Протекционистскую: Протекционизм — Что такое Протекционизм?

Протекционизм — Что такое Протекционизм?

111324

Протекционистская политика обычно реализуется с целью улучшения экономической активности в национальной экономике.

Протекционизм (от лат. protectio — прикрытие, покровительство) — политика государства, направленная:

  • на защиту внутреннего рынка, с одной стороны, 
  • активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки — с другой.


Протекционизм относится к государственной политике, которая ограничивает импорт продукции, чтобы помочь отечественной промышленности.

Протекционистская политика обычно реализуется с целью улучшения экономической активности в национальной экономике, но также может применяться для обеспечения безопасности или качества.

Цели протекционизма:

  • защита отечественной промышленности от демпинга;
  • защита молодых, развивающихся отраслей промышленности;
  • стимулирование роста ВВП;
  • защита оборонных отраслей промышленности;
  • ответные меры на действия других стран;
  • защита от иностранной рабочей силы.


Ценность протекционизма является предметом споров среди экономистов и политиков:

  • критики утверждают, что в долгосрочной перспективе протекционизм:
    • часто наносит ущерб людям и организациям, которых он призван защищать, 
    • замедляет экономический рост,
    • увеличивает инфляцию цен, что делает свободную торговлю лучшей альтернативой;
  • сторонники утверждают, что протекционизм:
    • может помочь создать рабочие места внутри страны, 
    • защищает маленькие и молодые компании,
    • увеличить валовой внутренний продукт (ВВП),
    • обеспечивает безопасность страны,
    • сделать отечественную экономику более конкурентоспособной на глобальном уровне.


Основные инструменты политики протекционизма:

  • тарифы; 
  • импортные квоты; 
  • стандарты продукции;
  • государственные субсидии.


Возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.).

Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли.

Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли.

Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.

В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор.

Традиционно протекционизм является левой политикой.

Правые политики обычно поддерживают свободную торговлю, что противоречит протекционистской позиции.

Левые политики поддерживают экономический популизм, частью которого является протекционизм.

#протекционизм

Последние новости

Опять о вреде протекционизма | Сайт Центра Экономического Развития

Автор: Зафар Хашимов

10 причин, объясняющих, почему протекционизм и высокие импортные тарифы это плохо для экономики.

1) цены в стране искусственно поднимаются из-за импортных тарифов, что обедняет людей, снижая их потребление;

2) цены растут, как на импортный, так и на местный товар, иначе, зачем поднимать тарифы на импорт: это делается, прежде всего для того, чтобы и местные производители могли держать свои цены завышенными. По своей сути, импортные тарифы- это защита доходов местных производителей, путём увеличение стоимости для потребителей через ограничение доступа к рынку для иностранной конкуренции.

3) ускоряется инфляция, повышается ставка рефинансирования и в жертву приносится экономический рост страны и рост реальных доходов населения.

4) увеличение импортных тарифов наносит удар по экспортным отраслям. Это происходит, как из-за общего роста цен, в том числе на компоненты и сырьё для производимой в стране продукции, а также из-за роста стоимости денег, о котором я написал выше.
Параллельно происходит подавления спроса на иностранную валюту. В результате, курс национальной валюты укрепляется. Последнее приводит к удорожанию стоимости экспортируемых товаров, делая их не конкурентными на внешних рынках. Очевидно, что страны, нацеленные на увеличения экспорта и туризма, постоянно стимулируют повышенный спрос на иностранную валюту и пытаются поддерживать стабильно низкий курс своей национальной валюты. Этого невозможно достичь, подавляя или ограничивая импорт.

5) нужно отдавать себе отчёт, что стоимость логистики по привозу товаров в Узбекистан уже само по себе является более чем хорошей защитой местного производства.

6) по сложности проведения импортных операций в рейтинге Всемирного Банка Doing Business мы занимаем (внимание! сейчас будет жесткач) 165-е место. Это обстоятельство, само по себе, служит ещё одной серьезной защитой местного производителя. Вот вам и нетарифный барьер.

