Оленеводство других стран: Оленеводство. Большая российская энциклопедия

Оленеводы мира обсудили проблемы отрасли на Ямале

25 марта 2018, 17:23

Арктика

САЛЕХАРД, 25 марта. /ТАСС/. Около 100 оленеводов из России, Швеции, Норвегии, Шотландии и Финляндии собрались в Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ, ЯНАО) на заседании совета ассоциации «Оленеводы мира», чтобы выяснить, что угрожает их отрасли и как общими силами решить проблемы.

По словам председателя правления ассоциации «Оленеводы мира» Михаила Погодаева, оленеводство уже исчезло в некоторых районах.

«Остро стоит вопрос о дальнейшем существовании оленеводства, особенно в таежных районах, где сложно защищать стадо от волков, медведей, росомах. Государству необходимо регулировать число хищников, но интересы оленеводов не всегда совпадают с интересами власти. И это не единичный случай», — сказал он.

Потеря пастбищ и нападения волков

По данным ассоциации, сегодня оленеводством занимаются 24 коренных народа из десяти стран. В отрасль вовлечено около 100 тыс. человек, которые занимаются выпасом 2,5 млн домашних оленей.

Главной проблемой, по словам экспертов, является потеря пастбищ. Как рассказал Ларс Элиас Брансфьел из Норвегии, в его стране негде пасти стадо из-за промышленного освоения территорий.

«Я из семьи оленеводов южной Норвегии, наше стадо — 500 голов. Мы выделываем шкуры, занимаемся мясным производством. Больше всего нас беспокоит промышленное строительство, возведение ветреных мельниц, прокладка дорог, добыча полезных ископаемых», — сообщил он.

Много оленей в Норвегии гибнет при столкновении с поездами.

В Швеции еще сохранилось лесное и горное оленеводство, им занимаются жители более 50 саамских деревень, но там на пастбищах тоже строят объекты энергетики, создают шахты, возводят горнолыжные курорты, катаются на снегоходах, рассказали участники заседания.

По словам Погодаева, еще одна угроза — стремительное изменение климата. «Формируются условия, к которым мы не всегда готовы. Опасение вызывает экономическое и социальное положение оленеводов. У них низкий уровень доходов, отсутствует доступ к социальным услугам, здравоохранению, образованию, доступному жилью», — отметил он.

Есть также специфические проблемы отрасли — домашних оленей уводят из стада дикие олени, хищники представляют реальную угрозу этим животным в Бурятии, Якутии, Камчатке и Туве.

Перевыпас и исчезновение

Ситуация с количеством оленей в регионах неоднородна. И слишком большое стадо животных, и слишком маленькое вызывает проблемы.

Крупнейшее в мире одомашненное поголовье оленей (более 600 тыс. голов) обитает на Ямале, из-за перевыпаса там не хватает кормовой базы. Сокращают стадо естественным путем, увеличивают пункты переработки и сбора оленины, причем, перерабатывающие комплексы максимально приближают к местам нахождения животных, сообщил ямальский оленевод Степан Вануйто. Он добавил, что ЯНАО — единственный регион в России, который имеет право экспортировать оленину в страны Евросоюза, сейчас ямальскую оленину закупают в Германии и Финляндии. Есть планы наладить экспорт халяльной оленины в ОАЭ, а рогов и пантов (молодых рогов, не успевших окостенеть) — в Китай.

Зимой 2014 года на Ямале от бескормицы погибло более 6 тыс. животных. Как сообщил заместитель председателя Законодательного собрания ЯНАО Сергей Харючи, чтобы ситуация не повторилась, в регионе планируют запустить производство корма для оленей, схожего по химическому составу с традиционным кормом этих животных.

Наладить экспорт продукции оленеводства планируют с помощью Северного морского пути (СМП). По словам Погодаева, пилотный проект реализуют в Якутии, планируются поставки оленины премиум-класса в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «Пилотный проект является частью совместного проекта стран, входящих в состав Совета Баренцева/Евроарктического региона. Сейчас мы готовим проектную документацию, изучаем возможности использования судов для вывоза по СМП продукции из арктических районов, где сосредоточено основное поголовье северных оленей», — сказал он.

На грани исчезновения находится самое южное в России оленеводство — в Тоджинском районе Тувы. «В отличие от других регионов, у нас много кормовой базы, но наша горно-таежная порода оленей является исчезающей, нападают хищники. У нас всего 3 тыс. оленей, но мы пытаемся сохранить и стадо, и нашу самобытную культуру, ведь у нас необычное использование этих животных — мы оленей доим и ездим на них верхом», — пояснила оленевод из Тувы Светлана Демкина.

В Бурятии и Хабаровском крае много животных погибает из-за природных пожаров, там аграрии предлагают восстановить авиалесоохрану. В Корякском округе на Камчатке — нехватка кадров, поэтому в местном колледже введена специальность оленевода-механизатора. В Ненецком автономном округе планируют перейти на безотходную технологию переработки оленя, в Мурманской области — наладить поставку мяса в Евросоюз, в Коми — перейти на лесное оленеводство.

Кочевой университет

Большинство экспертов озабочены тем, как удержать молодежь коренных народов в отрасли. По мнению Погодаева, в этом может помочь кочевой университет.

«Сейчас у молодого оленевода только два варианта жизненного пути: остаться в тундре без образования, перспектив и общения с внешним миром или уехать куда-то учится и больше не вернуться на родную землю. А мы хотим создать систему, при которой у молодого оленевода будет хотя бы третий вариант, — заниматься оленеводством и в то же время иметь доступ к образовательным услугам. Кочевой университет даст возможность получать знания, путешествовать, участвовать в мероприятиях нашей ассоциации», — пояснил Погодаев.

Он добавил, что кочевой университет будет виртуальным. «Он объединит ресурсы многих образовательных учреждений, будет кочевать по разным странам и регионам, предоставляя знания нашей молодежи. В этом случае у нас будет больше шансов сохранить оленеводство и его богатую культуру», — подчеркнул он.

Первый Всемирный конгресс оленеводов состоялся в городе Надым (ЯНАО) в 1997 году. Одним из результатов форума стало создание ассоциации «Оленеводы мира» для поддержки профессиональных, культурных, социальных и экономических отношений между оленеводческими народами. В ассоциацию входят по два представителя их всех оленеводческих регионов мира — из около 20 регионов России, а также из Норвегии, Швеции, Финляндии, Гренландии, Канады, Аляски, Монголии, Китая, Шотландии. Всемирный конгресс оленеводов в 2021 году пройдет в ХМАО-Югре. 

Теги:

РоссияАрктика сегодняЯмало-Ненецкий автономный округ

к востоку от Енисея – GoArctic.ru – Портал о развитии Арктики

Стадо оленей в долине реки Пегтымель, Чукотка. Фото Игоря Георгиевского, GeoPhoto.ru


Окончание. Первая и вторая части здесь и здесь.


В отличие от западного оленеводства, имеющего у нас в стране единый стержень – ненецкий оленеводческий тип или, по крайне мере, самодийский оленеводческий комплекс, — оленеводство восточных районов такого единого стержня не имеет. Как было сказано в первой части этой статьи, существующие к востоку от Енисея оленеводческие системы объединяет отсутствие, по крайне мере, в недалёком прошлом, пастушеской собаки. Тут, кстати, сразу нужно сделать две важные оговорки. Во-первых, отсутствие пастушеских собак вовсе не означало, что собака местным оленеводам была незнакома. Наоборот, практически у всех народов этого региона собаки были, активно использовались на охоте, а у части народов – и для транспорта. Однако именно оленей местные оленеводы предпочитали пасти без помощи собак. Во-вторых, сейчас у многих местных оленеводов пастушеские собаки появились: в основном это – самоедские лайки, завезённые из западной части оленеводческого ареала. Впрочем, распространение здесь оленегонных собак ещё далеко не закончено, и многие оленеводы их не используют до сих пор. Главное же, что помимо отсутствия, с указанными оговорками, собак, оленеводческие системы востока нашей страны, похоже, больше ничего между собой не объединяет ни в плане технологии содержания и выпаса животных, ни в плане используемого инвентаря. Более того: у двух наиболее широко расселённых оленеводческих народов этой зоны, эвенов и эвенков, оленеводство было и остаётся до сих пор типологически многообразным: оленеводство и оленеводческий инвентарь различных географических групп в составе этих народов различается, причём часто разительно. Однако для того чтобы хоть как-то структурировать описание восточных оленеводческих систем, имеет смысл разделить их на три группы: оленеводство северо-запада центральной Сибири, оленеводство северо-востока Сибири и южносибирское оленеводство. Следует помнить, что границы между этими группами очень условны и сами группы часто не представляют собой единства.


