Содержание
Коза и овца в русских народных верованиях и представлениях | Газета «Кижи»
Приближающийся 2015 год будет посвящен астрологическому знаку Козы, или Овцы. Сначала немного о самих этих животных, которые попали в число знаков-символов. Овца и коза — животные из отряда парнокопытных. Оба этих вида были приручены за несколько тысяч лет до нашей эры. Козы служат поставщиками шерсти и молока, овцы кроме шерсти и молока снабжают человека также шкурами и мясом. Хотя коза и овца — достаточно близкие животные, они сильно отличаются по темпераменту и поведению. Если овца — животное стадное и «безынициативное», то козу отличает индивидуальность, своенравие, предприимчивость и озорство. Оба этих животных, живущих рядом с человеком, оставили свой след не только в восточной, но и в европейской и русской культуре. По-видимому, можно провести параллель между козой и овцой — домашними животными и представлениями, которые сложились о них в этих культурах.
Коза — довольно известный персонаж древнегреческой и древнеримской мифологий. Следует вспомнить, во-первых, козу Амалфею, вскормившую своим молоком младенца Зевса, а также богов, которые изображались в виде козла или имели в своем облике козлиные черты. Таковы бог растительности и виноделия Дионис, принимавший обличье козла, и козлоногий Фавн (Пан) — бог полей, лесов и пастбищ, покровитель скотоводства, охранявший стада от волков.
Овца тоже запечатлелась в древних мифах — если не как действующее лицо, то, по крайней мере, как объект добычи. Ведь именно на поиски золотого руна отправляются в путешествие в далекую Колхиду аргонавты, греческие герои со всей Эллады, под предводительством царского сына Ясона.
В славянских культурах коза нередко выступает символом плодородия. Похожими качествами народное сознание наделило и овечку: она связывается с плодовитостью и, благодаря теплой шерсти, с богатством и прибылью. Другая сторона облика козы в народных верованиях — ее связь с нечистой силой, чему немало способствует ее внешний облик — наличие острых рогов. Подобные ассоциации могут быть связаны и с овцой, но значительно реже, так как на восприятие овечьего образа оказала сильное влияние христианская символика. Выступая представителями демонического мира, коза и овца могут в то же время служить оберегами, защищать от него.
Эти общие для славян представления о двух животных в разной степени присущи и русской традиции. Они проявляются в календарных и семейных обрядах, во многих жанрах фольклора (сказках, заговорах, пословицах, приметах и загадках, в детском фольклоре, мифологических рассказах… и не только). Поскольку речь здесь о новом годе, остановимся на образах козы и овцы в народном календаре. Оба эти образа встречаются в нем как в зимний, так и в летний периоды, причем спектр их ролей весьма разнообразен.
Начнем с зимы, когда коза предстает как один из персонажей святочного ряженья. Зимой с наступлением святок по домам начинали ходить ряженые. Из года в год это были одни и те же традиционные «маски» — персонажи, чей облик изготавливался с помощью нехитрых подручных средств. Облик ряженой козы (как и многих других ряженых животных) складывался из тулупа, вывернутого шерстью наружу, и деревянной козьей головы с рогами, открывающейся пастью и соломенной бородой. Сценка с козой в главной роли носила название «вождение козы», а ее сюжет заключался в том, что под звучание песни «Где коза ходит, там жито родит» коза исполняла пантомиму: танцевала, а затем падала и умирала, после чего воскресала. В тексте песни подчеркивалась ее магическая роль в обеспечении многократного, обильного урожая: «Где коза рогом — там жито стогом, где коза хвостом — там жито кустом». Ход обрядовой сценки выявляет мифологическую связь животного с ежегодным умиранием и последующим возрождением природы.
