Бюджет дагестана на 2023 год утвержденный: В Дагестане сформировали бюджет на 2023 год с дефицитом более 17%

Содержание

Министерство сельского хозяйства
и продовольствия Республики Дагестан

Новости министерства

Мухтарбий Аджеков «Мы работаем над укреплением продовольственной безопасности Дагестана»

Подробнее

Новости министерства

Состоялась встреча представителей Муфтията Дагестана с коллективом Минсельхозпрода РД

Подробнее

Новости министерства

В Дагестане в рамках нацпроекта дополнительно введено в оборот более 1,5 тысячи гектаров мелиорируемых земель

Подробнее

Новости министерства

Нариман Абдулмуталибов и Харон Амерханов обсудили вопросы проведения XXIII Российской выставки племенных овец и коз

Подробнее

Новости министерства

Производители пива в Дагестане на 100% готовы к первому этапу маркировки

Подробнее

Новости министерства

Мухтарбий Аджеков на коллегии Минсельхозпрода Дагестана подвел итоги в сфере АПК за 2022 год

Подробнее

Новости министерства

В аграрном колледже обсуждены вопросы подготовки кадров АПК среднего звена

Подробнее

Новости министерства

Ход реализации инвестпроекта ООО «Ириб» обсудили в Минсельхозпроде Дагестана

Подробнее

Новости министерства

В агрофирме «Согратль» проходит работа по улучшению молочной продуктивности овец дагестанской горной породы

Подробнее

Новости министерства

В Минсельхозпроде Дагестана обсудили вопросы развития пчеловодства

Подробнее

Сергей Меликов поздравил иудейскую общину Дагестана с наступлением Песаха

Новости республики

Нариман Абдулмуталибов провел заседание противоэпизоотической комиссии Правительства Дагестана

Новости республики

Сергей Меликов принял участие в обсуждении вопроса реализации реформы в обращении с ТКО в СКФО

Новости республики

Сергей Меликов принял участие в заседании Совета при полпреде Президента России в СКФО

Новости республики

«Агросезон без платежей» от Ростсельмаш и Росагролизинг

Минтранс России проводит опрос по качеству транспорта

В Сочи состоится IV всероссийский форум «Тепличная отрасль России — 2023»

АО «Росагролизинг» проводит специальную акцию с выгодными условиями по популярным моделям техники

Отбор получателей субсидий

Направления деятельности

Государственная поддержка

Государственные услуги

Программы и проекты

Госзакупки

Сотрудничество

Тексты выступлений и официальные заявления

Статистика и отчеты

Информационные системы, банки данных, реестры, регистры

Противодействие терроризму

Состоянии защиты населения и территорий от ЧС

Социальная поддержка граждан

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 05.04.2023 № 53 «О мерах по реализации Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях Республики Дагестан»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 29.03.2023 № 43 «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 24 марта 2023 г.

№ 98 «Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на стимулирование развития приоритетных подотраслей животноводства»»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 29.03.2023 № 42 «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 24 марта 2023 г. № 95 «Об утверждении правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части затрат на развитие отдельных подотраслей животноводства в Республике Дагестан»»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 28.03.2023 № 41 «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 14 марта 2023 г. № 63»

Постановление Правительства Республики Дагестан № 98 от 24 марта 2023 г. «Об утверждении правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на стимулирование развития приоритетных подотраслей животноводства»

Постановление Правительства Республики Дагестан № 95 от 24 марта 2023 г.

«Об утверждении правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части затрат на развитие отдельных подотраслей животноводства в Республике Дагестан»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 23.03.2023 № 36 «О размещении объявления о проведении отбора на представление грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан сельскохозяйственным потребительским кооперативам Республики Дагестан на развитие материально-технической базы»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 23.03.2023 № 35 «О размещении объявления о проведении отбора на предоставление грантов в форме субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на развитие семейных ферм и проектов «Агропрогресс»»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 23.03.2023 № 34 «О размещении объявления о проведении отбора на предоставление гранта «Агростартап» в форме субсидии на реализацию проекта по созданию и (или) развитию хозяйства»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 23.

