Содержание
У России в два раза больше танков, чем у Америки. Это имеет значение?
Аргументы Недели →
Общество
13+
10 августа 2020, 18:08 Анастасия Нечепурнова
Источник:
National Interest
National Interest
Российские военные увеличивают свой арсенал танков, вооружения и бронетехники в 2020 году в явной попытке добавить к своему растущему парку 27 000 единиц бронетехники, включая 1200 танков. Имеет ли это значение?
В сообщении российского информационного агентства ТАСС со ссылкой на заместителя министра обороны Алексея Криворучко говорится, что в первой половине 2020 года военные его страны получили до 160 танков. Танки, согласно докладу, включают в себя много отремонтированных и модернизированных Т-72бс и Т-80С.
В соответствии с данными портала Globalfirepower.com, 12-тысячный парк танков России в два раза превосходит американские 6000 танков, что ставит интересный вопрос о перспективах длительной наземной войны. Насколько важно иметь тысячи танков в затяжной наземной войне? Будут ли они уничтожены в ходе многолетнего наземного конфликта?
Интересно, что глобальная разбивка огневой мощи приводит к тому, что у США больше бронетехники по сравнению с Россией. США эксплуатируют 39 000 единиц бронетехники по сравнению с 27 000 единиц в России. Тем не менее, преимущество России в 6000 с лишним танков нельзя упускать из виду.
Однако любая современная война будет также сильно зависеть от авиации, а у США более чем в два раза больше боевых самолетов, чем у России, и почти в пять раз больше вертолетов. Господство в воздухе может в конечном счете решить, какие наземные силы преобладают на Земле, поскольку российские танки будут уязвимы для уничтожения с воздуха, если США получат превосходство в воздухе.
Возможно, главным преимуществом танков является причина, по которой исследование Корпорации РЭНД несколько лет назад утверждало, что вторгшиеся российские сухопутные войска могут быстро захватить Прибалтику, если США не направят в этот регион крупные подкрепления.
Есть еще несколько факторов, которые следует учитывать, например, современное технологическое состояние и сложность российских танков. Сколько Т-72 было модернизировано таким образом, чтобы они могли хоть в чем-то сравниться с «Абрамсом»? В конце концов, несмотря на то, что многие детали, связанные с технической модернизацией Т-72бс, могут быть недоступны, маловероятно, что они соперничают с новыми американскими танками.
Более поздние варианты «Абрамса» имеют передовые инфракрасные датчики дальнего обзора, новые тепловые прицелы для обнаружения тепловой сигнатуры вражеских машин, новые материалы брони и многофункциональные боеприпасы, среди прочего. Все это ставит вопрос о том, может ли «Абрамс» превзойти российский танк Т-14 «Армата».
И наконец, насколько важны сами цифры? Если армия способна выставить значительные, боеспособные силы, действительно ли ей нужны 12 000 танков? Разве дальность, точность, живучесть и боевые характеристики танка не перевешивают сами цифры? Если бы у одного танка были датчики для обнаружения и уничтожения вражеских танков и бронетехники на безопасной дистанции, то один танк мог бы превзойти десятки вражеских машин.
Может быть, когда речь заходит о современной войне, технические возможности, включая дальность, точность, координацию воздушного и наземного взаимодействия и эффективность оружия, окажутся более решающими, чем цифры?
Подписывайтесь на Аргументы недели:
Новости |
Дзен |
Telegram
- Абрамс
- танки
- США
- Россия
- ИноСМИ о России
Новости МирТесен
Политика
Политика
Политика
Политика
В мире
Общество
В мире
Культура
Общество
Политика
В мире
Происшествия
Политика
Культура
В мире
Общество
Происшествия
Общество
Новости МирТесен
Общество
Общество
В мире
Общество
В России стало почти в два раза больше туристов из Узбекистана
https://ria. ru/20221101/uzbekistan-1828349574.html
В России стало почти в два раза больше туристов из Узбекистана
В России стало почти в два раза больше туристов из Узбекистана — РИА Новости, 01.11.2022
В России стало почти в два раза больше туристов из Узбекистана
Турпоток из Узбекистана в Россию в январе-сентябре вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчета госкомитета по… РИА Новости, 01.11.2022
2022-11-01T13:23
2022-11-01T13:23
2022-11-01T13:23
туризм
россия
узбекистан
турпоток
туристы
новости — туризм
туризм
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/13/1759742299_0:37:3528:2021_1920x0_80_0_0_535e9efa23697c159af82a7fa04bdd1b.jpg
ТАШКЕНТ, 1 ноя — РИА Новости. Турпоток из Узбекистана в Россию в январе-сентябре вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчета госкомитета по статистике республики. По данным статведомства, за девять месяцев этого года в РФ в туристических целях отправились 195,7 тысячи граждан Узбекистана против 101,6 тысячи в 2021-ом. Таким образом, темп роста составил 1,9 раза.По состоянию на 1 октября зарубежные страны посетили 3,9 миллиона узбекистанцев. Среди лидирующих направлений оказались Киргизия, Казахстан и Таджикистан. Россия оказалась на пятом месте: она уступает только Турции.В начале марта между правительствами Узбекистана и РФ был подписан план из 20 мероприятий по созданию условий для роста турпотока. Кроме того, запланирована организация ознакомительных поездок для студентов двух стран.
