Цены на бензин в россии график по годам: Цены на бензин по Росстат: по годам, городам, динамика

Содержание

как за десять лет в России изменились цены на бензин — РТ на русском

Короткая ссылка

Владимир Цегоев,
Ксения Чемоданова,
Екатерина Свинова

С 2011 года цены на бензин в России выросли более чем в полтора раза. Эксперты связывают это не только с естественными экономическими причинами, но и с повышением налогов для производителей нефтепродуктов, а также с ослаблением курса рубля. Между тем за последние два года темпы подорожания горючего в стране резко замедлились на фоне запуска механизма компенсаций для нефтяников. Как полагают специалисты, в этих условиях дальнейший рост стоимости топлива в стране будет оставаться в пределах инфляции.

Менее чем за десять лет бензин на российских автозаправках подорожал почти на 70%. Так, по данным Росстата, ещё в конце 2011 года средняя розничная цена топлива АИ-92 составляла 26,49 рубля за литр, а по итогам марта 2021-го достигла 44,78 рубля. За это же время стоимость литра горючего АИ-95 выросла с 28,45 до 48,32 рубля.

Отчасти это было связано с естественными экономическими причинами. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил аналитик УК «Альфа-Капитал» Денис Бадьянов.

«Инфляция касается всех сфер экономики без исключения — растут затраты на модернизацию оборудования, зарплаты работников, добычу и транспортировку энергоносителей. Все эти факторы в итоге приводят к росту конечной цены топлива», — подчеркнул эксперт.

Помимо этого, одной из причин повышения стоимости горючего стало увеличение налоговой нагрузки на производителей нефтепродуктов. Об этом RT рассказал аналитик компании Virgin Oil Group Андрей Гордеев.

«Во-первых, стоимость акцизов заметно выросла за эти годы для производителей, а сам принцип их начисления изменился. В 2011 году акцизы стали считать исходя не из октанового числа (показывает устойчивость топлива к воспламенению под высоким давлением), а из класса экологической безопасности. Такая реформа заметно подняла стоимость горючего. Также свою роль сыграло планомерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)», — пояснил Гордеев.

По его словам, рост НДПИ привёл к увеличению себестоимости продукции, что обернулось подорожанием бензина в рознице. Кроме того, определённую роль сыграли экспортные пошлины, которые повышало правительство в попытке ограничить поставки горючего за рубеж и полностью обеспечить топливом внутренний рынок страны.

    Стоимость бензина в России продолжала расти даже в условиях резкого падения мировых цен на нефть, как в 2014, 2015 и 2020 годах. Такое положение дел эксперты в первую очередь объясняют высокой долей налоговой составляющей в конечной цене горючего на заправках.

    «В России стоимость бензина не привязана к динамике мировых цен на нефть. Поэтому и при низких нефтяных котировках, и при высоких стоимость топлива внутри страны растёт. Дело в том, что, помимо самой нефти, в одном литре бензина 70% стоимости составляют налоговые платежи, 5—7% — прибыль производителей и ещё порядка 10% — заработок АЗС», — объяснил RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

    С 2012 по 2013 год темпы подорожания бензина в России были умеренными и находились вблизи 6—7%. Между тем в 2014-м розничные цены на автомобильное топливо в стране подскочили сразу почти на 9%. Как отмечают специалисты, это произошло в результате резкого ослабления рубля.

    «В 2014 году на фоне значимого снижения курса рубля по отношению к доллару и евро производителям стало выгоднее продавать горючее за рубеж. Так на внутреннем рынке возник дефицит, что и привело к росту цен. В этот же момент как раз начала дешеветь нефть, но поставщики повышали оптовые и розничные цены в попытках компенсировать падение курса нацвалюты», — объяснил Андрей Гордеев.

    Также по теме


    Топливный баланс: как могут измениться цены на горючее в России до конца 2021 года

    По словам вице-премьера Александра Новака, в 2020 году цены на бензин в России выросли всего на 2%. При этом в кабмине ожидают, что в…

    После 2014 года темпы подорожания бензина в России временно замедлились. Так, в 2015-м средняя розничная стоимость горючего выросла только на 4,8%, а в 2016-м — на 3,8%. Впрочем, после этого на рынке топлива вновь наметилось ценовое ускорение. В 2017 году бензин в стране подорожал на 7,3%, а в 2018-м — сразу на 9,4%.

    Для решения возникшей проблемы правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке оптовых цен. Вместе с тем нефтяникам было невыгодно поставлять горючее на российский рынок по фиксированной стоимости. Экспортные цены заметно превышали внутренние, поэтому бизнесу было прибыльнее продавать нефтепродукты за рубежом.

    На этом фоне с 1 января 2019 года власти запустили так называемый демпфирующий механизм. В рамках инициативы государство стало возмещать компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок.

    Таким образом, если цены на горючее внутри страны ниже экспортных, нефтяники получают компенсацию из бюджета. При более высоких ценах на внутреннем рынке компании, напротив, отчисляют в казну часть прибыли. Такое положение дел позволяет избегать резких скачков стоимости топлива для потребителей.

