Экспорт и импорт россии в 2023 году: Внешняя торговля РФ в январе 2023 года

Эксперты рассказали, какие товары будет импортировать Россия в 2023 году

https://ria.ru/20230125/import-1847238377.html

Эксперты рассказали, какие товары будет импортировать Россия в 2023 году

Эксперты рассказали, какие товары будет импортировать Россия в 2023 году — РИА Новости, 25.01.2023

Эксперты рассказали, какие товары будет импортировать Россия в 2023 году

Автомобили, электронная техника и медикаменты будут доминировать в российском импорте в текущем году, в экспорте — горючие полезные ископаемые, черные и цветные РИА Новости, 25.01.2023

2023-01-25T08:39

2023-01-25T08:39

2023-01-25T10:04

экономика

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/02/1828808958_0:0:3290:1850_1920x0_80_0_0_920cd89497281b92241607bd797a053d.jpg

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости. Автомобили, электронная техника и медикаменты будут доминировать в российском импорте в текущем году, в экспорте — горючие полезные ископаемые, черные и цветные металлы и зерно, вероятно наращивание объемов торговли с Китаем, Индией, Турцией, а также Вьетнамом, считают опрошенные РИА Новости эксперты. «В 2023 году при сохранении текущих геополитических и экономических тенденций стоит ожидать продолжения реструктуризация российской внешней торговли. Вероятно, продолжится наращение объемов торговли с Китаем, Индией, Турцией. Также можно ждать увеличение объемов экспорта и импорта со странами-членами ЕАЭС и СНГ, в том числе за счет развития параллельного импорта», — считает ведущий специалист направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Наталья Кочеткова. По оценкам независимого эксперта в сфере промышленности и энергетики Леонида Хазанова, еще к основным торговым партнерам России в 2023 году стоит отнести Иран, а также Вьетнам, Бангладеш, Таиланд и Пакистан. «В структуре импорта будут доминировать автомобили и компоненты к ним, электронная техника, медикаменты, экспорта – горючие полезные ископаемые, черные и цветные металлы, зерно, минеральные удобрения», — считает Хазанов. Оценивая итоги 2022 года, эксперты обращают внимание — ввиду того, что ФТС России в настоящее время не размещает данные по внешней торговле в открытом доступе, оценить итоги прошлого года можно лишь предварительно. Как отмечает Кочеткова, активный рост торговли наблюдается с Индией, Турцией, Бразилией. Увеличились и объемы торговли со странами-членами ЕАЭС и СНГ, в частности с Арменией (за 10 месяцев 2022 года по сравнению с 10 месяцами 2021 года прирост товарооборота составил 86,9%), Кыргызстаном (прирост на 59,1%), Узбекистаном (прирост на 26,2%), указывает Кочеткова со ссылкой на зеркальные данные. Тем не менее, Хазанов предполагает, что импорт по итогам года мог сократиться в среднем на 20-30%, однако по отдельным направлениям снижение может быть как сильным, так и слабым — например, по оценке эксперта, ввоз новых автомобилей уменьшился на 50%, лекарственных препаратов – на 10-12%. То же самое, отмечает Хазанов, можно сказать и про экспорт.

https://ria.ru/20230125/neft-1847067950.html

https://ria.ru/20230125/avto-1847228971.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2023

Влада Копылова

Влада Копылова

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0b/02/1828808958_197:0:2928:2048_1920x0_80_0_0_67dcb7a531b5259b18f4228a467e326b.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Влада Копылова

экономика, россия

Экономика, Россия

МОСКВА, 25 янв — РИА Новости. Автомобили, электронная техника и медикаменты будут доминировать в российском импорте в текущем году, в экспорте — горючие полезные ископаемые, черные и цветные металлы и зерно, вероятно наращивание объемов торговли с Китаем, Индией, Турцией, а также Вьетнамом, считают опрошенные РИА Новости эксперты.

«В 2023 году при сохранении текущих геополитических и экономических тенденций стоит ожидать продолжения реструктуризация российской внешней торговли. Вероятно, продолжится наращение объемов торговли с Китаем, Индией, Турцией. Также можно ждать увеличение объемов экспорта и импорта со странами-членами ЕАЭС и СНГ, в том числе за счет развития параллельного импорта», — считает ведущий специалист направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР Наталья Кочеткова.

По оценкам независимого эксперта в сфере промышленности и энергетики Леонида Хазанова, еще к основным торговым партнерам России в 2023 году стоит отнести Иран, а также Вьетнам, Бангладеш, Таиланд и Пакистан. «В структуре импорта будут доминировать автомобили и компоненты к ним, электронная техника, медикаменты, экспорта – горючие полезные ископаемые, черные и цветные металлы, зерно, минеральные удобрения», — считает Хазанов.

