Производство хтз в россии: Брянский тракторный завод может переориентировать производство с ХТЗ на МТЗ — Всё о сельхозтехнике glavpahar.ru

Брянский тракторный завод может переориентировать производство с ХТЗ на МТЗ — Всё о сельхозтехнике glavpahar.ru

03.05.2022

Фото: glavpahar.ru

Сельскохозяйственные тракторы БТЗ могут переквалифицироваться с ХТЗ на МТЗ

По пока неподтвержденной информации Брянский тракторный завод временно приостановил производство тракторов БТЗ (локализованной версии сельхозмашин ХТЗ в России) в связи с отсутствием украинских запчастей и комплектующих.

БТЗ планирует самостоятельно производить комплектующие для тракторов или закупать их аналоги на МТЗ

Согласно инсайдерским сведениям, остановка производства на тракторном заводе связана с тем, что в Брянск перестали поставлять машинокомплекты из Харькова.

Руководство Брянского тракторного завода на совещании заверило губернатора области Александра Богомаза, что необходимые комплектующие уже планируют производить на собственном производстве.  

При этом, как пишет «Брянск Today», есть еще один вариант развития событий — так, владельцы Брянского тракторного завода пытаются договориться о поставках аналогичных харьковских машинокомплектов из Минского тракторного завода. Оба предприятия пока официально не подтвердили информацию.

Что производят на Брянском тракторном заводе сейчас?

Напомним, что Брянский тракторный завод (БТЗ) основан с целью обеспечения российских аграриев многофункциональной, надежной и доступной техникой отечественного производства. Производственная площадка компании расположена в центральном регионе.

В настоящее время продукция завода наиболее активно поставляется в основные зерносеющие регионы Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Товаропроводящая сеть БТЗ насчитывает более 50 дилерских центров на территории РФ и более 70 сервисных станций. 

Среди флагманских машин бренда: 

  • сельскохозяйственная техника: колесные тракторы БТЗ-243К, БТЗ-244К, БТЗ-245К и БТЗ-246К, гусеничные тракторы БТЗ-181 и БТЗ-190, а также локализованные телескопические погрузчики UMG;
  • промышленная техника: баровая грунторезная машина, самоходная машина, предназначенная для вертикального и наклонного бурения скважин в грунтах I–IV категорий, универсально-маневровая техника КРТ-1 И ММТ-2, а также самоходный мульчерный комплекс на базе сельхозтрактора БТЗ.

Узнавайте первыми актуальные новости сельхозтехники России и мира на наших страницах в Facebook и ВКонтакте, а также на каналах в Telegram и YouTube.

#5e6fb1cd9c2e7259fd650bba   #5f031e5a1b0a741c7d4089fb   #5e4cf4045335011c8b766856   #5e567ac79c2e7259fd650401   #5e4e2d27f62ea27578a8fad3   #5e5d00939c2e7259fd650599   #5e4e4e76f62ea27578a8fb00   #5e5ce1a49c2e7259fd65058b   #5f4eb5a67e33911a711992b2   #621e09b7fc3c42001e6cd807   #5e53f15e9c2e7259fd650316  

Харьковский тракторный завод, ООО Торговый дом ОАО (Харьковская область) поставщик сельхозтехники

  • Производители и поставщики

  • Украина

  • Харьковская область

  • Харьковский тракторный завод, ООО Торговый дом ОАО
МестоположениеХарьковская область
Почтовый адрес61007 Украина, г. Харьков, пр-т. Московский, 275
Контактные телефоны+38 (057) 715-13-14
Факс+38 (057) 715-13-14
E-mail [email protected]
Веб сайт http://www.xtz.ua
Руководительдиректор Закалюжный Василий Васильевич
 

Поставляемая продукция

Перечень поставляемой продукции (8 наименований)

Партнеры

  • Харківський тракторний завод, ПАО (Украина, Харьковская область)

Дилеры

Филиалы и представительства

  • ХТЗ, АО — Представительство в Российской Федерации (Россия, Московская область и город Москва)
  • ХТЗ, АО — Представительство в Российской Федерации (Россия, Новосибирская область)
  • ХТЗ, АО — Представительство в Южном федеральном округе (Россия, Ростовская область)