7) высокие импортные тарифы стимулируют т. н. «чёрный», то есть полностью контрабандный, ввоз товаров, а также всякого рода серые схемы, такие, как занижение стоимости/ количества ввозимых товаров или различные подмены и манипуляции с классификацией товаров по ТН ВЭД. Выручка от продажи таких товаров не может быть полностью или частично официально проконвертирована, вследствии чего, повышается спрос на валюту на чёрном рынке. В то же время спрос на валюту на официальном валютном рынке снижается и мы снова возвращаемся к разрыву курсов на чёрном и официальном рынках. Это одновременно приводит к разрыву стоимости наличных и безналичных денежных средств: платить с карточки или в безналичной форме обходится агентам рынка дороже, чем наличными. Такое положение дел мы все, думаю, хорошо помним по недавнему прошлому. Следствием протекционизма также являются расширение доли чёрного рынка на товары и услуги, уменьшение поступлений в казну налогов и пошлин, общая криминализация экономики и дельнейший рост правового нигилизма среди предпринимателей и населения. Реакция государства может заключаться только в ужесточении контроля, в давлении на бизнес репрессивными методами, сопряженными с созданием благоприятных условий для коррупции.

8) импортные тарифы часто являются «зеркальными», в том смысле, что, когда мы вводим тарифы на иностранную продукцию, то и на нашу продукцию за рубежом вводятся схожие тарифы. И это тоже мешает экспорту.

9) импортные тарифы дают неправильные ценовые сигналы участникам рынка. Искажённая ценовая реальность может создавать иллюзорное представление о том, что отрасли, где у страны нет ни абсолютных, ни сравнительных преимуществ, начинают выглядеть для операторов рынка экономически привлекательными. В результате, компании и предприниматели тратят свои капиталы, полученные в банках кредиты, другие материальные и нематериальные ресурсы, создают рабочие места в тех отраслях, которые ни в настоящем и никогда в будущем, без защиты государства, не смогут устойчиво развиваться. Этот аспект протекционизма лишает страну не только текущего развития, но и развития в будущем. Даже, когда страна, наконец поняв порочность пути строительства барьеров в международной торговле, однажды решает гармонично интегрироваться в мировой рынок, найти своё место в международной цепочке разделения труда, социальная и экономическая стоимость трансформации, выраженное неотвратимой чередой банкротств, потерянных рабочих мест, безвозвратных кредитов, утраченных капиталов, может превратиться для нас в блокирующее препятствие для будущих преобразований или сделать их стоимость для общества баснословно высокой.

10) выбивание у государства ещё больших импортных тарифов сам по себе превращается в отдельный бизнес практически для всех местных отраслей производства и их лоббистов.
Достигается это стандартным набором угроз: потеря рабочих мест, банкротство предприятий, невозвратность кредитов и инвестиций, различного рода доводами о продовольственной, промышленной и прочих форм безопастности, а также с использованием чисто коррупционных схем.

Приведённый список, думаю, далеко не самый полный перечень всех отрицательных последствий политики протекционизма и тарифных барьеров.
Любителям задавать вопросы типа «если это плохо, почему такие то и такие то страны ведут или вели протекционистскую политику?», отвечу: «мир, вообще, несовершенное место. Политики, как и все люди, иногда совершают ошибки и глупости, но это не означает, что нам обязательно нужно следовать всем худшим практикам, собранным в мировой истории на том единственном основании, что ещё кто то когда то так глупо поступал».

Источник

Почитать по теме:

О вреде протекционизма

Автор: Юлий Юсупов

Надо ли защищать отечественных производителей от конкуренции с импортом?

 

Примеры и виды торговой защиты

Что такое протекционизм?

Протекционизм относится к государственной политике, которая ограничивает международную торговлю, чтобы помочь отечественной промышленности. Протекционистская политика обычно реализуется с целью улучшения экономической активности в национальной экономике, но также может применяться для обеспечения безопасности или качества.

