Государственные субсидии что это: Государственные субсидии \ КонсультантПлюс

Государственные субсидии \ КонсультантПлюс

Государственные субсидии

7. Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что:

(a) предприятие выполнит связанные с ними условия;

(b) субсидии будут получены.

8. Государственная субсидия не признается до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что предприятие будет выполнять все условия, связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. Получение субсидии само по себе не является решающим доказательством того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.

9. Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.

10. Условно-безвозвратный заем от правительства учитывается как государственная субсидия, если имеется обоснованная уверенность в том, что предприятие выполнит условия, достаточные для прощения займа.

10A. Преимущество, получаемое от государственной субсидии по ставке процента ниже рыночной, учитывается как государственная субсидия. Ссуда должна быть признана и оценена в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Преимущество от использования ставки процента ниже рыночной должно оцениваться как разница между первоначальной балансовой стоимостью ссуды, определенной в соответствии с МСФО (IFRS) 9, и полученной прибылью. Преимущество учитывается в соответствии с настоящим стандартом. Предприятие должно рассмотреть условия и обязательства, которые были или должны были быть выполнены при идентификации затрат, которые ссуда намерена компенсировать.

(п. 10А в ред. МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы отражаются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

12. Государственные субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

13. Существует два основных подхода к порядку учета государственных субсидий: подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия признается не в составе прибыли и убытка, и подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится на доходы/расходы на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

14. Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:

(a) Государственные субсидии представляют собой один из способов финансирования и, соответственно, должны отражаться в отчете о финансовом положении, а не признаваться в составе прибыли или убытка с целью приведения их в соответствие со статьями расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат субсидий не предусматривается, такие субсидии следует признавать не в составе прибыли или убытка.

(b) Неправомерно признавать государственные субсидии в составе прибыли или убытка, поскольку они не заработаны, но представляют собой стимулы, предоставляемые правительством, с которыми не связаны никакие затраты.

15. В пользу подхода с позиции доходов выдвигаются следующие аргументы:

(a) Так как государственные субсидии представляют собой поступления из источников, отличных от акционеров, их следует признавать не непосредственно в капитале, а в составе прибыли или убытка в соответствующих периодах.

(b) Государственные субсидии редко предоставляются без каких-либо условий. Предприятие зарабатывает их посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения предусмотренных обязательств. Поэтому правительственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

(c) Поскольку налог на прибыль и другие налоги представляют собой расходы, логично таким же образом отражать государственные субсидии, являющиеся продолжением фискальной политики, в составе прибыли или убытка.

16. Для подхода с позиции доходов важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать. Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления (см. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности») и приемлемо только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.

17. В большинстве случаев периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и, таким образом, в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Подобным образом субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

18. Субсидии, относящиеся к неамортизируемым активам, могут также потребовать выполнения определенных обязательств и тогда будут относиться на доходы в тех же периодах, в которых возникают затраты, связанные с выполнением данных обязательств. Например, субсидия в виде земельного участка может быть предоставлена с тем условием, что на этом участке будет возведено здание, и в таком случае может быть правомерным признание ее в качестве дохода в течение срока службы такого здания.

19. Субсидии иногда предоставляются в составе комплексной финансовой или фискальной помощи, с которой связан ряд условий. В таких случаях требуется тщательность при определении условий, ведущих к возникновению затрат и расходов, которые, в свою очередь, определяют периоды, на протяжении которых субсидия будет заработана. Может оказаться правомерным разнесение части субсидии на одной основе, а части — на другой.

20. Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению.

21. В определенных обстоятельствах государственные субсидии могут предоставляться для оказания предприятию немедленной финансовой помощи, а не для того, чтобы стимулировать его к осуществлению каких-либо конкретных затрат. Такие субсидии могут быть ограничены одним конкретным предприятием и могут не распространяться на весь класс бенефициаров. Эти обстоятельства могут служить основанием для признания субсидии в качестве дохода того периода, в котором у данного предприятия возникло право на ее получение, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

22. Предприятие может получить государственную субсидию в качестве компенсации за расходы или убытки, понесенные в одном из прошлых отчетных периодов. Такая субсидия признается как доход того периода, в котором она стала подлежать получению, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

МСФО (IAS) 20 Государственные субсидии

3 В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

Под «государством» понимается правительство, правительственные органы и аналогичные органы, независимо от того, являются ли они местными, национальными или международными.