Дилеры

  • Российский трактор, ООО Компания (Азербайджан)
  • АгромашХолдинг, АО — Акмолинский филиал (Казахстан, Акмолинская область)
  • Канди-Кокшетау, ТОО (Казахстан, Акмолинская область)
  • Ата-Су, ТОО (Казахстан, Акмолинская область)
  • Гранд Трактор KZ, ТОО (Казахстан, Акмолинская область)
  • Канди-Алматы, ТОО (Казахстан, Алматинская область)
  • АгромашХолдинг KZ, АО — Алматинский филиал (Казахстан, Алматинская область)
  • Агроцентр, ООО (Россия, Алтайский край)
  • Союзтехснаб, ООО (Россия, Архангельская область)
  • АгроАхтуба, ООО Торговый дом (Россия, Волгоградская область)
  • Вега, ООО Торговый Дом (Россия, Воронежская область)
  • Воронежкомплект, ООО (Россия, Воронежская область)
  • Новые Технологии, ООО (Россия, Иркутская область)
  • Агрегат, ООО Агротехнический центр — Филиал дилерского центра (Россия, Калужская область)
  • СпецТехСнаб, ООО (Киргизия)
  • ПодшипникМаш, ООО Тракторный центр (ТД «ХТЗ») (Россия, Краснодарский край)
  • АвтоСпецМаш, ООО (Россия, Красноярский край)
  • СеверТрак, ООО (Россия, Красноярский край)
  • Бизнес-Гарант, ООО (Россия, Курская область)
  • Агромеханизм, ООО (Молдавия)
  • Eurocar Lux SRL (Молдавия)
  • Коминвест-АКМТ, ЗАО (Россия, Московская область и город Москва)
  • РусАгроСеть, ООО (Россия, Московская область и город Москва)
  • ВНК Агро, ООО (Россия, Московская область и город Москва)
  • Белагро-Сервис, ООО АгроСнабженческая Компания (Россия, Московская область и город Москва)
  • Росагроснаб, ОАО (Россия, Московская область и город Москва)
  • АгроАрсенал, ООО (Россия, Нижегородская область)
  • Русавтопром, ООО ТЦ (Россия, Нижегородская область)
  • Техноторг, ООО (ООО Техноторг-Дон) (Украина, Николаевская область)
  • АСМ, ООО (Россия, Новосибирская область)
  • Агроснабтехсервис, ООО (Россия, Новосибирская область)
  • Технический центр «ХТЗ», ООО — Представительство ГК ПодшипникМаш в Омской области (Россия, Омская область)
  • Сибирская База, ООО (Россия, Омская область)
  • ТехМашПерспектива, ООО (Россия, Оренбургская область)
  • Оренбургагроснабтехсервис, АО (Россия, Оренбургская область)
  • Агроцентр, ООО (Россия, Оренбургская область)
  • АгроЦентр, ООО (Россия, Пензенская область)
  • ПрофМаш-ДВ, ООО (Россия, Приморский край)
  • Башсельхозтехника, ГУСП (Россия, Республика Башкортостан)
  • МариУралТракСервис, ООО БТК (Россия, Республика Марий-Эл)
  • МордовАгроРесурс, ООО (Россия, Республика Мордовия)
  • Туймаада-Лизинг, АО ЛК (Россия, Республика Саха (Якутия))
  • ПодшипникМаш, ООО Торговый дом — Представительство в Республике Татарстан (Россия, Республика Татарстан)
  • Автоцентр Хакасии, ООО Торговый дом (Россия, Республика Хакассия)
  • Альтаир, ООО АК (Альтаир СМ, ООО) (Россия, Ростовская область)
  • Бизон Юг, ООО (Бизон-Трейд) (Россия, Ростовская область)
  • ПодшипникМаш, ООО Торговый дом — Представительство в Самарской области (Россия, Самарская область)
  • Саратовагропромкомплект, ОАО (Россия, Саратовская область)
  • Саратовагрокомплект, ОАО (Россия, Саратовская область)
  • Агротехснаб, ЗАО ПМТО СХТ (Россия, Саратовская область)
  • Техносфера, ООО (Россия, Свердловская область)
  • Б-Истокское РТПС, ОАО (Россия, Свердловская область)
  • Агромашины, ООО (Россия, Смоленская область)
  • ПодшипникМаш, ООО Торговый дом — Представительство в Ставропольском крае (Россия, Ставропольский край)
  • Тверьагроснабкомплект, ОАО (Россия, Тверская область)
  • БАМ — Тюмень, ООО (Россия, Тюменская область)
  • Тюменьоблсельхозснаб, ООО (Россия, Тюменская область)
  • Новая техника, ООО (Россия, Удмуртская Республика )
  • Симбирсктраксервис, ООО (Россия, Ульяновская область)
  • Агротрейд, ООО (Украина, Харьковская область)
  • Украгрозапчасть, ООО (Украина, Харьковская область)
  • Омега-Автопоставка, ООО ТПК (Украина, Харьковская область)
  • Форсаж, ООО ПКП (Украина, Харьковская область)
  • Техносфера, ООО — Представительство в Челябинской области (Россия, Челябинская область)
  • Авто-Мир, ООО (Россия, Чеченская Республика)
  • Чувашагрокомплект, АО (Россия, Чувашская Республика)
  • АгроМашСнаб, ООО (Россия, Чувашская Республика)

Описание деятельности

С января 2006 года реализация продукции ПАО «ХТЗ» осуществляется через эксклюзивного дистрибьютора завода ООО «Торговый дом ОАО «Харьковский тракторный завод, поддерживающего дилерскую сеть.

ХТЗ-16 — Танковая энциклопедия

Советский Союз (1941)

Тракторный танк – 70-90 Построен

Необходимость

Испытания Красной Армии в 1930-1932 гг. по созданию боевой машины на базе тракторов оказались полностью безуспешными , так что появление ХТЗ-16 было признаком полнейшего отчаяния со стороны СССР. В 1941 году из-за потребности Советского Союза в большем количестве танков и медленного производства более традиционных конструкций на передовой появилось множество импровизированных машин. ХТЗ-16 был импровизированным харьковским танком и имел схожие черты со своими собратьями, такими как НИ, который производился в то же время. Обладая 45-мм (1,77 дюйма) пушкой и грубой, но сложной надстройкой, ХТЗ-16 на самом деле был достаточно хорош, чтобы почти начать серийное производство. Как и на все самодельные машины, доступной документации по ХТЗ-16 мало, а, следовательно, источники часто носят сомнительный характер. Однако, в отличие от других его импровизированных собратьев (таких как НИ и ЗиС-30), есть много фотографий, которые дают нам множество деталей.

