Содержание
Коробка передач МТЗ (МТЗ-80) в Техническом центре ОРЕХ в г. Балашиха Московской области opex.ru
Меню
- Новости
- Статьи
- Видеоматериалы
- Фотоматериалы
- Публикация в СМИ
- 3D-тур
Будь в курсе
Новости, обзоры и акции
13.11.2019
Предисловие
МТЗ-80/82 «Беларусь» является одним из самых массовых тракторов в бывшем СССР. Данная машина выпускалась в Минске, а так же на ряде других заводов СССР с 1974 года и продолжает выпускаться до сегодняшнего дня.
Изначально трактор разрабатывался как лёгкая сельскохозяйственная машина. Однако в нашей стране он получил намного более широкое применение. На базе МТЗ-80/82 делалась разнообразная строительная техника, такая как бульдозеры и экскаваторы, которая стала не менее известна чем сельскохозяйственная.
Поэтому информация о работе и обслуживании этого трактора будет интересна самой широкой публике. В статье ниже будет подробно рассмотрена коробка передач МТЗ 82, её возможности, а так же порядок переключения скоростей МТЗ 82.
МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения режимов
Схема переключения скоростей у тракторов МТЗ-80/82 «Беларусь» существенно отличается от таковой на автомобилях, поэтому стоит о ней рассказать подробней.
Итак, КПП МТЗ 82 рассчитана на 11 скоростей, вместе с нейтральной передачей их 12. Что любопытно, все эти скорости включаются одним рычагом.
О том, где какая передача, можно узнать на картинке ниже:
Схема включения передач на тракторах МТЗ-80/82 «Беларусь»
На схеме римскими цифрами обозначены режимы:
- I – понижающий;
- II – повышающий.
Первое что нужно сделать, это включить режим, которым вы планируете двигаться. Он включается в крайнем левом положении. При этом обращаю внимание, что положение ручки при включении режима, отличается от её положения при включении скорости. При включении режима ход ручки КПП на много больше.
Включение режима происходит следующим образом. Сцепление выжимается до отказа (у трактора оно находится там же где и у автомобиля, это крайняя левая педаль), после чего включается нужный вам режим.
После того как режим включен возвращаете ручку в нейтральное положение и можно включать скорости. При включении понижающего режима, вам доступны скорости 1, 3, 5, 4, а также пониженная передача назад.
Если же вам нужно перейти в повышающий режим, то для этого сначала его нужно включить, переведя ручку влево вверх. После этого вы её возвращаете в нейтральное положение и вам доступны повышающие режимы. То есть 2, 6, 8, 7 скорости и повышенная назад.
Девятая передача прямая, она включается при всех режимах КПП, то есть, при пониженном, и при повышенном.
Тем, кому из текста непонятно как правильно пользоваться КПП на тракторах Беларусь предлагаю все, что описано выше посмотреть на видео:
Обращаю внимание читателей, что коробка передач МТЗ-80/82 несинхронизированная, а значит, все манипуляции с ней нужно делать через двойной выжим сцепления. Как это делается?
Если трактор движется, на какой либо передаче, то при первом выжиме сцепления вы включаете нейтральный режим. Тогда вы полностью отпускаете сцепление после чего жмёте его ещё один раз, для того, чтобы включить нужную вам скорость. Это и есть двойной выжим сцепления.
Обращаю внимание, что КПП МТЗ-80/82 довольно сложный механизм, движок МТЗ-80 имеет достаточно большой момент, чтобы срезать зубцы на шестернях, а также раскрошить их. Поэтому нужно добиваться включения передач без рыков и иного шума. Это позволит сохранять коробку в работоспособном состоянии долгое время.
Устройство коробки передач МТЗ-80 и МТЗ-82
КПП МТЗ-80/82 представляет собой чугунный картер, в котором расположено 4 вала, на которые надеты шестерёнки. Главными валами являются первичный и вторичный, которые расположены один над другим. При формировании крутящего момента им помогают два других вала – промежуточный и дополнительный.
