Содержание
Протекционизм — Что такое Протекционизм?
77230
Протекционистская политика обычно реализуется с целью улучшения экономической активности в национальной экономике.
Протекционизм (от лат. protectio — прикрытие, покровительство) — политика государства, направленная:
- на защиту внутреннего рынка, с одной стороны,
- активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки — с другой.
Протекционизм относится к государственной политике, которая ограничивает импорт продукции, чтобы помочь отечественной промышленности.
Протекционистская политика обычно реализуется с целью улучшения экономической активности в национальной экономике, но также может применяться для обеспечения безопасности или качества.
Цели протекционизма:
- защита отечественной промышленности от демпинга;
- защита молодых, развивающихся отраслей промышленности;
- стимулирование роста ВВП;
- защита оборонных отраслей промышленности;
- ответные меры на действия других стран;
- защита от иностранной рабочей силы.
Ценность протекционизма является предметом споров среди экономистов и политиков:
- критики утверждают, что в долгосрочной перспективе протекционизм:
- часто наносит ущерб людям и организациям, которых он призван защищать,
- замедляет экономический рост,
- увеличивает инфляцию цен, что делает свободную торговлю лучшей альтернативой;
- сторонники утверждают, что протекционизм:
- может помочь создать рабочие места внутри страны,
- защищает маленькие и молодые компании,
- увеличить валовой внутренний продукт (ВВП),
- обеспечивает безопасность страны,
- сделать отечественную экономику более конкурентоспособной на глобальном уровне.
Основные инструменты политики протекционизма:
- тарифы;
- импортные квоты;
- стандарты продукции;
- государственные субсидии.
Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.).
Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли.
Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли.
Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.
В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.
Традиционно протекционизм является левой политикой.
Правые политики обычно поддерживают свободную торговлю, что противоречит протекционистской позиции.
Левые политики поддерживают экономический популизм, частью которого является протекционизм.
#протекционизм
Последние новости
Министерство юстиции Республики Узбекистан — Протекционизм: быть или не быть?
В последнее время между экономистами и предпринимателями разгораются споры относительно применения ограничений на импорт в экономической политике страны. Эти споры перекочевали и в социальные сети, где продвигаются разные популистические мнения, что свою очередь, оказывает влияние на среду осуществления экономических реформ.
В последнее время между экономистами и предпринимателями разгораются споры относительно применения ограничений на импорт в экономической политике страны. Эти споры перекочевали и в социальные сети, где продвигаются разные популистические мнения, что свою очередь, оказывает влияние на среду осуществления экономических реформ.
В чем суть вопроса?
Предприниматели, наладившие производство, просят у государства принять меры защиты от импортной конкуренции за счет повышения таможенных пошлин. В экономической теории данный феномен называется протекционизмом и в этом процессе страна или региональный блок из нескольких стран вводят ограничения на внешнеэкономические операции (в основном пошлины на импорт) с целью защиты своих экономических интересов.
В настоящее время широко применяются такие методы протекционизма, как внедрение тарифов, квот, субсидий, сертификации, требований использования национальной продукции, административных барьеров, антидемпинга и управления валютного курса.
При замедлении процессов экономического развития страны растет актуальность политики протекционизма. Экономический кризис 2009 года свел на нет всю работу по либерализации мировой внешней торговли за последние 30 лет[1]. Повышение импортных пошлин считается одним из легких способов, направленных на сокращение дефицита бюджета, особенно, в случае ослабления государственных финансов из-за снижения экономической активности.
Что говорит история?
Внедрение в США (1930 г.) тарифов Smoot-Hawley считается одним из самых больших протекционистских шагов в истории. Тогда сторонники протекционизма вынесли на общественное обсуждение проект закона, руководствуясь такими причинами, как необходимость защиты «новорожденных» секторов экономики, создание местных рабочих мест, сохранение секторов, связанных с национальной безопасностью, и защита потребителей.
