Содержание
Статья 2 \ КонсультантПлюс
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4850; 2010, N 50, ст. 6594; 2011, N 29, ст. 4291; N 50, ст. 7351; 2013, N 48, ст. 6166; 2018, N 49, ст. 7524; 2019, N 18, ст. 2207) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) в абзаце первом слова «Для целей» заменить словами «1. Для целей»;
б) дополнить пунктом 13.1 следующего содержания:
«13.1) информационная система «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности — федеральная государственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией в целях развития внешнеторговой деятельности и обеспечения возможности использования органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией содержащихся в этой системе документов и информации в целях осуществления государственного контроля (надзора), предоставления государственных услуг, исполнения государственных функций, предоставления иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, формирования статистики в сфере внешнеторговой деятельности;»;
в) дополнить частью 2 следующего содержания:
«2. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.»;
2) часть 2 статьи 13 дополнить пунктами 6.1 и 6.2 следующего содержания:
«6.1) устанавливает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок функционирования информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе порядок взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, права и обязанности оператора информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, перечень документов и информации, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и предоставляемых с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, сроки и порядок предоставления указанных документов и информации участниками внешнеторговой деятельности;
6. 2) утверждает перечень государственных услуг и функций, иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, административных и иных процедур в сфере внешнеторговой деятельности, предоставление и (или) исполнение которых могут осуществляться в электронной форме по принципу «одного окна» с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности;»;
3) в статье 17:
а) слова «Органы государственной власти» заменить словами «1. Органы государственной власти»;
б) дополнить частями 2 и 3 следующего содержания:
«2. Оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности обеспечивает защиту документов и информации, обрабатываемых в информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации в области персональных данных, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, о коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне.
3. В информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности запрещается размещать, обрабатывать и хранить документы и информацию, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.»;
4) в части 6 статьи 46.1:
а) в пункте 1 слова «интеллектуальной собственности» заменить словами «прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации»;
б) дополнить пунктами 7.1 — 7.4 следующего содержания:
«7.1) осуществляет функции оператора информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности;
7.2) как оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности участвует в соответствии со своей компетенцией в информационном взаимодействии указанной системы и механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности, создаваемого в Российской Федерации в соответствии с актами, составляющими право Евразийского экономического союза;
7.3) как оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности действует от имени, в интересах и с согласия участника внешнеторговой деятельности без доверенности при обращении в уполномоченные органы и организации для получения разрешительных документов, необходимых для получения участником внешнеторговой деятельности государственных услуг, иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и договором, заключенным между участником внешнеторговой деятельности и Российским экспортным центром;
7. 4) как оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности определяет перечень услуг, обеспечивающих взаимодействие участников внешнеторговой деятельности с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, в целях развития и поддержки экспорта;»;
5) дополнить статьей 47.1 следующего содержания:
«Статья 47.1. Обеспечение взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности
1. Документы и информация, содержащиеся в информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, используются в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией.
2. Обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности к информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности осуществляется оператором данной системы на добровольной и безвозмездной основе.
3. Доступ органов государственной власти Российской Федерации, органов и агентов валютного контроля и иных организаций в соответствии с их компетенцией к документам и информации, содержащимся в информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности, осуществляется на безвозмездной основе.
4. Оператор информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности обязан обеспечить возможность использования содержащихся в информационной системе «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности документов и информации на протяжении всего срока их хранения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе возможность предоставления документов и информации лицам, уполномоченным на получение таких документов и информации в соответствии с законодательством Российской Федерации. «.
В сфере внешнеторговой деятельности создается информационная система «Одно окно»
В этой связи вносятся изменения
в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Сенаторы поддержали Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросам создания и обеспечения функционирования
информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности». По этому вопросу выступил заместитель председателя Комитета СФ по экономической
политике Константин Долгов.
Долгов
Константин Константиновичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области
Смотрите также
В Совете Федерации состоялось 494-е заседание
Федеральный
закон направлен на создание и обеспечение функционирования информационной
системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности. С этой целью в Федеральный
закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
вносятся изменения, которыми закрепляется понятие информационной системы «Одно
окно». Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению порядка
функционирования информационной системы «Одно окно» по согласованию с Центральным банком РФ и утверждению перечня государственных услуг и функций,
иных услуг в сфере внешнеторговой деятельности, предоставление и исполнение
которых могут осуществляться с использованием информационной системы «Одно окно».
Документом предусматривается,
что осуществлять функции оператора информационной системы «Одно окно» будет
Российский экспортный центр, в связи с чем расширяется его компетенция по реализации мероприятий, направленных на поддержку экспорта. Указанный Федеральный
закон дополняется новой статьей 471, регулирующей вопросы
обеспечения взаимодействия в электронной форме участников внешнеторговой
деятельности с органами государственной власти РФ, органами и агентами
валютного контроля и иными организациями в соответствии с их компетенцией с использованием информационной системы «Одно окно».