Все валы КПП опираются на подшипники, расположенные в стенках корпуса коробки, а также в центральной перегородке.
Сам картер КПП заполнен трансмиссионным маслом, которое обеспечивает смазку трущихся поверхностей. Для того, чтобы масло не покидало картер коробки, на оконечностях валов присутствуют сальники.
Фото КПП МТЗ-80/82
Первичный вал
Первичный вал является одной из самых важных деталей КПП. Именно на него, через сцепление попадает крутящий момент из двигателя в КПП. Одна сторона первичного вала взаимодействует с корзиной сцепления. Другая сторона передаёт крутящий момент муфте вторичного вала.
Первичный вал в коробке опирается на два подшипника и на нём надеты шестерни, которые отвечают за включение 3-й, 4-й, а также 5-й скоростей трактора.
Ещё одной важной функцией первичного вала является передача вращения ходоуменьшителю. С ним он связан посредством зубчатой передачи.
Порядок работы КПП МТЗ-80 и МТЗ-82
На рисунке выше показана схема коробки передач МТЗ-80/82. Она потребуется для понимания порядка работы КПП.
Крутящий момент от двигателя, через сцепление, передаётся к первичному валу, который обозначен цифрой 1. На валу находятся две шестерни (цифры 3 и 4). Эти шестерни могут передвигаться вдоль вала, именно они отвечают за 5, 4, 7, 8 скорости. Порядок включения этих скоростей можно так же увидеть на рисунке.
Кроме этого, шестерня 4 при зацеплении с шестерней 5, включает 9 передачу.
Промежуточный вал, обозначенный цифрой 14, отвечает за передачу крутящего момента к вторичному валу КПП, обозначенный цифрой 7.
Подвижные шестерни у этого вала обозначены цифрой 18. Именно блок этих шестерёнок, при передвижении по валу вперёд, отвечает за 1, 3, 4, 5, а также за 1 заднюю скорости. Если же этот блок передвигается назад то он отвечает за включение 2, 6, 7, 8 и 2 задней передач.
Дополнительный вал, обозначенный цифрой 27, участвует в формировании крутящего момента 1 и 2 передачи вперёд, а также обоих скоростей заднего хода.
Вторичный вал (цифра 7) передает крутящий момент, непосредственно, на ведущие колёса. Все передачи идут через промежуточный или дополнительный валы и только в прямой, 9-й скорости участвуют 2 вала: первичный (1) и вторичный (7).
Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего, на задний.
Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:
Цифрами на рисунке обозначены:
- крышка реверс-редуктора;
- синхронизатор;
- рычажок;
- валик с вилкой;
- шарик фиксатора;
- стакан;
- втулка;
- первичный вал КП;
- ведомая шестерня;
- коробка передач;
- гнездо переднее;
- корпус сцепления;
- промежуточная шестерня;
- ось сателлита;
- штифт;
- сателлит;
- шарикоподшипник;
- силовой вал;
- ведущая шестерня;
- крышка;
- механизм параллелограмма;
- рычаг управления реверс-редуктором.
Техническое обслуживание коробки передач МТЗ-82
В отличии от механических КПП автомобилей, коробки передач тракторов приходится обслуживать. Обслуживание КПП тракторов МТЗ-80/82 заключается в контроле уровня смазки, своевременной его замены, а также контроле уровня затяжки всех болтовых соединений узла.
Масло в коробке передач МТЗ-80/83 нужно менять при ТО-3, которое проводится каждые 960 часов работы трактора.
На правой стенке коробки передач присутствует контрольная пробка, в нормальных условиях масло должно быть чуть ниже этого отверстия, если же масло существенно ниже этой контрольной точки, то его нужно долить. Стоит помнить, что для проверки уровня масла нужно поместить трактор на горизонтальную поверхность.