Тогда команда из числа 1 028 известных американских экономистов направила Президенту Герберту Гуверу петицию о том, что введение данных тарифов нецелесообразно. Противники движения протекционизма считали, что по причине высоких тарифов у потребителей сократится возможность выбора, вырастет инфляция, а «новорожденные» секторы все равно не будут развиваться. Более того, они выступили против протекционизма и предупреждали о его последствиях как возникновение торговых войн из-за ответных протекционистских мер со стороны других стран.
Президент Герберт Гувер, несмотря на то, что и сам был против этого, но под давлением различных бизнес кругов и своей партии подписал закон, не воспользовавшись правом вето. Сразу же последовала реакция других стран. Так, Канада также объявила высокие импортные пошлины. В результате стали разгораться торговые войны, что еще больше усугубило экономическую депрессию.
Начиная с этого период в мировой экономике набирают силу действия, направленные на либерализацию внешней торговли, формируются внешнеторговые концепции на основе принципа торговать выгоднее, чем не торговать (trade is better than no trade), создается всемирная торговая организация и подписываются многосторонние договоры. Среди западных стран, особенно, после Второй мировой войны, в качестве экономического принципа была общепризнана свободная экономическая торговля, что привело к минимизации торговых барьеров.
Идея свободной внешней торговли была построена на основе теории сравнительных преимуществ, выдвинутой Давидом Рикардо 300 лет назад. Согласно данной экономической модели, свободное движение (без ограничений) всех производственных ресурсов на международном уровне повышает экономическую результативность, ресурсы приносят максимальную выгоду, тем самым служат повышению благосостояния населения.
Если отсутствует свободное движение производственных ресурсов между странами, то нет возможности увидеть практические результаты данной идеи. Самую высокую форму специализации на основе принципов сравнительного преимущества можно увидеть в колониальный период. В тот период исходя из сравнительных преимуществ все развивающие государства специализировались на производстве сырья, а развитые страны — на производстве продукции из сырья с высокой добавленной стоимостью.
Почему государства применяют протекционистскую политику?
С точки зрения экономической теории, сравнительное преимущество один из оптимальных случаев, но стремящиеся к развитию страны всегда стараются поддержать секторы, занимающиеся производством продукции с добавленной стоимостью, или повысить благосостояние населения путем осуществления структурных изменений. В ходе этих процессов государство вынуждено использовать некоторые протекционистские меры.
Нельзя отрицать тот факт, что свободная торговля приводит к увеличению реальных доходов, но в тоже время и в сохранении уровня местного самообеспечения есть реальная польза для благополучия страны.
В связи с этим, целесообразно привести часто используемое экономистами высказывание Кейнса о том, что он поддерживает не тех людей, которые повысили экономические барьеры между народами на самый высокий уровень, а, наоборот, тех, кто снижает их на самым низкий уровень. Мнения, знания, культура, гостеприимство, путешествия — это ценности, которые по своей природе должны быть международными. Однако производство товаров в логически обоснованной степени должно быть местным. И, самое главное, финансирование в первую очередь должно быть местным.
В XX веке в теории экономического развития стали применяться другие методы протекционизма, то есть метод импортозамещающей индустриализации
(import subsitution and industrialization). Данный метод стал популярным в XX веке, однако он был выдвинут еще в начале ХVIII века немецким экономистом Фридрихом Листом. По его мнению, импортные пошлины — это инвестиции в повышение эффективности страны в будущем.
Один из основателей Америки Александр Гамильтон за счет применения разных импортных пошлин в период начального развития США успешно профинансировал крупные государственные расходы. В 80—90 годы Международный валютный фонд и Всемирный банк при выдаче развивающимся странам кредитов на программы структурной перестройки (Structural adjustment programs (SAPs)) требовали прекращения программ импортозамещающей индустриализации. Многие страны тогда досрочно завершили данные программы развития.
