Содержание
Эпикур — биография, факты, философия, фото
Эпикур – древнегреческий философ, основоположник эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»). За годы своей жизни написал почти 300 трудов, которые дошли до наших дней только в виде фрагментов.
В биографии Эпикура есть много интересных фактов, связанных как с его философскими взглядами, так и с жизнью, как таковой.
Итак, перед вами краткая биография Эпикура.
Биография Эпикура
Эпикур появился на свет в 342 или 341 году до н. э. на греческом острове Самос. О жизни философа мы в основном знаем благодаря воспоминаниям Диогена Лаэртского и Лукреция Кара.
Эпикур рос и воспитывался в семье Неокла и Херестраты. В юности он увлекся философией, которая на то время была чрезвычайно популярной у греков.
В частности, на Эпикура произвели большое впечатление идеи Демокрита.
В 18-летнем возрасте парень вместе с отцом приехал в Афины. В скором времени у него начали формироваться свои взгляды на жизнь, отличавшиеся от учений других философов.
Философия Эпикура
Когда Эпикуру исполнилось 32 года, он образовал свою философскую школу. Позже он купил в Афинах сад, где делился со своими последователями разными знаниями.
Интересен факт, что поскольку школа находилась в саду философа, она начала называться «Садом», а последователи Эпикура стали именоваться – «философами из садов».
Над входом в школу висела надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо».
Согласно учению Эпикура, а, следовательно, и эпикуреизму, высшим благом для человека являлось наслаждение жизнью, которое подразумевало под собой отсутствие физической боли и беспокойств, а также избавление от страха перед смертью и богами.
По мнению Эпикура, боги существовали, однако они с безразличием относились ко всему тому, что происходило в мире и жизни людей.
Такой подход к жизни вызвал интерес у многих соотечественников философа, в результате чего у него с каждым днем появлялось все больше и больше последователей.
Ученики Эпикура являлись вольнодумцами, часто вступавшими в дискуссии и подвергавшими сомнению общественные и моральные устои.
Эпикуреизм быстро стал главным оппонентом стоицизма, основателем которого был Зенон Китийский.
В античном мире не было столь противоположных течений. Если эпикурейцы стремились получать максимальное удовольствие от жизни, то стоики пропагандировали аскетизм, стараясь контролировать свои эмоции и желания.
Эпикур и его последователи пытались познать божественное с точки зрения материального мира. Они разделяли эту идею на 3 категории:
- Этика. Она позволяет познать наслаждение, которое является началом и концом жизни, а также выступает в качестве мерила блага. Посредством этики человек может избавиться от страданий и ненужных желаний. Поистине, счастливым может стать только тот, кто научится довольствоваться малым.
- Каноника. В основу материалистической концепции Эпикур брал чувственные восприятия. Он полагал, что все материальное состоит из частиц, которые так или иначе проникают в органы чувств. Ощущения в свою очередь приводят к появлению предвосхищения, которое и является настоящим знанием. Стоит заметить, что разум по Эпикуру становился помехой для познания чего-либо.
- Физика. С помощью физики философ пытался отыскать первопричину возникновения мира, которая бы позволила человеку избежать страха перед небытием. Эпикур говорил, что Вселенная состоит из мельчайших частиц (атомов), движущихся в бесконечном пространстве. Атомы в свою очередь соединяются в сложные тела – людей и богов.
Ввиду всего перечисленного, Эпикур призывал не испытывать страха перед смертью. Он объяснял это тем, что атомы разносятся по необъятной Вселенной, в результате чего душа перестает существовать вместе с телом.
Эпикур был уверен в том, что нет ничего такого, что могло бы повлиять на человеческую судьбу. Абсолютно все появляется по чистой случайности и без глубокого смысла.
Интересен факт, что мысли Эпикура оказали большое влияния на идеи Джона Локка, Томаса Джефферсона, Джереми Бентама и Карла Маркса.
Смерть
По сообщению Диогена Лаэртского причиной смерти философа стали камни в почках, которые доставляли ему мучительную боль. Тем не менее, он продолжал оставаться веселым, занимаясь преподавательской деятельностью до конца своих дней.
Еще во время своей жизни Эпикур сказал следующую фразу:
«Не бойся смерти: пока ты жив – ее нет, когда она придет, тебя не будет»
Возможно именно такой настрой помог мудрецу без страха покинуть этот мир. Эпикур умер в 271 или 270 году до н. э. в возрасте примерно 72 лет.
