Содержание
Фотоаппарат ФЭД | обзор с примерами фото
Перейти к содержимому
Содержание страницы
ФЭД – советский дальномерный малоформатный фотоаппарат, первая модель под этой маркой. В обиходе часто называется “ФЭД-1” или “ФЭД-Зоркий”, хотя официально такого индекса не имел. “ФЭД” является почти точной копией немецкого фотоаппарата «Leica II», совершившего революцию как в фотографии, так и в фотожурналистике в целом.
Историческая справка
Фотоаппарат ФЭД является послевоенной копией Leica II.
- История Leica Camera AG
- История создания Leica
- Leica I (Leica A)
В 1933 году вручную были изготовлены 30 аппаратов с приставным дальномером (аналог фотокамеры «Leica I»), но серийно такой «ФЭД» не выпускался. Тогда же на заводе ВООМП в Ленинграде изготовлен первый вариант фотоаппарата «Пионер» аналогичной конструкции. В апреле 1934 года выпущена первая партия из 500 фотоаппаратов той же марки, которые как и «ФЭД», являлись копией «Leica II». В 1934 году выпуск копии «Leica II» под названием «ФАГ» начат на московском заводе «Геодезия». Количество собранных камер неизвестно, по некоторым данным изготовлено около 100 штук.
Выпускался Харьковской трудкоммунной имени Феликса Эдмундовича Дзержинского, созданной из бывших беспризорников знаменитым педагогом Антоном Макаренко. А после войны уже Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД». Общее время производства – с 1934 по 1955 год.
В конце 30-х годов выпускалась так называемая «вторая модель», она же «ФЭД-С» или «командирский ФЭД», которая снабжалась объективом «ФЭД» 2/50, диапазон выдержек был увеличен — добавлена выдержка 1/1000 секунды. C 1938 по 1941 год выпускалась модификация «ФЭД-Б» или «генеральский ФЭД» с расширенным набором выдержек: от 1 секунды до 1/1000.
Под названием «ФЭД» (без цифрового индекса) выпускалось большое количество вариантов данной камеры. Подготавливалась к выпуску версия с выдержками ниже 1\20 секунды и дополнительным диском для управления (на передней панели фотоаппарата, как на Leica III, Canon JS и подобных), но из-за войны производство так и не запустили.
Камера беззеркального дальномерного стандарта М39, имеющая одноименное резьбовое соединение с объективами-современниками камеры. Оптику с этой камеры можно безболезненно применять на современных беззеркальных цифровых фотоаппаратах через переходник с резьбы M39. Читать статью о переходниках.
Примерно 800—1000 аппаратов «ФЭД» было выпущено заводом в 1941—1942 году и в 1946—1948 году в эвакуации в городе Бердске, из довоенного задела деталей. По некоторым сведениям в 1941 году начала выпускаться модель «В», являвшаяся копией фотоаппарата «Leica III», в которой были добавлены длительные выдержки.
Сразу после войны технологическая оснастка завода № 237 НКВ СССР в Бердске передана на Киевский завод Арсенал, где продолжен выпуск первой модели, комплектовавшейся объективами КМЗ. Модификация «ФЭД-Арсенал» выпущена очень небольшой серией и считается коллекционной редкостью. В 1946 году производство «ФЭД» перенесено из Киева на Красногорский механический завод, где продолжилось сначала под маркой «ФЭД-Зоркий», а затем просто «Зоркий». ФЭД завода им. Феликса Эдмундовича Дзержинского сохранил свое модельное название, под которым и выпускались аппараты различных модификаций в дальнейшем (ФЭД-2, 3,4,5, 10 и т.д.)
Больше всего вопросов вызывает система нумерации камер «ФЭД» первых лет выпуска, что затрудняет атрибутирование отдельных экземпляров. По информации из каталога В.Суглоба, для производства некоторых партий использовались бракованные крышки, поэтому нумерация может повторяться.
С 1955 года на смену пришёл «ФЭД-2».
ФЭД, Зоркий и майонез
Имел шторно-щелевой затвор с матерчатыми прорезиненными шторками. Набор выдержек: Z, 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 секунды. Дальномер и видоискатель (типа «Альбада») имели разные окна визирования; видоискатель имел увеличение 0,44×, дальномер имел номинальную базу 38 мм и увеличение 1,0×. Для зарядки камеры фотоплёнкой снималась нижняя крышка, применялись как стандартные кассеты, так и двухцилиндровые с раскрывающейся широкой щелью. Синхроконтакт и автоспуск отсутствуют.
Комплектовался объективом «ФЭД» 3,5/50 (в послевоенные годы «Индустар-22» 3,5/50, Зоркие комплектовались Индустар-10 пр-ва КМЗ) в складывающейся оправе (так называемый «тубусный объектив») со следующими значениями диафрагмы: 3,5, 4,5, 6,3, 9, 12,5, 18 (первая опытная партия объективов была произведена на ВООМПе, а рассчитана в ГОИ). Крепление объективов резьбовое — М39×1. Рабочий отрезок нестандартизированный, приблизительно 28,8 мм, поэтому сменные объективы требовали индивидуальной юстировки.
Фотоаппараты специальных выпусков вручали особенно отличившимся государственным служащим. С 1955 года фотоаппараты линейки “ФЭД” и “Зоркий” начали самостоятельное развитие. С середины 30х – по начало 40х годов ХХ века было собрано около 160 тысяч экземпляров фотоаппарата. Общий объем выпуска составил около миллиона экземпляров.