Оценивая итоги 2022 года, эксперты обращают внимание — ввиду того, что ФТС России в настоящее время не размещает данные по внешней торговле в открытом доступе, оценить итоги прошлого года можно лишь предварительно.

Очищают от санкций: Европа присосалась к российской нефти

25 января, 08:00

Как отмечает Кочеткова, активный рост торговли наблюдается с Индией, Турцией, Бразилией. Увеличились и объемы торговли со странами-членами ЕАЭС и СНГ, в частности с Арменией (за 10 месяцев 2022 года по сравнению с 10 месяцами 2021 года прирост товарооборота составил 86,9%), Кыргызстаном (прирост на 59,1%), Узбекистаном (прирост на 26,2%), указывает Кочеткова со ссылкой на зеркальные данные.

Тем не менее, Хазанов предполагает, что импорт по итогам года мог сократиться в среднем на 20-30%, однако по отдельным направлениям снижение может быть как сильным, так и слабым — например, по оценке эксперта, ввоз новых автомобилей уменьшился на 50%, лекарственных препаратов – на 10-12%. То же самое, отмечает Хазанов, можно сказать и про экспорт.

Дилеры рассказали о возможном дефиците автомобилей в России

25 января, 05:57

Как выглядит экспорт и импорт в России после года спецоперации и санкций — 7 марта 2023

Бизнес
Власть
Общество

Правовые дискуссии

7 марта 2023, 12:47

2 комментарияФото: Freepik. com

Поделиться

В новой действительности особенно нелегко работать предпринимателям, которые вели дела с заграничными контрагентами: им пришлось не только полностью менять логистику поставок, но и придумывать схемы, позволяющие оформить сделки правильно — так, чтобы эти поставки в принципе стали возможными.

О том, как выглядит экспорт и импорт в России спустя год после начала спецоперации, рассказали участники рынка и эксперты на дискуссии «Право ВЭД», запись которой доступна на YouTube—канале «Фонтанки».

Один крупный импортер потребительских товаров, помнится, охарактеризовал происходящее емкой фразой: «как в 90-е, только наоборот». В том смысле, что российские бизнесмены, которые раньше старались прятать от государства денежные потоки, чтобы платить меньше налогов, теперь вынуждены снова делать вид, что это не их деньги, — но уже для того, чтобы иметь возможность по-белому, со всеми налогами, торговать импортными товарами на российском рынке.

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»Дмитрий Догадин, директор департамента закупок автомобилей Автохолдинга «РРТ»Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»Виктор Станковский, партнер и директор петербургского филиала юридической фирмы «Городисский и партнеры»Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»Елена Баженова, начальника отдела таможенных платежей Северо-Западного таможенного управления ФТС РоссииФото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

Поделиться

Немудрено, что российские юристы получили на этом правовом поле громадный объем работы. Одни занимаются санкциями — помогают бизнесу их обходить или хотя бы не нарваться на внесение в списки. Другие сопровождают таможенное оформление импортируемых товаров и защиту интересов импортеров в судах. Третьи оформляют многочисленные сделки по продаже бизнеса иностранными компаниями из недружественных государств, решившими покинуть Россию. Четвертые способствуют российским компаниям в релокации и экспансии в дружественные страны. Пятые подсказывают бизнесменам в России, как минимизировать риски при параллельном импорте ставших «запретными», но необходимых товаров. Шестые, наоборот, защищают интеллектуальную собственность иностранных правообладателей от «перегибов на местах».

По словам Елены Баженовой, начальника отдела таможенных платежей Северо-Западного таможенного управления ФТС России, сегодня государство ориентирует таможню на всяческую поддержку законопослушного российского бизнеса. «Первая мера поддержки, которая была у нас принята, — это обнуление ставок, — рассказала она. — В первой редакции было около 1300 товарных кодов, на которые были установлены льготы — они действовали с марта до 30 сентября. За этот период правительство РФ проанализировало данные и выяснило, что некоторые из льгот негативно влияют на экономику страны. Поэтому список был сокращен до 370 товарных кодов. Более того, обнуление ставок было введено ретроспективно: в момент, когда осуществлялся ввоз и шло декларирование, эта мера поддержки еще не вступила в силу, однако распространили они свое действие на весь период с 28 марта. В результате только по Северо-Западу около 5 тысяч деклараций на товары подлежали корректировке. Большая часть корректировалась по заявлениям участников ВЭД, но около 34% изменений внесено таможенными органами самостоятельно».