Если вам понравилась краткая биография Эпикура – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
AMPERSAND — интересные факты: Эпикур
Эпикур был греческим философом античности, заложившим основы эпикурейской философии.
Детство и жизненный путь
Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».
Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.
Учение Эпикура
Эпикур сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, призывая основывать выводы на непосредственном наблюдении и дедуктивных умозаключениях. Его представления во многом предвосхищают важнейшие научные теории нашего времени. Учения Эпикура и его эгалитарные взгляды сделали его видной фигурой Осевого времени, длившегося с 800 по 200 г.г. до н.э. Именно Эпикур, своей теорией «взаимной пользы», закладывает основы древнегреческой концепции этики как таковой. Учения его берут истоки из различных теорий древнегреческих мыслителей, однако в большей мере пересекаются с принципами учений Демокрита. Как и Демокрит, Эпикур является атомистом и твёрдо верит в то, что мир состоит из невидимых материальных частиц, перемещающихся в пространстве. Согласно его учению, всё, происходящее в мире, случается благодаря столкновению, взаимному отталкиванию и взаимодействию атомов, действия которых не имеют под собой ни закономерностей, ни целей. Теория атомизма Эпикура расходилась с ранней теорией Демокрита, утверждая, что атомы не всегда двигаются по прямой, но часто самопроизвольно отклоняются от собственной траектории. Это утверждение служило веским доказательством существования свободы воли. Эпикур первым поборол страх перед богами и нарушил существовавшие традиции поклонения им. К тому же, он активно принимал участие в религиозной жизни общества.
Согласно учениям Эпикура, религиозная деятельность является неотъемлемым элементом размышлений о Боге, задавая образец счастливой жизни. Он отрицал общепринятое утверждение, что Бог карает злых и вознаграждает добрых. Напротив, по убеждению Эпикура, Богу вовсе нет дела до человеческих существ. Философ провозглашает, что всё хорошее, что происходит с людьми, берёт своё начало из удовольствия либо боли. Всё, что причиняет боль – плохо, равно как и всё, что приносит удовольствие – хорошо. Его учение также гласит, что есть случаи, когда боль, предпочтённая удовольствию, впоследствии приводит к блаженству. Его призывы всеми силами искать блаженства многими были поняты превратно, однако истинный смысл этих слов состоит в том, что, избавившись от боли, человек освобождается от страха и кары небесной. Из этого Эпикур выводит, что, не чувствуя боли, человек больше не нуждается в удовольствии, а потому достигает наивысшего душевного спокойствия. Он настоятельно предостерегает от излишеств, поскольку они неизменно ведут к боли. Закон этот применим ко всему, и к любви в том числе. Самым верным путём к счастью Эпикур называет дружбу. Он также опровергает страх перед смертью, утверждая, что «смерть для нас – ничто». Философ развивает эту мысль, добавляя, что всякое чувство, сознание и ощущение со смертью исчезает, после чего не остаётся ни боли, ни удовольствий.
Смерть
Эпикур страдал от мочекаменной болезни, которая в 270 г. до н.э. одерживает над ним верх, приводя к смерти. Философ умер в возрасте 72 лет. За свою жизнь он никогда не женился, а потому наследников после себя не оставил.
Эпикур — Школа Жизни
Древнегреческий философ Эпикур родился в 341 г. до н.э. на острове Самос, в нескольких милях от побережья современной Турции. У него была необычно длинная борода, он написал более трехсот книг и был одним из самых известных философов своего времени.
Что сделало его знаменитым, так это его умелое и неустанное сосредоточение на одном конкретном предмете: счастье . Раньше философы хотели знать, как быть хорошим; Эпикур настаивал, что хочет сосредоточиться на том, как быть счастливый .
Немногие философы когда-либо делали такое откровенное и приземленное признание своих интересов. Многих это потрясло, особенно когда они услышали, что Эпикур основал Школу счастья. Мысль о том, что происходило внутри, одновременно шокировала и глубоко возбуждала. Несколько недовольных эпикурейцев сделали несколько разоблачающих утечек о том, что происходит в школе. Тимократ сказал, что Эпикура тошнило два раза в день, потому что он проводил все свое время на диване, которого команда рабов кормила роскошным мясом и рыбой. А Диотим Стоик опубликовал пятьдесят непристойных писем, которые, по его словам, были написаны Эпикуром каким-то молодым студентам, когда он был пьян и сексуально одержим. Именно из-за таких сплетен мы до сих пор иногда используем прилагательное «эпикурейский» для описания роскоши и упадка.