Примечание автора о достоверности источников
Использование только интернет-источников — ужасная практика для реального исторического отчета. Прямые ссылки на них включены. В этой статье, используя фотографии и честные рассуждения, мы попытаемся собрать воедино историю ХТЗ-16. Следует отметить, что Харьков не является городом-героем, и поэтому мало что написано об истории его доблестной обороны. ХТЗ-16, возможно, так и останется загадкой — настолько, что Залога поставил его в тупик в своей книге «Советские танки и боевые машины Второй мировой войны», заявив: « г. Харьковские тракторные танки имели несъемные надстройки, вооруженные 45-мм орудиями. Неизвестно, где были построены эти машины, но существуют фотографии нескольких машин, которые, очевидно, были основаны на стандартном плане. » Это, пожалуй, столько, сколько мы фактически можем подтвердить как истину, хотя на фотографиях наверняка видно более трех ХТЗ-16.

Процесс проектирования

После огромных поражений в 1941 году советские власти пошли на отчаянные меры, чтобы остановить наступление немцев. После серии встреч, к 20 июля 19 г.41 было принято Постановление 219, которым предписывалось оснащать сельскохозяйственные тракторы бронеплитами и противотанковыми орудиями. Харьковскому (ХТЗ) и Сталинградскому (СТЗ) тракторным заводам было поручено изготовить эти импровизированные боевые машины. Однако СТЗ не смог начать работу над машиной из-за проблем с поставками. Отчаяние означало, что производство нужно было торопить, поэтому на завод ХТЗ были направлены четыре инженера из Москвы – Е.Г. Попов, А.В. Сапожников, В. Слонимский и А.М. Черепин.
Сначала пытались установить 37-мм (1,46 дюйма) зенитное орудие, но это было сочтено неудовлетворительным. Вместо этого был опробован 45-мм (1,77 дюйма) 20K, и он был признан подходящим.
После согласования вооружения экспериментировали с различными тягачами – артиллерийскими тягачами СТЗ-5 и СТЗ-3 (иногда их называли СТЗ Нати). С этих тракторов сняли кабину и установили новую кабину с броней от 10 до 25 мм (0,4–0,98 дюйма). Оба этих трактора имели общую подвеску, но были разной формы. СТЗ-3 больше походил на традиционный сельскохозяйственный трактор, а СТЗ-5 был гораздо более квадратной формы. Однако, в отличие от одесских производителей танков НИ, ХТЗ предпочел использовать СТЗ-3 (отсюда и довольно большая разница в форме между НИ и ХТЗ-16). Они сделали это, потому что двигатель, установленный спереди, означал, что им не нужно было изменять конструкцию машины, чтобы выдержать вес орудия, установленного сзади. Машина стала известна как ХТЗ-16, но в некоторых документах военного времени она упоминается как Т-16.

У этого ХТЗ-16 разряжены боеприпасы, возможно, после поломки. Все люки на машине открыты. Автомобиль также выглядит замаскированным.
Конструкция корпуса была проста – сварка и клепка скрепляли металлические листы, которые защищали экипажи от пуль и осколков. Машина также была разделена на две секции: передняя часть предназначалась для двигателя, а задняя — для экипажа. Двигатель был защищен четырьмя листами катаной стали и крепился болтовой броней, что хорошо видно на фотографиях. Выхлоп также был перенесен в нижнюю часть автомобиля, при необходимости закрывая его стальными ставнями. Для обслуживания передней части корпуса машина имела боковые люки. Лобовая броня имела толщину около 25 мм (1 дюйм), а борта — примерно 10 мм (0,4 дюйма).
Сообщается, что вход и выход из автомобиля осуществлялся через люк с правой стороны автомобиля, но в задней части был установлен аварийный люк. В крыше также имелись два люка. Судя по фотосвидетельствам, задний люк и два верхних люка использовались чаще других, особенно при оставлении машины. Справа от основного орудия была небольшая щель, в которую мог смотреть механик-водитель. В танке также имелись три щели для стрельбы из личного оружия на всякий случай, но часто они использовались пулеметами ДТ.
Шасси было немного изменено, чтобы приспособиться к новому весу. Сообщается, что резиновые катки были установлены с целью улучшения плавности хода машины, а значит, и точности оружия, а также комфорта экипажа, но на фотографиях этого нет.
Производство начато, даже несмотря на проблемы со снабжением, но в связи с эвакуацией заводов в результате немецкого наступления заводы по производству ХТЗ-16 (и аналогичных машин) были эвакуированы с востока Украины вскоре после начала производства, и только 70-100 ХТЗ- было построено 16 штук. Однако такой огромный спрос на танки был уже к 19 августа41, в результате огромных потерь фактически было заказано 800 машин.
Однако проблемы с поставками все еще были. Поставка броневых листов отставала, и заводу НКЗМ 9 (который производил броневые листы) становилось все труднее удовлетворять спрос. По какой-то неполной статистике было отправлено до 100 комплектов брони, но сколько дошло до ХТЗ неизвестно. В одном из последних сводок ХТЗ перед эвакуацией говорилось, что «затребовано 809 танков ХТЗ-16, но это не может быть произведено из-за отсутствия стальных бронелистов». Производство окончательно закончилось 20 октября, когда немецкие войска окружили город.