При этом устанавливается,
что обеспечение доступа участников внешнеторговой деятельности к информационной
системе «Одно окно» и доступ органов государственной власти РФ, органов и агентов валютного контроля и иных организаций в соответствии с их компетенцией
к документам и информации, содержащимся в информационной системе «Одно окно»,
будет осуществляться на безвозмездной основе.
Кроме того, в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вносятся
изменения, предусматривающие, в частности, обязанности резидентов, проводящих в РФ валютные операции, связанные с осуществлением внешнеторговой деятельности,
возникающие при получении ими доступа к информационной системе «Одно окно».
В Федеральный
закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» вносится изменение, согласно которому
Российский экспортный центр будет предоставлять на безвозмездной основе
уполномоченному органу в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, необходимые информацию и документы.
Документ вступает
в силу с 1 января 2021 г., за исключением ряда положений.
Темы
законодательство
Лица
Долгов Константин Константинович
Комитеты
Комитет Совета Федерации по экономической политике
Как торговля реагирует на упрощение границ с помощью систем «единого окна»?
Кристиан Вольпе Мартинкус Оставить комментарий Серия рабочих документов ИБР №. IDB-WP-706, «Пограничный лабиринт: информационные технологии и торговля в присутствии нескольких агентств».
Оформление документов на границе: процесс или испытание?
Около ста лет назад Франц Кафка писал:
Дела, подобные этому, могут длиться долго […] суд иногда даже не читает первые представленные документы. Их просто кладут вместе с другими документами […] Первые представленные документы обычно теряются или вовсе теряются, а если и сохраняют до конца, то их почти не читают […] Суд не был бы публичным, если бы суд считает необходимым, это может быть обнародовано, но нет закона, который говорит, что это должно быть сделано. В результате обвиняемый и его защита не имеют доступа даже к протоколам суда […], а значит, мы вообще не знаем — или, по крайней мере, не совсем точно — о чем должны быть первые документы, а значит, если они и содержат что-то, имеющее отношение к делу, то только по счастливому стечению обстоятельств.
Обстоятельства, в которых работают фирмы, ведущие трансграничную торговлю, не сильно отличаются от этих отрывков из знаменитого романа Кафки «Процесс ». По данным Министерства внутренней безопасности США, «сегодня торговцы должны предоставлять одну и ту же информацию в несколько агентств несколько раз с помощью процессов, которые в основном основаны на бумажных документах и выполняются вручную». [1]
Например, в Коста-Рике. , в дополнение к национальному таможенному агентству, есть еще 16 агентств, которые играют определенную роль в процессе экспорта. До середины 19В 90-е годы каждое из этих агентств использовало разные документы, которые нужно было подавать лично в офисы, разбросанные по столице страны Сан-Хосе. После обработки эти документы должны были быть доставлены, также лично, в соответствующий таможенный орган. Как следствие, оформление всех документов для процесса экспорта занимало не менее пяти дней, но в целом длилось намного дольше.
Приведенный выше пример показывает, как в отсутствие эффективных процедур и надлежащей координации административные процедуры, связанные с внешней торговлей, могут быть повторяющимися и избыточными и, следовательно, генерировать высокие торговые издержки, особенно когда они основаны на бумажных документах.
Изменение пограничного процесса: «единые окна» для внешней торговли
«Единые окна» для внешней торговли (ЕО) — это комплексные институциональные механизмы, упрощающие административные процедуры для международных торговых операций. Они позволяют сторонам представлять стандартизированную информацию в едином месте для соблюдения всех нормативных требований, касающихся импорта, экспорта и транзита товаров.
Информационные технологии и системы функциональной совместимости позволили разработать и внедрить электронные ЕО. Вместо того, чтобы заполнять и физически переносить документы из одного офиса в другой, фирмы могут использовать ЕО для представления всей документации в Интернете, а различные агентства и органы могут обмениваться цифровыми документами и выдавать разрешения, связанные с внешней торговлей.
Более 70 стран мира уже внедрили схемы ЕО (рис. 1)[2].
Рисунок 1 (Вне пограничного лабиринта)
ЕО означают, что фирмы могут взаимодействовать с виртуальным агентством вместо того, чтобы лично ходить в разные места, чтобы получить бумажные формы, заполнить их и представить в различные регулирующие органы. . Таким образом, ЕО сокращают стоимость бумажной работы, поскольку фирмы могут более эффективно управлять своими коммерческими документами и, таким образом, сокращать свою административную нагрузку. Они также означают, что информация может быть получена и обработана с большей скоростью, пунктуальностью и точностью, что сокращает время отклика.[3] Эти системы, как правило, также позволяют отслеживать каждое приложение на протяжении всего процесса, что делает решения более предсказуемыми.