https://ria.ru/20221025/turopotok-1826444480.html
россия
узбекистан
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Ольга Кабанова
Ольга Кабанова
Новости
ru-RU
https://ria. ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0b/13/1759742299_634:0:3365:2048_1920x0_80_0_0_ffc7a9a6b1e83160d8914b3d96d6b720.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Ольга Кабанова
россия, узбекистан, турпоток, туристы, новости — туризм, туризм
Туризм, Россия, Узбекистан, турпоток, туристы, Новости — Туризм, Туризм
ТАШКЕНТ, 1 ноя — РИА Новости. Турпоток из Узбекистана в Россию в январе-сентябре вырос почти в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из отчета госкомитета по статистике республики.
По данным статведомства, за девять месяцев этого года в РФ в туристических целях отправились 195,7 тысячи граждан Узбекистана против 101,6 тысячи в 2021-ом. Таким образом, темп роста составил 1,9 раза.
По состоянию на 1 октября зарубежные страны посетили 3,9 миллиона узбекистанцев. Среди лидирующих направлений оказались Киргизия, Казахстан и Таджикистан. Россия оказалась на пятом месте: она уступает только Турции.
В начале марта между правительствами Узбекистана и РФ был подписан план из 20 мероприятий по созданию условий для роста турпотока. Кроме того, запланирована организация ознакомительных поездок для студентов двух стран.
25 октября 2022, 10:48Туризм
В АТОР сообщили о снижении российского турпотока за рубеж
Смогут ли Украина и Германия преодолеть разногласия по поводу России?
Проблемы в двусторонних отношениях вряд ли исчезнут в ближайшее время. Украина не захочет стать еще одной буферной зоной, разделяющей Россию и Запад, но Германия серьезно рассмотрит этот сценарий, опасаясь новой войны или ядерных угроз со стороны Москвы.
Во многих отношениях Украина и Германия являются стратегическими союзниками: они активно сотрудничают, и поддержка Германии имеет решающее значение для сближения Украины с Западом и отражения российского вторжения. С другой стороны, Киев и Берлин часто публично спорят по целому ряду вопросов.
Это противоречие в первую очередь связано с разным отношением стран к России. Хотя разногласия были значительно преодолены в 2022 году после вторжения России в Украину, они не исчезли полностью. До сих пор существуют ощутимые разногласия по многим вопросам, например, по поводу того, каким будет приемлемый исход российско-украинской войны.
В годы, предшествовавшие вторжению, Украина и Германия очень по-разному подходили к угрозе со стороны России. В своих дискуссиях с европейцами после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на Донбассе Киев стремился сосредоточиться на вопросах безопасности и обороны, финансовой помощи и санкциях против России.
У Берлина были другие приоритеты. В нем подчеркивались реформы в Украине, борьба с коррупцией и преобразование политической системы Украины. Немецкие лидеры хотели, чтобы Украина успешно провела прозападные изменения, дистанцировалась от России и выбрала европейский путь.
Немцы считали российскую военную угрозу гораздо меньшей, чем украинцы. Восточная политика бывшего канцлера Вилли Брандта, продолженная Ангелой Меркель, убедила многих немцев в том, что их страна должна сотрудничать с Россией, а действия и угрозы России воспринимались как попытки отстоять собственные интересы. Франция и Германия последовательно поддерживали участие России в обеспечении европейской безопасности. Отчасти поэтому европейцы скептически относились к перспективе полномасштабного российского вторжения в Украину.
Украинцы восприняли такую позицию как признак слабости, нерешительности и даже коррупции. Со своей стороны, многие немцы считали, что Украина преувеличивает российскую угрозу.
События 2013–2014 годов несколько ослабили веру немцев в конструктивное сотрудничество с Россией. Берлин ввел экономические санкции и ограничил политические отношения с Москвой. Тем не менее Меркель продолжала верить в «новую восточную политику» и пыталась заставить Россию исправиться путем ситуативного сотрудничества: например, она добивалась замораживания российско-украинского конфликта в рамках Минских соглашений.