Румынский солдат позирует рядом с разбитым ХТЗ-16.
Однако фактически завод СТЗ был реорганизован на выпуск ХТЗ-16 16 сентября 1941 года по приказу наркома НКПТ (Министерства транспортного машиностроения) Малышева. Присланный им документ гласил:
«В связи с скорым изготовлением бронированного трактора ХТЗ-16: А. Немедленно отгрузить СТЗ пятьсот тракторов для подготовки к модернизации Б. Немедленно направить заводу N264 чертежи и спецификации на ХТЗ-16 [в данном документе — Бронектор] C. Отгрузить соответствующие комплекты вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы). Убедитесь, что завод закупил эти продукты. Поставка на СТЗ должна начаться не позднее 1 октября по следующему графику: первая пятидневка – 10 штук в день, вторая пятидневка – 15 штук в день, затем 20 и более…»
Однако эти производственные цели были слишком амбициозными и недолговечными. Вскоре после этого СТЗ перешел на производство Т-34. Открыть вторую производственную линию ХТЗ-16 не удалось из-за нехватки ресурсов и квалифицированных рабочих. При этом осенью 1941 года СТЗ действительно произвел неизвестное количество ХТЗ-16, по оценкам, около 30, вероятно, все они были изготовлены с использованием эвакуированных корпусов и материалов с ХТЗ.
Всего Харьков успел произвести 50-60 единиц, а Сталинград не успел сделать больше 30.

ХТЗ-16 без броневых листов и гусеницы, подбит. На этом изображении отчетливо виден тягач СТЗ-3, на котором он основан, а также порт для личного оружия слева от орудия.

Подбитый ХТЗ-16, похоже, окрашенный в камуфляж.

ХТЗ-16 в действии

Подробная информация о том, как он показал себя в бою, скудна. ХТЗ-16 никогда не называли танком, а импровизированной самоходкой. Его основная роль заключалась в том, чтобы выбивать вражескую броню. Согласно сообщениям, 45-мм (1,77 дюйма) пушка 20К могла подбить немецкий танк на расстоянии 200–300 м (220–330 ярдов). Источники предполагают, что орудие было зафиксировано на месте, и поэтому для прицеливания требовалось движение всего танка, но фотографии показывают, что это не так. На самом деле, более вероятно, что орудие имело очень ограниченный сектор обстрела, а это означало, что танку приходилось часто двигаться. 900:03 14-я танковая бригада получила 8 таких танков. Примерно 10-15 таких машин составляли отдельный батальон, участвовавший в обороне Полтавы в сентябре 1941 г., где были быстро потеряны. В обоих случаях все танки были полностью уничтожены. В сообщениях действительно говорится, что некоторые из них были отправлены «скромно» для защиты Харькова в октябре, но немецкая бронетехника имела огромное преимущество в результате того, что советское командование позволило немцам прорваться в районы Вязьмы и Брянска.

Группа румынских солдат осматривает ХТЗ-16 в сельском городке под Харьковом.
Почти все эти танки были отправлены на западную оборону. Однако около 47 таких машин защитники города выделили в отдельный батальон. Эти части иногда имели на вооружении танкетки Т-27, а также не более четырех Т-35 и пяти танков Т-26 различных моделей в период с 1933 по 1938 год. Организованная оборона в Харькове фактически провалилась, но, по некоторым воспоминаниям ХТЗ-16, эти танки смогли выдержать основную тяжесть городского боя. 900.03 Имеются сведения, что 16 ХТЗ-16 использовались на другом участке Восточного фронта, в составе 133-й танковой бригады, и воевали до конца октября на Брянском фронте. В имеющихся документах по 133-й танковой бригаде указано, что у них были танки ХТЗ-16, но больше о них ничего не сказано. Однако о наличии этих танков в составе 133-й бригады в более позднем отчете от 9 ноября 1941 года не упоминается, и не исключено, что ХТЗ-16 никогда не участвовал в боевых действиях в составе 133-й бригады.
В последнее время высказываются предположения, что осенью 1941 года ХТЗ-16 служил под Ленинградом, а в мае 1942 года в атаке под Харьковом. Практически невозможно, чтобы эти танки служили под Ленинградом, а что касается службы под Харьковом, то их фотографий в городе предостаточно.
Таким образом, основными недостатками были низкая скорость, плохое бронирование, высокий силуэт, плохой обзор и стационарное орудие, которое требовало движения всего танка для прицеливания (если не небольшой дуги орудия). Однако, несмотря на то, что они основаны на тракторе, изготовлены в спешке и вся конструкция в целом считается непригодной для использования, их боевые успехи относительно похвальны, особенно в сложных условиях городских и сельских боев. Многие из этих танков служили в сельской местности и показали себя хуже. Мы знаем это просто из-за большого количества фотографий, на которых они выбиты и досматриваются румынскими войсками в сельской местности. Вероятно, эти танки были подбиты из-за того, что они не подходили к местности и не могли так же эффективно вести бой с противником или маневрировать, как в городском бою. Очевидно, этот танк представлял особый интерес для румынских фотографов, а также харьковчан, которые хотели увидеть, что им удалось сделать в самые отчаянные часы.

