Скандал с «неправильно проданными пенсиями» в России
Александр Лоренц
Председатель, Пенсионный фонд Райффайзен
Председатель комитета по страхованию и пенсиям Ассоциации европейского бизнеса в России
Термин «неправильно проданные пенсии» был придуман в начале 1990-х годов, когда на британском финансовом рынке произошла серия пенсионных скандалов, в том числе незаконное присвоение пенсионных сбережений в типографии Максвелла. house и National Bus Co., а также миллионы владельцев корпоративных пенсионных счетов, которые были обмануты чрезмерно восторженными агентами, заставив их перейти на частные пенсионные планы, которые оказались гораздо менее привлекательными из-за более высоких сборов. Эти события оказали глубокое влияние на британский пенсионный рынок, поскольку впоследствии пенсионное законодательство и регуляторный надзор были пересмотрены и ужесточены.
За последние три месяца в России разразился собственный пенсионный скандал с участием тысяч ничего не подозревающих граждан, которые вдруг поняли, что их индивидуальные обязательные пенсионные счета (так называемые счета «ОПС») были безвозмездно переведены в ряд крупных частных пенсионных фондов. их согласия или ведома.
Так что именно произошло? За последние два года, стремясь завоевать большую долю рынка, более крупные пенсионные фонды начали использовать сторонние агентские структуры, такие как страховые агентства и консультанты по персоналу, для продажи пенсионных продуктов OPS. По сути, задача агентов состояла в том, чтобы убедить людей перевести накопительную часть своей государственной пенсии из государственного пенсионного фонда или других частных фондов в пенсионный фонд, который платит им комиссию. Однако некоторые из этих нерегулируемых агентов, похоже, увлеклись легко зарабатываемыми комиссионными и в некоторых случаях воровали и фальсифицировали данные и даже подделывали подписи. Это привело к тому, что многие тысячи индивидуальных пенсионных счетов были переведены практически без ведома и согласия клиентов. Как только обманутые клиенты поняли, что произошло, и жалобы начали поступать в различные государственные учреждения, отвечающие за надзор за пенсионным сектором, государственный пенсионный фонд предпринял неожиданную меру, отозвав лицензию на трансферное агентство у трех крупных пенсионных фондов, которые, по-видимому, получили большую часть жалобы и на которые были переведены многие аккаунты.
В целом, этот скандал не мог произойти в худшее время для правительства, поскольку оно пытается реформировать свою систему финансового регулирования, создавая одного «мегарегулятора», и прилагает огромные усилия и риторику, чтобы превратить Москву в международный финансовый центр. центр.
С другой стороны, эти события могут быть скрытым благословением, поскольку они привлекают столь необходимое внимание общественности и правительства к пенсионному сектору и могут послужить катализатором дальнейших реформ в этом ключевом секторе. Я считаю, что такие дальнейшие реформы крайне необходимы, поскольку пенсионная реформа в России значительно отстает от аналогичных стран Восточной Европы. Например, в Польше, где ВВП намного меньше, чем в России, есть два частных пенсионных фонда, входящих в сотню крупнейших пенсионных фондов Европы. Крупнейший в России фонд («Газфонд») занимает 122-е место благодаря корпоративному пенсионному плану, которым он управляет для 380 000 сотрудников «Газпрома», а не активам, накопленным в ходе пенсионной реформы в России. Следующий по величине российский фонд «Благосостояние» занимает 351-е место.
Чтобы быстрее наращивать частные пенсионные активы, пенсионный сектор остро нуждается во второй волне реформ, которые должны решить следующие вопросы:
- Четкое обязательство приватизировать пенсии OPS. С самого начала пенсионной реформы в 2002 году руководящим принципом, казалось, было то, что хотя пенсии должны хотя бы частично управляться частными операторами, услуги, предоставляемые клиентам, должны оставаться социальной функцией, а частные операторы, работающие в этом секторе, не должны руководствоваться максимизацией прибыли, а скорее социальной ответственностью. Такой подход проявляется в очень низких комиссиях, которые операторы могут взимать в соответствии с законом и которые необходимо срочно пересмотреть. В то время как на других глобальных пенсионных рынках частные пенсионные фонды могут взимать комиссию со взносов и/или активов под управлением, в России негосударственные пенсионные фонды могут взимать только 15-процентную комиссию с инвестиционного дохода на пенсии ОПС, что является довольно непривлекательным предложением, особенно на нестабильном рынке капитала, таком как Россия. Кроме того, трансфер-агенты могут взимать только фиксированную плату в размере 4 рублей за обработку заявки от физического лица. Такие сборы резко контрастируют с 15-20 минутами обработки, которые требуются специалисту (например, в банке) для каждого клиента OPS.