Елена Баженова, начальника отдела таможенных платежей Северо-Западного таможенного управления ФТС РоссииФото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

Поделиться

На уровне правительства России, говорит Елена Баженова, было принято решение расширить практику применения отсрочек и рассрочек. Организации, которые были признаны системообразующими — их сегодня восемь, — получили отсрочки на полгода на уплату пошлин. При этом в связи с запросами бизнеса было решено, что отсрочка дается на уровне Федеральной таможенной службы, и пользоваться ею эти организации могут в любом таможенном органе. Упрощены правила определения происхождения товаров. «Для некоторых сертификатов введены отсрочки предоставления оригиналов. Позднее обязательно их предоставить, но в момент ввоза можно это не делать», — пояснила представитель таможни.

Участники рынка подтверждают: диалог бизнеса с таможенной службой стал более осмысленным. «В середине февраля была встреча бизнеса с Центральной акцизной таможней, и мы смогли задать вопросы, они ответили, таможня задала свои вопросы — и нашли точки соприкосновения, — говорит Дмитрий Догадин, директор департамента закупок автомобилей Автохолдинга «РРТ». — Теперь проблем у бизнеса с акцизной таможней будет меньше. Стало понятно, как списывается утиль, как можно перепроверить автомобили — ввозились они ранее в Россию или нет. Потому что много есть машин, которые ввозили через страны Евразийского союза и не совсем честным путем. Теперь таможня дала разъяснения — где это и как посмотреть».

Дмитрий Догадин, директор департамента закупок автомобилей Автохолдинга «РРТ»Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

Поделиться

По словам Дмитрия Догадина (полностью его мнение можно прочитать в его колонке на «Фонтанке»), информационные ресурсы ФТС России действительно могут помочь законопослушным импортерам: «Одни возят через Беларусь, Казахстан, Киргизию — «вешая» машины на всевозможных льготников: многодетные семьи, людей с инвалидностью. Их ищут в Сети или через объявления на столбах, предлагая по 200–500 долларов за автомобиль. По белорусской статистике, такой «импорт» составляет до 80% от всего рынка проданных в республике машин. Но тут проблемы могут возникнуть, в первую очередь, у самих льготников, которые согласились поработать «вешалками»: к ним будут вопросы у налоговых органов. Проблема же россиян, которые купят BMW или Tesla, привезенные по этой схеме, в том, что им никак не проверить законность первичной сделки по покупке автомобиля за рубежом. А там, например, возможна так называемая «лизинговая» схема, которая опасна уже для конечного покупателя. Покупается машина, находящаяся в Европе в лизинге, и по закону она остается в собственности лизингодателя до полной оплаты. Дальше лизингодатель объявляет машину в розыск — и она обнаруживается у россиянина, который ее лишается по суду».

Самое надежное, говорит Дмитрий Догадин, при покупке смотреть, уплачен ли за транспортное средство НДС в Европе: по крайней мере, лизинговые машины НДС не облагаются, так что от «лизинговой» схемы этот простой трюк обезопасит на 100%. «Мы для себя очень давно решили работать по-белому: мы сами покупатели, сами перевозчики и сами продавцы, — говорит эксперт. — К нам за последний год часто приходили клиенты с запросами «хочу такую-то машину», «хочу такую-то запчасть» — а мы не могли эти запросы удовлетворить. Недолго думая, открыли новое направление. Побежали-побежали-побежали — и вот мы уже впереди всего рынка. Потому что у нас практически у единственных в России автомобили с полным таможенным НДС».

Вообще, констатируют эксперты и участники рынка, разрешение параллельного импорта в стране стало настоящей «палочкой-выручалочкой» для бизнеса: теперь предприниматели-импортеры могут удовлетворить почти любой внутренний спрос на зарубежные товары. Так, по данным «Автостата», если в феврале-марте 2022 года было падение импорта новых легковых автомобилей в четыре раза, с 20 тыс. до 5 тыс. штук в месяц, то осенью, когда заработали механизмы параллельного импорта, рынок продемонстрировал резкий рост, так что показатели ноября (26 тыс. машин) и декабря (30 тыс. машин) превысили не только февральские показатели, но даже пиковые значения прошлых лет.

При этом, как отмечает Виктор Станковский, партнер и директор петербургского филиала юридической фирмы «Городисский и партнеры», параллельный импорт не равен импорту подделок. «С подделками никаких компромиссов, никаких соглашательств: здесь таможня стоит на охране интересов страны в целом и граждан. Хотя, конечно, под видом параллельного импорта очень легко ввезти какую-то часть тех же запчастей оригинальных, а потом еще грузовичок… И российские государственные службы четко сказали: контрафакт будет пресекаться, параллельный импорт направлен на насыщение рынка оригинальными товарами», — говорит эксперт.

