Кто герои украины: Герои Украины

Герои Украины – подлинные и мнимые / Реалии / Независимая газета

Тэги: великая отечественная, командующие фронтами, кожедуб, черняховский, оун, упа, бандера, галичина






На счету воздушного аса трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба 64 сбитых немецких самолета. Фото 1944 года


Украине есть кем гордиться. Украинцы по числу Героев Советского Союза, получивших эту награду в Великой Отечественной войне (ВОВ), занимают второе место после русских (русских – 7998, украинцев – 2021). Из 15 фронтов, которые действовали во время ВОВ, более половины возглавляли маршалы и генералы украинского происхождения. Среди них: генерал армии Иосиф Апанасенко, генерал-полковник Михаил Кирпонос, Маршал Советского Союза Семен Тимошенко, Маршал Советского Союза Андрей Еременко, генерал армии Иван Черняховский, Маршал Советского Союза Родион Малиновский, генерал-лейтенант Федор Костенко, генерал-полковник Яков Черевиченко. Около 2,5 млн украинских воинов награждены орденами и медалями, звания Героя Советского Союза был трижды удостоен Иван Кожедуб. Из 115 дважды Героев Советского Союза 32 являются украинцами или уроженцами Украины. Из четырех Героев Советского Союза и одновременно полных кавалеров ордена Славы двое – украинцы. Около 4 тыс. бойцов – представителей 43 национальностей – удостоенные звания Героя Советского Союза за мужество и отвагу в боях на территории Украины. Украинские воины были освободителями народов Европы, они штурмовали Берлин, а командир 756-го стрелкового полка Федор Зинченко, Герой Советского Союза, был первым комендантом Рейхстага.


Но ратные подвиги подлинных героев Украины сейчас не в почете, особенно в Западной Украине, где бандеровцы осмеливаются срывать награды и георгиевские ленточки с груди ветеранов Великой Отечественной войны. Однако настоящих героев у националистов очень мало, поэтому и нужны им фальсификации и ложные герои.


НЕМНОГО ИСТОРИИ


В почете сейчас на Украине целая когорта гетманов, которых именуют «талантливыми политиками» и «полководцами», потому как они отличались «горячим патриотизмом, широким пониманием задач и перспектив борьбы за объединение всех земель Украины в границах соборной и независимой державы». Так современные украинские историки воспевают тех, по вине которых малороссийская территория за несколько десятилетий XVII века превратилась в то, что было названо горьким словом «руина».


Тарас Шевченко украинскую нацию называл «нацией гречкосеев», сопровождая этот приговор еще и таким жестоким обличением:


Рабы, холопы, грязь Москвы,


Варшавский мусор ваши паны, –


И гетманы и атаманы!


А его именуют «величайшим из украинцев». Будем, однако, справедливыми: поэт искренне любил свой народ, частицей которого себя ощущал. Иначе не написал бы такие строки, актуальные и сейчас:


Небезразлично это мне –


Что Украину злые люди


Проспят, лукавые, в огне,


Обворовав ее, разбудят.


Симон Петлюра, горькие признания которого своим самым преданным друзьям звучали так: «В украинской нации столько хамско-сволочного элемента, нестойкости и склонности к предательству, что иногда аж страшно становится, и не знаешь, как бороться с этой гангреной, которая внутри, в самом лоне ее, словно шашель, и точит, и разрушает ее». Поэтому он не дотянул до звания Героя Украины. Но был первым, кто решил использовать лозунг национальной независимости Украины. Ему в отличие от «легендарных» гетманов прошлых веков земляки не простили того, что в конце своей политической карьеры ради поддержки своей эфемерной власти он стал щедро раздавать полякам обширные куски Украины. Петлюра очень быстро понял, что без союзников независимой Украине не бывать. К слову, об Украине того времени командующий немецким восточным фронтом Гофман в своих мемуарах написал: «Украина – это дело моих рук, а вовсе не плод сознательной деятельности русского народа».


ПЕТЛЮРА


Петлюра, заработавший в вершине своей геростратовой славы прозвище «погромщик», 16-летним юношей в период его учебы в Полтавской духовной семинарии получил обидное прозвище «жидивський батько». А поводом для этого послужило следующее.


Словесность в семинарии преподавал отец Сергий, большой любитель Николая Васильевича Гоголя, особенно его книги «Тарас Бульба», на которую неизменно ссылался и с упоением цитировал следующие любимые им строки:


«Рубануть саблей по тонкой жидовской шее, вспороть беременное брюхо его поганой Хайке, поднять на пики верещащих по-поросячьи детей, да и забрать всё, что поднакопил проклятый жид».


Из такого напутствия великого русского классика отец Сергий делал бесспорный вывод о том, что еврейские погромы осуждать нет смысла, да и прав на это никто не имеет. Эту мысль отец Сергий подкреплял следующим монологом (Сушко, 2012): «Кого топит в водах Днепра Тарас? Жидов! Кому отрезает обвисшие груди? Жидовским жинкам! И ни у одного из патриотов язык не повернется хоть одно плохое слово сказать о Бульбе, ибо предки наши лучше нас понимали, что все зло мировое происходит только от евреев. Они дают деньги в рост, развращают наших детей, не признают Христа как спасителя».


После очередной подобной антисемитской тирады молодой Петлюра задал попу каверзный вопрос: «Но если евреи такие плохие и хитрые, то почему же они живут хуже нас?» В ответ на это отец Сергий выволок дерзкого семинариста за шиворот из класса, а его одноклассники, потешаясь над ним, нарекли его упомянутой кличкой. Этот случай, в частности, позволил впоследствии защитникам Петлюры говорить о его невиновности в еврейских погромах, поскольку-де он не был антисемитом. «Не был, но затем им стал», – утверждали другие, ссылаясь на упрямые факты. Последней свидетельницей на парижском суде над убийцей Петлюры Шоломом Шварцбардом была женщина, которая, заливаясь слезами, сказала о Петлюре: «Вы спрашиваете меня, что сделал этот человек? Вот!..» – и она разорвала на себе блузку, а французские судьи увидели, что обе ее груди были отрезаны. Возможно, у ее мучителей были такие же учителя, как отец Сергий у Симона Петлюры в те его юные годы, когда он слыл юдофилом.


Приведем некоторые факты, ставящие под сомнение ту легкость, с которой мало знакомые с историей люди безоговорочно решают «загадку Петлюры». Одной из причин неведения рядовых обывателей в этом вопросе был запрет советским историкам «заниматься Петлюрой».


В конце 1917 года Петлюра предлагал создавать вооруженные отряды «еврейской самообороны», открыл евреям доступ в офицерские школы Украинской Народной Республики (УНР). Евреям УНР была предоставлена «национально-персональная автономия», за которую они боролись в предыдущие десятилетия. В правительстве УНР было несколько министров-евреев.


