Английский парламент: ПАРЛАМЕНТ АНГЛИЙСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПАРЛАМЕНТ АНГЛИЙСКИЙ • Большая российская энциклопедия

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. название – Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], высший законодательный орган Великобритании.

Возник в средневековой Англии как сословно-представительное консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и королевской курии (Curia Regis; см. Курия феодальная), в которую входили ближайшие королевские советники.

С 13 в. англ. короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отдельных графств с целью дополнительной легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254, на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четверти 13 в. такие собрания стали называться «парламентами» (parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 предводитель восставших гр. Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва П. а. становится регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был П. а. 1295 (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали свыше 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний П. а. был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в других английских городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение П. а. на 2 палаты: Палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и Палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе П. а., и их вскоре перестали вызывать). С 1295 П. а. имел право вотирования основных налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 впервые в источниках упоминается спикер как глава Палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453, потребовали очень частых созывов П. а. О важной роли П. а. свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 впервые закреплены избирательные квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в П. а., и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имущественный ценз для избирателей и депутатов. В конце 14 – начале 15 вв. П. а. добился права законодательной инициативы: по петициям Палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Алой и Белой розы войны П. а. стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на П. а., превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (напр., Реформации). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из Палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней заняли представители светской аристократии. С 1536 в Палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за П. а. закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.

В 17 в. П. а. превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов, нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–53) сыграл большую роль в Английской революции 17 в., возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I, завершившуюся его казнью и объявлением республики (1649). В ходе революции П. а. (в 1649–57 состоял только из Палаты общин; Палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции государственной власти (законодательную, военную, судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля (1653). После реставрации Стюартов (1660) П. а. был восстановлен в дореволюционном виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политические партии вигов и тори, ареной борьбы которых стал П. а. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» 1688–89, добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий П. а. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия П. а., который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 устанавливал ежегодные заседания П. а. и регулярные выборы в Палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 – 1 раз в 7 лет, с 1911 – 1 раз в 5 лет). Из средневекового сословного собрания П. а. постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной монархии.

После принятия англо-шотландской унии (1707) отдельные парламенты Англии и Шотландии (см. Парламент шотландский) формально прекратили существование, вместо них был создан парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политические функции и к концу 18 в. центром политической жизни стал П. а. На протяжении этого столетия формировались принципы политической ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в Палате общин. В 1721 лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом Палаты общин. В 1742 он подал в отставку после того, как Палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В конце 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 началась регулярная публикация неофициальных стенограмм дебатов, способствовавшая повышению общественного интереса к работе П. а. В результате англо-ирландской унии 1801 ирландский парламент (созданный в конце 13 в. на территории Ирландии, завоёванной англичанами) был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирландские депутаты.

На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования Палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й пол. 19 в. в связи с бурным социально-экономическим развитием Великобритании: представительства в П. а. были лишены многие быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имущественного ценза и непропорционального представительства городов в конце 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь около 2% нас. В результате избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 были ликвидированы т. н. гнилые местечки, в которых имелось лишь по несколько человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-промышленных центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58% взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 принят закон о тайном голосовании на выборах в П. а. В соответствии с законом, принятым в 1885, Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 избирательное право получили практически все мужчины старше 21 года и впервые после продолжительной борьбы (см. Суфражистки) часть женщин. Окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928. В течение 19 в. несколькими законодательными актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религиозные ограничения для членов П. а.

Акт 1911 законодательно закрепил решающее значение Палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и государственных расходов, без санкции Палаты лордов, а также обязал Палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие Палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов Палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены Палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение Палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать многие видные общественные деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. Тем самым право заседать в Палате лордов впервые получили женщины. В 1999 число наследственных пэров, входящих в Палату лордов, было ограничено 92. В 20 – начале 21 вв. левые политические силы, в первую очередь Лейбористская партия, неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации Палаты лордов в её традиционном виде. В 1992 спикером Палаты общин впервые была избрана женщина – Б. Бутройд (род. 1929).

После восстановления шотландского парламента, создания Национальной ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии (1998–99) им был делегирован ряд законодательных полномочий, при этом шотл., валлийские и североирландские депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании британского правительства. Не имеют официального представительства в парламенте о. Мэн, Нормандские острова, а также заморские территории Великобритании.

В 2009 после создания Верховного суда Великобритании Палата лордов утратила судебные функции. В 2011 было законодательно отменено право монарха распускать парламент, установлены фиксированные даты парламентских выборов каждые 5 лет (начиная с 2015).

1. Зарождение и развитие парламентаризма / Законодательная Дума Томской области








  • Распечатать





  • Вам была полезна информация на странице?

Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.

Родословная парламента
Что означает «парламент»
Исторические формы парламента

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • уяснить генезис представительного правления;
  • понять происхождение слова «парламент»;
  • узнать, как из недр представительной власти зарождался парламент;
  • познакомиться с наиболее интересными историческими формами парламента

Современное представительное правление, а соответственно и парламент относительно «молоды» по сравнению с тысячелетиями прямого правления всего народа, которое впоследствии ученые назвали прямой демократией. В идеальной форме данный вид демократии бывает там, где все обладающие избирательным правом собираются в одном месте, обсуждая актуальные вопросы, и в результате голосования на основании большинства мнений принимается решение, что нужно будет делать всему обществу или его части. Однако недостатки этой системы видны как на ладони. Это может быть лишь маленький округ наподобие древнеафинского полиса или веча Новгородской республики. А где, скажем, можно собрать одновременно 50 миллионов человек, обладающих правом голоса? И как долго может тянуться это собрание, если каждый, предположим, будет говорить одну минуту? Сама такая идеальная система потребует, чтобы между народными собраниями кто-либо выполнял текущую работу, готовил следующее собрание и др.