Государственная помощь — действия государства, направленные на предоставление какой-либо экономической выгоды определенной организации или ряду организаций, отвечающих определенным критериям. Государственная помощь в контексте настоящего стандарта не включает выгоды, предоставляемые опосредованно через действия, влияющие на общие условия коммерческой деятельности, например в результате создания инфраструктуры в развиваемых районах или наложения ограничений на коммерческую деятельность конкурентов.

Государственные субсидии — помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации. К государственным субсидиям не относятся те формы государственной помощи, стоимость которых не поддается разумной оценке, а также такие сделки с государством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций организации <1>.

———————————

<1> См. также Разъяснение ПКР (SIC) — 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью».

Субсидии, относящиеся к активам — государственные субсидии, основное условие которых состоит в том, что организация, удовлетворяющая требованиям по их получению, должна купить, построить или иным образом приобрести долгосрочные активы. Могут существовать также дополнительные условия, ограничивающие вид активов или их местонахождение, либо периоды, в течение которых их следует приобрести или удерживать.

Субсидии, относящиеся к доходу — государственные субсидии, отличные от относящихся к активам.

Условно-безвозвратные займы — займы, в отношении которых кредитор принимает на себя обязательство отказаться от истребования предоставленных сумм при выполнении определенных предписанных условий.

Справедливая стоимость — цена, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки. (См. МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».)

4 Государственная помощь может принимать разнообразные формы и различаться как по характеру предоставляемой помощи, так и по условиям, обычно связанным с ней. Цель предоставления помощи может состоять в том, чтобы побудить организацию приступить к таким действиям, к которым в обычных условиях, при отсутствии такой помощи, она бы не приступила.

5 Получение организацией государственной помощи может иметь важное значение для подготовки финансовой отчетности по двум причинам. Во-первых, в случае передачи ресурсов должен быть найден соответствующий метод учета такой передачи. Во-вторых, желательно обозначить, в какой степени организация получила выгоды от получения такой помощи в отчетном периоде. Это облегчает сопоставление показателей финансовой отчетности с ее показателями за прошлые периоды и с финансовой отчетностью других организаций.

6 Государственные субсидии иногда обозначаются другими словами, например: дотации, субвенции или премии.

7 Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится разумная уверенность в том, что:

(a) организация выполнит связанные с ними условия; и

(b) субсидии будут получены.

8 Государственная субсидия не признается до тех пор, пока не появится разумная уверенность в том, что организация выполнит условия, связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. Получение субсидии само по себе не обеспечивает окончательное доказательство того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.

9 Способ получения субсидии не влияет на выбор метода учета, который должен применяться по отношению к субсидии. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.

10 Условно-безвозвратный заем, предоставленный государством, учитывается как государственная субсидия, если имеется разумная уверенность в том, что организация выполнит условия прощения займа.

10A Выгода, получаемая от займа, предоставленного государством по ставке процента ниже рыночной, учитывается как государственная субсидия. Заем должен быть признан и оценен в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Выгода от использования ставки процента ниже рыночной должна оцениваться как разница между первоначальной балансовой стоимостью займа, определенной в соответствии с МСФО (IFRS) 9, и поступившими средствами. Указанная выгода учитывается в соответствии с настоящим стандартом. Организация должна рассмотреть условия и обязанности, которые были или должны быть выполнены при идентификации затрат, которые выгода, получаемая от займа, должна компенсировать.

11 После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы отражаются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

12 Государственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, для компенсации которых предназначались данные субсидии.

13 Существует два основных подхода к порядку учета государственных субсидий: подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия признается вне состава прибыли или убытка, и подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится в состав прибыли или убытка на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

14 Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:

(a) Государственные субсидии представляют собой способ финансирования и, следовательно, должны отражаться в отчете о финансовом положении, а не признаваться в составе прибыли или убытка с целью компенсации статей расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат субсидий не ожидается, такие субсидии следует признавать вне прибыли или убытка.