К оленеводству северо-запада центральной Сибири можно отнести хозяйственные системы народов тундровой и притундровой зоны Красноярского края к востоку от Енисея (включая полуостров Таймыр) и западной Якутии. Оленеводы здешних мест – нганасаны, энцы, долганы, эвенки, якуты – имеют достаточно небольшие стада, и в их хозяйстве важную роль играет охота, в том числе, особенно на Таймыре, охота на диких оленей, дающих сырьё для изготовления одежды и жилищ. Можно сказать, что несмотря на проживание в тундровой зоне, местные жители имеют транспортное оленеводство, характерное скорее для тайги, либо их оленеводство является переходным от транспортного к настоящему тундровому. Смешанным по происхождению является и инвентарь местных оленеводов, в котором сочетаются элементы господствующего к западу от него самодийского комплекса и элементы местного происхождения. Так, хотя оленей здесь в основном запрягают в нарты, встречается и гужевое их использование. При этом у одной и той же группы оленеводов, иногда в одной и той же семье, можно встретить как типичные нарты самодийского типа, так и нарты «якутского» типа, отличающиеся от самодийских тем, что спереди у них имеется широкая дуга (так называемый баран), а их копыли («ножки» соединяющие полоз с сидением) расположены прямо, а не под углом и имеются не только в задней части нарт, а по всей её длине. Иногда баран тут делают и спереди типичных самодийских нарт. Самодийские оленеводческие чумы здесь могут соседствовать с разного вида палатками и каркасными, обтянутыми шкурами жилищами на полозьях, так называемыми санными балками. Кстати последние, считающиеся долганским изобретением, не так давно широко распространились на запад, на территорию бытования самодийского комплекса, и используются сейчас ненцами, коми-ижемцами и даже хантами, часто вытесняя зимний чум. Разнообразием и смешением характеризуется и одежда местных оленеводов. Кроме того, несмотря на относительно небольшие стада, оленеводы здесь совершают достаточно дальние перекочёвки, обусловленные нуждами охоты и рыбной ловли. Оленьи стада пасутся свободно вблизи кочевых лагерей, и оленеводы собирают их для перекочёвок и в случае необходимости их использования для транспорта: небольшой размер стад позволяет сделать это без собаки.


Оленеводство обширной зоны южной Сибири включает оленеводство эвенков, эвенов, бурят, тувинцев-тоджинцев, народностей Амура и Сахалина. Это – зона типичного лесного оленеводства с маленькими, хорошо приручёнными стадами, мирно пасущимися вблизи стоянок и по собственной воле возвращающимися на них в поисках защиты от гнуса, хищников, особой пищи, или просто «из желания побыть с человеком» (упоминание о последнем часто встречается в литературе, посвящённой хозяйству местных народов). В целом технология содержания оленей здесь похожа на описанную в предыдущем разделе технологию народов лесной зоны западной Сибири. Однако особенностями оленеводства именно южной Сибири, не встречающимися в других регионах, является, во-первых, доение оленей (оленье молоко употребляется в пищу и из него изготовляется сыр) и, во-вторых, отсутствие оленьих нарт: местные оленеводы ездят на оленях верхом, для чего используются специальное оленье седло и длинная палка, которой при езде упираются в землю. На спинах оленей в специальных сумках перевозят и пожитки при перекочёвках. Перекочёвки оленеводов южной Сибири могут иметь различную протяжённость (от нескольких десятков, до нескольких сотен километров в год) и частоту (от двух до более чем десяти раз в год), хотя по обоим параметрам местные системы оленеводства уступают оленеводству ненецкого типа. На стоянках оленеводы живут либо в стационарных жилищах, либо в мобильных, среди которых важную роль играет эвенкийский чум – коническое жилище, типологически схожее с ненецким чумом, но отличающееся от него по некоторым конструктивным особенностям и внутреннему убранству. Так, например, каркас эвенкийского чума состоит не из прямых жердей, возимых кочевниками с собой, а из веток, срубаемых или подбираемых оленеводами прямо на месте очередной стоянки. Кроме того, часть местных оленеводов (тувинцы, буряты) пользуются юртами, так же как и степные кочевники. Очень разнообразна одежда местных оленеводов. В южной Сибири оленевод совсем не обязательно должен быть одет в одежду из оленьего меха: его костюм может включать как меховую одежду, так и одежду из шерсти, напоминающую костюмы степных кочевников. Даже если одежда сделана из меха, она у местных оленеводов будет в основном распашной.


Наконец, третья зона восточного оленеводства включает Чукотку, Камчатку, Магаданскую область и северо-восток Якутии. Северо-восточное оленеводство – типично тундровое, с огромными стадами оленей, предназначенными для производства продукции на забой и длинными перекочёвками. Точно так же, как западных оленеводов объединяет самодийский оленеводческий комплекс, оленеводы этой зоны – чукчи, коряки, эвены – также имеют общность материальной культуры, которую можно назвать чукотским (или чукотско-корякским) оленеводческим комплексом. Он включает в себя мобильное жилище – ярангу, — значительно отличающееся по размерам и конструкции от чума, уникальный тип нарт на двух оленей с нежёстким креплением деталей (в таких нартах копыли свободно ходят в пазах на полозьях и под сидением, и нарты поэтому могут в известном смысле менять форму в зависимости от рельефа местности, оставаясь при этом устойчивыми) и комплекс меховой одежды со штанами и глухой двуслойной меховой рубахой-кухлянкой у мужчин и меховым комбинезоном у женщин. У эвенов, впрочем, этот комплекс одежды так и не вытеснил до конца традиционный для тунгусских народов распашной меховой костюм.


Однако главной особенностью северо-восточного оленеводства является принятая там технология выпаса стад. Подобно оленеводству ненецкого типа, северо-восточное оленеводство высокоинтенсивно: большие стада оленей в нём находятся под надзором пастухов, которые регулярно собирают их, направляют их движение, следят за расходованием кормов. Однако в отличие от пастухов западной части нашей страны, пастухи Камчатки и Чукотки проделывают всё это пешком, до недавнего времени – без собаки, имея в руках лишь изогнутую палку – посох. На эту палку оленевод опирается при ходьбе, иногда проделывая с ней на ходу гимнастические упражнения, позволяющие разгружать различные группы мышц и снимать с них усталость, но главное – палка служит для быстрого управления стадом: заметив «откол» от стада группы оленей или движение всего пасущегося стада не в том направлении, оленевод изо всех бросает палку в сторону стада (или отколовшейся от него группы) так, чтобы она, вращаясь, пролетела над животными. Звук, издаваемый в полёте палкой, и её вращение вспугивают животных и заставляют их собраться вместе. Сообщается, что некоторые пастушьи палки местных оленеводов были даже сделаны так, чтобы возвращаться после броска к владельцу на манер бумеранга.


Эти приёмы, а также гористый рельеф местности, где оленям приходилось двигаться при выпасе по узким закрытым долинам, позволяли местным оленеводам сохранять эффективный контроль над своими многочисленными стадами. Однако тот же гористый рельеф создавал и существенные сложности при перекочёвках, не позволяя использовать олений транспорт в летнее время. Поэтому ещё одним изобретением местных оленеводов стал так называемый «бесчумный выпас» (под этим названием в советское время его пытались внедрить и в других местах страны), когда оленеводы-мужчины оставляют свои семьи на всё лето на одном месте, на летней стоянке или, как говорят на северо-востоке, «в летней яранге», а сами отправляются пешком, с лёгкой палаткой за плечами и минимальным набором необходимых продуктов, кочевать со стадом, направляя его движение так, чтобы раз в несколько недель возвращаться к летней яранге для краткого свидания с близкими и пополнения запасов продовольствия. Из-за этой особенности, а также из-за сложного рельефа местности вообще, маршруты кочеваний местных оленеводов оказываются достаточно запутанными и включают несколько зимних стоянок (где яранга ставится зимой) и обширную территорию, которую оленеводы обходят пешком летом.



Яранга


В настоящее время северо-восточное оленеводство переживает серьёзный кризис. Причин у него несколько, но одной из основных является, по-видимому, модернизация оленеводства, проведённая здесь, как и на Кольском полуострове, в советский период. Для советского правительства Чукотка и Камчатка, регионы непосредственно граничащие с «главным противником» — США, всегда были «витринными», призванными демонстрировать преимущества советского образа жизни и процветание, в том числе, коренных народов. Поэтому во времена СССР здесь был главный оленеводческий регион страны и мира, с огромным стадом более чем в 500 тысяч голов оленей. Для его содержания и выпаса работала мощная система оленеводческих совхозов, за состоянием и технической вооружённостью которых советское правительство тщательно следило. Например, здесь раньше чем в других местах появились снегоходы, у совхозов был широкий доступ к вертолётам и вездеходному транспорту. Снабжение оленеводческих бригад здесь было поставлено гораздо лучше, чем в других областях страны: у оленеводов был практически неограниченный доступ к овощным и фруктовым консервам, свежему хлебу и продуктам, которые им завозили на вертолётах. Кроме того, регион оказался своеобразной лабораторией оленеводческих новшеств, часть которых, например, завоз и адаптация на северо-востоке самоедских оленеводческих лаек, оказалась достаточно удачной, а другая часть в конце концов вышла местному оленеводству боком. Здесь можно отметить распространение механизации: кочевания на вездеходах, сменный выпас, когда группы оленеводов, с помощью вертолётного транспорта, регулярно сменяют друг друга на дежурстве в стаде. Как и на уже описанном Кольском полуострове, были предприняты шаги к сокращению, если не полному искоренению транспортного оленеводства, замене его механическим транспортом. 


