Зона свободной торговли и таможенный союз в чем разница: Россельхознадзор — Полезная информация

Россельхознадзор — Полезная информация

Таможенный союз стран Евразийского экономического союза

25.10.2017

Таможенный союз стран Евразийского экономического союза, ТС ЕАЭС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними.

Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Основное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом, таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории.

Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

В Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Участниками Таможенного союза являются члены ЕАЭС: Армения; Киргизия; Казахстан; Россия; Белоруссия.

Одной из целей создания Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза.

    Руководящим органом Таможенного союза ЕАЭС является  Высший Евразийский экономический совет — высший наднациональный орган Евразийского экономического союза (ранее — высший наднациональный орган Таможенного союза и Единого экономического пространства).

В Высший Евразийский экономический совет входят главы государств стран-членов Евразийского экономического союза.

Собирается совет на уровне глав государств не реже одного раза в год. Решения принимаются консенсусом.

Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур.

Распечатать

к списку

Электронная приемная

Ответы на часто задаваемые вопросы

Изменение адреса и телефонов

Управление Россельхознадзора уведомляет о том, что в подразделении Управления по г. Самара сменился адрес и номера телефонов:

В настоящий момент подразделение по г. Самара располагается по адресу:

443008, г. Самара, Томашевский тупик, дом 12.

Телефоны:

Приемная – (846) 342-53-00

Канцелярия – (846) 342-53-04

Отдел государственного ветеринарного надзора – (846) 374-07-78

Отдел государственного земельного надзора – (846) 374-07-79

Отдел государственного фитосанитарного надзора – (846) 374-07-80

Проверочные листы:

Вакансии

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о проведении конкурса на зачисление в кадровый резерв для замещения ведущей и старшей групп должностей Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям
13. 09.22

О переносе конкурса
13.09.22

08.08.2022 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о проведении конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям
08.08.22

22 июня 2022 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о проведении конкурса на зачисление в кадровый резерв для замещения ведущей группы должностей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям
22.06.22

09июня 2022 ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ о проведении конкурса на зачисление в кадровый резерв для замещения старшей группы должностей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям
09.06.22

Таможенный союз (ТС) и Свободная таможенная зона (СТЗ)

Цель создания ТС


Под Таможенным союзом понимаются договорные отношения нескольких государств, связанные с созданием максимально благоприятных условий для обмена товарами между ними благодаря снижению таможенных пошлин и других платежей.


Члены союза создают межгосударственные органы для координации политики в сфере внешней торговли. ТС является более глубокой формой интеграции по сравнению с зонами свободной торговли. В мире существует около десятка таможенных союзов, среди них – ТС ЕАЭС. Изначально в него входили 3 страны:

  • Белоруссия,
  • Казахстан
  • Россия.


В 2015 году завершилось формирование ЕАЭС, а к таможенному союзу присоединились Армения и Киргизия.


Трудовым мигрантам в Россию из государств, участвующих в ТС, не нужны патенты на работу, по трудовым правам они приравниваются к гражданам РФ. Известно о намерениях Сирии, Туниса, Узбекистана и Турции присоединиться к ТС. В статусе наблюдателя уже более 3 лет пребывает Молдавия.


Принцип долевого распределения таможенных пошлин представлен в таблице.




Россия


Беларусь


Казахстан


Армения


Кыргызстан


85,33%


4,55%


7,11%


1,11%


1,9%


ТС призван служить важным инструментом для объединения экономик стран бывшего советского союза. С 2010 года члены ТС ЕАЭС действуют на основе единого для всех стран Таможенного кодекса. Статьей 49 предусмотрены следующие таможенные льготы:

  • на уплату ввозной и вывозной пошлины;
  • на уплату налогов;
  • освобождение от уплаты таможенного сбора.


Льготы кроме таможенных пошлин на ввоз устанавливаются в законодательствах стран – членов ТС.


Участие в нем позволяет:

  • упрощать бюрократические процедуры, связанные с ввозом и вывозом продукции;
  • повышать качество продукции вследствие конкуренции внутри союза;
  • увеличивать товарооборот между государствами-участницами;
  • беспрепятственно обмениваться трудовыми ресурсами;
  • отменять таможенные платежи;
  • унифицировать стандарты, применяемые в сфере оценки товаров.


Для государств, входящих в состав Таможенного союза ЕАЭС, подведены итого наращивания внешнеторгового оборота в 2020 году. Процент его прироста отражен в таблице.