03.2023 № 33 «О размещении объявления о проведении отбора на предоставление субсидий на возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году сельскохозяйственными потребительскими кооперативами»

Постановление Правительства Республики Дагестан № 63 от 14 марта 2023 г. «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на стимулирование увеличения производства картофеля и овощей и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Дагестан»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 13.03.2023 № 31 «О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 29 апреля 2021 г. 94 «Об утверждении Порядка предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на развитие отдельных подотраслей растениеводства, также сельскохозяйственного страхования области растениеводства»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 09.

03.2023 № 30″О мерах по реализации постановления Правительства Республики Дагестан от 29 апреля 2021 г. № 96″

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 2.02.2023 № 28 «О внесении изменений в состав конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан от 1 февраля 2023 года № 16»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 22.02.2023 № 23 «О создании рабочей группы»

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 1.02.2022 № 16 «О создании конкурсной комиссии по отбору проектов для предоставления субсидий из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий Республики Дагестан в 2023 году»

Министерство труда и социального развития
Республики Дагестан

Новости

Мурад Казиев ознакомился с ходом проведения строительных работ на оздоровительной базе отдыха для инвалидов-ампутантов «Весна»

Подробнее

Новости

Социальные работники Минтруда Дагестана в Магарамкентском районе с начала года обеспечили доставку в медучреждения более 40 граждан

Подробнее

Объявления

ВНИМАНИЮ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ! Срок приема заявок конкурсного отбора СО НКО продлен до 6 апреля 2023 года!

Подробнее

Объявления

Дагестанцев приглашают к участию в конкурсе управленцев «Лидеры России».

Подробнее

Новости

Директор реабилитационного центра для несовершеннолетних с ОВЗ в Дахадаевском районе освобождена от занимаемой должности по результатам выявленных нарушений.

Подробнее

Объявления

В Республике Дагестан 14 апреля состоится I этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Подробнее

Новости

Минтрудом РД с начала 2023 года в рамках проекта «Социальный контракт» заключено около 3000 тысяч контрактов

Подробнее

Новости

Опровержение Минтруда РД по опубликованной в Дагестанской общественно-политической газете «Черновик» жалобе Исаковой У.М. на отказ УСЗН в заключении с ней социального контракта

Подробнее

Новости

Министр труда республики Мурад Казиев организовал в кафе «Время перемен» ифтар для постящихся

Подробнее

Новости

В учреждениях Минтруда РД продолжается работа по курсу проекта «Содействие занятости»

Подробнее

Социальный контракт№2 — Бике Гаджиева

Медиафайлы

Социальный контракт№1 — Сакинат Магомедова

Медиафайлы

Благотворительная акция «Собери ребенка в школу»

Медиафайлы

Министр труда РД поздравил многодетную семью с рождением 10 Ребенка

Медиафайлы

В период с 27 по 28 апреля 2023 года в рамках VIII недели охраны труда в Ставропольском крае состоится региональный форум ВНОТ-Кавказ

Социальная поддержка

Открытые данные

Господдержка МСП

Социальная помощь

Конкурс СОНКО

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Выплаты на первенца

Антикоррупционная деятельность

Информация

Реестр поставщиков СУ РД

Меры социальной поддержки мобилизованных граждан и их семей

Экспресс-информация

Профилактика

Прогноз баланса трудовых ресурсов по Республике Дагестан на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов

Информация о входящей и исходящей корреспонденции, в том числе обращений граждан

Перечни реестров, регистров Минтруда РД

Приказ Минтруда РД от 31 марта 2023 года №05/2-224 «Об утверждении мероприятий, проводимых в связи с отмечаемой датой– Всемирным днем охраны труда (28 апреля)

Приказ Минтруда РД от 30 марта №10-220 О результатах аудиторской проверки финансово — хозяйственной деятельности КЦСОН Дербентский район

Приказ Минтруда РД от 22 марта 2023 года № 31-од «О внесении изменений в состав аттестационной комиссии Минтруда РД»

Постановление Правительства Республики Дагестан от 21 марта 2023 года № 71 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Дагестан»

Приказ Минтруда РД от 15 марта 2023 года № 02/2-181 «Об обеспеч.

