Вклад областей в ввп украины: У ВВП України найбільшу частку займає Київ — 23,4%

ВВП Украины [2023] ᐈ ВВП на душу населения в Украине

последнее обновление: 12.04.2023

Валовой внутренний продукт (сокр. ВВП, англ. Gross Domestic Product, GDP) — макроэкономический показатель,
отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления,
вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Валовой внутренний продукт Украины в 2022 г. (млн. грн.)
2022Номи­нальный ВВП
(в фактических ценах)
Реальный ВВП
(в ценах 2021 года)
Разница
(реальный – номи­нальный)
I кв.1089691943168-146523-13. 4%
II кв.1026916779070-247846-24.1%
III кв.14491961077821-371375-25.6%
IV кв.16252251065721-559504-34.4%
за год51910283865780-1325248-25.5%

Различают номинальный и реальный ВВП.
Номинальный, или абсолютный ВВП выражается в текущих (фактических) ценах данного года.
Реальный ВВП (с поправкой на инфляцию) выражается в ценах предыдущего (или любого другого базового) года.
В реальном ВВП, таким образом, учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен.
ВВП страны при необходимости может быть справочно пересчитан в иностранную валюту (чаще всего в доллары США).

  • См. также: http://www.ukrstat.gov.ua
Валовой внутренний продукт Украины с 2012 по 2022 гг. (млн. грн.)
Номи­нальный ВВП
(в фактических ценах)
Реальный ВВП
(в ценах предыдущего года)
Разница
(реальный – номи­нальный)
201214088891304064-104825-7.4%
201314549311410609-44322-3. 0%
201415667281365123-201605-12.9%
201519794581430290-549168-27.7%
201623831822034430-348752-14.6%
201729829202445587-537333-18.0%
201835587063083409-475297-13.4%
201939745643675728-298836-7. 5%
202041941023818456-375646-9.0%
202154595744363582-1095992-20.1%
202251910283865780-1325248-25.5%

Номи­нальный ВВП Украины с 2002 по 2022 гг.
(значения ВВП в долларах — по данным Всемирного банка и МВФ, см. http://www.worldbank.org, http://www.imf.org)
млн. грн.млн. долл. США
2002225810

42393

20032673444153418. 4%50133774018.3%
20043451137776929.1%648831475029.4%
20054414529633927.9%861422125932.8%
200654415310270123.3%1077532161125.1%
200772073117657832. 5%1427193496632.5%
200894805622732531.5%1799923727326.1%
2009913345-34711-3.7%117228-62765-34.9%
2010108256916922418.5%1364191919216.4%
2011131660023403121. 6%1631602674019.6%
20121408889922897.0%175781126227.7%
20131454931460423.3%18331075294.3%
201415667281117977.7%131805-51505-28.1%
2015197945841273026. 3%90615-41190-31.3%
2016238318240372420.4%9327026552.9%
2017298292059973825.2%1121541888420.2%
2018355870657578619.3%1308321867816.7%
2019397456441585811. 7%1537812294917.5%
202041941022195385.5%15558218011.2%
20215459574126547230.2%2000904450828.6%
20225191028-268546-4.9%

Номи­нальный ВВП Украины с 2002 по 2022 гг. в расчете на душу населения:

грн. долл. СШАНаселение
(тыс.)
20024681,9

879,0

48230
20035592,9911.019.5%1048,8169.819.3%47801
20047273,51680.630.0%1367,5318.730.4%47448
20059374,32100. 928.9%1829,2461.833.8%47091
200611634,32260.024.1%2303,8474.625.9%46771
200715499,13864.833.2%3069,1765.333.2%46501
200820502,85003.632.3%3892,5823. 426.8%46240
200919836,3-666.4-3.3%2546,0-1346.5-34.6%46044
201023603,63767.319.0%2974,4428.416.8%45865
201128813,95210.222.1%3570,8596.420.0%45693
201230912,52098. 67.3%3856,8286.18.0%45577
201331988,71076.23.5%4030,3173.54.5%45483
201435834,03845.312.0%3014,6-1015.7-25.2%43722
201546210,210376.129.0%2115,4-899. 2-29.8%42836
201655853,59643.320.9%2185,970.53.3%42668
201770224,314370.825.7%2640,3454.420.8%42477
201884192,013967.719.9%3095,2454.917.2%42269
201994589,810397. 812.4%3659,8564.618.2%42019
2020100432,55842.66.2%3725,665.81.8%41760
2021131907,231474.831.3%4834,31108.729.8%41389
2022126152,3-5754.9-4.4%41149

Для расчета ВВП используются 3 метода:

  • производственный метод (по добавленной стоимости)
  • доходный метод (по распределению)
  • расходный метод (по конечному использованию)

По-хорошему, результаты при расчете различными методами должны как-то совпадать:)