Оптимизация пограничного процесса в Коста-Рике: электронная система ЕО
Коста-Рика постепенно адаптировала электронную систему ЕО в период с 2005 по 2010 год (рис. 2). С этого момента все, что нужно было сделать фирмам-экспортерам, — это один раз заполнить единую онлайн-форму, которую система затем автоматически рассылает различным агентствам, которым необходимо выдавать разрешения в соответствии с правилами. Затем эти разрешения отправлялись в электронном виде в таможенную вычислительную систему для прикрепления к соответствующим таможенным декларациям. Внедрение схемы ЕО подразумевало переход от системы, при которой поставки, требующие разрешений, обрабатывались вручную и отдельно каждым участвующим агентством, к системе, в которой документы обрабатываются в электронном виде всеми агентствами одновременно. [4] В результате представителям фирм больше не нужно лично ходить в разные офисы или отправлять формы в каждое агентство.
Рисунок 2 (Вне пограничного лабиринта)
Какие торговые выгоды были получены благодаря оптимизации пограничного процесса в Коста-Рике с помощью системы ЕО?
Теоретически ЕО сокращают административные препятствия и, в частности, время ожидания, что может увеличить частоту поставок и, следовательно, экспорта в целом. Но насколько это действительно так? Данные по Коста-Рике свидетельствуют о том, что внедрение системы ЕО было связано с увеличением роста экспорта: экспорт, обработанный через систему ЕО, вырос на 1,4 процентных пункта больше, чем экспорт, который не подвергался электронной обработке. Это увеличение экспорта может быть связано с более частыми поставками, более разнообразным набором покупателей и большими объемами продаж в расчете на одного покупателя.
Без системы ЕО совокупный экспорт Коста-Рики был бы в среднем на 2% ниже, чем он был на самом деле в период с 2008 по 2013 год, что эквивалентно примерно 0,5% от общего ВВП страны. Учитывая эти торговые выгоды и связанные с этим затраты, соотношение выгод и затрат для системы ЕО составляет приблизительно 16 долларов США на каждый доллар США, потраченный на нее.[5]
Фирмы с большими «административными потребностями» и в неблагоприятных географических условиях получают больше преимуществ от этого упрощенного процесса
Система ЕО оказала наибольшее влияние на фирмы, расположенные в регионах, где органы, выдающие необходимые разрешения, не имеют филиалов и чьи экспортные портфели подразумевают, что они должны получать разрешения от нескольких государственных органов (рис. 3). Эти фирмы добились наибольшей экономии с точки зрения затрат и времени, которые были связаны с посещением рассматриваемых офисов, благодаря сокращению географических ограничений, предусмотренных онлайн-интерфейсом.
Рисунок 3 (Вне пограничного лабиринта)
Будущее процесса в регионе
До сих пор в большинстве стран Латинской Америки и Карибского бассейна, в лучшем случае, есть онлайн-система, через которую фирмы могут подавать свои таможенные декларации и запрашивать разрешения через два разных пункта въезда — таможенная информационная система и информационная система, совместно используемая другими пограничными ведомствами. Коммуникация между этими системами в отношении документальной обработки грузов в одних случаях более автоматическая, чем в других. Страны региона должны интегрировать и автоматизировать эти системы и, в идеале, работать над созданием единой точки въезда, где фирмы могут выполнять все соответствующие внешнеторговые процедуры для всех задействованных пограничных ведомств, как это уже сделали некоторые страны Азии (например, Япония, Корея и Сингапур).
Аналогичным образом, страны Латинской Америки и Карибского бассейна должны начать предпринимать шаги к следующему этапу: интероперабельные системы ЕО на международном уровне и региональные инициативы по подключению и интеграции национальных ЕО, подобные уже реализуемым Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, что позволит обмениваться информацией и соответствующей коммерческой документацией через границы.
[1] Введение в Исполнительный указ — оптимизация процесса экспорта/импорта для предприятий Америки (19 февраля, 2014).
[2] Эти схемы имеют разные области применения, начиная от частичных режимов, которые охватывают только подмножество торговых процедур, которые могут включать или не включать автоматическую передачу разрешений в систему таможенных деклараций, до полностью интегрированных режимов, которые также включают логистические операции. . В целом сфера действия наиболее активных «единых окон» для внешней торговли ограничивается оформлением документов и формальностями, связанными с торговлей.
[3] Отправляемая информация может использоваться несколько раз, что устраняет ошибки, которые могут возникнуть при многократном повторном вводе данных, что делает рассматриваемую информацию более последовательной.
[4] Все равно эти информационные системы не являются панацеей. Процессы, которые были разработаны таким образом, чтобы включать сложный процесс соблюдения торговых правил, не станут автоматически эффективными только благодаря внедрению информационных технологий. Процессы обязательно должны быть тщательно переработаны, если эта технология должна принести пользу торговле.
Коста-Рика — яркий тому пример. Страна начала рационализировать свои процедуры, создав единое окно для бумажных формальностей в середине 19-го века.90-х годов, а затем продолжил упрощение этих процессов, запустив единое безбумажное электронное окно в середине 2000-х годов, как только появилась необходимая технология.
[5] Эти оценки являются ориентировочными и должны использоваться с особой осторожностью.