(b) Неправомерно признавать государственные субсидии в составе прибыли или убытка, поскольку они не заработаны, но представляют собой стимулы, предоставляемые государством, с которыми не связаны никакие затраты.

15 В пользу подхода с позиции доходов выдвигаются следующие аргументы:

(a) Так как государственные субсидии представляют собой поступления из источников, отличных от акционеров, их следует признавать не непосредственно в собственном капитале, а в составе прибыли или убытка в соответствующих периодах.

(b) Государственные субсидии редко предоставляются безвозмездно. Организация зарабатывает их посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения предусмотренных обязанностей. Поэтому государственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные субсидии должны компенсировать.

(c) Поскольку налог на прибыль и другие налоги представляют собой расходы, логично таким же образом отражать государственные субсидии, являющиеся продолжением фискальной политики, в составе прибыли или убытка.

16 Для подхода с позиции доходов фундаментально важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные субсидии должны компенсировать. Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления (см. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности») и допустимо только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.

17 В большинстве случаев периоды, на протяжении которых организация признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются. Таким образом, при признании конкретных расходов субсидии признаются в составе прибыли или убытка в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Аналогично субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов и в тех пропорциях, в которых признаются расходы по амортизации данных активов.

18 Субсидии, относящиеся к неамортизируемым активам, могут также потребовать выполнения определенных обязанностей и тогда будут относиться в состав прибыли или убытка в тех же периодах, в которых возникают затраты, связанные с выполнением данных обязанностей. Например, субсидия в виде земельного участка может быть предоставлена с тем условием, что на этом участке будет возведено здание, и в таком случае может быть уместным признание ее в составе прибыли или убытка в течение срока службы этого здания.

19 Субсидии иногда предоставляются в составе комплексной финансовой или фискальной помощи, с которой связан ряд условий. В таких случаях требуется тщательность при определении условий, ведущих к возникновению затрат и расходов, которые, в свою очередь, определяют периоды, на протяжении которых субсидия будет заработана. Может оказаться уместным разнесение части субсидии на одной основе, а части — на другой.

20 Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания организации немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается в составе прибыли или убытка того периода, в котором она подлежит получению.

21 В определенных обстоятельствах государственные субсидии могут предоставляться для оказания организации немедленной финансовой помощи, а не для того, чтобы стимулировать ее к осуществлению каких-либо конкретных затрат. Такие субсидии могут быть ограничены одной конкретной организацией и могут не распространяться на весь класс бенефициаров. Эти обстоятельства могут служить основанием для признания субсидии в составе прибыли или убытка того периода, в котором данная организация стала удовлетворять требованиям по ее получению, с раскрытием информации, обеспечивающей четкое понимание ее влияния.

22 Государственная субсидия может стать подлежащей получению организацией в качестве компенсации за расходы или убытки, понесенные в одном из прошлых отчетных периодов. Такая субсидия признается в составе прибыли или убытка того периода, в котором она стала подлежать получению, с раскрытием информации, обеспечивающей четкое понимание ее влияния.

Немонетарные государственные субсидии

23 Государственная субсидия может принимать форму передачи немонетарного актива, например земли или других ресурсов, для использования организацией. В этих обстоятельствах обычной практикой является оценка справедливой стоимости немонетарного актива и учет как субсидии, так и актива по данной справедливой стоимости. Иногда применяется альтернативный подход, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине.

Представление субсидий, относящихся к активам

24 Государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, представляются в отчете о финансовом положении либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода, либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива.

25 Два метода представления субсидий (или их соответствующих частей), относящихся к активам, в финансовой отчетности считаются допустимыми альтернативами.

26 Согласно первому методу субсидия признается как отложенный доход, который признается в составе прибыли или убытка на систематической основе в течение срока полезного использования актива.

27 Согласно второму методу субсидия вычитается при определении балансовой стоимости актива. Субсидия признается в составе прибыли или убытка в течение срока использования амортизируемого актива в качестве уменьшения расходов по амортизации.

28 Приобретение активов и получение связанных с этим субсидий может привести к значительным движениям денежных средств организации. По этой причине и для отражения общей величины инвестиций в активы такие движения часто раскрываются как отдельные статьи в отчете о движении денежных средств, независимо от того, вычитается или нет субсидия из соответствующего актива для целей представления в отчете о финансовом положении.

