Саласпилсе: История девятнадцатая. Она выжила в «Саласпилсе»

Содержание

Почему латыши пишут историю концлагеря на основе воспоминаний коллаборационистов

Ох, как бы латышские нацисты хотели, чтобы русским кто-то стёр память и чтобы историю можно было переписать набело. В ней не нашлось бы места ни убитым детям с русыми волосами, ни расстрелянным евреям, ни замученным военнопленным, ни жертвам операции «Зимнее волшебство». Латышские эсэсовцы были бы белыми и пушистыми, и исчезла бы из упоминаний резня на улицах старой Риги, а сотни тысяч жертв навсегда бы замолчали в своих могилах.

Впрочем, латыши и сейчас, не стесняясь, переписывают историю Великой Отечественной войны, делая её по-европейски «удобной»: да, жертвы были, что вы хотите, шла война, но совсем не в таких масштабах. Не было сотен тысяч убитых. И замученных детей тоже не было. А лагерь Саласпилс предназначался для латышских дезертиров из Vaffen SS. Они там «перевоспитывались», ходили на работу, получали посылки из дома и ни в чём не нуждались. Сколько погибло? Всего две тысячи человек, да и то от болезней. Откуда данные? Из воспоминаний помощника администрации лагеря Артура Непартса, который при наступлении Советской армии бежал на Запад. На основе воспоминаний этого человека теперь пишут исследования и пытаются выдать их за истину. Да и лагерь, как утверждают эти «историки», был совсем небольшим — на две тысячи человек. Откуда взяться стольким жертвам?

Фото © zametki.by

В 2008 году историк Инесис Фелдманис сообщил о новых «открытиях» латышей:

Саласпилс не был лагерем смерти… Русские историки в 50 раз преувеличивают количество погибших. В лагере погибли только 2000 человек, при этом сам лагерь мог вместить максимум две-три тысячи человек. Откуда взяться цифре 100 000? Это была просто расширенная тюрьма. А строила его тысяча евреев, присланных из Германии.

Евреи

«Расширенная тюрьма» в Саласпилсе действительно была. Но жили в ней только латыши. С русскими и евреями был другой разговор. Их не кормили, не лечили, не обеспечивали ничем и заставляли работать. Однажды в лагерь пригнали четыре тысячи военнопленных — их оставили гнить прямо под открытым небом.

Если заключённый работал удовлетворительно, — рассказывал политзаключённый Саласпилса Станислав Розанов, — его «благодарили» десятью ударами по спине. Если работу признавали плохой, били каждый день. За «очень плохую работу» вешали… Когда из-за голода и морозов заключённые ослабевали и падали… их безжалостно пристреливали… Тех, кто не мог достаточно ловко работать, хлестали обрезками кабеля.

Любимым развлечением коменданта Краузе было стрелять из окна в заключённых… Так была убита Тоня Фёдорова из Москвы, — вспоминала узница лагеря Э. Виба.

Возле лагерного барака. Декабрь 1941-го. Фото © Wikipedia

Розанов вспоминал, что заключённые, вылавливавшие из реки Даугавы брёвна для строительства лагеря, от голода объели всю кору с деревьев на берегу:

Вокруг не было ни одного уцелевшего куста, ни одного стебелька. Каждый день умирали сотнями. За несколько месяцев в лагере погибли десятки тысяч военнопленных.

Условия были дикими, невыносимыми. Посуды не было, скудную баланду наливали в шапки и в полы гимнастёрок. Кто не съедал её за две минуты, у того «посуду» выбивали из рук.

Первыми обителями Саласпилса стали евреи из Чехословакии. Охранники, заметив, что евреи хорошо одеты и не оставляют в бараках ценные вещи, прибегли к хитрости. Они приносили с собой старую одежду, примечали подходящего еврея и раздевали его догола, забирая все ценности и вещи. При сопротивлении убивали, обирали и даже выламывали золотые зубы. Охраняли Саласпилс латыши. Уж не они ли, постаревшие, но всё ещё живые, сейчас маршируют по улицам Риги?

По приказу командующего полицией безопасности и СД в Риге Рудольфа Ланге плохо работавших евреев выводили на лёд Даугавы и до смерти заливали холодной водой. Жизнь была настолько невыносимой, что многие сами просили записать их в число провинившихся — искали смерти.

А вот рижских евреев в Саласпилсе действительно не было: они не добрались до лагеря. В ночь с 29 на 30 ноября 1941 года их погнали в сторону лагеря и в 20 километрах от Риги расстреляли в лесу.

Число расстрелянных жидов измеряется тысячами, — хладнокровно писал министр иностранных дел Латвии Л. Сейи. — Но не видно, чтобы латыши жалели жидов…

До войны в Риге было 80 тысяч евреев. Когда советские войска вошли в город, там оставалось 140 евреев.

Однако без заключённых лагерь не остался: глава айнзатцгруппы «А» Шталекер сообщал начальству, что уже в декабре 1941 года в лагерь были направлены 20 тысяч евреев. А генерал Еккельн на суде показал, что в Саласпилс еженедельно прибывало по два-три эшелона с евреями, то есть по две-три тысячи человек.