Ряженые сценки с участием козы были более характерны для белорусов и украинцев, нежели русских. В русской традиции козья маска не могла сравниться по частотности с другими популярными зооморфными персонажами ряженья — медведем, петухом, журавлем, лошадью — и занимала, скорее, периферийное положение, локализуясь в средней полосе. Согласно одной из точек зрения, эта особенность была связана с той малозначительной ролью, которая принадлежала мелкому рогатому скоту в северных крестьянских хозяйствах, где главными оставались конь и коровы. Однако случаи появления ряженой козы все же отмечались на обширнейшей территории Русского Севера: от Архангельской до Вологодской и Новгородской губерний. Не стала исключением и Олонецкая губерния. Правда, следует отметить, что следы ряженой козы обнаруживаются здесь (и то по весьма скудным свидетельствам) только на востоке губернии, в Каргополье (современная Архангельская область). Так, имя козы звучит в песне, сопровождавшей святочную театрализованную сценку с ряженым попом: «У попа была коза лысая, / Повадилась она к дьякону в огород ходить…». В сюжете песни коза, по существующей схеме, подвергается казни. Эта каргопольская запись, сделанная уже в 1990-е годы (опубликовано в «Живой старине» за 1996 г.), говорит о живучести обряда и заставляет предположить его бoльшую, чем принято считать, распространенность в прошлом.
Есть и еще один, более ранний, зафиксированный до революции, случай ряженья козой, происходящий тоже из Каргопольского уезда. К сожалению, он описан очень кратко: на святках «молодец рядится козой и идет к милой под окно». Вероятнее всего, это тот же самый обряд; но здесь, через указание на участников обряда, которых всего двое — ряженый молодец и его милая — проступает свадебная символика. Брачные мотивы тоже входили составной частью в сложный мифологический образ козы и проявлялись в отдельных контекстах.
Символика брака прослеживается и в молодежной святочной игре, где участвовала коза. Разновидности этой игры были известны под названиями «Волки и овцы», «Жмурки, или Слепой козел», «Коза». Суть игры сводилась к тому, что центральный персонаж должен был поймать одного из играющих, после чего игра начиналась снова. В первой игре, «Волки и овцы», записанной в средней полосе России, наряженный волком водящий похищал во время «пастьбы» одну из «овец» (девушек). Описания двух других игр приведены в одном из первых сборников фольклорно-этнографических материалов, изданном в 30–40-е годы XIX века, «Сказания русского народа» И. П. Сахарова. Обе игры начинались произнесением ритуальных текстов, а затем Слепой Козел, либо Коза, ловили остальных. Игра происходила в избе. Пойманный Слепым Козлом занимал его место. Интересно обратить внимание на то, что в этих играх присутствуют и коза, и овца, которые выполняют противоположное назначение — объекта охоты в одном случае (овцы, которых ловит волк) и охотника в другом (Коза, которая ловит других участников).
Коза присутствует и в таком типичном святочном обряде, как колядование, в качестве героя фольклорного текста. Ее роль здесь близка роли козы — ряженого персонажа. В святки в Московской губернии колядовщики исполняли такую песню:
Добры молодцы, красны девицы
Поют песни-колядушки.
В средине их старик сидит,
Он точит свой булатный нож.
Котел кипит горючий,
Возле котла козел стоит,
Хотят козла резати…
Козел здесь выступает в роли жертвенного животного. Сюжет этой святочной песни как бы предваряет то, что на самом деле происходило в течение календарного года, но уже в следующий, летний период.
Овца тоже занимает в святках свое место. Она выступает как атрибут девичьих гаданий. Одно из них состояло в том, что гадающая девушка, войдя в хлев с овцами, должна была наугад схватить первое попавшееся животное. Если это был баран, девушка радовалась этому как предвестию скорого замужества, если же в руки ей попадалась овца, это означало, что сидеть ей в девках еще год.
Другой известный вид гадания — накануне Рождества или Нового года нужно было обвязать шею овцы поясом. Если наутро выбранная овца стояла, развернувшись мордой к двери, владелица пояса должна была выйти замуж. Вариант этого гадания, целью которого было узнать подробности о внешности будущего жениха, предполагал перевязывание шеи овцы лентой в темноте. Если наутро выяснялось, что овца с лентой была белошерстной, значит жених будет светловолосым, если же черной шерсти — брюнетом.
Наконец, в зимний период календаря коза и овца встречаются в числе… фигурок обрядового печенья, которое в северных губерниях пекли на Рождество. Печенье называлось «козули» и представляло собой изображения домашнего скота и птиц из пресного белого или ржаного теста. Одну из козулек клали над воротами на скотном дворе и хранили там целый год для обеспечения сохранности, здоровья и плодовитости скота. Остальные печенья подавали как ритуальную награду христославам — детям и молодежи, которые в Рождество ходили по дворам, исполняя поздравительные песни, прославлявшие хозяев.