функционир. госуд. казенного учрежд. Республики Дагестан «Центр социальной поддержки участников военных конфликтов и членов их семей»

Приказ Минтруда РД от 15 марта №10-179 О результатах аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного

Приказ Минтруда РД от 02.03.23г. № 13/138 «Об утвержд. показат. деят.госуд.каз.учр.РД – Центров зан.нас. в МР и город.окр.по реал.в 2023 году меропр.по професс.образ.отдель.категорий граждан в рамках фед.проекта «Содействие занятости» нацпроекта «Демография»»

Постан. Правит. Респ.Даг. от 1 марта 2023 года № 47 «Об утв. Порядка предост. субсидии отд. катег. гр., прож. в РД, на покупку и устан. газоиспольз. оборуд. и пров. работ внутри границ их зем.уч. в рамках реал. меропр. по осущ. подкл. (тех.присоед.) газ..обор. и объектов капит. строит. к газораспр. сетям при догазификации»

«О внесении изменений в Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе РД в Минтруда РД»

Приказ Минтруда РД от 15 февраля 2023 года № 09-85 «Об утверждении Порядка составления и утверждения Отчета о результатах деятельности государственных учреждений, находящихся в ведении Минтруда РД «

Приказ Минтруда РД от 13 февраля 2023 года № 03/2-76 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда и социального развития Республики Дагестан»

Приказ Минтруда РД от 13.

02.23г. № 03/2-75 «Об утверждении Административного регламента Минтруда РД по предоставлению государственной услуги «Назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно»

Приказ Минтруда РД от 10 февраля 2023 года № 13-73 «О проведении военно-профориентационных мероприятий среди молодежи «Военная профессия – достойный выбор»

Приказ Минтруда РД от 09.02.23г. №13/63 «Об утверждении Перечня приоритетных профессий(специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, в том числе инвалидов молодого возраста в 2023 году»

О результатах аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности ГКУ РД «ЦЗН по Акушинскому району»

Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2022 года № 481 «О ПОРЯДКЕ назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка»

«Военный» бюджет России на 2023–2025 годы

Анализы

Ивона Вишневска

5 декабря Владимир Путин подписал закон о бюджете на 2023 год, в котором также определены общие параметры бюджетов на 2024–2025 годы. В документе предполагается, что средняя цена нефти марки Urals в 2023 году составит 75 долларов США за баррель, что к концу года инфляция достигнет 5%, а ВВП снизится примерно на 1%. Доходы бюджета в 2023 году ожидаются на уровне 26,1 трлн рублей, т. е. 17,4% ВВП, а доходы, предусмотренные на 2022 год, составляют около 27,7 трлн рублей. Доходы от нефтегазового сектора ожидаются на уровне 8,9трлн рублей, что будет более чем на 20% ниже, чем в 2022 году. Ожидается рост налоговых сборов, особенно для компаний энергетического сектора (включая «Газпром» и производителя СПГ «Новатэк»).

Расходы бюджета на 2023 год запланированы в размере 29 трлн рублей; это ожидаемый уровень расходов в 2022 г. Однако следует иметь в виду, что фактические цифры могут существенно отличаться от планов (например, согласно закону о бюджете на 2022 г., правительство намеревалось потратить всего 23,7 трлн руб.). Подробная разбивка этой цифры неизвестна, потому что 20% не были отнесены к каким-либо конкретным группам. С весны этого года правительство перестало публиковать информацию о структуре текущих расходов бюджета. Однако, поскольку Минфин опубликовал проект сметы бюджета на 2023–2025 годы в сентябре, можно составить некоторое представление о приоритетах правительства. Около трети расходов было направлено на внутреннюю безопасность и национальную оборону (по сравнению с 24% в 2021 году). Отчетливо виден рост номинальных расходов на внутреннюю безопасность; этот показатель почти удвоился по сравнению с 2021 годом. С другой стороны, около 25% всех расходов приходится на социальную политику (по сравнению с 27% в 2021 году), а значит, средства на эти цели будут увеличиваться только темпами инфляции (т.е. на 12%) в 2023 г.