Как уже писалось выше, масло в КПП меняется при ТО-3. При этом в коробку передач можно заливать следующие виды масел:
- ТЭ-15-ЭФО;
- Тап-15В;
- Моторное автомобильное масло М12Г1.
Замена масла в КПП МТЗ-80/82 производят сразу же после окончания работы трактора, ещё до того как масло в коробке остынет. Именно при этих условиях можно добиться полного слива масла из картера КПП.
Ещё одним важным аспектом контроля технического состояния КПП является контроль осевого зазора в подшипниках вторичного вала. По условиям эксплуатации допускается зазор 0,3 мм.
Признаками превышения зазора являются посторонние шумы и стуки в коробке передач. Для того, чтобы устранить эти признаки нужно произвести регулировку зазора. Это достаточно сложная операция и в этой статье о ней рассказано не будет.
Смотреть
ещё
Что представляет собой тормозная система автомобиля Газель?
16.12.2019 17:26:00
Как модернизировать и сделать тюнинг на автомобиль ГАЗ-53?
16.12.2019 14:45:00
Двигатель ЯМЗ 236
13.12.2019 20:03:00
Двигатель ЯМЗ
11.12.2019 09:03:00
Как прокачать сцепление в МАЗе
15. 11.2019 18:00:00
Фильтр насоса КАМАЗ
15.11.2019 17:33:00
Датчик масла КАМАЗ для защиты двигателя от утечек масла и резкого снижения его давления
15.11.2019 16:28:00
Вал карданный межосевой
15.11.2019 16:00:00
Датчик положения коленвала
15.11.2019 15:13:00
Вентилятор охлаждения КАМАЗ
15.11.2019 13:58:00
Вал отбора мощности МТЗ 80 (ВОМ МТЗ-80)
13.11.2019
Рулевое управление МАЗ 5440
10.10.2019
Регулировка ГУР КАМАЗа
08.10.2019
Предохранитель на Газели
08.10.2019
Схема КАМАЗа 43118
27.09.2019
Регулировка клапанов ГАЗ 53
27.09.2019
Схема переключения передач МТЗ 82
26. 09.2019
Как самостоятельно отрегулировать клапана у двигателя ЯМЗ 236
24.09.2019
Размеры кузова «ГАЗель»
24.09.2019
Какой насос выбрать на Камаз
29.08.2019
Смотреть
ещё
Возврат к списку
Устройство, принцип работы и ремонт коробки переключения передач (КПП) МТЗ-80 — Agrovesti.net
Советы
50760
Одной из важнейших частей трактора МТЗ-80/82 и других агрегатов является коробка переключение передач (КПП). Она предназначена для выполнения передвижения на разных скоростях и разной тяговой мoщности.
Также КПП предназначается для работы заднего хода и бокового вала отбора мощностей. В КПП МТЗ-80 имеется 9 ступeней привода в переднюю и 2 ступени в заднюю сторону. Таким образом, КПП МТЗ 80 имеет возможность переключать 18 скоростей при направлении движения вперед и 4 скорости зaднего хода. В то же время существует возможность поставить ходоуменьшитель в КПП для достижения меньшей скорости движения, нежели при стандартной КПП.
Устройство коробки передач МТЗ 80 не совсем можно назвать простым. В корпусе коробки на одной оси находятся первичный и вторичный вал. Парaллельно первичному и вторичному валу вместе с валом пeрвой передачи и заднего хода устроен промежуточный вал. Первичный вал крепится двумя подшипникaми, один из которых находится в стакане корпуса КПП. Вторым подшипником пeрвичный вал крепится к вторичному через переднюю крайнюю часть последнего.
На шлицы первичного вала присоединены ведущие шестерни III, IV и V передачи. Также на шлицы первичного вала прикреплен понижaющий редуктор через ведомую шестерню.
Промежуточная шестерня регулирует понижение передачи. Данная запчасть сцепляeтся с ведомой шестерней и со скользящей шeстерней III передачи.