Рубрики: Содействие торговле
Кристиан Вольпе Мартинкус
Кристиан Вольпе Мартинкус — главный экономист в секторе интеграции и торговли Межамериканского банка развития (IDB). Кристиан обладает опытом в области международной торговли, прямых иностранных инвестиций, региональной интеграции и экономической географии и консультировал по этим вопросам несколько правительств стран Латинской Америки и Карибского бассейна, а также стран ОЭСР. Ранее он работал в Министерстве экономики провинции Буэнос-Айрес и был советником Комиссии МЕРКОСУР Палаты национальных представителей Аргентины. Кроме того, он был научным сотрудником Центра исследований европейской интеграции в Бонне, Германия. В IDB Кристиан работал над влиянием политики содействия и продвижения торговли и инвестиций, влиянием торговли и многонационального производства на устойчивость, влиянием цифровых технологий на торговлю и инвестиции, ролью интеграции в формировании торговых потоков и моделей специализации. и взаимодействие между инновациями и экспортом (https://www.christianvolpe.com/). Его исследования были опубликованы в различных профессиональных журналах, таких как «Обзор экономики и статистики», «Журнал международной экономики» и «Журнал экономики развития» и других. Кристиан имеет докторскую степень по экономике Боннского университета и является научным сотрудником CESifo, помощником редактора Review of International Economics и членом редакционной коллегии World Trade Review.
Среда единого окна ЕС для таможни
После почти 10 лет пилотных проектов и почти четырех лет подготовки и переговоров в декабре 2022 года Регламент, устанавливающий среду единого окна ЕС для таможни, был включен в законодательство ЕС. новая правовая база для улучшения обмена информацией и цифрового сотрудничества между таможенными администрациями и другими государственными органами, отвечающими за соблюдение нетаможенных формальностей на границе ЕС в таких областях, как здоровье и безопасность, охрана окружающей среды, безопасность пищевых продуктов и продуктов, сельское хозяйство и т. д. позволит экономическим операторам легче пройти определенные таможенные формальности.
Среда единого окна ЕС для таможни обеспечит взаимодействие между таможенной и нетаможенной сферами для оптимизации электронного обмена документами и информацией, необходимой для процесса оформления товаров. Эта структура юридически устанавливает централизованную систему для соединения систем импорта, экспорта и транзита государств-членов с нетаможенными системами Союза, которые управляют нетаможенными формальностями. Система известна как Система обмена таможенными сертификатами единого окна ЕС (EU CSW-CERTEX) и работает в пилотном режиме с 2017 года. Эта система предназначена для улучшения обмена и обработки данных, представляемых таможенным и нетаможенным органам экономических операторов, обеспечив получение этими органами исходных данных в режиме реального времени.
Внедрение среды единого окна ЕС для таможни будет осуществляться поэтапно в течение следующего десятилетия. Первый этап вступит в силу к 2025 году и будет направлен на расширение межправительственных обменов на границах ЕС. Таможенные органы смогут автоматически проверять, соответствуют ли нетаможенные формальности правилам, применяемым компетентными органами партнеров. Эта проверка также обеспечит надлежащий мониторинг и контроль количества товаров, импортируемых или экспортируемых на уровне ЕС, что снижает риски мошенничества и пробелов в обеспечении соблюдения нетаможенных требований. На втором этапе, запланированном на 2031 год, будет предусмотрена схема «бизнес для правительства» для упрощения процессов оформления для экономических операторов при перемещении товаров в ЕС и из него. Эта схема позволит экономическим операторам использовать единый портал для представления данных в отдельном государстве-члене для каждой конкретной области политики, поэтапно внедряемой в рамках Среды единого окна ЕС для таможни, вместо того, чтобы подавать данные отдельно как в таможенные системы, так и в компетентный партнер. системы властей. В будущем экономические операторы выиграют от упрощения процесса таможенного оформления. Существующие узкие места будут в значительной степени устранены.
Компоненты среды единого окна ЕС для таможенных среда «единого окна» для таможни и система обмена сертификатами таможенного «единого окна» Европейского союза, известная как EU CSW-CERTEX. Эта структура позволяет обмениваться информацией между национальными таможенными системами и нетаможенными системами Союза через ЕС CSW-CERTEX для облегчения административных проверок в электронном виде в момент таможенного оформления.
Нетаможенные системы Союза
Нетаможенные формальности — это нормативные требования, которым подлежат определенные товары на границе ЕС в таких областях политики, как здоровье и безопасность, охрана окружающей среды, рыболовство, сельское хозяйство, надзор за рынком и т. д. таможенные системы – это электронные системы, в которых хранится информация о выполнении конкретных нетаможенных формальностей, необходимых для международной торговли товарами. Эти системы разрабатываются различными отделами политики Комиссии для облегчения обмена между экономическими операторами и партнерскими компетентными органами. Они полностью регулируются отраслевым законодательством ЕС в соответствии с конкретными политиками, установленными в различных областях политики. Например, для защиты здоровья людей и животных животные и продукты животного происхождения, ввозимые в ЕС, должны пройти ветеринарную инспекцию компетентным органом партнера, ответственным за проведение такого контроля, до того, как таможенным органам будут предоставлены доказательства соответствия, разрешающие их ввоз в свободное обращение. Система TRACES представляет собой онлайн-платформу для санитарной и фитосанитарной сертификации, управляемую DG SANTE, которая облегчает обмен данными, информацией и документами для этих продуктов между органами контроля импорта в государствах-членах ЕС и экономическими операторами. Другие генеральные директораты Комиссии разработали или в настоящее время разрабатывают базы данных или схемы лицензирования для удовлетворения потребностей своих экономических операторов и обязательств ЕС, вытекающих из конкретных рамок их отраслевого законодательства. Тем не менее, некоторые из них выбрали TRACES в качестве хост-платформы для управления своими нетаможенными формальностями.
