Виды субсидий в российской федерации: что это такое, суть и виды субсидирования, как можно получить средства

Содержание

условия получения субсидии для малого бизнеса

Если вы подходите под вышеизложенные условия, нужно составить бизнес-план, сдать его сотрудникам ЦЗН и получить разрешение на его защиту в назначенную дату. Перед тем как принять бизнес-план, центр занятости может направить вас на курсы по основам предпринимательства.

Во время защиты нужно будет презентовать проект и ответить на вопросы членов комиссии. После защиты бизнес-плана комиссия решает, выдавать ли деньги для развития вашей идеи. Вот моменты, на которые комиссия может обратить внимание:

  • насколько оригинальна и востребована ваша идея;

  • является ли проект социально значимым;

  • будет ли бизнес жизнеспособным;

  • каков срок его окупаемости;

  • вкладываете ли вы собственные деньги;

  • создаёте ли вы рабочие места;

  • будут ли обеспечены надлежащие условия труда.

Чаще государство поддерживает проекты, которые связаны со спортом, образованием, медициной, экологией, местным туризмом, сельскохозяйственным производством, возрождением народных промыслов. Поэтому у обычного продуктового ларька меньше шансов, чем у студии, которая обучает детей росписи в технике гжель.

Если комиссия одобрила бизнес-план, перед получением денег необходимо зарегистрировать бизнес. Для этого нужно определиться с основным и дополнительными видами деятельности, а также выбрать форму бизнеса: ООО, ИП, фермерское хозяйство или самозанятость. Чтобы разобраться в этих темах, прочитайте наши статьи:

  • «Как выбрать коды ОКВЭД»;

  • «Статус самозанятого или ИП: чем отличаются и что выбрать»;

  • «Что лучше: ИП или ООО»;

  • «Сколько времени занимает открытие ООО в 2022 году».

Чтобы сохранять статус безработного, нужно получать направления на собеседования и встречаться с потенциальными работодателями. И поскольку ваша цель не поиск работы, а открытие малого бизнеса, придётся ходить на собеседования и просить работодателей, чтобы они вам отказывали. Поэтому стоит уточнить в ЦЗН, выделило ли государство деньги на субсидии. Если денег пока нет, попросите сотрудников сообщить вам о поступлении средств. Становитесь на учёт тогда, когда деньги пришли и программа господдержки стартовала.

После регистрации можно обратиться в ЦЗН для компенсации расходов. Нужно собрать документы:

  • квитанцию об оплате госпошлины, если вы подавали документы на открытие в бумажном виде;

  • чек от нотариуса, если вы пользовались его услугами для подачи электронной документации;

  • чек и акт выполненных работ, если вы заказывали изготовление печати.

Чтобы получить компенсацию, предоставьте центру занятости выписку из ЕГРИП и реквизиты карты Мир. Для получения целевой субсидии нужно подписать договор.

Субсидии Минпромторга РФ для поддержки разных отраслей промышленности

Субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности (Постановление Правительства РФ от 03.01.2014 №3).

Предоставление предприятиям субсидий на уплату части процентов по кредитам на реализацию новых инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности

Скачать

 

Тяжелое машиностроение, металлургия и станкостроение

 

Субсидирование процентной ставки по кредитам в сфере производства редких и редкоземельных металлов (Постановление Правительства РФ от 21. 01.2014 №42).

Правила предоставления субсидий российским организациям на компенсацию процентных ставок по инвестиционным кредитам в сфере производства редких и редкоземельных металлов в рамках подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

Субсидии в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции (Постановление Правительства РФ от 27.11.2014 № 1257).

Порядок предоставления субсидий в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышение её  конкурентоспособности»

Скачать

Субсидирование НИОКР в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции (Постановление Правительства РФ от 30. 10.2014 г. №1128).

Порядок предоставления российским организациям субсидии на компенсацию части затрат на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

 

Авиастроение

 

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и уплату лизинговых платежей на техническое перевооружение (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №91).

Правила предоставления субсидий российским производителям самолетов, вертолетов и авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на техническое перевооружение, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года.