В результате ожидается, что дефицит бюджета составит около 2% ВВП (аналогичный уровень оценивается в 2022 году). В основном это будет финансироваться за счет привлечения внутреннего долга (в основном за счет выпуска государственных облигаций). Кроме того, правительство намерено направить средства из Фонда национального благосостояния на реализацию инвестиций в России, особенно касающихся инфраструктуры. Ожидается, что в конце 2023 г. его ресурсы сократятся до 7,2 трлн руб. (т.е. на 4,8% ВВП) с 16,7 трлн руб. (12,8% ВВП) в 2021 г. (см. Приложение).

Комментарий

  • Бюджет не является документом, который правительство в России будет выполнять в полном объеме, особенно с учетом продолжающейся войны; в любом случае в него обычно вносятся поправки несколько раз в год. Однако это намекает на приоритеты Кремля на ближайшие несколько лет. Поскольку предсказать, как будет развиваться ситуация в этом году, было чрезвычайно трудно, правительству были даны широкие полномочия, так что теперь оно может приводить уровень текущих расходов в соответствие с реальными потребностями и возможностями государства. Например, все доходы от нефтегазового сектора перечислялись в бюджет (ранее дополнительные средства, полученные при повышении цены на нефть выше 44 долларов США за баррель, перечислялись в Фонд национального благосостояния). Кроме того, в течение финансового года уже были повышены налоги, и аналогичные изменения можно ожидать и в 2023 году. как следует из проекта бюджета (перераспределение средств между группами расходов покрыло сумму 2 трлн руб., ок. 6% от общей суммы расходов) – правительство не было предупреждено. Более того, предположения, на которых основан бюджет, больше не соответствуют действительности. Согласно текущим прогнозам, падение ВВП в 2023 году будет больше (около 3%), чем предусмотрено в документе. Нереальным кажется и то, что средняя цена нефти марки Urals достигнет 75 долларов за баррель (в ноябре она была 68 долларов, а в начале декабря цена упала даже ниже 50 долларов).
  • Согласно имеющейся информации о бюджете на 2023 год, приоритетом правительства будет продолжение войны, о чем свидетельствует увеличение расходов на национальную оборону (часть расходов на конфликт, вероятно, также была скрыта в других группах расходов, например, расходы на здравоохранение, социальную политику или цифровизацию). В то же время основной задачей правительства будет противодействие внутренней нестабильности. Огромный рост средств, выделяемых на аппарат репрессий (число сотрудников МВД, включая полицию, предполагается довести до 9 человек). 22 000) показывает, что Кремль не полностью доверяет опросам общественного мнения, которые свидетельствуют об апатии российской общественности и ее нежелании протестовать. Правительство осознает, что расходы на войну в значительной степени перекладываются на граждан, из-за чего уровень жизни в России падает. Однако она готова поддерживать только самые бедные группы (пенсионеров и семьи с детьми), чтобы не допустить крайней бедности в стране.
  • Правительству будет крайне сложно выполнить бюджет на 2023 год, поскольку оно уже выпускает облигации в массовом порядке (всего почти 3 трлн руб., т.е. около 2% ВВП, за последние два месяца) на финансирование дефицита этого года. Все эти ценные бумаги покупаются государственными банками, в основном на средства, заимствованные у Центрального банка России (ЦБ РФ), что фактически означает, что правительство просто «печатает» фиатные деньги. До сих пор правительство использовало резервы, накопленные в Фонде национального благосостояния, для финансирования дефицита лишь в ограниченной степени. Хотя западные страны заморозили большую часть этих средств в марте 2022 года (они были зачислены на счета ЦБ РФ в западных валютах), доступ к ним остается у государства благодаря учетным операциям: ЦБ перечисляет рубли в бюджет, а замороженные валюты зачисляет на свои счета. Кремль в основном использует эти деньги для «внебюджетной» поддержки экономики. Однако эффективность данного вида вложений ограничена, поскольку проекты, реализуемые за счет государственных средств, как правило, очень дороги и не способствуют экономическому росту в долгосрочной перспективе (такие как спортивные сооружения, музеи, мосты, например во Владивостоке, или те, что соединяют Россию с Крымом).
  • Для достижения своих геополитических целей Кремль также был вынужден увеличить нагрузку на нефтегазовый сектор, который до сих пор был основным источником состояний, которыми распоряжались путинские элиты. Тем не менее, несмотря на повышение налогов, газовая компания «Новатэк» (которую контролируют приближенные президента) по-прежнему сможет пользоваться многочисленными привилегиями, а возможно, даже расширить свой бизнес (может приобрести доли в проекте «Сахалин-2»). от англо-голландской компании Shell, которая уходит из России). Другие российские компании, связанные с Кремлем, также могут рассчитывать на господдержку, поскольку им достанется большая часть средств на реализацию инфраструктурных проектов и госзакупки. Таким образом, президент Путин стремится сохранить лояльность своего ближайшего окружения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диаграмма 1. Доходы и расходы бюджета Российской Федерации в 2021–2025 годах