Немецкий солдат смотрит на брошенный ХТЗ-16. По-видимому, на заднем люке висит мертвый член экипажа, и, возможно, это тот же танк, что, как сообщается, возле харьковского центрального универмага.

Этот подбитый ХТЗ-16, по-видимому, увяз до того, как его подбили, отсюда и большое количество травы на гусеницах.

На фотографии довольно плохого качества видно, как советский экипаж покидает ХТЗ-16.

На интересном фото ХТЗ-16 осматривает румынский солдат. Похоже, что произошел большой внутренний взрыв, оторвавший задний люк.

ХТЗ-16 технические характеристики

Размеры (Д-Ш-В) 4,2 x 1,9 x 2,4 м (13,8 x 6,23 x 7,9 футов)
Общий вес в боевой готовности Приблизительно 7 тонн
Экипаж 2-4, однако фотографии показывают, что бригады обычно состояли из двух человек
Г 4-цил. керосин, 52 л.с.
Скорость (дорога – бездорожье) 20 – 5 км/ч (12,4–3 миль/ч)
Диапазон 120 км (75 миль)
Вооружение 45-мм (1,77 дюйма) ПТ-пушка 20К
7,62-мм (0,3 дюйма) пулемет ДТ
Броня 10–25 мм (0,25–1 дюйм)
Всего произведено от 70 до 90

Источники и внешние ссылки

« Советские танки и боевые машины времен Второй мировой войны » Стивена Дж. Залога и Джеймса Грандсена
Army.lv (английский и русский)
Alternathistory.com (русский)
Armor.kiev.ua (русский)
Tsushima.su forums (русский)
Feldgrau forums (русский)
Fishki.net (русский)
WW2History.ru (русский)
Panzer.net Форумы (испанский)

All WW2 Советские танки. наверное в спешке, большой кистью) как показано на фото.

А ХТЗ-16. Автомобиль также выглядит замаскированным.

Экипаж ХТЗ-16 сдается в плен в сельской местности под Харьковом.

900:13 Подбитый ХТЗ-16, предположительно возле Харьковского ЦУМа. Сзади виден обугленный труп члена экипажа, возможно, погибшего в результате возгорания двигателя.

Разбитый ХТЗ-16 осматривают харьковчане.

Другой вид на осмотр разбитого ХТЗ-16 в Харькове.

ХТЗ-16 в хозяйстве осматривает местный житель. Возможно, он спасает детали для местных партизан.

Целый ХТЗ-16 застрял в заборе сбоку. Несмотря на то, что он был произведен в небольшом количестве, существует огромное количество фотографий этого танка по сравнению с другими его импровизированными собратьями.

Репродукция танка НИ с пушкой ШВАК на выставке – несмотря на то, что он обозначен как НИ, его часто представляют как ХТЗ-16. Историческая достоверность этого танка сомнительна. Нет достоверной информации или исторических фотографий, позволяющих предположить, что он был вооружен этим оружием. Также сомнительна конструкция и форма этого танка, хотя, судя по всему, он базируется на тракторе СТЗ-3, а в процессе проектирования ХТЗ-16 была попытка установить ШВАК.

Еще одна предполагаемая копия танка ХТЗ-16 или НИ. Историческая достоверность этого танка крайне сомнительна. Конструкция этой машины не похожа на ХТЗ-16 или НИ, если на то пошло, особенно в отношении башни, основного орудия и подвески машины. Несмотря на то, что он был представлен как ХТЗ-16 или НИ, это было послевоенное творение, основанное на послевоенном тракторе в качестве реплики, и не похожее ни на один из импровизированных танков времен Второй мировой войны.

Этот танк, который, как говорят, находится «под Монголией», часто представляется как ХТЗ-16. Однако это танк Disston Tractor с афганскими опознавательными знаками. На этой фотографии он на самом деле находится в ныне закрытом кабульском музее и сейчас, вероятно, лежит на свалке.

У ХТЗ-16 ремонт пути. Автомобиль также выглядит замаскированным.

Теперь, когда отсутствуют некоторые заклепки, этот румынский солдат осматривает моторный отсек брошенного ХТЗ-16.

Еще один заброшенный ХТЗ-16. Автомобиль также выглядит замаскированным.

Еще один разбитый ХТЗ-16 осматривается румынскими войсками в сельской местности.

Идеальный вид на ХТЗ-16 сбоку.

Еще один разбитый ХТЗ-16.

Трактор СТЗ-3. На базе этих тракторов был создан ХТЗ-16.

Сломанный ХТЗ-16 осматривается румынскими войсками.

На плохо освещенной фотографии видно, как немецкий расчет ПТ только что успешно атаковал ХТЗ-16 (вверху слева).

Группа румынских солдат позирует на подбитом ХТЗ-16. На этой фотографии видно, что у орудия была дуга обстрела. Источники ранее предполагали, что орудие было закреплено на месте.