Когда перед революционной Францией в XVIII в. встал вопрос, каким будет управление, идущее на смену королевской власти, Максимилиан Робеспьер написал:

«Демократия — это не такое государство, где постоянно собранный народ самостоя-тельно регулирует все общественные дела; ещё менее это государство, где сто тысяч народных фракций решали бы судьбу целого общества при помощи поспешных и противоречивых мер».

Итак, это должно быть хотя бы одно лицо, один «представитель», которого необходимо избрать. Следовательно, это будет уже не «прямая», в буквальном смысле, демократия. Подтверждение мы находим в современной Швейцарии, где прямая демократия является основой организации государства. Там между собраниями на один год избирают амтмана до тех пор, пока не собираются вновь все имеющие право голоса. Подобная форма правления получила название плебисцитарной демократии.

Как сказано выше, демократия, перемещаясь в массовое (обширные просторы страны; большое народонаселение; политическая, этническая, половозрастная смесь, которую мы сегодня именуем гражданами) общество, вынуждена фактически отказаться от античного образца прямой демократии, но отголоски общего правления (прямой демократии) сохранились не только в швейцарской политической системе, но и в так называемой плебисцитарной демократии. Суть ее такова: группа людей на профессиональной или выборной основе разрабатывает законопроект, а те, кто обладает избирательным правом, с помощью голосования решают судьбу данного законопроекта. Здесь есть существенная особенность. Решение при голосовании можно вынести лишь с помощью одного из двух слов: «ДА» или «НЕТ», изменение текста просто недопустимо. Конечно, эта система является очень дорогостоящей, но в свободных странах время и деньги не являются весомыми аргументами против участия граждан в управлении обществом. Есть и еще одно критическое соображение в адрес данной практики: постоянные голосования отнюдь не увеличивают политической активности граждан, тем более что не каждый вопрос, предполагающий обсуждение, касается некоторых из них непосредственно. Вдобавок сама эта система предполагает наличие политической зрелости гражданина, постоянной информированности большинства населения, что является в известной мере утопичным.

Наименование «плебисцитарный» происходит от латинского слова plebiscitum, означающего решение народа в рамках всенародного обсуждения или голосования.

Итак, по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры постепенно утверждалась форма, получившая название «представительное правление». В силу изложенных выше социальных причин, а также недостатков, свойственных двум первым системам, сегодня наиболее распространенной является «репрезентативная» (или представительная) демократия. Более того, появилось даже мнение заменить слово «демократия», как не отвечающее политической практике, словом «представительство». Чаще всего эта форма реализуется в виде парламентской системы. Представительная демократия основывается на выборах представителей народа, без которых, впрочем, как мы видели, не обходятся прямая и плебисцитарная демократии.

Представители как бы получают право от своих избирателей выражать их волю в течение определенного срока, являясь в этот период несменяемыми и обладая (в ряде стран) депутатской неприкосновенностью.

Что означает «парламент»?

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить). Дело в том, что после норманнского завоевания, начавшегося победой 14 октября 1066 г. Вильгельма Завоевателя в битве при Гастингсе, началось не просто господство норманнов, но и офранцуживание англосаксонской цивилизации. Впервые только в 1363 г. канцлер открыл заседание парламента речью на английском языке, но еще и в начале XVI в. английские законы писались по-французски. В первые столетия после завоевания сами короли и их жены были французами, военно-политическая знать была того же происхождения. Более того, даже средний класс постепенно осваивал французский язык, элементы французской культуры и образа жизни. Не удивительно, что короли произносили присяги на французском языке. Фактически этот язык стал политическим языком Англии.

Парламент — общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законо-дательные функции; высший выборный законо-дательный орган. В Велико-британии он называется парламент, в США — конгресс, в Норвегии — стортинг, в Швеции — риксдаг и т. д.
В большинстве стран состоит из двух палат.
 

Между тем сам английский парламент, ставший символом новой политической эпохи, которая продолжается и поныне, отнюдь не был первым представительным органом в западных государствах.

О народных собраниях, ограничивающих власть конунгов, у древних германцев писал еще римский историк Тацит, также были институты самоуправления и у англосаксов эпохи Римской империи. Достаточно долго просуществовали тинги у скандинавов. Там конунги руководили работой народных собраний,но решение принимали участники тинга. Первоначально тинги по объему управления и задачам скорее подходили под определение органов местного самоуправления. Однако в 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы.

Парламентаризм — система организации и функциони-рования верховной государ-ственной власти, характери-зующаяся разделением законодательных и испол-нительных функций при привилегированном положении парламента.

Но вернемся к истории английского парламента. Он возник в результате длительной борьбы и ряда компромиссов между королем, знатью и коммунами (городскими общинами, добившимися от феодалов прав самоуправления). Наиболее известными этапами этой борьбы был конфликт 1215 г. между королем Джоном — Иоанном Безземельным, братом Ричарда Львиное Сердце, и баронами закончившийся принятием Великой хартии вольностей. Не менее значимой была и гражданская война, разразившаяся в период правления Генриха III (1258 — 1267 гг.), которая привела к возникновению парламента (1265 г.). Именно в этом году по инициативе Симона де Монфора, графа Лейстера было созвано собрание, в которое входили по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от крупных городских коммун. Фактически это собрание должно было усилить позицию Монфора, воюющего против короля, и после гибели мятежника ему оставалось уйти в небытие. Тем не менее в 1267 г. уже сам король Генрих III собирает парламент. В 1295 году был созван «Образцовый парламент», в состав которого вошли по два представителя рыцарского сословия от 37 графств и по два представителя от городских коммун. С этого момента парламентские сессии становятся достаточно регулярными.