Фотоаппарат ФЭД #214293
Фотоаппарат ФЭД со складным тубусным объективом 50мм f3.5 (Индустар-10). Схема объектива – тессар. Фокальный шторный затвор горизонтального хода, видоискатель не совмещенный с дальномером.
Загрузка кассет с пленкой – под нижнюю открывающуюся крышку. Шкала выдержек: Z, 1\20, 1\30, 1\40, 1\60, 1\100, 1\200, 1\500с, значения изменяются строго при взведенном затворе. Значения выдержек – Леечные, до ГОСТ СССР. Счетчик кадров устанавливается вручную, самосброса нет, напоминания о светочувствительности установленного материала также нет.
Под винтом на лицевой стороне верхней крышки находится регулировочное отверстие дальномера. Автоспуск отсутствует, смотка пленки в катушку производится переключением рычага отключения затвора и поворачиванием ручки перемотки по часовой стрелке.
Затвор срабатывает тихо на любых выдержках – вибрация отсутствует, звук срабатывания затвора слышно непосредственно только вблизи аппарата.
С объективом в сложенном состоянии фотоаппарат свободно помещается в кармане брюк и не доставляет неудобств при транспортировке.
Управление осуществляется двумя руками. Одной рукой держим фотоаппарат и жмем кнопку спуска, другой рукой регулируем настройку на резкость по окошку дальномера. Видоискатель достаточно маленький, и разнесен с дальномером. В окошке дальномера желтое пятно, в котором двоится изображение. Фокусировка на резкость выполнена, когда изображение в окне дальномера резкое. Имеет штатное увеличение, для лучшей наводки. Экземпляр ФЭД с заводским номером 214293 не имеет “грибка” под палец у кнопки спуска, а также имеет несколько косметических отличий от фотоаппаратов, выпущенных позже. В частности, оснащен “леечным” набором выдержек; и номер указан на крышке, за башмаком крепления аксессуаров. По каталогу В. Суглоба относится к “ФЭД-1 Модельная группа VI Модификация 1 Выпуск 1”:
- 1949-1951 гг. Произведено около 70 000 экземпляров. Особенности:
- на крышке дальномера гравировка названия шестой модельной группы: «ФЭД, завод им. Ф. Э. Дзержинского»;
- на нижней крышке корпуса отсутствует дополнительное ребро жёсткости;
- основной объектив типа «ФЭД» («Индустар-10») 3. 5/50 мм.
Фотоаппарат ФЭД #620158
Через некоторое время, я снова сорвался, и приобрел себе ФЭД. Очень нравятся эти камеры, не смотря на их глубокую древность и неудобство использования. Основные трудности в работе с такими камерами :
- дальномер и видоискатель разнесены
- при этом, видоискатель зачастую мутный
- загрузка пленки без спец-кассет вызывает душевную боль
- при фокусировке ты видишь только примерную картинку, и если, например, фотоаппарат и объектив не “родные”, можно наснимать брака.
- отсутствие экспонометра
- установка выдержек производится строго при взведенном затворе.
В более свежих моделях камер ФЭД производители более-менее успешно побороли эти недуги. Появилась и съемная задняя крышка для удобства загрузки пленки, скрестили бульдога с носорогом видоискатель с дальномером, а также внедрили экспонометр. К сожалению, экспонометры, встроенные в камеры оказались не сильно живучими, и в 2021 году найти дальномерную камеру с живым калькулятором экспозиции дело нетривиальное. Всему виной физика, помноженная на время. Селеновые светочувствительные пластины деградируют. Однако, сейчас на смартфон можно установить программу-калькулятор экспозиции, и не ходить с памяткой, а на лету замерять уровень освещенности. Прямо как в те времена, когда можно было докупить выносной экспонометр, коих было в избытке.
Рабочий отрезок стандартизировали еще в послевоенных ФЭД первых моделей, но приобретая подобные камеры, все-таки, есть определенная доля риска в том, что попадется разъюстированная пара камера-объектив. Дело даже не в миллиметрах, а в их долях – объектив и камера с дальномером должны четко соответствовать друг другу. Однако, при установке объективов ФЭД, или Индустар-10 (Индустар-22) на беззеркалку через переходник, объектив будет вести себя, как обычный мануальный фикс.
По каталогу В. Суглоба фотоаппарат относится к “ФЭД-1 Модельная группа VII Выпуск 3”:
- 1955 г. Произведено около 148 000 экземпляров. Особенности:
- номер перенесён на заднюю стенку верхнего моста;
- обтяжка корпуса тёмно-коричневого цвета;
- основной объектив «ФЭД» 3,5/50 мм.
- набор выдержек изменен, теперь, в отличие от ранних выпусков, выдержки соответствуют “В”, 1\25, 1\50, 1\100, 1\250 и 1\500, согласно ГОСТ СССР.
- кнопку спуска окаймляет металлическая юбка (у “Зоркого” она имела грибообразный вид), а под тросик удаленного спуска нарезана резьба в кнопке.
- На этом фотоаппарате имеется черная краска в гравировке (цифры и пр.).
Обтяжка корпуса темно-коричневая, ближе к черной, вулканизированное покрытие. Затвор по-прежнему тихий, в плане эргономики отличий камера не имеет. Приобретена вместе с кожаным чехлом, который подустал от времени, но пахнет все также, по-старинному.