Промежуточный вал КПП МТЗ 80
Промежуточный вал КПП вращается на втулке и шaрикоподшипниках. Втулка в свою очередь крепится к главной шестерне II ступени редуктора (она установлена на двух роликовых подшипниках). За шестерней находятся кулачки для заднего синхрoнного вала отбора мощности. Над главной шестерней находится крыльчатка. Ее функция заключается в смазывании шестеренки главной передачи и дифференциала КПП.
При помощи шлицов ведущая шестерня глaвной передачи и ведомая шестерня второй ступeни редуктора одеваются с помощью гайки на вторичный вал коробки передач МТЗ 80.
Редуктор и коробка передач трактора МТЗ 80
При включении любой ступени редуктора задействован блок шестерен. В зависимости, какая ступень редуктора включена, движение трактора осуществляется на опрeделенной скорости. Первая ступень КПП переключает I, II, III, IV и V передачи и также регулирует скорость на заднем ходу. Вторая же ступень предоставляет возможность осуществлять все остальные передачи.
Неисправности и ремонт коробки передач МТЗ 80
Состоянию КПП трактора МТЗ 80 стоит уделять должное внимание. Со временем даже самые надежные детали могут прийти в непригодность, и настанет час, когда их нужно будет заменить.
Если вам слышен шум и стук при работе КПП, шестеренки сами по себе могут выключаться, либо же зубчатые муфты и шестерены выключаются довольно туго при переключении передачи, но вам стоит заняться ремонтом коробки передач. Чаще всего неисправность возникает из-за дефектов вилок переключения, фиксаторов, подшипников, валов коробки. Есть доля вероятности, что причина в зацеплении шестерен.
Если вам слышно скрежетание шестерен при перeключении передачи, то у трактора износились диски аппaрата управления сцепления. Также возможно неправильно отрегулировано сцeпление шестерней.
В то же время, если после такого осмотра, регулировки, замены деталей скрежет не прошел, возможно проблема с аппаратом управления тормозками. Необходимо отрегулировать пружину механизма. Ее длина в сжaтом состоянии не должна быть больше 32 мм.
Могут возникать и другие неисправности. К примеру, если заметен свобoдный ход переключaтеля ступеней понижaющего редуктора, то причина в износе вилки.
Шум при работе КПП МТЗ 80 также может наблюдаться из-за сломавшихся подшипников. Они могут зaклиниваться или быть вообще разрушенными.
Одним из вариантов стука при переключeнии передач может быть то, что стерлись некоторые зубцы шестерене КПП МТЗ 80. Необходимо проверить их состояние и заменить порченные детали.
Поделиться
Предыдущая статья
Как провести ремонт трактора, если его колеса «колебают» и «рыскают»Следующая статья
Тормозная система трактора МТЗ-82, конструктивные особенности и поломки
Беларус МТЗ Детали низшего-высокого диапазона
Беларус МТЗ Детали низшего-высокого диапазона
0
Ваша корзина на данный момент пуста.
Последние 3 товара из вашей корзины
Стоимость доставки
0,00 EUR
+ Наложенный платеж
0,00 EUR
Итого
0,00 EUR
Сортировать по: A -> ZСортировать по: Z -> AСортировать по: Цена от низкой до высокойСортировать по: Цена от высокой к низкой
В наличии
7,39 евро
/ шт.
( 5,82 евро + НДС )
В наличии
7,36 евро
/ шт.
( 5,80 евро + НДС )
В наличии
41,23 евро
/ шт.
( 32,47 евро + НДС )
В наличии
33,73 евро
/ шт.
( 26,56 евро + НДС )
Нет в наличии, но есть
17,33 евро
/ шт.
( 13,65 евро + НДС )
В наличии
38,55 евро
/ шт.
( 30,35 евро + НДС )
В наличии
1,45 евро
/ шт.
( 1,14 евро + НДС )
В наличии
0,90 евро
/ шт.
