Земли сельскохозяйственных угодий: ЗК РФ Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий \ КонсультантПлюс

Содержание

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ульяновской области







































































Прокурор разъясняет












  • 24 апреля 2020, 09:12

Собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, относящегося к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (сенокос), планирует заниматься крестьянским хозяйством и возвести жилой дом на участке. Можно ли изменить вид разрешенного использования участка «для сельскохозяйственных целей» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»?

 

Текст

 

Поделиться

Изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В п. 1 ст. 7 ЗК РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Действующим законодательством не предусмотрены основания для изменения вида разрешенного использования данного земельного участка по заявлению собственника участка.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12. 02.2009 по делу № А13-3769/2008, от 27.07.2009 по делу № А13-1243/2008).

Аналогичное разъяснение было дано Минэкономразвития РФ в письме от 08.07.2008 N Д08-1995.

Земельное законодательство

Собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, относящегося к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям (сенокос), планирует заниматься крестьянским хозяйством и возвести жилой дом на участке. Можно ли изменить вид разрешенного использования участка «для сельскохозяйственных целей» на вид «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства»?

Изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий. В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях их использования в сельскохозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В п. 1 ст. 7 ЗК РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.

В силу ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий.

Действующим законодательством не предусмотрены основания для изменения вида разрешенного использования данного земельного участка по заявлению собственника участка.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2009 по делу № А13-3769/2008, от 27.07.2009 по делу № А13-1243/2008).

Аналогичное разъяснение было дано Минэкономразвития РФ в письме от 08.07.2008 N Д08-1995.

Земельное законодательство

Часть I. КАЧЕСТВО ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

 

Часть I. КАЧЕСТВО 
ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ  И 
СОСТОЯНИЕ  ПРИРОДНЫХ  РЕСУРСОВ

Раздел 4. ПОЧВЫ 
И  ЗЕМЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ

4.2. Распределение земельного фонда по угодьям

 

Распределение
земельного фонда площадью 9572,5 тыс. га по угодьям представлено на рис.
4.5.

 

 

 

Рис 4.5. Распределение земельного фонда области по
угодьям, тыс. га

Сельскохозяйственные
угодья.
Площадь
сельскохозяйственных угодий в области по состоянию на 01.01.2007 составила
2652,2 тыс. га, из них пашни 1556,3 тыс. га (58,7 %),
залежи – 0,1 тыс. га, многолетних насаждений –
26,9 тыс. га (1,0 %), сенокосов – 476,5 тыс. га
(18,0 %), пастбищ – 592,4 тыс. га (22,3 %).

Распределение сельскохозяйственных угодий представлено
на рис. 4.6.

 

Рис. 4.6. Распределение сельскохозяйственных угодий,
тыс. га

Земли под
водными объектами, включая болота.
Площадь
земель под водой и болотами уменьшилась по сравнению с прошедшим годом на
0,3 тыс.  га и на 01.01.2007 составила 183,0 тыс. га, или
1,9 % всего земельного фонда Кемеровской области, в том числе под водой
(реками, озерами, прудами, водохранилищами) находится 91,9 тыс. га,
под болотами – 91,1 тыс. га.

Земли
застройки.
Общая площадь земель
застройки на начало 2007 года составила 100,6 тыс. га
(1,1 % от общей площади области). В нее включены территории под
зданиями и сооружениями, а также земельные участки, необходимые для их
эксплуатации и обслуживания. В категории земель поселений сосредоточено
78,6 тыс. га (78,1 %) этих земель. По сравнению с прошлым годом
площадь под застройкой увеличилась на 0,4 тыс. га за счет принятия к
учету новых материалов вычисления площадей Топкинского
и Яшкинского районов и за счет предоставления земель
под застройку из других угодий.

Земли под
дорогами.
На
землях поселений дорогами, улицами, проездами занято 34,1 тыс. га, из
них в городских поселениях – 17,9 тыс. га, в сельских –
16,2 тыс.  га.