В обращении Петлюры к армии УНР от 27 августа 1919 года говорилось следующее:


«Украинцам, как и евреям, что поддерживают правительство Республики, наша национальная Армия должна принести равенство, братство, свободу. Все еврейские партии, конкретно «Бунд», «Объединенцы», «Поалей-Цион», «Популисты», перешли на сторону возрождения независимости Украины. Я знаю сам, как евреи помогали нашей армии и нашей республике… С большим вниманием и переживанием я думаю о жертвах еврейского народа, об их славной жизни, положенной на алтарь Отечества. Из донесений офицеров и инспекторов я знаю и о том, что еврейское население самоотверженно выхаживало наших больных и раненых; о еврейских детях, что в госпиталях, организованных в 5 верстах от фронта, промывали раны нашим мужественным воинам. Я был глубоко взволнован, видя слезы благодарности в их глазах за ту заботу, что они получили от евреев, и с удовольствием увидел, что многие из наших воинов становились охранять магазины и склады евреев, чтобы пресечь их разграбление…


Командиры и воины Украинской армии! Рабочие массы украинских евреев видят в вас своих освободителей, и будущие поколения никогда не забудут ваших усилий… Опасайтесь провокаторов и тех, кто хочет погромов и стремится уговорить наиболее слабых в своих убеждениях…


Будьте безжалостными! Смертная казнь ждет участников погромов, как и подстрекателей к ним. Я требую от вас суровой дисциплины, чтобы даже волос не упал с невинной головы…»


В своем приказе, выпущенном тогда же, Петлюра призывал свое войско пресекать антиеврейские погромы и предупреждал:


«Кто же допустит это тяжкое преступление, тот является предателем и врагом нашего края и должен будет исключен из человеческого общежития».


Пламенные речи, проникновенные обращения Петлюры к своему воинству и его приказы явно не доходили до адресатов и далеко не всегда достигали цели. Явно не справляясь с постоянно возникавшей напряженностью, Петлюра предоставлял своим подчиненным полную свободу действий, закрывая глаза на творимые ими погромы и насилия. Попытки диалога с Петлюрой заканчивались, как правило, плачевно или безрезультатно.


Наибольший резонанс получил погром в Проскурове, который вменяется в вину петлюровцам. Он имел свой «почерк», отличавший его от других погромов, нацеленных, как правило, на грабежи еврейского населения (в погромной практике Добровольческой армии лозунгом было соответствующее дополнение лозунга Франсуа Гизо: «Господа, обогащайтесь… за счет евреев!»).


Поводом для погрома в Проскурове послужило восстание против Директории большевистски настроенных 15-го Белгородского и 8-го Подольского полков. Для расправы с восставшими были посланы войска во главе с атаманом Семесенко (по некоторым данным – Самосенко), командовавшим Запорожской казачьей бригадой имени Петлюры и 3-м полком гайдамаков (обе эти части принадлежали к регулярным войскам УНР).


Спокойно, не торопясь, головорезы переходили из дома в дом, накидываясь на обезумевших от страха и неожиданности жителей. Они резали, рубили и кололи всех попадавшихся без разбора пола и возраста. Следуя своей клятве, гайдамаки ни в одном доме ничего из имущества не тронули, а лишь шарили в поисках прятавшихся евреев по чердакам, сараям и погребам, забрасывая их на всякий случай гранатами. Погромщики отказывались от денег: «Нет, мы пришли взять только жизни», «Мы пришли только убивать». Стреляли редко, лишь по убегающим. Они убивали и беременных  женщин, и спящих младенцев. Среди жертв затем нашли двухмесячного ребенка, на отрубленной руке которого было несколько сабельных ран. У многих жертв были выколоты глаза. Сотни женщин были изнасилованы на глазах у своих мужей и родных. Среди палачей особо отметился врач Скорник, который собственноручно убивал и пытал несчастных, попадавших в его руки. Врач-бандит цинично хвастался тем, что собственноручно убил девушку поразительной красоты, на которую не поднялась рука ни одного гайдамака…


Жертвой стал пытавшийся их образумить православный священник Климентий Кучаровский. Перед тем как они его зарубили, этот праведник успел спрятать нескольких еврейских детей от расправы. Один из казацких сотников не позволил своим людям резать безоружных, и его вместе с его сотней выслали за город. По «ошибке» пьяных погромщиков пострадало и несколько христианских жилищ.


Эта же Запорожская казачья бригада имени Петлюры 17 февраля организовала погром в Фильштине, где было убито около 500 евреев и 120 тяжело ранено (треть населения Фильштины). Убийства совершались с подчеркнутой жестокостью. Женщин и детей поднимали на штыки. На детских трупах имелось большое количество штыковых ран. Город был сожжен; спаслись немногие, бежавшие в леса.


Утверждения о полнейшей непричастности Петлюры к зверствам гайдамаков опровергают различные факты. Известен, к примеру, эпизод на станции Бердянка, захваченной гайдамацким отрядом во главе с самим головным атаманом. Гайдамаки бросились в местечко и под угрозой расстрела всего еврейского населения потребовали выдачи им определенного количества оружия. Никакого оружия у населения не имелось, и чтобы это подтвердить, они во главе с раввином облачились в молитвенные одеяния и стали клясться, призывая Бога в свидетели, что оружия у них-таки нет. На свирепых гайдамаков эта молитва никакого воздействия не возымела, и они отступились лишь тогда, когда получили с обреченных значительную сумму денег. Петлюра все это время находился неподалеку, предаваясь отдыху в салон-вагоне, и палец о палец не ударил, чтобы прекратить издевательства своих гайдамаков.


МАХНО


В некотором смысле антиподом Симону Петлюре стал Нестор Махно, ярый анархист, участник Гражданской войны и одна из самых видных ее фигур.


Молодость будущего Батьки Махно очень напоминала молодость других героев Гражданской войны: революционный терроризм, участие в экспроприациях, покушения и т.п. В 1910 году за подобные «подвиги» он был приговорен к смертной казни через повешение, но затем ее заменили бессрочной каторгой. В каторжном отделении Бутырской тюрьмы в Москве малограмотный, но усердный Махно приобщился к знаниям и политике, прибившись к анархистам. После Февральской революции он вышел на свободу и вернулся на Украину в Гуляй-Поле, откуда был родом. Там его, признанного борца с режимом, избрали председателем местного крестьянского союза. Махно объявил себя комиссаром Гуляйпольского района и главой Комитета по спасению революции. Конец его революционным преобразованиям, горячо поддержанным народными массами, положило вторжение в Екатеринослав австро-германских войск при поддержке войск Центральной рады. Созданный им небольшой отряд вскоре был расформирован после безуспешного дебюта, завершившегося бегством с поля боя. Добравшись до Москвы, Махно встретился там с лидерами российских анархистов и был принят руководителями советского правительства – Лениным, Свердловым и Троцким. На Ленина он произвел большое впечатление в качестве потенциально надежного борца за народное дело. При участии Махно в июне 1918 года Московской конференцией анархистов была выработана тактика борьбы против гетманщины и австро-германских войск на Украине. По возвращении на Украину он организовал партизанский отряд, который вскоре перерос в многотысячную повстанческую армию, способную решать серьезные задачи. Беззаветно любившие соратники наделили его, руководителя этой армии, званием «Батько», и далее в историю Нестор Махно уже вошел под именем Батько Махно. Своей столицей он объявил Гуляй-поле.