Фото © Wikipedia

Если в лагере могли одновременно находиться две–три тысяч человек, куда исчезали остальные? Еккельн даёт этому факту исчерпывающее объяснение:

В Саласпилсе мы расстреляли примерно 87 тысяч евреев, прибывших в лагерь. ..

Слова Еккельна подтверждал заключённый Карл Симсен из Шверина. На его глазах нацисты убили две тысячи евреев. Их увозили из лагеря в машинах-душегубках. Была найдена и трофейная карта, на которой нацисты скрупулёзно отмечали, где хоронили жертв. Цифры на ней заставляют волосы на голове шевелиться. Здесь отмечены поля, на которых закопали 35 238 убитых; 136 421 убитого; 41 928 и 963 убитых.

9 апреля 1943 года шеф СД и полиции безопасности сообщал в Берлин, что во время операции «Зимнее волшебство», когда немцы решили зачистить полосу вдоль латвийской границы, за три месяца «137 бандитов убито в бою, 1807 пособников расстреляны, 51 арестован, свыше 2000 человек, не уличённых в пособничестве (это белорусские женщины и дети) были… направлены в лагерь Саласпилс». Поистине какая-то резиновая «расширенная тюрьма».

Дети

В Саласпилсе детей у русских женщин отбирали, самих их отправляли в рабство в Германию; многие матери сходили с ума от разлуки. Детям была уготована ещё более страшная участь. Двух- и трёхлетние малыши попадали в руки команды нацистских докторов, которых возглавлял Майзер. Он ставил над русскими детьми чудовищные эксперименты, вкалывая им яды или добавляя их в пищу. Многие малыши были постепенно умерщвлены с помощью доз мышьяка. У других фашисты просто брали кровь. Тех, кто сопротивлялся, привязывали к кроватям.

Фото © poisksvoih.ru

Историк из Латвии Влад Богов в архивах выяснил, что количество детей в Саласпилсе в одно время составляло 43% от общего количества узников. Немецкий историк Гертруда Шнайдер в своих трудах признаёт, что эксперименты над русскими детьми были. Однако цели экспериментов до сих пор не известны.

Маленькие узники жили в бараках без ухода. За младенцами ухаживали четырёх- и пятилетние дети. Каждое утро из барака выносили десятки замёрзших маленьких тел. Их сжигали за оградой лагеря, хоронили в канавах и бросали в выгребные ямы. Русские дети для латышей были хуже мусора. Санитарка лагерной больницы В. Веске признавалась, что из 120 больных детей каждый день умирали пятеро — «от истощения, неоказания помощи и умышленного убийства». Побывавшая в этой больнице врач Высоцкая пришла в ужас от увиденного. Умиравшие малыши были «синие до прозрачности», со вздутыми животами. Остальные — чесоточные, истощённые, все с температурой.

У меня было впечатление, что все они чем-то отравлены… — позже говорила она.

Другая женщина — А. Алексеева — сумела за подарки проникнуть на территорию лагеря. Она хотела спасти хотя бы одного ребёнка.

Политзаключённые, с которыми я случайно имела возможность говорить, — вспоминала она позже, — мне рассказали, что у детей берут кровь и потом они умерщвляются какими-то уколами. Я лично видела, как из барака, где находились в нечеловеческих условиях дети всех возрастов, выносили большую бельевую корзину с трупами грудных детей. Мальчик, которого я взяла на воспитание, после взятия крови и от голода был так слаб, что я сомневалась, смогу ли спасти его.

В марте 1943 года в лагере находилось до 1100 детей, а всего через него прошло не менее 12 тысяч детей. Но это неточно: порядковые номера, которые присваивались малолетним узникам, заканчивались на № 17683, детей могло быть больше. Некоторых из них сумели спасти монахини из рижского православного монастыря и община староверов — они охотно брали детей к себе. Около двух тысяч детей было роздано местным фермерам в качестве дармовой рабсилы, но были и такие жители Риги, которые действительно хотели им помочь.

Славяне всех стран — объединяйтесь!: Как Сталин после войны хотел создать в Европе славянский СССР

Жертвы

Латвийские историки утверждают, что в лагере погибло не больше двух тысяч человек. Эта цифра взята из воспоминаний коллаборациониста Артура Непартса.

Мемориал. Фото © Wikipedia

Действительно, советские следователи провели полную эксгумацию тел погибших только на Гарнизонном кладбище Саласпилса и в самом лагере. Были найдены групповые могилы детей; в общей сложности было найдено 640 тел. Вскрыть полностью остальные захоронения в 1944 году было физически невыполнимо: были найдены огромные ямы, наполненные человеческими телами, размерами 50 X 5 метров и более. Глубина могил достигала четырёх метров. Надо помнить, что вскрытие могил такого масштаба — занятие не для слабонервных. Рижская земля буквально сочилась гноем и была наполнена смрадом от разлагающихся человеческих тел. К тому же всё ещё шла война, рядом уже орудовали «лесные братья». Захоронения были найдены в Бикерниекском лесу, в Дрейленском лесу, на станции Щикаратаве, на канатной фабрике и ещё в 14 местах.

