. Лучшая защита Церкви — это молитва и социальное служение. Однако само устроение института Русской православной церкви, на мой взгляд, нуждается во внимательном изучении и, может быть, переосмыслении. Я не претендую на истинность своих суждений (напротив, буду рад, если мои печальные размышления будут опровергнуты более знающими и воцерковленными людьми), но мне кажется важным сконцентрировать внимание на более общих вопросах, чем наличие или отсутствие у патриарха дорогих часов. Заранее прошу у православных читателей прощения за некоторую резкость в суждениях и неизбежное для формата газетной колонки упрощение действительности. Это сделано не из желания какого-то очернить, а только для более четкой формулировки моих тезисов.
Начну издалека. В конце XV века в русском православии произошел важнейший церковно-политический спор. Должна ли церковь быть активным участником государственной политики? На что жить монастырям: собственным трудом или за счет подаяния и эксплуатации крестьян? Принципиально разные ответы на эти вопросы сформулировали два церковных течения: «стяжатели» и «нестяжатели».
Это спор нередко связывают с именами двух российских святых: Иосифом Волоцким и Нилом Сорским. У каждого была своя правда, свой способ служения Богу. Иосиф неукоснительно соблюдал внешний устав и выполнял социальное служение: помогал сиротам и крестьянам во время голода. Церковное имущество для него было средством служения. Преподобный Нил Сорский считал, что главное — это внутреннее преображение человека, а имущественные вопросы отвлекают от внутреннего развития.
Если люди живут по совести, то какой бы путь служения они не избрали, путь этот угоден Богу и не может быть конфликта между такими людьми. Конфликты возникают там, где способ служения и личные амбиции становятся важнее цели. Так во многом произошло с последователями Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Арбитром в споре выступило государство. Нестяжатели предложили ему отдать церковные земли, но не признавали никаких необходимых с политической точки зрения исключений из христианского учения. Стяжатели, напротив, держались за церковное имущество, но были готовы потакать властям в определенных вопросах. Например, именно «стяжатели» разрешили Василию III развестись с бесплодной Соломонией и жениться на Елене Глинской. Примечательно, что в результате потакания церкви земным властям родился Иван Грозный.
Нетрудно догадаться, что государство предпочло обменять лояльность на собственность. От этого российское общество, безусловно, проиграло. Гораздо труднее оппонировать государству, которое прикрывается моральным авторитетом церкви. «Стяжательство» в церкви подтачивает нравственные идеалы, а в обществе, где господствует моральный нигилизм, трудно укореняются идеи личной свободы и ответственности. Еще Ф. Хайек отмечал, что только в обществе, где условности и традиции сделали поведение человека в значительной мере предсказуемым, насилие может быть сведено к минимуму. Поэтому забвение христианских традиций или использование их для прикрытия насилия властей не может не удручать либерально настроенных граждан.
Перед написанием этой колонки я решил поговорить с настоятелями нескольких московских приходов, чтобы лучше понять, как у них организован бюджетный процесс. Во всех случаях получил отказ даже обсуждать этот вопрос. В Канаде я как-то присутствовал на собрании одного из православных приходов. Настоятель тихо сидел в углу, пока выбранные приходом миряне докладывали собранию о финансовом положении и хозяйственной деятельности прихода. После собрания я попросил дать мне копии финансовых отчетов. Эта просьба вызвала самый горячий отклик: мне показали отчет о доходах и расходах до последнего канадского доллара. Местных прихожан очень обрадовал факт, что российский студент заинтересовался жизнью их прихода. По-моему, именно такая реакция естественна для людей, любящих свое дело. Даже с точки зрения «стяжательства» в понимании преп. Иосифа, открытость информации в современном обществе — вещь полезная, ведь она позволяет максимизировать взносы на благотворительность. Любая цивилизованная общественная организация стремиться показать, насколько эффективно она потратила привлеченные ресурсы. Это открывает ей кошельки меценатов.