Источник: Министерство финансов Российской Федерации.

График 2. Макроэкономические предположения для бюджета 2023 г. и аналогичные показатели на 2021–2022 гг.

Источник: Министерство финансов Российской Федерации.

Нынешний кризис в Дагестане и Чечне: останется ли федерация в целости и сохранности?

Михаил Алексеев

Два года назад, когда я был в столице Дагестана Махачкале, я увидел, что экономика стоит на месте, но этнические и религиозные силы действуют. Несмотря на повсеместную бедность, пейзаж усеивали новые мечети, и даже новая заправочная станция на дороге из аэропорта в город выглядела как мечеть в миниатюре. Этнические народные движения, представляющие большинство из 14 основных этнических групп Дагестана, построили в Махачкале впечатляющие «дворцы культуры».

Помнится, я подумал, что если ситуация ухудшится, эти движения могут быстро набрать активистов и бойцов из вездесущих банд безработной молодежи по всему городу. Популярной формой «музыки» были любительские записи, на которых боевики в соседней Чечне взрывают вдребезги российские танки.

На Северном Кавказе снова звучит военная музыка, на этот раз по-настоящему. Во-первых, около 2000 повстанцев перебрались из Чечни в Дагестан в попытке создать независимое исламское государство. Повстанцы встретили жесткое сопротивление большинства дагестанцев и были изгнаны, но они также спровоцировали российских военных забивать тоннами металла горные склоны и относиться к местным жителям с высокомерием и подозрительностью.

Утверждая, что чеченские террористы в августе и сентябре взорвали три многоквартирных дома в Москве и Волгодонске, Кремль сосредоточил около 200 000 военнослужащих вокруг Чечни, отменил мирные переговоры и нанес авиаудары по столице Чечни Грозному. К ноябрю, спасаясь от смерти и разрухи, в соседнюю республику Ингушетия направилось около 200 тысяч человек. В Москве милиция задержала и депортировала 10 тысяч человек с более темной кожей, характерной для кавказских этнических групп. По оценкам, 80 000 нерусских и лиц смешанной национальности бежали из Москвы, опасаясь этнических чисток.

Отменяя мирный договор 1997 года, в котором президент Борис Ельцин признал нынешнее чеченское правительство всенародно избранного Аслана Масхадова, премьер-министр России Владимир Путин заявил, что Масхадов был нелегитимным и что Чечня снова была не чем иным, как «бандитским анклавом». .» Ельцин лишь похвалил Путина за решительные действия.

Ставки высоки. Россия переживает самый серьезный кризис в области безопасности после унизительного поражения в Чечне три года назад, и Кремль опасается, что ее не будут считать великой державой, если она потеряет Чечню и Дагестан.

Времена изменились с советских времен

Это заблуждение, если только не согласиться с популярной теорией заговора о том, что нынешний кризис был организован Ельциным для отмены выборов в следующем году. В основе этого заблуждения лежит «теория домино», уходящая корнями в травматический распад Советского Союза: Кремль опасается, что если одна республика уйдет, другие тоже отделятся. Тогда Россия будет состоять из горстки этнически русских регионов вокруг Москвы.

Но потворство Кремля этой теории домино, наряду с его высокомерным стремлением прослыть «великой державой», представляет для России гораздо более серьезную, хотя и другую, угрозу, чем региональный сепаратизм. Во-первых, теория домино неверна.