Поэтому количество жертв подсчитали просто: прикинули, сколько тел могло быть в одном кубометре земли, и помножили на площадь найденных могил. Получилась цифра в 100 тысяч человек — население целого города. Жертв могло быть и больше.

«Чтобы восстановить справедливость», латыши собирают воспоминания вчерашних нелюдей — коллаборационистов и эсэсовцев. А зайти следовало бы с другого края — с масштабных раскопок. Но на такое власти Латвии не пойдут: открывшиеся кости узников лагеря Саласпилс и других лагерей могут заговорить так громко, что заглушат голоса и политиков, и проплаченных ими учёных.

Главные мифы о вожде народов: Почему Сталина считали шестипалым агентом, миллиардером и сыном князя

Майя Новик

  • Статьи
  • Латвия
  • Националисты
  • История

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Лагерный бардак Почему в Латвии спорят о количестве жертв в нацистском концлагере Саласпилс: Прибалтика: Бывший СССР: Lenta.ru

Концлагерь — это не только общение с интересными людьми, но и работа на свежем воздухе. Такое мнение может сложиться у тех, кто ознакомится с новым популярным произведением латышских историков, распространяемым в учебных заведениях страны. Речь идет о печально известном концлагере Саласпилс, где нацисты, в частности, откачивали у младенцев кровь для раненых немецких солдат. Теперь все это представляется в сглаженном, смягченном виде. Авторов книги обвиняют в ревизии истории Второй мировой войны и неуважении к жертвам нацизма. «Лента.ру» разбиралась в том, где в рассказах о Саласпилсе правда, а где вымысел.

Стоны земли

Книгу Aiz šiem vārtiem vaid zeme. Salaspils nometne: 1941−1944 («За этими воротами стонет земля. Саласпилсский лагерь: 1941−1944») подготовили историки Карлис Кангерис, Улдис Нейбургс и Рудите Виксне. В Латвии их труд распространяется по школам, вузам и госучреждениям, его торжественно вручают гостям города Саласпилса и иностранным делегациям. Публицист Евгений Лешковский отмечает, что книга вышла в свет при «моральной поддержке» латвийского МИД, финансами помогли самоуправление Саласпилса и организация «Латышский фонд». «Теперь книжка служит «официальным подарком широкого назначения»: богато изданный фолиант дарят всем, включая библиотеки. В Саласпилсской думе так и сказали: вот вам, читайте, 431 страница чистейшей правды! Авторы книги заявляют, что она очень нужна, ведь «в местном и зарубежном обществе о Латвии и событиях в лагере Саласпилс распространяется разная ложь»», — утверждает Лешковский.

Действительно, авторы настаивают, что «в советское время данные о погибших в Саласпилсе сильно преувеличили». По их мнению, в лагере было убито не 100 тысяч, как гласила официальная советская версия, а «всего лишь» 2 тысячи человек. Кангерис, Нейбургс и Виксне пишут: «Через лагерь прошли примерно 22 тысячи человек, из которых половина были политзаключенные, а остальные транзитные — люди из России и Белоруссии, которых отправляли на работу в Германию».

Возле лагерного барака. Декабрь 1941-го

Фото: Bundesarchiv

Латышские историки также отрицают, что в лагере погибло 7 тысяч детей. «Мы знаем, что в общей сложности в лагере находилось 3000 детей, которых привезли туда ненадолго. И мы категорически отрицаем, что кровь этих детей была предназначена для лечения солдат вермахта», — сказал Улдис Нейбургс. Более того, авторы пишут: «По сравнению с детьми в лагерях на Украине, детям, привезенным в Саласпилс, повезло, поскольку их потом разместили в приютах или передали семьям». Свои выводы Кангерис, Нейбургс и Виксне делают на основе воспоминаний членов персонала: помощника лагерного старосты Артурса Непартса, фельдшера Шалковица и надзирателя Риекстиньша. Оппоненты обвиняют авторов книги в том, что ими полностью игнорируются свидетельства десятков выживших узников и материалы комиссии, которая по горячим следам расследовала злодеяния нацистов. В частности, оставлен без внимания тот факт, что из лагеря смерти Дахау в Саласпилс пригнали группу евреев — специально для уничтожения могил здешних узников. Позже рядом с лагерем обнаружили яму 25 на 27 метров, доверху заполненную пеплом и человеческими костями.

Однако, по мнению авторов книги, было бы неправильно говорить о Саласпилсе как лагере смерти или концлагере. Присутствовавшая на презентации издания спикер парламента Латвии Инара Мурниеце заявила, что новая книга «стирает сегодняшние растиражированные пропагандистские мифы о латвийском государстве». Теперь официальная точка зрения латвийских историков сводится к тому, что советская власть «занималась пропагандой нацистских преступлений, чтобы скрыть преступления сталинизма и дискредитировать латышских эмигрантов». И эта линия проводится давно: еще в 2005 году вышла книга «История Латвии: XX век», где лагерь в Саласпилсе уклончиво охарактеризован, как «расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой лагерь». Тогдашний президент страны Вайра Вике-Фрейберга подарила эту книгу Владимиру Путину.