ФЭД-1 1955 года – последняя модификация производства перед началом выпуска камеры “ФЭД-2”. Есть обзор нескольких объективов от ФЭДА, и фотоаппарата более раннего выпуска:
- Фотоаппарат ФЭД #214293 (1949-1951) (историческая справка и обзор с примерами фото)
- Обзор ФЭД-НКВД #146158
- Индустар-22 50mm f/3. 5 M39 на Canon EF (дальномерный)
- ФЭД (Индустар-10, Индустар-22) M39 на Sony E (дальномерный)
- ФЭД 2\50 M39
Можно еще почитать обзор про фотоаппарат “МИР” – дальнейшее развитие линейки дальномерных камер ФЭД-Зоркий.
Штатный объектив складной, типа “ФЭД” 3,5/50. Не просветленный, ранних моделей. Фокусировка производится через окно дальномера, компоновка кадра – через окно видоискателя. Диоптрийной регулировки нет ни у одного из них. Видоискатель на этой камере – мутный, в окне дальномера раздвоение работает. Дальномерное окно темновато, и в условиях низкой освещенности почти неразличимы детали.
Порядок работы с фотоаппаратом следующий:
- Компоновка кадра осуществляется через окно видоискателя
- Наведение на резкость происходит посредством передвижения рычажка на объективе. Когда в окне дальномера изображение совмещено, наводка на резкость завершена. Можно делать кадр.
Резьба на этих камерах под старые штативы, и для установки на современные необходимо приобрести переходник. Конечно, хотелось бы более богатый набор выдержек, и более длинные, и 1/1000. Автоспуск бы не помешал. Но нет. Спасибо, что в поздних появилась выемка под тросик в кнопке спуска.
- Фотоаппараты ФЭД
В целом, фотоаппарат смотрится интересно и необычно. Такой эрзац лейки. Неудобство в работе с этим фотоаппаратом заключается в следующем:
- дальномер и видоискатель разнесены
- при этом, видоискатель зачастую мутный
- загрузка пленки без спец-кассет вызывает душевную боль
- при фокусировке ты видишь только примерную картинку, и если, например, фотоаппарат и объектив не “родные”, можно наснимать брака.
- отсутствие экспонометра
Объектив очень резкий. И дает хорошее качество изображения. Есть обзор нескольких объективов от ФЭДА, и фотоаппарата ФЭД-НКВД:
- Обзор ФЭД-НКВД #146158
- Индустар-22 50mm f/3.5 M39 на Canon EF (дальномерный)
- ФЭД (Индустар-10, Индустар-22) M39 на Sony E (дальномерный)
- ФЭД 2\50 M39
Можно еще почитать обзор про Фотоаппарат “МИР” – дальнейшее развитие линейки дальномерных камер ФЭД-Зоркий.
Совместимость с объективами
ФЭД совместим с огромным числом объективов:
- Индустар (-10 50/3.5, -22 50/3.5, -26м 50/2.8, -50 50/3.5, -61 50/2.8)
- ФЭД (50/2, 50/3.5, 28/3.5, 100/5.6(6.3))
- Юпитер (-3 50/1.5, -8 50/2, -9 85/2, -11 135/4, -12 35/2.8)
- Орион-15 28/6, Руссар МР-2 20/5.6.
- Также почти вся линейка Carl Zeiss и Leica.
Использование широкоугольной или теле- оптики требует применения дополнительного видоискателя.
Какая нужна пленка для фотоаппарата ФЭД?
Для камер ФЭД подойдет любая пленка 135 типа (35mm), в стандартных катушках. Можно использовать как черно-белую, так и цветную, можно накрутить пленку самому. Хорошо подойдет бюджетная любительская цветная пленка от Fujifilm или Kodak, черно-белая Тасма. Пленки c ISO 400 подходят для условий слабого освещения, а на пленки с ISO 200 лучше снимать на улице при ясной или немного облачной погоде. Примеры фото на пленку можно посмотреть здесь.
Работа затвора фотоаппарата ФЭД
Как вставить пленку в ФЭД
Как Вытащить пленку из ФЭДа
youtube.com/embed/RGI3K1dZGUE?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
- Как достать пленку из ФЭДа
- Как вставить пленку в ФЭД
А пока я хожу и неспешно снимаю свою первую пленку на новой камере, предлагаю посмотреть фотографии с предыдущей, сделанные на просрочку Konica VX. Фотографии с более-менее адекватной цветопередачей цветокорректированы в фотошопе. Сваливание в синеву – типичная просроченная Konica. Тот самый фильтр, который мы заслужили. На эту просрочку желательно снимать разрушки и заброшки в low key, и грустные лица на фоне грязных серых домов.