Россия


Беларусь


Казахстан


Армения


Кыргызстан


22,4%


23,7%


21,7%


32%


24,7%


Страны ЕАЭС приняли активное участие в создании зоны свободной торговли с Ираном, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, но льготы и преференции во внешней торговле с этими странами значительно меньше, чем внутри ТС.

Что такое свободная таможенная зона (СТЗ)?


Под свободной таможенной зоной понимается зона с льготным экономическим статусом, в которой товары ввозятся и используются в пределах особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) в условиях отсутствия таможенных платежей. Пользоваться режимом свободной таможенной зоны могут только резиденты ОЭЗ. Они осуществляют деятельность в благоприятных условиях, а государство получает дополнительно:

  • приток инвестиций;
  • толчок к развитию промышленности и торговли;
  • рабочие места.


Создание СТЗ таможенного союза – следующий шаг к дальнейшей интеграции стран-участниц. Им больше не нужны двусторонние торговые соглашения, а часть функций по управлению внешней торговлей переходит к наднациональным структурам.


Первыми из бывших советских республик к решению о создании свободной таможенной зоны на базе таможенного союза пришли Беларусь и Россия. Документально он оформился к 2001 году.


После того, как к 2010 году оформился ТС между тремя странами – инициаторами объединения в льготную экономическую зону, было достигнуто Соглашение, оговаривающее условия создания на его территории:

  • особых экономических зон;
  • процедуры СТЗ.


Фактически о таможенных свободных зонах можно говорить, как о наборе процедур, связанных с использованием странами-участницами ТС ввозимой и используемой продукции внутри территорий ОЭЗ без необходимости:

  • оплачивать таможенные пошлины,
  • налоги,
  • использовать комплекс мер по нетарифному урегулированию.


Например, импортные товары, поступавшие в Калининградскую область, попадали под процедуру СТЗ и освобождались от НДС и импортных пошлин.


Иногда наряду с понятием «свободной таможенной зоны» используют термин «свободный склад». Он имеет более конкретное наполнение и его обычно применяют в тех случаях, когда речь идет о зоне узко специального профиля, например в сфере автопрома.

Классификация СТЗ


Соглашение об особых экономических зонах разрешает создавать на землях ТС разнотипные зоны, на которых отменяется таможенная пошлина, и льготы по налогам на экспорт-импорт предоставляются резидентам ОЭЗ.


При заполнении таможенной декларации проставляется код «78», который указывает на применение процедур СТЗ. При ввозе продукции указывается код «ИМ78», а при вывозе – «ЭК78».


Классификация таможенных проводится по месту их функционирования. Их свободный режим может распространяться на всю область ОЭЗ, но оформление производится на приграничных землях. По месту оформления СТЗ подразделяются на 2 типа:

  • логистическая зона,
  • портовая.


Территория свободной таможенной зоны, расположенная вблизи пограничного пункта пропуска на железной дороге или автодороге, разделяющей государства ТС, называется логистической.


Портовой называется зона внутри территорий международных морских, авиационных и речных портов. Порядок ее работы определяет законодательство страны-участника ТС, на территории которого она базируется.


Возможна некоторая терминологическая путаница, так как портовой может быть и особая (свободная) экономическая зона, и пограничный пункт, а логистических экономических зон не существует, но сегодня такая подмена понятий встречается повсюду, поэтому лучше сразу уточнять, идет ли речь о портовой ОЭЗ или о портовой таможенной зоне, в которой происходит оформление документов.


Чтобы расставить все по своим местам, достаточно обратиться к последовательности событий и логике создания:

  • Таможенных союзов;
  • Свободных (Особых) экономических зон;
  • Свободных таможенных зон;
  • зон оформления свободных таможенных процедур.

Взаимосвязь понятий Таможенного союза

и Свободной таможенной зоны


Члены ТС устраняют тарифные квоты, устанавливают единые стандарты в сфере внешнеторговых операций по отношению к третьим государствам, формируют единообразные тарифы. Фактически несколько таможенных зон объединяются и становятся общей территорией. Внутренние таможни упраздняются, а их полномочия передаются единым таможенным службам. В качестве примера ТС можно привести страны ЕС.


Организация Свободных таможенных зон способствует перенаправлению товарных потоков и создает более благоприятные условия для переориентации участников ТС, направленной на увеличение торговли внутри него. Это, в свою очередь, меняет производственную и потребительскую сферу.