В концлагерь на субботник

Впрочем, оппоненты латышских историков вынуждены признать, что долгие годы никаких исследований по Саласпилсскому лагерю смерти не проводилось. Это тем более удивительно, что в советское время Саласпилс считался одним из главных символов преступлений нацизма. Здесь был выстроен величественный мемориальный комплекс, а песня «Саласпилс» в исполнении группы «Поющие гитары» известна всем представителям старшего поколения. Ныне почти забыт, а некогда был очень популярен латышский поэт Эйжен Веверис, прошедший концлагеря в Саласписле и Штутгофе и отразивший впечатления о пережитом в своих стихах.

Рисунок узника лагеря

Фото: Wikipedia

Ситуацию осложняет тот факт, что точное количество жертв действительно неизвестно. Много лет подряд историк Игорь Гусев организует на Гарнизонном кладбище субботник в преддверии Международного дня освобождения узников нацистских лагерей (11 апреля). «Ленте.ру» он сказал: «Беда с лагерем в Саласпилсе в том, что изначально там был мемориал, но не имелось «официальных» могил. В советское время места массовых захоронений узников не были отмечены. Сегодня могилы приходится восстанавливать — в том числе и для того, чтобы доказать реальность нацистских зверств. Классика детективного жанра: нет трупа — нет и преступления. Нацисты специально старались уничтожить, скрыть могилы узников, чтобы не оставлять следов своих злодеяний. Сегодня это дает возможность некоторым утверждать, что Саласпилс был чуть ли не курортом. Так вот, когда мы подняли из земли останки погибших людей, это было очень тяжелое чувство. Пробитые пулями черепа, хрупкие кости — вряд ли, один раз увидев, можно такое забыть. Лично меня потрясли остатки изящной девичьей туфельки. Судя по размеру, это была совсем молоденькая девушка. Уже не ребенок, но еще не взрослая женщина. Сохранились пальчики, кусочки чулка… Какая нелюдь прервала нить ее жизни?! Мы тщательно собрали останки, чтобы предать их торжественному погребению. Участие в подобных субботниках, создание памятных знаков на месте массовых захоронений — это ведь тоже борьба с нацизмом».

Материалы по теме:

Латвийский краевед Александр Ржавин недавно нашел в Огрском крае захоронение, где покоятся останки малолетних узников Саласпилского концлагеря. Он помог родственникам нескольких детей, некогда угнанных в Саласпислс из Псковской области, найти места их упокоения. Ржавин сказал «Ленте.ру», что пока нацисты побеждали, они не боялись возмездия и не старались скрывать следы своих преступлений. «Чего беспокоиться-то — лет десять и где искать могилы в лесу? А вот в конце войны засуетились и прилагали всяческие усилия, чтобы стереть следы своих злодеяний», — отмечает краевед. Он не отрицает, что в советское время количество жертв действительно могло быть завышено. «Что касается жертв, то их приблизительное число названо — от двух до пятидесяти трех тысяч. Это, как мне кажется, и называется приблизительной оценкой числа жертв Саласпилсского лагеря. А как вы хотели? Точнее? Да еще сейчас, по прошествии стольких лет? При том, что архивы сгорели вместе с лагерем, что не все могилы обнаружены, что многие тела были сожжены и раздроблены и т.п.? На мой взгляд, с каждым годом уменьшаются шансы на более точное определение числа погибших в лагере. К сожалению, в советское время, когда еще оставались живыми многие свидетели, почему-то не был создан мартиролог хотя бы по гражданам СССР, замученным в Саласпилсе. Или вот неужели никого не смущало при посещении мемориала, что там не было обозначено ни одной могилы узников? Ни рядом с гражданским лагерем, ни возле лагеря военнопленных? Печально, но советская власть открыла величественные памятники, говорила о десятках тысяч погибших, однако не удосужилась обозначить их могилы и собрать их имена», — сожалеет историк.

Вещевой склад в лагере, с которого нацисты брали понравившиеся им вещи

Фото: Bundesarchiv

Воспоминания педагога

Когда автор этих строк учился в Даугавпилсском университете, педагогику у нас преподавала профессор Людмила Тимощенко, в детстве прошедшая концлагерь в Саласпилсе. Сейчас из-за состояния здоровья Людмила Николаевна с прессой не общается, но она написала потрясающую по искренности и трагизму книгу «Дети и война», в которой поделилась воспоминаниями о пережитом. Около десяти лет собирала материал, искала других выживших узников, чтобы задокументировать их свидетельства. Из воспоминаний Людмилы Тимощенко: «Вышки с патрулями и собаками — мы в концлагере Саласпилс. Всех раздели и абсолютно голых и босых, погнали по холоду в другой барак, так называемый карантин. Все плакали от стыда и безысходности. После карантина меня и еще нескольких человек поместили в лазарет, где я подвергалась так называемому «лечению»: у меня выкачивали кровь для фашистских солдат… Так как я была очень слаба после «лечения», я все время лежала. Запомнился страшный угол в нашем бараке, где лежали маленькие детки… Они тихонько умирали, плакать у них уже не было сил. И еще помню злую надзирательницу, которая била детей. Однажды меня и нескольких ребят из нашего барака вывел охранник. Нас повезли раздавать хозяевам. Я была в таком плачевном состоянии, что меня хотели вернуть обратно в лагерь. Но один дедушка пожалел меня и взял к себе. Молодая хозяйка, жена его сына, осмотрев меня, пришла в ужас: не было живого места на теле. Я не могла ни сидеть, ни лежать от нестерпимой боли… Когда я немного окрепла, стала пасти у них скот».

