Содержание
СХТЗ-НАТИ – первый гусеничный трактор отечественной разработки
В 1937 году в Сталинграде началось производство первого гусеничного трактора оригинальной отечественной конструкции. Он получил название СТЗ-НАТИ,…
В 1937 году в Сталинграде началось производство первого гусеничного трактора оригинальной отечественной конструкции. Он получил название СТЗ-НАТИ, так как в его создании участвовали Сталинградский тракторный завод (СТЗ) и Научный автотракторный институт (НАТИ). А поскольку эту модель производили и на Харьковском тракторном заводе, название трансформировалось в СХТЗ-НАТИ.
Первые отечественные тракторы, такие как колесный «Фордзон-Путиловец», производившийся на Путиловском заводе, гусеничный Г-50, который выпускал Харьковский паровозостроительный завод (ныне Завод им. Малышева), создавались на основе зарубежных образцов. Однако они не учитывали особенности нашей страны.
В 1929 году после сравнительных испытаний многих зарубежных тракторов специалисты НАТИ сформулировали технические требования к отечественным тракторам и зафиксировали их в статьях «Технические нормы для русского трактора» и «О типе трактора для России». Модель СТЗ-НАТИ разрабатывали уже на основе этих требований. Эта унифицированная, сельскохозяйственная и транспортная, машина, с эластичной подвеской катков, металлической гусеницей с литыми звеньями, полузакрытой кабиной, наиболее полно отвечала условиям производства и эксплуатации именно в Советском Союзе.
С появлением в 1930-х годах трактора СТЗ-НАТИ (СХТЗ-НАТИ) начался переход отечественного тракторостроения на собственные модели, конструкция которых учитывала особенности природных условий, производства и эксплуатации сельскохозяйственной техники в СССР.
В мае 1935 года в Москве собрались руководители тракторных заводов, чтобы обсудить вопрос о переводе производства на выпуск гусеничных машин. Представители Сталинградского и Харьковского предприятий заявили, что готовы представить первые образцы через два месяца. Началось своеобразное соревнование за право выпускать новый трактор. Все зависело от того, чей проект окажется более удачным.
Образец СТЗ
Сталинградские тракторостроители были уверены в успехе — к тому времени у них уже шло конструирование такого трактора совместно с НАТИ. Первый опытный образец доверили испытать бригадиру по сборке орденоносцу А. М. Левандовскому, который и проложил первую борозду.
В июле 1935 года на опытном поле НАТИ, в Лихоборах, СТЗ показывал членам Политбюро ЦК КПСС и правительства три образца гусеничные тракторов, ХТЗ — один. Тракторы тянули семилемешные сцепки из двух плугов. По условиям конкурса, чтобы обеспечить стабильную глубину вспашки, следовало применить полужесткую подвеску, однако инженеры СТЗ, нарушив требования, использовали эластичную. В результате сталинградская модель показала более высокие технические качества, а харьковская проиграла, но перевести на производство нового отечественного гусеничного трактора решили и Сталинградский, и Харьковский тракторные заводы.
В том же году образцы новой модели испытывали в НАТИ, на сельскохозяйственных работах. Над устранением обнаруженных недостатков работали вместе конструкторы института и завода. К середине 1936 года на СТЗ изготовили 25 тракторов. Летом они прошли межведомственные полевые сельскохозяйственные испытания.
В сравнении с предшественником
В то время на обоих тракторных заводах, в Сталинграде и Харькове, выпускался серийно колесный трактор СТЗ-1 (или CT3-15/30). Естественно, что новую модель сравнивали с предыдущей.
Гусеничный трактор имел существенные преимущества. У него была полузакрытая кабина, эластичная подвеска на четырех балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами, зубчатая трехходовая коробка передач. Керосиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением развивал вдвое большую мощность (52 л. с.). При этом горючего для обработки одного гектара земли СХТЗ-НАТИ расходовал на 25% меньше. Трактор СТЗ-1 на мягкой пахоте обрабатывал 0,35-0,4 га в час, СХТЗ-НАТИ – 0,8-0,9.
К тому же гусеничный трактор можно было использовать в самых разнообразных условиях, в том числе в местах, где нужна была высокая проходимость. В то же время новый трактор требовал больше материалов и более сложной обработки. Так, при изготовлении СТЗ-1 механической обработке подлежало 340 деталей, а для СХТЗ-НАТИ – 720. В кузнечном цехе обрабатывали 104 и 220 деталей соответственно, в прессовом – 320 и 630.
Реконструкция производства
В 1936 году СТЗ не снижал выпуск колесной модели и одновременно проводил реконструкцию, которая требовалась для производства нового трактора. Прежде всего в эксплуатацию были введены новые цеха: модельный, прессовый, площадью в 20 тыс. кв. м, и сталелитейный, с 16 электропечами и 9 формовочными конвейерами, площадью 55 тыс. кв. м (один из самых крупных в СССР). В нем помещалось 2,5 км конвейеров и транспортеров.
Механосборочный и инструментальный цеха, а также ремонтную базу значительно расширили. Кроме того, создали моторно-тракторную лабораторию. Американское и немецкое оборудование, на котором выпускали колесную модель, пополнили станки советского производства. Станочное оборудование почти удвоилось. Соответственно, для изготовления многих узлов и деталей разработали новые технологии.
Для завершения реконструкции завод остановили всего на два месяца. Новый трактор сошел с большого конвейера в 22:25 11 июля 1937 года.
Как выполнить план?
Наладить ритмичный выпуск СХТЗ-НАТИ удалось не сразу. Первую неделю главный конвейер не действовал. План пришлось скорректировать. В третьем квартале завод выпустил 26 тракторов. К концу года – 1006, половину запланированного, в начале первого квартала 1938 года в день производили 20 тракторов вместо 50.
Конечно, этому были объективные причины. Во-первых, производство начали еще не завершив строительство и монтаж оборудования (а его поставки задерживались). Не были полностью готовы прессовый и чугунолитейный цеха, не отлажен технологический процесс в механических. Во-вторых, уже на полях в первых выпущенных тракторах СХТХ-НАТИ механизаторы обнаружили недостатки конструкции. Надо было на ходу дорабатывать конструкцию некоторых узлов и деталей.
Как это не раз бывало в советские времена, помогло социалистическое соревнование, то есть ситуацию вытянул энтузиазм рабочих. 31 декабря 1937 года слесари-мотористы тракторного цеха Матюшков, Власов, Крымский и другие рабочие бригады Карпова выполнили сменную норму на 946%. Бригада взяла обязательство добиться выполнения сменного задания на 1000 % и выполнила его. Мастер тяжелой кузницы Е. В. Семенов из бригады Н. Д. Стрункова усовершенствовал технологию штамповки бруса, благодаря чему вместо запланированных 90 брусьев за смену стали штамповать по 200.