Виктор Станковский, партнер и директор петербургского филиала юридической фирмы «Городисский и партнеры»Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

Поделиться

Что касается последних, в которых как раз и заинтересован российский потребитель, то на их счет действует федеральный закон №46-ФЗ. Он приостанавливает нормы Гражданского кодекса РФ, запрещающие параллельный импорт, до конца 2023 года. При этом сам перечень товаров составлялся и теперь модерируется правительством РФ, опираясь на запросы бизнеса, с которым проводятся консультации. По словам Виктора Станковского (его колонку можно прочесть здесь), в этот перечень несколько раз вносились поправки и уточнения.

Впрочем, как отмечает судья Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти Ирина Лебедева, рассматривающая таможенные споры, зачастую бизнесу приходится доказывать свою правоту в суде. «Нередко таможенный орган, запрашивая у участника ВЭД какие-либо подтверждающие документы, не получает их в силу каких-либо причин — и в итоге начисляет дополнительные таможенные платежи за прошедший период, — приводит пример судья. — Этих случаев было много в ковидный период, когда документы нередко физически не удавалось доставить в таможенный орган. Когда суды рассматривают такие споры — как правило, получив необходимые документы уже на этапе судебного разбирательства, — они выносят судебные акты в пользу участников ВЭД».

Много споров возникает у российских компаний в связи с разной трактовкой вопроса, к какому классу товаров отнести тот или иной импортируемый предмет. Ведь это, в свою очередь, влияет на оценку таможенной стоимости и начисление пошлин. «Ситуация нередко меняется прямо на глазах: одни и те же отношения сначала толкуются в одну сторону, в пользу международного права, потом вдруг диаметрально в другую, в сторону российского. Это, видимо, связано с нашими реалиями, в том числе с недружественным статусом ряда стран, — говорит Ирина Лебедева. — Почему я всегда говорю сторонам: если не устроил результат судебного разбирательства, обязательно пройдите все инстанции. Ведь нередки случаи, когда даже все три инстанции приняли одну сторону, а Верховный суд все отменил».

Много споров о происхождении товара: подтверждается оно сертификатами или нет. «Был один большой спор о классификации дрелей-шуруповертов в Кингисеппской таможне. Там общество говорило, что очень давно возило дрели, с 2018 года, и все было нормально, — рассказывает она. — А сейчас таможня вдруг проверила и выставила за три года другую классификацию товаров. Весь вопрос был в том, какая у товара функция основная. И в итоге суд апелляционной инстанции встал на сторону участника ВЭД».

В таких случаях, по словам судьи, приходится соотносить международное и российское право и находить разумный баланс интересов.

Павел Горошков, специально для «Фонтанки.ру»

Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.

Фото: Freepik.comЕлена Баженова, начальника отдела таможенных платежей Северо-Западного таможенного управления ФТС РоссииФото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»Дмитрий Догадин, директор департамента закупок автомобилей Автохолдинга «РРТ»Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»Виктор Станковский, партнер и директор петербургского филиала юридической фирмы «Городисский и партнеры»Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»

По теме

  • Если не доллар и евро, то что? Возможны ли импорт и валютные переводы в условиях санкций и ограничений

    04 апреля 2023, 11:31

  • На шаг ближе к Госплану. Продажи иностранных товаров в российских магазинах могут ограничить

    11 февраля 2023, 14:30

  • «Параллельный импорт — это не импорт подделок»

    26 января 2023, 17:22

  • «Побежали-побежали-побежали — и вот мы уже впереди»

    26 января 2023, 17:39

  • «Кто-то уходит красиво, а кто-то не очень»

    30 ноября 2022, 12:55

УДИВЛЕНИЕ0

ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 2

читать все комментариидобавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

  • ВКонтакте
  • Телеграм
  • Яндекс.Дзен

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

  • Группа вконтакте

Новости компаний

Комментарии

2

Новости компаний

Как выбрать ипотеку для семьи с детьми: советы и рекомендации

Ипотека — это один из самых доступных способов приобрести жилье для многих семей. Однако при выборе ипотечного кредита нужно учитывать ряд факторов, особенно если у вас есть дети. Выбор банка Когда подбирается ипотека для семей с детьми, очень важным аспектом является выбор банка. Не стоит выбирать первый попавшийся банк или самое выгодное предложение. Обратите внимание на репутацию банка, его стабильность на рынке. Убедитесь, что он предлагает ипотечные программы для семей с детьми.Ставка по кредиту Уже малейшее изменение процентной ставки…

Банк «Санкт-Петербург» повышает ставки по вкладам в юанях

Банк «Санкт-Петербург» повышает ставки по вкладу в юанях «Валютный резерв». Теперь максимальная ставка по вкладу составит 3,2% годовых. Вклад можно открыть сроком от 1 месяца до 3 лет. Минимальная сумма вложения — 1000 юаней. Максимальная — без ограничений. Размер ставки по депозиту составляет от 0,5% до 3,2% годовых и зависит от срока вклада. Ставки при открытии вклада «Валютный резерв» в онлайн-каналах и офисах Банка не отличаются. При этом самостоятельно оформить вклад через электронные каналы Банка очень легко, для этого: нужно открыть в…