С 2016 по 2020 год Европа пыталась вернуться к чему-то близкому к нормальному сотрудничеству с Россией: призывов к смягчению санкций стало больше, и европейские лидеры снова стали посещать Москву.
В какой-то степени это изменение в отношении европейцев произошло из-за разочарования ситуацией в Украине. Президентство Петра Порошенко не принесло ожидаемых демократических реформ. Вместо этого вернулось олигархическое правление — основной элемент постсоветской украинской политики, а масштабы глубинного государства даже увеличились.
Кроме того, Порошенко часто манипулировал темой евроинтеграции для повышения собственного рейтинга и легитимности. Он не предпринимал попыток перестроить экономику, социальную политику, финансовый сектор, правоохранительную или правовую систему. Украинские лидеры рассматривали некоторые предлагаемые европейские реформы как угрозу господству олигархов, к которым принадлежал и сам Порошенко.
Ситуация расстроила европейцев. Они также устали от конфликта с Россией и экономических потерь, вызванных санкциями, что укрепило позиции тех в Германии, которые выступали за возвращение к обычному бизнесу. Это вызвало ряд публичных разногласий между Германией и Украиной, например, по поводу строительства газопровода «Северный поток — 2» в 2017–2021 годах.
Украинцы ответили нарративом о «немецком предательстве», что вызвало раздражение Берлина. Многие в Германии всегда считали Украину частью российской сферы влияния; следовательно, они не были готовы обсуждать ее полномасштабную евроатлантическую интеграцию. Что касается Германии, то проект «Восточное партнерство», стартовавший в 2009 году, подменил вступление Украины в Евросоюз.
После вторжения России в Украину Германия больше не могла позволить себе бездействовать, когда на архитектуру европейской безопасности было совершено еще одно нападение: на этот раз напрямую. Это резко изменило давнюю политику Меркель в отношении России.
Российское вторжение укрепило позиции Киева в споре с Берлином и позволило Украине резко критиковать Германию за медлительность и чрезмерную осторожность. Сейчас Украина пользуется огромной общественной и лоббистской поддержкой в странах ЕС и считает, что имеет моральное право оказывать давление на правительство Германии.
Многие украинцы считают бывшего канцлера Меркель частично ответственным за начало войны. Ее обвиняют во всем: и в проектах «Северный поток», и в призывах снять антироссийские санкции, и в попытках подтолкнуть Украину к подписанию невыгодных Минских соглашений. Ее недавние призывы к переговорам с Россией не улучшили ее репутацию.
С одной стороны, эта критика помогла Киеву подтолкнуть Германию к более активной поддержке Украины. С другой стороны, публичные столкновения, в том числе между канцлером Германии Олафом Шольцем и тогдашним послом Украины в Германии Андреем Мельником, мало что сделали для улучшения двусторонних отношений.
Поскольку Украина сосредоточена на обороне и мало продвинулась в перезапуске своей экономики и запуске других реформ, война сузила рамки отношений стран к вопросам безопасности и военной помощи.
Двусторонние отношения не могут улучшиться прямо сейчас, потому что две страны имеют принципиально разные взгляды на ход и перспективы войны. Киев считает, что ему некогда: его ресурсы стремительно истощаются войной, гуманитарный кризис усугубляется, а Запад устал от затянувшегося конфликта и вскоре будет более настойчиво призывать стороны к заморозке Это. Поэтому Украина призывает к скорейшей военной помощи, чтобы хотя бы выбить российские войска с оккупированных с 24 февраля территорий9.0003
Германия не может так быстро удовлетворить все потребности Украины. Часть элиты вообще не хочет этого делать, опасаясь конфликта между Россией и НАТО или, что еще хуже, применения Москвой ядерного оружия.
Тем не менее война заставила Германию переоценить свою роль в ЕС. Долгое время являясь его экономическим лидером, теперь он также стремится стать лидером блока в области безопасности и обороны. Поскольку сотрудничество с Россией по архитектуре безопасности Евразии невозможно, Берлин сосредоточился на стратегиях активного сдерживания. Поскольку любое сдерживание России невозможно без активного участия Украины, значит, Киев будет в той или иной форме интегрирован в западные структуры.
Тем не менее, украинцы какое-то время будут помнить то, что они называют «умиротворением Германией России» в 2014–2022 годах, что мешает Германии завоевать полное доверие Украины. Кроме того, если Украина не перезапустит свою экономику, ее отношения с Германией останутся ограниченными военной и финансовой и гуманитарной помощью.