Большевики очень ценили Махно, но в попытках присоединения его воинства к Красной Армии не преуспели и в итоге стали называть махновцев Революционной повстанческой армией Украины.




Новые герои Украины на параде в Станиславе (Ивано-Франковск)

в честь рейхсляйтера Ганса Франка. Фото 1941 года


Нестор Махно был кавалером ордена Красного Знамени (некоторыми исследователями этот факт оспаривается). Награду свою он получил за победы в боях против деникинцев, наступавших на Москву в феврале 1919 года. Начало разгрома войск Врангеля положили махновцы, форсировавшие для этого Сиваш. Незаурядные полководческие способности и смелость Махно получили должное признание у союзников и противников (Деникин его полководческие таланты отметил в своих воспоминаниях).


Нестор Махно был подлинным патриотом Украины, без всяких скидок. Горячий поборник всяческих свобод, он выступал за отказ от большевистской диктатуры, заявляя следующее:


«Если товарищи большевики идут из Великороссии на Украину помочь нам в тяжелой борьбе с контрреволюцией, мы должны сказать им: «Добро пожаловать, дорогие друзья!» Если же они идут сюда с целью монополизировать Украину, мы скажем им: «Руки прочь!»


В конце 1920 года большевики, взяв от Махно все, что им было от него нужно, порвали с ним. Началось неравное противостояние, закончившееся летом 1921 года разгромом махновцев. Сам Махно с остатками своего отряда бежал в Румынию, затем он жил в Польше, а в 1923 году переехал в Париж.


Нестору Махно в отличие от его современника и земляка Симона Петлюры удалось убедительно опровергнуть сколько-нибудь значимые обвинения в его адрес в антисемитизме. Более того, в его армии эффективно сражалось много евреев, причем не только медиков (доктором Абрамом Лосем были созданы санитарные отряды и госпиталь). Махновскую артиллерию возглавлял Абрам Шнейдер. Обороняя во время наступления деникинцев свою «столицу» Гуляй-поле, воины одного из еврейских подразделений сражались до конца и все погибли. Заместителем председателя махновского военно-революциолнного совета был еврей Коган, а разведкой руководил Лев Зиньковский (легендарный Лёва Задов). Елена Келлер возглавляла махновский Культпросветотдел, пытавшийся в махновскую вольницу вдохнуть соответствующий идейный дух.


Махно не на словах, как это большей частью делал Петлюра, а на деле пресекал любые проявления антисемитизма. Когда на одной из станций Махно увидел плакат «Бей жидов, спасай революцию, да здравствует Батько Махно!», то приказал найти автора плаката, который сразу же, в назидание другим, был расстрелян.


СТЕПАН БАНДЕРА


Галерея знаковых личностей, отметившихся в борьбе за украинскую независимость и возрождение нации, была бы неполной без Степана Бандеры.


Этот персонаж истории с ранних лет готовил себя к борьбе. Его работа над собой доходила до самоистязания, а поступки поражали последующих его биографов и почитателей. К примеру, волю свою он пытался укрепить тем, что на спор со сверстниками одной рукой душил котов, прослыв тем самым у нашего современника, писателя Олеся Бузины, «душителем котов». Свою волю Бандера тренировал не только этим: истязал себя цепью и загонял себе под ногти иголки, а над своей кроватью вешал кольцо колбасы, но при этом не ел несколько дней.


Уроженец одного из сел Галиции (сейчас – Ивано-Франковская область), Бандера наибольшей популярностью пользуется в Западной Украине, где, по данным опроса, более 75% населения его личность оценивают положительно. Всего по результатам опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» в апреле 2014 года, 31% украинцев к Степану Бандере относятся положительно, 48% – негативно, а остальные не смогли оценить к нему своего отношения. Жители Южной и Восточной Украины, а также Польши и России относятся к нему в основном негативно, обвиняя его при этом во множестве «измов»: фашизме, терроризме, радикальном национализме (нацизме), геноциде еврейского и польского населения, коллаборационизме.


Понятие «бандеровцы» стало нарицательным и применяется в настоящее время ко всем украинским националистам. Последние против этого и не возражают, а такой неонацист, как Олег Тягнибок, руководитель партии «Свобода» (ранее Социал-националистической партии Украины), свою принадлежность к бандеровцам подчеркивает с гордостью.


Что касается слова «нацист», то украинские националисты его не любят. Парадокс, однако, в том, что, возмущаясь против наименования «нацист» в их адрес, нынешние бандеровцы не перестают вести себя так же, как и их предтечи, истошно призывая вешать «москаляк» и «коммуняк» и восхваляя при этом преступников, возведенных их единомышленниками в ранг Героев Украины.


В Героях Украины Бандера продержался недолго. Это звание президент Украины Виктор Ющенко под аплодисменты зала присвоил посмертно ему 20 января 2010 года незадолго до окончания своего президентского срока. Формулировка была такой: «За несокрушимость духа в отстаивании национальной идеи, проявленные героизм и самопожертвование в борьбе за независимое Украинское государство».


По мнению Ющенко, этого события долгие годы «ждали миллионы». Остальные «миллионы» отметили ошибочность поступка Ющенко и явно были огорчены этим. 17 февраля 2010 года депутаты Европарламента официально выразили сожаление в связи с присвоением Бандере звания Героя Украины и призвали новоизбранного президента Виктора Януковича пересмотреть решение Ющенко. В России и Польше присвоение Бандере звания Героя Украины было воспринято резко негативно. Внук Степана Бандеры, которому Ющенко вручал сию посмертную награду (он также Бандера, и зовут его Степан), удивился реакции польской стороны и в одном из своих интервью заявил: «Я хотел бы напомнить полякам, что это они создали Степана Бандеру». А пресловутая Ирина Фарион, переметнувшаяся некогда из Компартии к Олегу Тягнибоку, заметила: «Польская оценка не может быть объективной хотя бы потому, что мы пребывали в состоянии войны с Польшей с XIV по XX век».