Примеры фотографий с фотоаппарата “ФЭД” #214293 и штатного объектива Индустар-10 3,5/50
Пленка Konica VX
Технические характеристики ФЭД
Тип камеры | 35мм камера с фокальным затвором горизонтального хода |
Размер отпечатка | 24 x 36 мм |
Объектив в комплекте | Индустар-10 (ФЭД 3,5/50) |
Крепление объектива | Унифицированное резьбовое соединение (M39×1/28,8) |
Замер экспозиции | Внешний экспонометр приобретался отдельно |
Затвор | Двухосевой фокальный затвор с матерчатыми шторками. Основной диск выдержек содержит значения B, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, и 1/500 сек, на ранних – “Леечный набор” «Z», 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 сек |
Видоискатель | Видоискатель разнесенный с дальномером |
Синхронизация вспышки | нет |
Загрузка пленки | Съемная нижняя крышка, катушка с пленкой вставляется внутрь. |
Счетчик кадров | Ручной ввод от 0 до 36 на верхней крышке камеры, совмещен со взводом затвора |
Перемотка пленки | Ручка перемотки на верхней крышке |
Вес | – |
Резюме
ФЭД, как и первые “Зоркие” – это очень красивая, недорогая винтажная камера. Похожа на Leica ii, но в отличии от нее, весьма распространена на территории бывшего СССР. Достойна как к использованию, так и для небольшой коллекции. О разновидностях камеры ФЭД можно почитать в каталоге “1200 фотоаппаратов СССР”:
- ФЭД-Leica
- ФЭД-1
- Камеры ФЭД-1 первой модельной группы
- Камеры ФЭД-1 второй модельной группы
- Камеры ФЭД-1 третьей модельной группы
- Камеры ФЭД-1 четвертой модельной группы
- Камеры ФЭД-1 пятой модельной группы
- Камеры ФЭД-1 шестой модельной группы
- Камеры ФЭД-1 седьмой модельной группы
- ФЭД-С
- ФЭД-Б
- Автор: Фотограф в Череповце Алексей Гвоздев
- https://liveviewer. ru
Это интересно, но это не точно
Фотоаппарат ФЭД-5 обзор и инструкция
Линейка фотокамер ФЭД началась еще с довоенной модели, которая называлась просто «ФЭД» без цифрового индекса.
Далее шли модели ФЭД-С, -2, -3, -4 и, наконец -5 в нескольких вариантах. После пятой модели классическая механическая линейка прервалась. Далее харьковчане выпустили несколько интересных автоматических дальномерных камер. Но это было уже на самом закате советского фотопрома.
При всем уважении к бренду, я, как коллекционер, считаю механическую линейку ФЭД, все-таки, не очень интересной. Вот что-то из автоматов я в будущем обязательно заимею и напишу обзор. Но пока у меня есть только механика.
В коллекцию помимо первой модели я включил только пятую — финальную классическую.
Развивалась линейка без особых ярких моментов. Уже 3-я модель ФЭД имела варианты реализации — вполне современного вида. С курковым взводом и широким диапазоном выдержек. 4-я модель получила экспонометр.
Что нового было в 5-й? А совсем мало на самом деле. Хотя камера выпускалась до 90-х годов. От первых ФЭДов отрыв был на 50 с лишним лет.
Ну не тянет прирост функционала между самой первой и 5-й моделями на половину столетия!
Нет, я, конечно, понимаю, что каждое поколение камер было, видимо, технологичнее и надежнее предыдущего. Но вам, как пользователю, — интересно, что ваша модель надежнее предыдущей? Не абсолютно надежна— так не бывает, — а именно процентов так на 10-15 надежнее? Лично меня это не трогало бы никак. Аппарат или работает или не работает.
В целом, линейка Зорких смотрится, конечно, разнообразнее. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что классические механические Зоркие не получили встроенного экспонометра. А у ФЭД экспонометр был с 4-й модели.
Насколько важен встроенный экспонометр?
Есть большие нарекания к точности этих устройств. И селеновый элемент со временем подвержен выгоранию, из-за чего экспонометр начинает совсем уж врать через несколько лет активной эксплуатации. А фотоаппараты-то служили десятилетиями! В итоге, есть мнение, что встроенный экспонометр — деталь лишняя.
Доводы понятные, но совсем без экспонометра-то никак не обойтись. Таскать всюду внешний — хоть и не очень сложно, но все-таки. Мало ли — забыл, потерял. А тут экспонометр всегда под рукой. Начнет привирать — так замерь погрешность с помощью внешнего и вводи поправки.
В общем, я считаю встроенный экспонометр — важным решением для дальномерных аппаратов. И харьковчане в этом вопросе были прогрессивнее красногорцев.
Но о линейке Зорких — позже. А сейчас, герой обзора — ФЭД-5.
Но вначале я хотел бы поблагодарить всех, кто помогает проекту развиваться. На платформе Boosty вы можете посмотреть примеры фото, сделанных мной через различные объективы, в том числе редкие. Там же можно оказывать проекту необременительную, но очень важную сейчас поддержку. Банк фото постоянно пополняется, присоединяйтесь!
Пятых ФЭДов было аж 3 вида. ФЭД-5, -5В и -5С.
Я в детстве был счастливым обладателем -5В. И все время я думал, что буковка «В» означает что-то хорошее. На самом деле, модель с «В» — самая простая из трех. Конкретно, она отличалась от просто 5-й отсутствием этого самого экспонометра. :о)
В моделях -5 и -5С экспонометр был. А отличались они тем, что в -5С отсутствовала диоптрийная коррекция, но видоискатель был более совершенный. Со светящимися рамками и в целом давал картинку больше и немного светлее.
Мне, как очкарику, конечно, важно и то, и то. Но флагмана, который предлагал бы все плюшки сразу — не придумали.
Сейчас мы рассмотрим именно ФЭД-5
ФЭД-5 производился Харьковским производственным машиностроительным объединением «ФЭД» с 1977 по 1990 год.
Корпус — классический для дальномеров того времени. Выполнен из светлого металла и оклеен черным текстурированным кожзаменителем.
Камера весьма крупная и увесистая. Мой экземпляр без объектива весит 630 грамм.
Штатный объектив Индустар-61 Л/Д 2,8/55.