Несмотря на то, что внешняя политика Украины останется прозападной и ориентированной на вступление в евроатлантические организации, страна также будет стремиться к укреплению регионального партнерства с Турцией, Польшей, странами Балтии и Великобританией, чтобы уравновесить Германию и Францию. влияния, так как Киев не будет полностью доверять этим странам. Не исключено также, что Киев и Берлин не сойдутся в том, как сдерживать Россию в будущем. Украина не захочет стать еще одной буферной зоной, разделяющей Россию и Запад, но Германия серьезно рассмотрит этот сценарий, опасаясь новой войны или ядерных угроз со стороны Москвы.
Таким образом, проблемы в двусторонних отношениях вряд ли исчезнут в ближайшее время. Чтобы преодолеть их, Германии нужно будет отказаться от старых идей и стереотипов, в то время как Украина должна преодолеть последствия войны, построить новую экономику и представить долгосрочный план развития, который сможет принять ее западные партнеры.
Автор:
- Илья Куса
Карнеги не занимает институциональную позицию по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Западу пора подумать о том, как взаимодействовать с побежденной Россией
Введение
Война на Украине определенно идет не по плану президента России Владимира Верховному командованию в Москве пришлось в течение восьми месяцев упорных боев. Непокорная Украина твердо настроена на то, чтобы победить агрессию, а объединенный (намного выше расчетов России) Запад твердо намерен поддерживать Киев на всем пути. Контуры украинской победы стали различимы сквозь пресловутый туман войны, но масштаб, время и резонанс поражения России остаются неясными.
Здесь работает предположение, что поражение России может наступить внезапно и быстро развернуться.
В этом анализе делается попытка наметить траекторию этого предстоящего поражения, которое позволит избежать катастрофического краха самодержавного режима России и распада этого глубоко неспокойного государства. Такой исход путинской войны чрезвычайно плохого выбора вполне возможен — исторический прецедент большевистской революции 1917–1918 годов остается информативным, — но вызов воображаемой катастрофы вряд ли является достойным интеллектуальным упражнением. Рабочее предположение здесь состоит в том, что поражение России может наступить внезапно и развернуться быстро (что не означает, что так оно и будет), и что этот процесс будет сопряжен с вызовами и рисками, которые будут иными и более интенсивными, чем те, которые присущи процессу медленного грядущее поражение в затяжной и по сути безвыигрышной войне. А sine qua non в этом предложении — отстранение Путина от власти, что может показаться невероятным, пока оно не произойдет на самом деле.
В конце лета 2022 года большинство западных прогнозов было о затяжной войне на истощение, что позволило отложить обсуждение послевоенных рисков на месяцы, если не на годы. К концу сентября череда украинских контрнаступательных операций свернула это ленивое мышление, но новая пауза на ключевых полях сражений с середины октября вернула его. Пропагандисты и основные эксперты в Москве по-прежнему утверждают готовность России одержать победу в затяжной войне, но этот аргумент относится к области информационной войны и подрывается проницательными оценками, демонстрирующими снижение боеспособности армии и деградацию оборонно-промышленного комплекса России. Преобладающей темой сейчас является оценка вариантов ядерной эскалации, но этот анализ будет держаться подальше от этой территории немыслимого, предполагая — как это делают некоторые трезвые российские ученые — что любое первое применение ядерного оружия станет для России катастрофой. 1
Ход войны явно изменился. Двойственное решение Путина отдать приказ о частичной мобилизации (которая неизбежно плохо организована) и об аннексии четырех украинских областей (из которых российские войска изгоняются деревня за деревней) не могут изменить эту динамику. Каждая квадратная миля, освобожденная воодушевленными украинскими батальонами, означает очередное нарушение запутанной территориальной целостности России, скомпрометированной тем фактом, что она присоединила к себе территории, неподконтрольные ей. А это значит, что возможности и риски, присущие болезненной расплате Москвы с реальностью провала своей судьбоносной «спецоперации», должны быть рассмотрены безотлагательно.
Херсон имеет большое значение для Москвы
Планирование хода поражения России требует здравого смысла стратегической предусмотрительности, а не длинного воображения. Тем не менее, среди множества причин этого фиаско решающее влияние оказали кинетические взаимодействия на нескольких украинских полях сражений. Впечатляющий прорыв под Балаклеей и изгнание российских войск из Харьковской области стали шоком для западных сторонников патовой ситуации и для военных планировщиков в Москве, но не удивили тех стратегов, которые следили за уменьшающимся потенциалом и снижением боевой дух русских войск и предсказывал, что разгром наступит постепенно, а затем внезапно. Российские власти могли объяснить ту катастрофу «перегруппировкой», даже если «патриотичные» блогеры кричали о хаосе, а очередное отступление с Лимана было представлено как «спланированный маневр» (к еще более громкому протесту), но по крайней мере опасного окружения удалось избежать.