Точное количество погибших в Саласпилсе неизвестно до сих пор

Фото: Bundesarchiv

93-летний Виктор Лазарев, узнав о прошедшей в Риге конференции, в ходе которой историк Карлис Кангерис назвал рассказы о массовых убийствах в Саласпилсе «советской пропагандой», обратился в прессу. В концлагере заключенный Лазарев вместе со своим отцом под присмотром надзирателей нарезал из кусков железа полосы, из которых изготавливали кандалы для заключенных. «Все лето 1944 года нам нечем было дышать. Сжигали и расстреливали каждый день. Вонь стояла страшная от жженого человеческого мяса. Причем руководство лагеря действовало рационально. После уничтожения очередной партии мы должны были снимать заклепки, чтобы кандалы можно было использовать еще и еще раз. Они были обгоревшие, порой еще теплые. Их никто не чистил, а прямо нам привозили кучами. Приходилось скоблить. Чтобы снять заклепки, их нужно было стачивать», — вспоминает Лазарев. «Сколько было уничтожено? Не считал. Но огромное число заключенных. Самые настоящие массовые казни. Ведь люди каждый день проходили через одни и те же кандалы. Мы работали в прямом смысле не покладая рук в апреле, мае, июне, июле… Вот и считайте, сколько народу перемолола эта мясорубка. А у нас были десятки кандалов. В общем, ясно, что за весенние и летние месяцы только 1944 года были уничтожены тысячи. Плюс повешенные. А еще многих увозили в Бикерниекский лес, где убивали, а потом хоронили в общих могилах», — рассказывает бывший узник. И эти свидетельства начисто перечеркивают разговоры о «воспитательно-трудовом лагере Саласпилсе».

Саласпилс — Темный туризм — путеводитель по темным местам для путешествий по всему миру

 – рейтинг темномера: 6 –

На этом месте находился один из концентрационных лагерей (ср. Кайзервальд) в/около Риги во время оккупации Латвии нацистской Германией. Сегодня это место является одним из самых больших и монументальных в своем роде во всей Прибалтике. Он носит явно советский характер, особенно в использовании скульптур из серого бетона, хотя в нем отсутствует типичное прославление борцов коммунистического сопротивления. Ему также в значительной степени не хватает информационной/исторической интерпретации, и поэтому он остается очень тихим, даже угнетающим сайтом. И очень темный во всяком случае.

>Дополнительная справочная информация

>Что посмотреть

>Местоположение

>Доступ и стоимость

>Требуется время

>Комбинации с другими темными направлениями

>Комбинации с не темными направлениями

>Фото

Дополнительная информация: Строго говоря, в официальной нацистской терминологии это был скорее исправительно-трудовой лагерь, а не концентрационный лагерь. Но это терминологическая путаница. По сути, это был один из главных концентрационных лагерей Риги, только не только для евреев (их чаще отправляли в Рижское гетто или, особенно позже, прямо в Кайзервальд), но и для всех других жертв нацистских преследований. .

Лагерь в Саласпилсе был создан в конце 1941 года и действовал до его освобождения советскими войсками в конце 1944 года. Иногда его также называют немецким названием Куртенгоф.

Расположение лагеря было почти идеальным с точки зрения нацистов. Рядом с железнодорожной веткой, в пределах легкой досягаемости от Риги, но полностью защищен лесом. Эта часть участка не изменилась и по сей день – железнодорожная ветка все еще там, но даже из поезда вы не поймете, где находится лагерь.

Точных исторических сведений о лагере очень мало — соответственно, данные о том, сколько заключенных в нем могло быть и насколько велико число погибших среди них, различаются более резко, чем для большинства других мест такого рода. По этой причине я воздержусь от цитирования любого из них. В чем можно не сомневаться, так это в том, что это была типичная адская дыра ужаса и нацистской жестокости, независимо от того, сколько жизней она стоила. Это была важная часть репрессивной системы нацистов в Латвии и странах Балтии в целом.

Нынешний мемориальный комплекс восходит к 1967 году, когда многие такие мемориалы были, наконец, с опозданием более чем на два десятилетия, установлены на территории тогдашнего Советского Союза. В странах Балтии Советы выбрали Саласпилс в качестве своего основного мемориала, а также для ежегодных поминальных церемоний (в то время как другие, еще худшие места Холокоста, такие как Бикерниеку, вообще не увековечивались).