    В результате действия демпфирующего механизма рост цен на горючее в России удалось замедлить в несколько раз. Так, в 2019 году топливо в стране подорожало лишь на 1,9%, а в 2020-м — на 2,5%. Более того, с 1 мая 2021 года для дополнительного сдерживания цен на горючее правительство намерено скорректировать формулу компенсирующего механизма.

    Как объясняют эксперты, в демпфере заложена так называемая индикативная оптовая цена бензина на внутреннем рынке. На её основе власти рассчитывают сумму, которую нефтяники должны перечислять в бюджет или получать в качестве компенсации от правительства. Согласно изначальной задумке, индикативная цена должна была расти на 5% в год. Вместе с тем со временем такое повышение показателя стало невыгодным для нефтяных компаний.

    «Демпфер построен так, что его действие приводит к росту оптовых цен, а розничные за ними не успевают. Пересмотр демпфера приведёт к тому, что оптовые цены будут расти меньшими темпами, следовательно, сократится и темп роста цен в рознице. В результате корректировок в дальнейшем рост цен на топливо не будет превышать размеров инфляции — это обещало государство в лице Минэнерго», — подчеркнул Артём Деев.

    Россия — Цены на бензин | 1995-2023 Данные











    •  Резюме










    • 1Y
    • 5Y
    • 10Y
    • 25Y

    • MAX





    •  


    <iframe src=’https://tradingeconomics. com/embed/?s=russiagaspri&v=202305300147v20230410&lang=all&h=300&w=600&ref=/russia/gasoline-prices’ frameborder=’0′ scrolling=’no’></iframe><br />source: <a href=’https://tradingeconomics.com/russia/gasoline-prices’>tradingeconomics.com</a>


    height



     Preview







    Россия
    Последний

    Предыдущий

    Блок

    Ссылка


    Цены на бензин
    0. 640.63
    USD / литр
    May 2023

    Россия — Цены на бензин

    Текущие значения, предыдущие значения, прогнозы, графики и экономический календарь — Россия — Цены на бензин.






    Фактический

    Предыдущий

    Наивысший

    Самые низкие

    Даты

    Блок

    Частота

    0. 640.631.000.281995 — 2023
    USD / литр

    Ежемесячно


    План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского союза от российского природного газа – анализ

    МЭА (2022), План из 10 пунктов по снижению зависимости Европейского Союза от российского природного газа , МЭА, Париж https://www.iea.org/reports/a-10-point-plan-to-reduce -Европейский-союз-зависимость-на-российском-природном-газе, Лицензия: CC BY 4.0

    • Поделиться в Твиттере Твиттер
    • Поделиться на Facebook Facebook
    • Поделиться в LinkedIn LinkedIn
    • Поделиться по электронной почте Электронная почта
    • Выложить в печать Распечатать

    Скачать

    • Скачать сводную инфографику

      Скачать «Скачать сводную инфографику»

    • Отчет + инфографика (французский)

      Скачать «Отчет + инфографика (французский)»

    • Отчет + инфографика (немецкий)

      Скачать «Отчет + инфографика (немецкий)»

    • Отчет + инфографика (итальянский)

      Скачать «Отчет + инфографика (итальянский)»

    • Отчет + инфографика (японский)

      Скачать «Отчет + инфографика (японский)»

    • Отчет + инфографика (испанский)

      Скачать «Отчет + инфографика (на испанском языке)»

    • Отчет + инфографика (китайский)

      Скачать «Отчет + инфографика (китайский)»

    • Сводная инфографика (польский)

      Скачать «Сводная инфографика (польский)»

    Газоснабжение
    • Срок действия контрактов на импорт газа с «Газпромом» на объем более 15 млрд куб. в год должны истечь к концу этого десятилетия.
    • Это дает ЕС четкое краткосрочное окно возможностей для значительной диверсификации своих поставок газа и контрактов с другими источниками, используя возможности для импорта, предоставляемые его крупной инфраструктурой СПГ и трубопроводов.

    Воздействие: Использование истекающих долгосрочных контрактов с Россией снизит предусмотренные договором минимальные уровни «бери или плати» для российского импорта и обеспечит большее разнообразие поставок.