Однако несмотря на жесткий отказ от диалога один из настоятелей дал мне очень дельный совет: почитать типовой устав прихода РПЦ, который был принят Священным Синодом 10 октября 2009 года. После прочтения этого документа отпадает всякая необходимость в дальнейших исследованиях. Из типового устава четко следует, что ключевую роль в административно-хозяйственном управлении приходом играет настоятель, который целиком и полностью зависит от расположения епархиального архиерея. В уставе даже нет такого понятия, как прихожанин. Очевидно, что обычный прихожанин (а тем более «захожанин») не имеет в Церкви никаких прав и общаться с ним по хозяйственным вопросам — это потеря времени и риск навлечь гнев архиерея, если такое общение им не санкционировано. Стоит отметить, что, согласно Приходскому Уставу 1917 года, личное участие христианина в устроении прихода являлось его священным долгом, без исполнения которого «христианин остается мертвым членом прихода».
Даже поверхностный взгляд на нынешнюю Русскую православную церковь позволяет сделать вывод о том, что в ней слишком большую роль занимает духовное наследие «стяжателей» (не преп. Иосифа, а именно «стяжателей»):
— во внешнем мире Церковь — союзник власти, когда в ситуации гражданского конфликта гораздо более востребованной является роль посредника, учитывающего интересы всех сторон;
— во внутреннем устроении Церкви «стяжательство» мешает ей быть моральным авторитетом и отвлекает ресурсы от необходимых обществу проектов.
На пути стяжательства РПЦ удалилась от идеала соборной Церкви. О том, как можно было бы изменить ситуацию, читайте в следующей колонке.
Автор — зав. лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара.
Приобретательное определение и значение — Merriam-Webster
активный
ə-ˈkwi-zə-tiv
: сильно желает приобрести и обладать
приобретательно
наречие
стяжательство
сущ.
Знаете ли вы?
Хотя приобретательный является полезным синонимом таких слов, как жадный и жадный , он относительно неизвестен по сравнению с его более популярными лексическими отношениями приобретать и приобретать . Первое из этой пары чаще всего используется для обозначения «получить как собственное», например, «навыки, приобретенные на практике»; последнее относится либо к акту приобретения чего-либо, как в «приобретении навыков», либо к чему-то или кому-то приобретенному или приобретенному, как в «недавних приобретениях музея». Все три имеют своим конечным источником латинское слово 9.0015 acquīrere , что означает «приобретать». В то время как приобретение и приобретение оба использовались с 15-го века, приобретение немного моложе. Это слово имеет несколько редкое употребление в значении «способный к приобретению», которое относится к концу 16 века, но его «жадное» значение относится только к началу 19 века.
Синонимы
- скупой
- заядлый
- жажда
- жадный
- захват
- захват
- жадный
- наемник
- стяжательство денег
- хищный
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
приобретатели застройщики пытаются снести исторический дом и построить торговый центр
Недавние примеры в Интернете
Самый шаткий из единорогов может также переосмыслить свои стратегии расширения магазина и/или попасть в объятия девятки. 0015 приобретатель жених.
— Стив Деннис, Forbes , 25 января 2023 г.
Сообщается, что руководитель Geely, приобретший , заинтересован в добавлении Aston Martin к своему смешанному портфелю брендов, в который входят Volvo, Polestar и Lotus.
— Георг Качер, Автомобиль и водитель , 10 февраля 2023 г.
Сегодня, десятилетия спустя, современный промышленник возрождает практику 9-го века.0015 поглощающий конгломерат , но без эксцессов более печально известных практиков M&A.
— Мелани Файн, Forbes , 20 декабря 2022 г.
Хозяевам, самодостаточным и явно лишенным стяжательных желаний, не до рекламы и развлечений.
— Дистопиас, 8 августа года Обузданный год, 8 августа 2022 года.
Компании было приобрела в последние годы, в том числе приобрела пионера электронного маркетинга MailChimp в ноябре примерно за 12 миллиардов долларов.
— Кристин Бротон, WSJ , 10 октября 2022 г.
Другим крупным победителем стала компания Vista Outdoor Inc., которая также приобрела активов в тот же период.
— Эрик Смит, Outside Online , 7 июля 2021 г.
Также заслуживают более пристального внимания два приобретательных названий казино: Gaming & Leisure Properties (GLPI) и VICI Properties (VICI).