В результате крушение совхозной системы в начале 1990-х отразилось на местных оленеводах куда сильнее, чем на оленеводах других регионов: вся налаженная система снабжения, смены оленеводов в стадах, транспортировки (в том числе и при кочёвках) в одночасье исчезла. Более того: в отличие от западных районов страны, совхозы здесь были полностью ликвидированы, а их стада распределены между вновь создаваемыми оленеводческими общинами и фермерскими хозяйствами, которые не имели никакого опыта в организации производства и сбыта оленеводческой продукции. В этих условиях многие оленеводы, оставшиеся без продуктов и транспорта, просто не смогли продолжать работу в тундре, а перевод оленей на свободный выпас, как на Кольском полуострове, в данном регионе с большим количеством хищников и стадами диких оленей, способных увести с собой домашних животных, оказался невозможным. В результате численность домашних оленей на северо-востоке России упала в 1990-е годы в четыре с половиной раза (на Чукотке, в главном регионе оленеводства, падение было ещё больше – в семь раз), что превратило его из центра оленеводства в скромный в оленеводческом отношении регион, сильно отстающий от Западной Сибири и европейской России, с их оленеводством ненецкого типа. Падение удалось прекратить лишь в начале 2000-х, частично реконструировав, путём обширных денежных вливаний, систему государственных оленеводческих предприятий и бывшую совхозную инфраструктуру. В настоящее время поголовье оленей на северо-востоке частично восстановилось, но до показателей советского времени ему далеко, и неясно, можно ли их вообще достичь в новых экономических условиях.


 


Заключение


Как я упомянул в начале этой статьи, её целью является не доскональное описание имеющихся у нас в стране оленеводческих систем, а лишь их беглый обзор, чтобы дать читателю почувствовать, насколько разнообразной может быть эта отрасль. Тот факт, что даже беглый обзор получился таким объёмным, говорит сам за себя. Действительно, Россию по праву можно назвать великой оленеводческой державой: на её территории пасутся два из каждых трёх ныне живущих домашних северных оленей и проживает не меньше двух третей всех оленеводов мира. Это разнообразие является, на мой взгляд, ценным сокровищем, обладание которым накладывает, однако, и большую ответственность.


В настоящее время в нашей стране можно увидеть два подхода к будущему оленеводческой отрасли. Согласно одному из них, оленеводство – это такая же отрасль хозяйства, как и молочное животноводство, и оно должно приносить коммерческую прибыль. Все виды оленеводства, все оленеводческие системы, которые не способны приносить прибыль, закономерно должны исчезнуть или модернизироваться. Этому подходу противостоит другой подход, согласно которому оленеводство играет особую роль в культуре и жизни малых (и некоторых не таких уж малых) коренных народов нашей страны и заслуживает, таким образом, особого отношения. В частности, мы не должны требовать от оленеводства прибыльности, и если в некоторых, а то и большинстве районов страны оно оказывается убыточным, то государству следует его поддержать как «этносохраняющую» отрасль хозяйства. По той же причине оленеводство должно сохранить свой нынешний «традиционный» облик, а то и отойти (как в случае кольского или восточно-сибирского оленеводства) на несколько десятилетий назад, приняв более «традиционный» вид. Сторонники двух подходов спорят друг с другом на страницах специальных журналов, доказывая свою правоту.


Лично я всегда избегал и планирую избегать и впредь занимать какую-то из указанных позиций. С одной стороны, мне, как этнографу, разумеется, более близка вторая позиция, позиция защитников культурного многообразия. С другой стороны, опять же, будучи этнографом, я осознаю, что культура, замороженная во времени, законсервированная за деньги государства, по сути мертва: она ничем существенно не отличается от остатков давно ушедших цивилизаций, выставленных на всеобщее обозрение в музее. Культуры, в том числе оленеводческие культуры, должны развиваться, а это значит – приспосабливаться в том числе и к реалиям рыночной экономики.


И тем не менее, очень бы не хотелось, чтобы описанное в этой статье многообразие при этом пострадало.


Автор:  Кирилл Владимирович Истомин, ИЯЛИ КомиНЦ УрО РАН.


  

Оленеводство в Швеции

Оскар (Дирк Сонниксен)

Во всем мире существует не менее 5000 культур коренных народов, от пенан в Малайзии до
Ариал Кении многочисленным группам коренных американцев в США. Все эти группы
обнаружили, что изо всех сил пытаются защитить свою культурную самобытность от безжалостного посягательства
современные общества. Многие из этих культур пытаются сохранить древние обычаи своих народов.
как способ сохранить свое прошлое и защитить свое будущее. Прекрасный пример этого можно увидеть
с саамами в Швеции, для которых оленеводство было не только средством к существованию, но и
краеугольным камнем их культуры.

Точно неизвестно, когда саамы начали
разведение и использование оленей. Однако есть,
Китайские источники еще с 500 г. н.э., описывающие
люди на северо-востоке, которые использовали оленей для
транспорт. Другие источники сообщают нам, что саамы
охотились на оленей еще в IX веке н.э.
В 16-м и 17-м веках саамы начали переход к одомашниванию оленей и
практикующих кочевничество (перемещение между пастбищами от сезона к сезону). В течение этого периода,
система сиида начала разваливаться по мере сокращения численности диких северных оленей и введения новой национальной политики.
были учреждены, поэтому на их месте возникла новая система. Саамы увеличили поголовье оленей
в своих стадах, и оленеводство стало их основным занятием. Оленеводство в Швеции
теперь разделен на 51 саамскую общину, от Каресуандо на севере до Идре на юге. Каждый
Саамская община имеет географический пастбищный район с востока на запад (от 50 до 200 километров в длину), разделенный на летние, весенние, осенние и зимние пастбища. Соглашение об общей численности населения для
Саамы в Швеции различаются, но, по оценкам, проживает от 15 000 до 20 000 саамов.
в Швеции, 900 активных оленеводов и около 3000 человек, которые могут осуществлять специальные
Права саамов на ресурсы (Beach 1986: 65). По оценкам, около 300 000
северных оленей на шведских территориях.

На различных саамских территориях саамы могут занимать разное экономическое положение, и некоторые
из этих групп вообще очень мало занимаются оленеводством. Многие саамские скотоводческие угодья сегодня
сокращаются из-за вторжения новых отраслей в же к -м годам, таких как древесина и
горнодобывающие отрасли. Sameby s — оленеводческие коллективы, которые образовались в основном в результате
Шведский налоговый закон 1605 г. и попытка правительства установить фиксированные территории для саамов.
Эти районы были в общих чертах основаны на существующих пастбищах, но не обязательно соответствовали
Территория саамов.

Посягательство на саамские земли было неизбежным из-за экспансии Швеции,
Дания-Норвегия и Россия. В результате этого расширения различные королевства начали соперничать за
Саамская территория. Это привело к многочисленным конфликтам между этими народами, и в конечном итоге саамы
стать жертвой этого постоянного толчка и тяги. Королевства, сражавшиеся за земли саамов, были, в некотором смысле,
пытается ограничить иностранную экспансию. В 1595, Тевсинский договор установил границу
между Россией и Швецией-Финляндией, а в 1751 году Стрёмстадский мирный договор определил норвежско-
Шведская граница. В договор был включен Lapp Codicil, который заставлял саамов-скотоводов выбирать
между шведским и датско-норвежским гражданством и установил право государств регулировать
трансграничное оленеводство (Forrest 1997: 4). С момента создания Lapp Codicil многие другие договоры и конвенции между Норвегией и Швецией, такие как Karlstad
Конвенция 1905 (который расторг союз между Норвегией и Швецией), постепенно
ограниченное трансграничное оленеводство.

Раньше скандинавские страны смотрели на саамов как на кочевников, и,
эта решимость, смогли отказать им в правах на свои земли. Кроме того, оленеводство было
не рассматривается как жизнеспособное экономическое предприятие. Эта точка зрения скандинавских государств побудила
начало регулирования оленеводства. Саамские земли на севере воспринимались как новые
поселения для фермеров, а в более поздние времена они считались новыми аванпостами для более современных
промышленности, например горнодобывающей и лесной.

Тот факт, что у саамов никогда не было суверенного государства и что сегодня они населяют территорию,
была разделена на четыре страны — Финляндию, Швецию, Норвегию и Россию — оказала большое давление на
культура. Различные проблемы сохраняются; одним из величайших была ассимиляция.
Скандинавские страны стремились направить кочевников-скотоводов саамов к более современным экономическим занятиям или ассимилировать их в современное общество. Это удалось шведскому
узкая интерпретация правительством саамской этнической принадлежности, основанная исключительно на экономической деятельности
(Форрест 1997: 5). Таким образом, саами мог рассчитывать на культурную защиту только в том случае, если он занимался оленеводством.
скотоводство; все остальные саамы были юридически и культурно ассимилированы. Пока казалось, что
традиционное оленеводство саамов находилось под защитой правительства, проверенные временем методы
скотоводство начало меняться, что еще больше подорвало традиционный саамский образ жизни.

Права на землю и использование этих земель для саамского оленеводства в Швеции вызвали бурную реакцию
обсуждали темы для поколений саамов. В 1867 году шведское правительство провело известную границу
как odlingsgräns , чтобы отделить саамские стада оленей от поселенцев. Конечная цель этого
граница должна была защищать лес и стада северных оленей, запрещая любое поселение к северу от
линии в районы выпаса саамов. odlingsgräns , казалось бы, создавая квази-барьер между
саамов и поселенцев, фактически привели к разделу саамских территорий. Многие районы когда-то
использовавшиеся для выпаса скота, теперь фактически располагались южнее границы на территориях поселений.
odlingsgräns останется, но с неизбежным притоком поселенцев и движением к северу от
железных дорог в Швеции, линия стала не более чем символом неудачной политики.