    1. Отсутствие новых договоров на поставку газа с Россией
    • В дополнение к вышеизложенному, наш анализ показывает, что добыча внутри ЕС и импорт трубопроводов за пределы России (в том числе из Азербайджана и Норвегии) ​​могут увеличиться в течение следующего года на 10 млрд кубометров с 2021 года. Это основано на предположениях более высокая загрузка импортных мощностей, менее плотный график летнего технического обслуживания и производственные квоты/потолки пересматриваются в сторону повышения.
    • ЕС имеет больший краткосрочный потенциал для наращивания импорта СПГ, учитывая его широкий доступ к резервным мощностям по регазификации.2 Торговля СПГ по своей природе является гибкой, поэтому решающими переменными в ближайшей те, у которых есть некоторая свобода действий по контракту в отношении пункта назначения, и конкуренция за эти поставки с другими импортерами, особенно в Азии.
    • Теоретически ЕС мог бы увеличить краткосрочные притоки СПГ примерно на 60 млрд куб. которые ограничивают спрос на импорт в других регионах) это будет означать исключительно тесные рынки СПГ и очень высокие цены.
    • Принимая во внимание текущие форвардные цены и баланс спроса и предложения СПГ, мы предусмотрели в нашем Плане из 10 пунктов увеличение импорта СПГ ЕС на 20 миллиардов кубометров в следующем году. Своевременной закупке СПГ может способствовать активизация диалога с экспортерами и другими импортерами СПГ, повышение прозрачности и эффективное использование мощностей регазификационных терминалов СПГ.
    • Увеличение нероссийских трубопроводных поставок и поставок СПГ предполагает согласованные усилия по устранению утечек метана как в Европе, где утечки оцениваются в 2,5 млрд куб. которые сегодня сжигают значительное количество газа.
    • В краткосрочной перспективе потенциал для расширения поставок биогаза и биометана ограничен из-за сроков реализации новых проектов. Но этот многообещающий низкоуглеродный сектор предлагает важный среднесрочный потенциал роста добычи газа в ЕС. То же самое относится к производству низкоуглеродистого водорода посредством электролиза, который зависит от новых проектов по производству электролизеров и ввода в эксплуатацию нового низкоуглеродного поколения. Увеличение производства низкоуглеродистых газов жизненно важно для достижения целей ЕС по сокращению выбросов к 2030 и 2050 годам.

    Воздействие: Около 30 млрд м3 дополнительных поставок газа из нероссийских источников.

    2. Замена российских поставок газом из альтернативных источников
    • Хранение газа играет ключевую роль в удовлетворении сезонных колебаний спроса и обеспечении страховки от непредвиденных событий, таких как скачки спроса или дефицит предложения, которые вызывают скачки цен. Ценность безопасности, обеспечиваемой газовыми хранилищами, еще выше во времена геополитической напряженности.
    • Нынешние узкие сезонные ценовые спрэды на европейских газовых рынках не создают достаточных стимулов для закачки газа в хранилища в преддверии отопительного сезона 2022-2023 гг., как показали результаты недавних аукционов по хранению газа в ЕС. Согласованный подход к минимальным обязательствам по хранению для коммерческих операторов на едином газовом рынке ЕС вместе с надежными рыночными механизмами распределения мощностей обеспечат оптимальное использование всех доступных мощностей по хранению в ЕС.
    • Наш анализ, основанный на опыте последних лет, показывает, что уровни заполнения не менее 90% от рабочей емкости хранилищ к 1 октября необходимы для обеспечения адекватного буфера для европейского газового рынка в течение отопительного сезона. Учитывая истощенные сегодня объемы хранилищ, закачка газа в 2022 г. должна быть примерно на 18 млрд куб. м выше, чем в 2021 г.
    • Региональная координация уровней хранения газа и доступа к ним может стать важным элементом солидарности между государствами-членами ЕС и укрепить их безопасность поставок газа в преддверии следующего зимнего сезона.

    Воздействие: Повышает устойчивость газовой системы, хотя более высокие требования к закачке для пополнения хранилища в 2022 году повысят спрос на газ и поддержат цены на газ.

    3. Ввести минимальные обязательства по хранению газа для повышения устойчивости рынка
    Энергетический сектор
    • Уже ожидается, что в 2022 году рекордное увеличение мощностей солнечной фотоэлектрической и ветровой энергии и возвращение к средним погодным условиям увеличат выработку в ЕС этих возобновляемых источников более чем на 100 тераватт-часов (ТВтч), т. е. более чем на 15%. по сравнению с 2021 годом.
    • Согласованные политические усилия по ускорению дальнейшего увеличения мощностей возобновляемых источников энергии могут обеспечить еще 20 ТВт-ч в течение следующего года. Большинство из них будут представлять собой ветровые и солнечные фотоэлектрические проекты коммунального масштаба, сроки завершения которых могут быть перенесены на более ранний срок путем устранения задержек с получением разрешений. Это включает в себя уточнение и упрощение обязанностей между различными разрешительными органами, наращивание административного потенциала, установление четких сроков для процесса выдачи разрешений и оцифровку заявок.
    • Более быстрое развертывание солнечных фотоэлектрических систем на крышах может сократить счета потребителей. Краткосрочная программа грантов, покрывающая 20% затрат на установку, может удвоить темпы инвестиций (по сравнению с базовым прогнозом МЭА) при стоимости около 3 миллиардов евро. Это увеличит годовую выработку солнечных фотоэлектрических систем на крышах до 15 ТВтч.

    Воздействие: Дополнительные 35 ТВт-ч производства новых возобновляемых источников энергии в течение следующего года, сверх уже ожидаемого роста от этих источников, сократят потребление газа на 6 млрд кубометров.