Центр Симона Визенталя с отвращением воспринял весть о «позорном» награждении Бандеры, которого обвинил в сотрудничестве с нацистами. Ряд украинских деятелей культуры осудили награждение Бандеры высоким званием и обратили внимание на то, что он не мог быть им награжден уже потому, что не являлся гражданином Украины (по закону Героем Украины может стать только украинский гражданин).


2 апреля 2010 года Донецкий окружной административный суд признал указ Ющенко о присвоении Бандере звания Героя Украины незаконным. Решение суда вызвало как поддержку, так и протесты в украинском обществе. Примечательно, что свое возмущение по поводу отмены указа Ющенко выразил также бывший президент Украины Леонид Кравчук (в 1989–1990 годах он заведовал идеологическим отделом и был секретарем ЦК КПУ), а пресловутая Юлия Тимошенко обвинила действующие власти в «репрессиях настоящих героев Украины». Апелляции на решение Донецого окружного суда не возымели действия, и спустя год Высший административный суд Украины окончательно оставил в силе постановление Донецкого окружного суда, отклонив все кассационные жалобы бандеровцев и их единомышленников.


ЛИДЕР УПА


У Романа Шухевича, главнокомандующего УПА, «подвигов» перед народом Украины не меньше, чем у Степенна Бандеры. Однако «иконой» украинского национализма он, подобно Бандере, не стал. У них много общего: оба придерживались мнения о том, что их власть, если она настанет, должна быть «страшной». Оба видели в «москалях», «жидах» и «ляхах» одних лишь врагов Украины, которых они призывали уничтожать. Шухевич, правда, видел в качестве врагов массу своих же украинцев и своей любовью их не баловал. Об этом свидетельствует ряд его высказываний. Приведу некоторые.


Весной 1944 года на сборах ОУН (Организации украинских националистов) он заявил:


«Про украинские массы говорить поздно. Мы их плохо воспитали, мало били и вешали. Теперь надо думать про то, как сохранить организацию и захватить власть».


А вот что писал Роман Шухевич, нынешний Герой Украины, в своей рабочей переписке:


«ОУН должна действовать так, чтобы все, кто признал советскую власть, были уничтожены. Не запугивать, а физически уничтожать. Не нужно бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского народа останется половина – ничего страшного в этом нет».


Система комплектования УПА, которой командовал Шухевич, была своеобразной. Если лица, выделенные для службы в УПА и вызванные на сборный пункт, туда не являлись, им назначалось наказание в виде 50 ударов шомполом. Дезертиров из УПА избивали шомполами и отправляли в концентрационные лагеря, а более злостных уничтожали – как правило, душили веревочной петлей, экономя тем самым патроны.


Крестьян за провинности бандеровцы также наказывали шомпольными ударами. Утверждение о том, что УПА опиралось исключительно на народную поддержку, является мифом националистов.


ЯРОСЛАВ СТЕЦЬКО И ДРУГИЕ


30 июня 1941 года бандеровцы устроили предварительно согласованный с абвером фарс провозглашения самостоятельного государства. На площади Рынок (чем не майдан?) был объявлен Акт об образовании марионеточного правительства – «Украинского краевого правления» во главе с украинским нацистом Ярославом Стецько. В этом Акте провозглашалось, что «украинское государство будет тесно сотрудничать с национал-социалистической Великой Германией под руководством Адольфа Гитлера». Верный Бандере Ярослав Стецько повторял, как клятву, его слова:


«Политику мы будем проводить без всяких сантиментов. Мы уничтожим всех без исключения, кто станет на нашем пути. Наша власть будет политической и военной диктатурой ОУН, для врагов страшной и неумолимой».


Авантюра Бандеры и Стецько, рассчитанная на поддержку оккупационных властей и крышевавшего их абвера, с треском провалилась, поскольку нацистов меньше всего заботил вопрос об обеспечении независимости Украины. Гитлер не стал слушать бандеровцев и распорядился «разогнать эту банду», и его приказ тут же выполнили. 12 июля 1941 года Бандеру и Стецько арестовали и вскоре водворили в концлагерь Заксенхауз в здание Целенбау для проштрафившихся гитлеровских сановников, обособленно от обреченных на смерть узников лагеря. «Поняв службу», они по каналам нацистских спецслужб стали слать своему наместнику во Львове Николаю Лебедю письменные приказы: «Ни одного выстрела по немцам, наш враг – Москва».


Со временем стало ясно, что Бандера и Стецько были посажены для того, чтобы они обрели имидж стойких борцов – мучеников нацизма – и таким образом завоевать симпатии соотечественников. Статус узника концлагеря не помешал Стецько при помощи нацистских спецслужб встретиться в 1943 году в Кракове с Миколой Лебедем, еще одним лидером ОУН.


Примечательна была дальнейшая судьба «узника концлагеря» Бандеры сразу после «освобождения». В конце 1944 года его пригласил на беседу сам рейхсфюрер СС Гиммлер и сказал ему так: «Необходимость вашего вынужденного пребывания под мнимым арестом, вызванная обстоятельствами, временем и интересами дела, отпала».


Степана Бандеру направили в распоряжение абверкоманды-202 в г. Краков, где он лично инструктировал агентуру, направляемую для связи в штаб УПА с целью проведения диверсионной работы в тылу Красной армии.


Украинская поэтесса Елена Телига, убежденная националистка, стала одним из символов украинского возрождения. Ее трагическая судьба отчетливо отобразила заблуждение украинских политиков, постоянно ищущих поддержки за рубежом в странах, абсолютно чуждых к судьбе их страны. Более того, модель для подражания выбиралась ими крайне сомнительная и ущербная.


Телига с восхищением воспринимала фашистские движения в Европе. В 1937 году, выступая перед Украинской студенческой общиной в Варшаве, она выражает свое восхищение фашистскими движениями в Европе: «Любить свое дело превыше всего, смотреть на него как на саму жизнь, отдаваться ему с радостью – эту большую правду хорошо поняли нации, которые растут и крепнут на наших глазах, – Италия и Германия. «Сила через радость» – так называется одна из прорывных юношеских организаций новой Германии. И собственно «радостная сила» источником бьет от нее, оставляет незатертое впечатление на чужака».


В октябре 1941 года Телига нелегально приехала из Польши в Киев и организовала там «Союз украинских писателей», выпускала еженедельник «Литавры» и сотрудничала с газетой «Украинское слово». Как ни парадоксально, но в статьях этих изданий мало внимания уделялось украинской культуре, но неизменно прославлялись успехи и политика «победоносной Германии». В своих статьях Телига выражала надежду на то, что крушение большевизма поможет возрождению украинской культуры.