Структура ВВП Украины по конечному использованию с 2005 по 2022 гг. (млн. грн.)
Номи­нальный ВВП
за год
потре­битель­ские
расходы
валовое
нако­пление
экспорт
товаров и услуг
импорт
товаров и услуг
% ВВП% ВВП% ВВП% ВВП
200544145233787976.59987622.622725251.5-223555-50.6
200654415342406077. 913474024.825370746.6-269200-49.5
200772073155858177.520331828.232320544.8-364373-50.6
200894805675890280.026488327.944485946.9-520588-54.9
200991334577282684. 615581517.142356446.4-438860-48.0
2010108256991423084.519991818.554936550.7-580944-53.7
20111316600110520183.928247421.570795353.8-779028-59.2
20121408889126960190. 125733518.371734750.9-835394-59.3
20131454931135022092.822847415.768189946.9-805662-55.4
20141566728140977290.022096814.177012149.2-834133-53.2
20151979458171563686. 730329715.3104454152.8-1084016-54.8
20162383182201885484.751283021.5117462549.3-1323127-55.5
20172982920255252585.661891420.7143023047.9-1618749-54.3
20183558706319675689. 866795318.8160889045.2-1914893-53.8
20193974564378513395.250061412.6163641641.2-1947599-49.0
20204194102392320393.53150267.5163739939.0-1681526-40.1
20215459574476656887. 375436913.8222470440.7-2286067-41.9
202251910285408161104.265462912.6184056335.5-2712325-52.3

Анализируя структуру ВВП Украины по конечному использованию, можно также увидеть динамику соотношения экспорта и импорта Украины за последние годы.

В разделе Индексы на Minfin.com.ua вы можете отслеживать актуальные коммунальные тарифы: на газ, электричество, водоснабжение. Также тут вы можете найти экономические показатели как индекс инфляции, ВВП Украины, среднюю заработную плату и много других показателей.

На финансовом портале Minfin.com.ua можно удобно выбрать кредит онлайн по необходимым для вас параметрам. Вы легко найдете беспроцентные кредиты под 0%, кредиты без справок и многое другое. Сравнить ставки на микрокредиты в разных МФО Украины можно в разделе Индексов на Minfin.com.ua.

  • См. также:
    • Валовой внутренний продукт Украины
    • Экспорт и импорт Украины
    • Государственный долг Украины
    • Валовой внешний долг Украины

Как устроена экономика Донбасса — Российская газета

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

В мире

22.02.2022 00:01

Поделиться

Сергей Тихонов

Их всех образовавшихся в результате распада СССР государств Украина получила самое богатое наследство. Это сильное сельское хозяйство, мощный энергетический комплекс, развитая металлургия, транспортная сеть и промышленность, а также хорошая база для развития туризма.

РИА Новости

В 2013 году Донецкая и Луганская область, вместе называемые Донбасс, производили почти 16% ВВП Украины, уступая только Киеву. Доля Донбасса в объеме реализованной промышленной продукции была 27,3%, больше чем в любом другом регионе страны, как и в экспорте товаров и услуг из Украины — 23,3%.

В Донбассе добывается коксующийся уголь, используемый в металлургии, энергетический уголь, используемый для генерации электричества, а также самый дорогой сорт угля — антрацит. Его сейчас часто используют для нужд химической промышленности. Всего в Донбассе добывается сейчас около 23-24 млн тонн угля в год. Из них на неподконтрольных Киеву территориях — около 18 млн тонн. При этом производство угля в целом сократилось почти в три раза. То есть сохраняется огромный потенциал роста, который, например, не был использован в 2021 году, в период энергетического кризиса в Европе.

Также на территории Донбасса находятся около 80 металлургических предприятий (многие сейчас не работают), несколько крупных машиностроительных производств для горнодобывающей промышленности и несколько нефтехимических производств, в том числе «Лисичанский нефтеперерабатывающий завод», сейчас также простаивающий.

Фактически с начала конфликта Украина лишилась, согласно статистике, не меньше 10% своего ВВП и пятой части доходов от экспорта. В действительности потери больше. Например, с 2018 года Киеву пришлось импортировать уголь для нужд своих электростанций. А ранее, по сообщениям некоторых СМИ, украинские компании через посредников закупали уголь в России, а также в Донецкой и Луганской областях, то есть у тех, кого официальные украинские власти считают мятежниками и сепаратистами. Сейчас уголь закупается даже в США и Колумбии и доставляется в Украину через половину земного шара, отмечает аналитик Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин.

Самый неприятный факт сейчас для Украины в том, что экономики ДНР и ЛНР уже полностью переориентировались на российский рынок, считает Алихашкин. Продукция металлургии Донбасса поступает в основном в Россию, чему поспособствовал указ президента Владимира Путина в ноябре 2021 года об упрощении доступа товаров республик на наш рынок. Яркий пример — Алчевский металлургический комбинат — после перераспределения прав собственности на российского бенефициара переориентировался на рынок России. Аналогичная история постепенно происходит и с другими производствами, уточняет эксперт.