В октябре 1938 года завод перевыполнил план: вместо 1445 тракторов изготовил 1457, вместо 1245 моторов — 1308, запасных частей также выпустили больше нормы. За 1938 год завод собрал 9307 сельскохозяйственных, 136 транспортных и 532 болотных машин и выпустил 38,8% запасных частей сверх плана. 21 ноября 1938 года с конвейера сошел 10-тысячный СХТЗ-НАТИ.
Транспортный вариант СТЗ-5
Параллельно с сельскохозяйственным вариантом, СХТЗ-НАТИ, конструкторы разрабатывали транспортный. Он получил обозначение СТЗ-НАТИ-2ТВ, но в дальнейшем был больше известен под именем СТЗ-5. Многое для его разработки сделали инженеры СТЗ И.И. Дронг и В.А. Каргополов и специалисты НАТИ А.В. Васильев и И.И.Трепененков. СТЗ-5 был предельно унифицирован с СХТЗ-НАТИ, и обе модели выпускали на одном конвейере.
Этот тягач имел традиционную для транспортных тракторов компоновку. Двухместная (для водителя и командира орудия) закрытая деревометаллическая кабина находилась впереди, над двигателем. За ней и топливными баками располагалась грузовая деревянная платформа с откидными бортами и съемным брезентовым верхом. На платформе были четыре откидные полумягкие сиденья для орудийного расчета и место для боеприпасов и артиллерийского снаряжения.
Рама состояла из двух продольных швеллеров, связанных четырьмя различными поперечинами. Двигатель 1МА, четырехцилиндровый, карбюраторный, с зажиганием от магнето, быг фактически многотопливным – это было особенно важно для армейских тягачей. Заводился он на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева до 90 °С переводился на керосин или лигроин.
Для предупреждения детонации и повышения мощности, особенно при работе летом с повышенными нагрузками, на керосине, в цилиндры через специальную систему карбюратора впрыскивалась вода, а с 1941-го ввели антидетонационную камеру сгорания.
В коробке передач были изменены передаточные числа для увеличения силового диапазона и скоростей движения, введена еще одна (понижающая) передача. При движении на ней со скоростью 1,9 км/ч СТЗ-5 развивал тягу 4850 кгс, то есть на пределе сцепления гусениц с грунтом.
Ходовая часть была более приспособленной к движению с высокими скоростями: шаг гусеницы вдвое уменьшили, опорные и поддерживающие катки были обрезиненными. Для подтягивания прицепов, самовытаски-вания трактора и буксировки других машин на картере заднего моста под платформой был установлен вертикальный кабестан с тросом длиной 40 м. Кабина имела открывающиеся передние и боковые стекла, а также регулируемые жалюзи в передней и задней частях.
Работа с перегрузками
С 1938 года транспортные экземпляры стали направлять в артиллерийские части танковых и механизированных дивизий. Трактор обладал хорошей проходимостью на пересеченной местности. Так, он был способен преодолевать рвы глубиной до 1 м и форсировать броды глубиной до 0,8 м. С артиллерийским орудием на прицепе двигался по шоссе со скоростью до 14 км/ч. По грунтовым дорогам развивал скорость до 10 км/ч.
Максимальное тяговое усилие трактора, 4850 кгс, было достаточным для буксирования всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизий Красной армии в годы Второй мировой войны. Когда более мощных арттягачей не хватало, СТЗ-5 буксировали и более тяжелые, чем им полагалось, орудия и прицепы. Но даже работая с перегрузкой, тракторы обычно выдерживали.
СТЗ-5 был самым массовым средством механической тяги в Красной армии. Его продолжали выпускать вплоть до августа 1942 года, когда на территорию Сталинградского тракторного завода прорвались немецкие войска. Всего было выпущено 9944 таких тракторов.
В1941 году на шасси СТЗ-5 монтировали реактивные установки залпового огня М-13 — «Катюши», которые впервые применили в боях под Москвой. При обороне Одессы, где было много тракторов СТЗ-5, их использовали как шасси для самодельных танков НИ с тонкой броней и пулеметным вооружением, обычно снятым с устаревших или подбитых бронемашин. В первые военные годы многие тягачи попали в плен и под названием Gepanzerter Artillerie Schlepper 601(r) воевали во вражеской армии.
Алтайский вариант
Харьковский тракторный завод перешел на производство нового трактора в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны ХТЗ эвакуировали в город Рубцовск Алтайского края. Здесь начали строить новый завод – Алтайский тракторный. В августе 1942 года из его цехов вышли первые тракторы СХТЗ-НАТИ. Их стали обозначать АТЗ-НАТИ или АСХТЗ-НАТИ и выпускали здесь до 1952 года. Сталинградский и Харьковский заводы в 1949 году перешли на производство трактора ДТ-54, который отличался дизельным двигателем, кабиной закрытого типа и расположением топливного бака.
Подпишись на наш Telegram-канал
IFA RS 04/30 (1953), Тракторы 125, зеленый
Вход Регистрация
Корзина пуста. ..