Продолжающаяся битва за Херсон, однако, может привести к стратегической неудаче гораздо большего масштаба. Президент Украины Владимир Зеленский заявил о намерении освободить этот город в июле, а в августе началась череда украинских атак, но было достигнуто лишь несколько тактических успехов. Российское командование решило ввести подкрепления на эту уязвимую позицию к западу от Днепра — в ретроспективе это решение можно признать крупной стратегической ошибкой, обусловленной приказом Путина сохранить контроль над символически важным Херсоном. Используя недавно предоставленные США мобильные реактивные установки M142 HIMARS, украинские силы неоднократно наносили удары по трем мостам через Днепр и фактически препятствовали доставке припасов 25-тысячной российской группировке. Деградировавшие российские войска отступили под новыми мощными украинскими атаками в начале октября, а новоназначенный командующий «спецоперацией» российский генерал Сергей Суровикин рассказал о «трудных решениях» при отдаче приказа об эвакуации установленной Россией Херсонской администрации. Оборона Херсона была усилена недавно мобилизованной российской пехотой, но их боевой дух остается таким же низким, как и их припасы, поэтому тактический прорыв украинцев может привести к бегству — и, в отличие от Изюма, у доведенных до отчаяния российских батальонов нет пути к отступлению.
Кремль не сможет ни скрыть, ни объяснить эту катастрофу, ни ответить — как это было после взрыва на Керченском мосту — волной ракетных ударов просто потому, что запасы Калибров и Искандеров исчерпаны. уже низко. Еще в июле уход из Херсона можно было компенсировать новым наступлением на Донбассе. Но в конце октября этот натиск, проводимый преимущественно наемниками «Вагнера» в связи с истощением регулярных батальонно-тактических групп (БТГ), представляется бесполезным и бессмысленным. 2 Частичная мобилизация по указу Путина не может обеспечить ни эффективного подкрепления для укрепления оборонительных рубежей, ни современной военной техники для вновь формируемых частей. Мобилизация вызвала в российском обществе глубокий шок, усиленный восприятием того, что каждая тактическая неудача теперь равносильна потере российской территории, поскольку Путин поторопился с аннексией не только Донецкой и Луганской квазиреспублик, но и Херсонской и Запорожская область.
Путинский режим и его позиция незаменимого лидера могут показаться незыблемыми. Тем не менее, многочисленные трещины в этом монолите открылись и наверняка расширятся под воздействием херсонского поражения, что, вполне возможно, приведет к резкому обрушению. Широко распространенное социальное недовольство лежит в основе разногласий среди российских элит. В этой турбулентной ситуации любой спусковой крючок — мелкий мятеж в деморализованной БТГ, всплеск протестов в охваченном рецессией регионе или техническая авария на плохо обслуживаемом месторождении — мог спровоцировать внезапный, но неудержимый политический кризис в Москве. «Боевые ястребы» могут приветствовать и даже способствовать свержению Путина, но их требования тотальной мобилизации не имеют ни экономической основы, ни общественной поддержки, так что у банды узурпаторов не возникнет никаких опасений по поводу того, что они вырезают их, чтобы найти выход из ситуации. ускоряя катастрофу, обвиняя в ней посланного «царя». Каким бы фантастическим ни казался этот сценарий, он опирается на множество прецедентов в истории России, иллюстрируя конкретные способы устранения бредового автократа, превратившего себя в огромную проблему. Существенным в уходе Путина, который может произойти не только очень внезапно, но и довольно скоро, является то, что он является ключевым условием данного анализа, поскольку он твердо взял курс, ведущий Россию к катастрофе.
Ядерные средства в личных целях
Переложить вину за неудавшуюся «спецоперацию» прямо и исключительно на плечи Путина (убедившись, что никто из его прихвостней не возражает) может показаться легким выходом из безвыходного положения России для его немедленного преемники. Этот трюк, однако, потребует много материальных доказательств их готовности закончить войну. Сразу же доступный козырь — Запорожская атомная электростанция, которая в течение нескольких месяцев остается серьезной проблемой безопасности для Европы. Соглашение о выводе российских войск из этого района (отмена указа Путина об присвоении завода) может стать первым шагом в череде территориальных уступок. Это могло бы также проложить путь к возобновлению переговоров с Соединенными Штатами по вопросам стратегической стабильности и к открытию новых перспектив контроля над ядерными вооружениями.