Телига вместе с другими ее единомышленниками вела себя независимо и игнорировала постановления немецкой власти, нацеленные на жесткое пресечение попыток украинских националистов даже намекать о создании собственного государства. В феврале 1942 года ее и еще несколько десятков украинских националистов забрали в гестапо и вскоре расстреляли в Бабьем Яру. Примечательно, что в здании, где располагалось нацистское гестапо, в настоящее время находится Служба безопасности Украины (СБУ), в застенках которой томятся узники из различных районов Украины, обвиненные в «сепаратизме».

Кто они, герои Украины — РИА Новости, 26.05.2021

Владимир Лепехин

На днях Петр Порошенко наградил Орденом мужества (посмертно) харьковского активиста майдана Игоря Толмачева. Само по себе очередное награждение — не столь важное событие, если бы не несколько «но».

24 февраля 2015, 11:33

Порошенко наградил погибшего от взрыва в Харькове активистаПрезидент Украины Петр Порошенко наградил орденом «За мужество» третьей степени организатора «евромайдана» в Харькове Игоря Толмачева, который погиб в результате взрыва на шествии.

Самое большое «но» состоит в том, что организаторы теракта в Харькове далеко не установлены: украинские власти обвиняют «харьковских партизан» или «российских диверсантов», а организация «Харьковские партизаны» утверждает, что их организовали структуры, близкие к МВД и СБ Украины.

Очевидно также, что Толмачев — не герой, а очередная сакральная жертва, необходимая нынешнему киевскому режиму для удержания власти в технологии управления тоталитарной сектой.

Эксгибиционизм киевской хунты

«Слава Украине! Героям слава!» — эта известная кричалка представителей и сторонников нынешней власти в Киеве созвучна печально знаменитому фашистскому приветствию «Хайль Гитлер! Зиг хайль!» И это не ирония истории, а её закономерная повторяемость — воспроизводимость стандартной нацистской формулы в том времени и в тех местах, где к власти стремятся прийти или приходят «сверхчеловеки».

«Сверхчеловеки» склонны славить себя. В гитлеровской Германии склонность к самовосхвалению и самолюбованию трансформировалась в прославление вождя, на современной Украине — в прославление её героев.

Соответственно, можно предположить, что какова сегодня Украина, таковы и её нынешние герои и, напротив, каковы её герои, такова и новая украинская «политическая нация», как её сегодня определяют сторонники киевской хунты.

Что ж, посмотрим на героев этой новой нации.

Отряд имени Ивана Кожедуба

Те россияне, кому сегодня больше сорока, в юном возрасте прошли через пионерскую организацию. И наверняка помнят, что у каждого школьного пионерского отряда были имя и девиз. Отряд автора этих строк носил имя Ивана Кожедуба, а девиз у отряда был такой — «Героев чтить, не забывать, всегда во всем им подражать».

Тем, кто не знает, кто такой Иван Кожедуб, напомню, что это один из двух трижды героев Советского Союза, летчик, совершивший за четыре года войны 330 боевых вылетов и сбивший 62 (советский рекорд) фашистских самолета.

Иван Кожедуб родом из Украины, из Черниговской губернии. И он не только самый знаменитый герой Великой Отечественной войны, но и самый, пожалуй, выдающийся военный герой Украины XX века.

Но кто сегодня в Киеве помнит и чтит Ивана Никитовича Кожедуба?

В чести на Украине ныне те, против которых боролись Иван Кожедуб и его товарищи. В чести Роман Шухевич, прославившийся организацией карательных операций против земляков и белорусских партизан, психически нездоровый пособник немецких фашистов Степан Бандера, и их последователи, также страдающие различными комплексами и морально-психическими отклонениями, выдаваемыми нынешней киевской властью за мужество, волю, безграничную любовь к родине и иные качества, как бы присущие назначенным ею «героям».

Война идет, а героев нет

Сегодня киевский режим пытается убедить украинцев и весь мир, что Россия ведет войну против Украины. При этом Киев не вводит военное положение в стране и не объявляет в ответ войну «агрессору». Впрочем, разбор подобного парадокса не входит в нашу задачу. Мы хотим обратить внимание на тот факт, что война на Украине понимается и трактуется по-разному. Кто-то называет военные столкновения на востоке Украины гражданской войной, Киев считает обстрелы артиллерией ВСУ сел и городов Донбасса антитеррористической операцией, а мы считаем, что сегодня нацистская хунта развязала войну против части украинского народа.

Но, как бы ни называлась эта война, мы видим, что в ней нет сегодня — со стороны Киева — настоящих героев. Почему? Да потому, что если бы это была воистину народная и справедливая война или борьба нового политического класса с реальными террористами, герои появились бы непременно, война же против собственного народа порождает не героев, а убийц.

Взять, к примеру, летчика Владислава Волошина — того, который, как утверждает свидетель, найденный «Комсомольской правдой», сбил летом прошлого года малазийский Боинг. Он кто — герой? Новый украинский ас, продолживший дело Ивана Кожедуба?

По фашистским меркам капитан Волошин, возможно, герой. Как и капитан (кауптман) немецкой армии Роман Шухевич, который в 1947 году обратился к своим сторонникам со следующим словами: «Не запугивать, а истреблять! Не надо бояться, что люди проклянут нас за жестокость. Пусть из 40 миллионов украинского населения останется половина — ничего ужасного в этом нет». (См. А. Чайковський. Невідома війна). Полагаем, что с теми же примерно словами периодически обращаются к своим подчиненным и нынешние руководители Украины.

По человеческим меркам Волошин — банальный преступник, скрывающийся от журналистов. Как, впрочем, и многие другие «герои» войны, развязанной хунтой против населения Новороссии. И поскольку настоящих героев среди бойцов ВСУ и Нацгвардии нет, киевский режим взялся за выдумывание подвигов и героизацию насильников вроде расстреливавших жителей Донецка киборгов из ДАП или командиров подразделений, бросивших своих бойцов в Илловайском или в Дебальцевском котлах.

13 февраля 2015, 14:50

Ложные фото войск РФ на Украине вызвали ярость американского сенатораСенатор-республиканец Джим Инхоф получил «обличительные фотоснимки» о военном присутствии российских войск на Украине от украинских депутатов. Затем выяснилось, что эти фотографии были сделаны в других горячих точках и несколькими годами ранее.

Владислав Волошин был награжден Орденом мужества (действительно, надо иметь мужество расстрелять пассажирский самолет). Этим же орденом награжден и Семен Семенченко, боевик, — тот самый деятель, что снабдил американского сенатора Джима Инхофа фальшивыми снимками о российских войсках на Донбассе. Орденами и медалями награждены также многие командиры и «особо отличившиеся» (в убийствах и насилии) бойцы заградотрядов Нацгвардии.