Сегодня это относительно малоизвестное место, несмотря на его замечательные размеры и дизайн. Местная туристическая информация и туристические агентства в лучшем случае упоминают об этом мимоходом, и получить точные указания, мягко говоря, сложно. Создается впечатление, что здесь никто не хочет помнить об этом месте или иметь к нему какое-либо отношение. Сеть полна рассказов отважных путешественников, в основном туристов о Холокосте, рассказывающих о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в этом месте. Я надеюсь, что приведенные ниже указания в этой главе облегчат этот аспект!

Что можно увидеть: Идя по трассе от автостоянки, вы впервые видите гигантский серый бетонный блок продолговатой формы, словно преграждающий путь вперед, как гигантское поваленное дерево. Подойдя ближе, вы все больше осознаете его огромные размеры. На самом деле он действует как своего рода мост, под которым вы можете пройти, продолжая движение по главной дороге к мемориалу. Он слегка наклонен и, кажется, покоится на черных мраморных блоках с одной стороны и утопает в земле с другой.

На передней части большого бетонного «моста» есть надпись на латышском языке, которая примерно переводится как «за этими воротами плачет земля». Как только вы пройдете через эти «ворота» и сначала повернете налево, вы подойдете к входу, ведущему к бетонному мосту (так что вы обнаружите, что он полый).

Сначала внутри не так много всего, просто ряд ступеней, ведущих через всю внутреннюю часть моста к его концу, который находится выше над землей. Затем лестница ведет вниз на уровень земли. Теперь вы находитесь внутри опорного основания моста из черного мрамора. На внутренних стенах вы можете найти очень маленькую экспозицию.

Он состоит из небольшого набора квадратов, похожих на коробку дисплея. Шесть из них представляют собой просто грубые черно-белые рисунки (мелком или ксилографией) сцен в лагере, иллюстрирующие весь ужас происходящего (включая казнь через повешение). В других коробчатых футлярах отображается карта, краткий пояснительный текст и фотография соответственно. На фото лагерь в 1944 году, то есть предположительно во время освобождения. Его главной особенностью является большая деревянная сторожевая башня (на самом деле она больше похожа на маяк).

Текст состоит всего из двух коротких абзацев, в которых на четырех языках отмечается характер места, время действия лагеря и виды принудительного труда, которые должны были выполнять заключенные. Текст на четырех языках: английский (грамматически довольно «грубый»), немецкий (грамматика лучше, но орфография ужасная), русский и латышский.

Карта также составлена ​​на этих четырех языках и обеспечивает ориентацию, а также названия больших скульптур в открытой части мемориала (см. ниже) и уточняет значение других отдельных мемориалов, разбросанных по всему участку.

Снаружи внешняя стена черномраморного «постамента» дает символическое впечатление о годах функционирования лагеря. Они выглядят как царапины на стене тюремной камеры, отсчитывающие дни и недели.

Вернувшись на другую сторону двора перед главным монументом, вы, возможно, захотите проследить за тем странным пульсирующим шумом, который вы можете услышать — фактически единственным звуком вокруг (когда нет ветра), нарушающим мертвую тишину здесь. Звук, нарочито напоминающий сердцебиение, исходит изнутри большой каменной плиты слева. На одной стороне была небольшая записка о том, что он был отремонтирован в 1995. Может тогда же и звуковую установку добавили? В любом случае, это очень необычный элемент в мемориале, подобном этому, и, безусловно, добавляет тревожный аспект всему опыту посещения здесь.

На большую черную плиту возлагают венки и цветы. Я заметил, что у основания два венка лежали рядом друг с другом в гармонии — но на одном был российский флаг, на другом — украинский. И это было в апреле 2014 года, когда две страны медленно приближались к полномасштабной войне, после того как Россия аннексировала Крым (см. Балаклаву), а восток Украины разрывали на части пророссийские сепаратисты.

Но хотя это выглядело немного иронично, на самом деле это был неземной звук этого «метрономного» сердцебиения, который имел в высшей степени жуткий характер и остается для меня самым запоминающимся аспектом моего посещения этого места.

Территория бывшего лагеря теперь простирается перед вами от того, что предположительно должно было быть площадью для переклички. От лагерных построек не осталось ничего, кроме нескольких следов фундаментов казарм.

Вместо этого в открытом поле теперь доминируют четыре группы гигантских скульптур. Они очень советские на вид – бетонные, с коренастыми угрюмыми лицами, наполненные соцреалистической (или скорее нереалистичной?) символикой. Строго говоря, группами являются только две, две скульптуры снаружи и расположенные чуть дальше к центру комплекса — одиночные фигуры.

Справа фигура женщины на коленях, прикрывающей лицо одной рукой и мрачно смотрящей в землю. Судя по карте на небольшой выставке, этот называется «Униженный». С другой стороны — фигура человека, почти лежащего на земле, просто опирающегося на одну руку, как будто на грани обморока. Называется он «Несломленный».