Подобные переговоры традиционно служили Кремлю ключевым средством поддержания ключевого международного статуса России. У нового руководства есть веские основания ожидать сильного интереса США к замене нового договора СНВ 2010 г., продленного в 2021 г., но срок действия которого истекает в 2026 г. 3 оружия и отдачи от огромных инвестиций в модернизацию стратегической триады с начала 2010-х годов, поскольку варианты ядерной эскалации в качестве крайней меры, чтобы сломать модель неудач в Украине, были (по крайней мере, на момент написания этой статьи) переоценены и отброшены. Преемники Путина могут принять решение отменить некоторые из его любимых проектов, таких как крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник» или подводный ядерный беспилотник «Посейдон», которые далеки от завершения и сопряжены со сверхвысоким риском во время испытаний. Такие шаги могли бы устранить серьезные препятствия для быстрого прогресса в переговорах о стратегической стабильности с Соединенными Штатами, но более сложная проблема увязки сокращения наступательных потенциалов с ограничениями по противоракетной обороне потребует от Москвы дальнейших уступок.
Часть российского ядерного арсенала, которая привлекла беспрецедентное внимание и беспокойство Запада во время войны на Украине, — это нестратегические боеголовки, по которым нет достоверных данных.
Часть российского ядерного арсенала, которая привлекла беспрецедентное внимание и беспокойство Запада во время войны на Украине, — это нестратегические боеголовки, по которым нет достоверных данных. Новое руководство может попытаться объявить о каких-то односторонних сокращениях по примеру Президентских ядерных инициатив (1991), но эффективность таких шагов зависит от доверия, существовавшего между бывшим президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым и бывшим президентом США Джорджем Бушем-старшим. Буша, но в заключительной фазе войны на Украине его будет не хватать. Одним из самых сильных стимулов для российских элит, которые будут бороться за сохранение и разделение власти после ухода Путина, будет являться отмена персональных санкций. Этот стимул может подтолкнуть их к нарушению табу на прозрачность в отношении запасов ядерного оружия.
Беларусь вырывается на свободу
Военное поражение России в Херсоне и череда политических отступлений, которые придется предпринять постпутинскому руководству, неизбежно повлияют на политическую ситуацию в Беларуси и ослабят власть белорусского президента Александра Лукашенко. Лукашенко пока удавалось сопротивляться давлению с целью прямого участия во вторжении на Украину, но февральская наступательная операция российской группировки войск на Киев с территории Беларуси неизбежно сделала это государство стороной агрессии с должным образом введенным санкционным режимом. После провала этого блицкриг , большая часть российских войск была выведена из Беларуси, но угроза нового нападения, возможно, с участием белорусской армии, сохраняется.
Связанные книги
Подавление массовых протестов летом 2020 года оставило режим Лукашенко с ненадежной внутренней опорой. Хотя оппозиция находится в заключении или изгнана, она хорошо организована вокруг руководства Светланы Тихановской и продолжает подготовку к новому восстанию. Оглядываясь назад, можно сделать вывод, что два года назад Путин был готов осуществить полномасштабную интервенцию, чтобы спасти союзного диктатора, попавшего в беду, но возможности белорусских военных (а также ОМОН) для такого принуждения к диктаторскому режиму порядок теперь исчерпан и не может быть восстановлен. Лукашенко выскользнул из большего количества политических кризисов, чем большинство автократов, но он обнаружил, что полностью зависит от доброй воли Путина (которой никогда не было в изобилии), и возможный уход этого коллеги за два десятилетия торгов и препирательств ставит его в безнадежный угол. .
Важным отличием возможной новой вспышки протестов в Беларуси от мирных массовых выступлений 2020 года является то, что два года назад враждебного отношения к России практически не было. Сегодня война существенно изменила общественные настроения в Беларуси. Крах режима Лукашенко, даже если он будет инициирован его приспешниками, должен усилить зрелое и решительное гражданское общество и вскоре привести к созданию однозначно проевропейского правительства, у которого не будет особых сомнений по поводу разрыва уз договора о союзном государстве с Россией. Потеря ближайшего союзника может вызвать новый спазм лидерского кризиса в России, и перетасованной верхушке придется еще раз переоценить имеющиеся варианты, придя к тому же неизбежному выводу о необходимости смягчения конфронтации с Западом. Неохотное, но неизбежное решение отменить сентябрьскую аннексию, которая, в отличие от аннексии Крыма в 2014 году, оставила российское общество равнодушным и сбитым с толку, и отвести силы на позиции, существовавшие до 24 февраля, может привести к стабильному прекращению огня с Украиной и открытые добросовестные мирные переговоры.