Героизация жертв

На самом деле не ордена делают из людей героев, а их поступки. И сколько наград не вешай на ту или иную грудь, в историю они все равно не попадут. Что же касается Толмачева, то — как ни крути — и он не герой, но одна из многочисленных жертв киевского режима. Который сначала организует убийства людей, а потом награждает как жертв преступлений (посмертно), так и их убийц.

Классический случай — «небесная сотня».

В результате организованного лидерами украинского госпереворота расстрела рядовых бесов майдана последние стараниями режима превратились в ангелов небесных, ибо они — «жертвы кровавого режима Януковича».

Не менее показательна история и с еще одним воздушным асом Украины — Надеждой Савченко, которой предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве российских журналистов. Киев объявил её героем Украины, после чего она была избрана в Верховную Раду и ПАСЕ — как «жертва российского правосудия».

Вот так из обычных убийц, их пособников, а также из ничтожных или просто случайных людей Киев и лепит сегодня национальных героев. А кожедубы ему не нужны — они ведь не выступали за евроинтеграцию и против проклятых москалей.

Время не героев, но бесов

22 февраля 2015, 15:05

СМИ: «герои» Майдана бегут с Украины и не собираются возвращатьсяАктивисты Евромайдана стремятся уехать из страны, поскольку не видят своего будущего в полуразрушенном государстве и признают, что не ожидали, что последствия государственного переворота будут такими, пишет журнал Vice.

Сегодня на Украине время бесов, а не героев. Время людей, давно потерявших лицо, но проводящих «Марши достоинства», и персонажей, запутавшихся во лжи, но выходящих на «Марши правды». Сегодня в этой стране эпоха «революционеров», бегущих от призыва в армию в ненавистную Россию.

Уверен: скачущие на майданах подростки не знают фамилий тех, кому Украина обязана своим существованием — например, ста десяти ребят (они и есть настоящая «небесная сотня») из «Молодой гвардии», большинство из которых героически погибли под Краснодоном в 1943 году.

Молодогвардейцы — не чета нынешним нацгвардейцам. Первые были расстреляны фашистами, а многих из них живыми сбросили в шахты. За спинами же вторых — «героическое» метание бутылок с зажигательной смесью в бойцов «Беркута» и безоружных защитников Куликова поля.

Первые рисковали жизнями за идеалы (светлое будущее всего человечества), вторые — за власть и евро.

Гибель молодогвардейцев — бескорыстный подвиг, смерть бойцов «небесной сотни» — следствие их собственной глупости: боролись за безвизовый выезд в Европу, а заработали пулю в спину от своих.

Герои и геростраты

У настоящей Украины (Киевской Руси), которую отстаивают сегодня ополченцы ДНР и ЛНР, харьковские и одесские «партизаны» и просто честные люди из других регионов страны, есть настоящие герои. И это не только Богдан Хмельницкий, Николай Островский или Иван Кожедуб, но и новые герои, от Александра Захарченко и Дарьи Морозовой до рядовых бойцов ополчения и медсестер, спасающих жизни искалеченных обстрелами людей.

А вот наспех скроенные герои искусственно созданной Украины-Галичины суть геростраты и персонажи сочиненной за океаном трагикомедии, призванной вывернуть наизнанку историю России и Второй мировой войны.

Такова личина современной западной политики, переиначивающей черное в белое и наоборот: подлинных героев Незалежной — в её врагов, а очевидных врагов свободной и процветающей Украины — в её героев.

Краткая история украинских героев

Андрей Курков

До войны украинские подростки любили пересылать друг другу фотографии российских рэперов. Сейчас в их телефонах циркулирует изображение безликого человека в каске, так называемого «призрака Киева». Эта легенда родилась на второй день русского вторжения. Сообщается, что неизвестный пилот патрулировал небо над Киевом на старом советском М и G -29. По состоянию на утро вторника он предположительно сбил не менее десяти российских истребителей. Хотя министерство обороны настаивает на том, что призрачный ас реален, подтверждающих доказательств мало — некоторые видеоролики, якобы показывающие его в действии, оказались взяты из компьютерных игр.

Другие мемы текут туда-сюда: солдаты на Змеином острове, которые ответили на призыв военного корабля сдаться, сказав русским «идите на хуй»; Виталий Скакун, сапер, который вызвался минировать мост на Геническ при приближении колонны российских танков и подорвался при этом (российская армия все же захватила город). Даже президент Владимир Зеленский стал круче петербургской грязи со своими вызывающими роликами в соцсетях.

С момента обретения независимости в 1991 Украина изо всех сил пыталась найти героев, вокруг которых можно построить национальный миф. Те, что дошла до нас история, не совсем работают по разным причинам. Но последние несколько дней породили десятки. Есть что-то уместное в том, что самый романтичный из них, пилот-призрак, может быть даже ненастоящим. Если бы этих героев не было, нам пришлось бы их изобрести. Прямо сейчас кажется, что мужество — это все, что стоит между нами и полным уничтожением.

Я не солдат. Когда я служил в армии, я был тюремным надзирателем. Я умею копать окопы, но мне за 60. Я знаю, что мой фронт — информационная война. Тем не менее, я должен оставаться в Украине. И такие люди, как Скакун, сапер, заставляют меня думать, что мне не нужно бежать. Они дают мне чувство безопасности, даже если они сражаются далеко от меня. Они помогают мне почувствовать, что Украина выстоит.

Многие из постаментов в Киеве, где люди могут искать патриотическое вдохновение, заняты фигурами, которые сейчас кажутся непонятными, вызывающими разногласия или нелюбимыми. Трудности Украины с поиском национальных героев отражают ее пестрое прошлое. Мы — многонациональное, многоязычное общество, за которое боролись разные великие державы — Речь Посполитая, царская империя, нацисты. То, что одна часть страны считает храбростью, другая может расценивать как предательство или угнетение. Украинцы не любят, когда им что-то навязывают, меньше всего героев.

Правда, мало кто имеет что-то против народного поэта Тараса Шевченко. Но он был сослан царской имперской полицией в 19 веке за свои патриотические стихи, а жертвы редко становятся хорошими героями, особенно для народа на войне.

Советы пытались сделать Богдана Хмельницкого национальным деятелем. Этот вождь казачьей армии XVII века был полезным символом для Кремля: он, как известно, пригласил русских в страну, официально попросив царя в 1654 году помочь ему в борьбе с поляками. Вскоре после этого царь запретил казачье войско, и украинские территории потеряли свою независимость. Памятник Хмельницкому стоит в центре старого города Киева на Софийской площади, прямо возле моего дома. Он не подвергался вандализму с тех пор, как Украина провозгласила независимость от Советского Союза в 19 году.91. Но цветы на него тоже никто не приносит. Не помогает и то, что его сторонники убили тысячи украинских евреев, которых они обвиняли в союзе с Польшей.

