Андрей ставницер: Биография, досье, фото Андрей Ставницер — Forbes.ua

80 кораблей-призраков и $15 млрд недополученной выручки. Совладелец крупнейшего украинского порта о заминированном море и нулевом доходе

Андрей Ставницер – совладелец порта ТИС рядом с Одессой, крупнейшего на украинском черноморском побережье. По версии журнала Forbes, 39-летний предприниматель входит в сотню богатейших людей Украины. Из-за войны порты заблокированы, экспорт по воде невозможен. В интервью Настоящему Времени Андрей Ставницер рассказал о пяти тысячах своих сотрудников, оккупированном российскими солдатами доме под Киевом и волонтерстве.

– Как выглядит заблокированный порт? Почему вести бизнес сейчас невозможно?

– Заблокированный порт выглядит паршиво. Это большой инфраструктурный объект, который гудит как фабрика, завод или шахта управления, а сейчас там абсолютно тихо. Только чайки и вороны. Пять тысяч наших сотрудников сидят дома и надеются на лучшее.

– А почему бизнес невозможно вести?

– Черное море заблокировано. Мины и российские корабли, которые еще не все ушли по известному направлению. Все украинские порты стоят практически со второго и третьего дня войны. Мы говорим о 80 судах, которые заблокированы в украинских портах. Часть из них пустые, часть из них с грузом. Члены экипажа разлетелись по всему миру. Это, по сути, корабли-призраки, которые сегодня не могут выйти из Украины в Черное море.

– То есть раз Черное море заминировано, если судно даже и выйдет из порта, оно просто может не дойти до точки, куда оно направляется?

– Этот рынок устроен таким образом, что судовладельцы должны иметь страховку перед тем, как отправлять судно в плавание. Это, как правило, большие международные страховые компании. Ни одна из них сегодня не подпишет Украине возможность эксплуатации флота в Черном море.

– Какой оборот был у вас год назад?

– ТИС – это самый крупный порт в Украине среди частных и государственных, второй или третий самый крупный на Черном море. Мы переваливали уровень 40 миллионов тонн различных грузов в год. Из них порядка 15 миллионов тонн – это зерновые грузы, которые по всему миру дальше отправлялись из Украины и, собственно, кормили мир.

– Вы в самом начале говорили, что сотрудники сейчас ждут. Что сейчас с сотрудниками, можете рассказать?

– Кто-то выведен на простой, кто-то просто получает зарплату, кого-то мы вынуждены были сокращать. Мы, к сожалению, тратим, жжем наши ресурсы, те остатки, которые у нас были. Пока можем, платим людям. Но наша подушка заканчивается. Через несколько недель мы не сможем платить людям вообще. И это огромная проблема, потому что это пять тысяч наших сотрудников, которые, в общем-то, рассчитывают на нас.

– В недавнем интервью Financial Times вы сказали, что украинская экономика просто не справится без морских портов. Можете рассказать почему?

– Да, это очень простая математика. Украина экспортирует в год порядка 60 миллионов тонн зерна. Мы являемся второй самой крупной страной по производству и экспорту зерновых после США. К слову, сразу после нас идет ЕС весь вместе. Так вот на сегодня порядка 30 миллионов тонн зерновых лежит в Украине на складах, на элеваторах. Этот груз сегодня не вывозится из Украины. Тридцать миллионов тонн зерна – это примерно 15 миллиардов долларов валютной выручки, это колоссальный удар по украинской экономике, по украинским фермерам. Только благодаря тому, что в прошлом году у наших аграриев был довольно жирный год, они умудрились скопить какие-то деньги, они сейчас могут продолжать посевную. Это мужественные люди, которые производят посевную кампанию во время бомбежек. Я дружу со многими из них, мне присылают фотографии ракет, обломков, неразорвавшихся ракет или огромных ям в полях, где они работают.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Посевная под дулами автоматов. Как работают украинские фермеры на оккупированных территориях и около линии фронта

– Есть довольно много свидетельств того, что российские военные вывозят зерно из Украины. У вас нет опасения, что таким же образом могут быть захвачены ваши грузовые суда и ваш порт, ваш терминал?