    4. Ускорить развертывание новых ветровых и солнечных проектов
    • Атомная энергетика является крупнейшим источником электроэнергии с низким уровнем выбросов в ЕС, но в 2021 году несколько реакторов были отключены для технического обслуживания и проверки безопасности. Возвращение этих реакторов в безопасную эксплуатацию в 2022 году, наряду с началом коммерческой эксплуатации завершенного Финляндия может привести к увеличению выработки атомной энергии в ЕС на 20 ТВт-ч в 2022 году. и еще одно в 2023 году. Временная отсрочка этих закрытий, проведенная таким образом, чтобы обеспечить безопасную работу электростанций, может сократить спрос на газ в ЕС почти на 1 млрд кубометров в месяц.
    • Большой парк биоэнергетических электростанций в ЕС в 2021 г. работал примерно на 50% от своей общей мощности. Эти электростанции могли бы производить на 50 ТВтч больше электроэнергии в 2022 г., если будут созданы соответствующие стимулы и устойчивые поставки биоэнергии.

    Воздействие: Дополнительные 70 ТВт-ч выработки электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов, что снижает использование газа для производства электроэнергии на 13 млрд м3.

    5. Максимально увеличить выработку электроэнергии из существующих управляемых источников с низким уровнем выбросов: биоэнергетика и ядерная энергия
    • При сегодняшней структуре рынка высокие цены на газ в ЕС приводят к высоким оптовым ценам на электроэнергию, что может привести к неожиданной прибыли для компаний. Это имеет серьезные последствия для доступности электроэнергии, а также для экономических стимулов для более широкой электрификации конечных пользователей, что является ключевым элементом перехода к чистой энергии.
    • По нашим оценкам, расходы государств-членов ЕС на смягчение воздействия кризиса цен на энергоносители на уязвимых потребителей уже составляют около 55 миллиардов евро.
    • Рост стоимости электроэнергии в определенной степени неизбежен, когда цены на газ (и CO 2 ) высоки. Но современные оптовые рынки создают для многих производителей электроэнергии и их материнских компаний возможность получения прибыли, которая значительно превышает затраты, связанные с эксплуатацией или возмещением капитала. Текущие рыночные условия могут привести к сверхприбыли в размере до 200 миллиардов евро в ЕС от газа, угля, атомной энергии, гидроэнергетики и других возобновляемых источников энергии в 2022 году. Затем эти налоговые поступления должны быть перераспределены среди потребителей электроэнергии, чтобы частично компенсировать более высокие счета за электроэнергию. Меры по налогообложению сверхприбылей уже приняты в Италии и Румынии в 2022 г.

    Воздействие: Снижает счета за электроэнергию для потребителей, даже когда цены на природный газ остаются высокими, предоставляя до 200 миллиардов евро для смягчения воздействия на уязвимые группы.4

    6. Принять краткосрочные меры для защиты уязвимых потребителей электроэнергии от высоких цен
    Секторы конечного использования
    • Тепловые насосы представляют собой очень эффективный и экономичный способ отопления домов, заменяющий котлы, использующие газ или другие ископаемые виды топлива. Ускорение ожидаемого развертывания за счет удвоения текущих темпов установки тепловых насосов в ЕС позволит сэкономить дополнительно 2 млрд кубометров газа в течение первого года, что потребует дополнительных инвестиций в размере 15 млрд евро.
    • Наряду с существующими рамками политики адресная поддержка инвестиций может стимулировать расширение установок тепловых насосов. В идеале это лучше всего сочетать с модернизацией самих домов, чтобы максимально повысить энергоэффективность и снизить общие затраты.
    • Замена газовых котлов или печей тепловыми насосами также является привлекательным вариантом для промышленности, хотя масштабирование развертывания может занять больше времени.
    • Переход с газа на электричество для отопления зданий может привести к увеличению спроса на газ для производства электроэнергии, в зависимости от ситуации. Однако любое увеличение будет намного ниже, чем общее количество сэкономленного газа. Такой сдвиг также перенесет сезонные колебания спроса с рынка газа на рынок электроэнергии.

    Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления дополнительно на 2 млрд м3 в год.

    7. Ускорить замену газовых котлов тепловыми насосами
    • Энергоэффективность — мощный инструмент для безопасного перехода на экологически чистую энергию, но для достижения значительных результатов часто требуется время. В этом плане мы рассмотрим, как повысить скорость прогресса, сосредоточив внимание на мерах, которые могут быстро изменить ситуацию.
    • В настоящее время только около 1% строительного фонда ЕС обновляется каждый год. Быстрое увеличение до дополнительных 0,7%, нацеленное на наименее эффективные дома и нежилые здания, возможно за счет стандартизированной модернизации, в основном за счет улучшения изоляции. Это сэкономит более 1 млрд кубометров газа в течение года, а также принесет пользу для занятости, хотя и потребует параллельных усилий по совершенствованию цепочек поставок материалов и развитию рабочей силы.
    • Это ускорение темпов модернизации зданий и развертывания тепловых насосов в краткосрочной перспективе ускоряет изменения, которые являются частью политики ЕС. Согласно прогнозам, к 2030 году Директива Европейского союза по энергоэффективности и Директива по энергоэффективности зданий в рамках программы «Готовность к 55» сократит спрос на газ в зданиях на 45 млрд кубометров в год по сравнению с сегодняшним днем.
    • Многие домохозяйства устанавливают интеллектуальные средства управления отоплением (интеллектуальные термостаты), чтобы сократить счета за электроэнергию и повысить домашний комфорт, и это простой процесс, который можно быстро масштабировать. Утроение текущей скорости установки, составляющей около одного миллиона домов в год, снизит потребность в газе для отопления домов дополнительно на 200 млн кубометров в год при общей стоимости в 1 миллиард евро. Эти устройства можно стимулировать с помощью существующих программ, таких как субсидии домохозяйствам или схемы коммунальных обязательств.
    • Ежегодное техническое обслуживание газовых котлов может быть использовано для обеспечения того, чтобы водогрейные котлы в домах устанавливались на оптимальную для эффективности температуру, но не выше 60 °C.
    • Помощь малым предприятиям (МСП) в повышении эффективности позволит сэкономить энергию, а также поможет защитить эти предприятия от волатильности цен. Многие государства ЕС имеют эффективные программы, предлагающие МСП аудит энергоэффективности и консультации, которые могут быстро и эффективно экономить энергию. Расширение их масштабов до 5% малых и средних предприятий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере 250 млн м3.