Представление субсидий, относящихся к доходу

29 Субсидии, относящиеся к доходу, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например «Прочие доходы»; альтернативно субсидии вычитаются из соответствующих расходов при их отражении в отчетности.

29A [Удален]

30 Сторонники первого метода утверждают, что сворачивать статьи доходов и расходов некорректно и что представление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла. В защиту второго метода приводятся аргументы, что организация могла бы и не понести расходов, если бы субсидия не была доступна, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

31 Оба метода считаются допустимыми для представления субсидий, относящихся к доходу. Раскрытие информации о субсидии может быть необходимым для правильного понимания финансовой отчетности. Как правило, уместно раскрытие влияния субсидий на любую статью доходов или расходов, требующую отдельного раскрытия.

Возврат государственных субсидий

32 Государственная субсидия, подлежащая возврату, должна учитываться в порядке, предусмотренном для изменения бухгалтерской оценки (см. МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»). Возврат субсидии, относящейся к доходу, в первую очередь относится на уменьшение любой оставшейся несамортизированной величины отложенного дохода, отраженного в отношении данной субсидии. В размере превышения возвращаемой суммы над величиной такого отложенного дохода или при отсутствии такого отложенного дохода возвращаемая сумма признается непосредственно в составе прибыли или убытка. Возврат субсидии, относящейся к активу, учитывается путем увеличения балансовой стоимости актива или уменьшения сальдо отложенного дохода на сумму, подлежащую возврату. Сумма дополнительной амортизации накопленным итогом, которая при отсутствии субсидии была бы отнесена на расходы к настоящему времени, признается непосредственно в составе прибыли или убытка.

33 Обстоятельства, вызвавшие возврат относящейся к активу субсидии, могут требовать рассмотрения вопроса возможного обесценения новой балансовой стоимости актива.

Определение, принцип работы, плюсы и минусы

Что такое субсидия?

Субсидия — это льгота, предоставляемая физическому лицу, бизнесу или учреждению, как правило, государством. Она может быть прямой (например, денежные выплаты) или косвенной (например, налоговые льготы). Субсидия обычно предоставляется для снятия какого-либо бремени, и часто считается, что она отвечает общим интересам общества, предоставляется для продвижения общественного блага или экономической политики.

Ключевые выводы

  • Субсидия – это прямой или косвенный платеж физическим лицам или фирмам, обычно в форме денежного платежа от правительства или целевого снижения налогов.
  • В экономической теории субсидии могут использоваться для компенсации провалов рынка и внешних эффектов для достижения большей экономической эффективности.
  • Однако критики субсидий указывают на проблемы с расчетом оптимальных субсидий, преодолением невидимых затрат и предотвращением того, чтобы политические стимулы делали субсидии более обременительными, чем полезными.
Субсидия

Как действует субсидия

Субсидия, как правило, представляет собой некоторую форму платежа, предоставляемого прямо или косвенно получающему физическому или юридическому лицу. Субсидии обычно рассматриваются как привилегированный вид финансовой помощи, поскольку они уменьшают связанное с этим бремя, которое ранее взималось с получателя, или способствуют определенному действию путем предоставления финансовой поддержки.

Субсидии имеют альтернативную стоимость. Рассмотрим сельскохозяйственные субсидии эпохи Великой депрессии, описанные далее в этой истории: они имели очень заметные последствия, и фермеры увидели рост прибыли и наняли больше рабочих. Невидимые затраты включали в себя то, что произошло бы со всеми этими долларами без субсидии. Деньги от субсидий должны были облагаться налогом с индивидуального дохода, и потребители снова пострадали, когда столкнулись с более высокими ценами на продукты в продуктовом магазине.

Виды субсидий

Субсидия обычно поддерживает определенные секторы экономики страны. Он может помочь испытывающим трудности отраслям, снизив возложенное на них бремя, или поощрить новые разработки, предоставив финансовую поддержку начинаниям. Часто эти области не получают эффективной поддержки за счет действий экономики в целом или могут быть подорваны действиями конкурирующих экономик.