+0
Категории
…Коллекционные моделиИнструментКраска, химия, материалыМаскиКаталоги, Книги, ЖурналыСборные моделиФототравлениеБоксы и стеллажи Журнальные серииИгрушкиРадиоуправляемые моделиСувенирыConcept CarАвтоспортАэродромная техникаВоенныеКиноМедицинаПожарныеПолицияПочта / mailСпецслужбыСтроительная техникаТакси
Производители
…3D Karton3DF Express3DM78artA-ModelAA ModelsAberAbordageAbrexAbteilung502AcademyACEACMEAD-ModumAdvanced ModelingAFV clubAGMAHC ModelsAIM Fan ModelAiresAirFixAJ ModelAK InteractiveAKhobbyAlanAlangerALARMEAlclad IIALERTEAlex MiniaturesAlezanALFAlmost RealALRAltayaAmercomAmerican DioramaAmerican Heritage ModelsAMG ModelsAmigo ModelsAMKAMLAMMO MIGAmodelAmourAMPAMTAmusing HobbyAnsonAnswerAoshima (DISM)Apex RacingApplywood workshopARK modelsARM.PNTArmada HobbyArmaHobbyARMOR35ArmoryArmour CollectionARS ModelArt ModelART-modelAscensioASK ModelsASQAT CollectionsATCAtlanticAtlasAudi MuseumAuhagenAurora HobbyAuthentic DecalsAuto PilenAuto WorldAutoArtAutobahn / BauerautocultAutomodelle AMWAutomodelloAutotime / AutograndAvanstyle (Frontiart)Avart ArhiveAVD ModelsAVD дополненияAVD покрышкиAvisAWMAZModelAzurBachmannBalaton ModellBangBare-Metal Foil Co. BauerBaumiBBRBburagoBegemotBest ModelBest of ShowBetexaBianteBingBisonDecalsBizarreBlu TackBM CreationsBM-ToysBobcat dealerBorder ModelBravo-6BrekinaBrengunBroncoBrooklin ModelsBrummBS DesignBuschby AKBy VolkCaesar miniaturesCALCapitanCar BadgeCararama / HongwellCarlineCarNelCartrixCBModelsCeleroCentauriaCenturyCentury DragonCentury WingsCHIEFF ModelsChina ModelsClassic 43Classic CarlectablesClassicbusClassy HobbyCLC ModelsClearPropCM ModelCMCCMFCMKCMRColibri DecalsCollector’s ClassicsCondorConradCopper State ModelsCorgiCrazy Classic TeamCrazyHandsCrown PremiumsCult Scale ModelsCursorCYBER HOBBYD.N.K.DaffiDANmodelsDark Dream StudioDarksideDas WerkDasModelDAYdiecastETCHDeAgostiniDecal ShopDel PradoDenisssModelsDetailCarsDiamondLabelDiapetDickie SpielzeugDie-cast at homeDie-Cast superDifferent ScalesDinky ToysDiOlex ProductionDioparkDioramaTechDiP ModelsDirekt CollectionsDistlerDMA Hue StudioDNADoctor DecalDong GuanDora WingsDorlopDragonDSPIAEDukaseDUPLI COLORDVCEaglemossEasy ModelEbbroEco-Wood-ArtEdicolaEdison GiocattoliEdmon StudioEduardEidolon Make-UpELFEligorEmanEMC ModelsEmekERAERTLESCIEsval ModelsEUREKA XXLEvergreen (USA)EVR-miniEWAExcelExotoEXPRESSO WINGSEXTRA MODELExtratechFalcon ModelsFallerFantasy WarriorFeelin_3dFengdaFigutecFine MoldsFinMilModelsFirst 43 ModelsFirst ResponseFirst to FightFLAGMANFlyFly Car ModelFlyHawk ModelForces of ValorFore HobbyFormat72Forward-68FoxtoysFranklin MintFranzisFreedom ModelsFriulmodelFrom JapanFrontiartFUGU_GARAGEFujimi MokeiFury ModelsGAMAGarageGarbuz modelsGartexGearboxGecko-ModelsGeminiJetsGems & CobwebsGIMGK Racer SeriesGlencoe modelsGLMGMP / ACMEGMU ModelGold Medal ModelsGoldvargGorky ModelsGP ReplicasGPMGreat Wall HobbyGreen Stuff WorldGreenlightGroup MastersGT AutosGT SpiritGTI CollectionGuiloyGuisvalGunTower ModelsHachetteHADmodelsHalinskiHarder_SteenbeckHartoy Inc. HasbroHasegawaHat Plastic ModelsHaulerHedgeModelsHekiHellerHerpaHi-StoryHigh SpeedHighway 61HistoricHK ModelsHobby 2000Hobby BossHobby DesignHobby FanHobby MasterHobby ModelHobby PlanetHobbyCraftHomerHot WheelsHot Wheels EliteHPIHRN-ModelsHumbrolI Love Kiti-ScaleIBG ModelsICMICV (СПб)IGRAIlarioInno ModelsInterusIOM-KITISTISTPlusItaleriIVYIXOJ-CollectionJACOJada ToysJadiJASJB ModellautosJewel CasesJF CreationsJim ScaleJoalJohn Day ModelsJohnny LightningJolly ModelJouef EvolutionJoy CityJTKK-ModelKadenKajikaKangnamKartonowa KolekcjaKatoKaupang MiniaturesKAV modelsKDWKengFaiKEPmodelsKESS ModelKineticKing starKinsmartKitechKitty HawkKK ScaleKondorKorean modelsKOVAPKovozavody ProstejovKP ModelsKraft LabKremlin Vehicle parkKuivalainenKV DecolKV ModelsKyoshoK_S Precision MetalsL-ModelLa Mini MinieraLada ImageLaser HobbyLastochkaLaudoracing-ModelsLCD MODELSLe Mans MiniaturesLeadwarriorLenmodeLLeo ModelsLev ResinLeX modelsLIFE in SCALELife MiniaturesLifeColorLion-ToysLionRoarLittle dumpLiveResinLledoLooksmartLouis SurberLP ModelsLS CollectiblesLSModelLucky DiecastLucky ModelsLucky PlanLUSO-toysLuxcarLuxury CollectiblesLuxury die-castM-SmartM2 MachinesM4 MAC DistributionMacadamMACHETEMagic ModelsMaistoMajoretteMake UpMAKSIPROFManWahMaquetteMarklinMARSMars ModelsMarsh ModelsMARTINMaserati ModelsMASTERMaster BoxMaster ModelMaster ToolsMasterClubMasterCraftMatchboxMatrixMax-ModelsMaxi CarMAXI COLORMaxichampsMaxima ScaleMaxModelsMBH ModelsMCWMD-modelsMengMercuryMeritMetroMicro Scale DesignMIG