Банк «Санкт-Петербург» цифровизировал популярные платежные сервисы и продукты Cash management

Банк «Санкт-Петербург» обновил и цифровизировал популярные платежные сервисы в линейке продуктов Cash management* для корпоративного бизнеса. Теперь, чтобы подключить и настроить интеграцию через сервисы host-to-host (h3h)**, не нужно подписывать бумажные соглашения и вручную импортировать настройки. Процесс подключения стал автоматическим – достаточно зайти в личный кабинет интернет-банка i2B и за пару кликов подключить услугу. Если компания использует учетную систему на базе 1С, она будет настроена автоматически при получении настроек из…

ТОП 5

1

ТАСС: Упавший в Подмосковье беспилотник — разведывательно-ударный, сделан на Украине

118 476

562

В Петербурге начали рассылать новые повестки. В них грозят ограничительными мерами за неявку

109 645

2973

В Подмосковье неподалеку от места падения беспилотника нашли еще один

100 602

304

Подростка подозревают в изнасиловании жительницы севера Петербурга. Его задержали, когда пришел во второй раз

90 998

715

В Петербурге проходят обыски у директора лучшей школы Калининского района. В саму школу тоже пришли

71 838

186

Новости компаний

Год отклонения международной торговли, вызванного войной, санкциями и бойкотами

12 апреля 2023 г.

Демосфен Иоанну, Лаура Лебастар, Адриан Шмит, Изабель Ванстенкисте [1]

Санкции и добровольный мальчик котты заставили Россию измениться его международной торговли с момента вторжения в Украину. Страна переориентировалась на восток, подальше от Европы. Этот пост в блоге ЕЦБ проливает свет на эти сдвиги. Это третья статья из серии об экономических последствиях войны.

Вторжение России в Украину побудило ЕС и его партнеров [2] ввести против России широкомасштабные санкции, включая запрет на экспорт в страну некоторых видов машин и транспортного оборудования. [3] Многие европейские фирмы и домохозяйства также сократили или полностью заморозили свою торговлю с российскими фирмами. По мере того как война затягивалась, ЕС и G7 также вводили запреты и ценовые ограничения на морской импорт российской нефти. Результатом этих действий стало коренное изменение торговых отношений России с ЕС и остальным миром. [4]

До войны Россия была важным торговым партнером еврозоны. В 2021 году это была 11-я по величине экономика в мире [5] , и на ее долю приходилось около 3% товаров, экспортируемых в зону евро, и 5% товаров, импортируемых оттуда. Это было особенно важно в некоторых стратегических секторах: на Россию приходилось около четверти импорта сырой нефти ЕС, около 40% импорта природного газа ЕС и почти половина импорта угля ЕС. Роль страны на мировых рынках энергии, сырья и металлургии также делает ее важной в начале производственного процесса для глобальных цепочек создания стоимости, что также влияет на торговлю с зоной евро через третьи страны. [6]

В результате войны и санкций торговля между еврозоной и Россией резко упала. Сейчас он составляет примерно половину довоенного уровня (диаграмма 1). Экспорт из еврозоны в Россию сократился особенно быстро. В первые месяцы войны это отражало снижение экспорта как подсанкционных, так и несанкционированных категорий товаров. Однако с тех пор экспорт неподсанкционных категорий товаров вернулся к довоенным уровням, [7] , в то время как экспорт подсанкционных категорий товаров остается низким. [8] Импорт из России падал более постепенно. До войны еврозона в основном импортировала энергию из России. Этот импорт сократился, поскольку ЕС постепенно запретил импорт угля (с августа 2022 г.), затем сырой нефти (с декабря 2022 г.) и, совсем недавно, нефтепродуктов (с февраля 2023 г.).

Россия также постепенно сокращала потоки природного газа в Европу, так что к февралю 2023 года импорт газа из России в Европу был на 90% ниже их среднего исторического значения. [9] Европа заменила газ из России трубопроводным газом из Норвегии, Алжира и Азербайджана, а также существенно увеличила импорт сжиженного природного газа (СПГ), который в основном транспортируется по морю. Следовательно, рыночная власть России на европейских энергетических рынках существенно уменьшилась.

Диаграмма 1

Торговля в зоне евро с Россией

(Индекс, февраль 2022 г. = 100)

Источники: Евростат и расчеты сотрудников ЕЦБ.

Примечание: Экспорт из зоны евро в Россию и импорт в зону евро из России измеряется в объемах, т. е. с поправкой на динамику цен. Последнее наблюдение: декабрь 2022 г.