Прямо сейчас кажется, что мужество — это все, что стоит между нами и полным уничтожением

Самый спорный украинский «герой» — Степан Бандера, ультранационалист, который приветствовал нацистов в Украине в 1941 году, потому что хотел избавить страна коммунистов. Его одержимость независимостью Украины в конце концов привела к тому, что нацисты отправили его в концлагерь, где он провел большую часть войны. После этого он поселился в Мюнхене и был убит Агент КГБ в 1959 году. Многие украинцы ценят его преданность независимости страны (некоторые добровольческие отряды, которые сейчас воюют с Путиным, переименовали коктейли Молотова в «смузи Бандеры»). Другие по-прежнему потрясены насилием, совершенным его последователями.

Более поздние попытки национального мифотворчества не увенчались успехом. На мгновение показалось, что у Виктора Ющенко есть нужные ингредиенты. Когда он выступил против кандидата Кремля Виктора Януковича на выборах в 2004 году, его отравили и навсегда изуродовали. Последовавшая за этим волна возмущения стала известна как «оранжевая революция», что вызвало повторное голосование. Однако после того, как Ющенко был избран президентом, он был слишком готов пойти на компромисс со старым порядком.

Восстание на Майдане в 2014 году могло породить кого-то получше. Военный летчик и капитан украинской армии Надежда Савченко попала в плен к россиянам, которые отдали ее под суд в Москве, где она ругалась с судьей и отказывалась признавать авторитет суда. После освобождения она стала депутатом парламента, но оставалась неоднозначной политической фигурой, временами выступая за дружбу с сепаратистами Донбасса. Некоторые думали, что ее повернули русские. Сегодня она совершенно забыта.

Будут ли когда-нибудь памятники Зеленскому? Будут ли люди посещать их? Возможно, мы больше не будем застревать в бесконечном цикле превращения героев в антигероев Украины. С 1991 года Украина является независимой страной, впервые со времен расцвета Хмельницкого в 17 веке. Наш народ ценит эту независимость превыше всего.

Я не солдат. Такие герои, как сапер, заставляют меня чувствовать, что мне не нужно бежать по телефону

. Даже многие, кому не нравится правительство Зеленского или политическая система Украины, готовы бороться за нее, а не видеть Украину раздавленной внешней силой. Если герои этой войны сделают что-то, что впоследствии запятнает их репутацию, храбрость наших дней будет жить. Думаю, люди помнят имя сапера Виталия Скакуна. Мы построим вокруг него новую национальную идентичность. ■

Андрей Курков — украинский писатель. Его последний роман — «Серые пчелы» (Deep Vellum/MacLehose Press). 15:10 PT

1

Более 4,6 миллиона человек покинули Украину после вторжения России 24 февраля, что спровоцировало крупнейший кризис беженцев в Европе со времен Второй мировой войны. Они путешествовали на автобусах и поездах, складывали в чемоданы самое дорогое. Они перешли в чужие земли, их будущее неизвестно.

Но миллионы других остались, чтобы защитить свою страну. Некоторые взялись за оружие, но другие помогают по-разному. Есть учительница, которая сейчас чистит картошку в бесплатной столовой. Диджей, отвечающая на экстренные вызовы, которая говорит, что у нее есть «небольшая комната в моем мозгу», чтобы хранить всю боль, которую она услышала. Есть психологи, пытающиеся помочь людям пережить травму в режиме реального времени, и студенты, рискующие своей жизнью, чтобы снабжать духом солдат на передовой.

Беспощадное наступление России — теперь нацеленное на юг и восток с ежедневными артиллерийскими обстрелами — изменило повседневных украинцев. Вот некоторые из их историй. Эти интервью были отредактированы и сжаты.

2

Лес Якимчук, 29 лет, видеооператор

(Лесь Якимчук)

Когда началась война, я шесть месяцев учился в Университете Огайо. Мы с подругой решили вернуться в Украину. Это было действительно импульсивное решение. Когда твоя мама находится в городе, который бомбят русские, ты не можешь принять рациональное решение. Я был в ужасе, когда пересек границу с Польшей. Я понял, что обратной дороги для меня нет, потому что, как мужчина, я не могу сейчас покинуть страну. Я заперт. Но я в порядке с этим.

Когда я решил вернуться, мои друзья из Огайо дали мне медикаменты, которые я доставил своим друзьям в Территориальные силы обороны в Киеве. Я обнаружил, что наши солдаты совершенно не подготовлены. У многих не было надлежащей одежды, шлемов или аптечек. Поэтому я решил помочь. Каждый день я пытаюсь найти необходимые продукты в Европе или США, а затем доставляю их на передовую. Выдаем аптечки, жгуты, вещи для спасения жизней. Я знаю, что мы победим в этой войне. Мы уже выиграли эту войну на самом деле, ментально и культурно. Но я просто не хочу, чтобы умирало больше людей.

Три недели назад мои друзья, волонтеры, которые развозили наши вещи, ехали в Чернигов, когда их обстреляли ракетами. Они умерли.

Я просто боюсь, что после этого у меня будут какие-то психологические последствия. Возможно, мне придется пойти к терапевту или что-то в этом роде. Волонтерствую каждый день без перерывов, без праздников и выходных.

Это большой стресс, потому что у вас есть все эти новости о войне, у вас есть сирены воздушной тревоги, иногда вы слышите, что друзья погибли. Это просто потрясающе.

3

Олимпия Белоусый, 33 года, DJ

(Олимпия Белоусый)

До войны я был ди-джеем на модных мероприятиях. Я много путешествовал. Я ходил в рестораны с друзьями.

Сейчас я помогаю в национальном колл-центре, пытаюсь помочь людям найти их пропавших родственников. Это солдаты или гражданские лица, которые пропали без вести, попали в плен или погибли на войне.

Каждый день я слышу страшилки. Если вы видели, что произошло в Буче, где много людей было убито русскими солдатами, то такие истории я слышу.

Я все помню. Я помню имена. Я помню каждую ситуацию в деталях. У меня есть небольшая комната в мозгу, где я буду хранить все эти истории всю жизнь.

Звонила одна женщина и просила кого-нибудь привезти тело ее сына из Ирпеня, что очень близко к Буче. В первые дни оккупации русские солдаты убили ее сына. Ей пришлось оставить его в ванной, в ванне. Она позвонила, чтобы попытаться получить его тело, чтобы похоронить его. Она не плакала. Она говорила голосом человека, у которого больше ничего нет в жизни. Она была такой холодной. Ее голос был таким холодным. Она говорила как робот. Это была не самая страшная страшилка, которую я слышал. Но я помню ее голос. Иногда это как пластинка в голове.

Мой брат пошел добровольцем в территориальную оборону. Он не может сказать мне, где он. Я видел его всего один раз с начала войны. Я пришел к нему и дал ему много сигарет для всех парней с ним. И много шоколадок, ведь в таких ситуациях всегда хочется съесть что-нибудь сладкое.