В контексте настоящего Регламента нетаможенные системы Союза будут подключены к EU CSW-CERTEX для обмена информацией с национальной средой единого окна для таможни. Эти системы используются на обязательной или добровольной основе в зависимости от требований отраслевого законодательства ЕС для каждой области политики.
Для получения информации о существующих и будущих нетаможенных системах Союза, подпадающих под действие Регламента, в соответствующих отраслевых областях, нажмите на ссылки в документе ниже.
Загрузить
Система обмена таможенными сертификатами единого окна Европейского Союза (EU CSW-CERTEX)
EU CSW-CERTEX — это электронная система (технически известная как промежуточное программное обеспечение), управляемая и разработанная Комиссией (DG TAXUD) в сотрудничестве с Государства-члены. Являясь центральным компонентом среды единого окна ЕС для таможни, EU CSW-CERTEX обеспечивает обмен информацией между национальной средой единого окна для таможни и нетаможенными системами Союза. EU CSW-CERTEX охватывает цифровой обмен для множества нетаможенных документов (т. е. сертификатов, лицензий, разрешений и других нетаможенных формальностей), хранящихся в различных нетаможенных системах Союза и регулируемых отраслевым законодательством под ответственностью различных служб Комиссии. .
EU CSW-CERTEX был запущен как пилотный проект с несколькими компетентными органами-партнерами, количество которых медленно, но неуклонно растет. Система позволяет национальным таможенным органам получать доступ к нетаможенным формальностям через единый интерфейс. Поскольку объем формальностей и функций постоянно расширяется, EU CSW-CERTEX находится в постоянном развитии. В 2019 году была предпринята крупная работа по реинжинирингу, которая позволяет расширить область действия, что приводит к минимальным усилиям для подключения к нему государств-членов.
Национальная среда «единого окна» для таможни
Национальная среда «единого окна» для таможни представляет собой набор услуг и систем, которыми владеют, управляют и разрабатывают государства-члены, которые составляют национальные компоненты среды «единого окна» ЕС для таможни. Эти среды позволяют обмениваться информацией между электронными системами таможенного органа, партнерских компетентных органов и экономических операторов в отдельном государстве-члене, тем самым соединяя эти системы с нетаможенными системами Союза. Национальная среда единого окна для таможни первоначально будет сосредоточена на межправительственном обмене. Они включают в себя соединение национальных таможенных систем с ЕС CSW-CERTEX, чтобы позволить таможенным органам автоматически проверять нетаможенные формальности и позволить компетентным органам-партнерам резервировать заявленное количество товаров на основании их выпуска таможней. На более позднем этапе реализации «единого окна» ЕС национальная среда «единого окна» для таможни обеспечит канал связи между бизнесом и правительством. Это позволит экономическим операторам предоставлять все пограничные данные, необходимые для таможенной очистки товаров, непосредственно в национальную среду единого окна для таможни, вместо того, чтобы подавать данные отдельно как в таможенные системы, так и в нетаможенные системы Союза.
В духе регламента каждое государство-член может разработать свою национальную среду единого окна для таможни по своему усмотрению, при условии, что будут обеспечены основные функции, упомянутые выше. Это означает, что государства-члены могут распределять обязанности между департаментами в соответствии со структурой этих сред. Поскольку в каждой национальной среде «единого окна» для таможни действует несколько органов и администраций, в каждом государстве-члене будет назначен национальный координатор, который будет действовать в качестве национального контактного лица для Комиссии по всем вопросам, связанным с внедрением среды «единого окна» ЕС для таможни. .
Подробная информация о национальной среде единого окна для таможни каждого государства-члена и их национальных контактных лицах будет предоставляться по мере ее поступления.
Функции EU CSW-CERTEX
Одним из наиболее существенных преимуществ, которые EU CSW-CERTEX предоставляет национальным таможенным органам государств-членов, является процесс преобразования данных из нетаможенных документов в данные, совместимые с таможенной декларацией. для обеспечения автоматизированного обмена необходимой информацией. Еще одна основная бизнес-услуга, предоставляемая этой системой, — управление количеством. Эта функциональность резервирует количество товаров в нетаможенной системе исходного Союза на основании их выпуска таможней. EU CSW-CERTEX можно использовать для обмена информацией не только о сертификатах, лицензиях, разрешениях и заявлениях, но также для проверки регистрационных требований, контроля разрешений или использования квот и мониторинга порогов исключений. Его также можно использовать в качестве инструмента для обмена информацией и координации контроля между таможней и другими органами (например, органами по надзору за рынком) при подозрении на несоблюдение требований. Эти функции, наряду с некоторыми другими, более подробно описанными ниже, обеспечивают автоматизированный обмен необходимой информацией, обеспечивают синхронизированное применение законодательства между государствами-членами ЕС и соблюдение таможенными органами соответствующих нетаможенных формальностей.