Первый закон об оленеводстве в Швеции, принятый в 1886 году, метко известен как Закон об оленеводстве.
Закон о скотоводстве. Он был призван урегулировать конфликты между скотоводами и фермерами, которые были
отправлены на север в качестве приусадебных земледельцев. Фермеры жаловались, что саамские олени разоряют
свои поля за счет чрезмерного выпаса скота. Саамы жаловались, что фермеры ловят слишком много рыбы.
немногочисленных источников пищи саамов и сжигание лесов для расчистки земель, что резко сократило
рацион оленей из древесных лишайников. Приняв этот закон, шведское правительство стремилось способствовать более интенсивному оленеводству среди саамов и установить ответственность за ущерб. Этот закон также разделил
Сами в деревни. Это была попытка сделать саамов, традиционно кочевой народ, более
стационарным и, следовательно, более инклюзивным в шведской культуре (Корсмо, № 11: 4). Фермеры одобрили это
попытка включения, поскольку они чувствовали, что большая концентрация саамов в деревнях приведет к большему
интенсивного выпаса скота, что сводит к минимуму ущерб их полям.

В 1920-х годах произошел сдвиг в политике, направленный на оленеводство саамов, когда
Норвежское правительство начало оказывать давление на шведское правительство, чтобы оно провело политику, согласно которой
шведские саамы больше не могли пасти свои стада за границей с Норвегией. Учреждение
эта политика привела к чрезмерному выпасу шведских пастбищ и, в конечном итоге, к забою многих северных оленей.
по приказу шведских чиновников. В то же время шведское правительство начало колонизацию
Север, что еще больше снизило значение оленеводства. Из-за этой колонизации и
введение горнодобывающей и лесной промышленности на севере стада северных оленей стали сокращаться (Корсмо 1993:4-
5). Когда площади пастбищ на севере начали сокращаться, саамы были вынуждены перегонять свои стада.
многие семьи отправились на юг в надежде найти лучшие пастбища.

Шведы начали рассматривать стада северных оленей и саамов как препятствия на пути промышленного развития.
рост лесной и горнодобывающей промышленности. В связи с уменьшением роли оленеводства в
экономики и сокращения пастбищ шведское правительство решило ограничить оленеводство.
за счет сокращения стад и поголовья пастухов. 1928 Закон об ограничении оленеводства
принадлежность в любой деревне к пастухам и их семьям. Саамы имели право пасти только в том случае, если
один из их родителей или бабушек и дедушек занимались скотоводством в качестве основного занятия.

В Законе об оленеводстве 1971 года была предпринята попытка установить права саамов на землепользование.
Хотя этот закон казался важным шагом в укреплении культурной самобытности саамов, он
не обошлось без проблем. Хотя закон предоставлял саамам право пользования землей и
воды для себя и своего стада, оно в то же время ограничивало это право саамов, имевших прямое
предок, например, отец или дед, который был пастухом. Этот закон также организовал саамское
в деревни, или того же на с, и заявил, что любой пастух, затрачивающий пятьдесят или более процентов своего труда
занимающиеся экономической деятельностью, кроме скотоводства, больше не имели права на членство в sameby . Окончательно,
закон гласил, что права на охоту и рыболовство принадлежат исключительно тем саамам, которые
члены sameby . Как обсуждалось ранее, принадлежность саамов к самим годам на самом деле
исходит из закона 1928 г. Что нового в Законе 1971 г., так это введение платы за выпас скота.
и система голосования, которая отдавала предпочтение более крупным скотоводам. В конечном итоге это вытеснило мелких пастухов.
и привело к тому, что они, а впоследствии и их дети, потеряли права на землю и воду, связанные с
же по членству.

Шведское правительство — не единственная организация, пытающаяся ограничить право саами на стадо
северный олень. Частные землевладельцы, особенно лица, владеющие большими лесными массивами, берут на себя
Саамы судятся за использование их земель в оленеводческих целях. Они утверждают, что олени вредят
их леса, трясь о более молодые деревья своими рогами. Пастухи не спорят
эти утверждения, хотя они утверждают, что ущерб не так велик, как владельцы этих земель
заставило бы правительство поверить. Частные лесовладельцы требуют компенсацию за
ущерб их землям, в то же время пытаясь запретить саамам использовать землю
для выпаса скота. Это может стоить саамам не только прав на пастбища в этих районах, но и больших денег, как в виде компенсации, так и в виде возмещения судебных издержек правительству.
частный лесовладелец.

В настоящее время саамы продолжают бороться за право использовать свою землю для выпаса скота.
Было много судебных дел, связанных с этим вопросом, но из них мало что вышло. Например, в
В 1990 году суд в Свеге, Швеция, поставил под сомнение право саамов на использование части леса для выпаса скота.
зима. Судебный процесс касался не только коренных прав саамов, но и земельных участков.
права четырех саамских общин. В 1996 году суд постановил, что саамы не имеют права использовать эти
частные земли для зимнего выпаса скота. Судебные издержки за это судебное разбирательство обошлись саамской общине
почти 0,5 миллиона американских долларов, поставив их на грань банкротства. Чтобы добавить оскорбление
травмы, землевладельцы ходатайствуют перед властями о взыскании судебных издержек с четырех
участвующие сообщества. Подобные случаи продолжаются не только в Швеции, но и в саамах.
сообщества в Норвегии и Финляндии (Трухильо, 1996: 1-2). По состоянию на 1999 г. их было не менее
двенадцать судебных дел, связанных со спором о правах зимнего выпаса скота, а также о нарушении прав саами
согласно шведскому законодательству, велики шансы, что саамы проиграют эти дела. Есть
некоторые лесовладельцы, которые разрешают выпас скота на своих землях, потому что они принадлежат FSC, который
признает права на выпас скота. Проблема выпаса скота связана с сотнями несертифицированных лесов.
владельцы, которые могут без каких-либо последствий отказать саамам в пастушьих правах. Саамы попытались установить
компенсационный фонд для этих владельцев, но им до сих пор отказывают (EU Forest Watch,
1999: #32).

Саамы используют разные стили скотоводства; тем не менее, самое широкое определение
стили — интенсивное выпас и экстенсивное выпас. Интенсивная форма оленеводства требует более тщательного
наблюдать за стадом, мигрирующим с ним в горы и обратно. Этот метод гарантирует, что меньше
северные олени теряются или погибают от хищников. До недавнего времени интенсивное выпас скота было основной формой использования
древними кочевым народами, и это все еще практикуется в тех группах саамов, которые почти
полностью зависят от оленеводства как источника средств к существованию. Напротив, в экстенсивной форме
пасущиеся саамы тратят меньше времени на передвижение со стадом и позволяют северным оленям бродить более свободно.
Эта форма оленеводства становится все более популярной, поскольку современные инновации, такие как
были внедрены снегоходы, электронная связь и вертолеты, которые позволяют
Сами следили за своими стадами на больших расстояниях. Эти пастухи обычно тратят меньше времени
со стадом. Этот метод, набирая популярность, часто подвергается критике из-за недостаточного внимания к отношениям с оленями. Скотоводство глубоко вплетено в культуру
саами, и многие считают, что тенденция использовать эту более экстенсивную форму оленеводства еще более
истощение богатого культурного наследия саамов.

Важно отметить, что в отношении оленеводства традиционные саамские оленеводы не
просто следуют за оленями, но во взаимных отношениях с животными. Миграция
модели стад основаны на собственных естественных циклах животных. Северный олень – это олень, который живет в
стаи в далеких северных районах Северной Америки, Европы и Азии. Они жвачные (жвачки)
и оба пола несут рога. Взрослый бык северного оленя может достигать веса 100-150 г.
кг непосредственно перед периодом гона. Они хорошо приспособлены к холоду, но не способны переносить
нагревать. Они могут экономить воду и энергию в холодных условиях. В носовой полости северного оленя находятся
диски слизистой оболочки, которые согревают и увлажняют воздух до того, как он достигнет трахеи. Олени
хорошо подходят для выпаса скота в суровых условиях северной Швеции, при условии, что саамы способны
найти достаточно пастбищ. Оленей отгоняют в разные районы по мере смены сезонов.
повысить свои шансы найти адекватное питание.

Саамское оленеводство делится на восемь сезонов в зависимости от естественной деятельности оленей.
Весенняя зима длится с марта по апрель. В это время беременные самки заставляют стадо
покиньте леса и отправляйтесь в низкие горы, к местам их отела. Когда
именно они делают этот ход, зависит от погоды, состояния снега и наличия
выпас скота. Земли для отела обычно находятся в местах, где земля начинает просвечиваться.
снег раньше, чем в других местах. Они будут искать местность, где они будут несколько защищены от ветра во время отела. Так как земля еще в основном покрыта снегом,
северные олени питаются висячими лишайниками на деревьях.

Весна длится с апреля по май, и именно в этот период рождаются телята.
северные олени (известные как vajor ) обычно выбирают одно и то же время и место, чтобы иметь своих телят.
каждый год. У северных оленей обычно бывает один теленок в год, и они отказываются от своего теленка из
предыдущего года в какой-то момент весной (до или после отела). Саамы должны быть очень
будьте осторожны в течение этого сезона, чтобы не беспокоить телятящихся оленей, так как слишком сильное вмешательство может привести к
ваджа отказаться от своего нового теленка. Поскольку снег в это время года медленно тает, олени
Рацион лишайников можно дополнить листьями, травой и некоторыми травами.

Июнь месяц — предлетняя пора. Мало активности или движения во время
на этот раз, кроме как найти больше растительности для молодых матерей и их телят. Для этого
они могут больше уходить в леса и искать болота или ручьи. Эта новая растительность предлагает
возможность для всех северных оленей восстановить вес, который они потеряли за долгую зиму.
В то время как олени в этом сезоне в основном едят и отдыхают, оленеводы
воспользоваться этим временем простоя, чтобы отремонтировать здания, которые они используют во время выпаса скота, или построить новые.