– Конечно, у меня такие опасения есть. Я надеюсь, что Украина справится, у нас очень сильная армия, и мы не дойдем до захвата Одессы. Изо всех сил мы помогаем Николаеву. Одесса является тыловым городом. Поэтому мы все надеемся, что никакого захвата юга, Одессы и Николаева не будет.

– Правильно ли я понимаю, пока идет война, ни о какой работе морских портов речи идти вообще не может?

– Нет, не совсем правильно. Существуют прецеденты, когда торговые суда сопровождаются военными судами. Так было в Сомали и в других горячих точках. Я думаю, что это вариант реалистичный. Если, например, турецкие военные суда смогут сопровождать наши торговые суда, Украина могла продолжать экспортировать и кормить мир. Без украинского зерна страдает практически 500 миллионов людей по всему миру, в первую очередь это страны Африки. Сегодня некем заменить этот объем зерна. При этом Россия экспортирует краденое в Украине зерно, Россия экспортирует свое зерно, Россия экспортирует нефть. Эти суда идут сегодня через Босфор, через Турцию. Это, конечно, недопустимая история. Те, кто покупает этот груз, спонсируют войну России против Украины.

– Если Турция, допустим, соглашается сопровождать украинские торговые суда, при этом нужны какие-то гарантии безопасности со стороны России?

– Мне трудно сказать, как это должно быть организовано. На мой взгляд, это точно должно быть сделано при участии ООН. Своеобразный гуманитарный коридор, который позволяет этим судам проходить. Страховые компании имеют достаточные гарантии безопасности для того, чтобы оформить и подписать страховку. Она, естественно, будет намного дороже, чем страховка в мирное время. Но это позволит вывезти из Украины эти 30 миллионов тонн и освободит место для хранения нового урожая. Если этого не произойдет, то миллионы тонн зерна просто сгниют в полях и на складах. Это называется глобальный или очень большой продовольственный кризис. Украина не предназначена для долгосрочного хранения зерновых, Украина производила зерновые и сразу продавала. Наша инфраструктура заточена под то, чтобы зерновые быстро оборачивались.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

«Украина и РФ – это треть экспорта пшеницы». Как война приведет к нехватке продовольствия в мире

– Что сейчас делают украинские предприниматели?

– Действительно хорошие бизнесмены сплотились и помогают стране в это тяжелое время. Кто-то занимается гуманитаркой, кто-то – военкой, кто-то – переселенцами. Все понимают, что если мы сейчас не объединимся, то можем запросто потерять страну. Люди, которые воюют сейчас с автоматами, должны в нашем лице видеть сильнейшую поддержку, мотивацию и тыл.

Лично я объединился с такими компаниями, как Rozetka, «Нова пошта», Fozzy. Мы вместе занимаемся гуманитарными грузами, ввозим в Украину сотни и тысячи тонн гуманитарных грузов со всего мира, стараемся помочь людям, которые в беде. Я сам часто езжу по Украине. Сейчас мы видим, что объем гуманитарной помощи от физических лиц и от корпораций снижается. К сожалению ООН, ЮНИСЕФ, World Food Programme, USAID очень медленно набирают обороты и недостаточно выполняют свою функцию. До сих пор объемы гуманитарного груза, который они привозят в Украину, просто мизерные.

– Вы сейчас находитесь за границей? У вас есть специальное разрешение?

– Да, у меня есть определенное разрешение. Плюс у меня четверо детей. Я занимаюсь гуманитарным грузом, поэтому вопросов никаких не возникает. Я часто сопровождаю наши гуманитарные конвои. Недавно случай во Львове был на нашем складе гуманитарной помощи, и прямо в 500 метрах прилетели две ракеты в нефтебазу. Пользуясь случаем, хочу сказать всем, кто занимается волонтерством и гуманитаркой в Украине: «Ребята, вы героические люди. То, что вы терпите и переживаете, как вы рискуете жизнью, это просто феноменально, и большое вам за это спасибо!»

– Что сейчас с вашим домом под Киевом? Напомните нашим зрителям, что, собственно, произошло?

– Пятого марта колонна российских войск подтянулась к селу Березовка, что под Киевом по Житомирской трассе, где находится мой дом, который я только что закончил, и там была моя охрана. Охрану связали и несколько часов допрашивали, проверяли телефоны, проверяли на татуировки, их били. В итоге раздели, отпустили в лес и сказали: «Выживешь так выживешь».