Импортозамещающая индустриализация в свое время также считалась одним из актуальных направлений для осуществления структурных изменений экономики страны. Например, в качестве исследования, проанализировавшего политику импортозамещения, можно привести научную статью старшего экономиста Всемирного банка Дипака Маздумара от 1991 года «Импортозамещающая индустриализация и маломасштабный протекционизм: опыт текстильной отрасли Индии». Согласно данной статье, в начальный период развития Индии политика развития промышленности была неразрывно связана с внешнеторговой политикой. Государство в этот период особенно сильно защищало текстильную промышленность.
Высокие протекционистские меры, направленные на защиту текстильной промышленности в Кореи в 1950—1960 годах стали ключевыми шагами на пути развития экспортного потенциала в этой стране. В середине 60-х годов в Корее возможность свободного импорта была предоставлена лишь предприятиям-экспортерам. Политика обесценивания курса валют относительно уровня инфляции позволила компенсировать убытки экспортеров вследствие повышения цен, расширить их возможности.
Несмотря на то, что свободная торговля является одним из самых поддерживаемых экономистами подходов, однако не существует универсальной внешнеторговой политики, которая одинаково бы подходила для всех стран. После создания Всемирной торговой организации были ограничены возможности контроля внешнеторговых операций через тарифы и квоты, однако вместо них были разработаны сложные методы защиты.
К примеру, стали использоваться такие новые методы защиты внутреннего рынка, как стандартизация, сертификация, антидемпинг и антисубсидирование. По этой причине экономическая политика развивающихся стран во многом уникальна, она может не соответствовать общепринятым теоретическим взглядам, а в некоторых случаях, и вовсе противоречить им.
Какой путь следует выбрать?
Политику протекционизма нельзя оправдать тем, что при осуществлении протекционистской политики «выгода победителей больше чем ущерб проигравшей стороны и этим полезна для общества».
В первую очередь, обоснованием для осуществления протекционистской политики может стать внедрение механизмов возмещения государством ущерба проигравшей стороны за счет выгоды победителей.
Протекционизм имеет право существовать в качестве одного из экономических методов, которые могут применяться на этапе экономического развития. Чтобы он был эффективным, требуется наличие следующих условий:
1.
Наличие условий для технологического развития защищаемых секторов. К примеру, если мы перевезем производство телевизоров из Китая в Узбекистан, то технологического развития у нас не будет. Мы не сможем производить телевизоры дешевле чем в КНР, и не сможем с ними конкурировать. Для развития защищаемых секторов необходимы специалисты и усиление научного потенциала.
2.
Наличие у данных секторов долгосрочных стратегий развития и инвестиционных программ. Данные программы должны включать мероприятия по поэтапному повышению конкурентоспособности.
3.
Наличие подхода поэтапного сокращения методов протекционизма и подготовки производителей к свободной конкуренции. К сожалению, в мировой практике сложно найти хороший опыт по определению оптимальной временной длительности защиты отраслей.
К примеру, с 1985 года автомобильная промышленность в Малайзии так и не смогла выпустить конкурентоспособную продукцию, несмотря на то, что были введены высокие импортные тарифы для ее защиты.
Daniel Borer (2018) в исследовании сделал вывод о том, что вследствие защиты внутренней автомобильной промышленности наблюдаются высокие потери, и что данный метод не оправдал себя в качестве меры сохранения собственный автоиндустрии. Он предложил снизить импортные ограничения для повышения конкурентоспособности.
Послесловие
В завершение стоит отметить, что самым существенным фактором при поиске ответов на эти спорные вопросы является осуществление глубоких научных исследований в данной сфере.
Только на основе сложных расчетов, полученных путем научных изысканий и применения современных методологий, можно выбрать оптимальный путь экономической политики для повышения благополучия страны.
Минимизация влияния и давления на экономическую политику разных популистских высказываний, формируемых в социальных сетях и СМИ, также является очень важным фактором.
[1] https://ecipe. org/wp-content/uploads/2014/12/trade-globalisation-and-emerging-protectionism-since-the-crisis.pdf
Определение протекционизма
Что такое протекционизм?