Международные санкции привели к значительным изменениям в структуре торговли России. Сначала совокупная стоимость импорта России сократилась почти вдвое, так как все ее торговые партнеры, а не только страны, в отношении которых введены санкции, сократили свой экспорт. Однако те страны, которые не вводят санкции, с тех пор снова увеличили свой экспорт в Россию. К началу 2023 г. стоимость российского импорта почти вернулась к довоенному уровню (рис. 2). [10] Мировая торговля России существенно переориентировалась: изменились торговые зависимости, географически поставщики стали гораздо менее разнообразными. По состоянию на январь 2023 года только Китай обеспечивает почти половину импорта товаров в Россию. [11]

В то время как Россия в настоящее время в значительной степени реструктурировала свои цепочки поставок и ее импорт товаров восстановился, остается неясным, является ли новый импорт того же качества, что и потерянные. До войны российская промышленность в значительной степени зависела от высокотехнологичных товаров от западных торговых партнеров. Санкции, наложенные на эти продукты, привели к тому, что они либо недоступны, либо заменены некачественными заменителями, либо стали намного дороже. Этот спад, вероятно, отразится на росте производительности в России, ухудшив долгосрочные перспективы роста экономики. [12]

Диаграмма 2

Россия стала более зависимой от Китая и других восточных стран в своем импорте

Изменение доли всего российского импорта с января 2022 г. по январь 2023 г., процентные пункты

Источники: Trade Data Monitor , национальные статистические органы и расчеты сотрудников ЕЦБ.

Примечания: На основе таможенных данных 51 из основных торговых партнеров России

Структура российского экспорта также существенно изменилась. Страна по-прежнему сильно зависит от экспорта энергоресурсов. Действительно, объем российского экспорта нефти, ее крупнейшего экспортного товара, фактически увеличился, несмотря на санкции ЕС и G7. Это связано с тем, что Россия перенаправила потоки из Европы в Китай и Турцию, а также к новым торговым партнерам в Индии, Африке и на Ближнем Востоке. Однако этот больший объем нефти предлагается со значительной скидкой. Нефть марки Urals, которая является основным экспортным сортом России в Европу, торговалась в среднем по 48 долларов США за баррель в феврале, что значительно ниже средней цены нефти марки Brent в 83 доллара США за баррель, являющейся мировым эталоном. Экспорт российского газа по трубопроводам оказалось труднее перенаправить, поскольку для экспорта в более отдаленные пункты назначения требуется развитая инфраструктура. Закрыв свои трубопроводы в Европу, Россия смогла лишь частично компенсировать экспорт газа за счет увеличения трубопроводных потоков в Китай и продажи большего количества СПГ на мировом рынке. В целом экспорт российского газа в 2022 г. был примерно на 25% ниже, чем в 2021 г.

Короче говоря, санкции и добровольный бойкот со стороны европейских компаний в ответ на вторжение России в Украину привели к значительному отклонению российской торговли от еврозоны. Это сделало Россию более зависимой от неподпадающих под санкции торговых партнеров, что сделало экономику страны в целом более хрупкой. Он также был вынужден предлагать скидки на экспорт своих товаров, чтобы привлечь новых клиентов вместо еврозоны. Характер торговли российскими товарами также означает, что перенаправление ее цепочек поставок, вероятно, приведет к сокращению роста производительности в экономике страны. В результате войны ЕС также был вынужден отвлечь торговлю, в частности, торговлю сырьевыми товарами от России, тем самым диверсифицировав свою зависимость от внешних источников энергии.

Мнения, выраженные в каждой записи блога, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения Европейского центрального банка и Евросистемы.

Подписаться на блог ЕЦБ

Улучшение показателей импорта в Россию: влияние на импортозамещение банк прогнозирует, что ставки импорта в 2023 году будут аналогичны досанкционным 2021 году9.

0003

Однако это оказывает непосредственное влияние на широко обсуждаемые структуры импортозамещения, в которые инвестировали многие предприятия в России и за рубежом. Как эти альтернативы повлияют на улучшение условий импорта в России? Это зависит от того, что и откуда будет импортировать российская экономика в ближайшие годы прямым и косвенным путем. В принципе отношения России с зарубежными рынками могут не уменьшаться, а увеличиваться. Мы обсуждаем последствия.

Изменение анализа данных

На февральском заседании Совета директоров Банка России ЦБ обновил макроэкономические прогнозы и расчеты платежного баланса на 2023-2025 годы. По идее, в качестве содействующего набора цифр, для российских компаний, не занимающихся экспортно-импортными операциями в больших масштабах, а также для рядовых инвесторов, экономистов банка обычно интересуют только данные, связанные с прогнозом курса рубля. обменный курс в отличие от фактических данных о торговых потоках.