Моя охрана через двое суток дошла до дома, кое-как с нами связалась. И тогда я увидел в камере видеонаблюдения, что россияне стягивают технику на мой участок, что они сносят большое количество награбленного со всего поселка в мой дом. Он стоит прямо на окраине поселка. Как оказалось, из него очень удачно было шмалять по Киеву. В какой-то момент на моей территории было двенадцать единиц разной российской боевой техники, включая «Грады» и «Торнадо», какие-то радиолокационные штуки, БТР.

Тогда моя охрана связалась с ВСУ и уведомила их о том, что происходит. Наши доблестные воины через какое-то время разбомбили всю эту технику. Потом они отступили, и наши забрали всю технику, которую можно было восстановить. Надеюсь, сейчас все эти «Грады» и «Торнадо» шмаляют в обратном направлении. А мой дом паршивом состоянии. Мы долгое время не могли в него зайти, потому что там были мины и растяжки. Основные наши силы, естественно, были в Буче и в Ирпене, а частных саперов в Украине нет, поэтому потребовалось две-три недели. Сейчас мы пытаемся оценить повреждения.

Андрей Ставницер — биография, образование, семья, карьера, компромат

Ставницер Андрей Алексеевич: одесский предприниматель, пытавшийся продать госсобственность по дешевке

Ставницер Андрей Алексеевич — наследник крупнейшего стивидорного оператора в Украине, один из самых богатых жителей Одессы, которого подозревали в коррупционных схемах, захвате территории и участии в продаже государственной собственности.

Биография

Ставницер Андрей Алексеевич родился 19 июня 1982 года в городке Тырныауз (Кабардино-Балкарская Республика РФ). В детстве вместе с родителями переехал в Одесскую область, откуда был родом его отец. 

Образование

Андрей Ставницер получил прекрасное образование в элитных учебных заведениях и бизнес-школах в Великобритании, Швейцарии и России. Также имеет диплом о высшем образовании, который получил в университете Одессы.

Семья

Отец — Алексей Михайлович Ставницер (‭1947‬-2011) — соучредитель компании “ТрансИнвестСервис”. Большая часть причалов (пять из шести) “ТИС” была построена под его руководством. Оставил в наследство своим детям самый крупный порт в Украине. 

В 2016 году в родном селе бизнесмена — Визирка Одесской области появилась улица, названная в его честь.

Родной брат — Егор Гребенников (1972 года рождения) — нынешний совладелец (наряду с Андреем) группой “ТИС”. Его доля в бизнесе — сорок девять процентов. В дело отца пришел в 1996 году. Изучал логистику и экономику на одних из самых крупных мировых предприятий таких, как «Electrolux» и «Zanussi». 

Егор по большей части старается оставаться непубличным. О его жизни известно меньше, чем о его младшем брате. По слухам Гребенников проживает в нескольких километрах от терминала “ТИС”. 

У братьев фамилии разные. Однако родители у них общие. Старший брат носит девичью фамилию матери. Младшему “досталась” фамилия отца.

Супруга — Диана Ставницер, уроженка Харькова. По образованию психолог. Занимается предпринимательством и благотворительностью. 

Андрей Ставницер — отец четверых детей.

Карьера

В “ТИС” будущий его руководитель пришел еще в 2001 году. Начинал девятнадцатилетний Андрей в качестве помощника главного диспетчера в Южненском порту. Очень скоро Андрей стал и одним из главных акционеров предприятия.

На протяжении шести лет работы в “ТИС” занимался самыми различными работами. Ставницер-старший передал Андрею бразды правления компанией, когда тот достиг двадцатилетия.

В 2010 году Ставницер был избран на пост руководителя International Association of Ports and Harbors (Международной ассоциации портов и гаваней) со штаб-квартирой в Токио.

В 2014 году бизнесмен стал почетным австрийским консулом в Одесском регионе.

С 2016 году стал соучредителем инвестиционной компании “SD-Capital”, которая занимается консалтингом и сопровождением инвестиционных проектов в транспортном секторе, в инфраструктуре, в аграрной и банковской сферах.

В 2015-2016 годах советник председателя Одесской областной государственной администрации.