Ключевые выводы

  • Протекционистская политика накладывает определенные ограничения на международную торговлю в интересах внутренней экономики.
  • Протекционистская политика, как правило, направлена ​​на улучшение экономической деятельности, но также может быть результатом соображений безопасности или качества.
  • Ценность протекционизма является предметом споров среди экономистов и политиков.
  • Тарифы, импортные квоты, стандарты продукции и субсидии являются одними из основных инструментов политики, которые правительство может использовать для проведения протекционистской политики.
Протекционизм

Понимание протекционизма

Протекционистская политика, как правило, ориентирована на импорт, но может также затрагивать и другие аспекты международной торговли, такие как стандарты продукции и государственные субсидии. Достоинства протекционизма являются предметом ожесточенных споров.

Критики утверждают, что в долгосрочной перспективе протекционизм часто наносит ущерб людям и организациям, которых он призван защищать, замедляя экономический рост и увеличивая инфляцию цен, что делает свободную торговлю лучшей альтернативой. Сторонники протекционизма утверждают, что эта политика может помочь создать рабочие места внутри страны, увеличить валовой внутренний продукт (ВВП) и сделать отечественную экономику более конкурентоспособной на глобальном уровне.

Виды инструментов протекционизма

Тарифы

Импортные тарифы являются одним из основных инструментов, которые правительство использует, пытаясь провести протекционистскую политику. Существуют три основные концепции тарифов на импорт, которые можно теоретически использовать для защитных мер. Как правило, все формы импортных тарифов взимаются со страны-импортера и документируются на государственной таможне. Импортные тарифы повышают цену импорта для страны.

Научные тарифы — это импортные тарифы, взимаемые поштучно, повышающие цену товаров для импортера и переходящие к конечному покупателю. Тарифы на импорт с учетом риска ориентированы на конкретную отрасль.

Эти тарифы включают расчет уровней, при которых снижение или повышение тарифов может нанести значительный ущерб отрасли в целом, что может привести к риску закрытия из-за неспособности конкурировать. Ответные тарифы — это тарифы, вводимые главным образом в ответ на чрезмерные пошлины, взимаемые торговыми партнерами.

Импортные квоты

Импортные квоты – это нетарифные барьеры, которые устанавливаются для ограничения количества товаров, которые можно импортировать в течение установленного периода времени. Целью квот является ограничение поставок определенных товаров, предоставляемых экспортером импортеру. Как правило, это менее радикальное действие, которое оказывает незначительное влияние на цены и приводит к повышению спроса со стороны отечественных предприятий для покрытия дефицита.

Квоты также могут быть введены для предотвращения демпинга, который происходит, когда иностранные производители экспортируют продукцию по ценам ниже себестоимости. Эмбарго, при котором ввоз определенных продуктов полностью запрещен, является наиболее строгим типом квоты.

Стандарты продукции

Безопасность продукции и некачественные продукты или материалы обычно являются главными проблемами при принятии стандартов на продукцию. Протекционизм стандарта продукта может быть барьером, который ограничивает импорт на основе внутреннего контроля страны.

В некоторых странах могут быть более низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, защиты интеллектуальной собственности или производства материалов. Это может привести к введению стандарта на продукцию или блокировке импорта определенных товаров из-за соблюдения нормативных требований. В целом, ограничение импорта за счет внедрения стандартов на продукцию часто может привести к увеличению объема производства внутри страны.

Например, рассмотрим французские сыры, приготовленные из сырого, а не пастеризованного молока, которые должны быть выдержаны не менее 60 дней до импорта в США. Поскольку процесс производства многих французских сортов сыра часто включает выдержку 50 дней или меньше, некоторые из самых популярных французских сыров запрещены к ввозу в США, что дает преимущество американским производителям.

Государственные субсидии

Государственные субсидии могут поступать в различных формах. Как правило, они могут быть прямыми или косвенными. Прямые субсидии обеспечивают предприятия денежными выплатами. Косвенные субсидии предоставляются в форме специальных сбережений, таких как беспроцентные кредиты и налоговые льготы.

При изучении субсидий государственные чиновники могут выбрать прямые или косвенные субсидии в сферах производства, занятости, налогообложения, собственности и т. д.

Стремясь улучшить торговый баланс страны, страна может также предложить субсидии предприятиям для экспорта. Экспортные субсидии стимулируют отечественные предприятия к глобальному расширению за счет увеличения экспорта на международном уровне.