Прямые и косвенные субсидии

Прямые субсидии — это те, которые предполагают фактическую выплату средств конкретному лицу, группе или отрасли. Косвенные субсидии — это субсидии, которые не имеют заранее определенной денежной стоимости или не связаны с фактическими денежными затратами. Они могут включать такие действия, как снижение цен на необходимые товары или услуги, которые могут поддерживаться государством. Это позволяет приобретать необходимые предметы по ценам ниже текущих рыночных цен, что приводит к экономии средств для тех, кому предназначена субсидия.

Государственные субсидии

Существует множество форм субсидий, выдаваемых государством. Двумя наиболее распространенными видами индивидуальных субсидий являются социальные выплаты и пособия по безработице. Цель этих видов субсидий состоит в том, чтобы помочь людям, которые временно страдают экономически. Другие субсидии, такие как субсидирование процентных ставок по студенческим кредитам, предоставляются, чтобы побудить людей продолжать свое образование.

С принятием Закона о доступном медицинском обслуживании (ACA) некоторые семьи в США получили право на субсидии в зависимости от дохода и размера домохозяйства. Эти субсидии предназначены для снижения личных расходов на страховые взносы. В этих случаях средства, связанные с субсидиями, направляются непосредственно в страховую компанию, которой причитаются страховые взносы, что снижает сумму платежа, требуемого от домохозяйства.

Субсидии предприятиям предоставляются для поддержки отрасли, которая борется с международной конкуренцией, снизившей цены, так что без субсидии отечественный бизнес становится невыгодным. Исторически подавляющее большинство субсидий в Соединенных Штатах направлялось в четыре отрасли: сельское хозяйство, финансовые учреждения, нефтяные компании и коммунальные предприятия.

Преимущества и недостатки субсидий

Существуют разные причины предоставления государственных субсидий. Некоторые из них экономические, некоторые политические, а некоторые исходят из теории социально-экономического развития. Теория развития предполагает, что некоторые отрасли нуждаются в защите от внешней конкуренции, чтобы максимизировать внутреннюю выгоду.

С технической точки зрения свободная рыночная экономика свободна от субсидий; введение одного превращает его в смешанную экономику. Экономисты и политики часто спорят о достоинствах субсидий и, соответственно, о том, в какой степени экономика должна быть смешанной.

Преимущества

Экономисты, выступающие за субсидии, утверждают, что субсидии определенным отраслям жизненно важны для поддержки предприятий и рабочих мест, которые они создают. Экономисты, продвигающие смешанную экономику, часто утверждают, что субсидии оправданы для обеспечения социально оптимального уровня товаров и услуг, что приведет к экономической эффективности.

В современных неоклассических экономических моделях существуют обстоятельства, при которых фактическое предложение товара или услуги падает ниже теоретического уровня равновесия — нежелательный дефицит, который создает то, что экономисты называют провалом рынка.

Одной из форм исправления этого дисбаланса является субсидирование товара или услуги, которых не хватает. Субсидия снижает затраты производителей на вывод товара или услуги на рынок. Если обеспечен правильный уровень субсидирования при прочих равных условиях, то провал рынка должен быть исправлен.

Другими словами, в соответствии с теорией общего равновесия, субсидии необходимы, когда сбой рынка приводит к слишком малому производству в определенной области. Теоретически они поднимут производство до оптимального уровня.

Некоторые говорят, что товары или услуги обеспечивают то, что экономисты называют положительными внешними эффектами. Положительный внешний эффект достигается всякий раз, когда экономическая деятельность приносит косвенную выгоду третьей стороне.

Однако, поскольку третья сторона не принимает непосредственного участия в принятии решения, деятельность будет иметь место только в той мере, в какой она принесет непосредственную пользу тем, кто непосредственно вовлечен, оставляя потенциальные социальные выгоды на столе.

Многие субсидии реализуются для поощрения деятельности, создающей положительные внешние эффекты, которые в противном случае не могли бы быть обеспечены на социально оптимальном пороге. Аналогом этого вида субсидии является налогообложение деятельности, которая приводит к отрицательным внешним эффектам.