В 2018 году журнал “Новое время” поставил Андрея Ставницера на 57 место среди самых влиятельных украинцев. 

Сейчас, каждые три года предприятие Ставницера строит новый огромный терминал в порту, создав за всё время более трех тысяч рабочих мест. Компания управляет крупнейшей железнодорожной станцией.

Компромат

Как отмечает источник сайта “368.media”, еще в 2007 году руководство «Одесской железной дороги» фактически заявило о своем отказе получать по два с половиной доллара за тонну от «ТИС» за услуги по подаче/уборке вагонов. Неожиданно госпредприятие решило транспортировать товары  частного оператора по самой дешевой цене.

По словам нардепа восьмого созыва Виталия Куприя, подобная щедрость приводит к тому, что каждый год “Укрзализныця” в лице “Одесской железной дороге дарит около шестидесяти миллионов долларов собственных доходов крупнейшей частной компании. 

Как утверждал народный избранник к коррупционной схеме, кроме топ-чиновников “Укрзализныци” и ее филиала “Одесской железной дороги”, причастен и руководитель «Трансинвестсервис» Андрей Ставницер.  

В 2016 году одесский бизнесмен оказался в эпицентре скандала, по продаже Министерством инфраструктуры буксиров Одесского порта.

Компания P&O Maritime, предоставляющая морские услуги для правительств и крупных предприятий во всех уголках мира, обратилась к Владимиру Омеляну с предложением приобрести у Одесского порта буксиры.

За дюжину этих судов P&O Maritime предлагал пятьдесят миллионов долларов. Причем выплату планировалось произвести не единоразово, а в несколько этапов, которые растянутся на десятилетие. Как передает “Обозреватель”, по условиям сделки, лишь 25 миллионов из 50 будут выплачены покупателем после подписания соглашения.

Главной причиной продажи буксиров покупатель называл неэффективность их использования. Однако, как замечают специалисты, даже при “неэффективном” использовании буксирного флота, он принесет Украине те же пятьдесят миллионов всего за три года. За десять лет же подобная сумма была бы в трижды больше предложенной покупателем.

Однако просто продать имущество порта не представлялось возможным. Ведь оно находится в государственной собственности, а значит продавать его запрещено. Для того, чтобы получить возможность продать буксирный флот, Владимир Омелян, как пишут журналисты портала “Антикор”, начал лоббировать отмену данного моратория. Под это даже был найден повод — в страну придут инвестиции.

 

Андрей Ставницер на переговорах с министерством представлял сторону покупателя. Его роль в данной схеме — финансовая сторона сделки. 

Как отмечают все в том же “Антикоре”, деньги на покупку буксиров «прогонят» через созданный для таких дел Андреем Ставницером «инвестиционный фонд» SD Capital, что позволит «отблагодарить» участников сделки из министерства.

По замечаниям главы представительства организации “Сприяння розвитку водного транспорту України” Алексея Мусатова, аренда буксиров приведет к банкротству Одесского порта по той простой причине, что 85% его прибыли — это как раз буксиры. Если буксиры превращаются в аренду, то порт превращается в предприятие, которое обанкротить несложно.

Однако из-за разгоревшегося скандала, продать госимущество не удалось.

После этого народные депутаты, представители межфракционного объединения “Депутатский контроль” обратились во внешнеполитическое ведомство Украины с просьбой лишить предпринимателя звания почетного консула Австрии. 

Парламентарии считали, что Андрей Ставницер наносит финансовый ущерб стране своей деятельностью. 

Внимания заслуживает и тот факт, что после этого обращения в украинский МИД на некоторых избранников было совершено покушение. Вадиму Руденку сожгли автомобиль, а по дому Игоря Котвицкого выстрелили из гранатомета.

Еще один парламентарий — Виталий Куприй в 2016 году сообщил данные, в которых встречается информация о “ТИСе”. Так, Куприй передал в правоохранительные органы документы, которые свидетельствовали о том, что участок земли в 132 гектара в Лиманском районе Одесской области, незаконно перешел в пользование компании Андрея Ставницера.

Как утверждали в правоохранительных органах, компания незаконно оформила права на получение части средств от портовых сборов, которые к тому времени поступали в государственное предприятие «Администрация морских портов Украины». Это стало возможным из-за незаконного оформления прав собственности на часть акватории Аджалыкского лимана, который, согласно Конституции, является собственностью украинского народа. Представители СБУ изъяли неучтенную валюту и печати оффшорных компаний.