Скачать

Субсидии российским лизинговым компаниям на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям, а также на приобретение тренажеров для российских воздушных судов (Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 №1073).

Предоставление субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга, а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам на приобретение тренажеров для российских воздушных судов.

Скачать

Судостроение

 

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и уплату лизинговых платежей на закупку гражданских судов (Постановления Правительства РФ от 22. 05.2008 №383 и от 02.04.2009 №295).

Порядок предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам, а также организациям рыбохозяйственного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на закупку гражданских судов, а также на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным на приобретение гражданских судов в рамках подпрограммы «Государственная поддержка» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения на 2013 – 2030 годы»

Скачать

Транспортное машиностроение и автомобилестроение

 

Субсидии на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5 (Постановление Правительства РФ от 15. 01.2014 №31).

Предоставление субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5 в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы «Развитие промышленности и повышения ее конкурентоспособности»

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям (Постановление Правительства РФ от 01.08.2011 №640).

Порядок и условия предоставления субсидий российским организациям автомобилестроения, в том числе их дочерним организациям, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных и инновационных проектов и (или) выплату купонного дохода по облигациям, в том числе биржевым облигациям, а также на возмещение части затрат, осуществленных организациями начиная с 2010 года на уплату процентов по кредитам, полученным ими с использованием механизма государственных гарантий Российской Федерации.

Скачать

Субсидии российским производителям колесных транспортных средств на содержание рабочих мест (Постановление Правительства РФ от 15.01.2014 №32).

Порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

Субсидирование части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности (Постановление Правительства РФ от 15.

01.2014 №30).

Порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на технологическое перевооружение (Постановление Правительства РФ от 30.03.2009 №262).

Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 — 2011 годах в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, направленным на технологическое перевооружение.

Скачать

Субсидии на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций, а также на уплату процентов по кредитам на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой (Постановление Правительства РФ от 20.11.2014 №1223).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, в рамках подпрограммы «Транспортное машиностроение» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

Инжиниринг

 

Субсидирование пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна (Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2014 г. № 134).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.

Скачать

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения (Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. №1200).

Правила предоставления субсидий российским операторам услуг на возмещение части затрат на приобретение специализированного инжинирингового программного обеспечения с целью повышения доступности специализированного инжинирингового программного обеспечения для конечных пользователей индустрии инжиниринга и промышленного дизайна.

Скачать

Легкая промышленность и детские товары

 

Субсидии организациям индустрии детских товаров на

компенсацию части затрат на уплату процентов по кредиту и части затрат на уплату лизинговых платежей (Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. №1212).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, реализующим комплексные инвестиционные проекты индустрии детских товаров на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, а также на компенсацию части затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга).

Скачать

Субсидии на

компенсацию части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков» (Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2014 г. №1179).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров.

Скачать

Субсидии организациям индустрии детских товаров на компенсацию части затрат на проведение НИОКР (Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. №1162).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям, реализующим комплексные инвестиционные проекты индустрии детских товаров в рамках подпрограммы «Индустрия детских товаров» государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на компенсацию части затрат на проведение НИОКР.

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на осуществление сезонных закупок сырья и материалов и осуществление технического перевооружения (Постановление Правительства РФ от 29. 12.2007 №993).

Предоставление организациям легкой и текстильной промышленности субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на осуществление сезонных закупок сырья и материалов и осуществление технического перевооружения

Скачать

Субсидии на поддержку

производства и реализации изделий НХП (Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 февраля 2009 г. №64).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий НХП.

Скачать

Субсидии на

реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (Постановление Правительства РФ от 12. 08.2013 г. №687).

Порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению.

Скачать

Химический комплекс и лесная промышленность

 

Субсидии на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них (Постановление Правительства РФ от 30.10.2013 г. №972).

Предоставление субсидий из федерального бюджета на поддержку развития производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них в рамках реализации российскими организациями комплексных инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции

Скачать

Субсидирование комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий (Постановления Правительства РФ от 10.

02.2014 №91 и от 11.02.2014 №97).