Необходимые ресурсы, что раньше Донбасс получал с Украины, теперь также идут напрямую из России. Бензин и дизель в ДНР и ЛНР с начала конфликта импортируются из нашей страны. По электричеству, примерно с середины 2017 года прекращен переток между Украиной и Донбассом. Все электричество вырабатывается либо местными ТЭС, используя уголь Донбасса, либо получается из России.

С газом ситуация схожая, отмечает Алихашкин. Все топливо идет из России. Причем в ДНР и ЛНР все города газифицированы на 100%, а поселки и деревни — примерно наполовину. При этом, например, в ДНР даже существует «Программа социально-экономического развития ДНР на 2022-2024 годы», где заложена реализация ряда проектов по дальнейшей газификации.

Поделиться

УкраинаМакроэкономикаБлокада Донбасса

Донецк, Украина ( ) — TRACER

1. Характеристика

Донецкая область относится к промышленно развитым регионам Украины. Его вклад в национальное промышленное производство остается высоким, несмотря на то, что за последние четыре года (2017 г. по сравнению с 2013 г.) объем промышленного производства в регионе сократился в 2,4 раза. В 2016 г. Донецкая область занимает второе место среди 24 регионов Украины по доле реализованных промышленных товаров в общем объеме продаж в Украине (11,8% против 16,3% в 2013 г.).

По отраслевой структуре область имеет преобладающую долю горно-металлургической специализации: преобладающими отраслями являются металлургическая (47,1%) и горнодобывающая (15,2%) промышленность, возникшие в результате исторической направленности экономики страны к экстенсивной эксплуатации природных ресурсов.

В 2016 г. валовой региональный продукт (ВРП) области составил 137,5 млрд грн, или 4,8 млрд евро (5,7% ВВП Украины, в 2013 г. – 10,8%). Регион внес наибольший вклад в создание валовой добавленной стоимости (ВДС):

(1) обрабатывающая и добывающая промышленность – 24,4% и 14,8% соответственно, (2) транспортная, складская, почтовая и курьерская деятельность – 12,0%,
(3) торговля – 10,1%,
(4) сельское хозяйство – 7,7% ,

(5) операции с недвижимым имуществом – 6,2,
(6) поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционирования воздуха – 5,8%,
(7) государственное управление – 5,8%;
(8) информация и телекоммуникации – 2,9%,
(9) строительство – 2,1%.
Прочие виды экономической деятельности составляют менее 2,0% в региональном валовом продукте.

Увеличился вклад сырьевого сектора в ВВП области (с 18,5% в 2012 г. до 22,5% в 2016 г.), в основном за счет сельского хозяйства, вклад которого увеличился с 4,2% до 7,7%. Четвертую часть валового продукта (26,5%) обеспечивает вторичный сектор экономики (в 2012 г. – 23,4%).

По данным 2016 г. доля третичного сектора в регионе значительно снизилась (до 40,0 % против 50,0 % в 2016 г.), в первую очередь за счет сокращения объемов торговли, расходов на образование и здравоохранение. В промышленности занято почти 45,0 % трудоспособного населения области, еще 10,1 % – в государственном управлении, 18,4 % – в социальной сфере (10,1 % – образование, 8,3 % – здравоохранение), 7,3 % составляют работники, занятые в сфере транспортных услуг.

В горнодобывающей промышленности занято 25,5% трудоспособного населения (23% в добыче каменного и бурого угля). 56,0% занятых заняты в обрабатывающей промышленности (26,0% – в металлургической промышленности, 7,2% в машиностроении, 5,3% в пищевой промышленности) [Статистический сборник «Труд Украины 2016». Государственная служба статистики Украины. 2016.].

Основными экономическими проблемами развития Донецкой области являются:

    • высокий уровень износа основных фондов, что негативно сказывается на конкурентоспособности экономики региона, создает угрозу для окружающей среды и здоровья населения;

чрезмерная ориентация основной деятельности промышленности региона на мировые рынки, что делает их зависимыми от внешних факторов;

  • высокая материало-, энерго- и капиталоемкость производства;
  • низкая инновационная активность предприятий;
  • неудовлетворительное состояние экологии в регионе, как следствие деиндустриализации, и большое количество заброшенных объектов.

2. Угольная промышленность

Пик развития угольной промышленности Донецкой области пришелся на 1976 год, когда на шахтах Советской Украины (Украинской ССР) было добыто 218 миллионов тонн угля. К тому времени в угольной промышленности страны работало более 340 угольных шахт. В настоящее время на подконтрольной Украине территории Донецкой области находится 20 шахт, 15 из которых государственные. В 2017 году общий объем добычи товарного угля в регионе составил 11,4 млн тонн. Из этого количества 2,8 млн тонн добыто государственными шахтами – №1 и №3, угольными шахтами компании «Южнодонбасквагорье», 4 угольными шахтами «Мирноградуголь», 4 угольными шахтами «Сельдиуголь», 4 шахтами «Торецкуголь». » и ВК «Шахта Краснолиманская».

Таким образом, почти по правилу Парето, 20/80, 25% шахт добывали 75% региональной добычи угля, но математически предсказуемый результат, согласно которому подавляющее большинство элементов системы естественно дают гораздо меньшую выход, как раз и является результатом деятельности государственных рудников.