Однако окончательно парламент обрел государственную прописку лишь при Эдуарде I, когда королевская власть бесповоротно осознала необходимость формирования органа сословного представительства.

В XIV в. английский парламент становится двухпалатным, но лишь два века спустя появляются названия: палата лордов и палата общин. В этом же XIV столетии появляется должность спикера (англ. to speak — говорить), в чьи обязанности входило ведение заседания нижней палаты, представительские функции от ее имени в переговорах с королем и верхней палатой. Документы говорят о первом спикере Питере де ля Маре, в 1376 г. выступившем с резкой критикой короля. Понятно, что подобные выступления против короля и знати подвергали членов палаты общин риску быть арестованными по произволу, поэтому палата добивалась принятия закона о депутатском иммунитете. В XV в. английский парламент обрел постоянную прописку в Вестминстерском аббатстве Лондона.

Возникновение парламента, а особенно его функции и состав нашли отражение в духовной жизни английского общества. Так, в поэзии Вильяма Ленгленда (XIV в.) Парламент не только подает жалобу на Зло, обличает разбойничьи шайки (феодалов). При этом все слушают его, не шелохнувшись. Фактически Ленгленд был первым автором, поднявшим идею о таком необычном и важном явлении, каким стал (или должен был стать) парламент. Одним стихом он описал политическую систему Англии: король, окруженный своим народом. Рыцарство руководило им, могущество коммун предоставляло возможность царствовать. Итак, мы видим три элемента системы: король, парламент (рыцарство и коммуны) и народ. То есть на уровне средневековой идеологии появляется не просто посредник между королем и народом, возникает законная возможность оспаривать то, что называлось «божественным правом» королей. Одновременно на практике парламент приобрел три важнейших полномочия, ограничивающих королевскую власть: право на участие в издании законов, право решать вопросы о налогах в пользу королевской казны, право осуществлять контроль над высшими должностными лицами, более того, с конца XIV в. парламент добивается права возбуждать перед палатой лордов дела об отстранении от власти высших сановников за злоупотребления.

Наиболее драматичные события связаны с политической борьбой монарха и парламента эпохи Английской революции XVII столетия. Причины революции заключались не только в конфликте королевской власти и парламента. Тут и обнищание значительной массы народа в ходе раннебуржуазных преобразований, и влияние пуританской религиозной идеологии на умы людей. Однако факт остается фактом, король Карл Стюарт, продолжая политику отца Якова I, счел парламент лишним звеном не только в сборе налогов, но и в принципе противоречащим курсу королевской власти на абсолютизм. Карл I напрямую игнорировал решения парламента, а с 1629 по 1640 г. вообще не собирал его, налоги утверждались в то время указами самого короля, что противоречило не только традиции, но и интересам укреплявшегося буржуазного класса. С 1642 г. началась гражданская война, где с одной стороны выступала армия монарха, а с другой — армия парламента. Фактически и страна оказалась разделенной на две части, и на большей территории парламент установил de facto республиканское правление. Затяжная борьба закончилась окончательным поражением короля, и в 1649 г. Карл I был обезглавлен по решению трибунала. Так завершился один из ярких и наиболее драматичных эпизодов в истории парламентаризма.

Значительный вклад в разработку теоретических аспектов генезиса и функционирования законодательных (представительных) органов власти внесли Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли, Дж. Локк,
Ш. Монтескье,
Г. Гегель и другие мыслители древности, средневековья и нового времени.

Практически одновременно с Англией возникают подобные органы и во Франции. Отличие заключалось в основном в том, что в Англии все сословия платили налоги (поэтому распоряжение финансами давало парламенту реальную власть), во Франции же дворянство и духовенство были освобождены от налогов, и все бремя падало на так называемое «третье сословие». Создание Генеральных штатов во Франции выпало на время правления короля Филиппа IV Красивого, боровшегося против феодальной раздробленности, за укрепление Франции, что требовало не только новых источников налогов, но и политической поддержки. Описанная в романе М. Дрюона борьба короля против ордена Тамплиеров и Римского Папы имеет непосредственное отношение к возникновению Генеральных штатов. Именно этот общефранцузский сословно-представительный орган, впервые собравшись в 1302 г., должен был решить судьбу конфликта короля Филиппа Красивого и Папы Римского Бонифация VIII, которому подданные французского короля до той поры платили церковный налог. С XIV в. Генеральные штаты обретают тот облик, который сохранился до Великой французской революции, — три палаты, отделявшие сословия друг от друга. Если на первом этапе обсуждались вопросы политические — конфликт с тамплиерами и папой, то с 1314 г. в их обязанности вошло обсуждение проблем налогообложения. «Великий мартовский ордонанс» (1357 г. ) предписывал Генеральным штатам собираться дважды в год без особого указа короля. С конца XV в. во главу угла формирования был поставлен территориальный принцип (при соблюдении сословного представительства). Конечно, Генеральные штаты были менее заметным институтом, нежели английский парламент, степень влияния их была очень низкой. Не последнюю роль в этом сыграла активность провинциальных штатов, определявших критерии и виды налогов и не желавших делиться своей прерогативой с парламентом страны. С 1614 г. вплоть до Великой французской революции 1789 г. Генеральные штаты вообще не собирались.