Тип крепления оптики— резьба M39×1. Рабочий отрезок 28,8 мм.
Взвод затвора — курковый. Затвор — шторный, матерчатый. Отбивает выдержки 1с, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, В.
Очень большой ассортимент выдержек. По мне, так за пределами целесообразности. Помню, перейдя на Зенит-12сд с его более чем скромным количеством выдержек, я нисколько не испытал дискомфорта.
Тем не менее, диапазон выдержек — это важная часть функционала фотокамеры. Далеко не все дальномерные камеры того времени могли похвастаться таким ассортиментом. Поэтому решение харьковчан заслуживает только поощрения.
Камера оснащена автоспуском и синхроконтактом. Причем синхроконтакт есть и проводной и в «горячем» башмаке.
Элементы управления:
Спереди, помимо объектива, имеем:
— рычаг взвода и кнопку старта автоспуска — классически справа от объектива;
— прямоугольное окно видоискателя;
— небольшой круглый глазок дальномера. База дальномера 43 мм;
— окошко встроенного несопряжённого селенового фотоэкспонометра.
Сзади видим гнездо проводного синхроконтакта и окуляр видоискателя.
Окуляр снабжен ребристой оправой для диоптрийной коррекции в пределах ± 2 диоптрий.
Видоискатель совмещен с дальномером. Картинка в видоискателе совсем небольшая и тонированная серо-фиолетовым цветом. Все это делает видоискатель темным и не очень-то удобным. Зона фокусировки в центре — круглая, небольшая, более светлая, чем остальное поле видоискателя.
Снизу — 2 замка съемной задней стенки и штативное гнездо. Резьба штативного гнезда — 1/4 дюйма.
Основные элементы управления сосредоточены сверху.
Слева расположен массивный несопряженный калькулятор экспозиции. В его центре скрывается подъемная головка обратной перемотки.
Далее, слева направо идет окошко со шкалой экспонометра. Шкала имеет деления, пронумерованные от 1 до 11. В зависимости от уровня освещения объекта съемки по шкале ходит стрелка. Чем выше уровень, тем на большую цифру шкалы указывает стрелка.
Калькуляция экспозиции происходит так:
Вращением центрального кольца калькулятора пользователь выбирает чувствительность заряженной в аппарат фотопленки.
Далее пользователь видит номер, на который указывает стрелка на шкале экспонометра и вращением внешнего кольца калькулятора выставляет этот номер в окошке на калькуляторе.
После этого, любая из совпавших друг напротив друга пар выдержки и диафрагмы — является допустимой экспопарой.
Пользователь выбирает конкретную пару исходя из своего замысла и выставляет выдержку и диафрагму на соответствующих органах управления.
Как видим, экспонометр, калькулятор экспозиции и органы управления выдержкой и апертурой — это отдельные и независимые узлы аппарата, что не очень удобно.
Но идем далее. Правее шкалы экспонометра расположен горячий башмак.
Еще правее головка выдержек. Диапазон допустимых выдержек — вызывает, конечно, оптимизм, а вот техническая реализация этого узла неудобная.
Традиционно для камер того времени, чтобы изменить выдержку, головку нужно оттянуть наверх, перевести на нужную выдержку и опустить.
Менять выдержку можно только при взведенном затворе! Иначе камера выйдет из строя.
Далее идет кнопка спуска с втулкой отключения затвора и массивная головка, в которой совмещены курок взвода затвора, счетчик кадров и памятка типа заряженной пленки.
Расположение кнопки спуска — традиционное для камер этой серии. Кнопка смещена назад и хорошо прячется за головкой взвода затвора и счетчика кадров. Привыкаешь к такому расположению быстро, но удобным его назвать нельзя.
Дизайн камеры не очень самобытен. Все типично для линейки ФЭД. Нет ни изъянов ни изюма. В целом, я бы назвал дизайн скорее неудачным. На мой скромный вкус, конечно. Вроде все неплохо, но какие-то пропорции делают камеры недостаточно солидной.
Чтобы зарядить пленку требуется открыть снизу два поворотных замка и снять заднюю стенку камеры. Далее все типично.
Отношение к камере:
ФЭД-5 (конкретно, -5В) — это одна из пленочных камер, которые я реально много использовал и именно в советские времена.
Экспонометр у меня был внешний Лениград-8. Обзор этого замечательного устройства я обязательно сделаю.
О существовании вариантов пятого ФЭДа с экспонометром я просто не знал, а потому и не парился.
Отношение к пятому ФЭДу у меня сдержанное. Не могу сказать, что камера мне тогда прям не нравилась. Все вполне прилично. Против Смены-8М прирост функционала — очевиден.
Но что-то такое ощущалось….. В общем, на Зенит-12сд я перешел безо всякого сожаления.
Не знаю как кому, но для меня в 5-х ФЭД-ах было особенно неудобно то, что шкала выдержек нанесена на «погон» на корпусе камеры вокруг головки выдержек.
Почему это неудобно? А потому, что при взводе затвора головка вращается. И при взведенном и невзведенном затворе — стрелка на головке указывает не в одно и то же место! Понять, какая именно выдержка выставлена, можно только взведя затвор. При спущенном же затворе выдержку не только нельзя поменять, так еще и нельзя точно понять какая именно выдержка сейчас выставлена.
Во многих моделях ФЭД была иная конструкция. Там тоже вращается головка, но и до, и после, и даже во время взвода затвора можно видеть какая выставлена выдержка.