    Воздействие: Сокращает потребление газа для отопления еще почти на 2 млрд м3 в год, снижая счета за электроэнергию, повышая комфорт и повышая конкурентоспособность промышленности.

    8. Ускорение повышения энергоэффективности зданий и промышленности
    • Многие граждане Европы уже по-разному отреагировали на вторжение России в Украину, сделав пожертвования или, в некоторых случаях, напрямую помогая беженцам из Украины. Еще одним способом временных действий, позволяющим сэкономить значительное количество энергии, стала бы регулировка систем отопления в зданиях, отапливаемых газом в Европе.
    • Средняя температура отопления зданий по ЕС в настоящее время превышает 22°C. Регулировка термостата для отопления зданий обеспечит немедленную ежегодную экономию энергии в размере около 10 миллиардов кубометров на каждую степень снижения, а также снизит счета за электроэнергию.
    • Кампании по информированию общественности и другие меры, такие как обратная связь о потреблении или корпоративные цели, могут способствовать таким изменениям в домах и коммерческих зданиях. Положения, регулирующие температуру отопления в офисах, также могут оказаться эффективным политическим инструментом.

    Воздействие: Уменьшение температуры термостата для отопления зданий всего на 1°C снизит потребность в газе примерно на 10 млрд кубометров в год.

    9. Поощрение временной регулировки термостата потребителями
    сквозной
    • Ключевой политической задачей ЕС в ближайшие годы является расширение масштабов альтернативных форм гибкости энергосистемы, в частности, сезонной гибкости, а также сдвига спроса и снижения пиковых нагрузок. На данный момент газ является основным источником такой гибкости, и, как таковые, связи между газовой и электрической безопасностью в ближайшие годы будут углубляться, даже если общий спрос на газ в ЕС снизится.
    • Таким образом, правительствам необходимо активизировать усилия по разработке и внедрению работоспособных, устойчивых и экономичных способов удовлетворения потребностей в гибкости энергосистем ЕС. Потребуется портфель вариантов, включая улучшенные сети, энергоэффективность, усиление электрификации и реагирование на спрос, управляемое производство с низким уровнем выбросов и различные крупномасштабные и долгосрочные технологии хранения энергии наряду с краткосрочными источниками гибкости, такими как батареи. . Государства-члены ЕС должны обеспечить адекватные рыночные ценовые сигналы для обоснования этих инвестиций.
    • Гибкие меры по сокращению промышленного спроса на электроэнергию и газ в часы пик особенно важны для снижения нагрузки на спрос на газ для производства электроэнергии.
    • Низкоуглеродистые газы из местных источников, включая биометан, низкоуглеродистый водород и синтетический метан, могут стать важной частью решения, но потребуются гораздо большие усилия по демонстрации и внедрению.

    Воздействие: Крупный краткосрочный толчок к инновациям может со временем ослабить тесные связи между поставками природного газа и электроэнергетической безопасностью Европы. Сигналы о ценах на электроэнергию в режиме реального времени могут способствовать более гибкому спросу, что, в свою очередь, снижает потребность в дорогостоящих и газоемких пиковых поставках.

    10. Наращивание усилий по диверсификации и обезуглероживанию источников гибкости энергосистемы
    Дополнительные возможности переключения топлива

    У ЕС есть и другие возможности, если он желает или ему необходимо сократить зависимость от российского газа еще быстрее, но с существенными компромиссами5. Основной краткосрочный вариант предполагает отказ от использования газа в энергетическом повышенный спрос на европейский угольный флот или использование альтернативных видов топлива, в первую очередь жидкого топлива, на существующих газовых электростанциях.

    Учитывая, что эти альтернативы использованию газа увеличат выбросы в ЕС, они не включены в описанный выше План из 10 пунктов. Однако они могли сравнительно быстро вытеснять большие объемы газа. По нашим оценкам, временный переход с газа на уголь или мазут может снизить потребность в газе для производства электроэнергии примерно на 28 млрд м3 до того, как произойдет общее увеличение выбросов, связанных с энергетикой, в ЕС.