В “ТИСе” же объяснили, что еще десять лет назад получили право от министерства инфраструктуры на строительство причалов. Для этого компания расширила акваторию порта, вложив сорок миллионов долларов. Государство должно было компенсировать эти средства. 

Поэтому частный порт получает портовый сбор и хранит его на специальном счете. А вот тратить “ТИС” их не может. Эти деньги будут потрачены только на дноуглубление и лишь под присмотром государства.

За год до обысков СБУ это дело привлекало и полицейских. Но тогда найти хоть каких-нибудь доказательств незаконной деятельности не удалось.

Все в том же 2016 году своим постом в Фейсбуке о президенте США Дональде Трампе Андрей Ставницер заставил негодовать пользователей социальной сети. Переделав известную украинскую политическую поговорку об экс-президенте Викторе Януковиче, он написал следующее: “Спасибо жителям Техаса за президента Дональда Трампа”.

Состояние

Андрей Ставницер — один из богатейших жителей Одесской области. Состояние предпринимателя оценивается примерно в сорок пять миллионов долларов.

Ссылки

Профиль в Facebook

Профиль в LinkedIn

Дать украинцам, искалеченным войной, второй шанс на жизнь

Андрей Ставницер переключил свое внимание с ведения бизнеса на создание реабилитационной клиники для людей, потерявших конечности на войне. Он называет это Центром сверхлюдей.

Изображение

Для Андрея Ставницера война стала личной в тот момент, когда Россия усилила вторжение в Украину в феврале 2022 года.

Андрея не было дома, когда российские войска вторглись в его резиденцию под Киевом, терроризируя его сотрудников службы безопасности. Он чувствовал себя бессильным, когда дистанционно наблюдал за происходящим на камерах видеонаблюдения. Солдаты, разграбившие деревню, использовали его имущество для хранения краденого и ракетных установок. Гендиректор крупнейшего порта Украины Андрей быстро обратился в военную разведку, которая затем обстреляла его дом. Его сотрудники спаслись бегством, но его дом был разрушен.

Андрей вспоминает об этом звонке: «Я ни секунды не думал об этом. Украинцы такие храбрые и так упорно сражаются. Я мог сделать только одно, и я сделал это».

Андрей вырос в семье портовика Алексея Ставницера, самостоятельного бизнесмена, начавшего с разнорабочего. Алексей основал ТИС Групп, крупного оператора терминалов к северу от Одессы, построив его с нуля. Андрей научился бизнесу, наблюдая за отцом. «Он был ответственным, харизматичным лидером, и люди его уважали, — говорит Андрей. «Я был благословлен быть его сыном, сидеть рядом с ним и учиться». В 26 лет Андрей стал генеральным директором, продолжая дело отца, скончавшегося от рака.

За более чем 20 лет работы в порту Андрей стремился «открыть Украину миру», запустив и управляя несколькими бизнесами. Помимо управления TIS Group, он в настоящее время является соучредителем/владельцем P&O Maritime Ukraine, соучредителем/партнером компании по управлению частными инвестициями SD Capital, руководит совместным предприятием с глобальной продовольственной корпорацией Cargill и является клиентом европейского Банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (IFC).

В сентябре 2021 года Андрей прошел Стэнфордскую программу для руководителей, обучаясь вместе с другими бизнес-лидерами. «Я хотел стать мировым лидером в улучшении местных стандартов не только за счет услуг, которые мы предоставляем, и продуктов, которые мы производим, но и за счет корпоративного управления, нашего делового подхода и нулевой терпимости к коррупции. Выведя на украинский рынок трех глобальных игроков, я увидел положительное влияние высоких корпоративных стандартов изнутри и захотел внедрить их в Украине». Ему нравилось работать над кейсами с другими участниками, создавая связи на всю жизнь.

Когда всего несколько дней спустя в Украине началась война, Андрей переключил свое внимание с управления бизнесом на руководство гуманитарной деятельностью. Вместе с другими бизнес-лидерами он запустил Центр Help Ukraine, создав логистические центры для приема международных пожертвований в виде продуктов питания, одежды и медикаментов. «Мы доставляем их в горячие точки Украины, почти в зоны боевых действий», — говорит он, добавляя: «Зачем мы это делаем? Потому что единственный способ преодолеть боль, которую мы все чувствуем, — это работать [из всех сил]».