Еще с XIII столетия
во французских
провинциях существо-
вали представительные органы, с 1230 г.
называвшиеся parlamentum.

Если на Европейском континенте парламенты возникали на основе политико-правовой традиции, то возникновение Конгресса США обязано своим появлением, прежде всего, революционной идеологии, а уж затем традициям, сложившимся все в той же Европе. Колониальная британская власть не только не поспевала за социально-экономическими изменениями в американских колониях, но и нередко сознательно их тормозила. В результате в 1775 г. началась война за независимость Соединенных Штатов, продолжавшаяся до 1783 г. В самом начале этой войны 4 июля 1776 г. в Филадельфии тринадцать штатов приняли «Декларацию независимости» нового государства. Особое внимание молодое государство уделяло политическому строительству, а поскольку большинство держав того периода были монархиями, как и Великобритания, и этот опыт воспринимался негативно, то надо было обосновать необходимость республиканского строя новой страны. Как и в революционной Англии, обоснование было найдено в Библии. Каждый человек греховен по своей природе, поэтому нельзя отдавать всю власть одному человеку, должна быть создана республиканская система, где бы законодательная, исполнительная и судебная власти были разделены и сдерживали монархические аппетиты друг друга. Каждый человек греховен, поэтому новое государство должно быть федеративным, где штаты ограничивали бы экономические и политические аппетиты центральной власти. Каждый человек греховен, поэтому в основе соблюдения прав всех и каждого в этой стране должна лежать писаная Конституция. Все это объяснимо, так как изначально государство возникло как союз тринадцати независимых штатов, разных по величине, населению, экономическим потенциалам. Ряд политологов называют создание двухпалатного американского Конгресса «великим компромиссом». Были удовлетворены интересы малых штатов: каждый штат в верхней палате отныне был представлен двумя сенаторами, но в Палату представителей, которая изначально получила право законодательства в сфере налогообложения, конгрессмены избирались пропорционально количеству населения штата. Сначала сенаторов выбирало законодательное собрание каждого штата, но после 1913 г. все население штата получило право выбирать сенаторов. Сенаторы выбираются сроком на шесть лет, но каждые два года происходит ротация — треть состава верхней палаты обновляется. Членов Палаты представителей выбирают на два года, и их перевыборы происходят для всех одновременно. Американская парламентская система оказала существенное влияние на формирование новых парламентов в различных уголках земного шара, так как в большей степени соответствовала духу времени.

Отцы-основатели США
принимали часть устраивавших американцев британских политико-правовых традиций, бытовавших в колониях, но отвергали все английское, что противоречило духу свободы новой страны.

Резюме

  • Парламентская форма представительного правления сложилась по мере роста народонаселения и усложнения социальной структуры, когда прямая и плебисцитарная демократия стали неэффективными.
  • Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходившим от «parler» (говорить).
  • В 930 г. со всей территории датской колонии Исландии впервые собрался альтинг, ставший первым парламентом Европы. Английский парламент возник в ходе гражданской войны в период правления Генриха III в 1265 г. Другими историческими формами парламента являются Генеральные штаты, впервые созванные во Франции в 1302 г. по инициативе короля Филиппа Красивого, и Конгресс США, возникший в ходе борьбы за независимость американских колоний Англии в XVIII в.

Литература

  1. Илберт К. Парламент: Его история, организация и практика. — Пг., 1915.
  2. Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. Тт. I — III. — СПб., 1906.
  3. Ольгейрссон Э. Из прошлого исландского народа. Родовой строй и государство в Исландии. — М., 1957.
  4. Романов Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность. Учеб. пособие. — М., 2002.
  5. Согрин В.В. Политическая история США. — М., 2001.
  6. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. — М., 1994.
  7. Хачатурян Н. А. Возникновение Генеральных штатов во Франции. — М., 1976.
  8. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи. — СПб., 1908.
  


Материалы к лекции 1. Зарождение и развитие парламентаризма



  • Рабочая программа. Лекция 1.



  • Тестовые задания. Лекция 1.


Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Парламент | Правительство Соединенного Королевства

Лондон: здание парламента и Биг-Бен

Лондон
Связанные люди:
Иэн Дункан Смит
Чарльз Кеннеди
Джон Картрайт
Генри Хант

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Узнайте о структуре парламента Великобритании — Палате общин, Палате лордов и монархе

Посмотрите все видео к этой статье

Узнайте о ролях и процессе голосования членов парламента Соединенного Королевства

Посмотреть все видео по этой статье

Парламент (от старофранцузского: parlement; латинское: Parliamentum ) первоначальное законодательное собрание Англии, Шотландии или Ирландии, а затем Великобритании и Соединенного Королевства; законодательные органы в некоторых странах, которые когда-то были британскими колониями, также известны как парламенты.

Узнайте об истории, его архитектуре и работе парламента Великобритании и о том, как он превратился в то, чем он является сегодня

Посмотреть все видео к этой статье

Узнайте, как проходят всеобщие выборы в Великобритании

Британский парламент, часто называемый «матерью парламентов», состоит из суверена, палаты лордов и палаты общин. Первоначально означавшее беседу, это слово использовалось в 13 веке для описания послеобеденных дискуссий между монахами в их монастырях. В 1239 г.английский монах-бенедиктинец Мэтью Пэрис из аббатства Сент-Олбанс применил этот термин к встрече совета между прелатами, графами и баронами, а также он использовался в 1245 году для обозначения встречи, созванной Папой Иннокентием IV в Лионе, Франция. что привело к отлучению от церкви и свержению императора Священной Римской империи Фридриха II.