Группа дальше под названием «Мать» изображает женщину, вызывающе смотрящую прямо перед собой и прикрывающую двух маленьких детей рядом с собой — и третьего за спиной (видно только тогда, когда вы действительно идете вокруг). Последняя группа состоит из четырех мужских фигур в виде отдельных статуй, дающих нам самые полные боевые клише в советском стиле, в том числе поднятые кулаки и клятвенные жесты, а также один мужчина, поддерживающий другого, который, кажется, теряет сознание. Этот ансамбль в основном упоминается под единым названием «Солидарность», хотя на карте им даны и отдельные имена (несовместимо на четырех языках).

Эти скульптуры просто огромны, я думаю, в десять-двадцать раз больше в натуральную величину. Они, безусловно, являются самой доминирующей чертой — визуальным аналогом более тонкого акустического звука «сердцебиения».

Что я нашел замечательным, так это отсутствие обычных праздничных лозунгов о советском сопротивлении Гитлеру и их славе в победе в том, что Советы называют Великой Отечественной войной (то есть Второй мировой войной). Советы злоупотребляли многими такими сайтами в таких пропагандистских целях. Но этого здесь почти нет (если не считать поднятого вверх кулака одной из скульптур). В его отсутствие он добавляет еще одну уникальную особенность этому сайту.

Вокруг центрального поля со скульптурами расположены памятные знаки меньшего размера и остатки фундамента. Есть также пара отдельных камней, один вообще провозглашающий несправедливость лагеря (только на латышском языке) и надгробие классической надгробной формы в память о Максимилиане Кольбе.

Самым поразительным отдельным зрелищем среди внешних «меньших» индивидуальных мемориалов было место, полностью усыпанное игрушками — в основном плюшевыми мишками всех размеров и цветов, но также и довольно причудливыми, такими как пластмассовый хот-дог с голодным лицом, высунутым языком. стороны (я не выдумываю!). Очевидно, что это мемориал, посвященный всем детям, погибшим в Саласпилсе. И, видимо, на этом месте был специальный детский барак.

В целом, я нашел это мемориальное место странно трогательным, очень жутким, и это несмотря на почти полное отсутствие какой-либо коммодификации (то есть с точки зрения интерпретации/информации). Что касается советских проектов таких мест, то это может быть самым эффективным из всех. Но вы должны заранее подготовиться, если хотите понять его историю. Сам сайт остается очень абстрактным, символичным и тихим (за исключением одного жуткого символического звука сердцебиения), и поэтому вряд ли носит «образовательный» характер.

Местонахождение: немного за пределами Риги, Латвия, примерно в 12-14 милях (около 20 км) к юго-востоку от центра города. Рядом, но НЕ в (!!), городе Саласпилс, который еще восточнее.

Расположение карт Google: [56.873, 24.303]

Доступ и стоимость: в глуши, лучше всего добраться на машине; свободно.

Детали: Сайт номинально доступен бесплатно в любое время, но имеет смысл только дневное время. Добраться туда сложно. На машине проще всего.

Теоретически сюда можно добраться из Риги без машины, на автобусе/поезде, а потом пешком, но это несоизмеримо хлопотно. Если вы хотите сделать это таким образом, вам сначала нужно сесть на автобус № 18 (рядом с Центральным рынком, например, улица Гоголя) до конца линии, Дарзини-2. Оттуда начинается долгий поход. Направляйтесь на восток, а затем на север в лесистую местность за ним. Вы должны пересечь автомагистраль пешком! Так что будьте осторожны. За автострадой вы должны найти правильную дорогу, ведущую к мемориалу, мимо кладбища (используемого). На площадке все равно много ходят. А потом нужно возвращаться в Ригу тем же путем, которым приехали… может быть, лучше вложиться в такси.

Поездка на местном поезде (или автобусе) до Саласпилса не сильно поможет, так как настоящий город с таким названием находится далеко от места мемориала, и нет простого способа пройти его пешком или добраться туда каким-либо другим путем от вокзала (если только вы не хотите идти прямо по железнодорожной линии, то есть …). Но вы, возможно, сможете выйти на две остановки раньше и пробраться оттуда. Но вы легко можете заблудиться. Спросить дорогу тоже может не помочь, так как это место странно неизвестно в местном масштабе.

К счастью, когда я был в Латвии, я ехал в Ригу из Вильнюса и успел проехать Саласпилс (а также Румбулу и Бикерниеку), прежде чем мне пришлось вернуть арендованную машину. Это, а также помощь спутниковой навигации (GPS) сделали это довольно легко (хотя вы не можете ввести адрес, но должны использовать координаты или функцию карты устройства — см. локатор выше).

Въезд с востока по трассе A6 (Maskavas iela) самый простой: проезжайте мимо города Саласпилс и продолжайте движение в направлении центра Риги, затем после большого перекрестка с A5, как только вы въедете в лесную зону, держитесь объездной дороги. направо, чтобы взять небольшую дорогу, ответвляющуюся направо. Рядом с символическим Т-образным бетонным указателем стоит коричневый знак мемориала. Однако это все указатели.