    Большая часть этого потенциального снижения спроса на газ была бы возможна за счет перехода с газа на уголь: дополнительные 120 ТВт-ч в угольной генерации могли бы сократить спрос на газ на 22 млрд кубометров в год. В дополнение к возможностям работы на биометане почти четверть парка газовых электростанций ЕС способна использовать альтернативные виды топлива — почти все в виде жидкого топлива. Использование этой возможности может сократить потребность в природном газе еще на 6 млрд куб. м в год в зависимости от достаточных финансовых стимулов для перехода на другой вид топлива и доступности этих видов топлива.

    Если этот вариант перехода на другой вид топлива будет реализован в полном объеме в дополнение к полной реализации 10-точечного плана, описанного выше, это приведет к общему годовому сокращению импорта газа ЕС из России более чем на 80 млрд кубометров, или значительно более чем наполовину, но все же приводит к небольшому снижению общих выбросов.

    Быстрее и дальше – дополнительные возможности переключения на другой вид топлива в энергетике
    Ссылки
    1. Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.

    2. ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через СПГ-терминалы Великобритании. Однако в некоторых районах, особенно от Испании до Франции, пропускная способность межсетевого соединения ограничена, что ограничивает использование регазификационных мощностей Испании для импорта в другие европейские страны.

    3. При цене на газ 22 евро/млн БТЕ и CO 2 цены 90 евро за тонну.

    4. Суммы будут зависеть от того, как разработаны меры, а также от других факторов, влияющих на общую прибыльность электроэнергетических компаний.

    5. Мы также изучили возможности сокращения промышленного использования, особенно сырья. Что касается последнего, возможности для повышения эффективности конверсии ограничены, поэтому сокращение спроса на газ в качестве исходного сырья на практике будет означать сокращение производства химической продукции с серьезными потенциальными эффектами домино в цепочках создания стоимости (например, в 2021 году пищевая промышленность в некоторых странах была нарушено, потому что подача CO 2 для компаний по упаковке продуктов питания был получен с заводов по производству аммиака, производство которых было остановлено из-за высоких цен на природный газ).

    Мы не включили дополнительные краткосрочные меры по сдерживанию промышленного спроса из-за риска более широкого опосредованного воздействия на европейскую экономику.

    ЕС имеет доступ к более чем 200 миллиардам кубометров в год регазификационных мощностей, включая возможность ввоза газа через британские СПГ-терминалы. Однако в некоторых районах, особенно от Испании до Франции, пропускная способность межсетевого соединения ограничена, что ограничивает использование регазификационных мощностей Испании для импорта в другие европейские страны.

    При цене на газ 22 евро/млн БТЕ и цене CO 2 90 евро/тонну.

    Суммы будут зависеть от того, как разработаны меры, а также от других факторов, влияющих на общую прибыльность электроэнергетических компаний.

    Мы также изучили возможности сокращения промышленного использования, особенно в отношении сырья. Что касается последнего, возможности для повышения эффективности конверсии ограничены, поэтому сокращение спроса на газ в качестве исходного сырья на практике будет означать сокращение производства химической продукции с серьезными потенциальными эффектами домино в цепочках создания стоимости (например, в 2021 году пищевая промышленность в некоторых странах была нарушено, потому что подача CO 2 для компаний по упаковке продуктов питания был получен с заводов по производству аммиака, производство которых было остановлено из-за высоких цен на природный газ).

    Анализ

    Весь анализкруг-стрелка

    Ограничение цен на российскую нефть: отчет о проделанной работе

    Элизабет Розенберг, помощник госсекретаря США по борьбе с финансированием терроризма и финансовыми преступлениями

    Эрик Ван Ностранд, исполняющий обязанности помощника госсекретаря по экономической политике

    Год назад на саммите G7 в Эльмау лидеры согласились проводить политику ограничения цен на российскую нефть, чтобы не дать России продолжать зарабатывать военное время. премиум. Политика ограничения цен — это новый инструмент управления экономикой, предназначенный для достижения двух, казалось бы, противоречащих друг другу целей: ограничение доходов от нефти в России и поддержание поставок российской нефти. Достижение этих целей затруднит для России финансирование жестокой войны в Украине, в то же время снижая затраты на энергию для потребителей и предприятий по всему миру. Спустя почти шесть месяцев после внедрения ценовой потолок достигает обеих целей. Мы продолжим следить за динамикой мирового рынка нефти в будущем и вносить необходимые коррективы в поддержку этих целей.

    Российский экспорт продолжает расти, способствуя стабильности мирового рынка нефти. Несмотря на то, что мировые цены на нефть оставались стабильными, цена на российскую нефть значительно упала, что привело к сокращению доходов Кремля. Сразу после вторжения Россия получила непредвиденную прибыль от скачка цен на нефть, вызванного ее войной на Украине. Но сегодня политика ограничения цен лишает нас этой неожиданной выгоды, которая позволяет странам с низким и средним уровнем дохода покупать нефть, в то же время затрудняя для России финансирование ее агрессии.

    В этом посте мы рассмотрим, как работает политика ограничения цен и как она достигает этих двух целей.