Глубоко убыточны практически все государственные угледобывающие предприятия: от рентабельности 0,62 (в пересчете на цену к себестоимости) в шахтах Южнодонбассуголь до 0,42 в ГП «Торецуголь». Но если посмотреть на компанию «Торецуголь», то «Дзержинск-уголь» с 2001 года была убыточной, что характерно для крутосклонных шахт, и имела коэффициент рентабельности 0,55, в то время как шахты «Южнодонбассуголь» на тот момент были относительно прибыльными – с коэффициентом 1,1.

Государственная политика в отношении государственных шахт предусматривает активную ликвидацию (консервацию) таких шахт, но эти меры требуют больших средств, которые не могут быть выделены из государственного бюджета и грозят тяжелыми социальными последствиями. Для справки, в 2014 г., когда промышленные предприятия приостановили или даже остановили производственный процесс в результате боевых действий в регионе, спад в 2015 г., по сравнению с предыдущим годом, составил 31,5% и достиг 34,6%. В 2016 г. был обеспечен рост на 6,4% на фоне низкой базы сравнения, но в 2017 г. положительную динамику сохранить не удалось из-за последствий блокады грузовых перевозок на линии разграничения в районе боевых действий.

Среди основных видов промышленной деятельности в 2017 году по сравнению с 2016 годом производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий уменьшилось на 2,2%, резиновых и пластмассовых изделий, других неметаллических минеральных продуктов – на 4,3%, производство химическая продукция – на 7,2 %, металлургическое производство и производство конечных металлических изделий – на 7,4 %, горнодобывающая промышленность – на 14,8 % (в том числе добыча угля – на 24,5 %), кокс и нефтепродукты – на 20,8 %, электроэнергия, газ, пара и кондиционеров – на 30,8%. Объем произведенной продукции в машиностроении в 2017 году увеличился на 6,2%, а также в текстильной, швейной, кожевенной, кожгалантереи и других материалах – на 23,8%.

Добыча рядового угля в 2017 году по сравнению с 2016 годом уменьшилась на 3,9 млн тонн, или на 27,1%, и составила 10,4 млн тонн. Годовой объем угля, который включает отгруженный уголь и продукты обогащения, составил 8,5 млн тонн, что меньше, чем в 2016 году, на 27,6%. Сокращение добычи угля негативно сказалось на конечных точках технологических цепочек «уголь-кокс-металл» и «уголь-электроэнергия» [Главное управление статистики Донецкой области. Пресс-релиз: «Промышленное производство Донецкой области в 2017 году сократилось на 12,6%, а за последние четыре года – в 2,4 раза.

Режим доступа

Цифровые технологии будут способствовать модернизации Украины

Целью двухпартийной и международной Комиссии по экономической реконструкции Украины CSIS является разработка основ политики, которые помогут привлечь инвестиции частного сектора для поддержки будущего экономического восстановления Украины. Для поддержки комиссии CSIS созовет ряд рабочих групп, которые будут заниматься рядом конкретных вопросов, имеющих решающее значение для реконструкции и модернизации украинской экономики, включая сельское хозяйство, энергетику, транспорт и логистику, а также решение влияние коррупции на инвестиции частного сектора.

Восстановление экономики Украины после войны — это важная возможность модернизировать страну, построить качественную транспортную и логистическую инфраструктуру, связанную с Западом, и включить Украину в евроатлантическое сообщество. Технологии будут играть решающую роль в этом процессе. С 2014 года Украина находится в авангарде цифровой революции на пути, отмеченном силой, адаптивностью и успехом.

Украинская индустрия информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) была чрезвычайно успешной до войны, и некоторые назвали ее «зарождающимся тигром Европы». С более чем 200 000 высококвалифицированных работников, сектор обеспечил 4 процента валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Украина является одним из крупнейших экспортеров услуг в области информационных технологий (ИТ) в мире. Такие сегменты, как аутсорсинг, кибербезопасность, искусственный интеллект (ИИ), мобильные приложения, блокчейн и электронное правительство, до войны быстро развивались.

При этом цифровая трансформация выходит за рамки и затрагивает все отрасли экономики Украины. Цифровые решения применяются в самых разных секторах, включая банковское дело и финансы, сельское хозяйство и производство продуктов питания, энергетику и многие другие. В этом отношении цифровая трансформация является ключом к эффективно функционирующему обществу, затрагивая демократическое участие, образование и государственные услуги.

Во время войны цифровизация была спасательным кругом для украинского народа и экономики наравне с основными услугами, такими как банковское дело, электричество и вода. Правительство Украины, например, адаптировало свои цифровые платформы для предоставления обучения, государственных услуг и других пространств, имеющих решающее значение для военных действий. Цифровизация также станет неотъемлемым компонентом процесса реконструкции и модернизации экономики. Подобно тому, как экологизация, прозрачность, гендер и инклюзивность являются сквозными принципами всего процесса послевоенной реконструкции, цифровизацию следует рассматривать в том же ключе. Украина должна следовать цифровому подходу к реконструкции.