Столетняя история мема – Grid News

С начала войны в Украине новостные агентства и социальные сети зафиксировали масштабы разрушений: такие города, как Харьков, Киев, Мариуполь, Чернигов и Херсон, окружены русскими танками; обстрел; дети укрываются на станциях метро с телефонами родственников, написанными на их коже. Но иногда появлялись более обнадеживающие образы, например, украинское народное сопротивление. В небольших городах и селах страны крестьяне на скромных тракторах отгоняют российские танки.

Эти фото и видео символизируют популярное повествование об украинских героях, защищающих свою родину, рискующих жизнью ради демократического мира. В этом нарративе фермеры и, соответственно, гражданские лица не просто беспомощные жертвы российской агрессии; это люди, которые просто хотят вести нормальную жизнь и полны решимости дать отпор.

Хотя эти изображения трудно проверить, они породили множество мемов, которые поднимают боевой дух украинских военных и их сторонников. Интернет-пользователи создали кадры, на которых дерзкий тягач тащит по дну Черного моря космическую ракету «Союз», подводную лодку, затонувший крейсер «Москва». Есть футболки с изображением тракторов и армейских нашивок с надписью «Тактическое сельскохозяйственное подразделение»; есть видеоигра под названием «Украинская ферма» и проект NFT. Большая часть этих продуктов продается для сбора средств для солдат и перемещенных матерей и детей.

«Это эпическое творение нужно нам для мужества», — сказал Артем Чапей, украинский писатель и фотограф, который ушел в армию, чтобы защищать Киев. «Ты хороший парень, которому помогают тракторы и имена твоих детей — конечно, только в фантазии — Джавелина, если это девочка, или Байрактар, если мальчик».

РЕКЛАМА

В то время как противотанковые ракеты «Джавелин» и беспилотники «Байрактар» являются орудиями войны, основная задача тракторов — доставлять еду. Украинское сельское хозяйство кормит не только армию и мирных жителей, но и людей во всем мире. Страна, которую уже давно называют «житницей Европы», является одним из крупнейших экспортеров зерна. По данным национального банка страны, до войны на его долю приходилось примерно 10% мирового экспорта пшеницы и почти 15% всего экспорта кукурузы.

«Нарушение поставок зерна из Причерноморья, в основном из Украины, угрожает глобальной продовольственной безопасности», — написала главный экономист Национального банка Украины Ольга Бондаренко в статье для Kyiv Independent. «Нехватка зерновых может ухудшить питание и уровень жизни более чем 5% населения мира».

В интервью Grid фермеры сказали, что они сделали все, что могли во время весенней посевной кампании, некоторые из них работали в тяжелых условиях: носили пуленепробиваемые жилеты, боялись наземных мин и сажали семена под обстрелом. «Мы полностью понимаем ответственность, которая лежит на нас, — сказал Виталий Примов, фермер из Сумской области, которая с первого дня вторжения подвергается сильным артиллерийским обстрелам. «Многие страны обеспокоены продовольственным кризисом из-за войны, но мы сделаем все возможное».

Украинцы и их тракторы

Пристрастие украинцев к тракторам началось примерно в 1930 году в оживленном городе Харькове, который тогда был столицей Украинской Советской Социалистической Республики. Именно там Советы решили построить один из крупнейших в стране заводов по производству тракторов, который Иосиф Сталин назвал «стальным бастионом коллективизации сельского хозяйства на Украине».

В то время тракторы изменили правила игры. Они были воплощением инженерной мысли, заменив деревянные плуги, запряженные лошадьми, которые перекатывали почву. Их разрушительная сила была подчеркнута советской пропагандой, в том числе фильмами о тракторах, парадах, песнях и праздниках, по словам Кристины Э. Кроуфорд, доцента архитектуры Университета Эмори.

РЕКЛАМА

«В самом близком масштабе трактор поднимает над землей бывшего крестьянина, а теперь колхозника», — написала она в своей книге «Пространственная революция: архитектура и планирование в раннем Советском Союзе».

Но это заняло некоторое время. В конце 1920-х годов советское руководство безуспешно пыталось самостоятельно строить тракторы, полагаясь на промышленный шпионаж и обратное проектирование. Они разобрали американский трактор Fordson в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и воспроизвели детали, но после многих лет попыток и неудач поняли, что не могут этого сделать — они недостаточно знали о необходимых сплавах, поэтому тракторы легко сломался. Так группа советских руководителей отправилась в Caterpillar в надежде заключить сделку по развитию Харьковского завода. Caterpillar потребовала 7 миллионов рублей золотом и запретила Советам участвовать в предприятии или изучать производство машин. Эти условия были отвергнуты.

В конце концов, весной 1930 года Советы решили, что более эффективно дублировать тракторный завод, чем строить его с нуля, поэтому они смоделировали Харьковский завод по образцу завода в Сталинграде (ныне Волгоград). Чертежи этого завода были созданы известной американской архитектурной фирмой Albert Kahn, которая также работала на Генри Форда на крупном автомобильном заводе River Rouge в Дирборне, штат Мичиган.

Сталинградский завод уже выпускал тракторы International Harvester, поэтому для Харькова также были выбраны эти тракторы. В 1932 завод выпустил 17 374 трактора, за что был награжден орденом Ленина — медалью за выдающиеся заслуги перед государством. Вскоре, в 1937 году, завод выпустил первый серийный трактор советской разработки — гусеничный СХТЗ-НАТИ, а затем и многие другие. Позже в Днепропетровске (ныне Днепр) был построен еще один завод, который производил тракторы меньшего размера, а также космические ракеты, трамваи, ветряки и спутники.