- Обзор правового статуса пенсионных фондов. В соответствии с вышеупомянутой «социальной функцией» негосударственные пенсионные фонды формально являются некоммерческими компаниями. Такие понятия, как выплата дивидендов или иное вознаграждение инвесторов за вложение своих финансовых средств в негосударственный пенсионный фонд, даже не предусмотрены законодательством.
- Наконец, как ясно показывает пенсионный скандал, России нужен новый подход к посредничеству небанковских финансовых продуктов (за исключением продаж через банки, которые доказали свою эффективность). Сторонние посредники для страховых и пенсионных продуктов на сегодняшний день остаются плохо регулируемыми, а их операционная среда остается запутанной, непрактичной и омраченной серьезными проблемами налогообложения. В то время как страховые брокеры формально подлежат лицензированию, агенты — нет, и для них не существует специальной отраслевой квалификации или обязательного обучения (например, этике продаж).
Для любого рынка капитала хорошо финансируемый и хорошо функционирующий пенсионный сектор жизненно важен с точки зрения долгосрочного, неспекулятивного местного финансирования. На мой взгляд, вышеперечисленные меры и вытекающие из них местные и иностранные инвестиции в пенсионный сектор сделают для Москвы как мирового финансового центра гораздо больше, чем любой дополнительный небоскреб в Москва-Сити.
Российские мигранты, оказавшиеся в затруднительном положении, теряют работу и полагаются на подачки и сверстников в поисках еды
Том Бальмфорт
Чтение за 3 минуты
МОСКВА (Рейтер) — Еще до карантина в Москве Ибрагиму Артыкову, строителю из Таджикистана, не повезло. За два месяца у него было четыре работы, и на всех работодатели либо недоплачивали ему, либо исчезали, так и не заплатив вообще.
ФОТО НА ФАЙЛ: Ибрагим Артыков, строитель из Таджикистана, позирует для фото во время вспышки коронавирусной болезни (COVID-19) на окраине Москвы, Россия, 21 апреля 2020 г. REUTERS/Dmitry Madorsky
Теперь 32-летний мужчина, один из 10 миллионов трудовых мигрантов в России, вообще не может найти работу из-за четырехнедельного карантина из-за коронавируса.
Официальной информации о том, когда она будет смягчена, нет, и Артыков не может вернуться домой, чтобы переждать ее, так как все рейсы запрещены.
«У нас нет ни дома, ни машины, ни заначки денег, поэтому мы только как-то выживаем. Один человек дает взаймы, другой помогает продуктами, чем может», — сказал он у съемной квартиры, где живет у знакомых.
«Мы не можем жить на воде и кислороде, и нам нужно как-то выживать. Я не думаю, что есть что-то более ужасное, чем умереть от голода».
Президент Владимир Путин заявил, что пик эпидемии еще не пройден. Москва приостановила все работы, кроме тех, которые считаются необходимыми для замедления распространения вируса.
Это означает, что только в Москве и ее окрестностях 2,2 миллиона легально зарегистрированных мигрантов потеряли работу в строительстве и других отраслях, говорит Валентина Чупик, московский эксперт по миграции.
Реальная цифра, вероятно, намного выше, поскольку миллионы экономических мигрантов, многие из бедных центральноазиатских республик, экономика которых зависит от того, что они отправляют домой часть своей зарплаты, работают в теневой экономике, где их легко могут эксплуатировать или обмануть работодатели.
Российское правительство подверглось критике со стороны некоторых критиков Кремля за то, что оно не оказало достаточной экономической поддержки гражданам и предприятиям, пострадавшим от кризиса. Мигранты не имеют права на какую-либо государственную поддержку.
Некоторые чиновники настаивают на чрезвычайных мерах, которые дадут им право на льготы. Российские СМИ предупреждают о риске роста преступности.
Артыков считает, что правительство должно либо разрешить мигрантам массово покидать Россию, либо оказывать им финансовую помощь, пока длится карантин, хотя он скептически относится к этому.