Цифровой лидер до войны

Цифровой сектор Украины уже давно является предметом гордости страны, в которую входят более 4000 местных компаний и более 100 глобальных компаний. Перед войной крупные компании, такие как Samsung, Microsoft, Boeing, Google и Ericsson, открыли в стране дочерние предприятия. Украинские предприниматели запустили стартапы с глобальным охватом, включая Grammarly и GitLab. В период с 2020 по 2021 год в ИТ-секторе Украины наблюдался 36-процентный рост: с 5 млрд долларов США экспорта вычислительных услуг в 2020 году до 6,8 млрд долларов США в начале 2021 года9.0005

Довоенные достижения IT-сектора Украины впечатляют. Заработная плата в ИТ-индустрии достигла 3000 долларов в месяц, что намного выше, чем в среднем по стране (500 долларов). Украинские ИТ-аутсорсинговые компании обычно имеют специализированные навыки в области облачных вычислений, искусственного интеллекта и больших данных. Украина занимает шестое место в Европе по открытым данным и является одной из первых стран, внедривших цифровые сертификаты Covid-19, признанные Европейским Союзом. В 2022 году Украина заняла четвертое место в мире по количеству сертифицированных ИТ-специалистов.

Воспользовавшись этим динамичным сектором, правительство Украины начало оцифровывать некоторые из своих процессов и услуг. Правительство бывшего президента Петра Порошенко ввело новую цифровую систему закупок под названием ProZorro, которая полностью заработала в 2016 году, чтобы уменьшить коррупцию и административные барьеры, повысить прозрачность и привести систему в соответствие с международными стандартами. Продолжая эти усилия, Президент Владимир Зеленский в 2019 году создал Министерство цифровой трансформации. превратить Украину в цифровое государство. Самым важным цифровым проектом, запущенным до войны, было приложение «Дія», мобильное приложение, которое предоставляет гражданам цифровой доступ к их юридическим документам и предоставляет единый портал государственных услуг. Платформа автоматизирует государственные услуги и оцифровывает важные документы, такие как водительские права и паспорта. Приложение является основным средством идентификации для миллионов граждан Украины и может хранить важные документы. Например, Евросоюз официально признал электронный Covid-19.сертификаты в Дия.

Адаптация во время войны

Российское вторжение поставило перед цифровым сектором проблемы с точки зрения разрушения цифровой инфраструктуры, кибератак и распространения дезинформации и дезинформации. По состоянию на 18 октября 2022 года Россия уничтожила или захватила более 4000 телекоммуникационных станций и более 60 000 километров оптоволоконных линий интернета. До войны украинские власти использовали цифровые технологии для обеспечения прозрачности правительства и обеспечения подотчетности гражданского общества Украины. Однако правительству было трудно продолжать эти программы, не ставя под угрозу интересы национальной безопасности или обороны во время войны. Конфликт также затронул отечественный и глобальный частный сектор, поскольку многие ИТ-компании не решаются продолжать аутсорсинг из Украины. Многие ИТ-работники переезжают в такие страны, как Польша и Германия, в поисках более стабильных возможностей. Произошел массовый отток высококвалифицированной рабочей силы из Украины, в том числе не менее 10 процентов работников технологического сектора.

Русская дезинформация

Чтобы оправдать вторжение, путинский режим преднамеренно выпустил ложные заявления для распространения дезинформации о войне и представления Украины как агрессора. В то время как платформы социальных сетей были инструментом для получения общественностью информации о продолжающейся несправедливости в Украине, российские дезинформационные и пропагандистские кампании затуманили медийное пространство. Российская пропаганда специально нацелена на страны развивающегося мира, особенно в Африке, чтобы заручиться поддержкой.

Российские кибератаки

Россия начала кибератаки против Украины вскоре после незаконной аннексии Крыма в 2014 году. Теперь Россия увеличила количество своих целей, включая поставщиков энергетических и телекоммуникационных услуг и правительственные веб-сайты. Кибератаки — это инструмент, который Россия обычно использует для подрыва доверия к государственным институтам и сокращения военного потенциала. Отчет Microsoft показал, что российские кибератаки часто происходят в сочетании с ракетными или наземными атаками. Помимо прочего, Google помогает остановить распространение российских дезинформационных кампаний. Несмотря на постоянные усилия по подавлению киберзащиты Украины, России не удалось нанести значительный ущерб цифровой инфраструктуре Украины.

A Большая часть проблемы связана с распространением дезинформации о реалиях и фактах войны в Украине.
 