productionsMIL CustomsMilestone MiniaturesMilitaryWheelsMini GTMINI MANMinialuxeMiniarmMiniArtMiniaturmodelleMinibaseMinichampsMiniClassicMinicraftMiniCraft Scale ModelsMiniHobbyModelsMiniTankMiniWarPaintMIRAMirage HobbyMirror-modelsMISTERCRAFTMiticaMK ModelleMMPModel BoxModel DepoModel PointModel-IconsModelCarGroupModelcollectModelerModelGunmodelkModellingMasterModelLuxModelProModelSvitModimioMODUS 90MolotowMondo MotorsMondseeMonogramMONTI SYSTEMMoonMoremMorrisonMosKitMotipMotor MaxMotoramaMotorartMotorheadMotoScaleModelsMPCMPMMR CollectionMr. HobbyMTech (M4)Nacoral S.A.NEONeomegaNew PenguinNew RayNH DetailNickelNik-ModelsNittoNMDNochnonameNorevNorscotNorthStar ModelsNostalgieNVANZG ModelleOdeonOKB GrigorovOld CarsOLFAOlimp ModelsOlm DesignOne by One ProductionONYXOpus studioOrionORNST modelOtto MobileOvs-DecalsOxfordPacific88Palma43Panda HobbyPANTHEONPanzerstahlParagonPasDecalsPasModelsPaudi ModelsPavla ModelsPB Scale ModelsPegas-ModelsPegoPhoenix MintPikoPinKoPlatzPlusmodelPMSPocherPolistilPorsche MuseumPosterCarsPotato CarPremium ClassiXXsPremium CollectiblesPremium Scale ModelsPremiumXPrint ScaleProDecalsProgetto KPrommodel43Prop&JetProvence MoulagePSTPt ModelsQuartzoQuickboostQuinta StudioRacing Champions inc.Rare Car ModelsRARESINRAROGRastarRB ModelRBA CollectiblesRebel CustomRecord — M.R.F.Red BoxRed Iron ModelsRed LineRenn MiniaturesRenner WerbemittelReplicarsResKitRETRO LINERetro WingsRevaroRevellRextoysREXxRickoRietzeRiich ModelsRIORMZ HobbyRO MODELSRoad ChampsRoad KingsRob-TaurusRodenROSRossoRosso & FlyRoubloffRPG-modelRPMRS ModelsRTMRuppert KoppRusAirRussian collectionRye Field ModelS-ModelSABRESabreKitsSaicoSarmat ResinSC Johnson (USA)Scale For SoulScaleGarageScaleMastersSchabakSchucoSEATSG-ModellingShelby CollectiblesShurikenSignatureSIKUSkale WingsSKIFSky-HighSmerSMMSnakeModelSochi 2014SolidoSophiArtSouth FrontSOVA-MSoviet ArmourSparkSpAsovSpecial HobbyStalingradStarlineStart Scale ModelsSTC STARTSTMStudio Perfect ModelSullen-ModelistSunnysideSunstarSuper ASuyataSwordSX-ArtS_BT-ModelT. R.L. ModelTakomTameo KITsTamiya (J)TANMODELTarmacTech4TecnomodelTeknoTemp modelsTestorsThunder ModelTic TocTiger ModelTin WizardTins’ ToysTiny ToysTippcoTMTmodelsTOGATomicaTop MarquesTop ModelTop Model CollectionTopSpeedToxso ModelTraxTriple 9TristarTrofeuTrumpeterTruxTSM ModelUCC CoffeeUltimate DiecastULTRA modelsUM Military TechnicsUM43UMIUnimaxUniversal HobbiesunoMAGUpRiseUT ModelsV.V.M / V.M.M.V43Vallejovanamingo-nnVanboVanguardsVAPSVectorVector-ModelsVeeHobbyVeremVery FireVespid ModelsVictoriaVintage Motor BrandsVIPcarVitesseVixenVM modelsVMmodelsVmodelsVOIIOVoyagerModelVrudikW-modelW.M.C. ModelsWar MasterWasanWaterlooWeiseWellyWEMWEMI ModelsWerk83White BoxWhite RoseWikingWilderWingsyWinModelsWIX CollectiblesWM KITWood HunterWSIXQ Xuntong ModelYat MingYVS-ModelsZ-ModelsZack AtakZebranoZedvalZip-maketZISSZZ ModellаRтБаZаАБ-МоделсАвто-бюроАвтоистория (АИСТ)Автомодель 43АвтопанорамаАвтопаркАГАТАиФАканАМформаАнтонюкартель УниверсалъАтелье Etch modelsАтомБурБеркутБригадирВитязьВМТДВойны и битвыВолжский инструментВосточный экспрессВЭС (Воронеж)Гараж на столеГРАНЬГрузы в кузовДекали BossДекали ModelLuxДекали SF-AutoДилерские модели БЕЛАЗДругойЕКБ-modelsЗвездаИмпериалъКазанская лабораторияКар СлайдКиммерияКОБРАКолхоZZ DivisionКомбригКомпаньонЛатунный мастерЛитература (книги)ЛОМО-АВММажор Моделсмастер Dimscaleмастер ВойтовичМастер ДровишкинМастер Захаровмастер Колёсовмастер ЛепендинМастер РогановМастер СкаляровМастерПигментМастерская Decordмастерская JRМастерская SECМастерская АВТОДОРМастерская ГоСТМастерская ЗнакМастерская КИТМастерская МЕЛМастерская РИГАМаэстро-моделсМелкосерийка 43МикродизайнМикроМирМиниградМинимирМир МоделейМодел. лабМОДЕЛИСТМоделстройМодель-СервисМодельхимпродуктМоя модельМР СТУДИЯНаш АвтопромНаши ГрузовикиНаши ТанкиОгонекОтВинтаПАО КАМАЗПетроградъПетроградъ и S_BПламенный моторПланета ПатворковПобедаПрапорПрестиж КоллекцияПромтракторПТВ СибирьПУЗЫРЁВЪРетроЛабРусская миниатюраРучная работаСарлабСВ-МодельСделано в СССРСергеевСибртехСМУ-23.SСоветский Автобус (СОВА)СолдатикиСоюзМакетСПБМСТАРТ 43Студия КАНСтудия КолесоСтудия МАЛСтудия ОфицерТанкоградТАРАНТемэксТехнологТехноПаркТри А СтудиоТри БогатыряТРЭКСУральский СоколФарфоровая МануфактураФинокоХерсон-МоделсЦейхгаузЧЕТРАЭ.В.М.ЭкипажЭлеконЭскадраЮный коллекционер
Марки моделей