Рабочий класс и крестьянство имели тракторы. У них была плодородная земля. Они работали на полях, выращивая урожай. Но извлечь из этого пользу они не могли: В начале 1930-х годов более 90 процентов сельскохозяйственных угодий в Советском Союзе было коллективизировано, и сельские домохозяйства потеряли право собственности на товары, которые они выращивали. Жены американских инженеров, работающих в Харькове, писали в своих журналах о нехватке продовольствия и смертях из-за голода, известного в Украине как Голодомор. По оценкам экспертов, от голода умерло около 4 миллионов человек.

«Трактор становится таким важным символом, потому что вы также можете истолковать его как машину, которая была в некотором роде импортирована для господства над крестьянством», — сказал Кроуфорд Гриду.

Украинцы восстановили контроль над своими сельскохозяйственными угодьями только после распада Советского Союза в 1991 году, но последующее десятилетие было непростым. Рабочие со всего бывшего коммунистического блока получали очень скромную зарплату, потому что их фабрики производили продукцию более низкого качества, чем на Западе. В результате большинство семей не могли свести концы с концами, а годовая инфляция достигла трехзначных цифр. Некоторые были вынуждены продать свое имущество в обмен на еду.

Анатолий Костюк, ныне руководитель сельхозпредприятия Пилипчанское Киевской области, вспоминает, что хозяйство, в котором он работал, в 1919 году купило изношенный харьковский трактор Т-150.96 за «мешок сахара».

«Этот трактор был далек от совершенства и доставлял нам больше хлопот, чем пользы», но он помог хозяйству двигаться вперед и развивать свой бизнес, так что через несколько лет, в 2000 году, оно могло приобрести «более надежный ХТЗ [ Харьковский тракторный завод] 17221 колесный трактор», — сказал он. «Этот трактор работал отлично и ни разу нас не подвел!»

Пример фотографии типичного украинского трактора, предоставленный «Сетям» Анатолием Костюком. (Анатолий Костюк)

Правда, харьковские тракторы не самые лучшие в мире. «Они не такие передовые и современные, как… зарубежная техника», — сказал Артур Левицкий, руководитель отдела техники агропредприятия «Эль Гаучо» 9. 0317, расположен в Тернопольской области западной Украины. «Большинство тракторов импортировано в Украину, [и] самый популярный [это] John Deere».

РЕКЛАМА

Тем не менее, харьковские тракторы сделали себе имя, по крайней мере, в странах бывшего Восточного блока, потому что они всегда были доступны по цене. Часто, когда тракторы ломались, крестьяне посреди поля закатывали рукава и чинили их сами.

За почти столетие своего существования Харьковский завод «выпустил более 3 млн единиц тяжелой техники», по словам пресс-секретаря завода Сергея Родионова. На самом деле тракторов было много по всему бывшему СССР. У Советов было примерно в два раза больше тракторов, чем у США во времена Брежнева (1964 по 1982 г.). «Главная проблема заключалась в том, что они производили тракторы, а не детали», — сказал Марк Б. Таугер, профессор истории из Университета Западной Вирджинии. «Поэтому советские хозяйства приобретали дополнительные тракторы только для того, чтобы использовать их в качестве источника запасных частей».

Сейчас, когда русские сильно обстреливают район Харьковского завода, Родионов оглядывается на его историю. «[Мы] пережили Вторую мировую войну [и] дважды оккупацию Харькова», — сказал он. Фабрика всегда приспосабливалась. Во время Великой Отечественной войны на шасси одного из своих тракторов был построен импровизированный танк ХТЗ-16.

Родионов сказал, что сельскохозяйственные машины, которые производит завод, универсальны, поэтому он не удивился, увидев их на фотографиях и видео, которые разошлись по всему Интернету.

«Это было в первые недели войны, когда мы сидели в подвале, — вспоминал он. «Кто-то из моих знакомых показал видео, на котором трактор ХТП Т-150 тянет брошенную военную технику. Эта модель трактора выпускается уже более 40 лет».

РЕКЛАМА

Теперь украинские фермеры перевернули старый нарратив о машине, привезенной московскими лидерами, чтобы доминировать над ними. Трактор, соглашается Кроуфорд, стал «важным символом сопротивления».

Фермеры против танков

Фермеры кое-что знают о войнах. На протяжении всей истории солдаты прибывали непропорционально из сельской местности, как в Восточной Европе, так и в других местах.

Увезти тяжелую гусеничную военную машину обычным тягачом не так уж и сложно с технической точки зрения. Это тот же процесс, что и буксировка автомобиля. «Если колеса и гусеницы целы, вы можете установить нейтральную передачу и отпустить тормоза», — сказал владелец финского хобби-канала на YouTube Satunnaista sotilashistoriaa («случайная военная история»), который создал видео, чтобы объяснить, как это делается.

«Фермеры имеют большой опыт работы с машинами и транспортными средствами. Я почти уверен, что они могут понять, как обращаться с любым транспортным средством, которое они хотят буксировать», — сказал он Гриду.