Некоторые теории развития утверждают, что правительства менее развитых стран должны субсидировать отечественную промышленность в ее зачаточном состоянии, чтобы защитить ее от международной конкуренции. Это популярная техника, используемая в настоящее время в Китае и различных странах Южной Америки.

Недостатки

Между тем, другие экономисты считают, что свободные рыночные силы должны определять, выживет ли бизнес или потерпит неудачу. Если это не удается, эти ресурсы распределяются для более эффективного и прибыльного использования. Они утверждают, что субсидии этим предприятиям просто поддерживают неэффективное распределение ресурсов.

Экономисты свободного рынка настороженно относятся к субсидиям по целому ряду причин. Некоторые утверждают, что субсидии излишне искажают рынки, препятствуя получению эффективных результатов и отвлекая ресурсы от более продуктивного использования к менее продуктивному.

Аналогичные опасения исходят от тех, кто считает, что экономические расчеты слишком неточны, а микроэкономические модели слишком нереалистичны, чтобы когда-либо правильно рассчитать последствия сбоя рыночного механизма. Другие предполагают, что государственные расходы на субсидии никогда не будут столь эффективными, как это утверждается в прогнозах правительства. Затраты и непредвиденные последствия применения субсидий редко оправдывают себя, утверждают они.

Еще одна проблема, указывают антагонисты, заключается в том, что акт субсидирования помогает развратить политический процесс. Согласно политическим теориям регулятивного захвата и погони за рентой, субсидии существуют как часть нечестивого союза между крупным бизнесом и государством. Компании часто обращаются к правительству, чтобы оградить себя от конкуренции. В свою очередь, предприятия делают пожертвования политикам или обещают им льготы после их политической карьеры.

Даже если субсидия создана с добрыми намерениями, без какого-либо заговора или корыстных интересов, она увеличивает прибыль тех, кто получает благотворное лечение, тем самым создавая стимул для лоббирования ее продолжения, даже после того, как потребность или ее полезность иссякнут. Это потенциально позволяет политическим и деловым интересам создавать взаимную выгоду за счет налогоплательщиков и/или конкурирующих фирм или отраслей.

Политика субсидий

Существует несколько различных способов оценки эффективности государственных субсидий. Большинство экономистов считают субсидии неудачей, если они не улучшают экономику в целом. Однако лица, определяющие политику, могут по-прежнему считать его успешным, если он помогает достичь другой цели. Большинство субсидий являются долгосрочными неудачами в экономическом смысле, но все же достигают культурных или политических целей.

Пример этих конкурирующих оценок можно увидеть в Великой депрессии. Президенты Герберт Гувер и Франклин Д. Рузвельт устанавливали минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию и платили фермерам за то, чтобы они не производили ее. Их политическая цель состояла в том, чтобы остановить падение цен на продукты питания и защитить мелких фермеров. В этом смысле субсидия удалась.

Но экономический эффект был совсем другим. Искусственно завышенные цены на продукты питания снизили уровень жизни потребителей и вынудили людей тратить на продукты питания больше, чем они могли бы в противном случае. Те, кто не занимался сельскохозяйственной промышленностью, были в худшем положении в абсолютном экономическом плане.

Иногда может показаться, что субсидии исчерпали себя или продолжают создавать искусственный рынок, но есть и другие факторы, которые удерживают их на месте. Производственные субсидии стран G-20 в среднем составляли 290 миллиардов долларов в год с 2017 по 2019 год, из которых 95% приходилось на нефть и газ. Между тем, мировые субсидии на потребление в 2019 году составили 320 миллиардов долларов, в основном за счет нефти и газа.

Сочетание субсидирования производства и потребления в нефтегазовой отрасли приводит к чрезмерному потреблению за счет искусственного снижения цен на ископаемое топливо. Однако эти субсидии (как со стороны производства, так и со стороны потребления) пользуются значительной политической и системной поддержкой, а также сопротивлением со стороны потребительских и энергетических компаний, на которые повлияет реформа.

С точки зрения прагматической политической экономии субсидия успешна с точки зрения ее сторонников, если она способна передать богатство своим получателям и способствовать переизбранию ее политических сторонников.

Самыми ярыми сторонниками субсидий, как правило, являются те, кто прямо или косвенно извлекает из них выгоду, а политический стимул «принести сало домой» для получения поддержки со стороны особых интересов является мощной приманкой для политиков и лиц, определяющих политику.