…AbarthACAcuraADLERAECAGUSTAWESTLANDALFA ROMEOALPHA TAURIALPINE ALVISAMCAMERICAN LaFranceAMPHICARArmstrongAROArrowsARTEGAASCARIASTON MARTINAUBURNAUDIAURUSAUSTINAustro DaimlerAUTO UNION AutobianchiAVIAAWZBACBARKASBarreirosBATMOBILEBEDFORDBEIJINGBenelliBENETTONBENTLEYBERLIETBERNARDBESTURNBIANCHIBIZZARINIBLUEBIRDBMWBobcatBORGWARDBRABHAMBrawner-HawkBRISTOLBRMBROSSELBUCCIALIBUFFALOBUGATTIBUICKBussingBWTCADILLACCAPAROCASECATERHAMChanganChangheCHAPARRALCHAUSSONCHECKERCHEETAHCHEVROLETCHEVRONCHRYSLERCISITALIACITROENCOBRACOMMERCooperCOPERSUCARCORDCORVETTE CORVIAR MONZACsepelDACIADaewooDAFDAIHATSUDAIMLERDALLARADATSUNDE DION BOUTONDe SotoDE TOMASODELAGEDELAHAYEDeLOREANDENNISDerwaysDESOTODEUTZ DevonDIAMONDDIXIDKWDODGEDongfengDONKERVOORTDUBONNETDUCATIDUESENBERGDYNAPACEAGLEEBROEDSELEMWENVISIONFACEL-VEGAFAWFENDTFERRARIFIATFORDFORDSONFOTONFRAMOFREIGHTLINERFSOFWDGINAFGMCGOGGOMOBILGOLIATHGORDONGRAHAMGREAT WALLGreyhoundGUMPERTHAMMHANOMAGHARLEY DAVIDSONHEALEYHENSCHELHindustan HINOHISPANO SUIZAHITACHIHOLDENHONDAHORCHHOTCHKISSHUDSONHUMBERHUMMERHYUNDAIIAMEIFAIKARUSIMPERIALINFINITIINGINNOCENTIINTERNATIONALINVICTAIRISBUSISOISOTTA FraschiniISUZUIVECOJAGUARJAWAJEEPJELCZJENSENKAISERKalmarKAWASAKIKENWORTHKIAKOENIGSEGG KOMATSUKRAMERKRUPPKTMLA SALLELAGONDALAMBORGHINILANCIALAND ROVERLANDINILanzLatilLaurin & KlementLaverdaLDSLEXUSLEYATLEYLANDLEYTONLIAZLIEBHERRLIGIERLINCOLNLISTERLLOYDLOCOMOBILELOLALORENZ & RANKLLORRAINE-DIETRICHLOTECLOTUSLUBLINLYKANMACKMAD MAXMAGIRUSMANMARCHMARMONMARUSSIA-VIRGINMASERATIMASSEY MATRAMAVERICKMAXIMMAYBACHMAZDAMAZZANTIMCAMcLARENMEGAMELKUSMERCEDES-BENZMERCERMERCURYMESSERSCHMITTMGBMIGMIKRUSMINARDIMINERVAMINIMIRAGEMITSUBISHIMONICAMORETTIMORGANMORRISMOTO GUZZIMULTICARMVMZNASH AMBASSADORNEOPLANNEW HOLLANDNISSANNIVA CHEVROLETNOBLENORMANSUNYSAOLDSMOBILE OLTCITOM LEONCINOOPELOPTIMASORECAOscaPACKARDPAGANIPanhardPANOZPANTHERPEGASOPESCAROLOPETERBILTPEUGEOTPHANOMEN PIERCE ArrowPLYMOUTHPOLONEZPONTIACPORSCHEPRAGAPRIMAPRINCE PUMARAMRAMBLERRED BULLRENAULTRoburROCARROLLS-ROYCEROSENBAUERROSENGARTROVERRUFSAABSACHSENRINGSALEENSALMSONSAMSUNGSANSANDEROSATURNSAUBERSaurerSAVASAVIEM SCAMMELSCANIASCIONScuderiaSEAGRAVESEATSETRASHADOWSHANGHAISHELBYSIMCASIMPLEXSIMSONSINPARSKODASMARTSOMUASoueastSPYKERSSANG YONGSSCSTANLEYSTARSTEYRSTUDEBAKERSTUTZSUBARUSUNBEAMSUZUKISYRENATALBOTTARPANTATATATRATEMPOTESLATHOMASTolemanTOYOACETOYOPETTOYOTATRABANT TRIUMPHTUCKERTUKTVRTYRRELLUMMUNICVan HoolVANWALLVAUXHALLVECTORVELOREXVENTURIVERITASVESPAVincentVOISINVOLKSWAGENVOLVOWANDERERWARSZAWAWARTBURGWESTERN STARWHITEWIESMANNWILLEMEWILLIAMSWillysYAMAHAYOSHIMURAYUGOZAGATOZASTAVAZUKZUNDAPPZunderZYTEKАМОБЕЛАЗВИСВНИИТЭ-ПТВолжскийГорькийЕрАЗЗАЗЗИLЗИSЗИМЗИУИЖКАЗКамскийКИМКРАЗКубаньКурганскийЛАЗЛенинградЛикинскийЛуаЗМинскийМоАЗМОСКВИЧМТБМТЗНАМИНАТИОДАЗПавловскийПЕТРОВИЧПУЗЫРЁВЪРАФРУССО-БАЛТСаранскийСемАРСМЗСТАРТТАРТУУАЗУралЗИSУральскийЧЕТРАЧМЗАПЯАЗЯТБ
Типы товаров
. ..ДекалиЗапчасти, аксессуарыЭлементы диорамАвиацияВоенная техникаВодный транспортЖ/Д транспортАвтобусВнедорожник / КроссоверГрузовикКемперГужевая повозкаЛегковой автомобильМикроавтобус / ФургонМотоциклПикапПрицепыТракторы, комбайныТроллейбусФигурки
Масштаб
…1:11:21:31:41:51:61:81:91:101:121:141:161:181:201:211:221:241:251:261:271:281:291:301:321:331:341:351:361:371:381:391:401:421:431:441:451:461:471:481:501:511:521:531:541:551:561:571:601:641:681:691:701:721:751:761:801:831:871:901:951:961:1001:1031:1081:1101:1121:1201:1211:1251:1261:1301:1421:1441:1451:1481:1501:1601:2001:2201:2251:2501:2851:2881:3001:3501:3901:4001:4261:4501:5001:5301:5351:5501:5701:6001:7001:7201:8001:10001:11001:12001:12501:15001:20001:25001:27001:3000
СброситьНайти
Вы смотрели
- Производитель Hachette
- Категория Коллекционные модели
- Тип Тракторы, комбайны
- Артикул TRC125
- Упаковка блистер
- Материал металл
- Масштаб 1:43
- Теги #ТРАКТОРЫ История Люди Машины
- Наличие
склад магазина нет в наличии
склад поставщика (поставка 4 дн. ) в наличии
Наличие трещин, сколов и потертостей на боксе не является дефектом для данного производителя.
960 р.В корзину
изменить местоположение
Рекомендуем.
.. (20)
Популярное
Импровизация в промышленных масштабах
Импровизированные бронированные машины появились во время Первой мировой войны, но по-настоящему обыденным явление стало во время Гражданской войны в Испании. Наиболее распространенным типом транспортного средства был импровизированный бронированный автомобиль, но строились и бронированные тягачи. Менее подвижные, чем колесные бронеавтомобили, они не пользовались повышенным спросом в испанских условиях. Вторая мировая война вызвала возрождение самодельной бронетехники. В СССР было построено наибольшее количество бронетракторов, и один из них, ХТЗ-16, был принят в производство и построен в промышленных масштабах. 20 июля этому автомобилю исполнилось 75 лет.