Техническое и деловое преобразование данных
Обмен информацией между национальными таможенными системами и нетаможенными системами Союза происходит в обоих направлениях через EU CSW-CERTEX. Этот обмен инициируется национальными таможенными органами, когда экономический оператор подает таможенную декларацию, содержащую идентификационный номер нетаможенного документа, выданного соответствующим компетентным органом партнера. Национальная таможенная система отправляет запрос информации в EU CSW-CERTEX для проверки нетаможенного документа для целей таможенного оформления. EU CSW-CERTEX использует ссылочный номер, указанный в таможенной декларации, для получения соответствующей информации из нетаможенной системы Союза, в которой хранится документ. Исходная система отправляет ответ с данными нетаможенного документа в определенном формате и на языке, используемом компетентным органом партнера-эмитента. На этом этапе процесса EU CSW-CERTEX выполняет процесс, известный как техническое и деловое преобразование данных для возврата необходимой информации в национальную таможенную систему в формате, соответствующем таможенной декларации.
Техническое преобразование данных выполняется для преобразования формата элементов данных в данные, совместимые с таможенной декларацией. В сотрудничестве с другими отделами Комиссии DG TAXUD разработал «таблицы преобразования данных» для каждой нетаможенной формальности, обрабатываемой в EU CSW-CERTEX. Эти таблицы сопоставляют содержимое сообщения, полученного из нетаможенных систем Союза, с Моделью таможенных данных ЕС (EUCDM) в формате, соответствующем таможенной декларации. EUCDM — это технический инструмент, который моделирует требования к данным, указанные в таможенном законодательстве ЕС, и устанавливает руководящие принципы для технических разработок различных систем, используемых национальными таможенными органами в ЕС. Публикация EUCDM поддерживается инструментом проектирования, известным как GEFEG.FX. Учитывая разнообразие нетаможенных документов и различные уровни сложности, связанные с управлением их жизненным циклом, таблицы преобразования данных специфичны для каждой области нетаможенной политики. В ходе этого процесса EU CSW-CERTEX передает в национальные таможенные системы только те данные, которые необходимы для их целей, удаляя те, которые считаются ненужными или несущественными для проведения таможенных проверок. Как показано на рисунке ниже, элемент данных «оператор, ответственный за груз» в нетаможенной системе Союза имеет другой формат, чем соответствующий элемент данных «декларант» в таможенной декларации. EU CSW-CERTEX выполняет техническое преобразование данных для преобразования всех атрибутов элемента данных в исходном формате в единый строковый элемент данных в целевом формате, используемом таможенными органами.
Бизнес-преобразование данных выполняется для согласования первоначального решения компетентных органов партнеров с конкретными таможенными процедурами, применяемыми при таможенной очистке товаров. Это означает, что статус данного нетаможенного документа и решение органа, выдавшего его, должны быть согласованы с соответствующей таможенной процедурой. Например, если Единый медицинский ввозной документ (CHED) показывает статус товаров как «подтвержденный» в нетаможенной системе Союза, EU CSW-CERTEX отправляет сообщение в национальные таможенные системы, указывая, что документ CHED может быть использован. для оформления. После этого таможенные органы могут применить все процедуры, связанные с выпуском в свободное обращение (т. е. таможенной очисткой) груза. EU CSW-CERTEX не хранит никакой информации, кроме файла журнала, указывающего на то, что имело место преобразование ссылочных документов. Рисунок ниже иллюстрирует этот процесс более наглядно.
Согласование данных между таможенными и нетаможенными моделями данных будет юридически оформлено посредством третичного законодательства, регулируемого Регламентом. На операционном уровне осуществляется процесс внешней проверки, чтобы гарантировать, что государства-члены оценивают и утверждают техническую документацию, в которой подробно описывается преобразование данных.
Управление количеством
Ежегодно таможенные органы оформляют миллионы таможенных деклараций на товары, ввозимые на таможенную территорию Союза. На некоторые из этих товаров распространяются нетаможенные требования, согласно которым в ЕС можно ввозить только определенную партию, например, разрешение на конкретную партию сельскохозяйственных культур в определенном количестве. Перед выпуском на Единый рынок эти партии могут быть разделены между разными государствами-членами, при этом на всю партию распространяется одно и то же разрешение. Аналогичный принцип применяется к товарам, на которые распространяются квоты, а это означает, что экономический оператор может импортировать только определенную квоту соответствующих товаров в ЕС, и дальнейший импорт запрещается после достижения порога. EU CSW-CERTEX предоставляет функциональность управления количеством в масштабах ЕС, которая позволяет властям проверять, что количество не было исчерпано, прежде чем разрешать выпуск товаров, независимо от государства-члена, в котором произошел выпуск. Эта функциональность переводит в цифровую форму процесс, который выполнялся вручную между таможнями разных государств-членов, говорящих на разных языках и иногда использующих другой алфавит.