В первый день войны мы проснулись от взрывов. Мы с мужем отправились на машине на запад. Мы ехали два часа, но в итоге вернулись в Киев, потому что поняли, что не можем уехать. Если бы мы были в каком-то другом, менее опасном городе, мы бы все время думали о том, как оставили семью в Киеве и ничем не помогли.

4

Слава Бальбек, 38 лет, архитектор и владелец кафе

(Слава Бальбек)

У нас есть группа ресторанов, и мы жертвуем продукты. Мы получили просьбу съездить и доставить в Буча припасы и продукты вскоре после ухода российских солдат.

Там жил один из парней, его папа. Мы пошли к нему домой, чтобы встретиться с ним, и они просто обнимались. Это было очень трогательно. Папа познакомил нас с расстрелянным русскими соседом. Он выходил из дома и был ранен в голову, но пуля прошла ему через рот, и он выжил. Он сказал: «Все в порядке. Я в полном порядке. Я жив.»

Все, кого я знаю, делают что-то, чтобы помочь. У меня нет контактов, которые ничего не делают. И у меня нет контактов, у которых ничего не потерялось.

5

Галина Батозская, 62 года, учитель английского языка

(Галина Батозская)

Когда началась война, все мои ученики сразу исчезли. Я просто не мог думать об обучении. Ни за что. Я чувствовал себя таким пустым внутри.

Я начал работать волонтером через три-четыре дня после начала войны. Я понял, что не могу оставаться дома, потому что нервничал, был расстроен, плакал. Мне было страшно за будущее, и я понял, что единственный способ поднять себя — это чувствовать себя полезным. В кафе, где мы готовим еду для людей, мне спокойно. Я никогда не слышу звуков войны и обстрелов, потому что на нашей кухне всегда звучит музыка.

Ежедневно мы кормим около 500-600 человек. Готовим для солдат, для полицейских и для двух больниц. Теперь я могу чистить и резать картошку очень быстро.

Мы переехали в Киев из Донецка, на восток, в 2014 году [после того, как пророссийские боевики захватили регион]. Тогда я впервые почувствовал, что значит быть беженцем, бежать из места, где ты жил, и это было ужасно.

Мне тогда было 55 лет. Это не тот возраст, когда можно легко начать жизнь заново.

В этот раз, когда началась война, я решил никуда не ходить. Вы не можете бежать каждый раз. Мои родственники до сих пор живут на востоке [где российские силы сосредоточили свои атаки в последние дни]. Там моя сестра, ее семья и моя мама. Моей маме 94.

Душевно я очень устал. Я скучаю по ощущению расслабления. Знаете, это ощущение, когда лежишь на пляже и смотришь на море. За восемь лет я не чувствовал себя расслабленным.

Мой старший сын волонтер. Он доставляет припасы на передовую. Он просто взял 300 спасательных жилетов, плюс не знаю сколько дронов, плюс немного боеприпасов, и со всем этим поехал на передовую. Он был в Краматорске за день до большого взрыва на вокзале. Мой младший сын, он сопровождает журналистов. Абсолютно я волнуюсь. Но я знаю, что это их выбор. Они хотят сделать что-то для своей страны.

6

Оксана Кривоногова, 43 года, психолог

(Оксана Кривоногова)

24 февраля разбомбили военный аэродром возле моего дома в Одессе. Было 5 утра. Мы подумали: это фейерверк? Кто устраивает вечеринку по случаю дня рождения в пять часов утра? Мы просмотрели соцсети и поняли, что мы на войне. Мы не могли в это поверить.

Я психолог, и у меня есть неправительственная организация, которая предоставляет услуги раннего вмешательства для детей с задержкой развития. Но во время войны многие родители, с которыми мы работаем, потеряли работу и зарплату. Так мы начали оказывать гуманитарную помощь. Мы купили подгузники, еду и другие товары и доставляем их им каждую неделю.

Мы видели с детьми очень интересные вещи. Есть один мальчик, который не может говорить, но научился имитировать сирену воздушной тревоги.

Когда мы разговариваем с родителями, конечно, мы видим высокий уровень тревожности. Мы организовали групповую встречу с родителями онлайн. Это очень интересно, потому что мы пытались сделать что-то подобное перед войной, и у них не было времени. Но теперь я думаю, что им действительно нужна эмоциональная поддержка. Они хотят рассказать свои истории.

У меня есть муж и сын 14 лет. Сейчас мой сын находится на западе Украины с моей сестрой. Он стал очень эмоциональным. Раньше, если он проводил время в доме своей бабушки, он мог забыть позвонить мне, а звонил раз в неделю, может быть. Но теперь он звонит мне каждый день. И каждый день спрашивает, когда я к нему приду. Он беспокоится обо мне. Он знает все, что происходит из TikTok, и он знает имена и лица всех министров, Конгресса и многих президентов. Раньше он никогда не интересовался политикой, теперь он очень ею увлекается.

Думаю, мы все становимся сильнее. Я вижу это каждый день. Я вижу матерей, которых я считал хрупкими, но теперь они такие сильные. Одна мать, у которой есть ребенок с расстройством аутистического спектра, переехала в Польшу, и это была очень долгая и очень тяжелая поездка, но сейчас она возит гуманитарную помощь из Польши нашим солдатам в Одессе. Еще одна мать, она помогает заботиться о собаках и животных, которые остались, когда людям пришлось бежать. Я думаю, что каждый человек ищет себя.

7

Анна Усатенко, 40 лет, терапевт, лидер общественной организации

(Анна Усатенко)

Знаете, это непросто? Вы испытываете чувства, которых раньше никогда не испытывали. Полная неуверенность, очень стойкая злость на происходящее и очень жуткий страх за своих детей — и понимание того, что ты ничего не можешь сделать, чтобы их защитить.

Но, с другой стороны, у нас есть стремление помогать друг другу. Вы чувствуете большое единение и много тепла от окружающих вас людей.

Я помогаю беженцам и людям в кризисной ситуации с тех пор, как в 2014 году на востоке началась война, и я видел тех, кто помогает другим лучше выздороветь. Поэтому я стараюсь быть полезным, чем могу. Мы берем немного еды и отдаем ее старикам. Моя НПО опубликовала материалы с пиктограммами, объясняющие детям с умственной отсталостью, нарушением речи или аутизмом, как вести себя в бомбоубежище или при эвакуации.

Я также прохожу обучение в национальном агентстве по чрезвычайным ситуациям. Это как с пожарными. Они хотели бы создать бригады хотя бы для немедленного экстренного реагирования.

Мы делаем все, что можем, каждый старик, каждый фермер, каждый учитель, каждый врач, каждая домохозяйка борется по-своему.