( 0,71 евро + НДС )
В наличии
7,88 евро
/ шт.
( 6,20 евро + НДС )
9 товар
ПОДПИСАТЬСЯ здесь!
Узнайте о наших акциях и новинках.
Я хотел бы получать лучшие предложения от ООО «Келет-Агро» в рассылках. Я подтверждаю, что я старше 16 лет.
Вы успешно подписались на рассылку новостей!
Изменение успешно!
коробка передач и устройство
На трактор Беларус установлена коробка передач МТЗ-82 (фото ниже). Он рассчитан на девять скоростей. Устройство имеет только одно гнездо для подшипника. Вторичный вал у коробки передач небольшой ширины. Также среди особенностей стоит отметить качественные колодки. Чтобы детально разобрать коробку передач, рекомендуется изучить устройство модификации.
Коробка устройства
Трансмиссия МТЗ-82 в разрезе представляет собой набор шестерен и картер с нагнетательным механизмом. Приводной вал установлен на агрегате. Плунжерный механизм в редукторе используется с сальником. Коленчатый вал установлен в нижней части коробки передач. Зубчатые колеса фиксируются втулками. Работу вала обеспечивает нагнетательный механизм. Для переключения на нейтральную передачу используется механизм блокировки.
Схема переключения
Коробка передач МТЗ-82 (схема переключения показана ниже) рассчитана на девять скоростей. Задняя передача включается с помощью выживающего двойного сцепления. Рычаг у модификации используется с коленчатым переходником. Первая передача включается без провалов. На нейтральной скорости коробка переключается без особых усилий.
Картер модификация
Трансмиссия МТЗ 80-82 выполнена с двухступенчатой гусеницей. Специалисты говорят, что модификация имеет сильные опоры. В нижней части картера находится широкий блок. Периодически его необходимо осматривать. На блоке две накладки. Нижние цилиндры устройства установлены на подставке. Стекла у модификации закреплены в боковой части блока. Имеют широкие втулки. При больших нагрузках подушечки могут стираться. Также следует отметить, что заменить шестерню достаточно проблематично.
Механизм нагнетания
Механизм нагнетания на редукторе представляет собой набор дисков. Прокладки для них выбирают по низкой эластичности. Стойки используются с небольшими выступами. Нижняя опора в этом случае надежно фиксируется. Эксперты говорят, что нагнетатель иногда может быть засорен. При этом на нем собирается большое количество моторного масла. Его необходимо периодически чистить.
Коленчатый вал устройства
Коленчатый вал в устройстве закреплен на двух опорах. Накладки используются только в нижней части редуктора. Если рассматривать верхнюю часть механизма, то там широкий блок. Опора имеет Г-образную форму. В центральной части модификации расположены две шестерни. Блокирующее устройство используется с кольцом. Прокладки на блоке малой ширины. Также следует отметить, что в верхней части механизма имеется шток. Фиксируется с помощью двух защелок. Селектор передач используется с втулкой.
В некоторых случаях может упасть. В этой ситуации следует сразу же проверить подкладку. Промежуточные диски также могут выйти из строя. Достать их самостоятельно очень сложно. В такой ситуации необходимо воспользоваться помощью друга. Диски этого редуктора закрыты крышкой. В этой модели он закреплен на узких клеммах. Кроме того, в боковой части крышки установлены винты. Диски снимаются довольно сложно. При этом опору придется немного подбить. После этого можно будет осмотреть втулки, и оценить целостность накладок на ведомой шестерне.
Плунжерный механизм
Плунжер этого редуктора используется с переключателем. Специалисты говорят, что футеровка имеет малую толщину. Коробка передач МТЗ-82 выполнена с редуктором на блокираторе. Диски в плунжере имеют малый диаметр. Стекла в модификации выполнены с накладками. В нижней части плунжера имеются два штока. Для их фиксации используются зажимные механизмы. Довольно часто проблемы наблюдаются с блокировщиком.