Порядок предоставления субсидий российским организациям химического и лесопромышленного комплексов на компенсацию части затрат, понесенных в 2014-2016 годах на реализацию комплексных инвестиционных проектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий в рамках подпрограммы «Промышленные биотехнологии» государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов для предприятий химического комплекса (Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. №5).

Предоставление субсидий российским предприятиям химического комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 — 2016 годах на реализацию инвестиционных проектов в рамках подпрограммы «Химический комплекс» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива (Постановление Правительства РФ от 13 мая 2010 г. № 329).

Предоставление субсидий из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2011 — 2014 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на техническое перевооружение (Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. №205).

Предоставление субсидий организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности и предприятиям спецметаллургии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008 — 2011 годах на техническое перевооружение.

Скачать

Субсидирование процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств (Постановление Правительства РФ от 16 января 2013 г. №2) .

Предоставление субсидий организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2012 — 2013 годах, на цели реализации инвестиционных проектов создания новых высокотехнологичных обрабатывающих производств.

Скачать

Субсидии лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2014 г.

№1319).

Предоставление субсидий из федерального бюджета российским лесоперерабатывающим предприятиям Дальневосточного федерального округа, участвующим в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на возмещение части затрат, осуществленных в 2013 — 2014 годах на реализацию таких проектов, в рамках подпрограммы «Лесопромышленный комплекс» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Скачать

Внешнеэкономическая деятельность

 

Субсидирование процентной ставки по кредитам на осуществление экспорта продукции военного назначения (Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 № 961).

Предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям-экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Скачать

Субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в ГК «Внешэкономбанк» (Постановление Правительства РФ от 13.12.2012 №1302).

Предоставление из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Внешэкономбанк» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции.

Скачать

Индустриальные парки

 

Подпрограмма 20 «Индустриальные парки» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №328).

Задачи Подпрограммы 20 «Индустриальные парки» и порядок осуществления мероприятий в рамках реализации Подпрограммы.

Скачать

 

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших вопросов.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения, разрабатывают необходимую документацию, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

 

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов федеральных и региональных Министерств и ведомств на присуждение поддержки,
  • помошь в участии в конкурсах на присуждение государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видовподдержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес

 

Об экономике инновационных субсидий в России • БЕСПЛАТНАЯ СЕТЬ

Опубликовано 9 октября 2017 г. | Аналитическая записка

В соответствии с общим мнением о том, что инновации являются источником экономического роста, российское правительство предоставило различные стимулы для стимулирования отечественных инноваций. Одним из механизмов инновационной политики является субсидирование научных исследований. Эта аналитическая записка начинается с обсуждения теоретических прогнозов и эмпирических данных, которые связывают экономические стимулы субсидирования исследований с инновациями и ростом. Затем мы рассмотрим потенциальные неблагоприятные последствия сосредоточения инновационных субсидий главным образом на крупных публичных компаниях в России. Наконец, мы пытаемся установить связь между уровнем инноваций и рыночной конкуренцией в российских отраслях.

Обзор

По данным Росстата, интенсивность НИОКР, измеряемая расходами на НИОКР в процентах от продаж, увеличивается с размером компании. Компании со штатом от 50 до 500 человек тратят 1% своих продаж на НИОКР, в то время как интенсивность НИОКР колеблется от 2 до 5% продаж для более крупных предприятий (см. рис. 1). Ненейтральность размера НИОКР в России противоречит выводам теоретической и эмпирической литературы, справедливым для компаний в развитых странах (Cohen, 2010). Объяснением может быть чрезмерная государственная поддержка публичных компаний в России и, в частности, более крупных публичных корпораций. Положительным следствием такой политики является то, что государственные корпорации опережают частные компании не только по интенсивности НИОКР, но и по темпам внедрения инноваций (см. рис. 2–3).

Однако государственная поддержка инноваций не обязательно оказывает положительное влияние на общую экономическую активность. Целью данного обзора является обсуждение нежелательных последствий государственной политики в виде субсидирования исследований как в теории, так и в применении к публичным компаниям и корпорациям в России. Мы основываем наш анализ на результатах микроопросов Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации за 2014–2017 гг.