Взгляните на палату лордов в готическом стиле и палату общин, составляющих палаты парламента. консультации по финансовым вопросам. Однако короли обычно желали согласия рыцарей на новое налогообложение, а не их советов. Позже, в 13 веке, король Эдуард I (1272–1307) созывал совместные собрания двух правительственных учреждений: Magnum Concilium, или Большой совет, в состав которого входили светские и церковные магнаты, и Curia Regis, или Королевский суд, гораздо меньший по размеру орган. полупрофессиональные консультанты. На тех собраниях Curia Regis, которые стали называться concilium regis in Parliamento («королевский совет в парламенте»), можно было решить судебные проблемы, которые оказались за рамками обычных судов XII века. Члены Curia Regis были выдающимися и часто оставались для завершения дел после того, как магнаты были отправлены домой; работа парламента формально не прекращалась до тех пор, пока они не выполняли свои задачи. Примерно на каждую седьмую из этих встреч Эдуард, следуя прецедентам времен своего отца, созывал рыцарей из графств и горожан из городов, чтобы они явились с магнатами.

Парламент, созванный в 1295 году, известный как Образцовый парламент и широко известный как первый представительный парламент, впервые включал в себя низшее духовенство, а также двух рыцарей от каждого графства, двух горожан от каждого района и двух горожан от каждого города. . В начале 14 века сложилась практика проведения диспутов между сеньорами духовными и светскими в одной палате, или «доме», и между рыцарями и горожанами в другой. Строго говоря, существовало и существует до сих пор три дома: король и его совет, лорды духовные и светские и общины. Но в 15 веке короли Дома Ланкастеров обычно были вынуждены брать всех своих советников из числа лордов, а позже при Доме Тюдоров стало практикой находить места в общинах для тайных советников, которые не были лордами. . Между тем достигнутая в XIV в. большая сплоченность Тайного совета практически отделила его от парламента, а упадок судебной функции парламента привел к усилению его законотворческой деятельности, исходившей теперь не только от королевской инициативы, но и от петиций, или « законопроекты», созданные группами внутри самого парламента. Законопроекты, если они были одобрены королем, становились актами парламента; в конце концов, при короле Генрихе VI (годы правления 1422–1461; 1470–71) также потребовалось согласие как Палаты лордов — органа, основанного теперь в основном на наследственности, — так и Палаты общин. При Тюдорах, хотя еще можно было издавать законы посредством королевской прокламации, монархи редко прибегали к столь непопулярным мерам, и все основные политические изменения осуществлялись актами парламента.

В 1430 году парламент разделил избирательные округа Палаты общин на округа и городки. Мужчины, владевшие собственностью в собственность на сумму не менее 40 шиллингов, могли голосовать на этих выборах. Члены Палаты общин были богаты, так как им не платили, и они должны были иметь годовой доход не менее 600 фунтов стерлингов для мест в округах и 300 фунтов стерлингов для мест в районах. В большинстве районов очень немногие люди могли голосовать, а некоторые члены были избраны менее чем дюжиной выборщиков. Эти «гнилые» районы были в конечном итоге ликвидированы Биллем о реформе 1832 года.4 в конечном итоге потребовал, чтобы парламент собирался не реже одного раза в три года), сформировался класс профессиональных парламентариев, некоторые из которых использовались королем для обеспечения согласия на его меры; другие иногда не соглашались с его мерами и призывали палату общин отвергнуть их, хотя твердое представление об организованной «оппозиции» развилось гораздо позже.

В 17 веке парламент стал революционным органом и центром сопротивления королю во время Гражданских войн в Англии (1642–1651). В период Реставрации (1660–1688 гг.) Возникли фракции вигов и тори, предки более поздних политических партий. Современная парламентская система, а также принцип парламентского суверенитета быстро развились после Славной революции (1688–1689 гг.).). Вильгельм III (1689–1702) выбирал своих министров из числа политических партий в парламенте, хотя ни одна из палат не контролировала их. Хотя соглашение о том, что правительства автоматически уйдут в отставку в случае поражения на выборах, еще не было разработано, монархи начали корректировать состав Тайного совета в соответствии с составом парламента. Позже члены кабинета министров были назначены из числа партии, имеющей большинство в Палате общин.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Фонд конституционных прав

ФОНД КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
Билль о правах в действии
ОСЕНЬ 2009 ГОДА (Том 25, № 2)

Построение демократии

Основные дебаты на Конституционном конвенте  | Король и парламент в средневековой Англии | Каждое новое поколение

Король и парламент в средневековой Англии

Английский парламент развивался сотни лет. Первые средневековые английские парламенты предприняли важные шаги к более представительному и демократическому правительству.

Английская монархия существовала задолго до того, как Вильгельм Завоеватель возглавил вторжение французских норманнов и оккупацию Англии в 1066 году нашей эры. После завоевания новая линия нормандских королей продолжила английскую монархию.

Англичане верили, что Бог благословил право короля на власть. Они также признали, что его преемник, обычно его старший сын, унаследовал это право.

Но у короля Англии также были обязанности перед народом. На своей коронации он пообещал сохранить неписаный «общий закон», передаваемый из поколения в поколение. У него также была обязанность действовать «по справедливости» и защищать королевство, ведя свою армию в бой.