Управление количеством происходит в два этапа. Во-первых, при подаче таможенной декларации EU CSW-CERTEX отправляет запрос в исходную нетаможенную систему Союза для резервирования заявленного количества товаров. После получения этого запроса эта система автоматически проверяет действительность и статус нетаможенного документа и проверяет количество на основе информации, отправленной EU CSW-CERTEX. Если все проверки проходят успешно, исходная система резервирует заявленные количества и отправляет ответ обратно в EU CSW-CERTEX, включая содержание нетаможенного документа и результат резервирования. Второй этап процесса запускается после получения обратной связи от таможенных систем. На этом этапе нетаможенная система Союза должна либо списать выпущенные количества (т. е. товары выпущены), либо отменить ранее сделанную оговорку (т. е. товары не выпущены). В последнем случае EU CSW-CERTEX предоставляет один из двух возможных маршрутов: оранжевый маршрут , если автоматическая проверка не проходит и нетаможенный документ перенаправляется на ручное управление для соответствия разрешенным количествам, или красный маршрут , если резервирование не удается, поскольку соответствующий нетаможенный документ становится непригодным для использования.
Взаимосвязь ЕС CSW-CERTEX со всеми таможенными системами государств-членов полностью расширит функциональные возможности управления количеством в масштабах ЕС на охваченные формальности. Это означает, что таможенные органы будут выполнять мгновенную проверку этих формальностей, предотвращая очистку любых товаров сверх разрешенного количества и снижая риск мошенничества и подделки документов при импорте или экспорте чувствительных товаров, таких как фторсодержащие парниковые газы с высоким уровнем выбросов. .
Проверить наличие
EU CSW-CERTEX предоставляет бизнес-услуги таможенным органам государств-членов через стандартизированный интерфейс, предлагая оптимизированное решение, гарантирующее удовлетворительный уровень автоматизации и безопасности. Функция «Проверить наличие» используется для предоставления информации таможенным органам о том, был ли выдан требуемый нетаможенный документ, и если да, то для представления его статуса и содержания.
Запрос списка
Функция «Запрос списка» позволяет таможенным органам получить пакет нетаможенных документов на основе набора критериев, таких как страна выдачи, страна назначения, статус документа и т. д. позволяет таможенным органам находить необходимые документы в данной нетаможенной системе Союза и встраивать их в свои национальные системы для облегчения совместного контроля, дублирования, анализа рисков и т. д.
Механизм push
«Подписка на документ компетентного органа партнера», также известная как «функция push», помогает таможенным органам избежать повторного опроса сервера для проверки новых данных. Вместо того, чтобы передавать данные конкретного нетаможенного документа на основании запроса таможенных систем, нетаможенные системы Союза «информируют» ЕС CSW-CERTEX об изменении указанного документа, тем самым инициируя его передачу таможенным системам.
Защита персональных данных
Среда единого окна ЕС для таможни разработана с учетом конфиденциальности и защиты данных. Данные извлекаются и обрабатываются в соответствии с правилами минимизации данных и исключительно на основании действующего законодательства. Данные хранятся в исходных системах (таможенных или нетаможенных) и используются только для целей, уже установленных таможенным законодательством и отраслевым законодательством. EU CSW-CERTEX не сохраняет никаких данных при выполнении операций по обработке данных. На самом деле все обмены и преобразования происходят в режиме реального времени, вызывая контекстуальное стирание любых данных, как только операции обработки завершены. Единственными данными, хранящимися в системе, является файл журнала, в котором указывается, что передача имела место, и справочные номера соответствующего документа.
Комиссия и государства-члены совместно определят цель и средства обработки персональных данных в отношении EU CSW-CERTEX. Регламент, устанавливающий среду единого окна ЕС для таможни, устанавливает общие положения по защите персональных данных в рамках среды единого окна ЕС для таможни и уполномочивает Комиссию принять Соглашение о совместном контроле для ЕС CSW-CERTEX посредством исполнительного акта. Эта договоренность будет полностью охватывать конкретные элементы операций по обработке персональных данных, связанные с совместными контролерами.
Функциональная совместимость между компонентами Среды единого окна ЕС для таможни
Функциональная совместимость между компонентами Среды единого окна ЕС для таможни обеспечивается за счет двух уровней цифрового и административного сотрудничества, что позволяет обмениваться информацией между таможнями, компетентными партнерами органы власти и хозяйствующие субъекты.
Сотрудничество между правительствами (G2G)
Уровень сотрудничества G2G направлен на улучшение и оптимизацию обмена информацией между таможней и партнерскими компетентными органами. Как следует из названия, G2G позволяет системам государственных органов «общаться» друг с другом. Эта схема поддерживает автоматизированный обмен и проверку таможней нетаможенных документов, необходимых для оформления товаров. Это достигается за счет соединения национальных единых окон с нетаможенными системами Союза через EU CSW-CERTEX. Такой обмен информацией позволит компетентным органам партнеров должным образом отслеживать и контролировать количество разрешенных товаров, импортируемых или экспортируемых на уровне ЕС, и будет предоставлять таможням оригинальные, неподдающиеся проверке цифровые сертификаты/лицензии/разрешения, выданные компетентными органами партнера. .