Летний сезон длится с июня по июль. Поскольку северные олени очень уязвимы для паразитов
мухи, северный олень переместится на возвышенность, где прохладнее и меньше насекомых.
Сами начнут собирать свои стада в июне, чтобы подготовиться к маркировке телят. Оленеводы
будут работать в это время постоянно, днем ​​и ночью, так как их стада рассредоточены по очень большому
Площадь земельного участка. Пастухи из разных samebys s (оленеводческих коллективов) собираются вместе, чтобы разделить своих оленей. Оленей сгоняют с гор в загон, где можно содержать телят.
отсортировано. Единственный способ, которым пастухи могут идентифицировать телят, — это идентифицировать мать каждого теленка,
кто уже отметился. Икры захватываются с помощью длинного деревянного шеста с петлей на одном конце.
Эта петля надевается на шею северного оленя, и животное переворачивается на бок, чтобы
отмечен. (Вопреки распространенному мнению, литейные шнуры — разновидность лассо — сегодня редко используются в
маркировка телят северных оленей.) Затем телят маркируют, чтобы показать, какому пастуху они принадлежат, точно так же, как
крупный рогатый скот во многих частях мира клеймится. При маркировке теленка пастух использует нож, чтобы вырезать
различные отметины в ухо, безболезненная процедура для теленка. Каждая саамская группа имеет свою
уникальная маркировка, позволяющая отличить его животных.

Август — время предосеннего сезона. В этот период олени продолжают наращивать
их жир и мускулы, чтобы подготовиться к предстоящей суровой зиме. Они будут есть много растительности, включая листья, травы, траву и грибы. Для саамов важно позволить оленям это
период восстановления, иначе их стада, вероятно, не переживут суровую зиму. В конце августа
олени снова собраны. Именно в это время некоторые из откормленных сарвов с (некастрированные
самцов) забивают до начала гона в конце сентября,

Осень включает сентябрь и октябрь. Олени остаются внизу
горных районах в это время, так как начинает холодать. Растительности становится все меньше,
северные олени будут есть в основном корни, которые они выкапывают, а также наземные лишайники. Пастухи покидают
только северный олень и рыба, в то время как сарвов спариваются с самками в течке (http://www.sametinget.se). Этот
период гона длится около двух-трех недель, и быки северного оленя израсходуют большую часть накопленного
жировые отложения и большая часть их мышечной массы в процессе.

В предзимний период (ноябрь и декабрь) мороз и снег становятся постоянными атрибутами
пейзаж. Оленям станет труднее находить пастбища, а когда сойдет снег
покров достигает 30 сантиметров, им снова придется прибегать к выпасу лишайников. В начале
Зимой олени снова будут разделены, и состоится еще один раунд забоя.
послеубойное стадо составляет около семидесяти пяти процентов самок. Олени делятся на свою зиму
пастбищные группы ( sijdor ) и переселились на свои зимние пастбища в лес, где растительность
более обильный.

Зимой (с декабря по март) группы сиддор пасутся лишайники и ягодные растения в
полоса хвойных лесов. Скотоводам придется довольно часто перегонять свои стада, чтобы найти
пастбища с достаточной пищей, в основном свисающие с деревьев лишайники. В некоторых случаях, если не удается найти достаточно пищи, оленеводы могут дополнять рацион оленей, чтобы предотвратить голод.
Пастбища были разделены вторжением других общин, дорогами,
железные дороги, сплошные рубки и т. д. Несмотря на борьбу за добычу пищи, северные олени в остальном
очень хорошо приспособлен к суровой зиме, будучи покрытым плотным слоем шерсти и наполненным воздухом покровом
волосы. Основная работа оленевода в течение этого длинного сезона – охрана оленей на
периферии стада от хищников (Лабба, 1999: 1-4).

Карта, показывающая пастбища северных оленей в Швеции
Светло-желтый цвет — район зимних пастбищ. Темно-желтый — летний пастбищный период.

Одним из многих развивающихся аспектов оленеводства является забой оленей. Саамы
обычно забивают северных оленей специальным ножом, перерезающим позвоночник. После этого быстро
удар в сердце заканчивает работу. Это считается практически безболезненным, но
огонь в последние годы от активистов по защите прав животных, которые утверждают, что традиционный саамский метод жесток к
северный олень. Метод, принятый во многих деревнях, заключается в использовании ружья, которое ведет
шип в мозг северного оленя, мгновенно убивая его. Многие утверждают, что этот метод вызывает наименьшие
количество боли, в то время как другие утверждают, что традиционный метод менее болезненный. Другие обычаи
используемые в методах убоя также были изменены технологическими достижениями. Пока
традиционно саамские пастухи вытаскивали и перерабатывали своих животных, теперь в день
убой, приедет грузовик, чтобы отвезти туши северных оленей на перерабатывающий завод. В некоторых деревнях,
саамы больше не снимают шкуру со своих оленей, а вместо этого делают это с помощью машины внутри этого грузовика.
Это еще один способ, которым саамы теряют некоторые из своих традиционных методов, как западные
мир вторгается и заставляет их соответствовать, чтобы конкурировать и выживать.

Также важно обсудить использование северного оленя после его забоя. В прошлом
Сами использовали всего северного оленя для различных целей. Мясо для диеты, а мозг
внутри кость также использовалась в пищу. Мясо обычно солили или коптили и превращали в
вяленый. Вяленое мясо является ценным источником пищи, так как обеспечивает оленеводов питательными веществами и легко упаковывается.
длительные кочевья. Оленьи внутренности служили оболочкой для колбасы и содержимым
также используется желудок. Кровь хранили, чтобы есть или отдавать собакам. Рога были
используется для изготовления ножен для ножей, а также других инструментов. Для полов использовались оленьи шкуры.
из goattieh s (традиционные укрытия), а также одежду. Были использованы сухожилия ног и спины.
для шитья. Сегодня многие саамы жалуются на то, что обработка и снятие шкуры с оленей посторонними с использованием современных технологий расточительны, не соблюдают старые обычаи их
людей, и не проявляет уважения к животному.

Хотя многие современные влияния имеют
проникли в практику оленеводства саамов, аспект
жилья практически не изменилось.
При стаде саамы построят гоатти с
по их типичному пастушьему маршруту. Эти структуры
обычно малы по большинству стандартов, но имеют
Известно, что он может удерживать до десяти саамов одновременно. Это криволинейные конструкции с каркасом.
построен из дерева, а фасад построен из дерна, хотя фасад также может быть
изготовлен из оленьей шкуры. Кухня расположена в центре goattieh , обычно
состоящий из одного чайника для приготовления пищи и дымового отверстия riehpen прямо над кухней.
используется для вентиляции. Одна культурная традиция состоит в том, что никогда нельзя перешагивать через кухню, когда
переход с одной стороны goattieh к другому, так как это место считается священным для саамов.
Вместо этого нужно всегда проходить через вход через дверь (Beach 1993: 48-50).
Мебели нет, а пол в основном состоит из нескольких оленьих шкур. Эти goattieh s являются
построили, а затем оставили на следующий сезон, когда пастух снова будет проезжать. Это также очень
обычно для кого-то, кроме владельца, занимать goattieh , если им нужно убежище, когда
прохождение через определенную область. Хотя убежище для саамов осталось относительно неизменным,
выше в горах саамы начали строить небольшие хижины для зимнего пребывания, когда
температура может легко упасть до -20˚F. Нередко можно увидеть саамов, собравшихся вместе в этих хижинах, смотрящих телевизор или готовящих еду на газовой плите, что является еще одним свидетельством вторжения
современного мира в традиции оленеводства.

Одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются оленеводы, являются естественные хищники оленей. Эти
включают рысь, росомаху и медведя, но, безусловно, самый разрушительный и опасный хищник
это волк. Волки создают несколько проблем для саамского пастуха. Их наличие означает необходимость
проводить больше времени, наблюдая за стадом, и если олени случайно почуют волка, это не
стадо редко рассеивается, что еще больше замедляет миграцию. Волк – эффективный и
хитрый охотник. Обычно он нападает на северного оленя, кусая его за одну из задних ног, и крепко держится.
пока животное не упадет. Затем волк будет кусать оленя за шею, пока тот не умрет. Волки имеют
Известно, что они маскируют свои звуки, пряча нос под снегом, чтобы обмануть стадо.
думая, что они дальше. Олени могут защищаться, убегая от
волки и дистанцируются. Средняя скорость северного оленя на рыси составляет около 25 миль в час, но он может пробежать дважды.
так же быстро, убегая от хищников. Отел может быть особенно опасным временем для северного оленя, так как
телята особенно уязвимы, когда они рождаются первыми. Некоторые места отела расположены на
острова у побережья, заставляя северных оленей заплывать в эти районы. Считается, что это развилось
в качестве защиты от хищников на материке. Сегодня волки в Швеции охраняются
видов, что делает охоту на них незаконной. Нет реального единого мнения о фактическом количестве волков в
Швеция сегодня, и считается, что многие из происходящих нападений являются результатом волков
переход в район из России через Финляндию (Пляж 1993: 174-176). Хотя пастухи
разрешено убивать волков, нападающих на их северных оленей, законы, регулирующие убийство, теперь довольно строги,
и сделать практически невозможным для пастухов контролировать проблему.