Можно сказать, что наиболее яркие проявления образа козы связаны с зимним периодом календаря: овца представлена в нем гораздо скромнее. Зато ей уж точно принадлежит вторая половина года, а именно время на стыке лета — осени. Здесь овца, а точнее баран, играет видную роль во множестве местных праздников, идея которых строилась на жертвоприношении этого животного и последующей общественной трапезе с вареным мясом.
Подобные праздники были широко распространены на Севере, в том числе и на Обонежской земле, где они в равной мере бытовали и среди русского, и среди карельского населения. Диапазон праздничных дат был широк, охватывая временной промежуток с июля по сентябрь, так как в разных местностях жертвоприношения барана приурочивались к Петрову дню, Ильину дню (или первому воскресенью после него), к Успению (или первому воскресенью после Успения). В ряде мест этот праздник носил соответствующее название: Овечье, Баранье воскресенье, День барана (у карелов).
Общая основа таких праздников состояла из нескольких основных элементов. В день праздника в ограде сельского храма резали специально приготовленного для этого барана (реже овцу). Здесь же на разведенном огне варили мясо, после чего его съедали всей деревней без остатка. После этого переходили к светской части праздника — традиционному праздничному угощению в домах и гулянию. Особое значение поедания жертвенного мяса подчеркивается тем, что его и прочие обычные праздничные блюда не смешивали — это были две отдельные трапезы.
Сохранившиеся описания подобных празднеств предлагают, как правило, схожие версии их происхождения: праздник с «жертвой» был учрежден в деревне много лет назад для того, чтобы остановить сильнейшую эпизоотию. Такое объяснение отчасти подтверждается более сложными и явно более поздними вариантами этих праздников, когда к обряду жертвоприношения барана приурочивался христианский молебен, завершавшийся окроплением собранного у храма деревенского скота — лошадей, коров и овец. Свидетельств о таких праздниках сохранилось достаточно, в том числе и в поздних, современных записях.
Как видно, коза и овца весьма разнообразно отразились в народных верованиях, чему свидетельство — множественность обликов, в которых они появляются в русском календаре. Если на языке восточных гороскопов коза и овца — синонимичные, взаимозаменяемые образы, на почве русской традиции они, скорее, сохраняют свои реальные, биологические, различия. В русских народных верованиях, нашедших отражение в обрядах и фольклоре, это два самостоятельных персонажа со своими разными, а иногда и противоположными, мифологическими функциями и атрибутами.
Дарья АБРОСИМОВА
это не только ценный мех — РБК
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 29 апреля
EUR ЦБ: 88,37
(-1,83)
Инвестиции, 28 апр, 16:15
Курс доллара на 29 апреля
USD ЦБ: 80,51
(-1,05)
Инвестиции, 28 апр, 16:15
Бывший стратег JPMorgan предрек сильный рост S&P 500 после разворота ФРС
Инвестиции, 10:13
Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы
РБК и банк Ренессанс, 10:06
Сколько россияне отдохнут на вторых майских. Календарь
Общество, 10:01
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Как прибыль банков в России может обновить рекорд. Инфографика
Финансы, 10:00
АФК «Система» стала владельцем Natura Siberica
Бизнес, 10:00
Партнерство США и Саудовской Аравии дало трещину. К чему это приведет
Pro, 09:56
Риелторы назвали районы Новой Москвы — лидеры по росту предложения жилья
Недвижимость, 09:54
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
Путин перенес празднование Дня молодежи
Общество, 09:51
Bloomberg рассказал о «резком» разговоре Маккарти с журналистом из России
Политика, 09:47
Пространство выбора: как найти квартиру для себя или инвестиций
РБК и ПИК, 09:46
В Госдепе прокомментировали атаки беспилотников на объекты в России
Политика, 09:43
Курс биткоина упал более чем на $2 тыс.
Крипто, 09:40
Кокорин установил личный рекорд результативности за сезон в чемпионате
Спорт, 09:37
Профессии будущего: сбываются ли прогнозы и как не прогадать с выбором
Pro, 09:27
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Говорят, что собака – лучший друг человека. Но по-видимому, для древних людей это утверждение было неверным.