Лесные земли
и земли под древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в
лесной фонд.
Земли под лесами и
древесно-кустарниковой растительностью, не входящие в лесной фонд, занимали в
2006 году 6233,2 тыс. га. Из них земли под лесами составили
6072,0 тыс. га, их площадь по сравнению с прошлым годом увеличилась
на 15,2 тыс. га. Основное увеличение лесных земель произошло в
категории «земли лесного фонда».

На изменение площадей, занятых лесом и
древесно-кустарниковой растительностью, основное влияние оказало утверждение
материалов лесоустройства, возвращение рекультивированных
земель, уточнение земель фонда перераспределения.

Нарушенные
земли и их рекультивация.
В 2006
году в Кемеровской области число предприятий, нарушивших почвенный покров, было
446, из них ведущее место занимали предприятия угольной промышленности –
168, сельского хозяйства – 103, предприятий промышленно-строительных
материалов – 41.

Площади нарушенных и рекультивированных
земель за период с 1990-го по 2006 год приведены на рис. 4.7.

Рис. 4.7. Площади нарушенных и рекультивированных
земель, га

Прочие земли. На 01.01.2007 в целом по Кемеровской области прочими
землями (свалки, пески, овраги и другие аналогичные земли) занято
167,6 тыс. га, или 1,8 % от общей площади земель.

 

Устойчивое сельское хозяйство — Сельскохозяйственные земли

Сельскохозяйственные угодья определяются как земельные площади, которые являются пахотными, занятыми многолетними культурами или постоянными пастбищами. Пахотные земли включают земли под однолетними культурами, такими как зерновые, временные луга для покоса или пастбища, земли под товарными или огородными огородами и земли под временным паром. Земли, заброшенные в результате сменной обработки, исключаются. Земля под многолетними культурами обрабатывается культурами, которые занимают землю в течение длительного времени и не нуждаются в повторной посадке после каждого урожая, например, фруктовыми садами и виноградниками. В эту категорию не входят земли под деревьями, выращиваемыми для получения древесины или древесины. Постоянное пастбище – это земля, используемая в течение пяти и более лет для кормовых целей, включая естественные и культурные культуры. Дополнительные агроэкологические показатели включают органические сельскохозяйственные угодья и трансгенные пахотные земли. Этот показатель представлен как в целом, так и по видам сельскохозяйственных угодий и измеряется в гектарах и в процентах.

Последняя публикация

Публикация Обзоров сельскохозяйственной и продовольственной политики ОЭСР (2021 г.)

Индикаторы

  • Баланс питательных веществ
  • Земли сельскохозяйственного назначения

Показать:

  • Диаграмма
  • карта
  • Стол
  • полноэкранный режим
  • доля
  • скачать

    • Только выбранные данные (. csv)
    • Полные данные индикатора (.csv)
  • Моя доска объявлений

    • Добавить это представление
    • Перейти к пинборду

Определение

Земли сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственная земля определяется как площадь земли, которая является либо пахотной, либо занятой многолетними культурами, либо постоянными пастбищами. Пахотные земли включают земли под однолетними культурами, такими как зерновые, временные луга для покоса или пастбища, земли под товарными или огородными огородами и земли под временным паром. Земли, заброшенные в результате сменной обработки, исключаются. Земля под многолетними культурами обрабатывается культурами, которые занимают землю в течение длительного времени и не нуждаются в повторной посадке после каждого урожая, например, фруктовыми садами и виноградниками. В эту категорию не входят земли под деревьями, выращиваемыми для получения древесины или древесины. Постоянное пастбище – это земля, используемая в течение пяти и более лет для кормовых целей, включая естественные и культурные культуры. Дополнительные агроэкологические показатели включают органические сельскохозяйственные угодья и трансгенные пахотные земли. Этот показатель представлен как в целом, так и по видам сельскохозяйственных угодий и измеряется в гектарах и в процентах.

Ссылка

Укажите этот показатель следующим образом:

ОЭСР (2023), Сельскохозяйственные земли (индикатор). doi: 10.1787/9d1ffd68-en

Исходная база данных

Экологические показатели сельского хозяйства – индикаторыБаза данных ОЭСР Сельскохозяйственная статистика

Дополнительные показатели, относящиеся к устойчивому сельскому хозяйству

РастениеводствоПоказатель

Потребление мясаПоказатель

Поддержка сельского хозяйстваПоказатель

Другие публикации, связанные с устойчивым сельским хозяйством

OECD Сборник агро-окружающих индикаторов. Публикация (2013)

Мониторинг и оценка сельскохозяйственной политики (2022)

OECD-FAO сельскохозяйственная мощность (2022).