Создание свободных зон (СТЗ) внутри таможенных союзов, базируется на соблюдении основного принципа: отсутствие таможенных сборов и пошлин для всех участников на равных условиях. Для СТЗ характерна более глубокая экономическая заинтересованность и интеграция экономик стран-участниц.


В результате все задействованные в СТЗ государства выигрывают в увеличении доходов от инвестиций, расширении товарооборота и производственных мощностей, появлении новых вакансий и развитии социальной сферы.

ССТ и таможенные союзы: для понимания Brexit

В последнее время мы все чаще встречаемся с термином «таможенный союз» по отношению к Brexit, который относится к решению Соединенного Королевства (Великобритании) покинуть Европейский Союз (ЕВРОСОЮЗ). В этой колонке объясняется, что такое таможенный союз, с упором на его отличия от соглашения о свободной торговле (ЗСТ). Следует отметить, что эта колонка будет касаться исключительно тарифов на товары.

(1) MFN
Существует несколько вариантов настройки тарифа. Самой базовой моделью является тариф наибольшего благоприятствования (НБН), который устанавливает одинаковый тариф на импорт из всех стран. Принцип наибольшего благоприятствования является одним из основных принципов Всемирной торговой организации (ВТО), и он требует, чтобы, когда страна-член ВТО устанавливает свой тариф, она не устанавливала дискриминационные тарифы на один и тот же товар среди стран-членов, такие как введение 3%-го тарифа для страны A и 10% для страны B.

(2) ССТ и таможенные союзы
Таможенные союзы и ССТ называются региональными торговыми соглашениями, оба из которых основаны на статье 24 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и оба эффективно устраняют ограничения на всю торговлю, включая тарифы между страны-участницы. И таможенные союзы, и ЗСТ нарушают РНБ, основной принцип ВТО, и, таким образом, в прошлом имели место многочисленные дискуссии, выражающие антирегиональные торговые соглашения [1, 2].

Таможенные союзы и соглашения о свободной торговле могут показаться похожими. Разница между ними заключается в том, что в таможенном союзе страны-участницы устанавливают общий таможенный тариф (единый внешний тариф, применяемый всеми членами) в отношении третьих стран, а в ЗСТ — нет. Это приводит к другим различиям: (i) в рамках таможенного союза страны-участницы должны участвовать в торговых переговорах как единое целое (как правило, ЕС), в то время как в ЗСТ члены могут вести переговоры индивидуально; (ii) в таможенном союзе разрешено свободное перемещение товаров между странами-членами, хотя в ЗСТ это не так; и (iii) в рамках таможенного союза наличие таможни между странами-членами не требуется, однако в ЗСТ она необходима, и ее функция может быть даже усилена.

На рис. 1 представлена ​​упрощенная схема таможенного союза. Страна А и страна Б образовали таможенный союз. В этом случае и страна А, и страна Б взаимно отменили тарифы и установили единый внешний тариф в отношении третьих стран (в данном случае 10%). Если, например, рассматриваемым товаром является готовое транспортное средство, тариф в размере 10% будет применяться в момент ввоза транспортного средства в страну А, и тариф не будет взиматься при транспортировке этого транспортного средства из страны А в страну Б. Таким образом, стране Б нет необходимости вводить тарифы на товары, перевозимые из страны А, поскольку тарифы уже были введены, когда товары были ввезены в страну А. Следовательно, между странами А и В не требуется никакой таможни для взимания таможенных пошлин. , и становится возможным свободное перемещение товаров между двумя странами. Если нескольким странам, входящим в Таможенный союз, будет разрешено участвовать в торговых переговорах по отдельности, это разрушит принцип установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран. Таким образом, в полном таможенном союзе, таком как ЕС, агентом на переговорах становится Европейская комиссия, а не отдельные страны.

Рисунок 1: В случае таможенных союзов

На рисунке 2 представлена ​​упрощенная схема ЗСТ. В ЗСТ обе страны A и B не взимают тарифы друг с другом, однако, в отличие от таможенного союза, страна A вводит 5% тариф для третьих стран, а страна B вводит 15%, и нет единого таможенного тарифа. В этом случае, если продукт, импортированный в страну А по 5%-ному тарифу, транспортируется в графство Б, этот продукт будет облагаться 5%-м тарифом, а не 15%-м тарифом страны Б, что приведет к поступлению товаров через Страна А по тарифу 5%. Чтобы избежать такого обхода, ССТ обычно устанавливает правила происхождения, чтобы доказать, что товары действительно происходят из страны А9.0003
Рисунок 2: В случае ССТ