Олени глубоко укоренились в саамской культуре. Из традиций повествования, известных как
Йокинг, знаменитые каменные гравюры северных оленей, найденные в Альте, Норвегия, северный олень сыграл
неотъемлемую роль в жизни саамов еще до Рождества Христова. Века
преследование самих людей, а также попытки жестко воспрепятствовать стадным практикам
саамов, поставили под угрозу свое культурное наследие. В последнее время различные внешние воздействия и
модернизация оленеводства в отрасль поставила под угрозу стадную традицию. У многих есть
стремились превратить эту икону саамской культуры в не более чем туристический бизнес. С
преобразование оленеводства в более экстенсивное, отчасти благодаря современным технологиям,
саамы подвергли себя еще большему риску стать жертвой кутюрала. Мы видели приход
современную промышленность и тот ущерб, который она нанесла лесу, а также частные собственники, приносящие
саамов к финансовому краху с непрерывными судебными процессами. Возможно, если бы больше людей в Швеции и по всей Скандинавии были более осведомлены об образе жизни и традиционном скотоводстве.
практики саамов, они не только охотнее, но, возможно, даже настаивали бы на том, чтобы
Сами свободу вернуть свое прошлое и передать его будущим поколениям.

Бич, Хью. Год в Лапландии: В гостях у оленеводов . Пресса Смитсоновского института,
1993.

Форрест, Скотт. «Территориальность и государственно-саамские отношения». Университет Северной Британской Колумбии,
1997.

Йоханссон, Олофт. «Оленеводство и лесное хозяйство в Северной Швеции».
http://www.oloft.com/casestudy.html

Корсмо, Фейри. «Политика Швеции и права саамов». Северное обозрение #11. 32–55, 1993.

Лабба, Нильс Густав. «Оленеводство в целом». 19 февраля99.
http://www.oloft.com/herding.htm

Трухильо, Гэри С. «Права саамов на выпас под угрозой в Швеции». Март 1996 г.
http://nativenet.uthscsa.edu/archive/nl/9605/0072.html

Юли-Куха, Кари. «Саамы». http://www.lysator.liu.se/nordic/scn/faq23.html

Служба охраны лесов ЕС: март 1999 г. , выпуск № 32:
http://www.fern.org/Library/FW/FW99/March%2099.htm

Веб-сайт саамского парламента. http://www.sametinget.se

Веб-сайт Boreale. «Описание северного оленя Скандинавии и Северной России».
http://www.itv.se/boreale/bovts.htm

Веб-сайт Шведского института. «Саамы в Швеции» http://www.si.se/infosweden/287.cs

Фотографии:

http://www.itv.se/boreale/bovts.htm
http://www. oloft.com/casestudy.html

http://www.fjallen.nu/sapmi/index_en.htm

Оленеводство в Норвегии

Санна (Дженнифер Фостер)

  • Традиционное оленеводство (17 век – Вторая мировая война)
  • Времена года
    • Лето
    • Осень
    • Зима
    • Пружина
  • Изменения, модернизация и влияние правительства
    • Колонизация
    • Ассимиляция
    • Участие государства: переход от натурального скотоводства к рыночной экономике
    • Модернизация
  • Библиография

Саамы занимаются традиционным оленеводством с 17 века.
Оленеводство – это не просто профессия, а образ жизни. Время измеряется в
смена времен года и дом — это место, где лавву устанавливается на миграционных тропах.

Северный олень был ценным ресурсом для саамов, и его трудно
представьте, что саамы выживают без оленей. В традиционном скотоводстве олени были
используется для еды, одежды, торговли (олени как форма денег) и для работы. Даже до
началось оленеводство, саамы питались дикими северными оленями.

До 17 века саамы могли питаться дикими северными оленями для производства одежды.
и мясо. У них будет несколько ручных северных оленей в качестве тягловых животных. Потребности саамов были
просто, и они брали от природы только то, что им было нужно. Они завершат свою диету
с охотой на птиц и рыб и со сбором ягод летом. Они
были небольшой группой и оказывали минимальное воздействие на окружающую среду.

Образ жизни саамов претерпел серьезные изменения в течение 17 века как
результат национального строительства среди четырех регионов, которые они оккупировали (сегодня Норвегия, Швеция,
Финляндия и Кольский полуостров в России). Каждая нация боролась за территорию и
хотели включить саамов в состав своего населения, чтобы помочь построить нацию. Как
В результате саамы облагались налогом по крайней мере одной страной, а в некоторых случаях несколькими
правительства. Денег у саамов не было, и поэтому они платили налоги в
в виде оленьих шкур и мяса. Саамы нуждались в дополнительных оленях для уплаты налогов. Этот
положило начало оленеводству.

Из-за налогов резко возросла потребность саамов в северных оленях.
Оленеводство обеспечивало не только их личные нужды, но и форму богатства для уплаты налогов. Были также требования со стороны чужаков на северных оленей в качестве тягловых животных.
Посторонние использовали саамов и северных оленей для добычи полезных ископаемых. Саамы были вынуждены
предоставить северных оленей в качестве тягловых животных для перевозки материалов из внутренних районов на побережье и
назад.

Наконец, не все саамы стали оленеводами в 17 веке. Некоторые саамы
жили на побережье круглый год и выживали за счет охоты и рыболовства. Другие саамы жили
вдали от побережья в горы и вдоль внутренних фьордов. Небольшая часть
Саамы стали оленеводами и вели кочевой образ жизни.

Традиционное оленеводство (XVII век – Вторая мировая война)

Оленеводство в Норвегии происходит в основном на севере Норвегии в районе
называется Финнмарк. Скотоводы из года в год следуют одними и теми же путями миграции, и каждый
семья будет иметь свои собственные пастбища, но вся земля является коммунальной. Пастухи будут
уважать районы друг друга, но если в определенные годы условия плохие, считается, что
стадам, возможно, придется искать другие пастбища, которые могут быть традиционными для других семей.
области.

В оленеводстве участвовала вся семья и часто работали несколько семей
вместе и ночевали вместе. Женщины играли такую ​​же равную роль в скотоводстве, как и
мужчинам и детям давали работу по дому, соответствующую их возрасту. Традиция
оленеводство передавалось из поколения в поколение. Дети пошли вместе
о миграциях, изученных на опыте.

Саамы — кочевники, и их дом — это лааву, переносная палатка, которая является «домом» для
семья. Саамы жили в лааву большую часть года, но некоторые из них также имели
более удобный и прочный дом, в котором они будут жить в течение весеннего сезона. Они
мигрируют с помощью упряжных оленей и нарт. Зимой лыжи не помешают
выпас скота.

Чтобы стать хорошим оленеводом, нужно много умений. Прежде всего,
оленевод должен знать свое стадо, что следует из внимательного наблюдения
в течение года. Пастух должен знать поведение и движение стада и
понять, как ветер, география и климат повлияют на поведение стада и
движение.

Пастух играет роль как в самом животноводстве, так и в животноводстве. животноводство
занимается составом услышанного. В животноводстве пастух должен решить, сколько
кастраты должны быть, какие животные должны быть забиты, какие животные будут
стать тягловыми животными, какие животные отмечены для детей или в качестве приданого, и какие
общий размер услышанного. Стадо должно быть пропорционально пастбищам
это доступно.

Пастух может отличить своего северного оленя от стад других членов семьи по
зная северного оленя и по приметам. Оленей клеймят, делая небольшие порезы
в уши телят. У каждого члена семьи будет своя метка и часть
мастерство скотовода – знание разных фамильных признаков. Существуют тысячи различных
знаки в Норвегии.

Времена года

Время делится на четыре сезона: лето, осень, зима и весна. Есть
нет точных дат для каждого сезона. Каждый сезон зависит от оленей и климата.
В весенние и летние месяцы пастухи уходят к побережью, а во время
осенью и зимой они перемещаются вглубь страны. Каждое время года связано с разными аспектами северного оленя.
скотоводство и земледелие.

Лето

Летний сезон обычно длится с июня по сентябрь. В течение
летом стада живут вдоль побережья или на островах недалеко от побережья. Северный олень
выплыть на острова. Некоторые стада будут оставаться в глубине леса, но это небольшое количество.
меньшинство. Побережье обеспечивает обильный источник трав, богатых белком и минералами.
Лето — пора, когда северный олень набирает силу и вес, особенно для
новорожденные телята. Если летние пастбища плохие, оленям придется нелегко.
время пережить зиму.

Для пастухов это время относительного отдыха. Как только они нашли хорошее
пастбища северным оленям предоставляется больше свободы для передвижения и поиска лучшей растительности.
стада нужны для того, чтобы олени не падали со скал и не блуждали слишком далеко.
Еще одной проблемой летом является то, что насекомые и северные олени часто направляются вверх, чтобы
ледник и стоять на льдине, где комары не могут их укусить.

Летом несколько стад могут собираться вместе, когда семьи работают
вместе. Летом пастухи постараются выделить как можно больше телят.

Знание оленеводов поможет определить, какие животные
забиты летом. Оленей забивают в основном летом для
их шкуры. Поздней весной они начинают сбрасывать зимнюю шубку. Растет под
зимнее пальто — более короткое пальто с ровными волосами. Шкуры телят особенно ценны для
изготовление одежды и телят, которые ранены, потеряны от своих матерей или подозреваются в
проблема забита. Это то, где глубокое знание северного оленя наиболее важно.
ценно, чтобы пастух принял самое мудрое решение. Несколько животных будут убиты
для свежего мяса, но лето не большой убойный сезон. Диеты Гердера будут
дополняется рыбой с берега.