Земельные сервитуты | Служба охраны природных ресурсов

Льготы

Компонент сельскохозяйственных земельных сервитутов Программы сохранения сельскохозяйственных земель защищает долгосрочную жизнеспособность национального продовольственного снабжения, предотвращая перевод продуктивных рабочих земель в несельскохозяйственное использование. Земли, защищенные сервитутами сельскохозяйственных угодий, обеспечивают дополнительные общественные блага, включая качество окружающей среды, сохранение исторического наследия, среду обитания диких животных и защиту открытого пространства. Кроме того, сервитуты сельскохозяйственных земель используют местные партнерские отношения для обеспечения финансирования NRCS, а местные партнеры несут ответственность за долгосрочное управление сервитутом.

Кто имеет право?

  • Правомочными партнерами являются племена американских индейцев, государственные и местные органы власти, а также неправительственные организации, у которых есть программы защиты сельскохозяйственных угодий, пастбищ или пастбищ.
  • Правомочными землевладельцами являются владельцы частной земли, в том числе земли, принадлежащей племенам и их членам.
  • Все землевладельцы, в том числе обязательные члены юридических лиц-землевладельцев, должны соответствовать ограничениям скорректированного валового дохода (AGI) и положениям HEL/WC Закона о продовольственной безопасности от 19 года.85.

Какая земля подходит?

Земля, имеющая право на сельскохозяйственные сервитуты, включает частные земли или земли племен, которые являются сельскохозяйственными землями, пахотными землями, пастбищными угодьями, пастбищами, пастбищами и непромышленными частными лесными угодьями. NRCS будет отдавать приоритет приложениям, которые защищают сельскохозяйственное использование и связанные с ним природоохранные ценности земли, а также те, которые максимально защищают смежные акры, предназначенные для сельскохозяйственного использования, включая земли на ферме или ранчо.

Приемлемые типы земель также должны соответствовать одному из четырех следующих критериев приемлемости земли:

  • Участки зарегистрированы для защиты первоклассной, уникальной или другой продуктивной почвы.
  • Участки зарегистрированы для обеспечения защиты пастбищ и связанных с ними природоохранных ценностей.
  • Посылки, содержащие исторические или археологические ресурсы.
  • Земля, которая продвигает государственную или местную политику, соответствующую целям ACEP-ALE.

Как это работает?

NRCS предоставляет финансовую помощь правомочным партнерам для приобретения сервитутов сельскохозяйственных земель, которые защищают сельскохозяйственное использование и природоохранную ценность соответствующих земель.

Работающим фермерским хозяйствам программа помогает фермерам и владельцам ранчо использовать свои земли в сельском хозяйстве. В рамках компонента сервитута сельскохозяйственных земель NRCS может внести до 50 процентов справедливой рыночной стоимости сервитута сельскохозяйственных земель.

Программа также защищает использование пастбищ и связанных с ними природоохранных ценностей путем сохранения пастбищ, включая пастбища, пастбища и кустарники. В тех случаях, когда NRCS определяет, что пастбища, имеющие особое экологическое значение, будут защищены, NRCS может вносить до 75 процентов справедливой рыночной стоимости сервитута сельскохозяйственных земель.

Сельскохозяйственные земли Сервитуты являются постоянными или на максимальный срок, разрешенный законом.

Как мне найти подходящего партнера для владения моим сельскохозяйственным земельным сервитутом?

Посетите следующие веб-сайты, чтобы узнать, как найти подходящего партнера для проведения природоохранных сервитутов.

  • Справочник по охране сельскохозяйственных угодий    
  • Земельный трастовый альянс

С чего начать?

Землевладельцы  — Чтобы узнать больше об ALE, обратитесь в местное отделение NRCS. Специалист по охране окружающей среды NRCS посетит вас и оценит вашу землю, чтобы помочь вам определить право на участие в различных компонентах ACEP.