Беспорядки возвращаются на Кавказ
Беларусь может быть самым слабым звеном в геополитическом периметре России. Но череда украинских побед могла отразиться и на Кавказе, который испытал цепную реакцию насильственных конфликтов в начале 1990-х годов, но впоследствии был «умиротворен» российскими силовыми проекциями в различных формах, включая войну с Грузией в августе 2008 года. Серьезное истощение военной мощи России и признание этой слабости различными конфликтологами могут спровоцировать новую волну нестабильности в регионе, где подавленные, а не устраненные источники напряженности, как правило, вырываются на свободу. Внезапное нападение сил Азербайджана на несколько армянских пограничных постов и баз в середине сентября — лишь одно из проявлений этой тенденции, и обращение Армении за помощью к России и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) предсказуемо оказалось напрасным. Азербайджан находится в идеальном положении, чтобы извлечь выгоду из своей победы в войне осенью 2020 года и установить полный контроль над Нагорным Карабахом, а России придется свернуть свою небольшую миротворческую операцию. 4
Один из самых опасных вызовов территориальной целостности России созревает на Северном Кавказе, где Рамзан Кадыров, жестокий правитель Чечни, стал откровенным лидером «партии войны» в тайных политических интригах Москвы. Назвав себя «пехотинцем» Путина, Кадыров отправил несколько батальонов военизированных формирований воевать на Украине, но уход Путина может изменить его устремления и поставить под угрозу расчеты. У него нет интереса к Украине и заклятых политических врагов в Москве (которая вполне может возглавить банду преемников Путина), но его не столь уж скрытое стремление состоит в том, чтобы сделать Чечню самостоятельным сильным игроком, чтобы он мог вновь разжечь конфликт. причина независимости. Новое руководство в Москве будет не в состоянии вести третью чеченскую войну, но оно может попытаться пресечь активы и сети Кадырова, что может привести к острому личному и жестокому конфликту.
Россия не имеет ни полномочий, ни возможностей для роли силовика на неспокойном Кавказе, и эти проблемы могут побудить руководство в Москве признать поражение на Украине и уйти с Донбасса, цепляясь только за Крым как за последнюю линию политического защита.
Грузия, взявшая на себя очень осторожный курс в украинской войне, может стать еще одним очагом конфликта, поскольку прозападные группировки на ее фрагментированной политической арене ободряются российскими неудачами, а огромный приток российских беженцев с конца сентября добавляет бытовых беспорядков. Августовская война 2008 г. оставила болезненное наследие, и предложение восстановить контроль над сепаратистскими провинциями Южная Осетия и Абхазия (которые Россия признает в качестве «независимых государств») вызывает большой общественный резонанс. Легитимность этого дела подкрепляется международным остракизмом Донецкой и Луганской квазиреспублик и всеобщим неприятием путинской аннексии. Сокращение российских гарнизонов делает Южную Осетию беззащитной, а Северная Осетия может не захотеть подняться на защиту своих этнических сородичей (из которых, возможно, только около 30 000 все еще проживают на дальнем склоне гор). Абхазия — более сложный случай. Москва может решить, что морские курорты не стоят борьбы, но Кадыров может решить возродить наследие чеченского боевика Шамиля Басаева и направить туда свои батальоны, а Турция может решить бросить вызов этому индивидуалисту и поддержать восстановление территориальной целостности Грузии. . У России нет ни полномочий, ни возможностей для роли силовика на неспокойном Кавказе (даже внутри своих границ), и эти неприятности могут побудить руководство в Москве признать поражение на Украине и уйти с Донбасса, цепляясь только за Крым как за Последняя линия политической обороны.
Китай недоволен, но не имеет значения
Несмотря на свою известность на мировой арене, Пекин не смог оказать существенного влияния на ход войны на Украине и вряд ли окажет какое-либо существенное влияние на ее исход. Китай явно не хотел этой войны. Путин, находясь с визитом в Пекине на открытии Олимпийских игр, видимо, не информировал председателя КНР Си Цзиньпина однозначно о своем плане нападения, так что провозглашенная «дружба без границ» действительно упиралась в очень жесткие рамки в вопросе несколько недель. Давая политическое благословение и некоторое пропагандистское освещение ведения войны Россией, Китай воздерживался от оказания какой-либо материальной поддержки и нарушения режима санкций. Оно делало лишь символические жесты по совершенствованию военного сотрудничества, тщательно просчитывая глубину снижения российских возможностей на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. 5
Сидеть на заборе, хотя внешне мудрая и действительно традиционная китайская политика оставляет Пекину проблему управления последствиями поражения России, исхода, которого он хотел бы даже меньше, чем предсказуемое, но все же шокирующее начало войны . Желание Путина разрушить ориентированный на Запад и контролируемый США мировой порядок было слишком далеко для Китая, который получил большую выгоду от этой глобализации. Тем не менее, каждый шаг, который Россия делает вниз по лестнице деэскалации и от конфронтации с Западом, как описано выше, будет означать неудачу для Китая, которому необходимо будет переоценить совокупную силу союзов США. Преемникам Путина имело бы смысл обозначить готовность к возобновлению переговоров с Японией по спору о Южных Курилах, и такой полушаг неизбежно усилил бы подозрения в Пекине. Российско-китайское стратегическое партнерство, скорее всего, выживет, поскольку оно основано на взаимовыгодном экономическом потоке углеводородов и других товаров (правда, не так уж много услуг), если только Пекин не поддастся искушению воспользоваться слабостью своего ключевого партнера и пожинать плоды. некоторые ощутимые плоды (например, территориальные уступки) от его поражения.