Я понимаю, что конструкторы перенесли шкалу на неподвижный «погон» в первую очередь потому, что выдержек много и на головке разместить их все было бы сложно и неудобно. Но удобства пользователю это ведь никак не добавляет, верно?
Конечно, такой механизм изменения выдержек был и на других фотоаппаратах. В том числе и на многих Зорких.
Но как-то все по мелочи накапливается в совокупности с общей громоздкостью, избыточным весом, мелкой и темной картинкой в видоискателе, отсутствием ярких решений в дизайне и т.д.
Все вместе это впечатление от камеры портит.
Хотя, возможно, я излишне придираюсь к этому аппарату. А вы как считаете?
Это ссылка на мой канал на YouTube. Видео-обзоры и мастер-классы по пленочной фотографии – все самое интересное там. Ознакомьтесь! И не забудьте подписаться.
Объективы от многих советских фотоаппаратов можно использовать с цифровыми фотокамерами. Для этого вам понадобится переходник. Самые дешевые переходники продаются на Aliexpress. Выбрать переходник на вашу систему поможет таблица.
Внимание! С зеркальным фотоаппаратом дальномерный объектив будет работать только в режиме макро. На беззеркалке возможно полноценное использование.
Некоторые объективы имеют важную специфику. Поищите сначала обзор на моем сайте. И не забывайте про кроп-фактор.
Тип | Бренд | Ссылка на переходник |
Зеркалки | Nikon | M39-Nikon F |
Canon | M39-Canon EF | |
Sony | М39-Sony/Minolta | |
Pentax | M39-pentax K | |
Беззеркалки | Sony | M39-NEX |
Оlympus/ Panasonic | M39-m 4/3 | |
Fuji | M39-FX | |
Nikon | M39-Nikon 1 |
Инструкция:
Fed Camera — Etsy.
de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(897 релевантных результатов)
Связано с камерой с питанием
киев камера
зорки
ФЭД 5б — Радости и муки стрельбы по дальномеру пивных банок Советского Союза злодеянию в Ватикане суждено было разочаровать тех из нас, кто считает первые два
Крестный отец фильма среди величайших фильмов всех времен. И каждый раз, когда я смотрю на FED 5, лежащий на полке с камерой, я думаю о Godfather III .
Официальной трилогии советских фотоаппаратов нет. Восточный блок за время своего долгого существования создал множество различных организаций и стилей. Но после съемки и написания про зеркалку Зенит-Э и среднеформатный Киев 60 я начал ощущать необходимость дополнить свой опыт социалистической съемки третьей камерой, и дальномер показался мне идеально подходящим вариантом. А если говорить о советских дальномерах, то ФЭД — сильный выбор.
Мне понравились первые две советские камеры, которые я рассмотрел. Грубая конструкция Zenit E и дерзкий объектив сделали результаты спонтанными и приятно уникальными. Киев среднего формата был таким же грубым, но удивительным, и он надежно производил большие красивые изображения, которые мне так понравились, что эта камера стала фаворитом на моей полке хранителей.
Обе эти камеры имеют простой подход к фотографии, во многом благодаря их базовым спецификациям и грубой конструкции. Но простые и грубые редко являются чертами, которые делают дальномерную камеру успешной. Проблемы с контролем качества, которые преследовали советские камеры, заставили меня еще больше скептически относиться к успеху. Но непривычно низкая цена якобы переработанного ФЭД 5б из Украины было трудно пройти мимо, и этот стойкий советский дальномер в конце концов попал ко мне домой в Вирджинию.
Но что такое камера ФЭД и что такое 5b? Хорошо, давайте сделаем это в первую очередь.
Первая камера ФЭД почти так же стара, как и сам Советский Союз. Когда гражданская война осталась в прошлом, а за плечами у него было около десяти лет правления, СССР начал свой путь к «осуществлению коммунизма» с создания плановой экономики. Отчасти это означало все меньший и меньший ввоз иностранных капиталистических товаров. Если бы Советы хотели что-то сделать, они бы сделали это сами. Этот идеал пронизывал все сегменты экономики и естественным образом распространялся на фотооборудование, почти все из которого до этого времени импортировалось из Европы, а точнее из Германии.
В 1932 году немецкая фирма Leica представила лучшую в мире портативную камеру. Leica II была первой камерой со встроенным дальномером, а ее невероятное качество сборки и великолепная оптика установили новый стандарт компактных фотографических характеристик. Это также послужило основой, по мнению советского руководства, для зарождающейся коммунистической империи, чтобы показать, что она может сохранить свои позиции в производстве качественных потребительских товаров.
Но квалифицированных мастеров и опытных инженеров, нанятых Leica, в СССР очень не хватало. Вместо этого у Советов были украинские сироты.
Это не шутка.
Десять лет назад харьковский детский дом был преобразован в трудовую коммуну и получил славное имя основателя НКВД Феликса Евгеньевича Дзержинского. Эта организация государственной безопасности, которая позже стала КГБ, естественно, нуждалась в многочисленных инструментах своего дела, включая фотооборудование. Вместо того, чтобы проектировать и строить свои собственные, завод Феликса Э. Дзержинского (ФЭД) буквально разобрал и реконструировал существующие камеры из зарубежных стран. А в 1932 FED создали собственную Leica II.