Но такие ассоциации неосновательны. Правда об Эпикуре гораздо менее сенсационна, но гораздо интереснее. Греческий философ действительно был сосредоточен на счастье и удовольствии, но его не интересовали дорогие обеды или оргии. У него было всего два плаща, и он питался хлебом, оливками и иногда кусочком сыра в качестве угощения. Вместо этого, терпеливо изучая счастье в течение многих лет, Эпикур пришел к ряду замечательных и революционных выводов о том, что нам на самом деле нужно для счастья, выводам, полностью противоречащим предположениям его эпохи — и нашим собственным.
Эпикур предположил, что мы обычно делаем три ошибки, думая о счастье:
1. Мы думаем, что нам нужны романтические отношения
Тогда, как и сейчас, люди были одержимы любовью. Но Эпикур заметил, что счастье и любовь (не говоря уже о браке) почти никогда не идут рука об руку. Слишком много ревности, непонимания и горечи. Секс всегда сложен и редко гармонирует с привязанностью. Было бы лучше, заключил Эпикур, никогда не слишком доверять отношениям. Напротив, он отметил, насколько благотворна большая часть дружбы: здесь мы вежливы, мы ищем согласия, мы не ругаем и не ругаем, и мы не собственники. Но проблема в том, что мы недостаточно видимся с друзьями. Мы позволяем работе и семье превалировать. Не можем найти время. Они живут слишком далеко.
2. Мы думаем, что нам нужно много денег
Тогда, как и сейчас, люди были одержимы своей карьерой, движимы желанием денег и аплодисментов. Но Эпикур подчеркивал трудности работы: ревность, злословие и несостоявшиеся амбиции.
Эпикур считал, что работа приносит истинное удовлетворение, когда мы можем работать в одиночку или в очень малых группах и когда это кажется значимым, когда мы чувствуем, что каким-то образом помогаем другим или делаем что-то полезное. улучшить мир. На самом деле нам нужны не деньги или престиж, а чувство удовлетворения от нашего труда.
3. Мы слишком верим в роскошь
Мы мечтаем о роскоши: красивом доме, элегантных комнатах и приятных видах. Мы представляем поездки в идиллические места, где мы можем отдохнуть и позволить другим позаботиться о нас…
Но Эпикур не согласился с нашими стремлениями. За фантазией о роскоши, по его мнению, мы действительно хотим покоя. Однако спокойствие не может возникнуть просто благодаря изменению вида или владению восхитительным зданием.
Спокойствие — это внутреннее качество, которое является результатом анализа: оно приходит, когда мы просеиваем наши заботы и правильно понимаем их. Поэтому нам нужно достаточно времени, чтобы читать, писать и, прежде всего, пользоваться регулярной поддержкой хорошего слушателя: сочувствующего, доброго, умного человека, который во времена Эпикура был бы философом, а теперь мы бы назвали его терапевт.
Имея в руках свой анализ счастья, Эпикур сделал три важных новшества:
– Во-первых, он решил, что будет жить вместе с друзьями. Хватит видеть их только время от времени. Он купил за умеренную цену участок земли за пределами Афин и построил дом, где он и его друзья могли бы жить бок о бок на постоянной основе. У каждого были свои комнаты, а внизу и на территории были общие помещения. Так жители всегда будут окружены людьми, разделяющими их взгляды, веселыми и добрыми. За детьми ухаживали по очереди. Все ели вместе. Можно было болтать в коридорах поздно ночью. Это была первая в мире настоящая коммуна.
— Во-вторых, все в коммуне перестали работать на других людей. Они согласились на сокращение своего дохода в обмен на возможность сосредоточиться на выполнении работы. Некоторые из друзей Эпикура посвятили себя сельскому хозяйству, другие — кулинарии, некоторые — изготовлению мебели и искусству. У них было гораздо меньше денег, но достаточно внутреннего удовлетворения.
– В-третьих, Эпикур и его друзья посвятили себя обретению спокойствия посредством рационального анализа и прозрения. Каждый день они проводили периоды времени, размышляя о своих тревогах, улучшая свое понимание своей психики и осваивая великие вопросы философии.
Эксперимент Эпикура с жизнью прижился. Эпикурейские общины открылись по всему Средиземноморью и привлекли тысячи последователей. Центры процветали на протяжении поколений, пока не были жестоко подавлены завистливой и агрессивной христианской церковью в V веке. Но даже тогда их сущность сохранилась, когда многие из них были превращены в монастыри.