Протекционизм относится к государственной политике, которая ограничивает международную торговлю, чтобы помочь отечественной промышленности. Протекционистская политика обычно реализуется с целью улучшения экономической активности в национальной экономике, но также может применяться для обеспечения безопасности или качества.
Ключевые выводы
- Протекционистская политика накладывает определенные ограничения на международную торговлю в интересах внутренней экономики.
- Протекционистская политика, как правило, направлена на улучшение экономической деятельности, но также может быть результатом соображений безопасности или качества.
- Ценность протекционизма является предметом споров среди экономистов и политиков.
- Тарифы, импортные квоты, стандарты продукции и субсидии являются одними из основных инструментов политики, которые правительство может использовать для проведения протекционистской политики.
Протекционизм
Понимание протекционизма
Протекционистская политика, как правило, ориентирована на импорт, но может также затрагивать и другие аспекты международной торговли, такие как стандарты продукции и государственные субсидии. Достоинства протекционизма являются предметом ожесточенных споров.
Критики утверждают, что в долгосрочной перспективе протекционизм часто наносит ущерб людям и организациям, которых он призван защищать, замедляя экономический рост и увеличивая инфляцию цен, что делает свободную торговлю лучшей альтернативой. Сторонники протекционизма утверждают, что эта политика может помочь создать рабочие места внутри страны, увеличить валовой внутренний продукт (ВВП) и сделать отечественную экономику более конкурентоспособной на глобальном уровне.
Виды инструментов протекционизма
Тарифы
Импортные тарифы являются одним из основных инструментов, которые правительство использует, пытаясь провести протекционистскую политику. Существуют три основные концепции тарифов на импорт, которые можно теоретически использовать для защитных мер. Как правило, все формы импортных тарифов взимаются со страны-импортера и документируются на государственной таможне. Импортные тарифы повышают цену импорта для страны.
Научные тарифы — это импортные тарифы, взимаемые поштучно, повышающие цену товаров для импортера и переходящие к конечному покупателю. Тарифы на импорт с учетом риска ориентированы на конкретную отрасль.
Эти тарифы включают расчет уровней, при которых снижение или повышение тарифов может нанести значительный ущерб отрасли в целом, что может привести к риску закрытия из-за неспособности конкурировать. Ответные тарифы — это тарифы, вводимые главным образом в ответ на чрезмерные пошлины, взимаемые торговыми партнерами.
Импортные квоты
Импортные квоты – это нетарифные барьеры, которые устанавливаются для ограничения количества товаров, которые можно импортировать в течение установленного периода времени. Целью квот является ограничение поставок определенных товаров, предоставляемых экспортером импортеру. Как правило, это менее радикальное действие, которое оказывает незначительное влияние на цены и приводит к повышению спроса со стороны отечественных предприятий для покрытия дефицита.
Квоты также могут быть введены для предотвращения демпинга, который происходит, когда иностранные производители экспортируют продукцию по ценам ниже себестоимости. Эмбарго, при котором ввоз определенных продуктов полностью запрещен, является наиболее строгим типом квоты.
Стандарты продукции
Безопасность продукции и некачественные продукты или материалы обычно являются главными проблемами при принятии стандартов на продукцию. Протекционизм стандарта продукта может быть барьером, который ограничивает импорт на основе внутреннего контроля страны.
В некоторых странах могут быть более низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, защиты интеллектуальной собственности или производства материалов. Это может привести к введению стандарта на продукцию или блокировке импорта определенных товаров из-за соблюдения нормативных требований. В целом, ограничение импорта за счет внедрения стандартов на продукцию часто может привести к увеличению объема производства внутри страны.
Например, рассмотрим французские сыры, приготовленные из сырого, а не пастеризованного молока, которые должны быть выдержаны не менее 60 дней до импорта в США. Поскольку процесс производства многих французских сортов сыра часто включает выдержку 50 дней или меньше, некоторые из самых популярных французских сыров запрещены к ввозу в США, что дает преимущество американским производителям.