Об этом свидетельствуют исследования в области генетики. Основываясь на результатах этих исследований, ученые утверждают, что козы были верными спутниками наших предков в их скитаниях по земле. Эти животные служили древним крестьянам источником пропитания, а также предметом обмена. Они были подмогой людям при завоевании новых территорий и внесли свою лепту в развитие торговли. Козу в те времена часто называли «коровой для бедных людей», потому что она была неприхотлива и могла выжить в любых условиях и при скудном питании. Она была чем-то вроде «живого холодильника», в котором всегда есть вкусное питательное молоко.
Сейчас козы уступают в популярности свиньям, овцам и коровам, но, как утврждают ученые, когда-то они были любимыми домашними животным. Вот почему у козы такие грустные глаза…
BBC
Видео, на котором малыш ругается на козу во дворе, стало вирусным
Ваш веб-браузер больше не поддерживается. Чтобы улучшить свой опыт, обновите его здесь
Жительница Новой Зеландии Софи Смит не могла поверить своим глазам, когда увидела козу, жующую листья во дворе ее дома в пригороде Крайстчерча.
«Это чертова коза», — завопила мама двоих детей, потянувшись к телефону, чтобы снять маловероятного посетителя около 16:00 в пятницу (по местному времени).
При этом двухлетняя дочь г-жи Смит Айви, сидящая на игрушечной печи и смотрящая в окно на козу, передразнила свою мать, говоря: «Черт возьми, коза снаружи».
Короткое 10-секундное видео с участием Айви Смит с тех пор стало вирусным, пост набрал более 4 миллионов просмотров в приложении TikTok и широко распространился в Twitter, Facebook и Instagram. (Joseph Johnson/Stuff)
ПОДРОБНЕЕ: Подростки прячутся в магазине Ikea, бегают после закрытия в TikTok Challenge
«Это просто коза», — ответила мисс Смит, прежде чем нахальный малыш снова указал в окно, сказав: «Нет, это чертова коза».
Миссис Смит сначала отправила видео через Snapchat нескольким приятелям и разместила его в местной группе Facebook, чтобы выяснить, кому принадлежит бездомная коза.
Но вскоре она получила несколько ответов, призывающих ее сделать репост видео.
Так она и сделала, опубликовав это в TikTok и Facebook.
Короткое 10-секундное видео с тех пор стало вирусным, пост набрал более четырех миллионов просмотров в приложении TikTok и широко распространился в Twitter, Facebook и Instagram.
Г-жа Смит сказала, что она была поражена массовым откликом на видео в Интернете, поскольку она никогда раньше не делала видео вирусным.
Мама Софи Смит говорит, что у нее были как положительные, так и отрицательные отзывы о том, что Айви ругается матом в видео. (Джозеф Джонсон/Материалы)
ПОДРОБНЕЕ: Видео с тренировки во время военного переворота в Мьянме становится вирусным
«Я получил много действительно положительных отзывов от людей, которые сказали, что это просто сделало их день, и все, что им нужно, это посмеяться, и что они очень благодарны за то, что я поделилась этим … и затем у меня также было немало гневных комментариев от людей, говорящих действительно негативные вещи», — сказала она.
Г-жа Смит сказала, что она твердо убеждена в том, что воспитывает своих двоих детей на высоком уровне, но считает, что негативные отзывы, которые она получила, могут быть «весьма опасными» для некоторых родителей.
«У [Айви] два, она явно не знает, что это значит», — сказала она.
«Из этого вышло гораздо больше хорошего, чем плохого, и она не использует этот язык каждый день.
«Если кто-то говорит, что никогда раньше не ругался… козел пришел в вашу собственность, а затем скажите мне обратное».
Коза воссоединилась со своим владельцем. (Прилагается)
ПОДРОБНЕЕ: Видео тренировки во время военного переворота в Мьянме становится вирусным0012
Что касается козла, мисс Смит ни разу не видела его за семь лет, что она жила в этом районе.
Он выбежал из ее собственности и через дорогу к соседнему дому.
Мисс Смит получила подтверждение, что он вернулся к своим владельцам в целости и сохранности.
Эта история первоначально появилась на Stuff и была переиздана с разрешения.