    Как работает ценовой потолок

    После вторжения России в Украину в феврале прошлого года «Большая семерка» взяла на себя обязательство постепенно отказаться от российской энергии. Каждый из нас со временем предпринял шаги, чтобы запретить импорт российской продукции, в частности нефти. Когда ЕС присоединился к США, Великобритании, Канаде и другим странам в запрете на импорт нефти и нефтепродуктов из России, они также предприняли шаги по запрету услуг по поддержке перевозки такого топлива. Многие аналитики предсказывали, что этот полный запрет на морские перевозки мог привести к резкому росту мировых цен на нефть. Инвесторы широко признавали, что цены на нефть могли подняться до 150 долларов за баррель, что усилило глобальное инфляционное давление. Чтобы смягчить эти последствия, «Большая семерка» и Австралия присоединились к ЕС, чтобы запретить услуги, связанные с перемещением российской нефти и нефтепродуктов, если они не были приобретены по цене ниже предельной. Учитывая ведущую роль «Большой семерки» в таких услугах — от страхования до судоходства и финансов — это ограничение сработало, чтобы ограничить способность России получать прибыль от своей войны, одновременно способствуя стабильности на мировых энергетических рынках.

    Политика предельной цены позволяет компаниям, базирующимся в странах Коалиции, продолжать предоставлять морские услуги по транспортировке российской нефти только в том случае, если эта нефть продается на уровне предельной цены или ниже. Компании из стран Коалиции исторически составляли около 90 процентов рынка соответствующих продуктов морского страхования и перестрахования. Торговцы, брокеры и импортеры зависят от этих услуг в торговле, а владельцы судов полагаются на страхование для защиты своих судов. Кроме того, почти все порты и основные каналы требуют, чтобы суда имели страховку защиты и возмещения убытков (P&I). Если российские экспортеры или импортеры российской нефти хотят получить доступ к поставщикам услуг стран Коалиции, Россия должна продавать нефть по цене или ниже предельной цены. В то же время ценовой потолок дает больше возможностей покупателям, работающим без этих услуг. Эти покупатели могут использовать ценовой потолок, чтобы договориться о более выгодных ценах и меньше платить за российскую нефть.

    Политика ограничения цен стимулирует дальнейшую продажу нефти и нефтепродуктов на рынок с существенной скидкой по сравнению с премией России военного времени . В декабре 2022 года Коалиция установила потолок цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Сразу после незаконного вторжения Россия зарабатывала на продаже нефти более 100 долларов за баррель, а весной 2022 года мировые спотовые цены выросли более чем на 140 долларов за баррель. установлен предел цен, средняя цена на российскую нефть марки Urals была ниже 60 долларов за баррель в месяц.

    Несмотря на сложность проблемы и скорость, с которой Коалиция должна была работать, каждая страна Коалиции успешно внедрила новые согласованные законы и постановления. Кроме того, в феврале Коалиция закрепила свой успех с ограничением цены на российскую нефть, установив потолок цен в 100 долларов за баррель на российские нефтепродукты, такие как дизельное топливо, которые торгуются с премией к сырой нефти, и предел цен в 45 долларов за баррель на Российские нефтепродукты, такие как мазут, которые торгуются со скидкой по сравнению с сырой нефтью. Обширные консультации с грузоотправителями, трейдерами, страховщиками, финансистами и другими участниками рынка гарантировали, что политика ограничения цен работает в рамках глобальной торговли нефтью, и что отрасль смогла с самого начала беспрепятственно внедрить ее, избегая сбоев на мировых энергетических рынках.

    Политика ограничения цен выгодна странам с низким и средним уровнем дохода. Для ясности: члены Коалиции запретили почти весь морской импорт нефти из России и сами не получают прямой выгоды от российских продаж по установленным ценам. Вместо этого прямыми бенефициарами в основном являются страны с формирующимся рынком и страны с низким уровнем доходов, которые импортируют нефть из России. Даже для стран, которые не пользуются услугами Коалиции, ценовой потолок создает рычаги для требования более низких цен от России. Эти страны получают значительно более низкие цены, чем в первые несколько месяцев после вторжения России в Украину. Таким образом, эта политика уменьшила негативные глобальные последствия войны, которую ведет Россия, и оказала финансовую помощь ряду уязвимых стран.

    Влияние на экономику

    После введения политики ограничения цен доходы России от продажи нефти существенно упали как по сравнению с довоенным уровнем, так и по сравнению с повышенным уровнем в начале войны. По данным Минфина России, доходы федерального правительства от нефти с января по март 2023 года были более чем на 40 процентов ниже, чем годом ранее. До войны нефтяные доходы составляли 30–35% всего российского бюджета. В 2023 году нефтяные доходы упали до 23 процентов российского бюджета. Это снижение выручки произошло, несмотря на то, что в апреле 2023 года Россия экспортировала сырой нефти примерно на 5–10 процентов больше, чем в марте 2022 года.