— Сундар Пичаи, генеральный директор Google и Alphabet

Несмотря на эти проблемы, сектор остался устойчивым и адаптировался к военному времени. Помимо критической бюджетной поддержки со стороны союзников Украины, цифровой сектор сыграл решающую роль в поддержании экономики Украины на плаву. Этот сектор остается областью стабильного экономического роста: экспорт ИТ-индустрии достиг 3,7 миллиарда долларов за первые шесть месяцев 2022 года, что на 23 процента больше, чем за тот же период в 2021 году. Аналогичным образом, в период с января по май 2022 года технологические компании принесли 3,1 доллара. млрд выручки, что на 2,5 млрд долларов больше, чем в 2021 году9.0005

В связи с тем, что миллионы украинцев бежали из страны и многие из них стали внутренне перемещенными лицами, правительство адаптировало свои цифровые услуги для помощи беженцам. Приложение «Дія» теперь позволяет внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) регистрироваться в новых сообществах в Украине. Разработчики также добавили функцию, с помощью которой пользователи могут изменить свой зарегистрированный в штате адрес. Приложение Diia также позволяет беженцам регистрироваться в местах за пределами страны. Украинцы, бежавшие в Польшу, теперь могут использовать Diia.pl для доступа к важной идентификационной информации, такой как дата рождения и статус гражданства. Украинцы в Польше также могут использовать приложение, чтобы подать заявку на PESEL, польский идентификационный номер, аналогичный номеру социального страхования.

Граждане Украины также смогли поддержать военные действия с помощью различных цифровых приложений. Они могут использовать приложение «Дия» для загрузки фотографий и видео с указанием местоположения российских военных на карту, которую украинские спецслужбы используют для информирования о контрударах и оборонительных маневрах.

Первый цифровой подход к реконструкции

Успех цифрового сектора до войны и устойчивость, которую он продемонстрировал во время войны, свидетельствуют о его потенциале для модернизации всех секторов страны. Его сила, вероятно, окажет серьезное положительное влияние на ВВП Украины и обеспечит столь необходимую устойчивость послевоенной экономики. Украина поощряет сотрудничество в области цифровой трансформации и готова делиться своим опытом и решениями со всем миром. В качестве примера этой силы Эстония планирует пилотировать национальное мобильное приложение на основе приложения Diia для взаимодействия с государственными цифровыми службами. Цифровизация также является важным инструментом для улучшения механизмов подотчетности и прозрачности в процессе реконструкции и катализатора модернизации. Одной из целей послевоенного восстановления Украины является увеличение доли ИТ-сектора в ВВП до 10 процентов (см. вставку 1).

Вставка 1: Цели правительства Украины в области цифровых технологий на 2025 год

  • Доля ИТ в ВВП Украины достигает 10 процентов.
  • 100 процентов электронных госуслуг реализовано по плану.
  • 100 процентов объектов критической информационной инфраструктуры охвачены датчиками.
  • 30 процентов государственных информационных ресурсов перенесено в облако.
  • 95 процентов населения имеют доступ к высокоскоростному интернету.

Источник: Национальный совет по восстановлению Украины от последствий войны, Проект Плана восстановления Украины (Киев: Национальный совет по восстановлению Украины от последствий войны, июль 2022 г.), https:/ /uploads-ssl.webflow.com/621f88db25fbf24758792dd8/62dacb0f931ea6867feb01cf_Digitalization.pdf.

 

Цифровые инициативы, которые укрепляют правовую среду ИТ-сектора, уже существуют, чтобы сделать расширение достижимой целью. Diia City обеспечивает правовую основу для ИТ-сектора и среду для общения с ИТ-специалистами. Правовой режим направлен на создание благоприятных условий для цифрового сектора для привлечения инвестиций, поощрения инноваций и привлечения знающих и талантливых работников. Платформа уже насчитывает более 300 компаний и, вероятно, будет способствовать созданию технологических стартапов в Украине. Украинское правительство назвало «Дия Сити» «двигателем экономики Украины» и прогнозирует, что доходы от ИТ вырастут с 6 до 16,5 млрд долларов в следующие пять лет.

Оценки показывают, как цифровизация в Украине может привести к экономическому росту. По данным Форума исследований стран Восточной Европы и развивающихся экономик, на каждый 1% роста цифровизации ВВП Украины будет расти на 0,42%. Кроме того, если Украина присоединится к Единому цифровому рынку ЕС, инициативе ЕС, направленной на расширение трансграничной цифровой связи, ВВП Украины может увеличиться на 12,1 процента.

Украинские решения высшего уровня в области государственных технологий легко адаптируются и представляют большой интерес для других стран, стремящихся оцифровать правительства и улучшить жизнь людей.
 

— Виктор Лях, президент Фонда Восточная Европа

Цифровизация как часть реформ управления и прозрачности

Повышение прозрачности и подотчетности правительства будет иметь решающее значение для привлечения инвестиций частного сектора в Украину и выполнения условий вступления в ЕС. Процветающий цифровой сектор Украины уже продемонстрировал, что он может быть важным инструментом в этом пространстве. Украинское правительство предприняло ряд усилий по оцифровке механизмов подотчетности. В 2014 году украинское правительство создало Государственное агентство электронного управления, предшественника Министерства цифровой трансформации. В 2018 году агентство создало систему обмена данными TREMBITA, обеспечивающую защиту данных и гарантирующую качественное предоставление государственных услуг. К 2019 годуукраинское правительство запустило несколько порталов и платформ для электронного управления и подотчетности, в том числе eData, которая обеспечивает доступ к национальному бюджету и государственным финансам.