Другими словами, в стране B не все товары, импортируемые из страны A, беспошлины, а только те, которые соответствуют положениям правил происхождения. Существует множество вариаций правил происхождения. Например, в стране B только товары с добавленной стоимостью более 40% в стране A (или стране A + стране B) подпадают под действие ЗСТ. Часто, когда обсуждаются последствия либерализации торговли через соглашения о свободной торговле, объяснения в основном касаются объемов торговли двух стран. Однако это неправильный подход. В действительности, выгоду от ЗСТ получают только те товары, которые изначально облагались тарифами, удовлетворяют правилам происхождения и, таким образом, становятся беспошлинными в результате ЗСТ (существуют исключительные случаи, когда тарифы все еще налагается, но по более низкой ставке).

Затраты, связанные с правилами происхождения, намного выше, чем может себе представить широкая публика. Бизнес-оператор должен проверить и убедиться, что его / ее продукция соответствует правилам происхождения, и если они не соответствуют, должно быть принято решение о принятии таких мер, как переключение поставщика сырья из других стран в свою страну. , либо отказаться от использования ЗСТ в целом. Даже если продукты соответствуют правилам происхождения, должны быть выполнены различные процедуры, включая получение сертификата происхождения и сохранение его/ее книг. Рабочая нагрузка, связанная с таможней, также увеличивается со стороны правительства. Согласно более старому исследованию, затраты, связанные с соблюдением правил происхождения в НАФТА, оцениваются в 6% от цены продукта [3]. В соответствии с соглашением о свободной торговле освобождение от уплаты налогов является необязательным, но в рамках режима наибольшего благоприятствования (если оно является беспошлинным) или таможенных союзов такой возможности нет, и освобождение от уплаты налогов применяется автоматически.

Если Великобритания решит просто выйти из таможенного союза ЕС, тарифы между Великобританией и странами-членами ЕС будут восстановлены. Например, в отношении транспортных средств, если готовый автомобиль экспортируется из Великобритании в страну-член ЕС, будет применяться 10-процентный тариф, и, наоборот, если готовый автомобиль из страны-члена ЕС экспортируется в Великобританию, взимается 10-процентный тариф. % тариф будет введен, если Великобритания не изменит свои тарифы. Выходя из ЕС, Великобритания сможет изменить свой тариф по сравнению с тарифом ЕС. Великобритания, однако, вероятно, будет связана тарифными ставками, которые были включены в обязательства ЕС перед ВТО (именуемые ставками концессионного налога), и в этом случае Великобритания сможет легко снизить тариф. но с трудом поднимет.

Для того чтобы Великобритания могла продолжать беспошлинный экспорт со странами-членами ЕС, ей необходимо будет заключить соглашение о свободной торговле, и обычно понимается, что в таких случаях товары, которые будут экспортироваться из Великобритании, должны удовлетворять правилам источник. Однако Белая книга, опубликованная британским правительством, основана на другой концепции. Вместо установления правил происхождения предлагается заключить с ЕС «Упрощенное таможенное соглашение»; для товаров, ввозимых в Великобританию из-за пределов ЕС, будет применяться либо тариф ЕС, либо тариф Великобритании в зависимости от конечного пункта назначения (если не решено, более высокий из двух), тем самым избегая проблемы обхода и обеспечивая свободный поток товаров между ЕС и Великобританией. В случае большинства ССТ тарифы устанавливаются между контрагентами, а затем обсуждаются правила происхождения, которые должны быть установлены для компенсации отмены таких тарифов. Однако в случае Brexit все обстоит иначе. Сначала был свободный поток товаров, теперь контрагенты предлагают ввести некоторые ограничения на этот поток. И, таким образом, понятно, что Великобритания предлагает схему, идущую вразрез с общепринятым мнением, тем не менее, для ЕС это, вероятно, неудобное предложение, поскольку сложность схемы ставит под сомнение ее осуществимость.

Зона свободной торговли, единый рынок, таможенный союз — в чем разница?

  • Опубликовано

Источник изображений, Getty Images

от Jonty Bloom

Бизнес -корреспондент BBC News

Два ведущие министры сказали, что не останется UKS News

Два ведущих министсах, что UKS не останется в UK News

. единого рынка или таможенного союза в течение переходного периода, запланированного сразу после выхода из Европейского Союза.

Сейчас правительство Великобритании намерено изложить свои цели в отношении новых таможенных механизмов.

Но в чем разница между зоной свободной торговли, единым рынком и таможенным союзом?