В этом уменьшенном будущем партнерстве будет отсутствовать один ключевой параметр: личные связи между Путиным и Си, которые вряд ли можно назвать «дружбой», чувство, совершенно чуждое обоим упрямым автократам, но все же составляющее важный положительный момент. водитель в исторически непростых отношениях. Си упустил возможность предостеречь Путина от рокового вторжения, и он, возможно, не сможет предотвратить падение Путина. Ни у кого из нескольких десятков возможных преемников Путина нет хороших отношений с Пекином. Их главные устремления, сосредоточенные на восстановлении доступа к незаконно нажитым активам, замороженным западными санкциями, вряд ли вызовут симпатию у китайской элиты, которая только что вновь заявила о своей далеко не искренней приверженности антикоррупционной кампании в Китайской коммунистической партии. XX съезд партии.
Представление о неуместности Китая может показаться ошеломляющим, учитывая огромный вес этой растущей (пусть и не такой быстрой) силы в мировых делах. Но для того, чтобы повлиять на траекторию украинской войны, от ее шокирующего начала до постепенного позорного конца, он может оказаться именно тем, что нужно. Одним из регионов, где интересы Китая могут оказаться под прямой угрозой из-за нестабильности, вызванной фиаско России на Украине, является Центральная Азия, но даже там Пекин, скорее всего, не захочет предпринимать попытки вмешательства, подобного проецированию российской мощи в Казахстане в январе 2022 года. Китайские ученые, планировщики политики, да и лидеры усердно изучали (с добавлением идеологического уклона) драму распада Советского Союза. У них есть веские причины для беспокойства по поводу способности России пережить поражение, но об активной политике предотвращения этого нежелательного исхода, похоже, не может быть и речи.
Заключение
Наметить ход победы Украины в разрушительной войне — гораздо более позитивное интеллектуальное упражнение, чем оценка последствий поражения России, но они обязательно должны сойтись воедино.
Наметить ход победы Украины в разрушительной войне — гораздо более позитивное интеллектуальное упражнение, чем оценка последствий поражения России, но они обязательно должны сойтись воедино. Планирование реконструкции украинского государства уже является практической задачей, и многие политики вскоре будут соревноваться за честь прикрепить свои имена к этой новой редакции плана Маршалла. Разгром русских войск под Изюмом и Лиманом вызвал волну спекуляций о дальнейшем отступлении, а надвигающаяся катастрофа под Херсоном побуждает к дальнейшим полетам стратегического воображения, но анализ борьбы России с интернализацией своего поражения остается недостаточным. Фокус нынешних комментариев сместился с долгой войны на истощение на ядерную эскалацию, должным образом создав богатое меню сценариев полной катастрофы. Возможность такого исхода реальна, как и возможность распада российского государства, что некоторые проукраинские влиятельные лица на Западе даже считают желательным. Некоторые российские эксперты выражают глубокую озабоченность, но другие влиятельные интеллектуалы утверждают, что предстоящее поражение может дать России шанс заново изобрести и активизировать себя как уважаемую и ответственную державу в Европе и динамичной Евразии. 6
Набросать дорожную карту постепенного выхода России из проигранной войны — не приложение оптимистических выдумок, а задача практического значения. На каждом повороте этой ухабистой дороги Запад, неизбежно более разделенный в отношении проблемы отношений с Россией, чем в отношении восстановления Украины, будет иметь возможность предотвратить серьезные крахи и способствовать дальнейшему прогрессу. Отправной точкой в этом позитивном планировании является исчезновение Путина из Кремля. Это ни в коем случае не надуманная идея. Его решение ускорить аннексию украинских территорий и начать мобилизацию не изменило хода войны и не увеличило ее общественную поддержку, а, наоборот, усугубило экономический и политический кризис в России. Бесполезно строить догадки о том, как может произойти переворот и кто сформирует новое коллективное руководство России, но необходимо готовиться к такой кульминации склок среди отчаявшихся и коррумпированных элит уже в ближайшее время. Сдерживание может показаться наиболее подходящей и действительно осуществимой стратегией борьбы с постпутинской Россией, которая останется источником высоких рисков и генератором насильственной нестабильности, но потребуется многоуровневое значимое взаимодействие. Только целеустремленные коллективные усилия могут эффективно предотвратить геополитическую катастрофу, что не может отвечать интересам ни одного из многочисленных соседей и партнеров России.