Роль правительства

Борьба с недостатком инноваций

Согласно основополагающей парадигме моделей эндогенного роста с технологическими изменениями, компании вовлечены в качественную конкуренцию, а их инновации объясняются рациональным решением повысить прибыль за счет расширения рынков сбыта существующих товаров или выхода на рынки сбыта новых товаров (Шумпетер, 1942; Ромер, 1990; Гроссман и Хелпман, 1991; Клеттер и Кортум, 2004). Инновация становится одной из причин экономического роста, что доказано эмпирическими приложениями для развитых стран, таких как США, Япония и Нидерланды (Akcigit and Kerr, 2010; Lentz and Mortensen, 2008; Grossman, 19).90).

Рисунок 1. Уровень инноваций и интенсивность НИОКР по размеру компании (количество сотрудников)

Источник: Показатели инновационной деятельности в Российской Федерации: 2017. Табл. 2.4, 2.16, Данные за 2015 год. Инновационность — % компаний, занимающихся инновационной деятельностью.

Однако технологические изменения тесно связаны с раскрытием знаний, что означает, что новые продукты становятся уязвимыми для имитации, а неконкурентный характер знаний приводит к недостаточному предложению инноваций на рынке (Arrow, 19).62). Аргумент поддерживает политику правительства через систему прав интеллектуальной собственности с юридической стороны и субсидии на исследования как экономический механизм (Rockett, 2010; Hall and Lerner, 2010). Ожидается, что субсидии на исследования окажут положительное влияние на уровень инноваций, как это эмпирически показано для США в Acemoglu et al. (2016) и Уилсон (2009). Однако влияние на экономический рост неоднозначно (Acemoglu et al., 2013; Grossman, 1990).

Рисунок 2. Уровень инноваций и интенсивность НИОКР по формам собственности

Источник: Показатели инновационной деятельности в Российской Федерации: 2017. Табл. 2.6, 2.17, Данные за 2015 год, государственные корпорации отличаются от организаций регионального/федерального правительства.

Рисунок 3. Доля государственных средств в финансировании НИОКР, % от бюджета компании

Примечания: Показатели инновационной деятельности в Российской Федерации: 2017 г. Таблица 1.13; Программы инновационного развития российских государственных компаний, рис.4.

Нежелательные последствия субсидий

Две проблемы связаны с субсидированием инноваций. Во-первых, хотя субсидии на исследования могут стимулировать инновации среди целевых компаний, эффект роста, вероятно, будет неоднородным для компаний в отрасли или экономике, что приведет к нейтральному или даже отрицательному общему эффекту. Например, повышенный уровень инноваций в субсидируемых крупных действующих компаниях может сдерживать выход на рынок новых (и более продуктивных) фирм, поэтому конечным результатом является замедление роста экономики (Acemoglu et al., 2013). Субсидии на исследования могут даже привести к сокращению высокотехнологичных секторов: если квалифицированная рабочая сила перемещается из производства в исследовательские лаборатории, производство может столкнуться с нехваткой рабочей силы, что приведет к сокращению производства (Grossman, 19).90).

Другая крайность субсидирования новых участников с точки зрения антимонопольной политики возникает, когда бывшие участники меняют свой рыночный статус на действующих: теперь они сталкиваются с более низкой прибылью по сравнению с новыми участниками и, следовательно, становятся менее мотивированными в своей экономической деятельности (Segal and Whinston, 2007). .

Во-вторых, инновационная политика (например, в форме субсидий) может иногда даже не повышать уровень инноваций. Действительно, у действующих компаний нет стимулов к инновациям, чтобы сохранить свою рыночную власть или предотвратить появление более качественных фирм в отраслях с несовершенной конкуренцией (Rockett, 2010; Qian, 2007).

Оба механизма, вероятно, справедливы для российских отраслей, где защита крупных государственных корпораций привела к низкой конкуренции, различным формам перекосов на рынке и, следовательно, слабым стимулам к инновациям.

Возможные побочные эффекты в России

Крупные компании, вероятно, привлекут внимание общественности благодаря своим очевидным преимуществам в распределении фиксированных затрат на инновации (Cohen,

).