Государственные субсидии
Государственные субсидии могут поступать в различных формах. Как правило, они могут быть прямыми или косвенными. Прямые субсидии обеспечивают предприятия денежными выплатами. Косвенные субсидии предоставляются в форме специальных сбережений, таких как беспроцентные кредиты и налоговые льготы.
При изучении субсидий государственные чиновники могут выбрать прямые или косвенные субсидии в сферах производства, занятости, налогообложения, собственности и т. д.
Стремясь улучшить торговый баланс страны, страна может также предложить субсидии предприятиям для экспорта. Экспортные субсидии стимулируют отечественные предприятия к глобальному расширению за счет увеличения экспорта на международном уровне.
Каковы примеры протекционизма?
Типичными примерами протекционизма или инструментов, используемых для реализации политики протекционизма, являются тарифы, квоты и субсидии. Все эти инструменты предназначены для продвижения отечественных компаний за счет удорожания или дефицита иностранных товаров.
Является ли протекционизм левой или правой политикой?
Традиционно протекционизм является левой политикой. Правые политики обычно поддерживают свободную торговлю, что противоречит протекционистской позиции. Левые политики поддерживают экономический популизм, частью которого является протекционизм.
Какие аргументы в пользу протекционизма?
Законодатели, выступающие за протекционистскую торговую политику, считают, что она защищает рабочие места дома, помогает поддерживать и развивать малые компании и отрасли, а также обеспечивает уровень безопасности нации.
Протекционизм | Определение, примеры и факты
«Декларация независимости»
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Лорд Джордж Бентинк
Дэвид Любин
сэр Джордж Юлас Фостер
- Похожие темы:
- политика нищего соседа
- Связанные факты и данные:
- Великая депрессия — Факты
См. весь связанный контент →
протекционизм , политика защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции с помощью тарифов, субсидий, импортных квот или других ограничений или помех, налагаемых на импорт иностранных конкурентов. Протекционистская политика проводилась многими странами, несмотря на тот факт, что практически все основные экономисты согласны с тем, что мировая экономика в целом выигрывает от свободной торговли.
Государственные тарифы являются главной протекционистской мерой. Они повышают цены на импортные товары, делая их более дорогими (и, следовательно, менее привлекательными), чем отечественные товары. Защитные тарифы исторически использовались для стимулирования промышленности в странах, переживающих рецессию или депрессию. Протекционизм может быть полезен для зарождающихся отраслей в развивающихся странах. Он также может служить средством повышения самодостаточности оборонной промышленности. Импортные квоты предлагают еще одно средство протекционизма. Эти квоты устанавливают абсолютный предел количества определенных товаров, которые можно ввозить в страну, и, как правило, более эффективны, чем протекционистские тарифы, которые не всегда разубеждают потребителей, готовых платить более высокую цену за импортируемый товар.
На протяжении всей истории войны и экономические депрессии (или рецессии) приводили к усилению протекционизма, в то время как мир и процветание поощряли свободную торговлю. Европейские монархии поддерживали протекционистскую политику в 17 и 18 веках, пытаясь увеличить торговлю и построить свою внутреннюю экономику за счет других стран; эта политика, ныне дискредитированная, стала известна как меркантилизм. Великобритания начала отказываться от защитных пошлин в первой половине XIX в.веке после того, как она достигла промышленного превосходства в Европе. Пренебрежение Британией протекционизма в пользу свободной торговли символизировалось отменой в 1846 г. хлебных законов и других пошлин на ввозимое зерно. Протекционистская политика в Европе во второй половине XIX века была относительно мягкой, хотя Франция, Германия и некоторые другие страны время от времени были вынуждены вводить таможенные пошлины как средство защиты своих растущих промышленных секторов от британской конкуренции. К 1913, однако таможенные пошлины во всем западном мире были низкими, а импортные квоты почти никогда не использовались. Именно ущерб и дислокация, вызванные Первой мировой войной, вызвали постоянное поднятие таможенных барьеров в Европе в 1920-х годах.