Осень

Осенний сезон длится с сентября по октябрь и очень напряженный.
для пастухов. Стада северных оленей начинают миграцию вглубь от побережья, питаясь
травы и грибы. Олени привыкли к свободе
летом и может быть трудно контролировать. Самцы бродят в поисках еды и
телята становятся более самостоятельными. Северный олень будет искать растительность и
ночью пастух потеряет контроль над оленями. Делая это еще больше
сложность в том, что снег еще не выпал, поэтому олени не оставляют следов
следующее утро. Пастухи тратят много времени на поиски потерянных оленей и
держать оленей вместе.

Осенью все северные олени переходят в следующий возрастной класс. Телята не
различия между полами до окончания их второго лета. Олени разделены
на следующие категории: телята и годовалые, младшие коровы (самки), старшие коровы,
младшие быки, быки старшего возраста и кастраты.

Пастух закончит начатое летом целевое назначение. Чем больше стадо
летом будут разделены на более мелкие стада на зиму. Это критическое время для
пастух, чтобы убедиться, что он или она находит все семейное стадо и что телята
должным образом отмечены. Разделение на более мелкие стада будет состоять из нескольких более мелких
семьи или группы расширенной семьи.

Осенью пастухи принимают важные решения о стаде
Состав и знание стада жизненно важны. В это время забивают северных оленей.
период для продажи и в некоторой степени для внутреннего потребления. Пастух будет искать
у самок, не приносивших теленка в этом году, также называемых родно . Будет ли пастух
дать родно еще один шанс произвести теленка или ему придется ее забить?
самка будет толстой и хорошим выбором для мяса. Пастухи также выбирают несколько самцов для
бойня. Обычно забивают некоторых кастрированных самцов, а также более молодых самцов, которые
может быть не таким сильным в колеи. За это время стадо уменьшится.
период.

Пастух также должен решить, каких самцов следует кастрировать до начала гона.
Часть пастушьего искусства заключается в том, чтобы решить, сколько быков и какие из них должны войти в стойло.
рут каждый год.

У северных оленей есть традиционные места, где проходит гон и обычно
пастух будет возвращаться в один и тот же район гона каждый год. Гон начинается со старших быков
сражаются друг с другом, чтобы выяснить, кто из них сильнее. Тогда у самого сильного быка будет
гарем самок быков. Сила и размер быков будут ключевым фактором. Это
почему пастухи кастрируют или забивают более слабых быков.

Во время гона пастухи стараются не беспокоить животных. Пастухи будут держать
следите за телятами, которые не получают молока от матерей во время гона.

Зима

Зимний сезон длится с октября по апрель и два месяца сезона
являются полной темнотой. Разделение стада на более мелкие стада завершается во время
зима. Это важно из-за снега. Олени упаковывают снег и
затрудняют прохождение под снегом за едой. Большие стада северных оленей составляют
ситуация хуже, так что; меньшие по размеру стада оказывают меньшее воздействие на окружающую среду.

Стада мигрировали внутрь от побережья к местам зимовки, но зимние
сезон, на который больше всего влияет климат. Состояние снега повлияет на то, где
стадо живет на зиму, и пастух всегда готов к альтернативным планам.
северные олени питаются лишайником, который погребен под снегом. Различные снежные условия будут
облегчить или затруднить северным оленям добраться до лишайника. Если они не могут добраться до
лишайник пастух должен будет переехать в другой район. Если олени не могут добраться
для лишайника это может быть губительно.

Саамский язык имеет богатый словарь для описания снега. Например,
Следующие саамские слова иллюстрируют, сколько описания содержится в каждом слове:

» Seanas : сухой крупнозернистый и водоудерживающий снег в самых глубоких слоях,
ближе всего к поверхности земли, встречается в конце зимы и весной. Это легко для
северный олень прорыть морей .
Скарта : когда прошел дождь и снег прилип к земле; а
твердый слой снега на земле. Это приводит к плохим условиям выпаса скота.
Čuohki : ледяной щит на пастбищах, образованный дождем на открытом грунте, который впоследствии
замерзает. Это приводит к худшему выпасу скота, так как северные олени не могут докопаться до земли.
лишайник».

Это лишь несколько примеров саамских слов, обозначающих снег, но они показывают, насколько важны
снежные условия для оленеводства.

Положительным аспектом снега является то, что он значительно облегчает поиск потерявшихся северных оленей.
потому что пастух может идти по следам. Это еще одна причина иметь меньшие стада.
и держать стада отдельно. Если слишком много северных оленей или стада слишком близко к каждому
другие будет много разных треков. Оленей легче держать вместе во время
зимой, потому что они, естественно, остаются сгруппированными близко друг к другу.

Теперь, когда у пастуха есть только его собственные олени, они могут провести инвентаризацию
их стадо. Зимний убой в основном предназначен для внутреннего потребления, а мясо будет
высушивают и сохраняют до весны. Скотоводы будут выбирать, каких кастрированных самцов они будут дрессировать
стать упряжным северным оленем и провести зиму, дрессируя животных к весне
миграция.

Зима – это спокойное время и возможность провести время с семьей. Это также
шанс для саамов общаться друг с другом. Ухаживание в течение зимнего сезона
обычное дело, и многие, кто ухаживал зимой, поженятся на Пасху.

Весна

Весенний сезон знаменует собой движение вперед и назад к лету
пастбища. Северный олень начнет двигаться к себестоимости по нескольким причинам. Один, они
будут искать новые травы, чтобы заменить диету лишайника. Они также ищут соль, которую можно найти на побережье. Наконец, они возвращаются в свои места отела.
с прошлого года. Отел является основным видом деятельности в весенний сезон.

Пастухи отделят самок и телят от самцов к весне
миграция. Самки чувствуют себя более комфортно во время отела без присутствия самцов.
мужчины-пастухи обычно остаются с женщинами, а остальные члены семьи берут на себя их обязанности.
мужчины. Самец северного оленя присоединится к самке северного оленя и телятам в
летнее пастбище.

Время отела зависит от стада. Некоторые пойдут прямо к
летние пастбища, а затем начнется отел, но большинство отправится на традиционный
место отела, а затем перейти к летним пастбищам. Если телята рождаются раньше
самцы и самки разделены, их оставят с матерью и стадом самцов.
начать миграцию позже. Если отел начинается по пути к месту отела,
пастуху, возможно, придется поместить теленка на сани, пока стадо продолжает миграцию.
пастух должен быть готов ко всему.

Пастух ищет место для отела с богатым пастбищем лишайников и трав, поэтому
матери не уходят далеко пастись. Земля должна быть сухой, чтобы телята могли
спать, и это должна быть открытая площадка, чтобы пастухи могли наблюдать за хищниками. пастух
будут внимательно следить за старшими самками и должны держать стадо вместе, чтобы
самки не пытаются спрятаться, когда у них начинаются роды. Если роды трудные, пастух
необходимо вмешаться в качестве акушерки. В это время пастух выступает в роли защитника
новые телята от хищников.

Как и в любое другое время года, весна — это время, чтобы получить важные знания о стаде.
Пастух ищет отношения между матерями и их телятами. Вырабатывает ли мать достаточно молока? Пусть их телята сосут грудь? Отвергают ли они своего новорожденного
телят для приплода с прошлого года? Если их новорожденный умрет, была ли это вина
мама? Это все вопросы, которые помогают скотоводу решить, каких самок брать.
убой позже в этом году и без присутствия пастуха, чтобы увидеть телят и
матерей пастухи не будут иметь критического знания, чтобы принимать лучшие решения о
стадо.

Пройдет несколько недель после завершения отела до окончательной миграции в
летние пастбища могут иметь место. Телятам нужно будет набраться сил для путешествия.
Пастух может перемещаться на небольшие расстояния в поисках лучших пастбищ. Мужское стадо и все остальное
в это время к женскому стаду присоединится семья пастуха. Два стада все еще хранятся
отдельно, но пастух сможет перемещаться между двумя стадами и присоединяться к
семья.

Окончательная миграция к побережью начнется, когда телятам исполнится несколько недель.
Стада будут расходиться, а самцы пойдут по более быстрому, но более сложному маршруту.
самки и телята идут более медленным путем. Мужское стадо сможет путешествовать ночью
когда снег на земле будет легче путешествовать. Несколько пастухов и семья
участники останутся с самками и телятами на более длительное путешествие. Телята по-прежнему
нужно часто отдыхать и иметь обильный запас растительности для поездки. Пастухи будут
часто приходится помогать телятам переходить реки и другие трудные участки миграции.
путешествие займет несколько недель по сравнению с несколькими днями самцов стада.

Изменения, модернизация и влияние правительства

Все конфликты между оленеводами и внешним миром являются результатом
Норвежское правительство как прямо, так и косвенно. Норвежизация, начавшаяся
в 19 ​​веке и продолжилось в 20 веке, повлияло на саамов.

На протяжении многих веков саамы мирно жили в северной тундре Скандинавии.
Постепенно чужаки двинулись на север, на традиционные саамские земли. Саамы были
принятие людей и отношения между иностранцами и саамами были дружескими большую часть
время. Однако национализм и земледелие противоречили саамскому образу жизни.

Никогда в своей истории саамы не владели землей. Идея собственности
не было частью саамской культуры. Все было коллективно. Однако западный мир
верили в право собственности, а рост национализма увеличил желание претендовать на
Земля в северной Скандинавии. Поскольку саамы избегали конфликтов, они не боролись за
земля. Вместо этого они переехали в другой район Сапми.