Все для фронта, все что угодно
Немцы нанесли Красной Армии сокрушительный удар за первые три недели операции «Барбаросса». За короткое время армия потеряла более половины своих танков. Большинство из них считались устаревшими, а их замена только поступала в производство. Однако в числе погибших были и новенькие танки КВ и Т-34. Производственные планы были радикально увеличены практически сразу после начала войны. Проблема заключалась в том, что планы выглядели хорошо на бумаге, но увеличение производства было трудным делом, особенно с легкими танками. По довоенным планам основным легким танком Красной Армии должен был стать Т-50. Однако производство только начиналось, и ситуация с двигателями для этих танков была далека от идеальной.
Двигатель Т-50 произведен на заводе №75 в Харькове. Здесь же располагался завод №183, основной производитель танка Т-34. Рядом располагался Харьковский тракторный завод (ХТЗ), крупный производитель сельскохозяйственных тракторов. С 1937 года здесь строился трактор СХТЗ-НАТИ, разработанный в 1935 г. Научно-исследовательским институтом сельскохозяйственного тракторостроения (НАТИ). Эта машина также использовалась в качестве артиллерийского тягача. Используя конструкцию СХТЗ-НАТИ, советские конструкторы создали нестандартный транспортный тягач, серийно выпускавшийся под индексом СТЗ-5.
Несмотря на схожее с танковыми заводами назначение, ХТЗ не рассматривался для производства танков в 1941 году. Не рассматривался и с началом войны, так как завод пришлось коренным образом переоборудовать для выпуска легких Т-50. Тем более что, как было сказано выше, проблемы с производством двигателей ограничивали доступность этого танка. Постановление ГКО № 124 от 13 июля 1941 г. предписывало все оборудование нового завода на ХТЗ отправить в Сталинград для установки на Сталинградском тракторном заводе.
Трактор СХТЗ-НАТИ, шасси для ХТЗ-16.
Тем временем сотрудники ХТЗ и НАТИ нашли способ помочь Родине в трудную минуту. Неизвестно, была ли это инициатива сотрудников НАТИ/ХТЗ или военных. Скорее всего, предложение исходило от завода.
НАТИ начал работу над проектом по возрождению идей начала 1930-х годов. На базе тракторных шасси было разработано семейство гусеничных бронемашин, в том числе САУ. Дизайнеры пошли по тому же пути. Руководил работами В.Я. Слонимский, бывший руководитель проекта СХТЗ-НАТИ, и Е.Г. Попова, который позже изобрел трактор НАТИ Д (Я-11). ЯВЛЯЮСЬ. Черепин и А.В. Сапожников тоже участвовал в проекте. Последний был трактористом-испытателем.
Технический проект бронированного тягача на платформе СХТЗ-НАТИ выполнен и представлен на утверждение наркому среднего производства В.А. Малышев, в середине месяца. Предложение было одобрено, и Малышев направил Сталину проект постановления ГКО о заказе производства 2000 машин. Имеются сведения о постановлении ГКО № 019 «О накладном бронировании легких танков и бронировании тягачей». Якобы производство бронированных тягачей оно поручило ХТЗ и СТЗ, но это не соответствует действительности.
Начнем с того, что постановление ГКО от 20 июля 1941 года имело номер 219сс (совершенно секретно) и озаглавлено «О производстве 2000 бронированных тягачей». Он также никогда не упоминал СТЗ. Бронетрактора должны были производиться исключительно в Харькове. Согласно установленным срокам, первые 50 тракторов должны были быть изготовлены в августе, затем 850 в сентябре и 1100 в октябре. Кроме того, в постановлении говорилось не о разработке трактора, а о его постановке на производство.
Информация о том, что якобы один трактор из четырех выбран в августе. Постановление ГКО № 219ss четко описывает не только шасси (СХТЗ-НАТИ), но и тактико-технические характеристики бронетягача. Машина была вооружена 45-мм пушкой и спаренным с ней пулеметом ДТ. Лобовая броня составляла 30 мм, бортовая — 13,5 мм. Трактор будет развивать максимальную скорость 18-20 км/ч по дорогам и до 10 км/ч по бездорожью.
Месяц без брони
Индекс ХТЗ-16 уже использовался в начале августа 1941 года. К тому времени НАТИ и ХТЗ начали работу по постановке бронетрактора в серийное производство. Главный конструктор М.С. Сидельников возглавил работу со стороны ХТЗ. Ожидалось, что к 12 августа будут готовы два прототипа, но в действительности был готов только один. Из-за отсутствия 13-мм бронелистов борта имели толщину 10 мм. Остальной корпус был сделан вовсе не из брони, а из котельного листа.
Опытный образец ХТЗ-16, август 1941 г.
К моменту выхода опытной машины на испытания ХТЗ уже вовсю работал над изготовлением шасси от бронированного тягача. Есть упоминания о том, что СТЗ-3 служил шасси для ХТЗ-16, но эта информация неверна. В техническом описании машины четко указывалось, что она создана на базе сельскохозяйственного трактора СХТЗ-НАТИ. Однако для использования его в качестве бронированного тягача пришлось внести изменения в 27 компонентов. Это неудивительно, так как СХТЗ-НАТИ не подходил для боевой машины из-за своей носовой компоновки и тесного боевого отделения. Необходимо было изменить компоновку и перепроектировать несколько компонентов.
Во-первых, мощность двигателя 1-МА увеличена с 52 до 58 л.с. Это немного, но масса выросла с 5,1 до 8,6 тонны, а каждая дополнительная лошадиная сила была необходима. Коробка передач также была изменена, чтобы справиться с дополнительной массой и мощностью двигателя. Раму удлинили, тележки расположили как на СТЗ-5, а направляющие колеса вынесли вперед. Конструкторы также использовали траки от СТЗ-5, так как они больше подходили для боевой машины. Топливный бак сместили влево, освободив место для механика-водителя впереди и правее его прежнего места. Эти перестановки освободили место для боевого отделения, в котором разместились еще два члена экипажа.
Передняя бронеплита крепилась болтами для облегчения обслуживания.
На шасси установлен бронекорпус с максимально наклоненной броней. Это было возможно лишь частично, так как СХТЗ-НАТИ был не очень большим (3451 мм в длину без рукоятки стартера). ХТЗ-16 был ненамного крупнее своего предшественника, 3830 мм в длину, 1870 мм в ширину, 2300 мм в высоту. Лобовой бронелист (перед двигателем) имел толщину 30 мм при наклоне 20 градусов. Броневой лист в передней части боевого отделения имел наклон в 25 градусов. Спереди трактор был защищен от крупнокалиберных пулеметов и автопушек. Этого было недостаточно для защиты от противотанковых орудий, но другие советские легкие танки, кроме Т-50, имели более тонкую броню.
Несмотря на тракторное шасси, ХТЗ-16 нельзя было назвать архаичным. Вопрос наблюдения был решен как нельзя лучше, корпус сварен, хорошо решен вопрос с люками. 45-мм пушка и пулемет ДТ соответствовали требованиям, предъявляемым к легким танкам того времени. Проблема заключалась в том, что к 1941 году орудие уже устарело.