2010). Россия не является исключением из этого явления, поэтому государственные корпорации, которые обычно имеют большой размер, получали государственные субсидии. Однако субсидия в основном используется для приобретения новых технологий и совершенствования дизайна, а не для проведения НИОКР (см. рис. 4 со сравнением, доступным для отрасли связи и ИТ). Этот факт указывает на возможность небольшого влияния инноваций на рост публичных компаний. Только в том случае, если субсидия на исследования расходуется на делегирование НИОКР специализированным фирмам с последующим приобретением полученных технологий, существующая политика поддержки государственных корпораций может стимулировать их рост и/или рост соответствующей отрасли.

Рисунок 4. Структура расходования субсидии на исследования в области связи и информационных технологий в 2013 г., %

Примечания: Показатели инновационной деятельности в Российской Федерации: 2017 г. Таблица 1.134 Программы инновационного развития российских государственных компаний, рис.3.

В попытке формально оценить влияние инновационных субсидий на рост компании мы сосредоточимся на временных профилях общих показателей размера компании: продаж, прибыли и занятости (Akcigit et al., 2017; Akcigit and Kerr, 2010; Acemoglu). и др., 2013). Макроэкономическая литература предсказывает, что инновации становятся одним из каналов увеличения каждой из трех переменных за счет повышения качества. По мотивам этой литературы в анализе микроданных «О взаимодействии элементов инновационной инфраструктуры», проведенном Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (2014 г.), компаниям было предложено оценить свои изменения в продажах, прибыли и занятости в ответ на инновационную субсидию. Таким образом, результаты вышеприведенного анализа позволяют провести сравнительную оценку воздействия государственной инновационной субсидии на государственные и частные компании.

В частности, результаты указывают на более высокие темпы роста частных компаний благодаря субсидиям на исследования: доля частных компаний с новыми сотрудниками выше, чем доля государственных компаний. Точно так же доля частных компаний, увеличивших долю рынка или прибыль/экспорт за счет субсидий, превышает процентную долю государственных компаний (см. рис. 5). Здесь мы интерпретируем новых сотрудников как рост занятости, а увеличение доли рынка как потенциальный индикатор роста продаж.

Рисунок 5. Экономическая активность за счет субсидий на исследования, % компаний

Источник: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2014. Рис.22

Инновационная активность в частных российских компаниях приводит к большей распространенности новых продуктов по сравнению с государственными компаниями. Это согласуется с более важной ролью исследований и разработок в инновационной деятельности частных российских компаний (см. рис. 4).

Наконец, мы пытаемся установить связь между уровнем инновационности и рыночной конкуренцией на уровне отраслей промышленности России. Для этого мы используем результаты ежегодных опросов «Оценка конкурентоспособности в России», проводимых в 2015–2017 гг. Аналитическим центром среди 650–1500 компаний из 84 регионов России. Респондентам был задан вопрос, используют ли они НИОКР в качестве стратегии повышения своей конкурентоспособности. Мы используем процент фирм, занимающихся исследованиями и разработками, в качестве показателя уровня инноваций. Конкуренция в отрасли оценивалась респондентами по пятибалльной шкале (отсутствие конкуренции, слабая, средняя, ​​высокая и очень высокая), и мы объединяем распространенность двух основных категорий в качестве косвенного показателя конкуренции в отрасли.

Рисунок 6. Конкуренция и НИОКР в отраслях промышленности России, % фирм

Источник: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2017, стр. 8, 18.

Результаты показывают, что инновационная активность в форме НИОКР или модификации продукции наблюдается в отраслях с относительно высокой конкуренцией в России, например, в машиностроении и электрическом/электронном оборудовании (рис. 6). В то же время в отраслях, где конкуренция не столь высока (например, деревообработка, строительство), ни того, ни другого вида инноваций не наблюдается. Полученные данные согласуются с экономической теорией о том, что рыночная конкуренция является необходимым условием для рационального выбора компаний в отношении инноваций. Более того, если целью государственных субсидий является стимулирование инноваций, то эффективное распределение субсидий предполагает ориентацию на российские отрасли с высокой конкуренцией — здесь различные формы инноваций действительно играют роль в стратегии компании на рынке.