— Бретт Оуэнс, Forbes , 8 августа 2022 г.
Сложность цепочки поставок усугубляется тем, что Ferguson является поглощающей компанией .
— Стив Бэнкер, Forbes , 1 июля 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры программно скомпилированы из различных онлайн-источников, чтобы проиллюстрировать текущее использование слова «приобретательный». Любые мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв об этих примерах.
История слов
Этимология
заимствовано из французского и позднего латинского языков; Французский acquisitif, восходящий к среднефранцузскому, заимствованный из поздней латыни acquīsītīvus «приобретенный, связанный с приобретением или владением», от латинского acquīsītus (причастие прошедшего времени от acquīrere «приобретать») + -īvus -ive
Первое известное значение
Путешественник во времени
Первое известное использование acquisitive было
в 1835 г.
Другие слова того же года
Подкаст
Музыкальная тема Джошуа Стэмпера ©2006 New Jerusalem Music/ASCAP
Получайте Слово Дня на свой почтовый ящик!
Словарные статьи Ближайшие
приобретательные
стяжательный
приобретательный
приобретать
Посмотреть другие записи рядом
Процитировать эту запись
Стиль
MLAChicagoAPAMMercriam-Webster
«Приобретательный». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/acquisitive. По состоянию на 3 апреля 2023 г.
Копирование цитирования
Детское определение
Приобретательное
прилагательное
активный
ə-ˈkwiz-ət-iv
: сильное желание приобретать вещи
стяжательство
существительное
Еще от Merriam-Webster о
acquisitive
Нглиш: перевод acquisitive для говорящих на испанском языке
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
Приобретательное определение и значение | Dictionary.
com
- Верхние определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- British
[UH-KWIZ-I-TIV]
9004 / kwIK /
2.
2
2
. !
См. синонимы для: стяжательный / стяжательный на Thesaurus.com
прилагательное
стремящийся или стремящийся приобретать и владеть, часто жадно; стремление получить богатство, собственность и т. д.: наши стяжательские импульсы; приобретательские общества.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ СВОЕВРЕМЕННОГО
жадный, жадный, скупой.
См. синонимы слова «приобретение» на Thesaurus.com
КОНТРОЛЬ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые большие споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение правильное?
Также приобретать [uh-kwiz-i-tawr-ee, -tohr-ee]. / əˈkwɪz ɪˌtɔr i, -ˌtoʊr i/.
Происхождение приобретения
16:30–40; <Средневековая латынь, позднелатинская acquīsītīvus; см. приобретение, -ive
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ acquisitive
ac·quis·i·tive·ly, наречие·quisītīvus, существительноеnon·ac·quis·i·tive , прилагательное · неактивный · наречие
неактивный · , существительное предприимчивый, прилагательное предприимчивый · активный · ly, наречиеактивность, существительноенеактивность, прилагательноенеактивность, наречиеактивность, существительное
Dictionary.com Полный текст
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2023
Слова, связанные со словом стяжательный
хищный, жадный, заядлый, алчный, требовательный, желающий, хватающий, цепляющий, цепляющий, жадный, хищный, цепкий
использовать в предложении приобретательный падеж
Приобретательный наклон также большой; этот джентльмен верит в то, что получит полную отдачу за свои деньги.
Пунш, или Лондонский Шаривари, Том. 93, 24 сентября 1887|Разные
Этими качествами были жадность и настойчивость в стяжательстве, хитрость и хитрость, а также хвастовство и самоуверенность.
Книга Жизни: Том. Я разум и тело; Том. II Любовь и общество|Аптон Синклер
Ее изящно изогнутые губы были свободны от мрачных складок сосредоточенного стяжательства.
Мистер Грекс из Монте-Карло|E. Филлипс Оппенгейм
Ее продажность, как он начал понимать, была всего лишь инстинктивным стяжательством дикаря, жадностью избалованного ребенка.
The Shadow | Arthur Stringer
Британские словаря определения для приобретения
Приобретение
/ (əˈkwɪzɪtɪv) /
Приличный приличный
.
Производные формы acquisitive
acquisitively, adverbacquisitiveness, существительное
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition
© William Collins Sons & Co.