В странах бывшего Советского Союза идея использования тягачей для буксировки танков не нова. Военная книга, изданная в 1980 году в Румынии, показывает гражданским лицам различные способы волочения танка во время потенциального вторжения. В книге Тибериу Урдэряну «Asigurarea tehnica de blinkate si autotractoare» («Техническое обслуживание бронированных машин и тракторов») есть несколько поучительных изображений.

РЕКЛАМА

В 1980 году в инструкции по техническому обслуживанию военной техники показаны различные способы буксировки танка тягачами. (Неизвестно)

Тем не менее, приближаться к брошенной военной технике в условиях горячей войны — задача не для гражданских. Рядом могут быть вооруженные солдаты, фугасы, мины-ловушки или даже подразделение украинской армии через поле в нескольких километрах, нацеленное на этот танк.

Но многие фермеры идут на этот риск, чтобы внести свой вклад в эту войну. «Они показывают средний палец русским», — сказал Александр Гровер, ученый-компьютерщик из Чикаго, который последние шесть лет жил в Киеве и Львове, а сейчас живет во Львове. Он добавил, что глубоко уважает «этих фермеров среднего и старшего возраста, людей в возрасте от 40 до 80 лет, [которые] принимают участие в войне без какого-либо оружия».

Гровер, который раньше работал в компании на востоке Украины, владеющей несколькими фермами, собирается запустить проект NFT, в котором тракторы буксируют танки, в надежде собрать деньги для армии. Он сказал, что продажа цифровых товаров более практична, чем футболки во время войны, потому что они «имеют более высокую норму прибыли и меньше проблем с цепочкой поставок».

Подобно Гроверу и другим гражданским, любители тракторов и фермеры делают все возможное, чтобы поддержать армию. Когда русские атаковали окраины Киева, Костюк и его товарищи-фермеры рыли окопы, строили блиндажи и обеспечивали украинских солдат трехразовым питанием. Под Харьковом, на территории, подконтрольной россиянам, хозяйка молочной фермы Наталья Коваль начала раздавать сельчанам продукты. «Мы обеспечиваем людей молоком и молочными продуктами, сыром, хлебом, выпечкой и мясом», — сказала она Гриду.

Президент Украины Владимир Зеленский похвалил аграриев в своем выступлении: «Наши «тракторные войска» — украинские аграрии — берут на поля российскую технику и передают ее нашим Вооруженным Силам Украины». По всей стране профессиональные и самодеятельные механики берут российскую военную технику, восстанавливают ее, рисуют сине-желтый флаг поверх российской символики и безвозмездно передают своей армии.

РЕКЛАМА

Никто точно не знает, что случилось с российской военной техникой, захваченной тракторами, но говорят, что танков у украинцев сейчас больше, чем было в начале войны.

В интервью Grid несколько фермеров предположили, что некоторые из их сверстников просто переместили военные машины, чтобы расчистить землю к весеннему посевному сезону, возможно, продав их на металлолом или на eBay любому, кто хочет владеть частичкой истории.

Изъятие российской военной техники недавно легализовано в Украине и не облагается налогом, по данным Национального агентства по защите от коррупции:

«Вы захватили российский танк или БТР и беспокоитесь, как задекларировать Это? Сохраняйте спокойствие и продолжайте защищать Родину! Захваченные российские танки и другую технику декларировать не нужно».

Для Чапея, писателя, который присоединился к армии, чтобы защищать Киев, ценность этих боевых трофеев монументальна. Они поддерживают мечту о независимости и мотивируют его и его товарищей продолжать борьбу. «Это похоже на то время, когда мы сами создаем легенду или, скорее, эпос украинского народа», — сказал он. «Это наша «Илиада».

Общее сопротивление А

Военная травма коллективная. Но так же и сопротивление. Сильное чувство принадлежности и связи может помочь справиться с гневом, горем и чувством вины выжившего. «Каждый человек, который сопротивляется, показывает другим, что он пытается немного изменить ландшафт, с которым сталкивается», — сказала Гвен В. Митчелл, профессор психологии Денверского университета.

«Когда мы наблюдаем, как фермеры в Украине участвуют в актах коллективного сопротивления, мы, естественно, глубоко тронуты, потому что мы не просто наблюдаем за устойчивостью; мы наблюдаем за коллективными действиями», — сказала она. «Мы действительно можем найти способ процветать, пока другие пытаются нас уничтожить».

Травма войны, скорее всего, останется в памяти многих поколений, но сейчас у украинцев нет времени думать об этом. Они сосредотачиваются на непосредственном и библейской истории, которую они связывают со своей борьбой.

«У нас такое ощущение, что мы хранители галактики, — сказал Чапей, — невольно оказавшись в поворотной точке человеческой истории, решая, будет ли в мире новый поворот к автократии в стиле 1930-х годов, или отражать эту склонность нашими телами, нашими жизнями, когда это необходимо».

Как солдат, помогающий защищать свою страну, он чувствует поддержку этого чувства коллективного сопротивления — храбрости фермеров.

Интервью с Виталием Примовым перевела Инна Вирин, преподаватель английского языка из Киева, которая сейчас находится в Берлине. Слова Анатолия Костюка перевела Елизавета Шевченко, 17-летняя ученица старшей школы из Ирпеня, в настоящее время проживающая в Бухаресте, Румыния. Александра Горчинская, журналист, живущая в Бонне, Германия, помогала переводить песни и поделилась информацией об украинской культуре.