Влияние Эпикура продолжается и в наши дни. Карл Маркс защитил о нем докторскую диссертацию и считал его своим любимым философом. То, что мы называем коммунизмом, в глубине души является просто более крупной — и, скорее, более авторитарной и безрадостной — версией эпикуреизма.
Даже сегодня Эпикур остается незаменимым путеводителем по жизни в развитых потребительских капиталистических обществах, потому что реклама, на которой основана эта система, искусно вводит людей в заблуждение относительно того, что, по их мнению, им нужно для счастья.
Невероятное количество рекламных роликов сосредоточено на трех вещах, которые Эпикур назвал ложными приманками счастья: романтической любви, профессиональном статусе и роскоши.
Реклама не работала бы так хорошо, как сейчас, если бы она не работала с точным пониманием наших реальных потребностей. И хотя они возбуждают нас, пробуждая их, они отказываются погасить их должным образом. Реклама пива покажет нам группы обнимающихся друзей, но продаст нам только алкоголь (который мы можем пить в одиночестве). Реклама необычных часов покажет нам высокопоставленных профессионалов, целеустремленно направляющихся в офис, но не будет знать, как удовлетворить желание работать, которая действительно приносит удовлетворение. А реклама тропических пляжей может щекотать нас своей безмятежностью, но сама по себе она не может обеспечить истинное спокойствие, которого мы так жаждем
Эпикур предлагает нам изменить наше представление о себе и соответственно изменить общество. Мы не должны изматывать себя и планету в гонке за вещами, которые, возможно, не удовлетворят нас, даже если мы их получим. Нам нужно вернуться к философии и гораздо серьезнее относиться к тому, чтобы быть счастливым.
Пять увлекательных фактов об Эпикуре – Интересная литература
Литература
Интересные факты о философе Эпикуре
1. Многое из того, что мы знаем о философии Эпикура, неверно. Эпикуреизм, название философии, вдохновленной учением философа Эпикура (341–270 гг. до н. э.), обычно понимается как поиск удовольствий, а затем чрезмерное наслаждение вещами — будь то слишком много питья, слишком много еды или слишком много секса. Но сам Эпикур был, на удивление, довольно бережливым и сдержанным малым. Немного сыра время от времени было, по общему мнению, самым снисходительным его вкусом, который когда-либо был в его вкусе.
2. Почему мы думаем о чрезмерных удовольствиях, когда слышим «Эпикур»? Во многом это результат клеветы со стороны великой школы философии, соперничающей с эпикурейцами: стоиков. Основанные Зеноном из Китиума, стоики проповедовали стойкость и самообладание, а эпикурейцев намеренно искажали как безответственных искателей удовольствий. Философ-стоик Эпиктет резюмировал учения Эпикура как «есть, пить, совокупляться, испражняться и храпеть». Большая часть его работ утеряна. Его О Природа , обширный трактат, насчитывающий колоссальные 37 томов, не сохранился, хотя несколько фрагментов из него были найдены среди обугленных кусков папируса, обнаруженных на Вилле папирусов в Геркулануме, которая была уничтожена. извержением Везувия в 79 г. н.э.
4. Несмотря на это, Эпикур оказал колоссальное влияние на более поздних классических писателей и философов. Возможно, самым важным позднейшим произведением, вдохновленным Эпикуром, был роман римского поэта Лукреция 9. 0101 De Rerum Natura (по-разному переводится как О природе вещей и О природе реальности ). И Лукреций, и Эпикур считали, что Вселенная состоит из атомов и что эти атомы часто (хотя и не всегда) действуют скорее случайно, чем по божественной воле или руководству. На самом деле, этот очень современный взгляд на мир был приписан некоторыми учеными, такими как Стивен Гринблатт в его книге The Swerve , который вывел средневековую Европу из схоластики в эпоху Возрождения, когда библиотекарь по имени Поджо Браччолини заново открыл Лукреция. стихотворение 1417 года.
5. Влияние Эпикура повсюду и в новейшей философии. Карл Маркс написал докторскую диссертацию о различиях взглядов Эпикура и Демокрита на природу. Шопенгауэр и Ницше также были поклонниками мировоззрения Эпикура, а вечно больной Ницше аплодировал способности Эпикура оставаться бодрым даже во время болезни.
Если вам понравились эти любопытные факты об Эпикуре, мы рекомендуем нашу книгу, полную интересных книжных фактов за 3000 лет, «Тайная библиотека: путешествие книголюбов по любопытным местам истории» , теперь можно приобрести в издательстве Michael O’Mara Books.