Колонизация

Продолжалась колонизация юга Норвегии на север, и, в конце концов, саамы
не могли идти дальше на север, и начался конфликт. Крестьяне заселили землю в Сапми,
которые нарушали либо летние, либо зимние пастбища, либо миграционные пути. Как
В результате пастбищ для оленей стало меньше. Поскольку саамы не владели
земли и земледельцев, которые были норвежцами, у оленеводов не было прав.

Еще одно влияние колонизации с юга на север можно увидеть в добыче полезных ископаемых.
и промышленность. Создание набегов и железных дорог противоречило традиционному оленеводству.
пути миграции и пастбища. Оленям угрожала опасность быть убитыми поездами или автомобилями. Они также должны были найти новые пути миграции, чтобы избежать человеческого поселения.
Создание плотины Альта на реке Каутокейно также повлияло на оленеводов.
И снова саамы не владели землей и не могли контролировать и защищать
оленьих угодий.

Ассимиляция

Процесс ассимиляции, начавшийся в начале 19 века, затронул
оленеводы через своих детей. Саамские дети были вынуждены покинуть семьи
и ходить в школы-интернаты, чтобы учить норвежский язык. Им не разрешалось говорить на саамском
и поскольку они были вдали от своих семей, они не получили воспитания в
их культура.

Оленеводство — это не то, чему вы можете научиться в классе, но вы должны
учиться на опыте. В традиционном оленеводстве дети находились с родителями.
в течение большей части года, и они учились на опыте и наблюдениях своих родителей. К
отправляясь в школу, традиция оленеводства не передавалась
дети. Кроме того, поскольку дети не учили свой родной саамский язык
им не хватало богатого словарного запаса слов, обозначающих северного оленя, снег и
местность.

Колонизация норвежским правительством с юга на север, индустриализация
сапми, ассимиляция саамов и непризнание правительствами
Право саамов на землю оказало негативное влияние на оленеводство. Во второй половине
ХХ века роль государства в оленеводстве отрицательно сказывалась на оленеводстве.
совсем по другой причине.

Участие правительства: переход от
Натуральное скотоводство для рыночной экономики

В 19В 70-х годах правительство стало заниматься непосредственным управлением оленеводством.
Идея заключалась в том, чтобы уменьшить количество оленеводов в профессии и уменьшить
количество северных оленей. Правительство предполагало меньше оленей большего веса,
что увеличило бы прибыль. Правительство предложило стимулы для пожилых оленей
оленеводов уйти из профессии и ограничили количество новых оленеводов
вхождение в профессию.

Меры правительства резко провалились, и вместо
северных оленей увеличилось количество. Правительства не консультировались с саамами в
правительственную программу по контролю за оленеводством и не понимали культурного
аспекты оленеводства, и поэтому государственная программа провалилась.

Частью государственной программы было предоставление субсидий. Пастухи получили
субсидии на выпас скота, а также денежное вознаграждение за убой. В результате получилось меньше
процент забитых оленей, но большее количество забитых оленей.
Размер стада увеличивался быстрее, чем количество забитых оленей.

Более бедные оленеводы, у которых было меньше оленей, нуждались в деньгах от забоя в
чтобы их семьи выжили. Убив так много своих северных оленей, они
значительные потери в их основном капитале, стаде.

С другой стороны, у пастухов с большими стадами было меньше причин забивать своих
животные. Произошло прямо противоположное. Потому что они получали общую стипендию, которая
могут быть использованы для чего угодно, им меньше нужно убивать своих животных. В традиционном скотоводстве им приходилось забивать животных, чтобы получить деньги на товары для дома. Но сейчас
субсидии давали деньги на товары для дома; поэтому и резали меньше
северные олени и их стада росли.

Оленеводство переходило от натурального хозяйства к рыночной экономике.
В традиционном оленеводстве саамы использовали всех оленей, включая шкуры,
органы, мясо, молоко и кровь. Саамы использовали только то, что им было необходимо для жизни.
Участие правительства было основано на производстве мяса для получения прибыли. Путем увеличения
размер северного оленя, так что оленей будет меньше, будет производиться столько же мяса, но
с меньшими усилиями и накладными расходами. Смена ценностей сильно повлияла на
оленеводство.

Этот конфликт значений можно увидеть при сравнении современного использования
скотобойня по сравнению с традиционным забоем оленей. Саамы зарезали оленей, чтобы
лучше всего максимизировать все части северного оленя. Когда северных оленей везут в современные
скотобойни они используются только для мяса. Бойня пускает кровь
капать на землю, тогда как саамы тщательно собрали бы кровь и
в кашу для своих собак. На скотобойне не уделяют внимания разделке мяса.
ноги. Традиционный убой сохранил бы сухожилия для пошива одежды и
сапоги для саамов. Почти все потребности саамов удовлетворялись за счет истребления
северных оленей, но в наше время они получают деньги только за мясо убитых ими северных оленей.

Правительство никогда не консультировалось с саамами по передовым методам оленеводства.
Вместо этого они ввели законы, не уважающие саамскую культуру и оленеводство. Первый,
наличие меньшего количества оленеводов и большего количества оленей на одного оленевода уменьшило способность оленеводов собирать информацию о своих северных оленях. Без глубокого знания северного оленя
пастух был не в состоянии принимать самые мудрые хозяйственные решения.

Во-вторых, правительство наметило летние пастбища на основе западной идеи
владение. Если бы назначенный пастбищный район был плохим в течение одного года, пастухи не смогли бы
перейти в другие районы. Кроме того, увеличение размеров стада приведет к чрезмерному выпасу скота и
уничтожение самой ценной части оленеводства — земли.

Наконец, идея сотрудничества между саамами начала исчезать. Часть
рыночная экономика – это конкуренция. Саамы никогда не конкурировали друг с другом.
Тем не менее, они начали в какой-то степени соревноваться друг с другом, чтобы стать лучшими.
пастбищные угодья и следить за тем, чтобы олени на них выделялись как свои собственные.
Браконьерство на северных оленей росло, так как разрыв между теми, кто имел что-то
а те, у кого ничего не было, увеличились.

Модернизация

Часть участия правительства включала внедрение современных
технологии оленеводства. Столетия традиционного скотоводства вот-вот должны были пройти.
значительные шансы после Второй мировой войны.

Чтобы управлять стадами северных оленей, правительство построило заборы и загоны.
Заборы были предназначены для удержания оленей на специально отведенных пастбищах.
правительство установило границы для разделения пастбищных угодий. Однако итог был
перевыпас скота вдоль линий забора. Традиционно летом северным оленям давали больше свободы бродить по летним пастбищам в поисках лучшей еды.
заборы в некоторой степени препятствовали передвижению оленей.

Кроме того, правительство хотело, чтобы все стада на осенней миграции прошли
через загоны, выполнявшие роль контрольно-пропускных пунктов. Коралы давали правительству
возможность подсчитать количество северных оленей для целей налогообложения и сохранить контроль над
стада северных оленей. Кораллы травмировали северных оленей из-за обращения с ними
пастухов и заключение в загон.

Современные технологии также внедрялись в тундру на снегоходах,
вертолеты, транспортные средства и лодки. Все эти транспортные системы сделаны
оленеводство требует гораздо меньше времени, но какой ценой?

Снегоходы заменили лыжи и сани как средство передвижения по тундре и
управлять оленями. Однако снегоход громкий и пугает северных оленей. Это
также уплотняет снег, что затрудняет рытье под снегом для оленей.
лишайник. Когда нет снега, вездеходы рвут землю и тревожат
пастбища.

Вертолеты, лодки и транспортные средства помогают управлять миграцией стада.
Лодки используются для перевозки оленей на летние пастбища на островах. Транспорт
транспортные средства помогают перемещать миграцию намного быстрее. Вертолеты используются для управления и
контролировать северных оленей во время миграции.

Самая большая проблема с транспортными средствами — понятие времени. Саамы
Концепция времени отличается от западной концепции. Для саамов время измеряется в
времена года и круговорот северного оленя. Транспортные средства находятся на часовой системе
время. Они ожидают, что северные олени будут в определенных местах в определенное время, чтобы их можно было перевезти. Оленеводство не может работать в такой системе. Это может
потребуется одна или две недели, чтобы доставить оленей туда, где они должны быть.

Вся модернизация, произошедшая за последние 50 лет, помогает с
скотоводство и позволяет оленеводам иметь большее количество оленей. Однако то, что потеряно,
защита окружающей среды от перевыпаса заборов, воздействия снегоходов и
шумовое загрязнение всех транспортных средств. Кроме того, пастух теряет интимную
связь с северным оленем и знание каждого оленя, которое всегда
присутствуют в традиционном скотоводстве.

Саамы никогда не смогут вернуться к традиционному скотоводству, но, надеюсь, они смогут обрести покой
и понять от норвежцев. Часть процесса заключается в том, чтобы Норвегия предоставила саамам
больше контроля над Sapmi. Большое бюрократическое правительство в Осло никогда не могло
понять сложности и потребности саамских оленеводов. Давая им
больший контроль над своим стадом, норвежцы вернули бы саамам то, что
они принимали веками. Я считаю, что только саамы могут научиться использовать современные
технологии таким образом, чтобы сохранить окружающую среду.

Библиография

Роберт Пейн. Стада тундры: портрет саамского оленеводства , 1994.

Нильс Йерслеттен. «Традиционная саамская терминология: профессиональные термины, касающиеся лосося, северного оленя и
Снег.