По мере того, как бушевала война, Андрей стал свидетелем очередного гуманитарного кризиса: тысячи солдат и мирных жителей, в том числе дети, калечили и теряли конечности. «Нам нужно убедиться, что о них позаботятся, — говорит Андрей. «И мы поняли, что в стране нет опыта протезирования и реконструктивной хирургии».

Андрей набрал основную команду партнеров, и вместе они предложили первой леди Украины Елене Зеленской войти в их наблюдательный совет. «Мы сказали ей, что хотим построить центр передового опыта… больницу, чтобы обеспечить современное протезирование в Украине», — говорит Андрей. Поддержали мадам Зеленскую, а также ряд известных инвесторов и знаменитостей. Андрей и его команда посетили Армейский медицинский центр Уолтера Рида в Вашингтоне, округ Колумбия, а также учреждения в Великобритании и Германии, где консультировались со всемирно известными экспертами в области бионики.

Потому что, как говорит Андрей, «в украинском языке нет положительных слов [для описания] человека с инвалидностью», он назвал свою инициативу Сверхчеловеками. «Мы говорим, что вы не должны стыдиться своего протеза. Вы должны гордиться этим. Вы сильнее и быстрее обычного человека. Ты красивее. Вы сверхчеловек. По мере того, как мы стремимся к этому, мы меняем восприятие и психологию, стоящую за ним».

Размещенный в госпитале для ветеранов во Львове на Западной Украине, Центр сверхлюдей открывает свою протезную лабораторию в апреле 2023 года, за которой последует реконструктивная хирургия и лечение посттравматического стрессового расстройства. Андрей обращается к врачам с мировым именем для обучения украинских врачей проведению реконструктивных операций и оказанию реабилитационных услуг людям с ампутированными конечностями. «Мы хотим поблагодарить США за всю их поддержку», — говорит он. «Мы чувствуем это сердцем. Теперь мы просим врачей о помощи».

Стойкость и решимость Андрей унаследовал от отца. Он знает, что ему предстоит еще много работы, чтобы осуществить свою мечту о сверхлюдях. Он опирается на то, чему научился в Стэнфорде, как стать мировым лидером… тем, кто способен вдохновлять других на великие дела.

«Если ты найдешь правильный проект, то очень скоро ты перестанешь быть инициатором или соучредителем», — размышляет Андрей. «Вы просто становитесь одним колесом проекта, а проект ведет вас. И это действительно классное чувство, потому что ты становишься частью чего-то гораздо более важного, чем просто ты сам».

Андрей Ставницер: «Я еще никогда не был таким преданным и ярым украинцем»

8 апреля, увидев в своем доме врага, открыл по нему прицельный огонь. «У нас есть данные: вы смотрите веб-камеру своего дома, а во дворе российские солдаты перебрасывают 12 единиц боевой техники, в том числе РСЗО, «Торнадо-Г» и «Грады». Расположение вашего дома делает его идеальным для таргетинга на Киев. Вот за чем они пришли». Вопрос: через какое время ВСУ откроют уничтожающий огонь с того момента, как я сообщу им точные координаты своего дома? Я отстрою дом, мы отстроим страну. Главное, спасти как можно больше жизней. И хватит меня хвалить, потому что настоящие герои этой и других подобных историй — только ВСУ», — прокомментировал Андрей Ставницер, совладелец порта ТИС и один из самых известных украинских бизнесменов.

Родился на Кавказе в еврейской семье, вырос в разнонациональной и религиозно разнообразной Одессе, учился в Европе и США, жил в разных странах. Он всегда уважал космополитизм, считал мультикультурализм скорее силой, чем слабостью, принимал местные обычаи в любой части мира, а не навязывал свои. Сейчас он говорит, что никогда так не гордился своим паспортом, всегда считая, что гордиться надо своими достижениями, а не национальностью: «Страшной ценой спасения меня, в частности, от «национализма», Россия добилась полная противоположность – никогда прежде я не был таким преданным и горячим украинцем. Никогда прежде, ни в 2004, ни в 2014 году я не видел такого энтузиазма».