Механизм G2G и потоки данных показаны на рисунке ниже.
Регламент ЕС о «едином окне» гарантирует, что ЕС CSW-CERTEX используется государствами-членами для покрытия обменов для множества нетаможенных формальностей Союза в различных областях политики. Каждая из этих формальностей будет соответствовать конкретным юридическим и техническим требованиям, которые будут поэтапно внедряться в рамках Среды единого окна ЕС для таможни. Уровень сотрудничества G2G вступит в силу к 2025 году, и EU CSW-CERTEX первоначально будет охватывать санитарные и фитосанитарные требования, правила, регулирующие ввоз органических продуктов, некоторые экологические требования и формальности, связанные с ввозом культурных ценностей. В некоторых случаях государства-члены смогут получить выгоду от использования EU CSW-CERTEX на добровольной основе, даже если партнерские компетентные органы не уполномочены использовать нетаможенные системы Союза.
Сотрудничество между бизнесом и правительством (B2G)
Уровень сотрудничества B2G основывается на уровне G2G и дополнительно позволяет оптимизировать процессы оформления для экономических операторов, имеющих дело с определенными нетаможенными требованиями Союза. Слой B2G предоставит экономическим операторам два варианта: подавать данные отдельно в таможню и нетаможенные системы Союза или отправлять все данные сразу в национальную среду единого окна для таможни. Представление данных будет осуществляться через «интегрированный набор данных», который содержит все данные, требуемые таможенными и нетаможенными органами для всех областей политики, применимых к данному продукту. Важно отметить, что законодательство ЕС может потребовать более одного нетаможенного документа от компетентных органов партнеров для каждой таможенной декларации. Например, при импорте органических дынь экономические операторы должны представить вместе с таможенной декларацией в качестве доказательства соответствия три разных нетаможенных документа, выданных органами сельского хозяйства, продовольствия и фитосанитарными органами. В этом случае интегрированный набор данных будет содержать все данные, требуемые таможней и этими тремя компетентными органами-партнерами. Для получения интегрированного набора данных Комиссия определит общие элементы данных, включенные как в таможенную декларацию, так и в заявку на получение нетаможенного документа, а также наборы данных, требуемые только таможенными и партнерскими компетентными органами. Этот процесс будет осуществляться в соответствии с руководящими принципами по упрощению процедур торговли, продвигаемыми международными организациями, такими как Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), и предложенными посредством делегированного акта, регулируемого Регламентом. Национальная среда единого окна для таможни будет использовать интегрированный набор данных для передачи общего набора данных и набора данных партнерского компетентного органа в ЕС CSW-CERTEX, а также общих и специальных данных, требуемых таможней, таможенным органам.
Однако до того, как этот процесс произойдет, для реализации механизма B2G требуется благоприятная структура G2G и выполнение определенных критериев приемлемости, относящихся к упрощению процедур торговли. Эти критерии включают в себя изменение отраслевого законодательства ЕС, чтобы разрешить изменения в способах взаимодействия экономических операторов с соответствующими компетентными органами партнеров.
На рисунке ниже представлен обзор процессов B2G для таможенной очистки товаров.
Внедрение схемы B2G позволит экономическим операторам гибко использовать канал B2G в зависимости от объема и масштаба их операций. Следовательно, процессы предоставления таможенных и нетаможенных данных будут значительно улучшены. Это создаст равные условия для экономических операторов и обеспечит переход к упрощенному соблюдению нормативных требований, несмотря на растущее число нетаможенных требований.
Идентификация экономических операторов (EORI)
Регистрационный и идентификационный номер экономического оператора (EORI) будет основным идентификатором, обеспечивающим последовательную и последовательную идентификацию экономических операторов для информации, которой обмениваются через каналы G2G и B2G, в том числе для контроля, проводимого партнерскими компетентными органами.
Комиссия (DG TAXUD) поддерживает центральную систему EORI для хранения и обработки данных, связанных с EORI. В то время как таможенные системы использовали номер EORI в качестве идентификатора для каждого экономического оператора, осуществляющего таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ЕС, нетаможенные системы Союза использовали свои собственные средства для идентификации экономических операторов. Этот Регламент расширяет использование системы EORI для партнерских компетентных органов для проверки номера EORI в контексте их формальностей.
Тренинги
Обзор мероприятий по обучению
Комиссия поддерживает общий подход к обучению и обмену знаниями в области взаимосвязи национальных сред единого окна с EU CSW-CERTEX. Программа «Таможня 2027» — это инструмент финансирования, который облегчает и расширяет сотрудничество между национальными администрациями в ЕС для внедрения совместимых таможенных ИТ-систем. Комиссия отвечает за реализацию этой программы и выделяет ресурсы для обеспечения эффективного функционирования и модернизации Таможенного союза ЕС посредством совместных действий, таких как проектные группы, экспертные группы, тренинги и другие мероприятия.