До нынешней военной кампании в Чечне — и это решающий фактор — Россия не могла рухнуть так же, как Советский Союз восемь лет назад, даже если и Чечня, и Дагестан отделились, по нескольким причинам:

1. 89 регионов, входящих в состав России, никогда не имели атрибутов суверенитета, которыми обладали 15 республик бывшего Советского Союза. 31 из этих 89 регионов Российской Федерации были разделены на административные единицы по национальному признаку. Когда СССР распался, эти образования, называемые автономными республиками и округами, не имели политбюро, флагов, гимнов и мест в Организации Объединенных Наций — атрибутов, которые помогли бывшим советским республикам относительно легко получить признание в качестве независимых государств. Республикам России предстоит пройти долгий путь, чтобы установить какой-либо реальный суверенитет, угрожающий России в целом. Перспективы международного признания близки к нулю. Напротив, катализаторы распада СССР, прибалтийские республики, не были признаны Соединенными Штатами в качестве составных частей СССР, что значительно облегчило международное признание после того, как Литва, Эстония и Латвия провозгласили независимость.

2. Критически важно, что в России нет государственной идеологии, подобной коммунизму, скреплявшему Советский Союз. Любое отколовшееся движение должно было бы опираться исключительно на этнические антироссийские настроения.

Таким образом, несмотря на то, что я этнический русский, я проголосовал за независимость Украины на референдуме 1991 года. Мой голос был антисоветским, а не антироссийским. По той же причине миллионы русских в советских республиках также поддерживали независимость.

В постсоветской России, напротив, любое сепаратистское движение может быть только антироссийским. Но этнические русские составляют более 80% населения России, и широкая общественная поддержка антироссийских сепаратистов маловероятна даже среди нерусских.

В Дагестане против боевиков выступили аварцы — крупнейшая этническая группа, считающая себя этническими братьями чеченцев.

Военные действия в Чечне повышают вероятность антироссийской этнической мобилизации в долгосрочной перспективе и служат сдерживающим фактором в краткосрочной перспективе.

3. Сегодня в регионах России нет народных движений, подобных существовавшим в бывшем Советском Союзе: «Саюдис» в Литве, или «Круглый стол» в Грузии, или «Рух» в Украине, которые в конце XIX в. 80-е спровоцировали распад СССР. Чечня является единственным исключением в составе России.

В других регионах России также отсутствует харизматичный сепаратистский лидер, такой как чеченский Джокар Дудаев. Руководители Дагестана — это, по сути, советские аппаратчики, ищущие спокойной жизни. Они поддерживают Кремль в нынешней битве, даже создали свой собственный веб-сайт, чтобы противостоять веб-сайту, которым управляют сторонники партизан.

Лидеры Татарстана, Башкортостана, Саха, Тывы и Приморья в тот или иной момент поднимали призрак сепаратизма, но быстро отступали, когда им предлагали более низкие налоги и более высокие федеральные субсидии.

4. Ни один региональный лидер в постсоветской России не мог, даже отдаленно, сыграть ту роль, которую Ельцин сыграл как лидер России при распаде Советского Союза в 1990-91 гг. В те дни Ельцин призывал сепаратистские советские республики взять столько суверенитета, сколько они смогут проглотить.

В 1994 году другие республики не присоединились к Чечне в поисках независимости. Лидер нефтедобывающего Татарстана, несмотря на все его декларации о суверенитете, не угрожал Ельцину энергетическим эмбарго. Влиятельный и популярный мэр Москвы Юрий Лужков не стал отключать Кремль от электричества. Вместо этого Лужков приказал московской полиции патрулировать улицы и допрашивать всех, кто похож на чеченца. (Мои карие глаза, усы, черные брови и темно-зеленая шляпа L.L. Bean, отдаленно напоминающая дудаевскую, сделали меня неизбежной мишенью этих выборочных проверок еще в 1997 и 1998.)

5. Лидеры сепаратистов в советских республиках знали, что их движения получат мощную поддержку широких антисоветских кругов на Западе, включая значительные этнические диаспоры. Нет такой симпатии к сепаратистам ни в Чечне и Татарстане, ни на Урале и на Дальнем Востоке. Когда в конце 1994 года российские танки атаковали Грозный, президент Клинтон заявил, что Чечня является внутренним делом России, и полностью встал на сторону Ельцина.