© facebook.com/stavnitser

Одним из всплесков этой энергии стало создание Центра помощи Украине, крупнейшего логистического узла для гуманитарной помощи в Восточной Европе. Первыми поддержали Андрея основатель «Розетки» Владислав Чечеткин и соучредитель «Новой почты» Владимир Поперешнюк.

На третий день войны Ставницер объявил, что купил склад в Хелме. «И я собираюсь купить еще. Мы купим все, что нам нужно. Помогите нам», — коротко и емко сказал он на Zoom-конференции FBN Ukraine.

Мало кто из присутствующих понимал, в какую войну мы вступаем. Мало кто мог ясно понять свои задачи, кроме собственного выживания. Но Андрей заставил нас думать иначе, а не только искать сводки новостей из горячих точек войны.

«Прямо в первую ночь войны мне пришло в голову, что логистика — настолько слабое звено, что сразу рухнет. Но я знал, как спасти ситуацию, научил меня мой профессиональный опыт. Утром первого дня войны я уже знал, что делать. Хотя поначалу взрывы и обстрелы всей Украины выбили меня из процесса установления контактов и нахождения первого склада», — вспоминает Ставницер.

Вначале центр брал личные грузы, но очень быстро просто захлебнулся от этой работы. Все участники отвечали в стиле «да, нет, не знаю».

Моя хорошая подруга из Aspen Group, менеджер Фонда Елены Пинчук Ольга Руднева, которая перед войной была в командировке на конференции за границей, 5 марта приехала в Хелм и подключилась к работе центра.

15 марта Ольга разместила на своей странице в ФБ обращение: «Украина, дорогие защитники, медики, водители, волонтеры, люди! Услышьте нас – мы не занимаемся раздачей гуманитарных грузов. Это невозможно, незаконно и несправедливо. Это означало бы, что помощь случайным образом попадает туда, куда ее приводит цепочка случайных обстоятельств… Есть ВСУ, есть Минздрав, есть Минсоцполитики. Они в гуще, знают всю информацию, на связи с регионами. Мы открыли склады, наладили и оптимизировали логистику, доносим информацию о наших ресурсах до всего мира, чтобы они знали, куда их деть. Мы привлекаем гуманитарную и медицинскую помощь со всего мира и гарантируем ее сохранность на пути в Украину. Мы сортируем, маркируем, упаковываем и упаковываем тонны грузов – в основном руками женщин-волонтеров, которым удалось попасть в Польшу. Обрабатываем, доставляем в Украину и передаем ответственным лицам. Тогда это их работа».

1 марта через Центр «Помощь Украина» прошла первая партия. Это была гуманитарная помощь – 2 тонны, 1 машина и 12 поддонов. Все разгружали вручную. Андрей тоже участвовал.

Количество помощи увеличивается ежедневно. Всего за 4 дня — с 16 по 20 марта — Министерство реинтеграции временно оккупированных территорий распределило между 15 областями Украины 23 грузовика с гуманитарной помощью: мужскую, детскую и женскую одежду, средства гигиены и товары для дома. Помощь, которая поступила от Центра «Помощь Украине», была доставлена ​​в Николаевскую, Черновицкую, Винницкую, Киевскую, Одесскую, Тернопольскую, Черкасскую, Харьковскую, Кировоградскую, Житомирскую, Полтавскую, Сумскую, Хмельницкую области, Киев и Львовскую областную организацию Украинский Красный Крест.

По состоянию на 1 августа 2022 года этот проект уже включает в себя сеть из 15 логистических складов в Европе: многочисленные склады в Хелм, основная площадка в Люблине, «Южный коридор-склад» в румынском городе Хуши. Далее маршрут груза – в Одессу и другие города Украины. В процессе задействованы более 200 волонтеров и команда из десятка человек.

Также увеличился состав учредителей центра. Среди них Владимир Костельман, Наталья Фуклеева, Ксения Ефремова, Иван Иваненко, Антон Пятыхин, Ольга Балицкая.

Складские помещения и логистику обеспечивают Розетка, Новая Почта, Укрпочта. Все остальные партнеры помогают чем могут — деньгами, коммуникацией, идеями, оформлением бюрократических процедур, которые с началом войны только усилились, а не исчезли.