Заключение

В нашем анализе излагаются теоретические основы потенциальных неблагоприятных последствий инновационной политики в виде субсидий на исследования. Нежелательные результаты могут быть связаны с неоднородностью компаний и отсутствием связи между инновационной активностью и ростом на неконкурентных рынках.

Мы предлагаем эмпирические данные, указывающие на нежелательные последствия субсидирования публичных компаний в России. Например, по сравнению с общероссийским сектором связи и информационных технологий инновационная деятельность государственных корпораций слабее связана с исследованиями и разработками. Кроме того, по сравнению с частными компаниями, инновации могут привести к меньшему распространению увеличения экспорта, прибыли или новых сотрудников, а также к менее частой разработке новых продуктов публичными компаниями в России.

Ссылки

  • Аджемоглу, Д., Акджигит, У., Блум, Н., Керр, В. Р., 2013 г. « Инновации, перераспределение и рост» , Рабочий документ Национального бюро экономических исследований, № 18993.
  • Асемоглу, Д., Акджигит, У., Хэнли, Д., Керр, В. (2016). Переход на чистые технологии. Журнал политической экономии , том 124 (1), страницы 52–104.
  • Akcigit, U., Kerr, W. R., 2010. «Рост за счет разнородных инноваций», рабочий документ Национального бюро экономических исследований, № 16443.
  • Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. «О взаимодействии элементов инновационной инфраструктуры», Аналитический отчет, на русском языке.
  • Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2015-2017 гг. «Оценка конкурентоспособности в России», Аналитические отчеты, на русском языке.
  • Эрроу, К., 1962. «Экономическое благосостояние и распределение ресурсов для изобретения», В Скорость и направление изобретательской деятельности: экономические и социальные факторы, Издательство Принстонского университета, страницы 609–626.
  • Коэн, В. М., 2010. «Пятьдесят лет эмпирических исследований инновационной деятельности и эффективности», Справочник по экономике инноваций , том 1, страницы 129–213.
  • Гроссман, Г. М., Хелпман, Э., 1991. «Лестницы качества в теории роста», The Review of Economic Studies , Volume 58 (1), страницы 43–61.
  • Гроссман, Г. М., 1990. «Объяснение инноваций и торговли Японии», Денежно-кредитные и экономические исследования Банка Японии, том 8 (2), страницы 75–100.
  • Холл, Б. Х., Лернер, Дж., 2010. «Финансирование НИОКР и инноваций», Справочник по экономике инноваций , том 1, страницы 609–639.
  • Индикаторы инновационной деятельности в Российской Федерации: 2017. Н. Городникова, Л. Гохберг, К. Дитковский и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», на русском языке.
  • Программы инновационного развития российских государственных компаний: промежуточные итоги и приоритеты, 2015. М. Гершман, Т. Зинина, М. Романов и др.; Л. Гохберг, А. Клепач, П. Рудник и др. (ред.), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», на русском языке.
  • Клетт, Т. Дж., Кортум, С., 2004. «Инновационные фирмы и совокупные инновации», Журнал политической экономии , том 112(5), страницы 986–1018.
  • Ленц, Р., Мортенсен, Д.Т., 2008. «Эмпирическая модель роста за счет инновационных продуктов», Econometrica, , том 76 (6), страницы 1317–1373.
  • Qian, Y., 2007. «Стимулируют ли национальные патентные законы отечественные инновации в глобальной патентной среде? Межстрановой анализ защиты фармацевтических патентов, 1978–2002», Обзор экономики и статистики , том 89 (3), страницы 436-453.
  • Рокетт, К., 2010. «Права собственности и изобретения», Справочник по экономике инноваций , том 1, страницы 315–380.
  • Ромер, П. М. (1990). Эндогенные технологические изменения. Журнал политической экономии , 98 (5, часть 2), S71-S102.
  • Сигал, И., Уинстон, доктор медицинских наук, 2007 г. «Антимонопольное законодательство в инновационных отраслях», American Economic Review , том 97(5), страницы 1703-1730.
  • Шумпетер, Дж., 1942. «Созидательное разрушение», Капитализм, социализм и демократия , страницы 82-83.
  • Wilson, DJ, 2009. Разорить соседа? Внутриштатные, внештатные и совокупные эффекты налоговых льгот на НИОКР. Обзор экономики и статистики , том 91 (2), страницы 431–436.