Однако после введения в начале 2022 года жестких санкций стран «Большой семерки» против России вкупе с замораживанием части российских резервов иностранного капитала механизмы расчета курса рубля существенно упростились. Сейчас курс рубля, как упрощение, зависит в основном от российского государственного баланса финансового счета. Это означает расчет внешнеторговых операций, приносящих валюту в страну, по сравнению с тем, сколько уходит на оплату импорта товаров, услуг и на счет резервных активов. Чем более нестабильна эта торговля, тем выше вероятность девальвации рубля и, как следствие, создания более высокого инфляционного давления.

Именно с этой точки зрения изменения, внесенные в прогноз ЦБ с октября 2022 года по февраль 2023 года, теперь выглядят позитивно. Октябрьская версия прогноза платежного баланса предполагала, что в 2023 году сальдо счета текущих операций составит солидные 123 млрд долларов США, российский экспорт — 631 млрд долларов США, а импорт — 340 млрд долларов США.

В 2024 году, по предположению Банка России, баланс упадет до 53 млрд долларов США, а в 2025 году приблизится к довольно опасному минимуму в 15 млрд долларов США. Для такой крупной экономики, как российская, превышение экспорта над импортом всего в $15 млрд очень мало, объективно расчеты ЦБ предполагали, что в ближайшие годы российская экономика сократит экспорт с рекордных $631 млрд в 2022 году до 515 млрд долларов США в 2023 году, 464 млрд долларов США в 2024 году и 431 млрд долларов США в 2025 году9. 0003

Стоит отметить, что из-за санкций экспорт России в 2022 году, особенно нефти, увеличился примерно на 80 миллиардов долларов США дополнительной экспортной выручки. Если бы санкции не были введены, превышение составило бы около 120 миллиардов долларов США. Этот дефицит в размере 40 миллиардов долларов США на самом деле помог России адаптировать свою экономику быстрее, чем это было бы в противном случае.

Предположения по импорту-экспорту

Данное снижение в октябре 2022 г. ЦБ было основано на предположениях о двух накладывающихся друг на друга процессах: сокращении экспорта российского сырья в страны G7 и его частичной переориентации на Индию и Китай; сокращение экспорта (в основном несырьевого) из-за роста внутреннего спроса, а также реструктуризация и стимулирование экспортной отрасли России для удовлетворения потребностей внутренней экономики. В правительстве также обсудили необходимость внедрения программ импортозамещения и исходили из того, что любое импортозамещающее производство также будет стимулировать экспорт. Однако, по крайней мере, на ближайшие несколько лет санкции ограничили, а в некоторых случаях и полностью прекратили ввоз из ЕС, США и других стран G7. Это означало, что Россия должна была заменить эту краткосрочную потребность внутренним производством и оставила Россию без экспортного рынка для этих игроков, за исключением продуктов питания, которые Россия экспортировала на Запад более десяти лет и которые в значительной степени не подпадали под действие санкций, чтобы они не голодали. . (Европейские рынки по-прежнему потребляют большое количество основных российских продуктов питания, таких как крупы и молочные продукты).   

Изменение цепочек поставок

Но что более важно, в новом прогнозе Центрального банка большее значение стали приобретать неэкспортные и импортные данные. Анализ 2022 года привел аналитиков банка к предположению, что экспорт товаров и услуг из России в ближайшие 3-5 лет останется на уровне около 500 миллиардов долларов США в год, а импорт также останется на том же уровне, что свидетельствует о рыночной и экономической стабильности.

Внешние российские аналитики также были удивлены тем, что в январе 2023 года, на основе засекреченных в настоящее время таможенных данных, Центральный банк оценил импорт в четвертом квартале 2022 года на 20 миллиардов долларов США больше, чем он ожидал месяцем ранее. Это было откровением, так как потребительский спрос в России к Новому 2023 году был слабым, и ни у кого не было рациональных предположений, что это изменится.

А вот прогнозы ЦБ по импорту в 2023–2025 годах изменились. Уже в течение 2023 года, по мнению банка, импорт должен вернуться к уровню 2021 года в размере 384 млрд долларов США и, по сути, остаться на том же уровне или быть несколько выше в течение следующих трех лет.

С точки зрения обменного курса рубля, это конец потенциального кризиса обменного курса, поскольку профицит счета текущих операций должен оставаться на прогнозируемом горизонте выше 40 миллиардов долларов США (хотя его оценка на 2023 год Центральным банком сократилась вдвое до 66 миллиардов долларов США). Этого, по-видимому, достаточно для стабильности национальной валюты, даже с учетом того, что «Большая семерка» заморозила большую часть международных валютных резервов России9.0003

2023-26 Прогнозы российского импорта

Тем не менее, это все еще ставит вопрос о том, что Россия собирается делать для создания импортно-экспортного баланса – и начала ли страна уже импортировать в количествах больше, чем в 2021 и 2022 годах?