- детский
- семейный
- Вирусный
- Новая Зеландия
- Мир
СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ
Присылайте свои фото, видео и истории на адрес 9News contact@9news.
com.au
Новости недвижимости: Музыкальный промоутер Майкл Коппел продает дом Турака более чем за 30 миллионов долларов — domain.com .au
Выращивание козлят | Purina Animal Nutrition
Перейти к содержимому (нажмите Enter)
Wellness : Питание
Purina Animal Nutrition
Надлежащая программа выращивания козлят начинается еще до рождения, потому что рождение здорового новорожденного козленка означает удовлетворение пищевых потребностей самки во время ее вынашивания.
Как только ребенок родится, вы действительно должны убедиться, что у него хорошее начало.
Уход и содержание новорожденных козлят
Есть две практики управления, которые имеют решающее значение для будущего здоровья новорожденного. Сначала пуповину нужно окунуть в настойку раствора йода. Это поможет предотвратить прямое попадание болезнетворных организмов в организм. Лечение йодом будет способствовать высыханию пуповины, что поможет ей аккуратно оторваться от пупка. Не отсоединяйте шнур; дайте ему высохнуть и отпасть самостоятельно. Раннее удаление может привести к смерти ребенка от кровотечения.
Еще более важным для будущего здоровья ребенка является кормление его молозивом как можно скорее после рождения. Молозиво – это первое молоко, производимое самкой. Молозиво содержит антитела, которые обеспечивают первичный иммунитет ребенка против болезней. Поскольку антитела в молозиве могут эффективно всасываться только в первые 18 часов после рождения, рекомендуется начинать кормление как можно раньше. Количество молозива, скармливаемого в первые 24 часа, должно составлять 10% от массы тела ребенка. Молозиво для кормления из бутылочки помогает обеспечить адекватное потребление. Излишки молозива можно заморозить и сохранить для детей-сирот.
Болезнетворные микроорганизмы, в частности артритный энцефалит коз (CAE), могут передаваться от самки к козленку через молозиво. Передачи можно избежать, если кормить детей молозивом от самок, не содержащих CAE, используя термически обработанное молозиво или заменяя молозиво. После того, как козлята выпьют молозиво, их можно оставить с самкой для кормления грудью или начать давать заменитель молока, такой как LAND O LAKES ® Doe’s Match ® Заменитель молока для детей.
Кормление козлят из бутылочки
При кормлении из бутылочки соблюдайте правильный график кормления детей и ограничьте потребление, поскольку перекармливание может привести к диарее, вздутию живота и даже смерти из-за Clostridium perfringens , которые размножаются за счет чрезмерного количества крахмала и сахара в пищеварительном тракте (это называется «перееданием»). болезнь» или энтеротоксемия). Дети могут быть агрессивными едоками, и есть соблазн дать им больше, чем они должны, поэтому будьте непреклонны в соблюдении рекомендуемой программы. Типичная программа кормления козлят описана ниже.
Возраст | Количество жидкого молока на одно кормление | График кормления |
---|---|---|
День 1 | Молозиво, 10% массы тела* | |
Дни 2 — 10 | 4–6 унций | 4-5 раз/день |
Дни 11 — 21 | 7–12 унций | 3-4 раза/день |
21-й день — отлучение от груди | 12–16 унций | 3 раза/день |
*например, ребенку весом 4 фунта потребуется 0,4 фунта молозива или около 6,5 унций (0,4 фунта x 16 унций/фунт)
Маленькие дети должны есть в нижней части диапазона, более крупным детям потребуется большее количество в предоставленном диапазоне.
Козлята-отъемыши
Когда деткам предлагают сено или пастбище хорошего качества, а также питательный корм, их можно отлучать от груди уже в 30-дневном возрасте, но лучше подождать до 6-8 недель. Лучшей мерой для отлучения ребенка от груди является то, что он весит как минимум в 2-2,5 раза больше своего веса при рождении и ест значительное количество сухого корма. По мере приближения к назначенной дате отлучения от груди может помочь постепенное уменьшение количества предлагаемого заменителя молока. Дети начнут есть сено или пастбище к 2-недельному возрасту; это потребление клетчатки стимулирует развитие эпителиальной выстилки рубца, что имеет решающее значение для здоровья и функционирования пищеварения в будущем. Вскоре после этого им можно предложить обогащенный корм-концентрат, такой как Purina 9.0101 ® Goat Gwer или Purina ® Goat Chow, оба из которых обеспечат критически важными питательными веществами.
Эти шаги по питанию помогут вам обеспечить своим детям здоровый старт и долгую жизнь.