Добавлен люк со стороны механика-водителя.
Уникальность ХТЗ-16 заключалась не только в его звании самого массового бронированного тягача в истории. Этот танк прошел полную программу испытаний, как подвижных, так и баллистических. По первоначальным планам ХТЗ-16 должен был пройти 500 км. Прототип проехал 470 км, из них 240 км по булыжной дороге, 69 км.по ровной грунтовой дороге, 139 км по проселочной грунтовой дороге и 22 км по другим дорожным условиям. Это очень много для эрзац-машины. Средняя скорость по шоссе 17 км/ч, запас хода 119 км. На бездорожье средняя скорость составила 8,9 км/ч, запас хода — 61 км.
Испытания показали, что двигатель, всасывавший воздух из боевого отделения, перегревался. В этом не было ничего удивительного, учитывая возросшую массу автомобиля и тот факт, что температура на улице была почти 30 градусов по Цельсию. Во время ходовых испытаний тягач преодолел уклон в 25 градусов, что неплохо для импровизированной машины. Максимальный угол наклона составлял 24 градуса. Трактор мог преодолевать ров глубиной 1,3 м, стену высотой 55 см и реку глубиной 0,6 м вброд. Двигатель глох на высоких оборотах, но эту проблему можно было решить, долив топливный бак. Были также случаи сломанных траков.
Доступ в боевое отделение осуществлялся через большой люк в корме.
Баллистические испытания также были большими по объему. Произведено 247 выстрелов, из них 147 бронебойными снарядами. Точность орудия оказалась ниже расчетной, что объяснялось люфтом артустановки. Средняя скорострельность составляла 5 выстрелов в минуту. Нарекания вызвала маска орудия, так как она позволяла пулям и осколкам попадать в машину.
45-мм пушка и пулеметная установка ДТ на ХТЗ-16.
В целом бронированный тягач военным не понравился, что неудивительно. Были выдвинуты требования срочно начать производство соответствующих танков. Кроме того, 20 июля 1941 года было подписано постановление ГКО № 222, поручившее ХТЗ производство танков Т-60. Однако, как говорят в Одессе, желания и возможности – разные вещи. Кстати, бронетягач заимствовал некоторые детали от Т-60, в том числе его приборы наблюдения.
К 18 августа ХТЗ еще получал документацию на Т-60, но 329ХТЗ-16 находились в разной степени готовности. Однако ни на одном из них не было гусениц или электрооборудования. К 30 августа на заводе было 1037 шасси, но состояние было критическим. Шасси не оснащались бронекорпусами. Ворошиловградский и Новокраматорский заводы были поставщиками корпусов ХТЗ-16 и Т-60, но до конца августа не прислали ни одного корпуса. Задержку объяснили проблемами с усилением брони.
Проект по переделке СТЗ-5 в бронированный тягач. Эта идея инженеров завода № 264 Красильщикова и Немчинского не получила поддержки.
Ситуация была настолько ужасной, что первые 33 корпуса были изготовлены из мягкой стали. К 14 сентября поставлено 36 ХТЗ-16. К этому времени на ХТЗ было собрано 1528 шасси, из них 717 без гусениц, 1334 без топливных баков и 1304 без электрооборудования.
Первые ХТЗ-16, которые по переписке ГАБТУ также назывались Т-16, вышли с завода 7 сентября. Номера машин начинались с 16 (16-001 и т. д.). Поскольку серийный номер зависел от шасси, некоторые машины имели номера вроде 16-1672, хотя было выпущено всего 142 бронетягача. Постановление ГКО №681 об эвакуации ХТЗ в Сталинград было подписано 16 сентября. Производство ХТЗ-16 продолжалось и после этой даты, но далеко не на уровне 2000 единиц.
Подбитый ХТЗ-16. Автомобиль имеет камуфляжную окраску.
Кстати, о якобы производстве ХТЗ-16 в Сталинграде. Начнем с того, что ХТЗ полностью не эвакуировался в Сталинград. Часть оборудования для производства тракторов оказалась в Рубцовке Алтайского края. Что касается оборудования для производства танков, то оно было отправлено на завод №264, а не на СТЗ. В документах упоминается наличие 45-мм орудий и вопросы, что с ними делать. Завод № 264 не хотел заниматься бронетракторами, так как помимо корпусов Т-34 им было поручено производство Т-60.
Инженеры завода № 264 Красильщиков и Немчинский в середине августа написали письмо Сталину и Наркому судостроения с предложением наладить производство на заводе бронированных тягачей на шасси СТЗ-5. Ответ был отрицательным.
Короткий век бронетрактора
Согласно имеющимся документам, все ХТЗ-16 с корпусом из мягкой стали были отправлены в учебные части. Их отправили не только в Харьков: по одному бронетрактору отправили в школы Ульяновска, Армавира и Сталинграда. Первой частью, получившей тягачи с бронекорпусами, стала 12-я танковая бригада, получившая 14 ХТЗ-16. Восемь тягачей были отправлены в 14-ю танковую бригаду, один — в 13-ю танковую бригаду и пять — в 7-ю танковую бригаду. Больше всего ХТЗ-16 получила 133-я танковая бригада: всего 36 машин. 47-я танковая дивизия и 23-й резервный полк получили по восемь машин. Однако отправка бронированного тягача не означала, что он действительно прибыл. Например, 35-я танковая бригада получила 8 ХТЗ-16, но так и не получила их.
Подбитый и частично сгоревший ХТЗ-16. Машина имеет не только камуфляж, но и эмблему подразделения.
По понятным причинам первые бои ХТЗ-16 прошли в Харькове и его окрестностях. 22 сентября 12-й танковой бригаде было приказано овладеть Красноградом (Харьковская область). Согласно оперативным сводкам, тягачи воевали против итальянцев. 12-я танковая бригада несколько дней сражалась за Красноград, на его улицах велись ожесточенные бои. 27 сентября советские части были вынуждены перейти к обороне, так как бригада понесла большие потери в бронетехнике и личном составе. ХТЗ-16 также воевали при обороне Харькова. Один бронированный тягач поддерживал бой ополченцев у ЗУМа 24.10.1941. Трактор был подбит, а его экипаж сгорел.
Этот ХТЗ-16 пережил 1941 г. и был подбит только весной 1942 г.
Большинство ХТЗ-16 было потеряно осенью 1941 г. Однако небольшое количество дожило до 1941 г. Некоторые машины участвовали в боях в Харьков в мае 1942 г. Это было их последнее боевое применение. Тема боевых действий ХТЗ-16 в 1941-42 гг. требует дальнейшего изучения, что осложняется тем, что документов того времени осталось немного.