В чем разница между прямыми и косвенными субсидиями?

Прямые субсидии — это субсидии, которые предполагают фактическую выплату средств конкретному лицу, группе или отрасли. Косвенные субсидии — это субсидии, которые не имеют заранее определенной денежной стоимости или не связаны с фактическими денежными затратами. Они могут включать в себя такие действия, как снижение цен на необходимые товары или услуги, которые могут поддерживаться государством.

Какова позиция адвокатов по субсидиям?

Субсидии существуют в странах со смешанной экономикой. Сторонники утверждают, что субсидии определенным отраслям жизненно важны для поддержки предприятий и рабочих мест, которые они создают. Сторонники далее утверждают, что субсидии оправданы для обеспечения социально оптимального уровня товаров и услуг, что приведет к экономической эффективности.

Какова позиция противников субсидий?

С технической точки зрения свободная рыночная экономика свободна от субсидий. Противники субсидий считают, что силы свободного рынка должны определять, выживет бизнес или потерпит неудачу. В случае неудачи эти ресурсы будут направлены на более эффективное и прибыльное использование. Противники утверждают, что субсидии излишне искажают рынки, препятствуя получению эффективных результатов, поскольку ресурсы отвлекаются от более продуктивного использования к менее продуктивному.

Итог

Субсидия, предоставляемая физическому лицу, предприятию или учреждению — обычно государством — может быть прямой или косвенной. Они могут помочь отраслям, испытывающим трудности, поощрять новые разработки и продвигать общественное благо или политику. Иногда, помогая одному сектору или группе в экономике, они наносят ущерб другой группе, такая субсидия помогает фермерам, но повышает цены на продукты питания для потребителей. Или они могут потерпеть неудачу экономически, но достичь культурных или политических целей.

Как государственные субсидии помогают отрасли?

Оглавление

Содержание

  • Помогают ли субсидии экономике?

  • Влияние субсидий на предложение

  • Налоговые кредиты

  • Часто задаваемые вопросы о субсидиях

  • Суть

К

Эван Тарвер

Полная биография

Эван Тарвер более 6 лет занимается финансовым анализом и более 5 лет работает автором, редактором и копирайтером.

Узнайте о нашем
редакционная политика

Обновлено 10 мая 2022 г.

Рассмотрено

Чарльз Поттерс

Рассмотрено
Чарльз Поттерс

Полная биография

Чарльз является признанным на национальном уровне специалистом по рынкам капитала и педагогом с более чем 30-летним опытом разработки углубленных программ обучения для начинающих финансовых специалистов. Чарльз преподавал в ряде учреждений, включая Goldman Sachs, Morgan Stanley, Societe Generale и многих других.

Узнайте о нашем
Совет финансового контроля

Факт проверен

Катрина Мюнхеньелло

Факт проверен
Katrina Munichiello

Полная биография

Katrina Ávila Munichiello — опытный редактор, писатель, проверяющий факты и корректор с более чем четырнадцатилетним опытом работы с печатными и онлайн-изданиями. В 2011 году она стала редактором World Tea News, еженедельного информационного бюллетеня о торговле чаем в США. В 2013 году она была нанята в качестве старшего редактора для оказания помощи в преобразовании журнала Tea Magazine из небольшого ежеквартального издания в ежемесячный журнал, распространяемый по всей стране. Катрина также работала редактором в Cloth, Paper, Scissors и корректором в Applewood Books. С 2015 года работает фактчекером в журналах America’s Test Kitchen’s Cook’s Illustrated и Cook’s Country. Она публиковала статьи в The Boston Globe, Yankee Magazine и других изданиях. В 2011 году она опубликовала свою первую книгу « Чтец чая: жизнь по чашке за раз (Таттл). Прежде чем работать редактором, она получила степень магистра общественного здравоохранения в области здравоохранения и работала в некоммерческой администрации.

Узнайте о нашем
редакционная политика

Помогают ли субсидии экономике?

Государственные субсидии помогают отрасли, оплачивая часть стоимости производства товара или услуги, предлагая налоговые льготы или возмещения, или оплачивая часть стоимости, которую потребитель заплатил бы при покупке товара или услуги.