Анализ структуры импорта России в 2022 году дал бы нам ответы, если бы эти данные были доступны, но они остаются засекреченными, главным образом потому, что некоторые из них связаны с соглашениями G2G (например, между Россией и Китаем и Индией, среди прочих) и не являются предназначенный либо для потребления публикой, либо, конечно, для потребления Западом, тем более, что «Большая семерка» ведет себя финансово и торгово-агрессивно по отношению к Москве. Зачем предоставлять данные о торговле, которые недружественные страны могут использовать против вас?

Дело против импортозамещения

Однако в целом эти прогнозы рисуют негативную картину для тех предприятий и граждан, которые намеревались получить прибыль от импортозамещения. Это потому, что слабого рубля нет, параллельные каналы импорта работают, внутренний спрос стабилен.

Если ожидается восстановление российского импорта, то где же место импортозамещению?

Импортозамещение предполагает, что российские компании будут успешно конкурировать на внутреннем рынке с иностранными товарами, которые сейчас возвращаются через черный ход. К ним относятся товары, находящиеся под санкциями, или те, которые были официально выведены с рынка уехавшими из России иностранными компаниями. Он также предполагает, что ранее импорт из западных источников будет заменен товарами из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Наконец, против этого высказались и ожидания экономистов относительно инвестиций в Россию на 2023-2025 годы. С середины 2022 года в Россию было поставлено очень мало импорта инвестиционных проектов – импорт автомобилей, станков, производственных линий и электроники. Это указывает на то, что увеличение импорта с конца 2022 года связано с массовым потребительским импортом, включая параллельный импорт, и с черного рынка. Тем временем Россия продолжает накапливать складские запасы критически важного импорта, опасаясь дальнейшего ужесточения санкций.

И первый, и второй варианты импортозамещения проблематичны по-разному. С одной стороны, процесс выглядит более-менее естественно. Если исключить электронику, автомобилестроение, энергетику и авиастроение, российская экономика заменит весь оставшийся импорт. Однако принято считать, что именно от этих секторов зависит вся долгосрочная экономическая структура России. Импорт продукции из этих отраслей по новым повышенным ценам, с дорогой и плохой логистикой и без глобальной поддержки со стороны производителей все равно окажется более надежным для любого продукта, чем заниматься развитием импортозамещающего производства.

Это сродни российскому опыту доковидовой и санкционной эпохи и, видимо, надежнее, чем наращивание импортозамещающего отечественного производства. Это означает, что необходимо не только достичь стандартов производства конкурентоспособного продукта, но и сделать его дешевле, чем иностранные конкуренты, будь то дружественные китайцы или недружественные голландцы, чья продукция все равно будет завозиться сюда за счет параллельного импорта и либо тем же Китаем, либо другими путями. С другой стороны, если государственные структуры будут создавать и будут создавать большие запасы иностранного импорта, отечественное импортозамещение не потребуется.

Но пока эти опасения носят несколько академический характер. Вероятнее всего, оба варианта верны, поскольку России необходимо наращивать внутреннее производство, создавать собственные импортозаменители и начинать конкурировать. Между тем общий экономический пессимизм в России не стал намного хуже, а некоторые важные, но малозаметные изменения в структуре бюджета 2022 г. привели к тому, что естественный уровень импорта в этих условиях увеличился; и не снизился, как ожидалось.

Прогноз ЦБ по сравнению с предыдущими версиями по сути является ожиданием того, что импортозамещения в России в ближайшие годы не будет, а зависимость России от импорта, в том числе от параллельного импорта и черного рынка, в целом будет расти. Это может быть скрытым благом: только продукты российского производства с сильным развитием и инновационной составляющей будут преобладать на том, что остается внутренним рынком с жесткой конкуренцией со стороны иностранных брендов и продуктов.

Дмитрий Бутрин для Коммерсанта (Россия). Первоисточник: https://www.kommersant.ru/doc/5810482

Если эти предположения верны, это означает, что на российском рынке существуют явные возможности для экспортеров из Азии. Чтобы получить рыночную и деловую информацию о России, пожалуйста, обращайтесь в наш русский отдел по телефону [email protected]    

Дополнительная информация
  • Российский импорт растет по мере того, как Восточная Азия заменяет поставки в ЕС
  • 76% иностранных инвесторов в России не уходили с российского потребительского рынка в 2022 году. Мы определяем возможности 2023 года и эволюционные тактики, необходимые для тех, кто остался или хочет войти.

 

О нас

В эти непростые времена и в условиях санкций наша фирма помогает российским компаниям переехать в Азию. Мы также предоставляем услуги по финансовому и санкционному соблюдению иностранным компаниям, работающим в России.