Прогресс украинского правительства в области электронного управления способствует подотчетности, прозрачности и доверию к правительству. Эти компоненты помогают устранить коррупцию и приблизить Украину к выполнению условий вступления в ЕС. Европейский союз уже признал цифровую трансформацию Украины как фактор, способствующий более прозрачному правительству. Европейский Союз недавно согласился подписать Украину в Программе «Цифровая Европа», которая приблизит цифровую инфраструктуру Украины к стандартам ЕС, одновременно укрепив цифровые возможности, которые могут предотвратить российские кибератаки.

Украинское гражданское общество также активно участвует в будущем Украины и помогает стране восстановиться лучше. Rise Ukraine — это коалиция украинских и международных организаций, которые, помимо прочего, создают цифровые платформы, чтобы сделать процесс восстановления более прозрачным и сделать «реконструкцию моделью целостности, устойчивости и эффективности». 1

Граждане также стремятся использовать цифровые инструменты, чтобы помочь в военных действиях. Высокая готовность к использованию цифровых технологий — одно из самых больших преимуществ Украины. Небольшие пожертвования и гражданская активность — это способы, с помощью которых граждане активно вносят свой вклад в устойчивое и более демократичное общество. Пока Россия атакует страну, украинцы, которые прячутся в метро или приютах, жертвуют деньги армии через мобильное приложение. Война также укрепила готовность граждан участвовать в принятии решений на местном уровне. В июне украинцы использовали мобильные приложения для переименования достопримечательностей, связанных с Советским Союзом или Россией.

Роль цифровизации в модернизации секторов экономики Украины

Цифровизация в Украине также является катализатором модернизации экономики. По мере развития войны цифровой сектор продолжает расти и демонстрировать невероятную устойчивость. Инвестиции в цифровые технологии окажут положительное влияние на весь процесс реконструкции за счет повышения эффективности и снижения затрат в нескольких секторах. Цифровая трансформация в Украине касается всех секторов экономики Украины. Электронные сервисы позволяют украинцам вести бизнес из любой точки мира, в том числе оформлять кредиты онлайн. Телекоммуникационные системы появятся первыми, когда Украина вернет себе территорию, а ИТ-индустрия будет способствовать модернизации отдельных регионов. Когда цифровой сектор получает финансирование, другие сектора почувствуют выгоду и станут более устойчивыми.

Оцифровка транспорта

Одной из областей, где цифровизация будет играть решающую роль, является транспорт, особенно для системы продажи железнодорожных билетов. Примеры этому есть у железнодорожной компании «Укрзализныця», которая запустила приложение, позволяющее покупателям покупать железнодорожные билеты напрямую у продавца с минимальными комиссиями. Приложение также позволяет пользователям возвращать билеты, получать уведомления о расписании поездов и изменениях маршрута, получать доступ к истории своих поездок и задавать вопросы о своем путешествии — все это значительно повышает эффективность и снижает затраты для железнодорожных систем. Подобные приложения должны быть созданы по всей железнодорожной системе.

Оцифровка таможенных систем

Расширение связей между Украиной и ее западными союзниками через торговлю и логистику является ключевой частью реконструкции, а эффективные таможенные системы являются критическим компонентом. Оцифровка таможни может автоматизировать системы оформления, поддержать управление рисками и подтвердить процессы для органов пограничного контроля и таможенных служащих. Использование цифровых торговых документов вместо бумажных документов снижает затраты и время, необходимое для совершения трансграничных сделок. Проверки паспортного контроля и въезд пассажиров через границы страны можно упростить с помощью мобильных систем паспортного контроля, где пассажиры могут представить свои идентификационные данные и информацию о таможенной декларации через мобильное приложение. Трансграничная связь через сети ИКТ также может облегчить возможности для связи между трансграничными регулирующими органами, что гармонизирует таможенные услуги во всем мире.

Цифровизация энергетических систем

Цифровизация также позволяет развивать более устойчивую и отказоустойчивую инфраструктуру в энергетическом секторе. Цифровизация энергетического сектора повышает эффективность зданий, снижает затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию, а также предоставляет данные о стабильности и надежности электрических сетей в режиме реального времени. Цифровые электростанции обеспечивают лучшую оптимизацию производительности за счет автоматизации отчетности и обслуживания при одновременном повышении эффективности использования топлива. В Украине виртуальные электростанции могут обеспечить доступ к энергоснабжению на протяжении всей войны, а облачные вычисления могут использовать избыточную энергию. Счетчики электроэнергии, или «умные» счетчики, являются важной частью усилий по реконструкции энергетического сектора, ориентированных на цифровые технологии. Они предоставляют клиентам подробную информацию об их потреблении энергии, что позволяет более эффективно использовать энергию. Умные счетчики уменьшают потребность в дополнительных электростанциях, поскольку потребители сокращают потребление энергии.