Сохранить

Какие субсидии в… | Curtis, Mallet-Prevost, Colt & Mosle LLP

Anti Dumping LawAnti-SubsidyBilateral NegotiationsCountervailing DutyCourt of International TradeCustoms FraudDe minimisDispute Settlement ProceduresDoha Development RoundExporter of RecordExport and Import ComplianceGATTImporter of RecordInternational Customs DocumentsMultilateral negotiationsNon Market Economy CountriesRules of OriginSafeguard MeasuresSubsidies and Subsidized ImportsTariffsTrade DefenseTrade Expansion Act of 1962Trade Remedy LawsUnited States–Mexico–Canada AgreementUruguay RoundWorld Trade ОрганизацияВсемирная торговая организация (ВТО) ЧленыWTO Dispute SettlementWTO Trade Disputes337 Investigation

Что такое субсидии в международной торговле?

Субсидия – это любая финансовая помощь, предоставляемая государством производителю или продавцу товаров или услуг, предназначенная для повышения конкурентоспособности конкретной отраслевой фирмы или всей отрасли. Например, сельскохозяйственная продукция часто субсидируется национальными правительствами в попытке увеличить запасы продуктов питания, выращенных и выращенных внутри страны (среди прочих причин).

Что субсидирует государство?

Различные правительства субсидируют разные отрасли в зависимости от национальных приоритетов и политики. Со временем субсидировались такие разнообразные отрасли, как табачная, металлургическая, алкогольная, сельскохозяйственная, оружейная и текстильная. Не существует внутренних ограничений для отраслей, которые будет субсидировать то или иное правительство, хотя страны с разными политическими взглядами будут терпеть разные уровни субсидирования.

Что такое незаконные субсидии?

Незаконные субсидии – это любые субсидии, которые не согласуются с международным или национальным судебным органом. Огромное разнообразие субсидий можно считать «незаконными» в различных контекстах. Например, обычно приемлемая субсидия может быть признана незаконной, если она приводит к тому, что фирма «демпингует» свою продукцию в соседнюю страну вопреки антидемпинговому законодательству. Или политика, поощряющая использование отечественных товаров при производстве автомобилей, может нарушить правила ВТО, запрещающие субсидии, искажающие международную торговлю.

Какие существуют виды субсидий?

Существует бесчисленное множество форм субсидий, в том числе, помимо прочего:

  • Производственные субсидии
  • Потребительские субсидии
  • Экспортные субсидии
  • ИМПОРТА
  • Налоговые субсидии
  • 9019. все стремятся выборочно предоставить финансовую выгоду производителю, потребителю или пользователю определенного товара или услуги.

    Почему нельзя давать субсидии?

    Существует множество аргументов в пользу того, что субсидии не должны предоставляться при некоторых, большинстве или всех обстоятельствах. Они включают аргумент о рыночных искажениях (субсидии наносят ущерб эффективному функционированию свободного рынка) и аргумент о коррумпированности (о том, что политические деятели очень склонны к коррупции при введении субсидий).

    Почему субсидии вредны для экономики?

    Утверждается, что субсидии, как правило, мешают эффективному функционированию свободного рынка. Они создают искусственные или политические барьеры для свободного движения товаров и услуг таким образом, что это выгодно одной стороне по сравнению с другой. Кроме того, они добавляют юридическую и политическую сложность транзакциям, которые в противном случае не нужны.

    Помогают ли субсидии экономике?

    Существуют существенные разногласия по поводу влияния субсидий на экономику в целом. Вероятно, можно с уверенностью сказать, что субсидии, как правило, берут одной рукой, а дают другой. Некоторым подотраслям экономики помогают одни субсидии, в то время как другим отраслям экономики вредят третьи субсидии.

    Как субсидии влияют на экономику?

    Невозможно точно знать, как субсидии в целом или какие-либо отдельные государственные субсидии влияют на экономику. Как и во многих экономических исследованиях, здесь задействовано так много переменных, что чрезвычайно трудно выявить последствия одной политики или группы мер.