С древних времен в Англии король был единственным законодателем и часто действовал выше закона. Но все начало меняться в 1215 году, когда король Иоанн проиграл войну своим могущественным баронам, которые вынудили его подписать Великую хартию вольностей.

Этот феодальный документ главным образом гарантировал определенные права баронам, составлявшим большую часть землевладельческой верхушки. Но Великая хартия вольностей также установила, что король должен подчиняться закону и использовать против своих подданных только законные средства.

Даже на пике своего могущества английские короли редко действовали, не посоветовавшись с важными дворянами и церковными лидерами, лордами королевства. После Великой хартии вольностей король все чаще искал совета и согласия (соглашения) лордов в обмен на их поддержку политики и проектов его правительства. Это было происхождение парламента.

Король создал парламент для своих целей. Но за время своего долгого развития английский парламент резко изменился и отнял у короля полномочия до тех пор, пока их почти не осталось сегодня.

Совет и согласие парламента

Король Генрих III, сын короля Иоанна, начал свое правление в 1216 году. Сначала он советовался с небольшим советом важных лордов, которые обычно всегда были рядом с ним. Позже Генри начал созывать расширенную группу лордов со всего королевства. Известный как Большой совет, в него входили крупные бароны-землевладельцы, другая знать, а также архиепископы и епископы католической церкви, государственной религии. Присутствовали также королевские судьи и высшие правительственные чиновники. Генрих созывал около 50 лордов на Большой совет, когда ему требовались их советы и согласие в таких вещах, как война, изменение закона или взимание нового налога.

Лорды Великого Совета рассматривали их советы и согласие как долг перед королем и как право, которое он был обязан соблюдать. По древнему обычаю король не должен был изменять закон или вводить налоги без совета и согласия затронутых лиц.

На Больших советах лорды могли обсуждать, спорить, требовать изменений или искать исключения из того, что хотел король. Лорды могли попытаться изменить мнение короля, но, в конце концов, они были обязаны согласиться с его желаниями.

К 1236 году королевские клерки использовали слово «парламент» для обозначения встреч короля с его Великим советом. Этот термин происходит от французского глагола «говорить или обсуждать». На французском, а не на английском языке говорили короли и правящая элита, потомки нормандских завоевателей.

Король Генрих III вызвал своих лордов в парламент, когда хотел встретиться с ними. Он обнаружил, что это был эффективный способ получить совет и согласие своих лордов и обсудить с ними важные вопросы.

С самого начала парламент также выступал в качестве высшей судебной инстанции в стране. Лорды рассматривали дела своих собратьев-аристократов, заседали в качестве апелляционного суда и рассматривали дела, которые были слишком сложными или противоречивыми для обычных королевских судов.

К концу правления Генриха III бароны разочаровались в своей ограниченной власти в парламенте. В 1258 году Генрих созвал парламент для утверждения новых налогов для оплаты его экстравагантных расходов на королевское хозяйство, внешних военных долгов и плана по получению короны Сицилии для одного из его сыновей.

Бароны в парламенте отказались и потребовали, чтобы Генрих согласился на правительственные реформы, прежде чем они согласились на новый налог. Среди прочего, реформы требовали, чтобы парламент собирался три раза в год, а комитет баронов выполнял функции главных советников короля. Отчаянно нуждаясь в деньгах, Генри согласился.

В 1262 году Генрих III осудил реформы, заявив, что они нарушают его права как короля. Конфликт перерос в гражданскую войну между Генрихом и мятежными баронами во главе с Симоном де Монфором, зятем короля. Монфор победил Генриха и его сына Эдварда в битве, но они сбежали. В течение года Монфор правил королевством и созвал свой собственный парламент. Но Генрих и Эдуард сплотили сторонников роялистов и, наконец, выиграли войну, победив Монфора в 1265 году. Во время битвы Генрих послал специальный отряд убийц, чтобы убить Монфора и изувечить его тело.

Представительство в парламенте

Еще одним фактором эволюции парламента было представительство. Сначала только великие лорды, королевские судьи и главные правительственные чиновники встречались с королем в парламенте.

Во время правления короля Генриха III большинство полагали, что лорды в парламенте дают свои советы и дают согласие от имени всех жителей королевства. Бароны и католическая церковь были хорошо представлены в парламенте короля Генриха. Но дворяне более низкого ранга, такие как рыцари, свободные фермеры-йомены, городские торговцы и огромное количество бедняков, не имели прямого представительства. Однако на большинство из них распространялись законы и налоги, утвержденные парламентом.

Пока король Генрих отсутствовал, сражаясь во Франции, те, кого он оставил во главе королевства, согласились созвать парламент в 1254 году, в который вошли избранные рыцари, по два от каждого английского графства (графства). Генрих III почувствовал, что это изменение нарушает его права как короля, и больше никогда не призывал рыцарей.

Когда Симон де Монфор недолго правил, в его парламент входили избранные рыцари графства и представители города, называемые горожанами, наряду с лордами. Поскольку налоги все больше ложились на рыцарей и горожан, многие считали, что им также необходимо давать советы и согласие королю.

Король Эдуард I, сын Генриха, созвал свой первый парламент в 1275 году. Помимо созыва лордов, он приказал избрать двух рыцарей от каждого графства и двух горожан от каждого города и городка. Эдуард хотел их согласия на введение новых налогов для финансирования его военных кампаний.

Рыцари и горожане вместе составили новую группу в парламенте под названием Commons. Палата общин была органом «простолюдинов» (не дворян) в парламенте.

В 1295 король Эдуард назвал то, что позже было названо «образцовым парламентом». В него входили рыцари и горожане, и на довольно регулярной основе началась практика включения общин. Тем не менее, рыцари и горожане представляли собой только зажиточных собственников.