Каковы примеры протекционизма?

Типичными примерами протекционизма или инструментов, используемых для реализации политики протекционизма, являются тарифы, квоты и субсидии. Все эти инструменты предназначены для продвижения отечественных компаний за счет удорожания или дефицита иностранных товаров.

Является ли протекционизм левой или правой политикой?

Традиционно протекционизм является левой политикой. Правые политики обычно поддерживают свободную торговлю, что противоречит протекционистской позиции. Левые политики поддерживают экономический популизм, частью которого является протекционизм.

Какие аргументы в пользу протекционизма?

Законодатели, выступающие за протекционистскую торговую политику, считают, что она защищает рабочие места дома, помогает поддерживать и развивать малые компании и отрасли, а также обеспечивает уровень безопасности нации.

Протекционизм | Определение, примеры и факты

«Декларация независимости»

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Лорд Джордж Бентинк
Дэвид Любин
сэр Джордж Юлас Фостер
Похожие темы:
политика нищего соседа
Связанные факты и данные:
Великая депрессия — Факты

См. весь связанный контент →

протекционизм , политика защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции с помощью тарифов, субсидий, импортных квот или других ограничений или помех, налагаемых на импорт иностранных конкурентов. Протекционистская политика проводилась многими странами, несмотря на тот факт, что практически все основные экономисты согласны с тем, что мировая экономика в целом выигрывает от свободной торговли.

Государственные тарифы являются главной протекционистской мерой. Они повышают цены на импортные товары, делая их более дорогими (и, следовательно, менее привлекательными), чем отечественные товары. Защитные тарифы исторически использовались для стимулирования промышленности в странах, переживающих рецессию или депрессию. Протекционизм может быть полезен для зарождающихся отраслей в развивающихся странах. Он также может служить средством повышения самодостаточности оборонной промышленности. Импортные квоты предлагают еще одно средство протекционизма. Эти квоты устанавливают абсолютный предел количества определенных товаров, которые можно ввозить в страну, и, как правило, более эффективны, чем протекционистские тарифы, которые не всегда разубеждают потребителей, готовых платить более высокую цену за импортируемый товар.

Еще из Британники

Причины Великой депрессии

На протяжении всей истории войны и экономические депрессии (или рецессии) приводили к усилению протекционизма, в то время как мир и процветание, как правило, поощряли свободную торговлю. Европейские монархии поддерживали протекционистскую политику в 17 и 18 веках, пытаясь увеличить торговлю и построить свою внутреннюю экономику за счет других стран; эта политика, ныне дискредитированная, стала известна как меркантилизм. Великобритания начала отказываться от защитных пошлин в первой половине XIX в.веке после того, как она достигла промышленного превосходства в Европе. Пренебрежение Британией протекционизма в пользу свободной торговли символизировалось отменой в 1846 г. хлебных законов и других пошлин на ввозимое зерно. Протекционистская политика в Европе во второй половине XIX века была относительно мягкой, хотя Франция, Германия и некоторые другие страны время от времени были вынуждены вводить таможенные пошлины как средство защиты своих растущих промышленных секторов от британской конкуренции. К 1913, однако таможенные пошлины во всем западном мире были низкими, а импортные квоты почти никогда не использовались. Именно ущерб и дислокация, вызванные Первой мировой войной, вызвали постоянное поднятие таможенных барьеров в Европе в 1920-х годах. Во время Великой депрессии 1930-х годов рекордный уровень безработицы породил эпидемию протекционистских мер. В результате мировая торговля резко сократилась.

Соединенные Штаты долгое время были протекционистской страной, тарифы которой достигли своего пика в 1820-х годах и во время Великой депрессии. В соответствии с Законом о тарифах Смута-Хоули (1930) средний тариф на импортные товары был повышен примерно на 20 процентов. К середине 20 в. протекционистская политика страны изменилась, и в 1947 г. США стали одной из 23 стран, подписавших взаимные торговые соглашения в форме Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Это соглашение с поправками, внесенными в 1994 году, было заменено в 1995 году Всемирной торговой организацией (ВТО) в Женеве.