80-90% гуманитарной помощи поступает на склады центра в качестве пожертвований. Остальные 10–20% — это средства непосредственно от благотворителей и партнеров. Это тоже было проблемой, потому что не было счета, на который переводились бы деньги. И тогда выход нашел еще один участник FBN Ukraine Борис Татиевский, совладелец компании «Бисоль». «На Западе новому малоизвестному фонду никто не доверится даже во время войны. А работа с местными европейскими фондами позволит снизить налоги», — сказал Борис Татиевский. На третьей неделе войны нам удалось привлечь немецкий благотворительный фонд с хорошей 12-летней репутацией — Фонд Эрнста Проста, через который были переведены средства на срочные закупки тактической медицины.

Всего с 1 марта по 24 апреля на склады центра поступило 400 автомобилей (338 грузовиков, 62 микроавтобуса), 10 245 паллет и 3 870 тонн гуманитарных грузов. По статистике центра преобладают следующие виды гуманитарных товаров: продукты питания и напитки, лекарства, средства гигиены. Центр не занимается сбором одежды, потому что на сортировку уходит слишком много человеческих рук. Наибольшую помощь оказывают Польша, Франция, Германия и Великобритания. Хотя можно говорить о целом мире контактов для помощи. В мае в центр поступил груз от волонтеров с острова Гуам, к северу от Австралии.

Андрей Ставницер, партнеры проекта и Ольга Руднева использовали для этой помощи все свои многочисленные контакты с миром. Певец Стинг и его жена Труди стали одними из первых известных благотворителей центра. 3 мая Андрей Ставницер написал в своем ФБ: «Труди Стайлер, кинорежиссер, посол ООН, активистка многих правозащитных и экологических проектов, жена легендарного певца Стинга. Как же нам повезло, что они заметили наш Центр «Помощь Украине» и стали нас поддерживать. Так что мне посчастливилось познакомиться с ними поближе. На днях Труди приехала в Люблин. Она сразу решила, что ей важно пообщаться с переселенцами, получить представление о том, каково это быть на их месте и таким образом понять, как можно помочь максимально эффективно. Она задавала много вопросов каждой украинской семье, с которой мы встречались в эти дни, и записывала их ответы. Конечно, все плакали. Труди наблюдала за работой нашего склада. Она сказала волонтерам, что никогда не видела столько мужества, что ее впечатлило наше неукротимое желание действовать. «То, что сейчас происходит в Украине, — это худшее, что может произойти в жизни любого человека. В эти дни я не видел ни одного человека, который бы просто сидел и плакал. Вы все говорите только об общении, вы все хотите работать, помогать, скорее вернуться домой. Я в восторге от вас». Труди сказала, что говорила то же самое своему мужу, и что он тоже был в восторге. Она пошла домой со следами помады на лице — одна из наших девушек поцеловала ее на прощание, и Труди не хотела их стирать».

В июле Андрей Ставницер встретился с легендарным бизнесменом Ричардом Брэнсоном. Снова цитирую запись Андрея в ФБ: «Ричарду на днях исполнилось 72 года. Он в отличной форме, невероятно дружелюбен и открыт, заботится обо всех своих гостях и выигрывает теннисные матчи даже с 25-летними профи. На его невероятно красивом острове нет ни признаков роскоши, ни дворцов, ни роллс-ройсов. Я слышал, как Брэнсон разговаривал по телефону с кем-то из Украины. Он помогает в десять раз больше, чем говорит об этом. Мы наметили несколько совместных проектов, о которых я смогу рассказать только тогда, когда они начнут реализовываться. Среди гостей Брэнсона в тот день были не только влиятельные инвесторы, но и крупные, серьезные бизнесмены; многие из них тут же предложили свою помощь в различных областях нынешних украинских реалий».

В прошлом году, задолго до вторжения России в Украину, Андрей Ставницер писал о том, кем он видит себя через 10 лет: «Я хотел бы сесть в переполненный самолет, который перед посадкой идет на второй круг над Киевом или Одессой, потому что есть много других самолетов. Очередь из самолетов со всего мира, которые доставили в Украину туристов, инвесторов и бизнесменов».

То, что он и его соратники делают сегодня, является одним из шагов на пути к этой мечте.