К 1325 году, в конце правления короля Эдуарда II, Палата общин получила право представительства в каждом парламенте. Но Палата общин была робкой и обычно мало что делала, кроме как соглашалась на соглашения, достигнутые королем и лордами.

После того, как Эдуард III стал королем в 1327 году, лорды и общины начали собираться ежегодно в двух отдельных «домах» Вестминстерского дворца. Это место нынешнего здания парламента в Лондоне.

Около 50 баронов, других дворян, архиепископов и епископов собрались в Палате лордов. Это была сплоченная организация, членство в которой не менялось до тех пор, пока не умирал лорд.

Владельцы имущества определенной стоимости избрали в общины около 200 рыцарей и горожан. Эти представители часто переходили из одного парламента в другой. Пройдут столетия, прежде чем все англичане получат право голосовать и баллотироваться в Палату общин.

Английские короли (1199–1399)

Иоанн (1199–1216)

Генрих III (1216–1272)

Эдуард I (1272–1307)

Эдуард II (1307–1327)

Эдуард III (1327–1377)

Ричард II (1377–1399)

Парламент и налоги

Английские короли чаще всего созывали парламент, потому что им нужно было его согласие на налоги. Король собирал доходы за счет таможенных пошлин, налогов на имущество людей («налоги на движимое имущество») и даже налогов с каждого взрослого старше 14 лет.

Английские средневековые короли нуждались в налогах для финансирования своих почти непрерывных войн. Например, ближе к концу своего правления король Эдуард I часто созывал парламент для введения новых налогов для выплаты долгов и финансирования своих войн против Франции, Уэльса и Шотландии.

К 1297 году Эдуард отчаянно нуждался в деньгах. Хотя парламент заседал, он хотел быстрого решения. Вместо того, чтобы просить парламент, он просто получил одобрение своего королевского двора на введение нового налога на недвижимость. Он также захватил шерсть у торговцев и еду у людей.

Возмущенные бароны в парламенте составили список претензий к королю. Несколько месяцев спустя, когда Эдуард был в военной кампании, чиновники, которых он оставил во главе правительства, согласились, что новые налоги и конфискации будут иметь место только «с общего согласия всего королевства».

Позже Эдвард согласился на это условие в обмен на новый налог на недвижимость. Но он сопротивлялся выполнению своего обещания. В результате лорды в парламенте не давали согласия на введение новых налогов, и Эдуард закончил свое правление с огромным долгом.

Угроза отказать в их согласии на налоги дала лордам оружие, которое они могли использовать, чтобы добиться уступок от короля. К концу 1300-х годов эту власть получила и Палата общин. Королю пришлось убедить иногда скептически настроенный парламент согласиться на увеличение налогов.

Законотворчество в парламенте

В 1236 году король Генрих III согласился с первым письменным законом, принятым лордами в парламенте. Названный Статутом Мертона, он устанавливает принципы земельного права. Он также включал положение о внебрачных детях, подтверждающее общее право. Даже если их родители позже поженились, эти дети не могли унаследовать имущество своего отца.

Во время парламента 1278 года король Эдуард I призвал частных лиц и группы, ищущие королевского гранта, помилования или средства правовой защиты от недовольства, подавать ему петиции. Он и лорды в парламенте напрямую отвечали на эти письменные петиции или передавали их в соответствующий правительственный департамент.

Подача петиций королю Эдуарду во время заседаний парламента стала настолько популярной, что он и лорды учредили специальные комитеты королевских клерков для получения, рассмотрения и ответа на большинство из них. Только самые важные и спорные петиции направлялись непосредственно королю. Иногда король отвечал на петицию, представляя статут для согласия лордов.

Во время правления короля Эдуарда II Палата общин в парламенте взяла на себя ответственность за прием петиций. Но члены палаты общин не принимали участия в принятии законов.

При короле Эдуарде III в середине 1300-х годов большое значение приобрели «общие петиции», которые касались общины или всего королевства. Сама палата общин инициировала большинство этих петиций, называемых «законопроектами», которые были написаны в форме предлагаемых статутов. Затем Палата общин представила свои законопроекты в Палату лордов и королю для получения их согласия.

Законопроект или предложенный статут вскоре стал необходимым первым шагом в написании писаного закона, независимо от того, был ли он инициирован королем, Палатой лордов или Палатой общин. Однако избранные общины по-прежнему не имели права давать согласие на законопроекты, представленные королем или Палатой лордов.

При короле Ричарде II в конце 1300-х годов налоги и законы требовали согласия лордов и общин в парламенте. Также было широко распространено мнение, что статуты, принятые в парламенте, являются высшим законом страны, превосходящим даже неписаный общий закон и волю короля.

Король и парламент перевернуты вверх дном

К началу 1400-х годов парламент начал свой долгий медленный рост в сторону демократии и представительного правления. Тем не менее, даже с добавлением палаты общин парламент представлял лишь небольшую часть англичан, в основном дворян, церковных лидеров и владельцев собственности. Тем временем король большую часть времени продолжал добиваться своего.

Средневековый король создал парламент. Он созвал его и определил повестку дня его работы. Палата лордов доминировала в парламенте с местами, которые к 1400 году стали наследственными. Палата общин получила представительство в парламенте и право соглашаться с налогами и законами. Но он почти не играл роли в управлении королевством. Его члены были просто «просителями и требованиями».