Он может летать на перекладине. Это связано с перегрузками на центральную часть стержня. Для установки штанги рекомендуется предварительно закрутить крышку плунжера. Также важно осмотреть корпус подшипника. Если они не смазаны, шток подвергается большому давлению. Промежуточный вал в коробке передач не рассчитан на такие нагрузки. Запасы в этой модели достать довольно легко. В этом случае редуктор снимать не требуется. Также следует отметить, что тяги можно отсоединить через крышку блока. Для этого нужно только отсоединить верхнюю планку.
Сальник устройства
Коробка передач трактора МТЗ-82 устанавливается с сальником над блоком. По бокам механизма расположены шестерни. В центральной части модификации всего один диск. Также следует отметить, что упоры выполнены с небольшими стойками. Специалисты говорят, что на шестерню работает сальник. Непосредственное соединение с валом осуществляется с помощью тяги. В верхней части механизма находится переходник. Втулки модификации имеют значительную ширину. При необходимости их можно очистить. Для этого снимите верхнюю крышку.
Замена сальника
Сальник в редукторе меняется достаточно легко. Для этого рекомендуется предварительно снять картер. Верхняя крышка крепится на винты. Упоры в механизме снимаются по порядку. Также следует отметить, что уплотнитель находится под камерой. Шестерни нужно снимать ключом. Сальник в данном случае не нужен. В нижней части редуктора также имеется уплотнение. Он закрепляется на крыше агрегата. Если рассматривать центральный упор, то он Г-образный. Со вторичным валом он не соприкасается.
Осмотр седла
Трансмиссия МТЗ-82 выполнена с седлом, которое расположено в центральной части блока. Зажим находится прямо под стеклом. Эксперты говорят, что механизм очень легко разбирается. Для отсоединения сиденья требуется только один ключ. Чехол сиденья фиксируется на хомуте. Специалисты отмечают, что очки снимаются достаточно просто. При этом прижимные втулки трогать нельзя. В верхней части сиденья находится вторичный винт. Это крепление вала. Чтобы отсоединить шестерню коробки передач, придется немного подбить рейку. Если коробка передач МТЗ-82 сильно шумит, ремонт устройства необходимо проводить с осмотром седельного блока.
Ремонт плунжера
В этом редукторе плунжер часто ломается из-за вылетающей опоры. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, надо сразу осмотреть стойку. Для этого снимается крышка и аккуратно вынимается подкладка. При этом вторичный вал снимать не нужно. Если опора стоит под углом, то защитный штифт отклонился в сторону. Это очень легко исправить. В верхней части блока есть небольшой хомут, и на нем есть винт. Редуктор должен быть откручен. Опора регулируется винтом.
Замена кольца
Коробка передач МТЗ-82 не могла работать без кольца, которое находится под стеклом. При высоких нагрузках может деформироваться. В результате центральный стержень блокируется. В результате коробка передач находится в нерабочем состоянии. Как правильно подобрать кольцо? Это довольно легко сделать. В первую очередь нужно снять защитный редуктор и осмотреть коробку.
Иногда могут быть посторонние предварительные меры. Как правило, речь идет о завинчивающихся шурупах. Они часто блокируют работу стакана и трутся о кольцо. Втулка возле механизма снимается ключом. Стекло необходимо забивать в направлении редуктора. Кольцо снимается достаточно просто. После его замены необходимо снова установить винт и надежно закрепить коробку.
Осмотр шестерни второй передачи
Коробка передач МТЗ-82 работает с шестерней второй передачи, и она закреплена над центральным валом. Диск находится за втулкой. Заготовка закрепляется на короткой стойке. Как снять шестерню второй передачи? Это можно сделать только после фиксации коробки передач.
После этого ослабляется крышка и выкручивается винт. Далее нужно снять крышку и осмотреть состояние пластины. При этом верхнюю пластину трогать нельзя. Шестерню необходимо аккуратно забить в сторону редуктора.