ФЭД 1 (или Федька) представлял собой Leica II с объективом Индустар вместо Leitz Elmar, и с 1934 по 1955 год их было выпущено более семисот тысяч (это число было бы еще больше, если бы не невольная пятилетний перерыв после того, как немецкие войска неудобным образом разрушили завод в 1941 году). Было выпущено так много Fedka, что даже сегодня часто можно найти экземпляры, которые были переделаны для продажи недобросовестными продавцами как Leica II.
Но точно так же, как и поддельная подпись моей матери в нижней части моего табеля успеваемости в начальной школе, подлинность этих российских копий Leica рушится даже при беглом рассмотрении. У Советов просто не было точного оборудования, человеческого опыта или контроля качества, как у немцев. Тем не менее, это не помешало им сделать пять итераций дальномера ФЭД и произвести 8,6 миллиона из них.
Каждая новая итерация улучшалась. В ФЭД 2 сочетались дальномер и видоискатель. В FED 3 добавлена длинная выдержка и рычаг для пленки вместо регулировочного кольца, а в FED 4 добавлен несвязанный измеритель селена. В 1977, FED выпустит свою пятую и последнюю итерацию своей дальномерной камеры. Это был (как и ожидалось) FED 5.
FED 5 принес более чистый дизайн и ряд технических и пользовательских улучшений. Выдвижная ручка перемотки заменила регулировочное колесо, а позже ручку заменил более стандартный рычаг перемотки. Несвязанный измеритель селена имел игольчатое окошко на верхней пластине, с помощью которого пользователь мог вводить показания в калькулятор. Производившийся до 1996 года, в конечном итоге будет существовать семь типов и десять подтипов FED 5, включая 5b и 5c. Это были экономичные версии модели 5 с более низкими характеристиками; у 5c был искатель без диоптрийной регулировки и преобразования параллакса, а 5b избегал экспонометра.
Когда я впервые открыл коробки, в которых находились мои ранее рассмотренные «Зенит» и «Киев», я был похож на ребенка на Рождество, который получает что-то настолько странное и иностранное, что он не может не визжать от радости. Но когда я открыл коробку с FED 5, это было больше похоже на рождественское утро, когда я получил пару комбинезонов и книгу по наблюдению за птицами. Это было в лучшем случае неубедительно.
FED 5b казался хлипким, но, возможно, это нормально — в конце концов, я никогда раньше не держал в руках алюминиевую камеру. Тем не менее, алюминиевое шасси FED 5b больше похоже на пивную банку, чем на бейсбольную биту. Держа его, я знал, что если я положу эту камеру в одну из дробилок для банок из-под пива, она, без сомнения, сложится, как румынская машина. Это был не тот танковый металл, из которого изготавливали «Киев» и «Зенит».
Хуже того, технические характеристики камеры, хотя и адекватные, не вызвали восторга. У него тканевый фокальный затвор с выдержками от 1 до 1/500 секунды и ручной режим, 55 мм (мой говорит 53 мм) Индустар с диафрагмой от f/2,8 до f/16. Есть автоспуск, который продолжает издавать нездоровый скрежещущий звук примерно неделю после срабатывания затвора. Под рукояткой перемотки пленки также есть диск, на котором мы можем установить скорость пленки, чтобы не забыть, что мы загрузили, горячий башмак для синхронизации со вспышкой 1/30 секунды, счетчик кадров и, мой личный фаворит, ползунок со звездой, лампочкой и мишенью. Я так и не удосужился узнать, для чего это нужно.
Мой личный ФЭД имел несколько индивидуальных особенностей, в том числе лицевую панель дальномера с тенденцией к перемещению и линзу, которая при фокусировке на бесконечность оказывалась не в фокусе. Для моего FED это была не бесконечность и больше, а почти что-то вроде бесконечности.
Все, что я читал о датировке производства ФЭД, говорило о том, что первые две цифры в серийном номере обозначают год выпуска. Еще раз свидетельствуя о невероятном доверии мозгу к случайным постам в Интернете, моя камера была сделана в 1912. Или, подождите, это неправильно. Ну что ж. Первые две цифры в серийном номере объектива — 90, так что это имеет смысл, хотя это также указывает на то, что объектив был изготовлен в то же время, когда общество вокруг фабрики рушилось. Скорее всего, это не имеет никакого отношения к контролю качества. Я уверен, что все в порядке. Все нормально.
Загрузка пленки в FED означает снятие задней половины камеры, наматывание пленки и повторное присоединение камеры. Это не новая концепция, но нужно быть абсолютно уверенным, что спинка установлена правильно. В противном случае на изображениях будут видны утечки света и затуманивание. Я читал, что, чтобы смягчить эту проблему, многие стрелки FED приклеивают изоленту вокруг швов каждый раз, когда загружают пленку, что действительно определяет концепцию лояльности к бренду.
Излишне говорить, что мои первые шаги с FED 5b были немного неуверенными. Все упомянутые странности сошлись в идеальный шторм, и я вдруг понял, откуда берут начало стереотипы вокруг советских фотоаппаратов. Камера заставляла меня нервничать, как при съемке, так и из-за угрозы, которую она представляла для моего безупречного опыта работы с советской камерой. И именно поэтому он долго-долго пролежал на полке. В конце концов, мне пришлось собрать всю мою квартиру и переехать на другой конец света, чтобы заставить меня, наконец, вывести FED и посмотреть, что он может сделать.