Оказавшись на этой маленькой дороге, продолжайте двигаться прямо, мимо кладбища, затем оставайтесь на главной дороге, поверните налево, пересеките железнодорожную ветку. На перекрестке за линией поезда продолжайте движение прямо. Сразу за поворотом дороги направо вы увидите довольно большую парковку возле мемориала. Здесь есть информационная панель. Остальное нужно делать пешком – как описано в разделе «что посмотреть».

С запада, то есть из Риги, немного сложнее. Неясно, можете ли вы (легально) повернуть налево, когда увидите знак слева, и выехать прямо на подъездную дорогу к мемориалу, и вы, конечно, не можете развернуться на дороге с двусторонним движением, поэтому вам, возможно, придется продолжать движение. на следующем перекрестке сверните с автомагистрали и продолжайте держаться правой стороны, пока не вернетесь на нее в противоположном направлении. Затем действуйте, как описано выше.

Следуя с юга по A7, сверните на кольцевой развязке на A5/E77 и на следующей кольцевой развязке выберите последний съезд, чтобы продолжить движение по A5, которая идет вдоль большого водохранилища и через плотину, прежде чем привести к перекрестку с А6. Здесь следуйте указателям на Ригу (не на Саласпилс!) и продолжайте движение, как описано выше.

Требуемое время: в зависимости от того, сколько вы хотите пройти пешком и с какой скоростью, от получаса до полутора часов.

Комбинации с другими тёмными направлениями: Прямо по дороге в Ригу главная дорога проходит мимо другого значимого памятника: Румбулы. Так что это можно легко добавить после визита в Саласпилс (и гораздо проще, чем сделать это раньше, т.е. выехать из Риги, потому что подъезд к Румбуле лежит севернее магистральной дороги с двусторонним движением).

Тематически наиболее близкими сайтами в Риге являются Кайзервальд, Бикерниеку и Центр документации евреев в Латвии.

Комбинации с не темными направлениями: см. под Ригой, Латвия.

  • Саласпилс 01 — подход к главному мемориалу
  • Саласпилс 02 — проход под главный мемориал
  • Саласпилс 03 — в поле скульптур
  • Саласпилс 04 — они большие
  • Саласпилс 2 драматургия 20 1022 20 Саласпилс 09 — Советская символика — каменные выражения
  • Salaspils 07 — where the barracks of the camp would have been
  • Salaspils 08 — mementos
  • Salaspils 09 — protective mother sculpture
  • Salaspils 10 — childrens mementos
  • Salaspils 11 — throbbing memorial
  • Salaspils 12 — Russian and Ukrainian венки мирно рядом друг с другом в апреле 2014 года
  • Саласпилс 13 — вход в главный мемориал
  • Саласпилс 14 — интерьер
  • Саласпилс 15 — голый бетон
  • Саласпилс 16 — лестница вниз с другого конца
  • Саласпилс 17 — ведет к небольшой выставке
  • Саласпилс 18 — план
  • Саласпилс 19 — выход
  • Саласпилс 20 — выход
  • 1

Саласпилс — Путеводитель на Wikivoyage

Мемориальный комплекс Саласпилсский концлагерь находится в Рижском районе, примерно в 15 км к юго-востоку от Риги и является памятником людям, погибшим там во времена нацистского режима в Латвии.

Понять[править]

Мемориал состоит из музея и огромных статуй, символизирующих психологические, физические и эмоциональные потрясения жителей.

Униженный (Одна из статуй в Саласпилсе)

Жизнь в лагере изображают статуи: Мать, Униженный, Несломленный и Солидарность. В казармах для детей есть мемориал, украшенный игрушками и цветами. Все казармы были уничтожены немцами. Одиночество статуй, заброшенный лагерь и игрушки придают ему унылое ощущение и заставляют чувствовать себя очень смиренно перед собственным существованием.

ИсторияПравить войны, здесь содержались политзаключенные из Прибалтики. Большинство детей были отправлены в концентрационные лагеря без родителей и использовались в качестве невольных доноров крови для немецких военных госпиталей.

Карта Саласпилса

Добраться до Саласпилса не очень просто и требует от путешественника небольших усилий. Но когда кто-то посещает это место, кажется, что все усилия, затраченные на путешествие, того стоят.

Поездом[править]

Лучший способ добраться до Саласпилса поездом из Риги.

  • Сесть на поезд из Риги до 56.8701 24.2809 1 Дарзини (20 минут езды). Купите билет на Рижском Главном железнодорожном вокзале, и вам скажут время поезда и номер платформы. В Саласпилсе тоже есть железнодорожная станция, но она находится гораздо дальше от мемориала.
  • Сойти с поезда в Дарзини. Пересеките железнодорожные пути и пройдите по тропинке справа от железнодорожного навеса.
  • Грунтовая дорожка, которая через некоторое время сливается с велосипедной дорожкой. Велосипедная дорожка проходит несколько параллельно железнодорожным путям. Вас встречает красивый зеленый сосновый лес и уединение.
  • По пути вы увидите справа небольшое футбольное поле. Продолжайте идти по тому же пути, пока не дойдете до асфальтированной дороги.
  • Перейдите дорогу и пройдите по довольно узкой тропинке очень небольшое расстояние, чтобы добраться до мемориала.