Вы можете быть на Едином рынке ЕС, но не ЕС, так делают Норвегия, Исландия и Лихтенштейн.

Единый рынок Европейского Союза, пожалуй, самый амбициозный вид торгового сотрудничества. Это потому, что помимо отмены тарифов, квот или налогов на торговлю, это также включает в себя свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей.

Вот почему не было ограничений на количество французов, которые могут приехать в Великобританию, или количество британцев, которые могут жить в Испании, но есть ограничения, например, на турок или украинцев.

Также единый рынок стремится устранить так называемые «нетарифные барьеры» — отменяются разные правила упаковки, безопасности и стандарты и многое другое, и действуют одни и те же правила и нормы на всей территории.

Финансовые услуги

Существуют общеевропейские правила, охватывающие целый ряд отраслей и продуктов во всем: от стандартов на пищевые продукты и использования химикатов до рабочего времени, здоровья и безопасности. Это попытка создать равные условия и единый рынок; этого не происходит в зоне свободной торговли.

Image caption,

Таможенный союз означает, что граница между Ирландией и Северной Ирландией останется открытой и ее будет легко пересечь век спустя. ЕС много раз обещал его ввести, но несколько стран затянули, и это гораздо сложнее, чем создание единого рынка, скажем, автомобилей или компьютеров. Несмотря на это, лондонский Сити доминирует в сфере финансовых услуг в ЕС не в последнюю очередь потому, что он может вести бизнес в каждой стране-члене.

Таким образом, ЕС — это не просто зона свободной торговли, это единый рынок.

Но чтобы оставаться на едином рынке, страны должны разрешить свободное движение товаров, услуг, капитала и людей. Последнее означает, что иммиграцию трудно, если не невозможно контролировать, хотя Великобритания может получить специальную сделку, позволяющую установить некоторые ограничения.

Членство в едином рынке также обычно включает в себя ежегодные платежи в бюджет ЕС и признание юрисдикции Европейского суда, что для многих сторонников Brexit пересекает довольно много красных линий.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Турция является частью таможенного союза с ЕС, но не на едином рынке. Сделка не распространяется на продукты питания или сельское хозяйство, услуги или государственные закупки.

ЕС — это не только единый рынок, это еще и таможенный союз. Страны объединяются и соглашаются применять одинаковые тарифы к товарам из-за пределов союза.

После того, как товары прошли таможенную очистку в одной стране, они могут быть отправлены в другие страны Союза без дополнительных тарифов.

Если бы Великобритания вышла из Таможенного союза, но осталась бы на Едином рынке, нашим экспортерам пришлось бы бороться с так называемыми «правилами происхождения».

Эти правила призваны продемонстрировать, что товары, которые легально произведены в Великобритании и не содержат больше максимально разрешенного количества деталей и компонентов из других стран, имеют право на беспошлинный ввоз в ЕС.

Рыбный фактор

Это может быть сложно для многих компаний, которые импортируют компоненты со всего мира, чтобы использовать их в готовой продукции, произведенной в Великобритании.

Источник изображения, Christopher Furlong

Image caption,

Некоторые отрасли, такие как рыболовство, могут быть исключены из зоны свободной торговли в зависимости от переговоров

Также услуги составляют огромную часть британской экономики, 78%, и не полностью охвачены таможенным союзом, потому что они, как правило, сталкиваются с «нетарифными» барьерами.

Тем не менее, Великобритания может отказаться от единого рынка, но остаться в таможенном союзе, но это не означает, что она не может заключать соглашения о свободной торговле с другими странами, ЕС делает это.

Это может также означать выплату денег ЕС и принятие решений Европейского суда, когда они касаются торговли, и маловероятно, что они охватывают сельскохозяйственную продукцию или рыбу, поскольку Великобритания не будет участвовать в Общей сельскохозяйственной политике или Общей политике рыболовства.

Таможенный союз, однако, имеет одно большое преимущество: граница между Ирландией и Северной Ирландией останется открытой и ее будет легко пересечь.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Если мы покинем и единый рынок, и таможенный союз, мы сможем договориться о свободной торговле с ЕС. Зона свободной торговли — это зона, в которой нет тарифов, налогов или квот на товары и/или услуги из одной страны, ввозимые в другую.

Переговоры об их установлении могут длиться годами, и обычно бывают исключения.

Таким образом, сельское хозяйство и рыболовство могут быть освобождены от налога, некоторые отрасли могут быть защищены, а некоторые товары могут не распространяться.