Мой первоначальный опыт стрельбы продолжил неудачное первое впечатление нескольких месяцев назад. Взяв камеру в поездку во Флориду, я снимал FED вместе с другим оборудованием, которое никогда раньше не использовал, и FED, казалось, всегда был последней камерой, используемой для съемки определенного изображения. На самом деле это не способствовало легкому успеху.
Функционально ФЭД во многом похож на «Зенит», а значит, требуется больше времени и больше терпения, чтобы правильно выстрелить. У него такое же неприятное требование регулировать скорость затвора только после продвижения пленки. Изменение выдержки не по порядку может сломать установочный штифт и испортить камеру. После продвижения пленки и установки выдержки диафрагма объектива управляется на передней части объектива Индустар, при этом каждая диафрагма механически защелкивается в своих фиксаторах (улучшение по сравнению с Индустаром на Зените).
Выпускаемый заводом «Арсенал» в Украине и по сей день, Индустар-61 — известный и очень уважаемый объектив. Это линза в стиле Tessar с однослойным просветлением, состоящая из четырех элементов в трех группах, облегченных за счет алюминиевой конструкции. Фокусировка моего экземпляра была вялой, а кольцо дистанции было либо неправильно установлено, либо повреждено до того, как я его получил. При использовании он казался неточным и подорвал мою уверенность в том, что получится хороший снимок, и еще до того, как я закончил первый ролик, я начал сомневаться в правдивости многих онлайн-комментаторов, которые восторгаются этим объективом.
Но худшая часть съемки FED 5, безусловно, связана с композицией и фокусировкой. Далеко и далеко, это было худшим. Совершенно несчастный опыт. Во-первых, глядя через круглый металл в видоискателе, мы никогда не видим весь кадр. Однажды, когда я действительно нажимал, чтобы получить четкое изображение, я наклонился так далеко, что видоискатель коснулся поверхности моего глазного яблока. Это не приятно. Вообще говоря, мир, видимый через видоискатель FED 5b, тусклый и темный.
Из-за этих раздражителей мне понадобилась неделя, чтобы снять один рулон пленки. Не потому, что мне нечего было снимать, а потому, что после двух или трех снимков я был настолько подавлен, что отказывался от FED и выбирал камеру получше. Когда я, наконец, закончил этот первый рулон, я отправил его в лабораторию, полностью уверенный, что изображения будут отражать менее чем приятный опыт, который я получил от их создания. Но я был неправ.
Изображения для этой статьи были сделаны на Agfa 200, Kodak Portra 400 и Fuji C200.
Если бы все мнения о камерах были собраны только из первого рулона, то FED 5 был бы моей камерой для сна на все времена. Тот, который бросает вызов своим техническим и конструктивным ограничениям, создавая довольно примечательные изображения. Первая партия изображений, которые я получил из лаборатории, была невероятной. Те утечки света, о которых я читал, не существовали. Репутация Индустара была полностью защищена. Я был законно удивлен тем, насколько мне понравились эти кадры.
Затем я отснял еще два рулона.
С замечательными изображениями, свежими в памяти и усилиями по их удобному приукрашиванию, я отправился на FED 5b в Потсдам и Ваннзее за пределами Берлина, чтобы исследовать их на выходных. На этот раз опыт был обратным; более близкое знакомство с камерой означало, что съемка FED была менее утомительной и утомительной, но полученные изображения были далеко не такими хорошими. Повсюду были утечки света. Иногда возникали проблемы с интервалом, когда камера не могла правильно продвигать пленку. Более чем иногда фокус сбивался.
Я знаю, что обвинять аппаратуру дешево, и я знаю, что некоторые ошибки последующих рулонов пленки целиком на мне. Я мог бы наклеить ленту вокруг задней панели, чтобы предотвратить утечку света. Но почему я должен жалеть, что не сделал этого в 2018 году?
Я знаю, что ФЭД 5 не был сделан сиротами на импровизированной фабрике, но ФЭД 1 был. И когда какая-либо камера FED выходит из строя без какой-либо реальной причины, кроме собственной несовершенной конструкции, на ум приходят именно эти осиротевшие «рабочие».
Дело не в том, что мой ФЭД 5б никогда не делал хороших снимков — он делал и делает. Но большую часть времени он делает изображения, которые я ожидаю от советского дальномера. Эти образы соответствуют опыту их создания; иногда великолепно, иногда ужасно, всегда непредсказуемо. Если бы я создавал слоган для рекламной кампании FED 5b, он мог бы звучать как «тридцать шесть может быть».
Точно так же, как Крестный отец, часть III , FED 5b трудно рекомендовать. Конечно, здорово видеть, как Энди Гарсия на несколько часов изображает молодого Пачино, но я бы предпочел посмотреть его в «Неудержимых» или даже в «Когда мужчина любит женщину».
Если лучшая часть ФЭД это новизна съемки фотоаппаратом советского производства, то мне лучше Зенит. Если я гонюсь за более высоким, чем ожидалось, качеством изображений, которые он иногда делает, я бы предпочел экспонировать негативы 6 x 6 Киева. И если я ищу интересный рендер объектива Индустар, я легко могу получить этот объектив на корпусе получше. У FED есть хорошие качества, но все эти хорошие качества лучше реализованы другими камерами. И я думаю, что лучше использовать их.
Хотите свой собственный Fed 5b?
Получите на eBay
Просмотрите наши собственные камеры F Stop
Подпишитесь на Casual Photophile на Facebook и Instagram
[ Некоторые ссылки в этой статье ведут пользователей к нашим партнерам в B&H Photo, Amazon и eBay .