В течение следующих 600 лет Палата общин постепенно получила контроль над правительством за счет короля и Палаты лордов. Это событие перевернуло с ног на голову политическую ситуацию, существовавшую в средневековой Англии.

Сегодня избиратели избирают членов Палаты общин, которые обычно принадлежат к политическим партиям. Партия, получившая большинство мест в палате общин, выбирает премьер-министра и кабинет для управления правительством. За редким исключением премьер-министр и члены кабинета также занимают выборные места в Палате общин.

Таким образом, парламентская система, действующая сегодня в Соединенном Королевстве (Англии, Шотландии и Уэльсе), объединяет исполнительную и законодательную функции правительства. Премьер-министр обычно добивается своего, потому что у него или у нее есть голоса в Палате общин.

Выборы проводятся каждые пять лет или раньше, если премьер-министр созывает их или теряет вотум доверия в Палате общин. Потеря вотума доверия происходит редко, поскольку это означает, что партия большинства в палате общин не соглашается со своим премьер-министром по важному вопросу.

Сегодня только Палата общин выбирает и управляет правительством. Кроме того, он инициирует все налоговые меры и может принимать большинство законопроектов без согласия лордов. Лорды не могут отклонить закон, принятый Палатой общин. Но Палата лордов обсуждает законопроекты и имеет право вносить поправки и откладывать их принятие. Комитеты лордов рекомендуют реформы и расследуют неправомерные действия правительства.

В 1999 году закон исключил из парламента всех, кроме 90 наследственных лордов. Правительство назначает большинство из оставшихся примерно 600 лордов на пожизненный срок. Недавние предложения призвали к избранию Палаты лордов или ее полной отмене.

Монарх, ныне королева Елизавета II, не играет никакой реальной роли в управлении правительством, кроме как символическое номинальное лицо нации. Королева Елизавета по-прежнему открывает заседания парламента, как и в средневековые времена, но она просто читает предложенную правительственную программу, подготовленную премьер-министром. Королева по-прежнему соглашается с актами парламента, но не имеет права накладывать на них вето.

Парламентская система Соединенного Королевства продолжает развиваться. Закон о конституционной реформе 2005 года отменил роль Палаты лордов как апелляционного суда последней инстанции и учредил новый независимый Верховный суд Соединенного Королевства, который начал свою работу в октябре 2009 года.

Для обсуждения и письма

1. Какие демократические идеи укоренились в средневековой Англии между правлением короля Иоанна и короля Ричарда II?

2. Какую роль сыграло налогообложение в развитии парламента? Приведите примеры из статьи.

3. Каким образом современная парламентская система в Соединенном Королевстве переворачивает средневековую систему правления в Англии с ног на голову?

Для дальнейшего чтения

«Эволюция парламента». Парламент Великобритании. 10 июля 2009 г. URL: www.parliament.uk/about/livingheritage/evolutionofparliament.cfm.

Прествик, Майкл. Плантагенеты Англия , 1225–1360. Оксфорд: Кларендон Пресс, 2005.

АКТИВНОСТЬ

Парламентская или президентская система?

Сформируйте небольшие группы, чтобы играть роль советников новой демократии, которая вот-вот напишет свою конституцию. Советники изучат парламентскую и американскую президентские системы правления на диаграмме и порекомендуют одну из них или новую систему, которая сочетает в себе черты обеих. Затем каждая группа отчитывается и защищает свою рекомендацию. Для целей этой деятельности Палата лордов в британской системе была исключена.

Характеристики

Парламентская система Великобритании

Американская президентская система

Структура

Исполнительная и законодательная власть объединены в Палате общин. Судебная власть недавно стала независимой от парламента. Сдержки и противовесы слабые.

Отдельные исполнительная, законодательная и судебная ветви разделяют полномочия федерального правительства. Система сдержек и противовесов сильна. Государства также имеют правительства.

Исполнительный

Премьер-министр и кабинет являются членами Палаты общин и избираются из этого органа партией большинства после выборов. Срок полномочий премьер-министра и членов Палаты общин составляет пять лет или ранее, если премьер-министр назначает выборы или если происходит вотум недоверия. Премьер-министр является главой правительства. Монарх является главой государства и символизирует королевство, но является только подставным лицом. Парламентские системы в других странах иногда избирают президента на эту символическую роль.

Президент избирается на четырехлетний срок путем получения большинства голосов коллегии выборщиков. Президент может быть отстранен от должности только в течение срока в порядке импичмента и судебного разбирательства. Президент обладает значительными полномочиями в ведении иностранных дел и как главнокомандующий вооруженными силами. Президент подписывает или накладывает вето на законопроекты, принятые Конгрессом, которые могут преодолеть вето большинством в две трети голосов. Президент является главой правительства и главой государства. Президент должен быть не моложе 35 лет и ограничен двумя сроками.

Законодательный орган

Палата общин сохраняет за собой почти все полномочия по выбору правительства (премьер-министра и кабинета министров) и принятию налогов и законов. Премьер-министр, который является членом Палаты общин, должен задавать вопросы на открытом заседании, обычно раз в неделю. Поскольку премьер-министр и кабинет обычно являются членами партии большинства в Палате общин, принять закон относительно легко. Минимальный возраст для избрания в Палату общин — 18 лет.

Конгресс состоит из Палаты представителей и Сената, избираемых на два и шесть лет. После того, как Палата представителей и Сенат принимают предложенный налог или закон, он передается президенту. Сенат голосует за свое согласие на назначение президентом членов кабинета, судей и других высших федеральных чиновников. Сенат также утверждает договоры, заключенные президентом, двумя третями голосов.