Заключение: реализация цифрового видения Украины

Железнодорожные билеты, таможня и энергетические системы — это лишь некоторые из секторов, в которых цифровая трансформация будет играть ключевую роль в содействии современным усилиям по реконструкции. В дальнейшем Украине потребуется поддержка и постоянное сотрудничество со стороны ведущих мировых технологических компаний для реализации этого видения. Наряду с донорами и компаниями Группы семи (G7) есть пять областей, в которых Украина должна удвоить свои усилия.

  1. Продвигайте регуляторные реформы

Перед войной Украина начала оцифровывать некоторые из своих государственных услуг, чтобы поддержать усилия по обеспечению прозрачности и подотчетности. Эти регуляторные реформы следует продолжать в рамках усилий по восстановлению, особенно учитывая их важность для инвестиций частного сектора. Во время войны украинское правительство продолжало проводить регуляторные реформы, включая подписанный президентом Зеленским закон о предоставлении государственным органам облачной ИТ-инфраструктуры и услуг. Закон снижает коррупционные риски и расходы бюджета за счет оптимизации процессов. Правительство должно продолжать внедрять самые современные технологии для повышения устойчивости страны в военное и мирное время.

  1. Инвестиции в современную физическую инфраструктуру

Восстановление цифровой инфраструктуры Украины является важным первым шагом в поддержке восстановления Украины. Важным компонентом в этом отношении является высокоскоростное широкополосное подключение. Местные операторы связи были чрезвычайно эффективны во время войны, восстановив услуги почти сразу после территориальных побед Украины. Однако они получат международную поддержку через двусторонних доноров и финансовые учреждения не только для восстановления цифровой инфраструктуры, но и для ее модернизации.

  1. Укрепление человеческого капитала

Цифровая грамотность была важным источником устойчивости для украинцев на протяжении всей войны. Поскольку треть украинцев безработица и 7,5 млн перемещенных лиц, гражданам необходимо освоить новые навыки, чтобы адаптироваться. Diia Digital Education — это новая платформа, которая служит ресурсом для повышения цифровой грамотности и онлайн-образования. У платформы около 1,5 миллиона пользователей и более 100 бесплатных онлайн-курсов. В Украине уже есть внушительный штат ИТ-специалистов, но безработица представляет собой серьезную проблему. Очень важно помогать людям развивать навыки, необходимые для быстрого перехода на работу в сфере ИТ. Во время войны было предпринято много усилий для обеспечения такого рода обучения. Например, у ведущих компаний есть специальные программные инициативы, которые позволяют украинцам приобретать навыки сжатым и целенаправленным образом. Эти типы программ могут быть очень эффективными, помогая людям быстро найти работу.

  1. Поддержка экосистемы малых и средних предприятий с помощью цифровых инструментов

Малые и средние предприятия (МСП) будут играть решающую роль в восстановлении экономики Украины не только за счет обеспечения экономического роста, но и за счет предоставления рабочих мест. Чтобы двигаться быстро и эффективно, украинские МСП должны быть «умными» в цифровых технологиях. Основные механизмы поддержки МСП будут заключаться в том, чтобы помочь им выйти в Интернет, расширить свое присутствие в Интернете и экспортировать продукцию для более широкой аудитории через цифровые платформы. Такие программы поддержки уже существуют. Например, технологические компании помогают владельцам малого и среднего бизнеса с базовыми навыками выхода в интернет.

  1. Обновление программного обеспечения и внедрение западных технологий

Устаревшее программное обеспечение и незакрытые уязвимости представляют значительный риск для кибербезопасности во всем мире, в том числе в Украине. Хотя правительство разработало важные решения для электронных услуг, такие как приложение Diia, кибербезопасность будет по-прежнему оставаться проблемой как во время войны, так и в рамках долгосрочных усилий по восстановлению. Соединенные Штаты, другие страны G7 и другие союзники Украины должны продолжать поддерживать украинское правительство в интеграции современных облачных решений, которые имеют решающее значение для текущей обороны и долгосрочного восстановления.

Цифровой сектор Украины был одной из ее самых сильных сторон до войны. Использование его потенциала станет важным элементом модернизации экономики Украины. Воздействие цифровой трансформации отразится на рабочей силе, инфраструктуре и бизнесе Украины, создавая среду, необходимую для успешного восстановления.

Ромина Бандура — старший научный сотрудник Проекта «Процветание и развитие» и Проекта «Лидерство США в развитии» в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Янина Стагун — научный сотрудник и руководитель программы Проект CSIS по процветанию и развитию и проект «Лидерство США в развитии».

Авторы хотели бы поблагодарить Эмму Ланди за поддержку в написании и исследовании. Мы также ценим вклад экспертов на круглом столе CSIS по поддержке цифровой трансформации в Украине, состоявшемся 31 октября 2022 г., некоторые из выводов которого приводятся в этом отчете.

Этот отчет стал возможным благодаря щедрой поддержке Google.