Субсидия часто предоставляется правительством для поддержки важнейших секторов экономики, которые считаются уязвимыми для внешних сил.

Ключевые выводы

  • Субсидии – это выплаты, налоговые льготы или другие формы экономической поддержки, предоставляемые правительствами определенным отраслям или секторам экономики.
  • Целью субсидий является помощь или поддержка того, что считается ключевым элементом экономики или национальной инфраструктуры.
  • Хотя субсидии могут иметь прямое положительное влияние на конкретную отрасль или компании, экономисты утверждают, что субсидии работают против свободной торговли и создают неэффективность рынка.
Субсидия

Влияние субсидий на предложение

Правительства стремятся ввести субсидии для поощрения производства и потребления в конкретных отраслях. Когда поставщику предоставляются государственные субсидии, отрасль может позволить своим производителям производить больше товаров и услуг. Это увеличивает общее предложение этого товара или услуги, что увеличивает спрос на этот товар или услугу и снижает общую цену товара или услуги.

В этом смысле, когда правительство предоставляет субсидии поставщику, результатом является беспроигрышная ситуация как для поставщика, так и для потребителя. По сути, поставщик получает выгоду, как если бы товар продавался по более высокой цене и мог производить больше продукта. Между тем, потребители получают удовольствие от продукта по сравнительно более низкой цене, поскольку поставщикам не нужно взимать непомерные ставки, чтобы обеспечить безубыточность производства.

Поскольку государство помогает поставщикам за счет налоговых льгот или возмещения расходов, более низкая общая стоимость их товаров и услуг более чем компенсируется получаемой ими экономией.

Налоговые льготы

Что касается потребителей, государственные субсидии могут помочь потенциальным потребителям оплатить стоимость товара или услуги, как правило, за счет налоговых льгот. Например, отличным примером этого является переход на более возобновляемые источники энергии. Поскольку модели «зеленой» экономики все еще находятся в зачаточном состоянии, текущий спрос на покупку новых энергосберегающих технологий низок. Чтобы повлиять на интерес потребителей, государственные субсидии или налоговые льготы могут помочь с этой высокой стоимостью внедрения. Когда потребители оборудуют свои дома солнечными панелями, правительство предоставит налоговую льготу отдельным лицам и семьям, чтобы компенсировать высокую цену покупки новых солнечных панелей.

В этом смысле субсидии, ориентированные на потребителя, не обязательно увеличат предложение, поскольку производители не мотивированы и не получают вознаграждения за увеличение производства. Однако налоговые льготы будут компенсировать более высокие цены для потребителей, так что маржа по-прежнему будет возвращаться производителям.

В том же духе некоторые штаты также предоставляют налоговые льготы или субсидии на покупку электрического или гибридного автомобиля. Это помогает отрасли возобновляемых источников энергии, позволяя большему количеству потребителей приобретать продукты, связанные с этой отраслью, без необходимости покрытия всей стоимости.

Каковы некоторые критические анализы государственных субсидий?

Критики субсидий утверждают, что они мешают свободному рынку и поэтому могут вызывать аномалии или неэффективность. Критики утверждают, что субсидии создают несправедливые условия, благоприятствующие одной группе компаний по сравнению с другими, что снижает конкуренцию. Эти компании могут воспользоваться субсидиями для получения ренты, что в конечном итоге нанесет ущерб потребителям.

Что такое прямые и косвенные субсидии?

Прямые субсидии включают денежные переводы или налоговые льготы, которые непосредственно влияют на компанию или отрасль. Косвенные субсидии не имеют конкретной денежной стоимости и не предполагают выплаты наличными. Вместо этого они могут включать в себя упрощение получения ресурсов или снижение затрат другими способами.

Какие отрасли субсидирует правительство США?

Правительство США в значительной степени субсидирует отечественный сельскохозяйственный сектор. Он также субсидирует производителей нефти и энергии, некоторых производителей жилья, автомобилей и некоторых медицинских учреждений (например, Medicare).

Практический результат

Государственные субсидии могут помочь отрасли как со стороны поставщика, так и со стороны потребителя, независимо от того, с какой стороны они реализуются.