6. Президент Ельцин вел переговоры с региональными лидерами лучше, чем Горбачев с советскими республиками. За ошеломляющим исключением Чечни Ельцин выработал взаимоприемлемые соглашения о разделении власти. Он мудро игнорировал декларации о суверенитете и внешнеполитические программы до тех пор, пока они не подрывали федеральные агентства России.

В 1996 году Ельцин даже отказался от назначения губернаторов регионов, позволив регионам избирать своих губернаторов. А некоторые российские регионы выступали в роли лабораторий свободного рынка, приватизируя землю и приглашая иностранный бизнес. Появились надежды на сильную, динамичную федерацию в России.

Высокая цена имперских устремлений Кремля

Но имперское высокомерие Кремля по отношению к Кавказу подорвало эти надежды. Новый премьер-министр Владимир Путин пообещал защитить территориальную целостность России и «урегулировать дагестанский кризис» всего за полторы недели — обещание, которое было нарушено. Тогда российское военное командование пообещало уничтожить всех «террористов» в Чечне еще примерно через две недели. Находясь в Москве в конце сентября, я видел, как Путин в вечерних новостях прибегал к гангстерскому жаргону, когда репортеры спрашивали его о его планах борьбы с чеченскими повстанцами. «Мы взорвем их где угодно. Если мы найдем их в сортире, мы засунем их голову в миску. Есть еще вопросы?» Путин смотрел на аудиторию с намеком на торжествующее пренебрежение.

Эти заявления зловеще перекликаются с обещанием Павла Грачева, министра обороны России в 1994 году, сокрушить сепаратистское правительство Чечни с помощью одного парашютно-десантного полка «за несколько часов». Спустя два года и 80 000 насильственных смертей российские войска отступили.

Хотя желание Москвы быстро подавить мятежников понятно, кремлевские иллюзии великой державы продолжают иметь неприятные последствия. В июне, несмотря на то, что Россия не выплатила миллиарды долларов международного долга, Россия вложила скудные ресурсы в свои крупнейшие военные учения со времен распада СССР. В Исландию прилетели стратегические бомбардировщики. В Косово отправились элитные десантники. Эти символические действия давали Москве почувствовать, что она остается «великой державой», но отвлекали ее внимание и ресурсы от превентивных действий в Дагестане и от мирных переговоров с чеченскими лидерами.

Теперь эти иллюзии с опозданием подталкивают Москву к безвыходным военным решениям. Массированное нападение, которое теперь казалось неизбежным, спровоцировало новую затяжную чеченскую войну. (Чеченские полевые командиры уже пообещали отказаться от вражды и объединить силы против российских военных.) Вялотекущая кампания спровоцирует вьетконговцев на Каспии. Перекрыть все горные пути, чтобы изолировать Чечню и защитить Дагестан, нереально.

Между тем обещание Кремля победить повстанцев любой ценой означает, что у Москвы будет меньше ресурсов, если они вообще будут, для восстановления умирающей экономики Чечни и Дагестана. По иронии судьбы, это может лишь способствовать достижению долгосрочных целей исламских радикалов, создавая дополнительную нестабильность в Дагестане. Вырваться из этого порочного круга со временем будет все труднее — даже самая популярная из либеральных партий России «Яблоко» призывала к жестким военным мерам, чтобы остановить мятежников. В этот год выборов в российский парламент они и другие партии стремятся нажиться на растущей общественной ксенофобии. В ходе недавнего опроса 1030 москвичей более половины заявили, что хотят, чтобы Кремль вел войну на Кавказе.

Но нестабильность в Чечне и Дагестане лишит Москву ее самой большой экономической выгоды в регионе, доступа к западным маршрутам для каспийской нефти. Трубопровод, ведущий азербайджанскую нефть на западные рынки, может миновать Чечню, но не может миновать Дагестан. Нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы вокруг трубопровода были подожжены.

Иллюзии великой державы угрожают России далеко за пределами Кавказа. Москва пренебрегает масштабной работой, которую необходимо проделать, чтобы дать рядовым россиянам передышку от многолетнего экономического спада.