    Несмотря на то, что Россия продает стабильные объемы нефти, ее доход от каждого барреля значительно меньше, потому что ее нефть теперь торгуется со значительным дисконтом по отношению к нефти марки Brent, мировой эталонной цене на нефть . До войны российская сырая нефть торговалась с дисконтом всего в несколько долларов за баррель по отношению к Brent. В последние месяцы официальные данные ценового агентства показали, что российская нефть марки Urals торгуется с дисконтом на 25-35 долларов за баррель меньше, чем Brent. Механизм ценового потолка дает импортерам возможность добиваться высоких скидок на свои сделки с Россией, о чем свидетельствует публичная отчетность.

    В ответ на ценовой потолок Россия была вынуждена изменить способ налогообложения нефти таким образом, что она институционализирует дисконтированную стоимость российской нефти — по сути, закрепив в законе крутой дисконт, который ценовой потолок помог закрепить. Это новое налогообложение может поставить под угрозу будущие мощности по добыче нефти в России, уменьшая стимулы для компаний инвестировать в оборудование, разведку и существующие месторождения. Это изменение идет в дополнение к последствиям, уже ощущаемым санкциями США и экспортным контролем в отношении российских энергетических компаний.

    Наконец, высокопоставленные российские экономические чиновники открыто признали, что ценовой потолок мешает им финансировать войну и поддерживать российскую экономику. Министр финансов Силуанов назвал ограничение цен причиной сокращения налоговых поступлений и увеличения дефицита бюджета в 2023 году. Аналитики Центрального банка России признали, что ограничение цен и санкции ЕС представляют собой «новые экономические потрясения», которые могут «значительно снизить» экономическую активность в России. Между тем вице-премьер России Александр Новак заявил, что «трудности» из-за эмбарго ЕС и ограничения цен не повлияли на общие объемы экспорта и поставок сырой нефти, сигнализируя о том, что более низкая цена, которую получает Россия, снижает доходы.

    В то же время на мировом рынке осталось примерно постоянное количество российской нефти. С тех пор, как Коалиция ввела политику ограничения цен, Россия экспортировала сырую нефть и нефтепродукты в довоенных объемах. Соответственно, глобальные поставки энергии оставались стабильными, вопреки широко распространенным ожиданиям рынка. В начале февраля Россия пригрозила небольшим сокращением добычи, но объемы морского экспорта остались прежними. Рынки также прохладно отреагировали на угрозу со стороны России, признав, что Россия в условиях ограничения цен продолжает экспортировать в нынешних объемах. Недавно Россия отступила от декабрьского указа, запрещающего торговлю с соблюдением ценового предела. Мы продолжим внимательно следить за рынком, чтобы обеспечить стабильность в будущем.

    Несмотря на широко распространенный первоначальный скептицизм рынка в отношении ценового предела, участники рынка и геополитические аналитики теперь признали, что ценовой предел достигает обеих своих целей.

    • Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА, сказал, что ограничение цен на российскую нефть достигло цели как стабилизации нефтяных рынков, так и сокращения доходов Москвы от экспорта нефти и газа. МЭА также пришло к выводу, что запреты на импорт и ценовые ограничения ЕС привели к резкому падению доходов России от экспорта нефти.
    • По данным S&P Global, «политика ограничения цен, возглавляемая США, оказалась удивительно эффективной в удержании нефти на рынке, несмотря на запреты на импорт ЕС и санкции G7 в отношении судоходства».
    • Бен Кэхилл из Центра стратегических и международных исследований заключил: «[политики] получают то, что хотели: хорошо обеспеченный рынок, а Россия получает меньше доходов».
    • Хелима Крофт из RBC Capital Markets заявила: «… Россия, по-видимому, была экономически заинтересована в том, чтобы продолжать продавать свою нефть, и все указывает на то, что нефтеперерабатывающие заводы в Индии и Китае соблюдают ограничения… Так что прямо сейчас мы еще не видели серьезные перебои с поставками российской нефти».
    • Раад Алкадири из Eurasia Group резюмировал, что «[i]если цель западных держав состояла в том, чтобы получить свой пирог и съесть его, то в настоящее время ограничение работает, как и планировалось… Российские потоки были перенаправлены, но по большей части не нарушены, и цены не выросли».
    • Из-за падения доходов от энергоносителей Россия, по данным Bloomberg, была вынуждена в последние месяцы утроить продажи иностранной валюты, чтобы покрыть дефицит бюджета. Доходы России от энергоносителей упали до годового минимума после введения ценового потолка. По оценкам Bloomberg Economics, к концу года России придется продать почти четверть ликвидных активов своего суверенного фонда.

    Коалиция, включающая G7, ЕС и Австралию, была едина на протяжении всего процесса введения политики ограничения цен.   Коалиция выполнила грандиозную задачу: в течение шести месяцев мировые экономические державы сплотились вокруг нового инструмента экономического государственного управления, предназначенного для оказания экономического давления на актора, грубо нарушившего международное право, при этом сохраняя эффективное функционирование мировых энергетических рынков и мировая экономика.

    В дальнейшем мы по-прежнему привержены политике ограничения цен . Коалиция продолжит координацию для обеспечения эффективного мониторинга и обеспечения соблюдения политики, включая противодействие уклонению от этих ограничений, избегая побочных эффектов и поддерживая глобальную энергетическую безопасность.