На этом изображении показаны два типа тракторов, которые построили немцы в Харькове. Разница не только в кабинах, но и в гусеницах.
Пока рано заканчивать рассказывать историю ХТЗ-16. Как упоминалось ранее, на заводе находилось более 1500 ХТЗ-16 в разной степени готовности. Эвакуированы не все. Документы перечисляют 809 шасси, оставленных на заводе. Бронированных тягачей немцы, конечно, не строили. Мало того, что корпусов для них не было, так они и не пользовались спросом. Однако немцы были очень заинтересованы в производстве гусеничных тягачей из-за того, что на распутицах могли ездить только танки и полугусеницы. Бронированные тягачи были переоборудованы обратно в обычные тягачи.
Их форма была очень разнообразной. Некоторые из них были построены по типу СХТЗ-НАТИ, с такой же кабиной, как у исходного трактора, другие имели более странную конструкцию. Гусениц СТЗ-5 не хватило на все машины, поэтому часть использовала гусеницы СХТЗ-НАТИ. Некоторые тягачи получили оригинальные кабины для орудийных расчетов. Большинство предметов этой обратной конверсии стали артиллерийскими тягачами.
АТЗ-3Т, артиллерийский тягач на шасси ХТЗ-16.
В заключение отметим еще одну машину, являющуюся прямым потомком ХТЗ-16. Как было сказано выше, часть оборудования ХТЗ была эвакуирована в Рубцовск. На этой технике был построен Алтайский тракторный завод (АТЗ), главным конструктором которого был все тот же Сидельников. Свой первый трактор, получивший индекс АТЗ-НАТИ, завод выпустил в августе 1942.
А между тем стране нужны были трактора типа СТЗ-5, а не сельскохозяйственные. Конструкторское бюро АТЗ разработало такой трактор в 1943 году. Эта машина получила индекс АТЗ-3Т и использовала многие технические решения от ХТЗ-16, в том числе топливный бак слева и водитель справа. Это решение освободило место для небольшого кузова грузовика. Двигатель на этом тракторе также был форсирован до 58 л.с. Согласно документам, один опытный образец был построен летом 1943 года. Начальник ГАУ генерал-полковник Яковлев предложил АТЗ построить опытную партию тракторов 1 июля 1943 года.43, но к тому времени уже был в производстве более совершенный трактор Я-11. На этом история этого автомобиля закончилась.
Оригинал статьи Юрия Пашолока.
В буйстве трактора, возвращение к знакомому и смертоносному методу террора против жителей столицы.
В результате нападения погиб один человек, Авраам Вальц, 29 лет., и ранили шесть человек в конце улицы Шмуэль Ханави, недалеко от отеля «Оливковое дерево» в Иерусалиме, когда водитель наехал на пешеходов и опрокинул почти пустой автобус.
Офицер полиции и сотрудник израильской тюремной службы подбежали к трактору и произвели залп по террористу, опознанному как Мухаммед Наиф эль-Джаабис, 23 года, когда он сидел в кабине, и убили его, согласно полиция.
Для жителей Иерусалима это нападение ознаменовало возвращение к слишком знакомому методу террора.
Получите The Times of Israel’s Daily Edition
по электронной почте и никогда не пропустите наши главные новости
Адрес электронной почты для новостной рассылки
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями.
Инцидент, произошедший в понедельник, запечатленный на серии видеороликов с мобильных телефонов, напоминает аналогичное нападение в центре Иерусалима шестью годами ранее, когда водитель бульдозера буйствовал на Яффо-роуд, прежде чем был застрелен прохожий с ружьем запрыгнул в кабину.
Феномен использования бульдозеров для совершения терактов начался с инцидента в июле 2008 года, самого смертоносного из всех.
Автомобили разбросаны по Яффо-роуд после того, как террорист на тракторе устроил беспорядки в центре Иерусалима, июль 2008 г. (фото предоставлено Коби Гидеон/Flash90)
2 июля 2008 г. буйствовать по Яффо-роуд, разбив два автобуса, несколько автомобилей и пешеходов.
Водитель позже был идентифицирован как Хуссам Тайсир Дувейт, житель Восточного Иерусалима в Сур-Бахере.
Дювейт убил трех человек и ранил более 50. Жертвами, всеми жителями Иерусалима, были Элизабет (Лили) Горен-Фридман, 54 года; Жан Релеви, 68 лет; и 33-летняя Батшева Унтерман, чью маленькую дочь вытащили из машины незадолго до того, как ее раздавил бульдозер.
Архивное фото Авраама Вальца, убитого в понедельник в результате теракта в Иерусалиме после того, как 4 августа 2014 года его сбил тракторист (фото: Нати Шохат/Flash 90)
Всего несколько недель спустя, 22 июля водитель экскаватора рядом с отелем King David протаранил три автомобиля и автобус, ранив 24 человека.
Террорист, 22-летний Гассан Абу Тейр из Восточного Иерусалима, был убит сотрудником пограничной полиции и прохожим. Мероприятие проходило очень близко к отелю, где тогдашний кандидат в президенты Барак Обама должен был остановиться во время визита на Ближний Восток, и произошло всего за семь часов до того, как Обама приземлился в Израиле.
22 сентября 2008 г. 19-летний член ХАМАСа из района Джабель Мукабер в Восточном Иерусалиме по имени Кассем Муграби въехал на своем BMW в группу солдат, стоявших рядом с площадью Цахаль рядом с Яффскими воротами Старого города. По словам представителя полиции, солдаты застрелили водителя за считанные секунды. Он ранил 19 солдат.
Реклама
Офицеры израильской полиции и сотрудники службы экстренной помощи на месте, где террорист-тракторист врезался в автомобили в Иерусалиме, март 2009 г.. (фото предоставлено Yossi Zamir/Flash90)
5 марта 2009 г., менее чем через два месяца после окончания операции «Литой свинец», строитель въехал на своем тракторе в полицейский автомобиль рядом с торговым центром Malha Mall. Двое полицейских получили легкие ранения, а другие полицейские тут же убили водителя. Полиция опознала водителя как Марей аль-Радейде, строитель в возрасте около 20 лет, который жил со своей семьей в районе Бейт-Ханина в Восточном Иерусалиме.
Четыре года спустя, 17 октября 2013 года, брат ар-Радейде Юнис аль-Радейда протаранил трактором ворота военной базы к северу от Иерусалима. Один солдат получил легкие ранения. Солдаты тут же застрелили Юниса.
Небольшой трактор после попытки нападения на базу ЦАХАЛа 17 октября 2013 г.